Участие стариков в жизни семьи делает ее счастливее

2 октября, 2022 0 Автор ewermind

 

Проблемы лиц пожилого возраста проживающих в семье

В современном мире растет доля людей пожилого возраста населения большинства стран. Это связано с увеличением средней продолжительности жизни. Поэтому проблемы их общественного, социального положения, роли и места в семье, медико-социальной реабилитации, социального обслуживания и обеспечения, социального попечительства над пожилыми людьми имеет исключительно важную теоретическую и еще в большей мере практическую значимость.

Старение населения объясняется в первую очередь улучшением материальных условий и достижениями медицины. При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, общественных и других объединений и организаций, общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной.

Ритм старения существенно зависит от образа жизни пожилых людей (как правило, пенсионеров), их положения в семье, уровня жизни, условий труда, социальных и психологических факторов.

Среди пожилых людей выделяются самые разные группы: бодрые; физически здоровые; больные; живущие в семьях; одинокие; довольные уходом на пенсию; еще работающие, но тяготящиеся работой; несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоподвижные домоседы; проводящие интенсивно, разнообразно свой досуг (ходят в гости, кино, посещают клубы и т.д.).

Старение и старость не являются болезнью, патологией, хотя в этот период происходят сложные изменения в строении и функционировании всех систем организма.

Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических, социально-экономических и других видов исследований.

По мере старения роль семьи в жизни пожилого человека возрастает (прекращение работы при достижении пенсионного возраста); часто наступает в этот период ухудшение здоровья и усиливающееся снижение мобильности; ограничиваются интересы и виды деятельности пожилых людей, все внимание переключается на семейные дела. Семейные контакты при этом заменяют другие утраченные контакты. Ослабление здоровья, возрастающее с годами физическое одряхление ставят пожилого человека все в большую зависимость от других членов семьи, он нуждается в опеке и помощи. Особенно эта потребность проявляется в периоды обострения болезней. Находясь в семье, пожилые и старые могут надеяться на безопасность и независимость от трудностей, с которыми им приходиться сталкиваться.

В то же время, выполняя посильную работу по дому, помогая остальным членам семьи в ведении домашнего хозяйства и в уходе за детьми, пожилой человек обретает чувство уверенности в своей полезности, что ему в определенной мере помогает адаптироваться к периоду старости.

Место пожилого человека в семье и в обществе в целом определяется общим социально-экономическим и культурным развитием, материальными и хозяйственными взаимоотношениями, местными и, в частности, национальными обычаями. На семейное положение пожилых людей существенное влияние оказывают многие факторы, в том числе пол, возраст, место проживания (деревня и город), супружество, наличие детей. Первые три относятся к макросоциальной, а четвертый и пятый — к микросоциальной сферам.

Среди пожилых людей гораздо больше женщин, чем мужчин. Особенно они доминируют в старших возрастных группах. Это объясняется большим долголетием женщин и частично более ранней смертью мужчин. В нашей стране, как и в других, пострадавших от войны, эта численная диспропорция достигла таких больших размеров также вследствие военных потерь.

В итоге у нас больше одиноких женщин, чем одиноких мужчин. Следует также отметить, что, что мужчины, потеряв жену (овдовев), гораздо легче вступают в брак.

Значительную роль для вступления в поздний брак играет не только материальный, но и моральный фактор, стремление избавится от одиночества, приобрести друга и спутника жизни в период старости. Одиночество связано с усугублением чувства изоляций в обществе, с прекращением работы. Психологическая неудовлетворенность своим положением нередко влечет за собой быстрое наступление физического одряхления, сопровождающегося иногда психическим расстройством. Как правило, одинокие старики живут в худших экономических и бытовых условиях, чем семейные.

Довольно часто одиночество приводит к суицидным поступкам. И у мужчин, и у женщин достаточно высок суицидный риск в случае утраты одного из супругов или любого «значимого другого» (ребенка, родителей). В целом 25% суицидов связаны с необратимой утратой: смертью или гибелью близкого человека.

В возрастном этапе 55-65 лет часто наблюдается так называемая реакция демобилизации, возникающая как результат ухода на пенсию, должностного понижения или общего психологического кризиса позднего возраста. Будущее рисуется в мрачном свете, планов и намерений нет, а прошлое, наоборот, идеализируется, окрашивается в исключительно розовый цвет. Поэтому у человека появляются пассивные суицидные высказывания типа «никогда не вернуть, что было». Это должно насторожить родных и близких. Они обязаны понять, что пожилому человеку срочно требуется помощь.

В возрасте от 65 до 75 лет возможно возникновение суицидоопасных возрастных ситуационных депрессий. Человек может находиться в оппозиции к семье: пытаясь отстаивать свои права, он жалуется соседям пишет жалобы, ходит по инстанциям. Однако невнимание к его проблеме со стороны родственников приводит к тому, что он в качестве протеста, не добившись результатов, выбирает суицидный поступок.

Возрастная группа старше 75 лет считается традиционно сложной в плане психологического и психотерапевтического воздействия. Чаще всего это старики и старушки, сохраненные соматически психически, но не видящие смысла в своей жизни. Они отказываются от еды, безразлично относятся к своему внешнему виду. Их постоянно преследует мысль «уйти из жизни самому». Поэтому семья становится основным фактором, сдерживающим суицидное поведение пожилого человека. В ней должны сроиться отношения на основе личной ответственности за благополучие всех и каждого, стремления облегчить положение лиц старшего возраста[1].

