Партнерские отношения с родителями по ФГОС. Из опыта работы

23 июля, 2022 0 Автор ewermind

 

Содержание

Партнерские взаимоотношения ДОУ и семьи в инновационных формах работы

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи.

Основной целью работы творческого коллектива педагогов нашего учреждения стало: разработка современной инновационной модели сотрудничества педагогов и родителей, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий для развития личности ребенка-дошкольника.

Задачи работы:

— установить прочные доверительные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй;

— сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития детей;

— повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

В своей работе учитываем направления по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ:

1. Познавательные: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей.

2. Досуговые: совместные мероприятии с родителями.

3. Информационно-аналитические: изучение семьи и ее особенностей.

4. Наглядно-информационные: донести до родителей актуальную информацию.

В нашем учреждении была разработана модель взаимодействия с родителями с использованием инновационных нетрадиционных форм взаимодействия:

— клубная работа по различным направлениям(например: клуб “Мамина школа”, “Молодая семья”, речевой клуь “Занимательные звуки и др.);

— проведение мастер- классов(например: “Удивительный мир оригами”, “Тестопастика”);

— проведение тренингов и деловых игр (например: “От дошкольника к школьнику”, “Современный ребенок, какой он?” );

— фотовыставки: “Край родной”, “Зимние забавы и чудеса”, “В детском садике своем очень дружно мы живем” и т.д.;

— круглые столы: “Организация единого речевого пространства в семье и в ДОУ”, “Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ” и т.д.;

— совместные прогулки и экскурсии;

— проведение акций: “Покормите птиц зимой”,“Домик для скворечника” “Посади дерево”;

— выпуск семейных газет, плакатов;

— детско-родительские проекты: “Маленькие садоводы”, “Яблоко”, “Наши пернатые друзья”, “Самые маленькие обитатели нашей планеты” и т.д.

Таким образом, использование инновационных форм работы помогает родителям стать активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей, способствует укреплению партнерских отношений.

Делова игра с родителями “От дошкольника к школьнику”

— Развитие коммуникативных умений родителей ,повышение их компетентности.

— Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.

— Расширение возможностей понимания своего ребенка.

— Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.

— Знакомство с компонентами психологической готовности: интеллектуальной, мотивационной, волевой, коммуникативной,

— Сплочение группы, настрой на совместную работу.

Представление презентации “В школу в первый раз”

Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостной и успешной. Родителей будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школьному обучению. У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу.

Практика показывает, что многим родителям, даже имеющим высшее образование, не хватает теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения: нужно знать об особенностях развития ребенка, об организации его жизнедеятельности в последние месяцы перед школой, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.

Что делать? Все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. В этой ситуации очень важны установление теплых отношений ребенка с учителем и поддержка родителей.

С какими трудностями могут столкнуться будущий первоклассник и его родители? С этим мы и попробуем сейчас разобраться, играя в игру от “Дошкольника к школьнику”

Сейчас я предлагаю вам поделиться на 2 команды, придумать название и девиз. Команды по очереди отвечают на вопросы, за правильные ответы получают фишки.

  1. Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
  2. В какой земле сеют капусту? (Капусту не сеют, сеют семена).
  3. Какие часы показывают верное время два раза в сутки? (Которые остановились).
  4. Какой вещи человек очень верит? (Замку).
  5. Может ли страус назвать себя птицей? (нНет, он не умеет говорить).
  6. Без чего хлеба не испечешь? (Без корочки).

2. Упражнение-ассоциация “Школа”

Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово “школа”? Например, учеба, учитель, дневник и т.п. Выигрывает та команда, которая назовет больше слов.

3. Выбери правильный ответ

1. Ребенок готов к школе когда:

а) ему исполнилось 7 лет;

б) умеет читать и считать;

в) его уровень соответствует возрастной норме, и он хочет идти в школу.

2. Мотивационная готовность – это, когда ребенок хочет идти в школу:

а) так как будет учеником, и получать “пятерки”;

б) получать новые знания;

в) купят новый портфель, форму, школьные принадлежности.:

3. Дисциплинированный ребенок:

а) всегда и везде выполняет правила поведения;

б) не дерется и не опаздывает;

в) соблюдает правила поведения в школе.

