Особенности взаимоотношений детей и родителей в льтация

9 июня, 2022 0 Автор ewermind

 

Консультация «Отношения родителей и детей»

Семейные отношения, в которые непосредственно включён ребёнок – это детско-родительские отношения. Значимость этих отношений привлекает внимание специалистов различных школ и направлений. Именно отношения с родителями являются фундаментом всех других социальных связей ребёнка, которые ему предстоит устанавливать и создавать. Кроме того, эти отношения играют центральную роль в развитии самосознания – через них ребёнок приобретает опыт отношения не только к другим, но, прежде всего, к самому себе.

Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э. Эриксон, К. Хорни). Наибольшую популярность завоевала теория привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является «внутренняя рабочая модель», которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.

Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения : родителей к ребенку – родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (Н. И. Буянов, А. Я. Варга, А. И. Захаров, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс, И. М. Марковская, А. С. Спиваковская, Т. В. Якимова). В зарубежной психологии специфика детско-родительских отношений традиционно исследуется в рамках психоаналитического (З. Фрейд, Э. Эриксон, Д. Винникот, Э. Берн и др., бихевиористского (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура и др.) и гуманистического (Т. Гордон, К. Роджерс, Дж. Байярд, В. Сатир и др.) направлений.

Детско-родительские отношения – один из видов человеческих отношений. Но эти отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Е. О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, с одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой – научить его заботиться о себе самому.

А. С. Спиваковская пишет о внутренней конфликтности детско-родительских отношений : взрослеющий ребенок стремится к отделению от родителей, которые всячески пытаются его удержать возле себя, при этом желая его развития и взросления. И наконец, существенная особенность детско-родительских отношений заключается в постоянном их изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей.

Основываясь на работах Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева детско-родительские отношения можно определить как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения, собственной жизненной историей, и определяющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со своими матерью и отцом.

Э. Г. Эйдемиллер выделяет характеристики типов воспитания ребё нка: степень гиперпротекции; удовлетворённость потребностей; требования, предъявляемые ребёнку; санкции, накладываемые на него; воспитательная неуверенность родителей. На основе этих характеристик дается формальное описание стилей воспитания: авторитарное, демократическое, гипоопека и гиперопека.

Основной вопрос, на который ведутся поиски, можно сформулировать следующим образом: «Какими должны быть детско-родительские отношения, чтобы они максимально способствовали развитию ребёнка и обеспечивали достижение целей его воспитания?» Основная идея психологической помощи связана с ориентацией родителей в системе знаний о закономерностях возрастного развития ребёнка, расширением репертуара воспитательных воздействий, обучением адекватным способам взаимодействия с ребёнком.

Детско-родительские отношения можно рассматривать с различных методологических позиций. Функциональный аспект позволяет анализировать это явление с точки зрения достижения полезного приспособительного результата и предполагает развитие их эффективности. Личностный аспект обращает внимание на согласованность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов и предполагает формирование гармоничности в детско-родительских отношениях. Феноменологический взгляд фиксируется на ценностно-смысловом аспекте этих отношений, предполагающих достижение в них определённой зрелости.

Содержание проблем детско-родительских отношений может быть очень разнообразным, от мелких детских капризов и упрямства в дошкольном детстве до полного непонимания и очень сильных негативных чувств в подростковом возрасте и ранней юности.

Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению специалистов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.

Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля использовать инструктивный контроль. Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Слова Ш. Л. Амонашвили: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе» — включают в себя весь смысл воспитания. Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

Проблемы семьи и ее влияние на ребенка волновали людей уже с древних времен.

В человеческой культуре фиксируется, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Но понятие «нормальной семьи» очень условно. Нормальной можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

Сложности в отношениях между родителями и детьми очень распространены и могут возникнуть у родителей с детьми любой возрастной группы: от года – двух до восемнадцати лет.

Конфликты детей и родителей в контексте концепций возрастной психологии

Возрастной кризис согласно Л. С. Выготскому и Д. Б. Эльконину – переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого. В отечественной возрастной психологии выделяют следующие возрастные кризисы: «кризис новорожденности (до 1 мес., кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский».