Важным фактором, влияющим на положение пожилых людей, является супружество. Пожилой возраст – это заключительная фаза супружеской жизни. Исследования показали, что супружество и в этот период играет важную роль. Смерть одного из супругов обычно тяжело травмирует другого, изменяя его образ жизни и поведение. Нередко после этого человек отказывается вести собственное хозяйство и попадает в зависимость от своих близких. Часто при этом роль главы семьи переходит к кому–либо из младших членов семьи.

Одиночество стало уделом многих женщин. Потеряв супругу, например, пожилые и старые мужчины чаще, чем женщины, создают новые семьи или переходят жить в семьи детей, родственников, переезжают в дома-интернаты, женщины же остаются одни.

Одинокий образ жизни и одиночество родственны друг другу, но их не следует смешивать. Первое из них можно было бы называть физическим, а второе – социальным. Чувство одиночества — очень тяжелое переживание, связанное с утратой существенных жизненных ценностей либо близкого человека, либо переживание покинутости, брошенности. Оно явственно отражает психофизическое состояние пожилого человека, затрудняя завязывание новых и поддерживание старых контактов и связей.

Одиночество с научной точки зрения – одно из наименее разработанных социальных понятий1. Вот например: одиночество – это тягостное ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими, боязнь одинокого образа жизни, тяжелое переживание, связанное с утратой существенных жизненных ценностей или близких людей, постоянное ощущение покинутости, болезненности и ненужности собственного существования.

Или вот: одиночество – это социальное состояние, которое отражает психофизический статус, затрудняя завязывание новых и поддержание старых контактов и связей. Оно может быть обусловлено различными причинами как психического, так и социально-экономического характера.

Одиночество в старости – это понятие далеко не однозначное, имеющее, по существу, социальный смысл. Это прежде всего отсутствие родственников, детей, внуков, супругов, а также отдельное проживание от молодых членов семьи. Нередко старые люди бывают полностью лишены человеческого общения, но для многих старых людей, живущих в семье, чувство одиночества порою бывает не менее тяжелым. Считается, что изоляция являются непременным атрибутом старости.

Наличие семи не решает проблемы одиночества в старости так же, как одинокий образ жизни вовсе не обязательно приводит к одиночеству: многие старые люди ведут активную общественную жизнь, общаются с родными и друзьями.

Необходимо отличать изоляцию от одиночества. Изоляция означает объективное отсутствие общественных контактов, а в значительной степени обусловлено монотонностью, скукой существования. Таким образом одиночество – это характерное для человека очень важное явление, требующее внимательного изучения. Каждый тип одиночества – это особая форма самосознания, свидетельствующая о разрыве основной сети отношений и связей, составляющей жизненный мир личности. Знание типов одиночества важно с точки зрения объяснения этого явления, возможности узнать многосторонность переживаний одинокого человека, способности более тщательного анализа феномена одиночества, его источников, а также необходимости оценить фазу воздействия одиночества на жизнь.

Наряду с проблемами одиночества пожилые люди нередко тяжело переживают отсутствие взаимопонимания между пожилым и молодым поколениями, а также безразличие к его социальному опыту со стороны близких родственников (детей, внуков, правнуков). Надо иметь еще в виду, что значительная доля людей, проживающих за чертой бедности, составляют именно пожилые, и их материальное положение – одна из важных социальных проблем.

Проживая вместе или недалеко друг от друга и поддерживая достаточно частые контакты, родители и их взрослые дети оказывают взаимные жизненно важные услуги и помощь. Для родителей это имеет значение не только в материальном отношении, но и в эмоциональном, как выражение памяти и близости, уважения и сердечности. Услуги и помощь со стороны взрослых детей имеют для родителей тем большую ценность, что во многих случаях они являются единственно значимыми для них контактами с людьми.

Самая распространенная форма помощи, которую получают родители от своих детей, — финансовая поддержка. Родители тоже не остаются в долгу: они помогают в ведении домашнего хозяйства, присматривают за внуками, проживая вместе, внося свой финансовый вклад, например, пенсию в общие расходы на ведение хозяйства.

Во многих семья эта финансовая поддержка (пенсия) при постоянной задержке заработной платы работающих членов семьи в условиях экономического кризиса является единственным источником существования.

В деревне взаимная помощь выражается в совместной работе в саду и огороде, по уходу за домашними животными и т.д.

На разных этапах отношения между родственными поколениями меняются. Молодая семья на первом этапе своего жизненного пути, а также при рождении ребенка остро нуждается в совете и практической помощи родителей. И как правило эту помощь она получает. В последующие года, когда родители становятся старше, а дети взрослее и самостоятельнее, уже старшее поколение нуждается в помощи детей и внуков, как моральной, так и материальной. Однако на этой стадии жизненного цикла дети и внуки не всегда проявляют необходимое внимание к старшим, недостаточно оказывают им помощь. Взрослеющие дети, как правило, уходят из семьи, становятся независимыми от родителей, образуя свои семьи. У пожилых родителей нередко исчезает чувство главы семей, значительно снижается самооценка. В то же время формально взрослые дети являются не только независимыми, но иногда ничего не дают родителям взамен их продолжающейся помощи. Это обстоятельство вызывает у родителей чувство обиды, разочарования, формирует впечатление, что они нужны детям лишь для удовлетворения их материальных потребностей.

Читать статью  Семья клин тц адрес

Современное общество должно быть нацелено не только на то, чтобы помочь людям пожилого возраста преодолеть неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность и одиночество, но и как можно дольше сохранить свое социальное лицо в отношениях «индивид – социальная среда».