4. Самый важный компонент умственной готовности к школе:

а) запас знаний ребенка из разных разделов Программы;

б) умение читать и считать;

в) достаточный уровень развития познавательных способностей: внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

4. “Послушайте ситуацию и ответьте на вопросы”

“Бабушка о своей внучке: “Она у нас тихая, спокойная, не бегает, как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо “золотой” ребенок.

1. Нужно ли активизировать интерес ребенка к окружающему миру?

2. Какими занятиями должен обладать ребенок 6-7 лет?

Интеллектуальная готовность предполагает сформированность внимания, развитую память, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором он живет, название страны и ее столицы; имя и отчество родителей, где они работают; понимать, что их бабушка – чья-то мама, отца или матери. Он должен знать времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели, текущий год; основные виды деревьев, цветов; различать домашних и диких животных, то есть ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем окружении.

“Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу.

1. Будет ли успешным обучение ребенка в школе?

2. Каковы ваши рекомендации по формированию мотивационной готовности?

Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекла своей главной деятельностью – учебой. Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовке к школе.

5. “Родительская интуиция”

Со школы ваши дети будут приходить разном настроении, ведь праздник длится так недолго, примерно первую неделю. Дети могут быть и шумными и плаксивыми, тревожными и веселыми, агрессивными и радостными. И нам, родителям, очень важно попытаться понять своего ребенка. Понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Проверим свою родительскую интуицию.

Перед вами 12 выражений лица, в которых художник закодировал 12 эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать.

Подведение итогов: подсчет фишек, награждение победителей, ответ на вопросы родителей.

Эту игру хочется закончить словами Л.Венгера “Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.”

Прогулка в летний лес вместе с детьми и родителями “Куда ты,тропинка,меня завела?”

— Развивать способность видеть красоту природы и воспитывать любовь к ней.

— Способствовать развитию культуры проведения семейного досуга,взаимопонимания между родителями и детьми.

Оборудование: картина с изображением расписной птицы, аптечка.

— Сегодня нас ждет необычное путешествие в прекрасное царство природы. Но не каждый может туда попасть. Поможет нам в этом волшебная птица. Вы раньше ее видели? Есть такие птицы на самом деле? Нарисовал эту птицу художник, который мог видеть не только глазами, но и сердцем. А для этого нужно любить птиц. Если любишь, то видишь то, чего не видят другие.

Художник долго любовался разными птицами. Одна крылышками быстро-быстро машет, у другой грудка золотистая, у третьей перышки переливаются, четвертая поет так, что заслушаешься. И тогда художник решил нарисовать такую птицу, в которой красота разных птиц соединилась бы. Птица получилась не похожая ни на одну из существующих в природе птиц. Но художник не огорчился. Он понял, что эта птица сможет научить людей видеть красоту природы и глазами, и сердцем. Я приглашаю вас всех на прогулку в лес. Попробуйте и вы широко открыть глаза и сердце, чтобы увидеть красоту каждого цветка, каждого листочка, каждой птички.

Читать статью  Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях

(Родители помогают собраться своим детям и вместе с воспитателем едут в лес.)

  • Идти тихо, чтобы не спугнуть животных, слышать пение птиц, заметить интересные явления.
  • Не рвать цветы, грибы срезать ножом.
  • Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
  • Не мусорить.
  • Не ловить бабочек, а любоваться ими.
  • Не разжигать костров.

— Постоим тихо-тихо и прислушаемся к природе. У каждого цветка есть своя песенка. Прислушайтесь, только помните, без любви ко всему живому вам не удастся проникнуть в тайны природы.

(Дети слушают и говорят, что услышали, как звенит колокольчик, как шепчутся ромашки и весело кивают своими головками.)

— А теперь вспомним стихи о цветах.

Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы очень вежливы, а вы?

Нарядные платьица, желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежде.

Спросили мышек, веселых крошек:
— Скажите, мышки, тут чей горошек?
Сказали мышки:
— Тут наш горошек, такой кудрявый, такой хороший!
Пусть он не вкусный, пусть он несладкий,
Но в нем мышата играют в прятки.