Перестройкой системы отношений ребенка с другими людьми объясняются такие характерные особенности поведения ребенка, переживающего возрастной кризис, как непослушание, упрямство, негативизм. Во время возрастного кризиса ребенок проверяет психологические границы в отношениях с взрослыми (в том числе с родителями) исследует пределы дозволенного поведения, определяет степень, в которой родители способны контролировать его поведение и меру собственного влияния на поведение родителей. Именно этим объясняются неконтролируемое поведение ребенка, агрессия, негативизм и упрямство в данный возрастной период. Однако важно отметить, что, несмотря на неконтролируемое поведение и активную попытку продемонстрировать возросшую независимость от родителей ребенок испытывает колоссальную потребность в безопасности и предсказуемости окружающего мира, которая может быть удовлетворена только при четко выстроенных и устойчивых границах при взаимоотношении с ребенком.

Кроме того, в период кризиса ребенок испытывает огромную потребность в психологической поддержке и эмоциональном контакте с родителями.

Теоретические представления об особенностях протекания возрастных кризисов обуславливают те задачи, которые стоят перед специалистами в общении с родителями, обратившимися с подобными запросами:

1. Нормализация поведения ребенка, объяснение его причин и, тем самым, уменьшение уровня родительской напряженности и тревоги,

2. Помощь родителям в формировании эмоционального контакта со своим ребенком,

Решение этой задачи предполагает как информирование родителей о потребности ребенка в принятии и эмоциональной поддержке, так и обсуждение конкретных способов, с помощью которых этой цели можно достичь. Полезным для достижения эмоционального контакта с ребенком является обучение родителей техникам «Я –высказывания», и «активного слушания».

3. Помощь родителям в формировании четких границ во взаимоотношениях с ребенком.

Краткая характеристика проблемы.

Семья — это чрезвычайно сложно организованная структура с разноплановыми взаимоотношениями — отношения между родителями и детьми, взаимоотношения между супругами, между супругами и их родителями, между старшими и младшими детьми. И в каждой из этих плоскостей может возникнуть конфликт. Семья невозможна без конфликта, но постоянные конфликты являются основной причиной неблагополучной семейной жизни и распада семьи. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасности ребенка при его взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

Для ребенка любая ссора, конфликт взрослых воспринимается как разрушение реальности, среды обитания. Конфликт в отношениях и действиях родителей вызывает особую реакцию у детей, выражающуюся в разных стилях поведения ребенка: демонстрация негативного отношения, оппозиция по всем вопросам; неподчинение предъявляемым требованиям;

избегание общения с родителями, сокрытие информации о себе и своих действиях.

Внутрисемейные взаимоотношения делятся на два основных типа:

• гармоничный тип отношений (преобладание равновесных отношений, рациональное разделение психологических ролей внутри семьи, умение разрешать возникающие противоречия);

Читать статью  Консультация для родителей «Формирование ценностного отношения ребёнка к здоровью в семье»

• дисгармоничный тип отношений (негативно окрашенные отношения супругов приводят к конфликтному взаимодействию супругов, последнее способно вызвать отрицательные эмоции и чувство беспокойства у детей; теряется уважение к родителям, нарушаются психологические роли, увеличивается напряженность).

Основной причиной нарушения семейных отношений В. Д. Дружинин считает проявление у одного или обоих супругов «потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, неразрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Конфликтными взаимоотношениями сопровождаются : ситуация измены одного из супругов, ситуация развода в семье и др. Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных семейных событий в жизни ребенка.

Конфликтуя, отец и мать могут использовать детей как оружие в собственной борьбе. Так неадекватное отношение к ребенку может принимать следующие формы:

• Ребенок, «замещающий» мужа. Мать требует к себе постоянного внимания, заботы, хочет быть постоянно в обществе ребенка, быть в курсе его личной жизни, стремится ограничить его контакты со сверстниками.

• Гиперопека и симбиоз. Мать стремится удержать ребенка при себе, привязать и ограничить самостоятельность из-за страха лишиться ребенка в будущем, она принижает способности ребенка, стремится «прожить за него жизнь», что приводит к личностному регрессу и фиксации ребенка на примитивных формах общения.

• Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви. Ребенку говорится, что «мама такого не любит»; ребенка игнорируют, обесценивают его «я».

• Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребенку говорят, что он «неблагодарный». Развитие его самостоятельности сковывается страхом.

• Изоляция. В семье не принимаются совместные решения, ребенок изолируется, не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями.

• Соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу, критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении.

• Псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).

Почти все перечисленные стили отношения родителей к ребенку являются следствием деструкции семьи по данному типу: отсутствие, какой бы то ни было, организующей функции мужчины-отца в структуре семейных отношений и замыкание всей системы психологических связей на ребенке. Когда родители ругаются, дети переживают сильное волнение и обиду — волнение из-за того, что мир и спокойствие в доме поставлены под угрозу, а обиду — из-за их действительной или воображаемой роли в семейном скандале.

Таким образом, семья выступает важным фактором в формировании личности ребенка. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.

Сложности в отношениях между родителями и детьми очень распространены. Конфликты могут возникнуть у родителей с детьми любой возрастной группы: от года – двух до восемнадцати лет.

Особенно важным условием для предупреждения детско-родительского конфликта является соблюдение в семейном воспитании следующих принципов:

• Открытость и доверительность отношений с детьми;

• Оптимистичность взаимоотношений в семье;

• Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

• Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями, как:

• реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Описываются различные подходы к воспитанию детей в конфликтных ситуациях между родителями :

• найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

• сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т. е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Часто причинами детско-родительских конфликтов может быть неадекватная реакция родителей на возрастные кризисы детей (кризис 1 года, 3 лет, кризис 6 -7 лет, подростковый кризис и др.) Поэтому в процессе консультирования важно объяснять родителям причины возникновения кризисов.

Возрастные кризисы — переходные периоды в развитии ребенка. В частности, подростковый кризис проявляется в агрессивности ребенка, отрицательном отношении к нормам и правилам, желании быть независимым и отделиться от взрослого. Часто это может стать причиной конфликтного взаимодействия. Литература:

1. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии: Учебное пособие для вузов Изд. 2-е, — СПб. : Питер, 2001. — 400 с.

2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М. 2004.

3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб. : Речь, 2006.

4. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб. : Издательство «Питер», 1999.

Семья — один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т. д. Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями — важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Изучая межличностные отношения в системе «родитель—ребенок» глазами родителя, необходимо обращать внимание на особенности семейного воспитания:

родительские установки и реакции;

отношение родителей к ребенку и жизни в семье;

— нарушения воспитательного процесса в семье;

— причины отклонений в семейном воспитании;

— уровень родительской компетентности и т. п.

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М. Класс, 1998.

2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. М, 2001.

3. Дружинин В. Н. Психология семьи. М. :КСП, 1996.

4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

5. Сатир В. Психотерапия семьи. Спб. : Речь, 2000.

6. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб. : Речь, 2003.

7. Эйдемиллер Э. Г. Юстицкис В. Семейная психотерапия. С-П., 1999.

Анкета для родителей «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения» Анкета для родителей «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения» 1. Считаете ли Вы важной проблему.

Консультация для родителей «Дружеские отношения с детьми» Теплые, дружеские отношения с собственными детьми – пожалуй, предел мечтаний любого родителя. Что для этого нужно? Всего-навсего прекратить.

Консультация для родителей «Отношения в современной семье» Каждый родитель желает своему ребенку всего самого лучшего. Мы хотим сделать все возможное, чтобы наши дети были здоровыми Консультация.

Консультация для педагогов ДОУ «Формирование у детей отзывчивого отношения к сверстникам» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с №1 «Родничок» п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области Консультация:.

Консультация для родителей «О формировании гуманного отношения к природе у старших дошкольников» О формировании гуманного отношения к природе у старших дошкольниковУважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить.

Консультация для родителей «Несколько советов по воспитанию в ребенке бережного отношения к природе» Консультация для родителей. «Несколько советов для родителей по воспитанию в ребенке бережного отношения к природе». Природа наш общий дом,.

Консультация «Дружеские отношения взрослых и детей в семье — основа воспитания положительных черт характера ребенка» Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях,.

Консультация по экологическому воспитанию «Советы для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе» Природа наш общий дом, где все явления закономерны и живая и неживая природа сосуществуют в единой, очень крепкой взаимоподчинённой связи.

Анкета «Выявление отношения родителей к обучению чтению детей в логопедической группе» Анкета для родителей. «Выявление отношения родителей к обучению чтению детей в логопедической группе». 17 января 2019года. 1. Знаете ли.