Увеличение числа людей, нуждающихся в помощи, имеют особое влияние на женщин. Исследования показывают, что женщины играют ключевую роль в семейной поддержке между поколениями, выполняя «мостика» между семейными поколениями, и часто являются инициаторами семейного объединения, информационного обмена и ухода друг за другом. С другой стороны, пожилые женщины находятся в более трудном положении, чем мужчины этой же возрастной группы.

Несмотря на то что «конфликт поколений» в российском обществе не слишком актуален, семейные связи ослабляются вследствие загруженности и высокой фрустрированности молодых членов семьи, которые слишком заняты, для того чтобы наладить эмоциональный контакт со своими старшими родственниками и помочь им пережить трудный период жизни.

Необходимо реализовывать психотерапевтическую функцию по отношению к личности пожилых, предотвращения проявления жестокого отношения к старым родственникам. Следует обратить внимание на то, что в России отсутствуют статистические данные по семье пожилых людей, их формам проживания, а также методологически обоснованные и разработанные формы и методы оказания помощи тем, кто ухаживает за пожилыми людьми в семье.

Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Главное – не применить ко всем один и тот же критерий. В то же время важно осознать, что пожилые люди – это возрастная группа, которая имеет социально специфические особенности и потребности.

Глава 2 Современная технология социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми

Участие стариков в жизни семьи делает ее счастливее

Пожилой человек нуждается в семье даже больше, чем молодой, говорит доктор медицинских наук геронтолог Светлана Горелик.

Желательно, чтобы старый человек не был отстранен от бытовых забот и изолирован в своем мире, а был осведомлен о происходящем в семье и участвовал в каких-то самых простых домашних делах.

«Смена социального статуса после выхода человека на пенсию и потери трудовых контактов приводит к формированию возраст-ассоциированной депрессии, – поясняет эксперт. – Семья и ее окружение в лице друзей и соседей помогают пожилому человеку сохранить ощущение значимости».

Как же именно «включить» уже достаточно немощного человека в жизнь семьи?

Картошку почистить – и движение, и общение

Даже у очень старого человека могут быть занятия по дому, полезные всей семье.

Конечно, круг таких занятий у престарелого человека будет ограничен особенностями его здоровья. Но ведь свои ограничения есть и у других членов семьи – маленьких детей, например.

Например, даже очень старенькая бабушка, которой трудно стоять у раковины на кухне, может помыть или почистить картошку на суп или жаркое, если миску с картошкой, и все необходимое поставить ей на стол.

Многие пожилые люди страдают болезнями суставов, и, например, не всегда могут сами нарезать овощи, но при этом вполне могут руководить процессом приготовления пищи, тем самым обучая этому внуков. Такое общее занятие уменьшает психологический барьер между поколениями.

«Все это будет полезно по нескольким причинам, – подчеркивает Светлана Горелик. – Двигательная активность положительно скажется на физическом состоянии пожилого человека, ощущение, что ты помогаешь детям, укрепит семейные контакты и улучшит психологическое состояние, а возможность общения в процессе ведения домашнего хозяйства улучшит социальную адаптацию».

Не только занятость и польза, но и развитие

Важно выбирать для пожилого человека те виды активности, которые будут направлены не только на ощущение своей нужности, но и на улучшение функционирования мозга, а также всего организма. Скажем, перебирая гречневую крупу, старый человек не только очищает ее от шелухи, но и улучшает моторику пальцев и тренирует внимание.

Старика несложно вовлечь в ведение домашнего хозяйства, тем более, что он часто сам в этом очень заинтересован.

«В принципе, пожилой человек при хорошем состоянии здоровья может выполнять любые семейные обязанности, – утверждает геронтолог Кирилл Прощаев. – С осторожностью нужно относиться в основном к тем видам активности, где есть риск падения, ведь функция баланса с возрастом уменьшается».

Эксперт рекомендует избегать поручать пожилым людям такие занятия как мытье окон, смахивание пыли с высоких шкафов, уборку посуды на верхние полки или доставание ее оттуда. Вешать и снимать белье, растянутое на веревках над ванной, пожилым тоже не желательно.

Когда очень пожилой человек занимается уборкой дома, есть риск, что он зацепится, например, за провод пылесоса, или отогнутый угол ковра. Лучше в таком случае, чтобы пожилой человек проконтролировал уборку, порученную внукам, и тем самым принял участие в их воспитании.

Найти дело несложно и человеку с ограничениями

Даже при ментальных нарушениях, если семья чуть-чуть помогает, можно делать много полезных дел. Старая бабушка вполне справится с мытьем посуды, которую вы будете убирать потом с сушки на полку, может собрать, подготовить и загрузить в стиральную машинку белье, и даже иногда справится с приготовлением пищи. Но, конечно же, кто-то должен быть рядом, чтобы пользование техникой не создавало опасность.

Домашние активности должен иметь даже лежачий пожилой человек, говорит Кирилл Прощаев. При сохраненной функции сознания он способен, например, читать сказки внукам, проверять выполненные ими домашние задания.

«Одна из моих пациенток 76 лет страдает выраженным ожирением и изменениями в тазобедренных суставах, передвигается на коляске, но в то же время хочет быть нужной и активной, – рассказывает эксперт. – В прошлом учитель немецкого языка, она занимается немецким с двумя внуками и соседским мальчиком».

Осваивать бытовую технику никогда не поздно

Пожилые люди могут и должны осваивать технические новинки, учиться пользоваться разнообразной бытовой техникой – это способствует сохранению когнитивных функций. Просто учиться управляться с новинкой они будут гораздо медленнее. Не нужно бояться приобретать пожилому человеку новый мобильный телефон, если старый сломался, считает Кирилл Прощаев. Просто нужно выбрать простейшую модель того же производителя (с той же логикой действий), но желательно более крупными цифрами на кнопках набора. Это будет поддерживать соответствующие способности пожилого человека, которые в противном случае могут быть утрачены.

