Проблемы одаренного ребенка в семье

7 октября, 2022 0 Автор ewermind

 

Воспитание одарённого ребёнка в семье
статья на тему

Воспитание детей — сложная задача, а если в семье растут одаренные дети, то трудности родителей удваиваются. Здесь нужен особый подход и особые действия, которые не будут усугубляться ошибками и сложностями во взаимопонимании. Одаренные дети — это особенные дети, которые глубже чувствуют, имеют свое мнение и опережают своих ровесников по уровню интеллекта. Вам, наверное, кажется, что если ребенок развивается с опережением в интеллектуальном плане, то у него не должно быть проблем и трудностей в учебе или в отношениях с другими детьми. Однако в реальности такие дети имеют большие сложности и в собственной семье, и в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
vospitanie_odaryonnyh_detey_v_seme.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание одарённых детей в семье

Воспитание одарённых детей в семье задача непростая, совсем не проще если ребёнок гиперактивный, ранимый, часто болеющий и перечень дальше можно написать длинным. Поэтому проблеме воспитания одарённых детей нужен особый подход и правильные действия, которые бы не усугублялись ошибками воспитания и трудностями взаимопонимания.

Воспитание одарённых детей в семье. Возможно, вы тоже думаете, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему уготовано более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.

Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту.

При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребёнка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребёнка восхищаются, охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым.

Так подогревается детское тщеславие; но на основе самомнения и тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями для растущего человека.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами.

Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными.

Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребёнка то, чего они не ожидали.

Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

Но ребёнок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно.

Наиболее любознательным часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющим читать и считать приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и основы арифметики. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Много нового и для самых сильных учеников несёт в себе развивающее обучение. Но беда нашей школьной системы в том, что:

а) даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди;

б) большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с не всегда понятной умственной активностью.

Бывает, что педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику более трудные задания, уделять ему специальное внимание, но потом такие намерения забываются в связи с отсутствием у учителя времени и сил. Нередко педагог видит лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребёнок нуждается в особом подходе.

Трудности могут начаться с того, что ребёнок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание, и при этом все время жаждет новой умственной пищи. Через какое-то время надоедает учителю, и другим ученикам, и ему самому.

Такой ученик постепенно становится всем в классе в тягость. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться и на упрек, что он “выскочка”. Видя, что его активность учителю не нужна, он переключается на что-нибудь постороннее – что влечёт за собой недовольство педагога: почему ученик отвлекается и не интересуется занятиями?

Таким образом, ребёнок постепенно становится лишним в школе, а она ему – ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В результате уже в первые же школьные годы и тем более в подростковые многие выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями.

Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам; а средняя школа ничего им предложить не может, кроме такой же средней программы. Всё-таки, немалая доля детей с ранним подъемом способностей как-то приспосабливается к общим требованиям. Они вынуждены становиться менее самостоятельными, тормозить свою любознательность и творческие порывы.

Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребёнка с ранним умственным расцветом. Родители и педагоги ожидают от него, чтобы он обязательно был отличником. А ведь отметки в школах старой системы ставят необъективно – не за знания, а и за поведение, за почерк.

У ребёнка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношения со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу подросткового возраста, начинают активно отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение.

А тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть “как все”: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. Немало дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребёнка, если ему почему- либо не даются физкультура, занятия по труду. И другие ученики здесь могут быть не лучше, но они не привлекают к себе такого пристального внимания.

Трения с товарищами бывают вызваны направленностью детских игр: юные интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники – по преимуществу к подвижным и более веселым играм.

Часто выступает одна из показательных черт характера ребёнка с ранним подъемом интеллекта – упорное нежелание делать то, что ему неинтересно.

Такие дети обычно стремятся заниматься сами. Осложнять их отношения с родителями может и повышенная требовательность к старшим, от которых они добиваются, например, обоснования каких-нибудь высказанных теми утверждений. Некоторые из таких детей, с особо ярким воображением, оказываются выдумщиками, фантазерами, готовыми всех убеждать в том, чего не было, но что возникло в их мечтах.

Сильные и слабые стороны такого ребёнка взаимосвязаны, переходят друг в друга. Так, легкость, с которой дается учение, привычка учиться “хватая на лету”, может приводить к нежеланию, неумению упорно заниматься; или, например, выраженность у ребёнка умственной самостоятельности, установки на познавание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим.