Консультация для воспитателей «Воспитываем дружеские отношения среди детей» Методическая разработка «Воспитываем дружеские отношения среди детей» «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается;.

Особенности взаимоотношений детей и родителей в семье.
консультация

Большое значение для воспитательного потенциала семьи имеют такие ее составляющие, как образовательный уровень родителей, общая культура, педагогическая активность, умение устанавливать добрые отношения со всеми окружающими, структурный тип семьи, возраст отца и матери.

Различают три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

Скачать:

ВложениеРазмер
ossobennosti_vzaimootnosheniy_detey.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оссобенности взаимоотношений детей

и родителей в семье.

Большое значение для воспитательного потенциала семьи имеют такие ее составляющие, как образовательный уровень родителей, общая культура, педагогическая активность, умение устанавливать добрые отношения со всеми окружающими, структурный тип семьи, возраст отца и матери.

Различают три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль представляется как жесткое декларирование родителями требований, которые охватывают всю жизнь детей. В семье проявляются силовое давление, агрессия, диктат, черствость и холодность, бесцеремонная внимательность.

Либерализм в семье характеризуется полным безразличием членов семьи друг к другу, полным попустительством. Каждый из членов семьи живет своими делами, заботами, мыслями.

Демократизм основывается на взаимной заинтересованности, поддержке и взаимопомощи. При авторитарном стиле потребности детей подавляются, а при либеральном — игнорируются, то в демократической семье наблюдается постоянный ненавязчивый контроль за развитием ребенка.

Основным направлением в описании типологии семейного воспитания — это изучение воспитательных родительских установок и позиций . В общем виде это можно сформулировать как неоптимальные и оптимальные родительские позиции. Мнение, точка зрения, отношение к чему — либо и соответствующее поведение.

Читать статью  Психология игрока в покер проблемы в семье

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность родительской позиции представляется как понимание родителей индивидуальности своего ребенка, видение происходящих в его душевном мире изменения. Прогностичность родительской позиции заключается в том, что стиль общения должен опережать появление новых типических и личностных качеств детей. На основе прогностичной родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию. Гибкость родительской позиции рассматривается как способность изменения воспитательных воздействий на ребенка по ходу условий жизни семьи.

Некоторые авторы, занимающиеся проблемой воспитания детей, пытались положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку.

Воспитание по типу любви и принятия . Обобщенная формула родительского воспитания выражается удовлетворением «Ребенок — центр моих интересов». Родители постоянно занимаются с ребенком, нежно к нему относятся, заботятся о его жизни.В других исследованиях внимание уделялось как степень свободы ребенка в семье, т.е. как родители регулируют его поведение. При этом подходе выделены два крайних типа — чрезмерная опека и излишняя требовательность.

Воспитание по типу чрезмерной опеки. Воспитательная формула родителей: «Все сделаю для ребенка». В поведении родителей прослеживается полное попустительство в сочетании с чрезмерной опекой.

Воспитание по типу излишней требовательности. Воспитательная формула родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». Родители постоянно критикуют поведение ребенка, отсутствует поощрение и похвала.

Третья группа ученых, анализируя типы воспитания, пришли к выводу,

что более точная оценка воспитания заключается не в одном, а в нескольких аспектах. С одной стороны — эмоциональный аспект отношения к детям, с другой стороны отражение поведения. Сочетание этих аспектов дают четыре типа воспитания:

1) теплое отношение к ребенку в сочетании с представлением ему самостоятельности и инициативы;

2) холодное разрешающее воспитание, при котором есть некоторой холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с представлением ему свободы,

3) теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением;

4) холодное ограничивающее воспитание, которое сопровождается постоянной критикой ребенка, придирками, а иногда и к преследованию самостоятельного поступка.

В последнее время определился еще один подход, исходящий не из двухчисленной , а из трехчисленной модели воспитания. Выделены три аспекта отношений, составляющих отношение родителей к своему ребенку: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет выделить восемь типов родительского воспитания.

Действенное воспитание, основанное на симпатии, уважении и близости. Формула родительского отношения к детям такова: «Хочу» чтобы мой ребенок был счастлив, буду помогать ему в этом. В семье теплый эмоциональный тон общения, присуще активное воспитание и интересам, увлечениям, способностям ребенка, уважаются его права, оказывается радужная требовательность.