«В моей практике была пациентка, которая страдала начальной стадии деменции, ей была назначено специальное лечение, – приводит пример геронтолог. – Через месяц она стала подходить к микроволновке, которой до этого она боялась и избегала. На второй месяц она стала до нее дотрагиваться и открывать дверь. А на четвертый – освоилась и стала ею пользоваться!»

Технические новинки, при желании и наличии мотива, можно освоить даже в самом преклонном возрасте. По словам геронтолога, в его практике был случай, когда 91-летняя пациентка освоила работу на ноутбуке, научилась пользоваться скайпом и активно к нему прибегала.

В семье Светланы Горелик заполнение посудомоечной машины входит в ее обязанность, а вот разборка посуды – это обязанность бабушки 78 лет.

Безусловно, постепенно состояние здоровья пожилых пациентов – как общее, так и ментальное – может ухудшаться. Но всегда можно найти им занятие, которое будет им доступно. Например, к приближающемуся Новому году вырезать снежинки, чтобы украсить квартиру.

Если пожилой человек живет один, его тоже можно вовлечь в семейные дела – это и разговоры по скайпу, и просьба на выходных сходить с внуком на какое-то мероприятие и так далее, и просьба связать всем к Новому году свитера и так далее.

Задачка для второклассника и уход за рыбками

Для тренировки когнитивной сферы (внимание, память) большое значение имеет общение со внуками, особенно помощь им в учебе – решение домашних заданий по математике, прослушивание пересказов текста и совместное заучивание стихотворений.

Во многих семьях, где есть домашние питомцы или растения, пожилой человек вместе с детьми и внуками может ухаживать за ними. Например, дедушка или бабушка следит за наличием корма у животных и напоминает детям и внукам о том, что он заканчивается. Вместе с внуками можно убирать за животными или поливать цветы.

«Мы живем вместе с моим 84-летним папой, – рассказывает Светлана Горелик. – В его обязанности входит кормить рыбок, морскую свинку и кошку. А обязанность убирать клетку и т.д. лежит на дочери, но под контролем дедушки».

Планируйте, проговаривая, и давайте возможность выбирать

Идеально, когда за завтраком семья имеет возможность собираться и обсуждать, кто что планирует делать в течение дня, а вечером – делиться его результатами. Нельзя недооценивать пользу от проговаривания с пожилым человеком того, что он делал в течение дня, с кем виделся, кто ему звонил по телефону, что он смотрел по телевизору и какие новости узнал – все это активизирует деятельность мозга. Жизнь старшего родственника должна быть активной, а не пассивной, в ней должен присутствовать выбор занятия, телепередачи, питания.

Вместо зарядки

Пожилому человеку, который свободно передвигается, хорошо также включить в домашние активности определенные физические нагрузки, например в виде ходьбы – сходить в магазин, погулять с собакой, отвести ребенка в музыкальную школу и так далее.

С другой стороны, члены семьи должны понимать, обращает внимание Светлана Горелик, что необходимо создать условия для уменьшения риска прогрессирования гериатрических синдромов. Если у старика есть нарушение общей двигательной активности, головокружение, признаки дезориентации, то прогулки, например, в магазин за покупками, возможны только с участием кого-либо из членов семьи.

Но самое главное, считает Светлана Горелик, не забывать, что счастливый пожилой человек в семье может стать мудрым помощником и модератором спокойствия всех ее членов. Эту социально значимую функцию старости нельзя недооценивать!

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Проблема ухода и помощи пожилому человеку в семье

Все большее количество старых людей составляет значительную часть населения, и вместе со здоровыми и независимыми пожилыми людьми увеличилось количество тех, кто нуждается в помощи и содействии. Пожилым людям обеспечивает помощь в первую очередь семья. Эта помощь действенна и она оказывается, несмотря на значительные изменения в структуре семьи, в распределении ролей в современной семье. Члены семьи значительно чаще оказывают помощь пожилым родственникам, чем это было раньше.

Семейный уход часто является нелегким трудом в жизни человека. Он связан с сильным утомлением и напряжением, что приводит к стрессу тех, кто ухаживает за пожилыми людьми. «Помощник», т.е. тот, кто ухаживает за пожилым человеком, как правило, член семьи, хотя чаще помощниками называют волонтеров, социальных работников, медсестер. У нас в стране «помощник» пока не получил определенного статуса.

Под уходом за пожилым человеком в семье понимается ответственность и деятельность людей, которые, во-первых, считают, что они ухаживают за пожилым членом своей семьи, во-вторых, выполняют определенную деятельность по уходу регулярно. Некоторые люди, оказывающие повседневную помощь пожилым, не склонны считать себя помощниками, в то время как другие, оказывающие значительно меньшую помощь или уход, считают себя помощниками.

Читать статью  Анкета для родителей ДОУ Взаимоотношения в семье методическая разработка на тему

Следует определиться в формулировании понятия «семейный уход». Это взаимодействие, в котором один член семьи помогает другому на регулярной основе с целью обеспечения ему независимого существования. Существует различие в понятиях семейный уход, семейный обмен помощью, взаимная поддержка и взаимопомощь.

В первой ситуации помощник может чувствовать себя эмоционально и физически угнетенным, «нагруженным», во второй ситуации взаимодействие не включает регулярное содействие в повседневной деятельности, хотя уход за пожилыми происходит в контексте семейного обмена, где дети оказывают материальную и эмоциональную поддержку родителям и наоборот. Точно также пожилые семейные пары часто дополняют один другого, например, когда делят обязанности по ведению одного хозяйства. Этот обычный, повседневный обмен по мере старения семьи может переходить в «уход», или «помощь».