— А теперь я предлагаю вам подойти к березе, посмотрите, какая она красивая, белая, стройная.

Конкурс для родителей. Сказать как можно больше красивых слов о березе.

Чтение стихов о природе.

Загадки о животных.

Дети и родители любуются природой, а за тем возвращаемся в детский сад, где детей и их родителей ждет чаепитие с лесными дарами:орехами и ягодами.

На занятиях по изодеятельности и аппликации выполняем коллективные работы “Сказочная птица в лесу”.

Партнерские отношения с родителями по ФГОС. Из опыта работы

Партнерские отношения дошкольных образовательных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников.

Материал разработан на основе ФГОС ДОУ по работе с родителями. Предназначен для ознакомления, применения на практике воспитателей, методистов, кто работает и учится работе с дошкольниками.

Традиционный подход широко распространенный в прошлом состоит в том, что ведущая роль как специалиста в деле воспитания, образования и развития детей, отводилась исключительно воспитателю. Согласно такой позиции задача воспитателей должна была состоять в том, чтобы просвещать родителей, учить их правильно относиться со своим ребенком, следуя полученным рекомендациям. Сами же родители, рассматривались как некомпетентные восприемники знаний и опыта специалистов.
После утверждения ФГОС ДО количество эффективных форм взаимодействия сотрудников детского сада с родителями, к сожалению, не увеличилось. Педагоги по-прежнему создают сценарии музыкальных, физкультурных, литературных праздников, вечеров досугов, и на них приглашаются родители. В результате родители являются лишь зрителями, уже подготовленного мероприятия, что не содействует сотрудничеству.
Не решил проблему взаимоотношения с родителями и другой подход, основанный на понимании образования, как сферы услуг. Несмотря на то, что потребности и установки родителей в данной концепции принимаются всерьез, подлинные педагогические задачи, имеющие ввиду благо детей, могут оттесняться на второй план, в угоду претензиям, желаниям и даже капризам родителей. В крайнем выражении, такая позиция ведет к их непропорциональному доминированию, что мешает развитию ребенка.
В законе «Об образовании» РФ в ст. 44 права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, помимо прав и обязанностей, впервые закрепляется ответственность за образование ребенка родителей (законных представителей). Они должны выбирать форму получения образования, знакомиться с уставом организации, знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, защищать права и законные интересы своих детей.
ФГОС дошкольного уровня образования предполагает установление партнерских, т.е. равных, не доминирующих отношений, между образовательными организациями и семьями воспитанников. Основой партнерских отношений является сотрудничество. Оно строится на доверии, компетентности, обоих сторон: педагогов и родителей. Из чего следует принцип выстраивания их взаимодействий ни как соперничества или доминирования, а как взаимодополняемости в решении общей задачи развития ребенка. Основным методом сотрудничества, служит – обмен информацией, усилиями, знаниями.
Обмен информацией. Воспитатели могут совместно с семьей выполнять образовательные задачи детского образовательного учреждения, только в том случае, если они знают семейный уклад доверенных им детей. В свою очередь и специалисты должны информировать родителей о своей работе и о поведении отдельных детей. Только в диалоге, путем открытого, доверительного обмена информацией могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Такой обмен, при условии открытого, доверительного, интенсивного сотрудничества обеих сторон, является основой для воспитательного партнерства между родителями и воспитателями, в общем деле образования и воспитания детей.
Обмен знаниями. Как у педагогов, так и у родителей, имеются пробелы в знаниях. У одних относительно ситуации в семье, поведении и жизни ребенка вне учреждения, у других относительно организации воспитательного процесса и развития ребенка в образовательных организациях.
Обмен усилиями. Поощряется родительская семейная самопомощь в воспитании детей. Помощь воспитателям со стороны родителей в утренние и вечерние часы или сопровождение детей на экскурсию, в организации детско-взрослых проектов.
Безусловно, партнерство, подразумевает диалог. Диалог охватывает совместный анализ поведения или проблем данного ребенка. Выяснение причин, проблем и поиск подходящих возможностей решения. Консультирование родителей по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании. Согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны детского сада и семьи. Особенно важен диалог в том случае, если у ребенка имеются отклонения в поведении или какие-либо проблемы в развитии.
Планирование педагогической работы, также основано на диалоге, в котором, при наличии разных точек зрения, идет совместный поиск и выработка общих согласованных решений. Говоря о планировании, нужно отметить, сто родители получили теперь возможности для участия в жизни детского сада. Права в принятии решений. Они могут принимать участие в разработке основной образовательной программы учреждения, годовом, месячном планировании. Планировании проектов и занятий. Родители могут самостоятельно планировать собственные родительские мероприятия и проводить их своими силами.
Партнерство – это особый стиль взаимоотношений. В его основе лежит уважение, сопереживание, искренность, открытость, доверие ко всем участникам диалога. В нем нет места раздражительности, высокомерию, превосходству, агрессивности, нетерпению, невниманию к их точке зрения и интересам.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка

Логинова, Е. В. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка / Е. В. Логинова, Е. В. Шиврина, И. А. Александрова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 79-84. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7304/ (дата обращения: 27.10.2022).

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но, для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимодействие. Приоритет семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Необходимо создать такие условия в детском саду, которые бы позволили родителям стать действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: взаимосотрудничество, партнерство, выстраивание эффективных партнерских отношений, взаимодействие ДОУ и семьи с целью личностного развития дошкольника, активные формы работы с родителями, портфолио семьи.

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Н. А. Менчинская, А. В. Петровский, А. С. Макаренко доказали: эти социальные институты — воспитательные феномены, каждый из которых помогает ребенку приобрести социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними — важнейшие условия развития ребенка.

В дошкольной организации ребенок получает образование, приобретает навык взаимодействия с социумом, умение планировать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этим, зависит от семьи. Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Семья для ребенка — среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи. Эффективность воспитания детей во многом зависит от уровня педагогической грамотности, педагогической образованности и компетентности родителей. Именно их пример, и личные качества определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания обуславливает необходимость взаимосотрудничества.

Нововведения государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Роль родителей и образовательной организации закреплены в нормативно-правовых документах:

— Конституции РФ. Принята 12.12.1993 [1,с38]

— Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ [3,с63]

— Закон РФ «Об образовании в РФ» от (29 декабря 2012 г.) № 273, (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) [3,с44]

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [4]

Читать статью  Хотите, чтобы ваша семья была здоровой? Запомните эти простые правила

Из этого следует, что семья и детский сад, как первая ступень общественного образования, должны идти вместе по одному пути. Так как эффективность воспитания ребенка, овладения им общечеловеческими ценностями, как условия личностного развития зависит от выстраивания партнерских отношений, умения дополнять друг друга, поддерживать, оказывать помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».

Взаимодействие — это универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы, процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. [5,с.24]

По мнению Т. А. Куликовой: «..Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития». [7,с. 213] Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского. Он писал: «Дошкольник почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества». [7, с.211]

Сотрудничество — тип взаимоотношений людей в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий. Оно возможно только на основе единства, внешне проявляется во взаимной доброжелательности, взаимном доверии и признании достоинств друг друга. [8,с. 60]

— взаимосвязными действиями индивидов, направленными на достижение общих целей, обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон; [12, с.9]

— соучастием во всех делах, интересом друг к другу, оптимизмом и взаимным доверием в общении; [10, с.44]

— согласованностью индивидуальных действий, взаимной поддержкой, оптимальным управлением на основе партнерства, обусловленного взаимным доверием, уважением друг к другу. [9, с.264]

Партнерство — определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:

— равноправие партнеров при принятии решений; выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса;

— уважение и взаимный учет интересов, толерантность к позиции партнера;

— взаимовыгодность и заинтересованность сторон в сотрудничестве;

— добровольность принятия взаимных обязательств;

— равноответственность сторон за выполнение принятых обязательств. [11,с.168]

Современные ученые отмечают важность взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. В своих работах, предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей.А. В. Козлова, предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй.

О. В. Солодянкина. Т. А. Маркова, Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:

— единство в работе ДОУ и семьи с целью личностного развития детей;

— взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

— использование разнообразных форм работы с семьей в их взаимосвязи;

— индивидуальные и групповые формы работы с родителями.

Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в использовании традиционных форм сотрудничества с семьей, но дающих стабильно положительные результаты и внедрение инновационных технологий, направленных на установление партнерских отношений между педагогами и родителями.Поэтому, в первую очередь, при планировании работы с семьями воспитанников мы поставили перед собой следующие задачи:

— изучить семьи с целью выявления ее запросов, потребностей, нужд;

— создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, с целью установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

Наша педагогическая деятельность по отношению к семье была направлена на:

— выстраивание позитивных детско-родительских отношений;

— объединение усилий по вопросам развития и воспитания детей;

— повышение педагогической, правовой культуры родителей; реализацию их педагогических умений;

— вовлечение родителей в деятельность ДОУ, как полноправных партнеров в воспитании собственного ребенка.

Для этого в детском саду созданы условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа всех специалистов ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, что дает родителям стать действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Работу с родителями в нашей группе планируем заранее, начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в группе, в детском саду. Для этого ежегодно проводим мониторинг «Взаимодействие семьи и детского сада», опрос «Что я хочу узнать о воспитании?», личные беседы об интересах семьи, что помогает выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Анализ ежегодного анкетирования «Взаимодействие семьи и детского сада» позволяет выделить три группы родителей:

Количество семей

Родители — активисты, с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители — исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации

Родители — наблюдатели, не желают принимать участие в образовательном процессе ДОУ, выбрав позицию стороннего наблюдателя

Анализ опроса «Что я хочу узнать о воспитании?» позволил выделить потребности родителей

Количество семей

Максимально полную информацию о ребенке

Педагогические советы по общению с детьми, психологические и индивидуальные консультации

Рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома

Рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка этого возраста лучше прочитать

Приобретение практического опыта

Возможность обмена опытом с другими родителями группы

На основании изученных потребностей, интересов, пожеланий родителей мы составляем перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников на учебный год, включающий в себя традиционные, но эффективные формы и инновационные, используемые точечно и конкретно.

Родительские собрания. Нами используется технология проведения родительских собраний Е. В. Бачевой, которая способствует созданию доверительной атмосферы, помогает родителям откровенно говорить о проблемах. Формы проведения и организации: «Круглый стол», родительская гостиная, клуб по интересам, школа молодого родителя, детско-родительский клуб.

Информационный уголок представлен папками ширмами, папками –передвижками, информационными стендами. Для того, чтобы информация стала помощницей, действуют постоянные рубрики: «Это интересно», «Заботливым родителям — талантливых детей», «Советы доктора Айболита», «Наша реклама», «Советы от Фрекен-Бок», «Говорушечки», «Домисолька», «Говорят дети», «Поиграем», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Родитель может взять его домой для личного изучения, помощи ребенку.

Досуги, праздники, развлечения. Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Оно позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проводятся традиционные, ежегодные праздники «День рождения группы», «Вместе весело шагать», «Мы счастливая семья», «Праздник дедушек и бабушек», «День защиты детей», «В гостях у осени», «Мама, милая мама»; развлечения «Семейные посиделки», «А ну-ка бабушки»; спортивные досуги «Семья — здоровый образ жизни».

Беседа «За закрытыми дверями». Данная форма работы подразумевает индивидуальную беседу с родителями воспитанника, затрагивая актуальную тему для развития ребенка.

Тематические выставки, организация индивидуальных мини выставок рисунков, изделий семей воспитанников и конкурсы: творческие, интеллектуальные, спортивные. Родители группы активно учувствуют в организации тематических выставок, конкурсов, приносят экспонаты, предоставляют изделия для персональных выставок.

Экскурсии с пользой. В походах, экскурсиях с детьми у родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих экскурсий, походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о городе, о своем крае. В этом году мы посетили Ботанический сад им Демидова, Людмилинскую скважину, музей ОАО «Уралкалий», Соликамское ТВ, съездили в увлекательное путешествие «Масленкино-Буренкино», в г. Усолье в дом-музей Строгоновых.

Газета. С целью информирования родителей о жизни группы ежемесячно вместе с детьми (иногда и при участии родителей) выпускается газета «Топ» — известия. Темы абсолютно разные, но всегда актуальные и важные.

