Права и обязанности семьи в обществе

19 сентября, 2022 0 Автор ewermind

 

Функции семьи. Основные и вторичные функции семьи

Семья представляет собой социальный институт, наделенный различными функциями, которые постепенно изменялись в историческом развитии.

Функции семьи делят на основные и вторичные. Основные функции представлены на всех этапах развития семьи, роль вторичных функций возрастала или уменьшалась в разные исторические периоды.

Основными функциями семьи являются репродуктивная, воспитательная и хозяйственно-экономическая функции.

Репродуктивная функция

Репродуктивная функция отвечает за биологическое воспроизводство населения (деторождение) и является одной из важнейших функций. Так же репродуктивная функция регулирует сферу сексуальных отношений супругов, которая является важной для гармоничных и здоровых отношений. В основе репродуктивной функции должны учитываться индивидуальные запросы и права каждого из супругов.

Социальная политика большинства стран мира направлена на поддержку родительства как цели создания семьи.
Сегодняшняя демографическая ситуации характеризуется следующими аспектами:

  1. непрекращающимся падением рождаемости в индустриально развитых странах, как следствие – не обеспечение воспроизводства населения;
  2. старением населения в индустриально развитых странах при тенденции увеличения продолжительности жизни граждан;
  3. абсолютным и относительным сокращением части трудоспособного населения.

В российской семье так же наблюдается снижение рождаемости из-за наличия социальных и экономических проблем, с которыми сталкивается наше общество в последние десятилетия.

На снижение рождаемости влияет множество факторов, среди которых — нерешенность жилищной проблемы, низкий уровень жизни семьи, рост безработицы, особенно среди женщин, алкоголизм членов семьи и другие. Решение всех этих проблем требует выработку грамотной и долгосрочной государственной политики, которая будет направлена на охрану семьи, детства и материнства.

Воспитательная функция

Воспитательная функция (функция социализации) направлена на передачу детям общепризнанных социальных ценностей, обучение детей социальным ролям, признанным в обществе.

Социолог Т. Парсонс отмечал, что первичная социализация, которая осуществляется в семье, положительно влияет на весь последующий процесс включения личности в общественные структуры. Именно с детства ребенок усваивает ценности и нормы, которым потом руководствуется в жизни.

В истории известны факты, когда роль первичной социализации возлагали на государство (система общественного воспитания в СССР и культурная революция в КНР, кибуцы в Израиле и социалистические эксперименты в Швеции). Однако все эти попытки показали свою несостоятельность и неэффективность.

Нельзя оставить без внимания факты негативной социализации в неблагополучных семьях. В России особого внимания требуют проблемы беспризорничества, алкоголизма и наркомании в семье, малолетней преступности и детской проституции.

Хозяйственно-экономическая функция

Хозяйственно-экономическая функция семьи связана с ведением домашнего хозяйства, организацией семейного потребления, формированием семейного бюджета, разделением обязанностей по дому и т.д.

В доиндустриальном обществе семья представляла собой основу экономической ячейки общественной жизни. С переходом к индустриальной стадии развития, данная сторона семьи минимизируется, семья превращается из производительной ячейки общества в потребительскую. Члены семьи должны теперь больше работать вне дома, чтобы получать средства для покупки количественно и качественно возрастающего набора товаров и услуг.

Важно отметить, что занятость в общественном производстве одних членов семьи является условием обеспечения жизнедеятельности других (детей, инвалидов, стариков и других). В каждой семье происходит взаимный обмен услугами, именно поэтому необходимо разделение домашних обязанностей между членами семьи.

Так же в хозяйственно-экономическую функцию семьи входит передача имущества и финансовых сбережений детям по наследству. Если в советское время этот аспект не был отражен в законе, то в сегодняшней российской правовой системе он обрел легитимность и отражение в законодательстве.

Функция эмоционального и духовного общения

Функция эмоционального и духовного общения является одной из основных функций, т.к. в семье человек получает помощь и поддержку, удовлетворяет свои потребности в эмоциональном общении и взаимопонимании. Если в семье не хватает тепла, любви и взаимопонимания, то в этой семье чаще будут проявляться поведенческие и эмоциональные трудности.