Часто трудно сделать различия между обычным семейным обменом (взаимным обменом) и уходом. В поздней жизни большинство пар начинают иметь каждый свою «специализацию», например, супруг открывает банки, так как у его жены прогрессирует артрит суставов пальцев и рук. Пока не произошли драматические события в семье (например, внезапный инсульт, в результате которого пожилой человек становится парализованным или частично парализованным), это может длиться годами, и происходит постепенное согласование и приспособление к нуждам друг друга. При этом никто не называет себя «помощником». Человек будет считать себя «помощником» в разных ситуациях в ответ на изменения ситуаций его жизни.

Уже на первых этапах старения происходит определение формы и объема зависимости пожилого человека от родственников и лиц ближайшего окружения. В дальнейшем, по мере старения, эта зависимость постоянно растет. Однако, на любом из этапов старения пожилые люди, проживающие в семье, в своем доме, лучше используют имеющиеся у них приспособительные возможности, чем те, кто находится в каких-либо учреждениях. Это относится как к сохранным, так и к физически и психически беспомощным пожилым людям, которые не в состоянии себя ни защитить, ни обслужить. Члены семьи имеют возможность создать для пожилого человека обстановку, вызывающую у него чувство самоудовлетворения и довольства окружающим. Моральное участие оказывается в этом отношении определяющим фактором. Семья на поздних этапах жизни пожилого человека имеет для него важнейшее значение.

Само наличие пожилого человека в семье зачастую является осложняющим моментом в жизни родственников, оказавшихся на положении опекунов и помощников. Наличие пожилого человека осложняет их личные проблемы, ограничивает возможности, может привести к негативным последствиям, касающимся в одинаковой степени и пожилого человека, и членов его семьи. Рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются те, кто ухаживает за пожилыми людьми.

Как правило, за пожилыми людьми ухаживают две группы: 1) социальные работники; 2) члены семей пожилых.

Первая группа людей выполняет свой профессиональный долг, который оплачивается государством в виде заработной платы. Эта работа имеет малую перспективность, не имеет прямых выгод, не повышает социальный престиж. Вторая группа (семья пожилого человека) выполняет свой морально-нравственный долг перед старшим поколением, который в принципе не имеет денежного эквивалента. И у первых, и у вторых мотивы ухода и заботы о пожилых достаточно сложны и неоднозначны.

Большинство людей молодого и среднего возраста не в полной мере представляют себе проблемы и особенности психи людей позднего возраста, что может привести к нарушению взаимной зависимости поколений, межпоколенным и семейным конфликтам.

От того, насколько способны родственники понять и принять те связанные со старением изменения, которые начинают происходить у их близких людей, зависит не только здоровье пожилых людей, но и психологическое состояние тех, кто близко с ними связан.

Проблемы людей, ухаживающих за пожилыми родственниками: 1) отсутствие психологических знаний о поведении, характере, способах общения людей пожилого возраста; 2) проблема с основной работой: необходимость найти работу, которая была бы недалеко от дома или иметь свободный график; 3) проблема свободного времени: ухаживающий за пожилым человеком должен часто, если не всегда, оставаться дома; 4) необходимость адаптации к новой роли – выполнению обязанностей патронажной сестры, необходимость в новых знаниях, умениях и навыках; 5) проблема общения: установление адекватного контакта с пожилым человеком; 6) сужение собственного круга общения из-за нехватки свободного времени; 7) плохие жилищные условия, например, теснота или отсутствие бытовых удобств.

Семейная помощь пожилым людям, многие из которых имеют хронические болезни, инвалидность, определена в научной литературе как одно из стрессовых и разрушительных событий в цикле семейной жизни, т.к. она связана со многими негативными и нежелательными следствиями для помощника. Семейная помощь пожилому члену семьи взаимодействует и пересекается со многими аспектами собственной жизни помощника. Многие помощники испытывают сильные негативные эмоции (агрессия, депрессия), которые имеют долговременный характер.

Семейная помощь, уход – сложный, комплексный процесс. Семейный уход характеризуется огромным количеством индивидуальных различий в каждый текущий момент процесса. Семьи отличаются по степени своей доброжелательности к пожилому человеку и по своим способностям и возможностям выполнения роли помощника. Пожилые, нуждающиеся в уходе и помощи, также существенно отличаются по степени своей болезни или инвалидности качествами и характеристиками личности.

Есть различные способы адаптации к ситуации семейного ухода. На них влияют чувства утомления, истощения, тяжести бремени, а также характер заболевания пожилого человека. Некоторые помощники помогают пожилым, совсем не имеющим инвалидности или имеющим незначительное заболевание. Часть помощников при этом не испытывают никаких негативных проблем, в то время как другие всячески демонстрируют свою подавленность заботой о пожилом.

Уменьшить или сдержать стресс, понизить влияние стрессовых факторов может использование ресурсов, которые могут быть психологическими, (такие как высокое самоуважение или стратегии, помогающие справляться с ситуацией, – стратегии совладания), или экономическими ( высокий доход, финансовая помощь). Опыт помощников менее подвержен стрессу, если эти ресурсы имеются в наличии, в то время как помощники, пользующиеся неадекватными ресурсами, более угнетены, подавлены.

