XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

3 июня, 2022 0 Автор ewermind

 

Содержание

Индивидуально профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении
методическая разработка

Из опыта работы социального педагога по проведению индивидуально профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении. Показана система взаимодействия служб образовательного учреждения по устранению семейного неблагополучия: этапы, алгоритм и схема организации сопровождения семей социального риска.Отобраны наиболее эффективные формы и методы работы с семьей, которые дают положительные результаты по выведению семьи из социально опасного положения.

Скачать:

ВложениеРазмер
individualno_profilakticheskaya_rabota_v_otnoshenii_semey_nakhodyashchikhsya_v_sotsialno_opasnom_polozhenii.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.

(Из опыта работы социального педагога МБОУ СОШ №3 села Шедок)

  • Семья начинается с детей.
  • Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
  • Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.

В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителям к детям, разрушен психологический уклад семьи.

В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.

А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.

Семья, находящаяся в социально опасном положении.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Основными критериями при определении семей этой категории являются:

  • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
  • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
  • жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
  • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
  • семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

  • конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
  • аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
  • педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
  • асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально — педагогической помощи : образовательную, психологическую и посредническую.

В МБОУ СОШ №3 работа по предупреждению, профилактики и устранению неблагополучия в семье осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Законом КК №1539 «О мерах по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», с постановлением главы администрации Краснодарского края от 4 апреля 2008 года «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении», к онвенцией о правах ребенка, декларацией прав и свобод человека, «О семейной политике» и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

Положив в основу данные законы, мы разработали этапы, алгоритм и схему (приложение 1) организации сопровождения семей социального риска.

Этапы работы школы с семьёй,

находящейся в социально опасном положении.

Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории школы, организована следующая работа: за каждым педагогом школы закреплены микроучастки, которые обходятся 2 раза в год, переписываются все несовершеннолетние, проживающие в семьях, место их обучения, условия проживания. В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Такую работу провожу и я.

Наиболее эффективная форма работы с семьей — это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.

Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП (ТЖС):

  • обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
  • устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
  • консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);
  • организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
  • изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
  • изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
  • контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
  • анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;
  • отвечает за ведение документации внутришкольного учета.

В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания, вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия и т.д.

Семья рассматривается на педагогическом совете и заседании ШВР. Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе.

Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.

Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних МБОУ СОШ №3 села Шедок».

Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:

— обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;

-оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;

— координировать учебную помощь родителей их детям;

— выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;

— обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;

— изучать уклад жизни и традиции семей учеников;

— организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;

— оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

В работе с семьями можно выделить основные направления работы:

— проверка жилищно-бытовых условий семьи;

— сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;

— составление плана работы с семьей;

— проведение консультаций, лекций для родителей;

— оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;

— отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных

— организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул;

— помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.

В работе с семьей, находящейся в СОП/ТЖС социальным педагогом используется алгоритм:

  1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
  2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
  3. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
  4. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
  5. Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
  6. Изучение личностных особенностей членов семьи.
  7. Составление карты семьи.
  8. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ОДН ОМВД, КДН и ЗП, Совет профилактики при сельской администрации, отдел по вопросам семьи и детства, ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс», образовательные учреждения, дошкольные учреждения, центр социальной реабилитации детей и подростков, приюты, ЦЗН, отдел по делам молодежи и т.д.).
  9. Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.
  10. Текущие и контрольные посещения семьи.
  11. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Читать статью  Лицензионные стоковые фото и изображения Семья с детьми

По результатам диагностики социальной педагог определяет суть проблемы или совокупность проблем, и, опираясь на банк технологических подходов, подбирает психолого-педагогическое, социальное средство для их эффективного разрешения (приложение 3).

В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения (приложение 4):

— оказание гуманитарной помощи ( сельская администрация, учреждение образования);

— адресная социальная (ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс»);

— консультирование родителей по вопросам получения социальной

помощи разных видов (учреждение образования, специалист по социальной работе).

— занятость детей в кружках, секциях, факультативах (учреждение образования);

— контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий (учреждение образования);

— контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам (учреждение образования);

— консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка (учреждение образования);

— просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (учреждение образования).

— сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка) (учреждение образования);

— просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;

— коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (учреждение образования).

— индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость (учреждение образования);

— формирование у ребёнка гигиенических навыков (учреждение образования).

— если в критериях социально опасного положения указано употребление спиртных напитков родителями, обязательно прописываются мероприятия по лечению от алкогольной зависимости (врач-нарколог);

— медицинское обследование ребёнка, в случае необходимости направление на стационарное лечение (амбулатория, ФАП);

— осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасностью среды) (амбулатория, ФАП);

— организация оздоровления несовершеннолетнего, направление в оздоровительный лагерь (отдел по вопросам семьи и детства).

— если у родителей или ребёнка отсутствуют документы в правовую помощь вносятся следующие пункты:

1) оформление свидетельства о рождении ребёнка (специалист по социальной работе),

2) оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов (ОМВД);

— консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка (ОДН, учреждение образования).

Иной вид помощи:

— трудоустройство родителей (ЦЗН, ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс» отдел профилактики семейного неблагополучия)

— занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время (учреждение образования);

— профилактический осмотр электропроводки, газового оборудования (специалист по социальной работе);

— посещение семьи по месту жительства, социальный патронат семьи (учреждение образования, сельская администрация, специалист по социальной работе, инспектор по делам несовершеннолетних, отдел по вопросам семьи и детства );

— контроль за поведением родителей в быту в вечернее время и выходные дни (ОДН).

Выполнение индивидуального плана профилактической работы заслушивается на школьном Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (по плану).

Социальный педагог формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:

1. Титульный лист (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, Ф.И.О. детей, дата рождения, занятость детей, основание постановки на учет, занятость детей)

2. Основание постановки на учет (Выписка из протокола Совета по профилактике о признании семьи, находящейся в ТЖС или Постановление КДН и ЗП о признании семьи, находящейся в социально опасном положении ).

3. Акт обследования условий проживания семьи.

4. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего или паспорт.

5. Копии паспортов родителей.

6. Профилактическая карточка (отражается взаимодействие всех специалистов по работе с семьей, проделанная работа с родителями и несовершеннолетними (им)).

8. Индивидуальный план профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.

9. Ежемесячные отчёты о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи.

10. Ежемесячные акты и справки о посещении семьи.

11. Характеристика на несовершеннолетнего (их), табель успеваемости и посещаемости.

12.Социальный паспорт семьи СОП/ТЖС.

13. Копии запросов, ходатайств, иной информации, свидетельствующей о проведённой работе с семьей СОП/ТЖС по улучшению ситуации в семье.

14. Индивидуальная работа с родителями и несовершеннолетними (им) (объяснительные, заявления, расписки и т.д.).

15. Результаты исследования семьи и учащихся (егося) (диагностики, анкеты, тесты и т. д.).

Представление на Совет профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании несовершеннолетних при администрации Шедокского сельского поселения.

Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:

— улучшение положения и качества жизни ребенка;

— устранение причин неблагополучия;

— расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

Оценка эффективности работы с семьей:

— соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.

Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:

— уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);

— родители проявляют заботу о детях;

— дети посещают образовательное учреждение;

— уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;

— восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;

— семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;

— в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;

— семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

В 2012-2013 учебном году социально-педагогической службой МБОУ СОШ №3 были разработаны и реализованы: программа социальной адаптации «Семья»; программа социальной помощи учащимся из семей, находящихся в социально — опасном положении, в трудной жизненной ситуации МБОУ СОШ № 3; план социально-психологической работы с родителями обучающихся, индивидуальные планы профилактической работы с семьями. Работа социального педагога и школы по устранению семейного неблагополучия и выведения семьи из трудной жизненной ситуации проводилась в соответствии с этими выше перечисленными документами. Проделанная работа показала позитивную динамику снижения количества семей, состоящих на профилактическом учете.

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

Социальная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Во все времена существуют семьи, находящиеся в социально опасном положении. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям и детей к родителям, ослабевает воспитательная функция. Чаще всего семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специалистов.

Теоретико-методологические основы социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.