Семья обеспечивает эмоциональную стабильность не только своих членов, но еще и тех людей, с которыми она взаимодействует. Совместное проведение досуга членов семьи усиливает их сплоченность, способствует пониманию друг друга.Благодаря данной функции в значительной степени создаются благоприятные условия для реализации целей, поставленных семьей.

Функция эмоционального и духовного общения реализуется более успешно, если семья поддерживает широкие контакты и дружественные отношения со своими родственниками (бабушками, дедушками, дядями, тетями, племянниками и т.д.)

Читать статью  Проблемы молодой семьи и способы их решения

Вторичные функции семьи

К вторичным функциям семьи относят статусную функцию, функцию первичного социального контроля, досуговую функцию.

Статусная функция связанна с тем, что принадлежность к семье позволяет человеку подтвердить и закрепить занимаемые им позиции (традиционное общество), либо даже продвинуться в социальной иерархии (современное общество). В некоторых странах наличие семьи служит фактором уважения и престижа не только в глазах общества, но и в собственном понимании.

Функция первичного социального контроля регламентирует поведение семьи через взаимную ответственность и обязательства в отношениях между ее членами, с учетом возраста, занимаемого места в структуре семьи и выполняемых ролей. В случаях нарушения членом семьи общепринятых социальных норм первичный контроль семьи поддерживается правами и моральными санкциями общества.

Досуговая функция обеспечивает организацию досуга в семейной группе, совместное времяпрепровождение членов семьи на основе взаимных интересов.

Этот перечень функций не является исчерпывающим, он может быть продолжен, однако все другие функции будут, в той или иной степени, модификациями уже рассмотренных.

Права и обязанности семьи в обществе

Семья — это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления.

Другие родственники супругов, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны в судебном порядке членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство.

Отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками, считаются близким родством. Отношения между супругом и близкими родственниками другого супруга считаются отношениями свойства (ст.59, 60 КоБС).

Основаниями возникновения прав и обязанностей семьи являются:

  • — брак, зарегистрированный в органах, регистрирующих акты гражданского состояния;
  • — близкое родство, удостоверенное в установленном законом порядке;
  • — усыновление;
  • — установление материнства;
  • — установление отцовства.

Семья обязана содействовать реализации прав и законных интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту.

За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Обязанности семьи по отношению к детям определяются правами детей, установленными настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь (ст.64, 65 КоБС).

Согласно ст. 17 Закона РБ о правах ребенка родители или лица, их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления, здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Семья является естественной средой ребенка. Воспитание детей в семье охраняется и поощряется государством.

В целях полноценного содержания и воспитания детей в семье государство обеспечивает семьям, имеющим детей, выплату пособий, пользование детскими учреждениями, предоставление льгот, создание дополнительных социально-экономических условий в соответствии с законодательством.

Особой поддержкой, вниманием и заботой пользуются многодетные семьи, семьи, принявшие на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями или одним из них, а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании и содержании детей, своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей, или злоупотреблении своими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет — и в суд.

Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании и содержании детей, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащие воспитание и содержание детей.

Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении.

Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

  • — не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
  • — ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
  • — лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом не надлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья (ст.66, 67 КоБС).
Читать статью  Написать письмо о своих проблемах в семье

В соответствии со ст.68. КоБС у родителей возникают личные неимущественные права и обязанности и имущественные права и обязанности.

К личным неимущественным правам и обязанностям родителей относятся права и обязанности по:

  • — определению собственного имени, отчества, фамилии детей;
  • — определению гражданства детей в случаях, предусмотренных законодательством о гражданстве;
  • — определению места жительства детей;
  • — воспитанию детей, осуществлению ухода и надзора за ними;
  • — осуществлению представительства от имени своих детей;
  • — обеспечению защиты прав и законных интересов детей.

К имущественным правам и обязанностям родителей относятся права и обязанности по управлению делами и имуществом несовершеннолетних детей, обязанности по предоставлению содержания несовершеннолетним детям, нуждающимся в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям, а также обязанности по возмещению расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Порядок и условия осуществления имущественных прав и обязанностей родителей определяются КоБС и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Согласно КоБС, за ненадлежащее воспитание детей родители могут быть лишены родительских прав

Лишение родительских прав может выразиться в потере таких личных неимущественных прав, как право воспитывать своего ребенка, определять его место жительства и т. п. Оно может выразиться и в потере некоторых имущественных прав (право в случае нуждаемости получить алименты от детей, в случае их смерти право на наследование и т. п.)