Отстраненное воспитание основано на симпатии, уважении, но существует большая дистанция с ребенком. Формула семейного воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, его внешний облик, его успехи, способности, но мягкое обращение с ним сопровождается неумением помочь в его проблемах.

Действенная жалость , основана на близости, симпатии, но отсутствует уважение. Формула воспитания такова: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю». Этот стиль эмоционального отношения к ребенку характеризуется осознанностью действительных, а иногда и мнимых отклонений в его физическом и умственном развитии. В результате родители приходят к идее исключительности своего ребенка. В общении с ребенком идут к пути предоставления особых привилегий всячески предохраняют от вредных влияний. Интересы родителей сосредоточены на нем, они как бы не верят в возможности и способности ребенка.

Воспитание по типу снисходительного отстранения , основывается на симпатии, неуважении, большей межличностной дистанции. Формула семейного воспитания выглядит примерно так: «Нельзя не винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».Неблагополучие ребенка негласно является его правом, родители не вмешиваются в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, недостаточно ориентируются в душевном мире ребенка.

Отвержение основано на антипатии, неуважении, большой межличностной дистанции. Такое отношение родителей к своим детям встречается очень редко, формула родительской позиции выражается так: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело». Родитель отстраняется от ребенка, не хочет общаться с ним, не замечает его присутствия. Родитель становится холодно-неприступным при его приближении.

Презрение. В этом типе отношений присутствуют неуважение, малая межличностная дистанция. Такое отношение к детям соответствует родительской формуле следующего вида: «Я мучаюсь, беспредельно страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, упрям, труслив, неприятен другим людям». Любые достижения ребенка родитель не замечает, игнорирует, в общении не замечает ничего положительного. Общение родителей и детей строится на понукании, назидании, требовательности. Такие родители постоянно посещают специалистов в желании «исправить» .Воспитание строится по формуле: «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!». В воспитании присутствует твердая убежденность родителей, что их ребенок превратился в «мерзавца». Родители пытаются чрезмерной строгостью, жестким контролем переломить ребенка, нередко выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности.

Отказ основывается на антипатии, уважении и большой межличностной дистанции. В воспитании ребенка преобладает отстранение от его проблем. Они, как и он издали наблюдают за ребенком, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. При заострении отношений такие родители охотно прибегают к помощи общественности, стремятся доверить ребенка школе.Приведенные типы родительского воспитания заостренны. В ходе воспитания под воздействием обстоятельств, тех или иных событий отношение родителей к ребенку изменяется. Будет ошибочным считать, что поведение родителей от рождения ребенка до его взросления описывалось одним типом воспитания. Практика показывает в поведении родителей несколько вариантов отношений. Приведенный подход позволяет определить, какая именно установка на данный момент стала для родителей ведущей.

Одним из ведущих спектров отношений в семье является общение. Исследователи В. Заслуженюк и В. Семиченко выделяют, что общение между родителями и детьми имеет ряд специфических особенностей. Они выделяют следующие положительные признаки семейного общения:

1. семейному общению присущи интимность, камерность, снижение «доверительного интервала», дистанции между общающимися сторонами;

2. семейное общение охватывает все стороны человека, обеспечивая его внеролевое принятия и взаимодействие. Например, ребенок в школе выполняет роль ученика, на улице, переходя ее — роль пешехода, в спортивной секции — спортсмена. Семья принимает его в интеграции всех его внешних ролей;

3. в семейном общении невозможно выделить такие аспекты как обучение, воспитание, развитие. Им присущ комплексный характер влияния. Поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители дают понять какая система норм, правил приемлема. В то же время, одновременно идет механизм идентификации: ребенок подражает родителям, ориентируется на них, это может происходить как на сознательном, гак и на несознательном уровне;

4. на семью возлагается обязанность регулировать разнообразные отношения ребенка с окружающим миром. Родители являются своеобразным «буфером», т.к. обрушивать сложности жизни на неокрепшую психику ребенка недопустимо. В семье снимаются стрессы, получаемые ребенком в других сферах жизни. Здесь семья выполняет рекреационную функцию;

5. семья обеспечивает максимальную длительность связей, что имеет большое влияние на человека на протяжении почти всей его жизни.