Читать статью  Портал знаний о Жизни

Вне зависимости от системы обучения, огромна роль в развитии детей самого учителя, особенно в младших классах. В этот период для ребёнка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и на втором, не менее важном месте, учителя. Так же важен стиль преподавания.

Считается, что существует два типа учителей:

“развивающие” и “ обучающие”. “Развивающий” учитель акцент в своей работе прежде всего делает на развитие процессов психики (мышление, память, внимание, воображение и т. д.), на творческую работу. “Обучающие” учителя большее внимание уделяют показательной стороне обучения, высокие результаты учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы).

Сложности в воспитании одаренных детей

Воспитание детей — сложная задача, а если в семье растут одаренные дети, то трудности родителей удваиваются. Здесь нужен особый подход и особые действия, которые не будут усугубляться ошибками и сложностями во взаимопонимании.

Одаренные дети — это особенные дети, которые глубже чувствуют, имеют свое мнение и опережают своих ровесников по уровню интеллекта. Вам, наверное, кажется, что если ребенок развивается с опережением в интеллектуальном плане, то у него не должно быть проблем и трудностей в учебе или в отношениях с другими детьми. Однако в реальности такие дети имеют большие сложности и в собственной семье, и в школе.

Поведение родителей и других членов семьи очень важно, когда обнаруживается одаренность ребенка. Конечно, все родители одаренных детей испытывают гордость и радость, но потом эти чувства сменяются озабоченностью и тревогой. Занятия своего чада не по возрасту настораживают родителей. Поэтому первое, что должен усвоить каждый родитель одаренного ребенка, это то, что нельзя выказывать свои страхи и сомнения ребенку и доводить до его сознания тот факт, что его деятельность ненормальна и чрезмерна. Также плохо для ребенка, если в семье все только и делают, что восхищаются им и его способностями.

Воспитание одаренных детей требует большой тактики. Развитие тщеславия в ребенке не принесет ему пользу при общении со сверстниками. Ранние умственные способности ребенка подразумевают, что он ждет и одобрения и восхищения от взрослых. Можно ввести некий запрет на разговоры о таланте ребенка, но все ошибаются, и кто-то может не сдержаться и проявить свой восторг. Ребенок это непременно заметит. Если же родители вообще не ценят таланты ребенка, то он и это поймет и осознает, тем более, если его одаренность в той или иной сфере взрослыми расценивается как странность.

Одаренным детям сложнее, чем обычным. Трудности не зависят от того, в восторге ли родители от их способностей или считают их не такими как все — странными. Сложности в воспитании одаренных детей есть у многих родителей. Они в основном ошибаются в своих оценках ребенка. Поэтому при работе с одаренными детьми большое значение имеет совет психолога, учителя или воспитателя. Они должны направить родителя в нужное русло в воспитании детей.

Индивидуальный подход в воспитании вундеркинда. Одаренные дети

Мечта многих родителей иметь и воспитать одаренного ребенка. Многие родители под одаренностью ребенка понимают его успешное обучение в школе, возгласы восхищения и похвалы со стороны воспитателей и учителей. Однако далеко не всегда самые прилежные ученики становятся успешными людьми. Все зависит от качества воспитания ребенка в раннем детстве. Когда родители очень требовательны и заботятся только о развитии таланта ребенка, а не о нем самом, то одаренные дети вырастают незаинтересованными, подавленными и обидчивыми людьми.

Ребенок вундеркинд — это уникальное и неповторимое явление, дословно «чудо-дитя». Поэтому столь же индивидуальным должен быть и его процесс воспитания. Российский генетик Владимир Эфроимсон на основании своих исследований пришел к выводу, что вундеркинд отличается отклонением в развитии мозга и психическом развитии, такой ребенок встречается примерно один раз из тысячи обыкновенных детей и развивается в нужной мере лишь у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Эти данные вполне отражают истину: хоть много детей рождаются одаренными, но большинство из них не могут реализовывать свои способности. По мнению психологов, для формирования вундеркинда родители должны быть особенными и готовыми к непосильному труду для развития его способностей.

Прежде чем говорить о том, как воспитать вундеркинда, надо выяснить, одарен ли на самом деле ваш ребенок или у него имеются общие теоретические навыки и знания.