Работу помощника могут выполнять разные люди. Как показывают наблюдения, исследования, ближайшие родственники – супруги, дочери оказывают наибольшее содействие по уходу за пожилыми в течение длительного времени. Супруг-помощник всегда делит заботы по дому с получателем помощи, в то время как дочери и другие родственники часто живут отдельно. Когда пожилые имеют долговременные заболевания, бывает, что дочери переезжают к ним или забирают пожилого к себе в дом. Обычно мужья, заботящиеся о своих женах, показывают меньшее эмоциональное утомление и угнетение, чем жены, заботящиеся о мужьях. Мало различий между помощниками – женами и дочерьми: они имеют похожие «строгие» обязанности и испытывают одинаковые чувства утомления и недомогания. Родственные отношения подразумевают отношения между помощником и пожилым и включают историю и качество взаимоотношений. Тот, кто имеет хорошие отношения с получателем помощи и сам получал помощь от него раньше, может испытывать меньшее утомление, находясь в роли помощника. Среди женщин-помощников различных возрастных групп женщины среднего возраста имеют строгие представления об обязанностях и ответственности в осуществлении семейного ухода за пожилыми.

Методы психологической поддержки людей, ухаживающих за пожилыми, могут быть самыми разнообразными: от индивидуальной беседы и психологического консультирования до психодрамы и группы терапии. Наиболее популярными являются индивидуальное и семейное консультирование и группы поддержки.

Консультирование позволяет помощнику учиться и пытаться найти новые стратегии и подходы для реагирования на стрессовые факторы, выбрать наиболее подходящие для себя. Консультирование обеспечивает эмоциональную поддержку, которая способствует тому, что помощник берет на себя более активную роль в стратегии совладания. Консультирование может быть коротким или долговременным. Это зависит от сложности ситуации, инвалидности пожилого. Обычно практикуют пять-шесть встреч, на которых помощники получают новую информацию, пытаются получать дополнительную поддержку.

Семья является главным источником заботы и содействия пожилому члену семьи. Возможный семейный конфликт во время семейного ухода является главным источником стресса для помощника. Поэтому семейное консультирование направлено на понижение этого конфликта и одновременно на увеличение эмоциональной поддержки.

Работая в тесном сотрудничестве с помощником, специалист планирует, кого из членов семьи приглашать на консультацию. Начало семейных «встреч» возможно после того, как помощник уяснит свою ситуацию и когда становятся видны результаты его эффективного совладания со стрессом. Семейное консультирование лучше всего проводить в доме помощника или других членов семьи, которые выражают готовность к сотрудничеству.

Начинается консультация своеобразной проверкой того, что известно членам семьи об особенностях положения пожилого и выяснения «неправильного» понимания лечения или диагноза. Если пожилой имеет проблемы с умственным здоровьем, члены семьи могут быть ознакомлены с описанием болезни и особенностями поведения типичных больных.

После достижения согласия в оценке ситуации пожилого рассматривается ситуация помощника. Уместно спросить и родственников, нуждаются ли они в помощи. Семейное консультирование является своего рода терапией. Каждый вид помощи может быть полезен в ситуации семейного ухода. В результате должно быть решено, кто и что будет делать и когда это следует делать.

Как правило, для проведения семейного консультирования бывает достаточно одной встречи. Рекомендуется провести еще одну встречу для того, чтобы увидеть результаты договоренности и выполнения обязанностей.

Групповая поддержка не так эффективна, как консультирование. С другой стороны, есть много позитивных моментов работы группы. Например, группа может быть очень полезным источником информации, которой обмениваются ее члены. Чаще всего группы обсуждают проблемы помощников и их чувства; это возможность общения с теми, кто имеет схожий опыт. В целом, групповая поддержка ведет своих членов к пониманию того, что чем больше помощников взаимодействуют друг с другом, тем лучше это для их самочувствия и разрешения ситуации.

Таким образом, работа с пожилыми людьми проводится в двух направлениях: внутри семьи и с помощью служб социальной защиты с привлечением специалистов разных профилей. Службы социальной защиты являются надежной поддержкой для пожилого человека и его помощников в вопросах укрепления и развития внутрисемейных связей, профилактики и разрешения конфликтных ситуаций. В результате интеграции данных направлений пожилой человек чувствует себя комфортно, спокойно, уверенно.

5.3.Роль бабушек и дедушек в воспитании детей и внуков

В свое время К.Д.Ушинский назвал бабушек и дедушек, вообще пожилых людей, инстинктивно понимающих и знающих по опыту тонкости воспитания, «природными русскими педагогами». Как пишет известный современный психолог А.В.Петровский**, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. внуки и правнуки -это исключительный атрибут человеческой семьи, животные его лишены полностью». Видимо, это и делает человеческую семью по сути своей бессмертной: она возрождается во внуках сно­ва и снова, сохраняя некоторые физические признаки, духовные особенности своих далеких прародителей. Как пелось в популярной песне середины века, «будут внуки потом, все опять повторится сначала».

Бабушка и дедушка (прародители) после родителей — это самые родные для ребенка люди. Их отношения к внукам имеют эмоцио­нальную основу, лишены расчета и рассудочного начала, подлинно бескорыстные.

Участие прародителей в воспитании современных внуков со­пряжено с различными противоречиями. В основной массе родители приветствуют, если бабушки и дедушки изъявляют желание помочь в воспитании внуков. Но не всегда это происходит без трений между поколениями.

Читать статью  14 способов укрепить семейные отношения

В сложной семье, где проживают вместе родители, их взрослые дети со своим потомством, не так-то легко добиться должного взаимопонимания родителей и детей, поскольку сказывается при­надлежность к разным поколениям.