Дни открытых дверей родителей, семейные квесты. Например, в этом году прошел семейный квест «Детский сад глазами детей»- где родители ненадолго становились детьми и путешествовали по станциям, выполняли различные творческие задания. В результате у родителей формировалось представление о том, чем же их ребенок занимается и как он развивается каждый день.

— «Родители — детям». Невозможно воспитать ребенка словами, только личный пример взрослого порождает в детях искрению заинтересованность. Поэтому мы используем такую форму работы с родителями, как «Родители — детям», где родители активно участвуют в образовательном процессе, по желанию проводят утреннюю гимнастику, подвижные игры, встречи с интересными людьми, мастер-классы.

Группа «Шустрики» в социальной сети «Одноклассники». Информация о ДОУ есть на официальном сайте, где каждый родитель может ознакомиться с уставом ДОУ, программой, реализуемой в дошкольном учреждении, найти полезную информацию от узких специалистов. В новостной ленте узнать о событиях детского сада, в рубрике вопрос-ответ задать вопрос администрации детского сада, узким специалистам, оставить свои отзывы и пожелания. Но, у нашей группы есть личная страничка в сети Интернет. Вступившие в группу родители могут узнать о событиях жизни группы, посмотреть фотоальбом, оставить свои комментарии, получить онлайн консультацию в любое удобное время, пообщаться с другими родителями группы.

Читать статью  Конфликтные отношения между родителями и детьми

Семейные творческие мастерские. Родители не только принимают участие в организованных нами мастер классах, но и сами проводят их, знакомят друг друга со своим хобби, увлечением, дают советы. Например, родители провели мастер-класс по декорированию деревянных изделий техникой «Декупаж», по изготовлению украшений в технике «Канзаши», декорирование ваз.

Социальные акции, марафоны. На данный момент мы участвуем во Всероссийском марафоне «Ангел добра».

Проектная деятельность. С особым интересом родители относятся к проектной деятельности. Данная деятельность увлекает их и детей, погружая в мир взаимодействия и сотрудничества, создавая условия для личностного развития не только детей, но и родителей, формирования таких качеств как ответственность, самостоятельность, активная жизненная позиция, инициативность. Нами были разработаны и реализованы педагогические проекты направленные как на детей, так и на родителей: «Верные друзья», «Такие разные буквы», «Космические просторы», «Динозавры», «Широкая Масленица», «Олимпийские кольца», «Белые журавли».

Хочется подробней остановиться на проекте «У счастья — дом семья» итогом, которого является портфолио семьи.

Портфолио семьи — современная форма работы с семьёй, способ самодиагностики и механизм её саморазвития. Это комплект материалов, объединяющий характеристики, достижения семьи, положительный опыт семейного воспитания.

Создание семейного портфолио — это процесс укрепления семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к ее историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее, проследить динамику и путь развития своего рода. Этот необычный способ фиксации семейных достижений позволяет отразить все интересное, что происходит в жизни семьи: положительные эмоции, творческие успехи, впечатления от совместных поездок, домашних дел и забот, семейные традиции, лучшие минуты счастливого времени, проведенного вместе. Более того, портфолио станет не только памятной вещью для каждой семьи, но и пригодится при планировании новых задумок и совместных мероприятий.

Ценность технологии «семейного портфолио» заключается:

— В том, что каждому дается возможность самореализоваться, самосовершенствоваться, творчески раскрыться, родители имеют возможность обратить внимание на проблемы и своевременно их решить, ребёнку даётся возможность почувствовать себя частью дружной семьи;

— в формировании положительной характеристики семьи;

— в совершенствовании положительных детско-родительских отношений;

— в возникновении потребности в сотрудничестве ДОУ и семьи;

— систематизируется и обобщается положительный опыт семейного воспитания.

Цель проекта: создание условий для самопознания, саморазвития, нравственного самосовершенствования ребенка и его семьи, укрепления детско-родительских отношений

Задачи деятельности по созданию проекта:

— Способствовать установлению партнёрских, сотруднических отношений ДОУ с семьёй каждого воспитанника.

— Развивать познавательно-речевые способности детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

— Оказать методическую помощь родителям при создании портфолио семьи

— Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.