Закон установил исчерпывающий перечень противоправных деяний родителей, дающих право суду лишить их родительских прав. Это:

  • а) уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, что означает бездействие родителей. Оно предполагает наличие вины родителей в том, что ребенок живет в антисанитарных условиях, плохо питается, не посещает школу и т. п.,
  • б) злоупотребление своими родительскими правами то есть использование родительских прав вопреки интересам ребенка (склонение детей к попрошайничеству и т. п.),
  • в) жестокое обращение с детьми (осуществление над ними физического или психического насилия, запугивание, применение недопустимых методов воспитания, унижающих человеческое достоинство ребенка),
  • г) аморальный образ жизни родителей. Он может выражаться в пьянстве, совершении преступлений, занятие проституцией и т. п.,
  • д) хронический алкоголизм и наркомания. Для лишения хронических алкоголиков и наркоманов родительских прав необходимо решение суда и в том случае, когда они ограничены в дееспособности,
  • е) подачи родителями письменного заявления об отказе от ребенка.

В КоБС предусмотрена также обязанность детей в отношении родителей. При этом имеются в виду нетрудоспособные и нуждающиеся родители. Закон одновременно оговаривает освобождение детей от этой обязанности в отношении тех родителей, которые уклонялись от выполнения родительских обязанностей либо были лишены родительских прав.

Семья и ее функции в воспитательном процессе

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывной связи. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социологией.

Читать статью  Консультация «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»консультация

Социологи рассматривают семью как часть целого общественного организма, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно отражаются в семье.

Семья – это социально-правовой институт, находящийся под защитой государства. Семья – это социально-культурный институт. Семья создана для важной потребности человека в самоутверждении, т.е. в уважении со стороны окружающих. Семья – это особая малая социальная группа, основная социальная ячейка общества.

Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими.

Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.

Основными функциями семьи по отношению к обществу являются:

• физическое воспроизводство населения. Одно из назначений семьи – выявить в каждом из ее членов и в самом себе все лучшее, что есть в нем, развить и отдать на всеобщее благо. Воспроизводство жизни во всей ее ипостасях и ее изменение к лучшему – общая цель совместной жизни мужа и жены;

• воспитательная функция – передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей;

• организация досуга, так как значительная часть времени проводиться вне работы, учебы (семейное общение).

Функция семьи по отношению к человеку:

• супружеская функция. Супруги – самые близкие люди. Отдыхают, получают моральную поддержку;

• родительская функция – семья дает необходимое для гармонии в жизни;

• организация быта. Известно, что семейный быт – самый комфортный быт в психологическом смысле.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижении желаемых результатов.

Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики:

• креативности — свободного развития способностей детей;

• гуманизма – признание личности в качестве абсолютной ценности;

• демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;

• гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;

• ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;

• приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

Большой вклад в формирование и развитие теории семейного воспитания внес Е.А. Аркин. По его мнению, в основе семейного воспитания должен лежать личностный подход. Ученый показал значение ранних лет жизни ребенка для его дальнейшего развития, ибо многие черты, характерные взрослому человеку, уходят своими корнями в ранние годы его жизни. Для успеха в семейном воспитании необходимо повседневное, систематическое, целенаправленное общение родителей с детьми. И здесь Е.А.Аркин обращает внимание родителей, что в воспитании должно быть чувство меры.

Успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше она влияет на воспитание, тем выше результаты воспитания личности. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга.

Английский писатель Г.К.Честертон метко заметил: «Дети не любят слушать своих родителей, зато охотно им подражают».

Подытоживая воспитательные функции семьи, можно сделать следующие выводы:

• влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

• в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

• семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества; какая семья – такое и общество;

• семья обеспечивает преемственность традиций;

• важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

Источник https://zaochnik.com/spravochnik/sotsiologija/funktsii-semji/

Источник https://studwood.net/893653/pravo/prava_obyazannosti_semi_obschestve

Источник https://studopedia.ru/17_127978_semya-i-ee-funktsii-v-vospitatelnom-protsesse.html