Проблемы неполных семей. Особенности воспитания детей в неполных семьях

7 августа, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Неполная семья: социально-экономические проблемы

При­чи­ной воз­ник­но­ве­ния соци­аль­ных про­блем в непол­ных семьях явля­ется в первую оче­редь мало­обес­пе­чен­ность, поскольку в семье име­ется всего один тру­до­вой доход (ино­гда тру­до­вого дохода нет вообще, и семья вынуж­дена жить на посо­бие по без­ра­бо­тице либо на дет­ские посо­бия). Доход жен­щины, как пра­вило, зна­чи­тельно ниже дохода муж­чины в силу ее отста­ва­ния на соци­аль­ной лест­нице, вызван­ного выпол­не­нием обя­зан­но­стей по уходу за детьми. Доход от али­мен­тов, если дети имеют на них право и полу­чают их, как пра­вило, покры­вает не более поло­вины сто­и­мо­сти их содер­жа­ния. Соци­ально-эко­но­ми­че­ские про­блемы при­сущи не всем непол­ным семьям; во вся­ком слу­чае, их раз­ре­шить проще, чем соци­ально-пси­хо­ло­ги­че­ские про­блемы, при­сут­ству­ю­щие во внут­ри­лич­ност­ной сфере и меж­лич­ност­ных отно­ше­ниях чле­нов непол­ных семей, прежде всего детей.

Это, во-пер­вых, обида, угне­тен­ность и чув­ство соб­ствен­ной непол­но­цен­но­сти, кото­рые могут испы­ты­вать дети после раз­вода их роди­те­лей. Нередко дети винят себя в рас­паде семьи.

Во-вто­рых, чув­ство вины перед детьми, неред­кое у жен­щин (поскольку в боль­шин­стве слу­чаев непол­ные семьи — это мать, одна вос­пи­ты­ва­ю­щая детей), что явля­ется при­чи­ной их гипе­ро­пеки. Стре­мясь не допу­стить сни­же­ния жиз­нен­ных стан­дар­тов своих детей по срав­не­нию с детьми из бла­го­по­луч­ных семей, мать берет на себя чрез­мер­ную тру­до­вую нагрузку, но из-за сверх­за­ня­то­сти, в свою оче­редь, не может уде­лять им доста­точно вре­мени и внимания.

Нередки также слу­чаи, когда обиду на быв­шего супруга, винов­ного в рас­паде семьи, жен­щина выме­щает на своих детях, про­яв­ляя жесто­кость. В любом слу­чае бла­го­при­ят­ный пси­хо­ло­ги­че­ский кли­мат в семье отсут­ствует. Самая же боль­шая слож­ность — затруд­не­ния в пра­виль­ной поло-роле­вой иден­ти­фи­ка­ции и ори­ен­та­ции детей. Ребе­нок фор­ми­рует сте­рео­типы сво­его вос­при­я­тия и пове­де­ния, руко­вод­ству­ясь образ­цом, кото­рым для него явля­ются взрос­лые, в первую оче­редь родители.

Хотя поло­ро­ле­вое пове­де­ние людей в раз­лич­ных куль­ту­рах изу­чено далеко не полно, в семей­ных вза­и­мо­от­но­ше­ниях оно про­яв­ля­ется наи­бо­лее явно. Соци­ально-пси­хо­ло­ги­че­ский сте­рео­тип пред­пи­сы­вает соци­аль­ной роли муж­чины такие черты и при­знаки, кото­рые не при­сущи соци­аль­ной роли жен­щины. Сама по себе жест­кая опре­де­лен­ность этих ролей может ока­зать небла­го­при­ят­ное воз­дей­ствие, если чело­век слаб, а сте­рео­тип тре­бует от него доми­ни­ро­ва­ния, силы, муже­ствен­но­сти или наоборот.

Но в непол­ной семье (тем более, если она стала тако­вой на ран­них ста­диях соци­а­ли­за­ции ребенка или изна­чально была непол­ной) ребе­нок лишен образца того, как должны вести, себя муж­чины и жен­щины в раз­лич­ных роле­вых ситу­а­циях, поэтому в буду­щем, в своей соб­ствен­ной семье чело­век далеко не все­гда смо­жет про­де­мон­стри­ро­вать адек­ват­ное поло­ро­ле­вое пове­де­ние; это при­во­дит к дис­функ­ци­о­наль­но­сти и кон­флик­там и, воз­можно, тоже к рас­паду семьи. Основ­ная при­чина ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мой связи небла­го­по­лу­чия рас­па­да­ю­щейся моло­дой семьи с небла­го­по­лу­чием семьи роди­те­лей одного из моло­дых супру­гов (или обоих супру­гов) — их неадек­ват­ная поло­ро­ле­вая социализация.

Хотя непол­ных семей, в кото­рых отец один вос­пи­ты­вает детей, гораздо меньше, чем непол­ных семей, в кото­рых детей вос­пи­ты­вает одна мать, им при­сущи те же про­блемы поло­ро­ле­вой ори­ен­та­ции. Кроме того, отец с ребен­ком имеет больше шан­сов создать новую семью, чем мать с ребен­ком. Поэтому одной из про­блем такой семьи будет фор­ми­ро­ва­ние отно­ше­ний между ребен­ком (детьми) и новой женой отца (воз­можно, с ее детьми).