В конце прошлого века деду, держащему на руках маленького внука, было несложно представить себе его будущее. Оно виделось таким же, что и жизнь, прожитая дедом. Все, что накопило старшее поколение, принималось и детьми, и внуками без особого сомнения. Поэтому основы воспитания детей деды передавали сыновьям, а те своим детям. На пороге третьего тысячелетия опыт дедов в воспита­нии детей не срабатывает столь эффективно, как это было прежде. Почему? Ответ дают исследования американского антрополога Маргарет Мид. На основе тщательного изучения отношений между поколениями в разных обществах М. Мид пришла к следующему вы­воду: разница между поколениями зависит от скорости обществен­ного прогресса. Там, где эта скорость невелика или равна нулю, раз­личия между поколениями незначительны, поэтому можно говорить о полной преемственности. Вторая половина нынешнего века харак­теризуется столь стремительным развитием, что опыт старшего по­коления начинает отставать от требований времени. Сегодня бабуш­ки и дедушки не могут сказать своим детям и внукам: «Делай, как я!» Поэтому и современная бабушка (дедушка) — это уже не та автори­тарная фигура, некогда диктовавшая, как надо воспитывать детей.

Современным прародителям трудно себе представить, как будут жить их дети и внуки в следующем тысячелетии. Не все бывает ясно в сегодняшних увлечениях внуков, не всегда вызывает одобрение то, как их воспитывают родители. Однако позиция скепсиса, кото­рую иногда занимают бабушки и дедушки по отношению к воспита­тельной деятельности родителей ребенка, не дает позитивных ре­зультатов («Сами еще в няньках нуждаются, а Алешеньку взялись воспитывать!», «У них и жалости-то к ребенку нет, не то чтобы его воспитывать»). От скептического отношения к молодым родите­лям, подчеркивания их некомпетентности до низведения их с педагогического Олимпа — дорога короткая. Маленький ребенок мно­гое в отношениях близких людей усваивает на эмоциональном уровне, поэтому он быстро схватывает по мимике, редким репликам, интонациям, что бабушка (дедушка) недовольна (недоволен) его родителями. Недовольство, исходящее от любимого человека, запе­чатлевается надолго. Может быть, внук, которого бабушка «спа­сает» от массированного воспитания родителей, откликнется на это с радостью, но надо думать о будущем. А в будущем восстановить подорванное бабушкой доверие к воспитательным мерам родителей будет нелегко.

Ради счастья внуков надо искать согласие с собственными деть­ми и пытаться понять, почему, например, «слабенького» Диму во­дят в бассейн (в секцию восточных единоборств, настольного тен­ниса), а Юлю, кроме занятий музыкой, «нагрузили» китайским языком. Дело в том, что в воспитании детей родители больше уст­ремлены в будущее (с китайским языком легче будет поступить в престижный вуз, спорт отвлечет от бездумного проведения досуга и т.п.). Другими словами, родители в большей степени, чем праро­дители, придерживаются взгляда, «что дети не живут, а жить гото­вятся» (С. Я. Маршак), тогда как жизненная философия бабушки и дедушки выражается в иных словах этого же поэта, а именно: «вряд ли в жизни пригодится тот, кто, жить готовясь, в детстве не живет». Если же перевести поэзию на язык науки, то вывод ясен: прароди­тели в большей степени, чем их взрослые дети, осознают самоцен­ность детства.

Но современная семья меняется: все меньше и меньше становится семей, где бабушки и дедушки живут под одной крышей со своими взрослыми детьми и их потомством. Поэтому они редко систематически участвуют в воспитании внуков. Как ни печально, но это ведет к ослаблению эмоциональных родственных связей между поколениями, что обедняет воспитание детей. Это усугубляется иногда тем, что не со всем гладко складываются отношения между взрослыми поколениями семьи: свекровью и невесткой, тещей и зятем и пр., что осложняет жизнь детей, которые не в состоянии понять, почему самые близкие для них люди не ладят (а иногда и враждуют). Видимо, бабушки и дедушки должны проявлять мудрость в отношениях со взрослыми детьми, а они, в свою очередь, быть терпимее к своим родителям. Мир и хорошие взаимоотношения в семье – наиболее живительная почва для развития личности ребенка. Старшим поколениям (прародителям и родителям) в семье надо сделать все возможное, чтобы дети объединяли, а не разъединяли.

Конечно, бабушки и дедушки бывают разные, но как счастли­вы внуки, когда рядом с ними люди, для которых они — безмерная и безграничная радость! Вряд ли жизнь предоставит на склоне лет более яркие переживания, чем эта последняя любовь — внуки. К ним отношение несколько иное, чем к детям. Смысл этого отно­шения удивительно тонко «схвачен» пословицей «Дети до венца, а внуки до конца». С детьми всегда подспудно присутствовала мысль: вырастут и уйдут, у них впереди своя жизнь. С внуками иная психологическая ситуация: они — на всю оставшуюся жизнь. Бабушки и дедушки осознанно и неосознанно не задумываются над тем, увидят ли внуков взрослыми: кто знает, кому сколько отведено прожить! Поэтому так естественно думать о настоящем внуков (с детьми многое делалось во имя будущего), дать им ра­дость сейчас, сию минуту. Отсюда и то, что часто называется ба­ловством. Хотя на самом деле это скорее заинтересованность жизнью внуков, стремление сделать их счастливыми сегодня, а не время спустя. «Любая тенденция избаловать ребенка окупается любовью, сказками и воспоминаниями, другими способами сти­мулировать и разнообразить жизнь малыша» — такова точка зре­ния о бабушках и дедушках, высказанная Масару Ибуки, автором концепции воспитания и обучения детей раннего возраста *.