Признаками одаренности ребенка являются такие способности:

1. Ребенок старается во всем найти свои собственные уникальные пути решения и обучения.

2. Он легко и быстро осваивает все аспекты своего увлечения и может часами рассказывать об этом.

3. Он очень любознателен и желает изучать все больше и больше.

4. Он слишком требователен к себе и самокритичен.

5. Он отличается большой целеустремленностью и трудолюбием.

Задача родителей на том этапе, когда ребенок с нескрываемым удовольствием начинает заниматься тем видом деятельности, который ему нравится, вовремя выявить способности ребенка и направить максимально возможные усилия на их развитие.

Причиной неудачи многих родителей одаренных детей является неправильное воспитание и отсутствие индивидуального подхода. В этом случае одаренный ребенок вырастает не умеющим общаться и закомплексованым неудачником. Часто, несмотря на свои умственные способности, они отличаются нежеланием трудиться и беспечностью. Как же правильно воспитать вундеркинда?

Вот какие рекомендации дают на этот счет психологи:

1. С самого раннего возраста с ребенком много общайтесь. Вундеркиндов, которые посещали ясли и детский сад, не бывает. Для воспитания вундеркинда с раннего возраста необходимо постоянное пребывание с ним рядом любящего его человека.

2. Желательно, чтобы у вундеркинда был младший брат или сестра. Вундеркинду необходимо постоянно кого-то учить, чтобы самому дальше развиваться.

3. Никогда не критикуйте и не снижайте самооценку ребенка. Все время просите его объяснить что-то вам или младшему ребенку.

4. Воспитывайте в ребенке настойчивость, трудолюбие и силу воли. Не опекайте его, учите самостоятельности.

5. Не подгоняйте ребенка под те стандарты, какие должны быть у детей его возраста.

Если ребенок отличается от других детей внешне или своим поведением, то не следует от него требовать, чтобы он изменился.

6. Поддерживайте интерес ребенка к тому виду деятельности, которым он увлекается. Не подавляйте в нем желание фантазировать, если даже это вам не нравится.

7. Всячески поддерживайте стремление ребенка участвовать в общественной жизни, посещать кружки и секции.

8. Выбирайте ему школу для обучения одаренных детей. Посещая обыкновенную школу, он не будет использовать свой богатый потенциал, в результате у него не развиваются такие свойства характера, как усидчивость, трудолюбие и сила воли.

9. Не заставляйте ребенка учить все предметы на отлично, главное не отбивайте у него желание заниматься любимым увлечением. Многие гении не отличались успехами в школе. Так Исаак Ньютон в школе очень плохо учился, а Альберт Эйнштейн развивался очень медленно, поздно научился говорить и пошел в школу.

10. Помните, одаренному ребенку нужно не восхищение, а помощь. Не хвалите и не давайте этого делать воспитателям. В противном случае ребенок может вырасти нездоровым эгоистом, считающим себя выше остальных людей. Гордитесь своим ребенком, но только ни при нем.

По мнению психологов, одаренность ребенка очень редко выявляется в раннем возрасте. Дети только к 8 годам, то есть во 2-3 классе, обнаруживают все возможности своих интеллектуальных способностей. В этом возрасте нельзя быть равнодушным и невнимательным к интересам своего ребенка. Только будучи бдительными и заботливыми родители могут дать одаренному ребенку шанс на счастливую жизнь

Проблемы одаренного ребенка в семье

Проблема воспитания одаренных детей в семье не нова, но в настоящее время особо актуальна. Ребенок — продолжение родителей, их любовь, надежда. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоровым и счастливым, однако, ссылаясь на нехватку времени, не может заботиться о развитии ума и души ребенка. Матери, отцу, другим членам семьи нужно увидеть в каждом малыше личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, распознать индивидуальность, оказать помощь в саморазвитии. Для развития творческих способностей развивающейся личности первостепенное значение имеет семейная среда.

Читать статью  Влияние родителей на взаимоотношения молодых супругов

Таким образом, развитие врожденных способностей ребенка, воспитание интеллектуально развитой личности начинается в семье. Создание в семье развивающей среды способствует раскрытию творческого потенциала одаренных детей. В микросоциуме нужны условия для развития способностей, то есть организация деятельности ребенка. Активному развитию творчества помогает включение одаренного ребенка в игровую, художественную, познавательно-практическую деятельность, а также экспериментирование в разных сферах.