Недавно стала рас­про­стра­нен­ной новая кате­го­рия непол­ных семей — непол­ные рас­ши­рен­ные семьи, кото­рые обра­зу­ются, как пра­вило, в резуль­тате какой-либо соци­аль­ной ката­строфы: гибель роди­те­лей мало­лет­них детей, нахож­де­ние роди­те­лей в тюрьме, лише­ние их роди­тель­ских прав, пьян­ство — чаще всего именно это вынуж­дает поко­ле­ние пра­ро­ди­те­лей брать вну­ков на содер­жа­ние и вос­пи­та­ние. Такие семьи, разу­ме­ется, имеют низ­кий уро­вень дохо­дов; ряд слож­но­стей вызван пло­хим состо­я­нием здо­ро­вья пожи­лых людей, их более сла­быми адап­та­ци­он­ными спо­соб­но­стями, неуме­нием при­спо­со­биться к реа­лиям совре­мен­но­сти; к сожа­ле­нию, порой они не могут исполь­зо­вать свой авто­ри­тет, спо­соб­но­сти кон­тро­ли­ро­вать ситу­а­цию, поэтому часто дети демон­стри­руют деви­ант­ные формы поведения

Определение, причины неполной семьи

Непол­ные семьи — это семьи с одним роди­те­лем и детьми. В целом по Рос­сии пока­за­тель роста доли непол­ных семей увеличивается.

В непол­ных семьях вос­пи­ты­ва­ется каж­дый седь­мой рос­сий­ский ребе­нок, не достиг­ший 18 лет.

Среди непол­ных семей есть так назы­ва­е­мые про­чие семьи, их еще назы­вают непол­ными рас­ши­рен­ными семьями (брат и сестра без роди­те­лей, бабушки, дедушки и внуки).

Сред­ний раз­мер таких семей все­гда меньше сред­него раз­мера семей с брач­ными парами.

В горо­дах непол­ных семей больше, чем в сель­ской мест­но­сти. Рост числа и доли непол­ных семей явля­ется фак­то­ром, сни­жа­ю­щим сред­ний раз­мер семьи.

Причины неполных семей

Раз­вод роди­те­лей. Уро­вень раз­во­ди­мо­сти повы­ша­ется. При­мерно 22 % муж­чин и жен­щин 1 раз в жизни раз­во­ди­лись, и, судя по ста­ти­стике ЗАГСов, уро­вень ком­пен­са­ции раз­во­дов повтор­ными бра­ками даже у муж­чин не пре­вы­шает 60 %.

Вне­брач­ные рож­де­ния. На фоне сни­же­ния общего коэф­фи­ци­ента рож­да­е­мо­сти про­ис­хо­дит рост доли детей, родив­шихся вне брака.

Каж­дый 5‑й ребе­нок рож­да­ется вне брака своих роди­те­лей. Около 40 % детей, рож­ден­ных вне брака, при­зна­ются отцами и реги­стри­ру­ются орга­нами ЗАГСа по сов­мест­ному заяв­ле­нию отца и матери. Это может быть фак­ти­че­ский брак с нали­чием семей­ных свя­зей, но с общей неустой­чи­во­стью отно­ше­ний. Муж­чины не счи­тают себя обя­зан­ными свя­зы­вать жизнь с жен­щи­нами и ока­зы­вают только мате­ри­аль­ную помощь ребенку. Часто детей вне брака рожают жен­щины в зре­лом воз­расте, не име­ю­щие воз­мож­но­сти создать семью.

Смерть одного из роди­те­лей. По ста­ти­стике больше непол­ных мате­рин­ских семей, чем отцов­ских. Воз­можно, этот факт можно объ­яс­нить тем, что смерт­ность муж­чин выше, чем женщин.

Рас­ши­рен­ные непол­ные семьи, число кото­рых рас­тет в послед­нее время. В резуль­тате потери роди­те­лей (смерть, лише­ние роди­тель­ских прав, пьян­ство, отбы­ва­ние роди­те­лями нака­за­ния в местах лише­ния сво­боды) вну­ков берут на вос­пи­та­ние пред­ста­ви­тели стар­шего поко­ле­ния, чаще всего пенсионеры.

Проблемы неполных семей

Мате­ри­ально-быто­вые (финан­со­вые) проблемы

Если семья имеет один тру­до­вой доход, она счи­та­ется мало­обес­пе­чен­ной. При нера­бо­та­ю­щих роди­те­лях семья вынуж­дена жить на посо­бие по без­ра­бо­тице и на дет­ские пособия.

Дет­ские посо­бия низ­кие, несвое­вре­менно выпла­чи­ва­ются, как и пен­сия по слу­чаю потери кор­мильца (СПК), при раз­воде могут быть про­блемы с выпла­той алиментов.

Про­блема тру­до­устрой­ства. Реше­ние этой про­блемы, осо­бенно мате­рью-оди­ноч­кой, затруд­нена из-за того, что оди­но­кому роди­телю нужна хорошо опла­чи­ва­е­мая работа, близко от дома, воз­мож­ность иметь сво­бод­ный гра­фик, выпол­нять работу дома, без коман­ди­ро­вок и ноч­ных смен.

Оди­но­кий роди­тель берет на себя чрез­мер­ную тру­до­вую нагрузку, часто допол­ни­тель­ные зара­ботки, чтобы обес­пе­чить нор­маль­ную жизнь своим детям.

В рас­ши­рен­ных непол­ных семьях доход низ­кий, скла­ды­ва­ется в основ­ном из пен­сии вос­пи­ты­ва­ю­щих вну­ков ста­ри­ков пенсионеров.