Бабушки и дедушки эмоционально связаны с внуками, способ­ны откликаться на бесконечные детские просьбы и вопросы, к ко­торым так некогда прислушаться вечно куда-то спешащим и за­нятым личными проблемами родителям. Бабушки и дедушки, как правило, мудрее, великодушнее, чем родители. У них, даже если они еще работают, находится время и, главное, желание выслу­шать ребенка, вникнуть в его переживания, разделить его радости и беды, дать добрый совет. Нежность и доброта бабушки и де­душки уравновешивают возможную строгость родителей. Час­тенько старшему поколению приходится выступать в роли адво­ката малыша, приводя его родителям множество «смягчающих вину обстоятельств». Обычно это удается, потому что бабушки и дедушки лучше вникают во внутреннее состояние ребенка. Инте­ресно, что и восприятие ребенка бабушкой (дедушкой) и родите­лями несколько отличается, главным образом тем, что у старшего поколения глаз оказывается «добрее», чем у их взрослых детей. В педагогическом исследовании Х.А.Тагировой бабушкам (дедуш­кам), папе и маме предложили составить мини-портрет ребенка. Бабушки были ориентированы на «хорошее» в ребенке, тогда как папа и мама — на недостатки. Одно и то же событие (мальчик раз­бил чашку, убирая посуду после семейного завтрака) интерпрети­ровалось по-разному – бабушка: «Сашенька всегда старается по­мочь», папа: «Неловкий, неуклюжий, из рук все валится».

Несомненно, что в вопросах воспитания бабушки и дедушки бывают мудрее в силу того, что у них есть опыт общения с малышами, уже заметнее стали педагогические достижения и промахи в отношении собственных детей. С внуками они по существу в третий раз, но уже на ином уровне, открывают окружающий мир: в начале жизни они сами «входили» в него, потом «вводили» своих детей, на­конец — внуков. Какое счастье читать внуку книги своего детства и детства своих детей! Или, держа за руку малыша, стоять перед зна­менитой картиной Васнецова «Богатыри», от которой четверть века назад не мог оторваться его отец. Или счастливыми глазами внука снова увидеть знаменитого Самсона, вспоминая при этом, какой восторг вызвал Петергоф у сына, когда он был ребенком. И каж­дый раз, «путешествуя» по третьему кругу своей жизни, бабушки и дедушки рассказывают внукам о себе, о своих родителях, укрепляя связи между поколениями. Например: «Когда я в первый раз прие­хала в Петергоф, уже десять лет, как кончилась война. Но почти все дворцы были разрушены. Во время войны здесь были враги, а в них стреляла наша артиллерия. Снаряды попадали в здания. Но фон­таны уже работали. И Самсон стоял на своем месте. А когда мы приехали с твоим папой (ему было шесть лет, как тебе сейчас), уже был открыт Большой дворец. Но знаешь, что папе понравилось больше всего? Так же, как и тебе, фонтан Самсон, а еще шутихи».

С бабушек и дедушек начинается «историческое» образование внуков. Нет, дети не изучают историю как предмет, у них не фор­мируются исторические понятия. Это задача школы. История име­ет много пластов — от прошлого человечества до истории конкрет­ной семьи. Бабушки и дедушки вольно или невольно приобщают внуков к истории своей семьи, но через эту призму высвечивается история народа. Дети усваивают отдельные детали, единичные об­разы. Незатейливые рассказы бабушки и дедушки, их взгляд и от­ношение к тем или иным событиям — все это подспудно подводит ребенка к пониманию того, что в жизни народа происходят пере­мены. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение жи­вет в иных условиях, чем предыдущее, думает и выглядит иначе. Приходит понимание, что люди, события, вещи имеют свое прош­лое, настоящее, будущее. Формируются первые представления о связи между поколениями.

Вот бабушка рассказывает, как маленькой девочкой в День По­беды потерялась на Красной площади, как по дороге в школу упа­ла и разбила чернильницу-непроливайку, каким вкусным казался школьный бублик, который давали на завтрак. Ребенок впитывает детали (война была тяжелой не только для солдат, все радовались Победе), единичные образы. Но на их основе складывается более обобщенный исторический образ: как люди жили раньше, как тру­дились, как отдыхали, как воспитывали детей. В семье используют­ся и другие источники исторических знаний, хранителями которых чаще всего бывают бабушки и дедушки: семейные реликвии, сказ­ки, песни, поговорки и пословицы, загадки, детские игры и игруш­ки. Все эти средства формирования у детей первоначальных исто­рических представлений отвечают образному характеру детского познания окружающего мира, окрашены личностным отношением.

Современные бабушки и дедушки в подавляющем большинстве своем — грамотные и культурные люди. Они способны не просто нянчить внучат, но и оказывать на них нравственное влияние, рас­ширять их кругозор, делать их жизнь более надежной, защищенной и устойчивой. А внуки для бабушки и дедушки — своего рода эмо­циональный тыл, в котором старшее поколение особенно нуждает­ся в связи с тем, что заканчивается трудовая деятельность, впереди заслуженный отдых на пенсии, а это связано с ломкой привычных жизненных устоев. Однако, видимо, не следует полностью «раство­ряться» в жизни взрослых детей, внуков: слепая жертвенная любовь никого не сделает счастливым.

Источник https://kazedu.com/referat/186395/1

Источник https://www.miloserdie.ru/article/uchastie-starikov-v-zhizni-semi-delaet-ee-schastlivee/

Источник https://studopedia.ru/6_163649_problema-uhoda-i-pomoshchi-pozhilomu-cheloveku-v-seme.html