Однако, эффективна лишь та система детско-родительских отношений, в которой выполняются следующие условия: признание безусловной ценности ребенка; создание обстановки его безусловного принятия, то есть ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание; предоставление ребенку свободы выражения; креативность способна развиваться и реализовываться через проявление индивидуальности ребенка. У детей собственная судьба и будущее, зависящее, в первую очередь, от семьи и семейного воспитания.

Поэтому родителям необходимо увидеть в каждом ребенке личность, оказать помощь в саморазвитии, сделать все возможное, чтобы сформировать у детей желание жить, развить способности, помочь им совершенствоваться и состояться [1; 18].

Воспитание одаренного ребенка в семье — сложный и тяжелый труд, так как такие дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У большинства детей высокая самооценка, поэтому родителям следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного мышления, преодолевать барьер зазнайства.

Одаренный ребенок в семье — ее гордость. Но часто одаренность ребенка остается незамеченной. Особенно, если это первый ребенок или если все дети одинаково талантливы. Одаренность — комплексная характеристика сферы способностей, включающая: качественно своеобразное сочетание способностей к выдающемуся исполнению какой-либо деятельности; интеграцию способностей, обуславливающую широту возможностей человека; умственный потенциал, целостную характеристику познавательных возможностей и способностей к учению; совокупность задатков, четко выраженных природных предпосылок способностей. Самые яркие проявления ребенка не служат достаточным залогом будущего таланта.

Признаки необычных способностей у ребенка неотделимы от возраста и во многом зависят от темпа созревания и возрастных изменений. Ранние проявления одаренности, независимо от того, что именно делает ребенок, обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности. В этом случае отмечается быстрое развитие умственной одаренности и специальных способностей в области искусства и науки. Ребенок достигает успехов в каком-либо одном или нескольких видах деятельности, например, математике, музыке и др. Бывает, что одаренность ребенка не замечена в детском возрасте, а проявляется лишь в подростковом периоде. Часто под одаренностью понимается потенциал личности, характерные личностные свойства, которые при различных обстоятельствах могут остаться нереализованными.

Поэтому стремление к формированию и развитию качеств личности одаренного ребенка является одной из задач семейного воспитания. Так как одаренные дети проявляют повышенную активность в поиске новых знаний и ощущений, то родителям и другим членам семьи следует оказать им эту помощь, то есть способствовать их умственному и личностному развитию.

Если ребенок живет в атмосфере свободы и уверенности, он может реализовать свои возможности, получить нужную поддержку и мотивацию для дальнейшего развития. Дети, которые таким образом приходят к самосознанию, ищут новые способы, которые позволили бы им развить их личность и интеллект [5; 57].

Хорошая система воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать его слабости. Это, в свою очередь, укрепляет и помогает ему самостоятельно преодолевать слабости.

Говоря о воспитании одаренного ребенка в семье, нельзя не затронуть проблемы, с которыми сталкиваются все участники данного воспитательного процесса. Так, выделяют два уровня проблем: одаренный ребенок в семье и в обществе.

С первым уровнем проблем родители сталкиваются вскоре после рождения такого ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном, едой и тому подобное. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью одаренного ребенка: родителей удручают бесконечные детские вопросы, а также сложности, возникающие у него на ранних этапах обучения. Дело в том, что у одаренного ребенка достаточно часто формируется зона особых интересов. На школьные предметы, которые часто оказываются вне этой зоны, у него не остается ни времени, ни желания.

Таким образом, основную роль в развитии одаренных детей. Прежде всего они должны быть заинтересованы в развитии высокоинтеллектуальной и творческой личности своего ребенка [19; 42].

Особенности семейного воспитания одаренного ребенка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Несмотря на значительную роль и вес наследственных данных ребёнка, а так же влияние целенаправленного обучения и воспитания, на выявление и развитие одаренности младшего школьного возраста влияют особенности семейного воспитания республики Дагестан.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гичиева Д. Г.

Определение и развитие одаренности у воспитанников через реализацию образовательной программы «Одаренный ребенок» в учреждении дополнительного образования детей

Текст научной работы на тему «Особенности семейного воспитания одаренного ребенка»

взаимной ответственности и консолидации усилий всех субъектов общественных отношений следует рассматривать как опережающий фактор и стратегическую парадигму развития регионального профессионального образования в рамках современного этапа процесса модернизации.

1. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: Эгвес, 2000. — 272 с.

2. Основы регионализации базового профессионального образования / Е.В. Ткаченко, А.Т. Глазунов. — М.: Изд. центр НПО, 2001. — 46 с.

3. Понятийно-терминологический метод анализа нормативных документов в сфере образования / В.М. Полонский, Л.М. Сидон, Г.Г. Самбуро-ва // Инновации в образовании . -2008. — № 2. — С. 34-41.

4. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. — 1990. — № 3. -С. 134-148.

5. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Дис. . докторапед. наук:13.00.01. — Ставрополь, 1997. — 311 с.

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Несмотря на значительную роль и вес наследственных данных ребёнка, а так же влияние целенаправленного обучения и воспитания, на выявление и развитие одаренности младшего школьного возраста влияют особенности семейного воспитания республики Дагестан.

Проблема развития и выявления одаренных детей, является одной из наиболее интересных и сложных проблем в современной, отечественной и зарубежной педагогики. Она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Лишь талантливые люди, которых поддержали и помогли максимально развить их природный потенциал, делают кардинальные открытия и перевороты в науке и обществе. Обучение и воспитание юных талантов в настоящее время вызывает острый интерес во всем мире.

Ученые, занимающиеся этой проблемой, дают следующее определение понятия:

Одаренность — это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренные дети — выделяются из среды своих сверстников, прежде всего высоким уровнем активности, любознательностью, повышенной сообразительностью. По мнению многих ученых к ним требуется особый подход.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из основных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, выражающими нестандартность в поведении и мышлении, малограмотность родителей в данном вопросе, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности.

Матюшкин считает, что исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Необходима специальная психологическая помощь и поддержка в развитии талантливой личности. По его мнению, необходимо выполнять фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей, психологии и психофизиологии индивидуальных различий, генетическим предпосылкам индивидуальных различий, психологии творческого учителя, разрабатываются факультативы дифференцированного обучения.

Личность одаренного ребенка несет на себе очевидные свидетельства его необыкновенности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется, прежде всего, его личностью. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, побуждают педагога предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей. На развитие одаренности влияют множество факторов, остановимся более подробно на некоторых из них — семья одаренного ребенка.

Читать статью  Как наладить отношения в семье многие часто

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере.

В бедных семьях воспитание, равно как и интеллектуальная стимуляция, чаще всего находятся не на должном уровне. Одной из главных проблем потенциально одаренных детей в малоимущих семьях является их почти неизбежно низкая самооценка. Они живут в ожидании неудач и, в конце концов, не могут их избежать.

В семьях с низкими доходами число так или иначе проявляющих свою одаренность детей, скорее всего, меньше числа потенциально одаренных, поскольку их повседневная действительность не дает им тех возможностей, которые доступны детям из среднего и высшего социоэкономического слоя.

Исследования Фримана (1979) в Англии и Уорда (1971) в Соединенных Штатах дают пищу для невеселых размышлений о влиянии социальных факторов на взаимодействие между детьми и родителями в области развития интереса и постановки задач.

Умные дети чаще бывают в тех семьях, которые достигли определенного уровня благополучия, так как эмоциональное и материальное благополучие в семье помогает ребенку развитию его способностей.

В 60-х годах доктор Дуглас обследовал 5000 британских детей, чтобы выяснить, какие условия жизни влияют на их успеваемость. Во внимание принимались роль матери и образ жизни семьи; дети подвергались тестированию в возрасте 8, 11 и 15 лет. Дуглас обнаружил, что важнейшие факторы, влияющие на успеваемость, — это заинтересованность родителей в своих детях, их ожиданиям относительно будущего детей. Дети, чьи родители мало заботились об образовании, начинали отставать еще в начальной школе. Было также установлено, что чем больше семья, тем ниже интеллект младших детей. В бедных многодетных семьях, живущих в тесноте и не имеющих денег для развлечений и покупку книг, возникает множество затруднений для полноценного умственного развития детей.