Жилищ­ная про­блема. Может воз­ни­кать во всех непол­ных семьях, осо­бенно при невоз­мож­но­сти раз­мена жил­пло­щади. Раз­ве­ден­ные роди­тели вынуж­дены про­жи­вать сов­местно, что слу­жит пово­дом для конфликтов.

Оди­но­кая мать с ребен­ком вынуж­дена жить со сво­ими роди­те­лями из-за необес­пе­чен­но­сти жильем. Воз­мож­ность улуч­шить свое жилье минимальна.

Психологические проблемы

«Про­блема роди­те­лей» — про­блема сов­ме­ще­ния ролей, когда в силу обсто­я­тельств оди­но­кий роди­тель дол­жен выпол­нять функ­ции дру­гого роди­теля. В отцов­ских непол­ных семьях стра­дает уклад жизни, обще­ство плохо вос­при­ни­мает такие семьи.

Отсут­ствие опыта семей­ной жизни, осо­бенно у мате­рей-оди­но­чек, нор­маль­ных семей­ных отно­ше­ний с про­ти­во­по­лож­ным полом.

После раз­вода отно­ше­ния между роди­те­лями могут остаться нор­маль­ными (бинукле­ар­ная семья, соуча­стие роди­те­лей в вос­пи­та­нии детей после раз­вода) или нахо­дятся в состо­я­нии кон­фрон­та­ции. Чаще мать пре­пят­ствует обще­нию детей с отцом, уча­стию его в вос­пи­та­нии детей или отец вообще не инте­ре­су­ется детьми и только помо­гает материально.

Про­блема вос­пи­та­ния и соци­а­ли­за­ции детей. Непол­ная семья не имеет целост­ной гар­мо­нич­ной системы отно­ше­ний, воз­ни­кает несба­лан­си­ро­ван­ность между двумя груп­пами чле­нов семьи — тех, кто нуж­да­ется в мате­ри­аль­ной и духов­ной под­держке и тех, кто обес­пе­чи­вает это удо­вле­тво­ре­ние, поэтому в таких семьях воз­ни­кает пере­грузка у вто­рой актив­ной части. Кроме того, отец и мать не вза­и­мо­за­ме­ня­емы для детей в плане вос­пи­та­ния (ребе­нок мно­гого недополучает).

Читать статью  ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ

Сверх­за­ня­тость роди­те­лей на работе, мате­ри­аль­ные и дру­гие про­блемы нередко при­во­дят к без­над­зор­но­сти детей со всеми выте­ка­ю­щими отсюда послед­стви­ями. В таких семьях больше педа­го­ги­че­ски запу­щен­ных детей.

Рас­пад семьи создает чув­ство вины у роди­те­лей перед детьми, из-за чего воз­ни­кает гипе­ро­пека, при­во­дя­щая к изба­ло­ван­но­сти детей, уме­нию мани­пу­ли­ро­вать взрос­лыми в своих инте­ре­сах (отсут­ствие самостоятельности).

В дру­гих слу­чаях мать выме­щает свою обиду за неудач­ную жизнь на детях (посто­ян­ные отно­ше­ния конфликтности).

В непол­ной семье зна­чи­тельно чаще воз­ни­кают кон­фликты между мате­рью и детьми-подростками.

В послед­нее время можно видеть пре­об­ла­да­ние жен­ских непол­ных семей — «бабушка — мать — ребе­нок», где каж­дое поко­ле­ние как бы повто­ряет судьбу роди­теля. Ребе­нок, вос­пи­тан­ный в такой семье, обычно недо­ста­точно под­го­тов­лен к семей­ной жизни и созда­нию соб­ствен­ной семьи и веро­ят­ность рас­пада брака у вос­пи­тан­ных в непол­ной семье выше, чем у вырос­ших в обычной.

В рас­ши­рен­ных семьях нет доми­ни­ру­ю­щей роли роди­те­лей, вос­пи­ты­ва­ю­щие детей ста­рики часто больны и плохо адап­ти­ро­ваны к совре­мен­ной жизни. Это нега­тивно ска­зы­ва­ется на вос­пи­та­нии, осо­бенно подростков.

Проблема создания новой семьи

Опыт про­шлой семей­ной жизни мешает создать новую семью: раз­ве­ден­ным — боязнь повто­рить ошибку; овдо­вев­шим — память по умер­шему супругу; оди­но­ким — отсут­ствие опыта семей­ной жизни, кото­рые, как пра­вило, очень само­сто­я­тельны и не готовы идти на ком­про­мисс. Повтор­ный брак при­но­сит душев­ный ком­форт, улуч­шает мате­ри­аль­ную сто­рону жизни, но чаще достиг­ну­тое жела­е­мое бывает крат­ко­вре­мен­ным, мешает срав­не­ние с быв­шим бра­ком. Ино­гда про­ис­хо­дит «воз­врат­ный» брак, когда роди­тели вновь пыта­ются нала­дить свою жизнь. Такой брак сохра­няет инте­ресы детей. Брач­ный союз воз­ни­кает между людьми, хорошо зна­ю­щими досто­ин­ства и недо­статки друг друга. Но он может иметь и нега­тив­ную сто­рону, когда в семью воз­вра­ща­ется отец-алко­го­лик или мать с асо­ци­аль­ным поведением.