Однако, исследователи выделяют, что общение в семье может осложняться по некоторым объективным причинам.

1. Было исследовано, что диапазон эмоциональных проявлений в семье может колебаться, т.к. включает и расслабление, и снижение самоконтроля, и повышение тенденции к нервным разрядкам. Общение между супругами, детьми приходится на вторую половину дня, придя домой члены семьи испытывают острую потребность в отдыхе.

2. Общение в семье может проходить на фоне уже накопившегося переизбытка общения.

3. Общение в семье связано с мелкими, каждодневными бытовыми хлопотами, что обесценивает его содержательную сторону т.к. ограничивается внешней результативностью при внутренней пустоте отношений.

4. У родителей часто отсутствует психолого-педагогический опыт. Он приобретается параллельно с развитием ребенка. Поэтому возможны ошибки из-за отсутствия психолого-педагогического опыта. Исследователь детского невротизма В. Гарбузов выделяет несколько типов неправильного воспитания: гиперсоциальный, тревожно-мнительный, эгоцентрический.

Гиперсоциальный тип неправильного воспитания встречается
более часто. Ребенка хотят иметь не потому, что в нем есть глубокая
душевная потребность, а потому, что дети должны быть в каждой семье.
В семье придерживаются «строгих» правил: читаются и до формализма
пунктуально выполняются рекомендации по «идеальному» воспитанию. Например, малыша не берут на руки, даже если он заходится в плаче. Кормят по часам, хотя он не хочет есть в положенное время и плачет от голода в неположенное. Ребенок у гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован, чрезмерно дисциплинирован, чересчур гипомнителен.

При гиперсоциальном воспитании темперамент подавляется, в результате у детей формируется гиперсоциальный или тревожно-мнительный характер, который приводит к неврозу, если они терпят тяжелую неудачу или крах притязаний.

Тревожно-мнительный тип наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно возникает и неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие. Воспитание по этому типу нередко наблюдается в семье с единственным ребенком, а также в семье, где растет ребенок. Ребенок в таком случае несамостоятелен, нерешителен, раним, обидчив, не уверен себе. Они становятся очень беспокойными из-за тревожного восприятия действительности.

Эгоцентрический тип наблюдается в семье с недостаточным уровнем ответственности в отношении будущего. Ребенку навязывается представление о себе как о самодовлеющей сверхценности. Малейшие прихоти удовлетворяются немедленно, желания предугадываются.

Из вышеперечисленных причин можно сказать, что при потенциально высоких возможностях семейного воспитания существуют причины, которые усложняют процесс внутрисемейного взаимодействия.

В результате каждодневного взаимодействия складывается общая атмосфера внутрисемейных отношений, характерная для того или иного типа семьи. Встречают следующие виды отношений.

Сотрудничество заключается в поддержке и взаимоотношении. В семье удовлетворяются основные потребности всех членов семьи. Каждый независимо от возраста чувствует свою значимость, получает в семье помощь и понимание от всех.

Читать статью  Почему дети проявляют агрессию?

Паритет — подразумеваются «союзнические» отношения, базирующиеся на получении при взаимодействии общей выгоды, удовлетворяющей все стороны. Личностная значимость каждого члена семьи отодвигается на второй план, ценнее всего поиск рациональной целесообразности любого события.

Соревнование — в семье каждый стремится быть первым во всем, быстрее, любой ценой достигнуть собственных целей.

Конфронтация — в семейных отношениях преобладает стремление главенствовать над другими. Показывать свое превосходство над другими.

Антагонизм — в семейных отношениях есть две или три противоборствующие стороны, которые не согласны на компромисс. Такое отношение может возникнуть между родителями и детьми.

На фоне таких видов семейных отношений как антагонизм и конкуренция появляются симптомы «скрытого сиротства», эмоциональная отчужденность детей от родителей, утрата защитных контактов между родителями и детьми, а следствием этого видим детскую беспризорность, бродяжничество, неконтролируемость поступков детей. При таких условиях растет количество детских неврозов. Не излеченный в детстве невроз может исказить судьбу человека, отразиться на всей его жизни.

Проблемы семейного воспитания многоплановы. Нарушение функций семьи, воспитания: неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям развития детей. Супружеские отношения формируют определенную позицию эмоциональные отношения к сыну или дочери, взгляд на его (её) воспитание. Родительская позиция — один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности ребенка. В ней отражаются чувства, которые родители его питают друг к другу.