Проблема заключалась в том, что родители не воспринимали ребенка как развивающуюся личность, росту которой они могли бы поддержать. Они чувствовали себя беспомощными и не стимулировали познавательного развития в ребенке. Матери не чувствовали и не демонстрировали никакой ответственности за предоставление ребенку чего-либо, помимо пищи, оде>вды и дисциплинарных установок. Ребенок не воспринимался как человек, с которым можно разговаривать, на которого нужно обращать внимание. По их мнению, «хороший» ребенок — тот, который молчит или гуляет во дворе.

Мы позволим себе заметить, ранние различия в окружении объяснить чрезвычайно высокую долю детей из семей среднего и высшего классов среди тех, кого мы определяем как одаренных. Сами поведенческие модели, которые более образованные родители научились распознавать как проявления одаренности, — ненасытное любопытство, опережающее языковое развитие и высокий энергетический уровень — во многих семьях «низшего слоя» считаются негативными и подавляются наказанием или неприятием.

Родители, замечая сложившиеся увлечения своего ребенка, желая дальнейшего их развития, содействуют его формированию и становлению. Родители всегда были и остаются главным примером для своих детей, их интересы, кругозоры, увлечения в той или иной степени переходят детям. Современная педагогика считает, что детям необходимо обладать свободой выбора, а семья обязана им в этом помочь.

Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребёнка. Нередко с радостью и гордостью такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, осторожно приглядываются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. В других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребёнка восторгаются, охотно демонстрируя его знакомым и незнакомым.

Семьи обследованных нами одаренных детей в Республики Дагестан, очень отличались ме^ду собой как стилями воспитания, так и отношением к способностям ребенка (вплоть до игнорирования высоких способностей). Однако их объединяет явное или подсознательное ожидание высоких результатов от ребенка.

Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И в этом заслуга семейной атмосферы, и в системе семейных ценностей.

Мы обследовали 50 выявленных одаренных детей младшего школьного возраста, в Республике Дагестан г. Махачкала, г. Буйнакска, с. Гуниб. Наряду с выяснением условий и характера семейного воспитания исследование выяснялся и социальный статус, образовательный уровень родителей, количество детей в семье, национальность и какое место в числовом ряду ребенок занимает. Все 50 выявленных нами младших школьников были из благополучных полных семей, а также 44 родителя имели высшее образование, а 6 из них имели среднее специальное образование. Большинство наших испытуемых, имели преимущество в культурном влиянии со стороны родителей. Мы пришли к выводу, что решающее значение в развитии одаренности ребенка имеет — образовательный уровень родителей, а также и социальный статус семьи, поскольку большее количество детей из материально благополучных семей.

Данные факты подтверждают гипотезу, что, несмотря на важную роль и вес наследственных данных ребенка или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, роль атмосферы в семье все же является решающим. Даже неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются, относительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность обра -зования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это фактор является благоприятным обстоятельством, в значительной мере обуславливающим развитие высоких способностей ребенка.

Главная, особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезмерное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сконцентрирована на нем. Зачастую такое внимание приводит к тесному

переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, бесспорно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей.

Развитию одаренности таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними появляются устойчивые дружеские отношения.

В заключение хотелось бы отметить, что необходимо бережно относиться к одаренности детей, для развития духовных, интеллектуальных способностей человека. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Именно поэтому основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Родители, не имеющие, никаких интересов вряд ли смогут воспитать одаренного ребенка, и вряд ли раскроют все возможности его дарования.

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: Раскрыть, понять, поддержать. -М., 1998.

2. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. — М., 1985.

3. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. — 1989. — № 6. — С.29-33.

4. ЮркевичВ.С. «Одаренностьребенок: иллюзии и реальность. — М., 1996.

5. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. — М., 2004.

6. Фримен Дж. Ваш умный ребенок. — М.: Семья и школа, 1996.

О ПОНЯТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОСТРАНСТВА В ПЕДАГОГИКЕ

Оренбургский техникум железнодорожного транспорта Оренбургского института путей сообщения — филиала Самарского государственного университета путей сообщения, г. Оренбург

В статье представлен аналитический обзор понятий «пространство» в философии, психологии и педагогике. Проанализировав сущность образовательного и профессионально-образовательного пространства,

Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/08/04/vospitanie-odaryonnogo-rebyonka-v-seme

Источник https://studbooks.net/2023183/pedagogika/problemy_odarennogo_rebenka_seme

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-semeynogo-vospitaniya-odarennogo-rebenka