У детей воз­ни­кает про­блема отно­ше­ния к отчиму, мачехе. Повтор­ный брак может изме­нить жизнь детей; вызвать про­блему отно­ше­ний с новым чле­ном семьи, осо­бенно если в семью вхо­дит роди­тель со своим ребен­ком; создать про­блему отно­ше­ний между роди­те­лями — про­блему рож­де­ния общего ребенка; обост­рить про­блему отно­ше­ний род­ствен­ни­ков с обеих сто­рон к повтор­ному браку.

Проблемы детей

Дети часто явля­ются сви­де­те­лями и участ­ни­ками семей­ных собы­тий или обсто­я­тельств пси­хо­трав­ми­ру­ю­щего харак­тера (рас­пад семьи, про­жи­ва­ние с отчи­мом, маче­хой, жизнь в кон­фликт­ной семье, смерть роди­те­лей, про­блема при­хо­дя­щих роди­те­лей). Все это нега­тивно вли­яет на ребенка, дефор­ми­рует его пси­хику, нрав­ствен­ное и эмо­ци­о­наль­ное раз­ви­тие. Дети чув­ствуют обиду, угне­тен­ность, соб­ствен­ную вину за рас­пад семьи, у них может раз­виться чув­ство соб­ствен­ной неполноценности.

Чаще всего раз­вод про­ис­хо­дит до 8‑летнего воз­раста ребенка, когда начи­на­ется ста­нов­ле­ние пси­хо­ло­ги­че­ской иден­ти­фи­ка­ции ребенка с роди­те­лем того же пола, а пред­став­ле­ние о про­ти­во­по­лож­ном поле деформируется.

Тес­ные кон­такты с роди­те­лями, остав­ши­мися в оди­но­че­стве, неудо­вле­тво­рен­ность лич­ной жиз­нью, кото­рую роди­тель остро пере­жи­вает, нега­тивно вли­яют на фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти ребенка, нару­шают фор­ми­ро­ва­ние у него адек­ват­ного пред­став­ле­ния о вза­и­мо­от­но­ше­ниях между полами. Все это не спо­соб­ствует чет­кой поло­ро­ле­вой иден­ти­фи­ка­ции ребенка. Отсут­ствие одного из роди­те­лей, а также супру­же­ских отно­ше­ний суще­ственно вли­яет на фор­ми­ру­ю­щу­юся систему цен­но­стей, в кото­рой цен­траль­ное место, осо­бенно для под­рост­ков, зани­мают любов­ные пере­жи­ва­ния. Они рано начи­нают поло­вую жизнь, еще до совершеннолетия.

Дети из непол­ной семьи во что бы то ни стало пыта­ются пре­одо­леть судьбу роди­те­лей, с их несло­жив­шейся лич­ной жиз­нью, что сужает систему цен­но­стей, делая ее одно­бо­кой, ведет к неадек­ват­ному раз­ре­ше­нию любого пси­хо­ло­ги­че­ского стресса, напри­мер, в виде суицида.

В моти­вах суи­ци­ден­тов в 92 % слу­чаев веду­щим явля­ется небла­го­по­лу­чие в отно­ше­ниях с про­ти­во­по­лож­ным полом и неуме­ние пра­вильно постро­ить эти отношения.
Дети пере­стают общаться с роди­те­лями. Отчим, мачеха, как пра­вило, не играют суще­ствен­ной роли в вос­пи­та­нии пасын­ков. Отно­ше­ния чаще всего ста­но­вятся формальными.

Дети из непол­ных семей нуж­да­ются в пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской помощи, в помощи соци­аль­ного педагога.

Проблема взаимоотношения детей

В слу­чае рож­де­ния в такой семье общего ребенка, может воз­ник­нуть про­блема отно­ше­ния пасын­ков и пад­че­риц к этому ребенку, а также про­блема отно­ше­ния к новой семье род­ствен­ни­ков с обеих сторон.

Меди­цин­ские про­блемы. Неустро­ен­ные в семей­ном поло­же­нии жен­щины часто имеют вне­брач­ную бере­мен­ность, в 2 раза чаще закан­чи­ва­ю­щу­юся рож­де­нием недо­но­шен­ных детей или детей с низ­кой мас­сой тела. Каж­дый 2‑й ребе­нок рож­да­ется с аномалией
раз­ви­тия, с внут­ри­че­реп­ной трав­мой. В боль­шин­стве слу­чаев это свя­зано с рас­про­стра­не­нием вред­ных при­вы­чек у оди­но­ких мате­рей (куре­ние и алкоголь).
В послед­ние годы отме­ча­ются небла­го­при­ят­ные пока­за­тели здо­ро­вья, уро­вень общей забо­ле­ва­е­мо­сти уве­ли­чился в 2 раза, чем в пол­ных семьях, хро­ни­че­ская пато­ло­гия встре­ча­ется в 3 — 4 раза чаще.

Соци­аль­ные иссле­до­ва­ния НИИ педи­ат­рии АМН пока­зали, что 10,5 % жен­щин после раз­вода стра­дают ней­ро­пси­хи­че­скими забо­ле­ва­ни­ями, осо­бенно те, кото­рые имеют малень­ких детей. Среди раз­ве­ден­ных в 2,5 раза больше жен­щин-инва­ли­дов, чем среди жен­щин, состо­я­щих в браке.