— Способствовать сплочению, единению представителей разных поколений.

— Воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.

— Способствовать проявлению креативности участников проекта.

— Развивать рефлексивные способности членов семьи.

Для того чтобы родители приняли участие в нашем проекте, мы соблюдаем ряд условий: добровольность, целеполагание, индивидуальность, систематичность в сборе информации.

Продукт проекта: портфолио семьи.

— Гармонизация отношений ребенок-родитель..

— Распространение социально-значимого опыта семейного воспитания.

— Мотивация родителей на воспитание уважения к общечеловеческим ценностям

Первоначально включились в реализацию проекта 15 % родителей. Творческая группа определила структуру портфолио, содержание, оформление, место хранения. Благодаря открытости, сейчас в творческой группе 45 % родителей. Портфолио постоянно пополняется. Дети очень любят рассматривать его странички, рассказывать о событиях. Каждая страничка вывешивается для ознакомления на шкафчик ребенка, а потом собирается в специальную папку.

В рамках деятельности группы были подобраны диагностики, разработаны анкеты для родителей, методическое обеспечение: конспекты родительских собраний, сценарии совместных праздников, консультативный материал, подобраны игры, картотека художественной литературы, музыкальная фонотека.

Например, портфолио одной семьи содержит такие разделы:

— «Семья — семь Я» на страницах своего портфолио: представление своей семьи, общие сведения, описание значения имен, рождение семьи, письма-признания.

— «Большая дружная семья» — были представлены генеалогическое древо, был представлен герб семьи, словарь терминов родства.

— «Семья глазами детей» — результатом ее стала мини-книжка «Моя семья»

— «Семейные традиции» — здесь папа и мама знакомили детей группы с личными хобби и увлечениями, своей профессией, представляли как традицию семейный праздник «Именины у Ани».

В презентации опыта семейного воспитания на родительских встречах семья стала инициатором оформления альбомов «Кулинарные рецепты семьи», «Книга народной мудрости».

Мы, как педагоги, видим, что позиция наших родителей становится более гибкой. Первоначально, родительские собрания посещало 50 % родителей, 10 % участвовало в организации групповых мероприятий, то на данный момент посещаемость составляет 100 %. Родители сами организуют «Встречи с интересными людьми», являются инициаторами групповых праздников, экскурсий и походов, активно участвуют в конкурсном движении разного уровня. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) Статья 38.

2. Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ Статья 63

3. Закон РФ «Об образовании в РФ» от (29 декабря 2012 г.) № 273, (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) Статья 44

4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

5. Большой Энциклопедический словарь, М, Мозаика, 2000.-345с.

6. Доронова Т. Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А. Е. «Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М.: Линка — Пресс, 2001 г.

7. Козлова С.Л, Куликова Т.А «Дошкольная педагогика» М: Издательский центр «Академия», 2001, -416с.

8. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В. С. Безрукова. 2000.

9. Психология индивидуального и группового субъекта/под ред.А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой.-М.: ПЕРСЭ, 2002.-368с.

10. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе; кн. для учителя/М. М. Рыбакова-М.: Просвещение, 1991–128с.

11. Социальное партнерство: Словарь справочник/ Руководители авт. Коллектива В. Н. Киселев, В. Г. Смольков.-М.: ОАО Изд. «Экономика», 1999.-232с.

12. Шакуров, Р. Х. Психологические основы педагогического сотрудничества/Р. Х. Шакуров. — СПб.,1994.-42с.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, семья, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, взаимное доверие, отношение, портфолио семьи.

Ключевые слова

партнерство, взаимосотрудничество, выстраивание эффективных партнерских отношений, взаимодействие ДОУ и семьи с целью личностного развития дошкольника, активные формы работы с родителями, портфолио семьи., портфолио семьи

Похожие статьи

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов.

Семейный клуб как форма построения системы партнерских.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Роль детскородительского клуба дошкольной организации.

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Организация работы родительского клуба ДОУ по развитию.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Особенности взаимодействия дошкольной организации.

Источник https://urok.1sept.ru/articles/652895

Источник https://ped-kopilka.ru/blogs/blog50565/s-roditeljami-vmeste.html

Источник https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7304/