Атмосфера семьи, весь семейный уклад оказывает влияние на ребенка. Опыт общение, полученный в семье, очень важен. Им в значительной степени определяется благополучие взаимоотношений детей с окружающими людьми.

О влиянии внутрисемейных отношений на формирование социального опыта ребенка свидетельствуют работы современных психологов, педагогов и практика семейного воспитания (А. Я. Варга, В. К. Котырло, А. С. Спиваковская, В. Я. Титаренко и др.).

В семье дети выбирают различные, индивидуальные пути поведения, которое строятся на основе субъективной, подсознательной оценки происходящего вокруг. Уже в конце первого и в начале второго года жизни ребенок становится настоящим «экспертом» своих родителей. В семьях с серьезными проблемами в отношениях, личностными отклонениями родителей наблюдаются такие формы поведения детей и воздействия на родителей, которые плохо влияют на развитие
и взаимоотношение ребенка с другими детьми (болезнь, агрессия). Таким образом, мы приходим к заключению, что на характер взаимоотношений детей и взрослых влияют следующие факторы:

— позиция родителей, выражающаяся в стиле воспитания;

— возраст самих детей;

— личностные качества детей;

Ссоры между детьми и родителями по своей значимости на формирование личности детей несут противоречивый характер.

С одной стороны они закаливают характер, выступают как субъективный опыт детей. Ссор между детьми в семье избежать невозможно. Но их можно считать естественными и нормальными, только если в их основе не лежит мотив предательства.

Негативные отношения между детьми и родителями при отсутствии правильной позиции родителей и положительных личностных качеств самих детей, могут закрепиться и сопровождать их всю жизнь, вызывая различные внутренние конфликты личности и влияя на отношение с другими людьми.

Почему портятся отношения с детьми?

Почти в каждой семье наступает время, когда родители и дети сталкиваются с непониманием. Они ссорятся, обижаются друг на друга, может появиться грубость и агрессия в поведении. В таких ситуациях члены семьи склонны винить друг друга в том, что отношения испортились — взрослые недовольны детским поведением, а ребёнок считает, что родители не понимают его. Кто виноват и что делать, когда близкие люди теряют контакт в общении, их времяпрепровождение становится безрадостным, мелкие ссоры и семейные неурядицы разрастаются до размера большой проблемы? Почему портится общение с ребёнком, как наладить его — можно узнать из этой статьи.

Что происходит с ребёнком?

Что происходит с ребёнком?

Всем родителям стоит задавать этот вопрос, когда они понимают, что отношения в семье стали сложными. Какое поведение детей заставляет думать, что с ними что-то происходит?

  • Ребёнок бунтует против родительских просьб и наставлений.

Все, что раньше было для него привычным, теперь становится неприемлемым — он отказывается делать уроки, помогать по дому, может начать грубить. Обычно, такое поведение свойственно детям в начальной школе и в подростковом возрасте. Оно имеет свои причины. Когда дети растут, их психика меняется. Они пробуют разные стили поведения и испытывают их на самых близких людях — родителях. Делают они это не из вредности, а бессознательно, чтобы сформировать личные границы и укрепиться в том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Если родители будут «давить» на ребёнка, силой или угрозами пытаться заставить его быть послушным — это приведет к подростковому бунту и отношения усложнятся еще больше.

  • Дети «замыкаются» в себе.

Так бывает, когда ребёнок взрослеет. Он больше не хочет делиться с родителями информацией о своей жизни — друзьях, происшествиях, собственных эмоциях. Родители могут заметить у него новые привычки и предпочтения. Хорошо, если они принимаются взрослыми и обществом в целом. Если же, мать или отец протестуют против них, не принимают — например, когда ребёнок приобщается к малым социальным группам, тянется к сверстникам и отворачивается от членов семьи — бунтовать начинают родители. Они проявляют свое отношение по-разному — могут запретить ребёнку общаться с друзьями, посадить под «домашний арест», поставить ультиматум, условия, в которых он обязан делать то, что скажут они. Взрослыми движет тревога и страх за жизнь и здоровье детей, однако, подобные методы не принесут желаемого результата — ребёнок найдет антисоциальные способы нарушить родительские запреты. Это значит, что он начнет обманывать, хитрить, манипулировать матерью и отцом. Тогда, отношения в семье не только испортятся, но и станут запутанными.