В непол­ных семьях дети болеют в 1,7 раза чаще и дли­тель­нее. Пси­хи­че­ские травмы при раз­воде или смерти одного из роди­те­лей имеют боль­шое зна­че­ние в фор­ми­ро­ва­нии погра­нич­ных нервно-пси­хи­че­ских рас­стройств у детей. Явля­ясь един­ствен­ным источ­ни­ком дохода, роди­тель из непол­ной семьи не все­гда может взять боль­нич­ный лист по уходу за ребен­ком, и дети часто оста­ются недолеченными.

Среди при­чин часто боле­ю­щих детей одно из пер­вых мест зани­мает низ­кая меди­цин­ская куль­тура и низ­кая меди­цин­ская актив­ность мате­рей. Жен­щины не счи­тают, что раз­вод — пси­хи­че­ская травма для ребенка, не обра­щают вни­ма­ние на про­яв­ле­ния таких нев­ро­зов у детей, как тики, эну­рез, заи­ка­ние; не лечат хро­ни­че­ские забо­ле­ва­ния у них (забо­ле­ва­ния ЖКТ, почек, кожи и т.д.).

Советы родителям, воспитывающим детей в неполной семье:

  • ста­рай­тесь, как можно чаще гово­рить с ребен­ком и слу­шать его, чтобы нахо­диться с ним в посто­ян­ном контакте;
  • хва­лите ребенка за любое его дости­же­ние, а не нака­зы­вайте, тем более по пустя­кам, ста­биль­ная в эмо­ци­о­наль­ном плане и опти­ми­стич­ная атмо­сфера в семье сохра­нит у ребенка дове­рие к миру, укре­пит чув­ство соб­ствен­ного досто­ин­ства и уве­рен­но­сти в себе;
  • отно­си­тесь с пони­ма­нием к ребенку, если он вспо­ми­нает о прошлом;
  • не воз­ла­гайте роль отсут­ству­ю­щего роди­теля на плечи своих детей;
  • ста­рай­тесь во всем помо­гать ребенку, чтобы осво­ить навыки пове­де­ния, соот­вет­ству­ю­щие его полу;
  • пытай­тесь раз­ви­вать соци­аль­ные связи своей семьи, это помо­жет ребенку активно общаться и уста­нав­ли­вать отно­ше­ния со зна­ко­мыми мужчинами.

Субъекты, способные оказать поддержку неполной семье

Соседи: про­блема обще­ствен­ного мне­ния и помощи семье.
Быв­ший роди­тель: про­блемы кон­фликт­ных ситуаций.
Испол­ни­тель­ная власть: жилье.
Цер­ковь: мате­ри­аль­ная и нату­раль­ная помощь.
Тор­го­вые орга­ни­за­ции: снаб­же­ние про­дук­тами пита­ния и др.
Пси­хо­лог: про­блемы пси­хо­ло­ги­че­ского кли­мата в семье.
Органы здра­во­охра­не­ния: вопросы здо­ро­вья всех чле­нов семьи; орга­ни­за­ция медико-соци­аль­ного патронажа.
Служба заня­то­сти: поиск удоб­ной работы для родителей.
Отдел народ­ного обра­зо­ва­ния: вопрос о группе про­длен­ного дня, про­блема бес­плат­ного пита­ния, мате­ри­аль­ная помощь, обес­пе­че­ние учеб­ни­ками, пси­хо­ло­ги­че­ские про­блемы детей, про­блемы досуга (отдыха) детей, дет­ские дис­пан­сер­ные учре­жде­ния (ДДУ).
Юрист: вопрос али­мен­тов, посо­бий, пен­сий по слу­чаю потери кор­мильца (СПК), вопросы жилья, про­блемы по работе, вопрос о вза­и­мо­от­но­ше­ниях быв­ших супругов.
Отдел соци­аль­ной защиты: все виды посо­бий и пенсий.
Место работы роди­те­лей: все льготы по работе, ДДУ, мате­ри­аль­ная помощь, жилищ­ный вопрос, вопрос пси­хо­ло­ги­че­ского кли­мата в кол­лек­тиве, про­блема отно­ше­ний на месте работы родителей.
Ана­ло­гич­ные семьи: обмен опы­том, орга­ни­за­ция сов­мест­ного отдыха, вопросы сов­мест­ного меж­се­мей­ного пред­при­я­тия, вза­и­мо­по­мощь (одежда, обувь, коляски, игрушки и т.д.).

Проблемы неполных семей. Особенности воспитания детей в неполных семьях

В большинстве случаев неполные семьи сталкиваются с различными проблемами социального, материального, бытового, психолого-педагогического характера. Социальные трудности неполных семей связаны в первую очередь с малообеспеченностью, наличием одного трудового дохода в семье, как правило – дохода женщины. В связи с этим важной среди всего спектра социально-экономических проблем неполных семей является проблема трудоустройства, поскольку одинокий родитель нуждается в высокооплачиваемой работе, близко расположенной от дома, возможности иметь свободный график, отсутствии командировок и ночных смен. Работодатели часто неохотно берут на работу женщин с маленькими детьми – таких работников нельзя отправить в командировки, задержать допоздна на работе, неминуемы больничные, отгулы, да и работоспособность после бессонных ночей у них бывает значительно снижена. Но есть и другая категория работодателей, которые, напротив, рады получить в сотрудники мать-одиночку, считая, что эти женщины больше держатся за свое рабочее место, более ответственно относится к выполнению служебных обязанностей.

Читать статью  Основные типы отношений родителей к речевому дефекту я по логопедии

Еще одной из трудностей, характерных для неполных семей, является жилищный вопрос, который, чаще всего, возникает из-за проблематичности или невозможности размена жилплощади в ситуации расторжения брака между супругами. В одних случаях, разведенные родители вынуждены проживать совместно, что, в свою очередь, способствует обострению конфликтов, приводящих к нервно-психическому истощению как взрослых, так и детей. В других, – одинокий родитель, как правило, мать, – живет со своими родителями.

Не менее важными являются социально-психологические проблемы неполных семей. К данной группе трудностей можно отнести следующие:

— повышение ответственности одинокого родителя за происходящее в семье и с ребенком

угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Кроме того, тесный контакт с родителем, оставшимся в одиночестве, неудовлетворенность личной жизнью, которую взрослый остро переживает, негативно влияет на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами;

— появление чувства вины перед детьми, нередко у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи – это мать, которая одна воспитывает детей), что является причиной их гиперопеки;

— возможное вымещение обиды на ребенке одинокой матерью за неудачную личную жизнь, что приводит к постоянным конфликтам между взрослым и детьми (ребенком) и гипоопеке;

Известно, что даже в полной семье, в которой оба родителя, созданы условия для упорядоченного и размеренного образа жизни, где о детях заботятся, в процессе воспитания неизбежно возникают трудности, много различных проблем, разрешением которых заняты оба родителя. Если в семье один родитель, то он несёт бремя за двоих, вся тяжесть воспитания лежит на нём. Обычно мать является тем членом семьи, который заботится о физическом благе ребёнка, защищая его во время болезни. С матерью ребёнок более ласков и откровенен, с ней он чаще делится своими проблемами. Совсем иные отношения между отцом и ребёнком: отец проявляет больший интерес к развлечениям, спорту. Один воспитатель должен объединить в себе все эти интересы. Жизнь ребёнка только с матерью не развивает в нём какие-то новые специфические качества, которые нельзя найти у других детей. Жизнь с одним родителем вносит в воспитание кое-какие специфические обстоятельства.

Утрата одного из родителей способствует возникновению болезненных переживаний, который влияют на психологический климат в семье. Большой процент неполных семей образуется по причине ухода отца. В таких случаях матери довольно трудно сдерживать свои негативные эмоции по отношению к бывшему мужу, а ее раздражение и недовольство часто бессознательно выливается на совместного ребенка. Бывает и наоборот, когда мать акцентирует внимание на ребенка, как на безвинную жертву. Она пытается восполнить недостаток родительской заботы и опеки, окружая ребенка чрезмерной лаской. И в том и в другом случаях воспитательная атмосфера семьи сильно искажается, что в результате отрицательно сказывается на развитии ребенка, как личности.

Еще одной из социально-психологических проблем неполных семей является затруднение в полоролевой идентификации и ориентации детей. Большое значение имеет тот факт, что отсутствие одного из родителей лишает возможности ребенка полноценно формировать в себе стереотип поведения своего пола. Например, отсутствие в семье отца способствует формированию у мальчика женских черт, поскольку у него нет возможности примера мужского поведения. Также и для девочки, мать совмещает в сложившейся ситуации материнскую и отцовскую роли, в результате чего формируется противоречивое психосексуальное развитие.

Особого внимания заслуживают специфические проблемы отцовской неполной семьи, так как, с одной стороны, как правило, страдает уклад жизни, с другой, – отцы имеют большие шансы на создание новой семьи, чем одинокие матери. Как следствие, возникают проблемы, связанные с построением взаимоотношений детей с мачехой. Повторный брак также может изменить жизнь ребенка, особенно, если новый взрослый входит в семью со своим ребенком, создать проблему рождения общего ребенка, обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторному браку.

Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. В воспитании детей отец и мать не могут быть взаимозаменяемы, поэтому в неполной семье ребенок многого недополучает. Кроме того, повышенная занятость одного родителя на работе и полное отсутствие в семье – второго, материальные и другие трудности нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях чаще всего дети оказываются педагогически запущенными. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе – иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, поскольку оба родителя являются для него значимыми. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде.

Очевидно, что нормы, стандарты, модели поведения и взаимоотношений в неполной семье не могут быть примером для подражания. Основные взгляды и представления о создании, формировании будущей семьи молодежь приобретает в родительской семье, берет за образец распределение ролей, прав и обязанностей, взаимную поддержку и сочувствие, организацию труда, хозяйства, семейного быта и отдыха.

Проблемы неполных семей – помощь психолога

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Николаевич Толстой. Именно это изречение вспоминается при анализе неблагополучных семей. Но если рассматривать не все неблагополучные семьи, а только одну подгруппу, например, неполные семьи, то можно выделить общие проблемы для каждой семьи. К слову, неполная семья необязательно становится неблагополучной, но обо всем по порядку.

Что такое неполная семья

Неполная семья – нуклеарная семья, которая состоит из одного родителя и детей. В России неполная семья чаще состоит из матери и детей. Семьи становятся неполными по двум причинам:

    ;
  • смерть одного из супругов.

Социологи и психологи выделяют третий фактор – рождение ребенка вне брака. По сути, до родов семьи не было, потому сложно назвать это причиной, скорее предпосылка. Но специалисты ставят ее на второе место по влиятельности (первое – разводы). Особое место среди внебрачной рождаемости отведено родам несовершеннолетних матерей.