  • Ребёнок переживает после психологической травмы.

Любое негативное событие семье может негативно отразиться на детской психике. Ссоры, разногласия, переезд, обучение, проблемы в общении могут стать травмирующим фактором для ребёнка. Когда дети не получают поддержки от взрослых или стресс оказывается слишком сильным, чтобы быстро справиться с ним, они переживают. Ребёнок может испытывать чувство тревоги, страха, ощущать неуверенность в завтрашнем дне, стыд, вину. Это отражается на его поведении — он становится замкнутым или агрессивным. Родители видят, что с ним что-то происходит, однако, если они не поймут, что именно и не поддержат его, то последствия стресса могут сильно испортить отношения в семье.

Детям трудно вести себя хорошо, делать уроки, выполнять другие требования взрослых, когда им плохо на душе, они не чувствуют уверенности в завтрашнем дне, собственной безопасности или том, что родители их любят. Такие чувства, также, могут быть вызваны ссорами, критикой, высмеиванием со стороны взрослых.

Поэтому, прежде чем задумываться над налаживанием отношений с ребёнком, следует узнать, что происходит с ним, по какой причине его поведение отклонилось от нормы и перестало устраивать взрослых.

Привычки в поведении родителей

Иногда, отношения в семье портятся, когда родители совершают ошибки в воспитании. Какие привычки в их поведении рушат семейную гармонию и отдаляют детей от взрослых?

  • Повторять, что у ребёнка «Всегда все не так» и он «Никогда ничего не может сделать правильно».

Такие фразы больно ранят детей и заставляют их поверить в то, что с ними не все в порядке. Ребёнок, который постоянно слышит такую критику, расстраивается, чувствует себя плохим, перестает верить в себя. С такими убеждениями ему трудно хорошо учиться, слышать родителей с первого раза, правильно делать то, что они говорят.

  • Оставлять детей один-на-один с проблемами.

Родительская позиция по отношению к ребёнку «Ты уже большой — сам разберешься» может стать началом трудных отношений в семье. Даже взрослым детям нужна поддержка взрослых — не такая, когда проблемы решают за них другие люди, а в виде теплых слов, подбадривания, успокоения.

Как наладить отношения с детьми?

Как наладить отношения с детьми?

Следует разобраться — в чем заключается причина семейных трудностей. Если самостоятельно сделать это не получается — обратиться за помощью к семейному психологу.

Не нужно спешить влиять на ребёнка — ругать его, запугивать, воспитывать так, чтобы он стал удобным и не причинял беспокойства своим поведением. Это может привести к обратной реакции — дети, особенно в подростковом возрасте, активно сопротивляются любому родительскому «надо» и делают все возможное, чтобы, даже скрытым способом, реализовать свое «хочу».

Нужно стать ближе к ребёнку и наладить с ним общение. Для того, чтобы понимать другого человека, необходимо иметь хороший контакт со своими чувствами. Родителям полезно помнить — ребёнок, часто, является отражением того, что происходит с ними, как они живут, какие нерешенные проблемы имеют, чего избегают в своей жизни. В большинстве случаев, когда мать или отец налаживают отношения друг с другом, каждый из них счастлив и удовлетворен собой — эмоциональное состояние ребёнка тоже налаживается, и, соответственно, отношения в семье становятся спокойными, мирными. Даже, если в возникают ссоры, они не вызывают сильного накала чувств, каждый член семьи умеет справляться с ними так, чтобы потом не переживать стресс и не «срывать» раздражение друг на друге.

Пытаясь наладить общение с ребёнком, нужно хорошо знать его индивидуальные особенности. Одни дети успокаиваются, когда их поддерживают, другим нужна вера в их способности, третьим — сила и личный пример того, как можно справляться с проблемами. В любом случае, если родители идут на контакт с детьми, не закрываются от них и не осуждают, это значительно облегчает процесс восстановления мира в семье.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/otnoshenija-roditelei-i-detei.html

Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/16/osobennosti-vzaimootnosheniy-detey-i-roditeley-v-seme

Источник https://medaboutme.ru/articles/pochemu_portyatsya_otnosheniya_s_detmi/