Еще одна значимая предпосылка возникновения неполных семей – рождение детей «для себя», что вызвано эмансипацией женщин.

Неполные семьи отличаются по типу отношений, всего их четыре:

  1. Мать не говорит об отце, делает вид, что его никогда и не было.
  2. Мать старается обесценить отца, выставить в плохом свете в глазах детей.
  3. Мать говорит об отце как об обычном человеке со своими достоинствами и недостатками.
  4. Если отец не ушел, а погиб, то чаще встречается идеализация его образа.

Лучший вариант – рассказать детям все как было, как есть. Не нужно навязывать им свое отношение к ушедшему супругу, свое видение и понимание ситуации. Дети вырастут и сами сделают выводы.

Не так давно западные ученые ввели новый термин – бинуклеарная семья. Так называют союзы, которые распались как брак, но сохранились как семья. То есть супруги поддерживают между собой нормальные отношения, один из них хочет видеться с детьми, а другой позволяет это делать в любое время. Специалисты считают, что такие семьи неполными являются только формально.

Хочу продолжить теорию ученых и отметить, что у нас встречаются формально полные семьи, но неполные и неблагополучные фактически, внутри семьи. Потому деление семей получается условным, как и связь состава семьи с проблемами, которые мы рассмотрим дальше.

Читать статью  Молодые родители: основные ошибки в воспитании детей

Проблемы неполных семей

Неполные семьи сталкиваются со следующими трудностями:

  • Малообеспеченность. Один источник дохода или пособие по уходу за ребенком и другие государственные выплаты (зависит от ситуации) не всегда могут удовлетворить даже первичные нужды всех членов семьи.
  • Проблемы с трудоустройством. Этот пункт во многом зависит от возраста ребенка, но, как правило, родителю нужна работа рядом с домом, высокой оплатой труда, гибким графиком, без ночных смен и командировок.
  • Детская безнадзорность. Найти работу, соответствующую такому описанию непросто, из чего вытекает третья проблема неполных семей – безнадзорность детей.
  • Чувство неполноценности, угнетенности у детей и родителя. со стороны сверстников в школе, детском саду, на улице.
  • Чувство вины у родителя, которое превращается в гиперопеку. И чувство вины у детей, если они видят в себе причину распада семьи.

Таким образом, неполные семьи сталкиваются с социально-экономическими и психолого-педагогическими проблемами. Ситуация усугубляется еще больше, если у кого-то из членов семьи есть проблемы со здоровьем или инвалидность.

Проблемы неполных семей можно рассматривать не только обобщенно, но и отдельно с точки зрения развития детей и с позиции родителя.

Личные проблемы родителя

характеристика семьи

Если другой родитель не участвует в жизни ребенка, то родителю, живущему с детьми, приходится играть роль и матери, и отца. Быть одновременно заботливым, но требовательным, мягким, но строгим. Обычно за дисциплину и подчинение авторитету отвечает отец, а за нежность, заботу и ласку – мать. В неполной семье все ложится на плечи одного человека.

Усталость, раздражение, эмоциональные перепады, давление общества мешают матери. Из-за непростых условий даже благие воспитательные намерения иногда вредят детям. Или мать не может воспитывать детей так, как она бы этого хотела, как должна в своем понимании.

Все это предпосылки депрессии, нервного срыва, невроза, расстройства. Нельзя растворяться в детях или работе, нужно уделять время себе, найти группу поддержки.

Дети из неполных семей

Каждая пятая российская семья с несовершеннолетними детьми является неполной. Дети страдают от последствий воспитания в неполной семье:

  • проблемы с полоролевой идентификацией;
  • девиации;
  • трудности в отношениях с мачехой или отчимом;
  • проблемы со здоровьем.

Полоролевая идентификация

Главная проблема детей из неполных семей – трудности в полоролевой идентификации и сексуальной ориентации. Отношения родителей – образец отношений мужчины и женщины. В будущем в собственных отношениях дети ориентируются на этот пример.

У детей из неполных семей наблюдается скудный набор представлений о поведении мужчины и женщины в той или иной ситуации. Из-за этого в их семьях возникают противоречия, недопонимание, конфликты, разлады и разводы.

На развитие женственности у девочек и мужества у мальчиков влияют первые пять лет жизни ребенка. Чем дольше в этот период не было ролевого образца (необязательно наличие родного отца или матери), тем хуже последствия.

Чаще неполные семьи состоят из матери и детей. Давайте рассмотрим последствия воспитания без мужского примера.

Девушки страдают от неуверенности в отношениях с мужчинами, становятся жертвами, попадают в зависимости или ведут беспорядочную сексуальную жизнь. Американский психолог Мэвис Хетерингтон, посвятивший всю карьеру изучению неполных семей, в одном из исследований определил, что девочки, чей отец погиб, ведут себя сдержанно с мужчинами, избегают контакта. Девушки, чей отец ушел из семьи, наоборот предрасположены к контакту, флирту, общению.

Что характерно для мальчиков:

  • преобладание женских черт;
  • агрессивность;
  • склонность к зависимостям;
  • нарочитая мужественность, агрессия и жесткость как форма гиперкомпенсации.

Мальчики с тремя первыми признаками нередко становятся жертвами издевательств. Мальчики с реакцией гиперкомпенсации становятся агрессорами, хулиганами, девиантами. Из-за отсутствия примера они решают действовать от противного или выбирают другие образцы мужского поведения, к сожалению, часто негативные.

Заметны и личностные психофизиологические изменения. Психологи из Лейпцигского университета провели исследование среди взрослых мужчин и женщин, выросших в неполных семьях. Вот что удалось выяснить:

  • Мужчины страдают от повышенной усталости, недоверия к миру, депрессивных расстройств.
  • У женщин наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания, слабость, нервное истощение.

Как мужчины, так и женщины подвержены стрессу, неврозам. У них наблюдается слабый самоконтроль, склонность к зависимостям, самоубийствам и смертям от передозировки.

Девиантное поведение

неблагополучная семья

Нарушение школьной дисциплины, драки, зависимости, бродяжничество – примеры девиаций у детей из неполных семей. У девочек чаще наблюдается алкогольная зависимость и сексуальная распущенность, а у мальчиков – преступное поведение, алкоголизм. Подробнее об этом читайте в статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

«Новый папа» или «новая мама»

Третья по популярности детская проблема – взаимоотношения с «новым папой», «новой мамой» или периодически приходящими и уходящими личностями. Это тема для другого разговора, но в рамках нашей статьи стоит отметить, что последствия могут быть разными: от благополучных, когда семья становится полной, до неблагополучных последствий типа конфликтов, скандалов, насилия, жестокости.

Проблемы со здоровьем

Педиатры отмечают, что дети из неполных семей чаще страдают острыми и хроническими заболеваниями. К причинам врачи относят стресс на фоне распада семьи и ненадлежащий уход матери за ребенком, невнимательность (возможно, обусловленная занятостью). В неполных семьях чаще наблюдаются плохие санитарно-гигиенические условия, бытовая неустроенность, вредные привычки и самолечение.

Поддержка неполных семей

Поддержка неполных семей должна быть комплексной:

  • помощь службы занятости в трудоустройстве родителя;
  • помощь медицинских учреждений в обеспечении профилактических осмотров, патронажа;
  • помощь образовательных организаций в предоставлении льгот на питание, обучение;
  • помощь социальной службы и юристов в оформлении документов, получении пенсий, пособий, алиментов;
  • общение с другими неполными семьями, обмен опытом, поддержка, совместный отдых, взаимопомощь.

Большая роль отводится активности самой семьи. Нужно знать свои права, ознакомиться с нормативно-правовой базой, обратиться в социальную службу. Базовая поддержка неполных семей есть в каждом городе, для этого не нужно посещать платные консультации психолога или другого специалиста. А между тем принятие и подтверждение статуса неполной семьи, отстаивание прав может решить ряд проблем. Достаточно обратиться к социальным работникам, описать проблемы и трудности, попросить помощи – они направят, скоординируют.

Что касается психологической поддержки, то нужно обязательно найти единомышленников, людей с подобной ситуацией. Это нужно не только для общения и совместного досуга, но и для обмена опытом, а также взаимной помощи: посидеть с ребенком, отвезти детей в школу, встретить из школы. Если дети ходят в одно учебное заведение, то можно договориться с другими родителями и по очереди провожать детей (зависит от рабочего графика каждого родителя).

Что еще важно учесть родителям из неполных семей:

  • По возможности сохранить полноценное общение ребенка с обоими родителями.
  • По возможности поддерживать хорошие отношения с супругом. Ученые доказали, что конфликты между родителями негативно сказываются на состоянии ребенка, даже если тот может видеться с другим родителем. Ссоры бывших супругов нейтрализуют положительно влияние общения ребенка и родителя.
  • Поощрять детскую самостоятельность и инициативу, не привязывать детей к себе.
  • Не «отыгрываться» на детях, создавая из них идеального мужчину или женщину. Не проецировать на них свои отношения с супругом. Если вы видите причину развода в ребенке, или он раздражает вас тем, что очень похож на ушедшего супруга, то обратитесь к психологу. Это серьезная проблема.
  • Избегать гипер- и гипоопеки, воспитания по типу кумира семьи.

Хочу отметить, что неполный состав семьи – предпосылка, мощный фактор для возникновения проблем. Но только от родителя и других участников семьи зависит будущее.

Это особенно важно для создания будущего детей. Важно, чтобы ребенок, став взрослым, понял: прошлое не определяет его как человека, он не обязан повторять опыт родителей, он может создать счастливую полноценную семью и освоить в полной мере социальную и гендерную роль.

Трудности возникают не столько из-за ухода родителя, сколько из-за занятости второго супруга, дефицита внимания и любви, усталости оставшегося родителя, низкого социального статуса и плохого материального положения семьи. Если мать (отец) может решить финансовые вопросы, обратиться к друзьям и родным за поддержкой, уделять достаточно времени ребенку, построить новые полноценные здоровые отношения, то психолого-педагогических последствий неполной семьи можно избежать.

В то же время полная, но дисфункциональная семья, где один или оба родителя не справляются с обязанностями, играют несоответствующую роль, может стать причинной неблагополучия детей, социальных и психологических проблем в семье.

«Нет полных или неполных семей, есть семьи счастливые или несчастливые», – В. В. Леонов.

Источник https://azbyka.ru/deti/nepolnaya-semya-socialno-ehkonomicheskie-problemy

Источник https://studopedia.ru/27_8062_problemi-nepolnih-semey-osobennosti-vospitaniya-detey-v-nepolnih-semyah.html

Источник https://psychologist.tips/4372-problemy-nepolnyh-semej-pomoshh-psihologa.html