В Федеральном законе № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. — ст. 1. закреплено понятие семьи, находящейся в социально опасном положении (далее «СОП»), под которой понимается семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Потенциальный риск может реализоваться в неблагоприятных для воспитания детей экономических и психологических условиях, конфликтах, алкогольной и наркотической зависимости членов семьи, жестоком обращении внутри нее, прежде всего по отношению к детям.

Понятие несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении закреплено в Федеральном законе от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где под несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении понимается лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.

Технологическая основа организации работы с семьями «категории группы риска» предполагает определение наиболее актуальных социальных проблем в данной области. Выявление «проблемных зон» необходимо для четкого определения степени развития риска территориальной единицы (села, района, поселка), актуальности социального запроса, определения форм и методов работы.

В соответствии с анализом ситуации риска, были определены следующие «проблемные зоны» в работе с семьями:

Алкоголизм родителей или детей;

Отсутствие работы у одного или обоих родителей;

Положение мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев;

Насилие в семье;

Нарушение детско-родительских отношений;

Безнадзорность детей и подростков.

Исходя из вышеуказанных проблем, нами предлагается общий алгоритм работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении, а также модификации технологий работы соответственно каждой из определенных проблем.

В практике работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, специалистам пришлось столкнуться с двумя «специфическими» для данной категории проблемами: социальной дезадаптацией несовершеннолетних и социальной дезадаптацией семьи.

Выделяют следующие показатели и причины социальной дезадаптации семьи :

1. Неопределенность гражданского статуса членов семьи характеризуется отсутствием у взрослого или несовершеннолетнего какого-либо документа, подтверждающего его гражданский статус или дающего право на получение установленных законом льгот и пособий (паспорт, свидетельство о рождении, удостоверение пенсионера, удостоверение инвалида, справка об обучении в общеобразовательном учреждении, прописка и т.п.). В связи с тем, что у трудоспособных членов семьи нет возможности устроиться на работу (так как нет прописки), они вынуждены довольствоваться временными заработками. Основными причинами неопределенности гражданского статуса является утеря, порча или несвоевременное оформление документа.

2. Малообеспеченность. Среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (подтверждается справкой о доходах семьи).

Основными причинами малообеспеченности являются низкооплачиваемая работа, безработица одного или нескольких членов семьи, неоформленность социальных льгот, пособий, субсидий.

3. Безработица. Отсутствие постоянного источника дохода взрослых трудоспособных членов семьи (подтверждается справкой о постановке на учет в качестве безработного и фактологически). Причины безработицы: сокращение штатов по месту работы, увольнение, отсутствие специального образования, стажа работы и т.д. Распространенное явление у вышеуказанной категории семей — несформированность у взрослых ее членов мотивации на трудоустройство, т.е. желания трудиться.

Читать статью  Психологические особенности старших, средних и младших детей в семье

4. Неудовлетворительные жилищные условия. Отсутствие постоянного жилья, его ветхое состояние, несоответствие жилой площади установленным нормам, несоответствие санитарно-гигиенических условий установленным требованиям: сырость, грязь, прогнившие полы, провалившиеся потолки, изломанные печи (подтверждается справкой, актом или заключением ЖБУ). Косвенные показатели проблемы: неудовлетворительные жилищные условия ведут к заболеваниям как родителей, так и детей; из-за неудовлетворительного состояния жилищных условий дети не хотят жить дома («. не хочу жить дома, потому что там неуютно, сыро, грязно»).

5. Алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей, когда наблюдается регулярное употребление алкоголя, наркотиков; клиенты состоят на учете в наркологическом диспансере (подтверждается медицинской справкой). Как правило, в таких семьях происходят драки, ругань, собираются компании, возникают ссоры и т.д. В таких семьях дети растут с психическими отклонениями; у них отмечают тяжелое поражение нервной системы, проявление признаков умственной отсталости. Причиной наркомании, токсикомании, алкоголизма являются наследственные или приобретенные (социальные или психологические) факторы.

6. Нарушение здоровья. Наличие хронических заболеваний, инвалидность одного из родителей, часто или длительно болеющие члены семьи (подтверждается документально медицинской справкой или фактологически). Причиной нарушения здоровья является врожденная патология, инвалидность, нерациональное питание, алкоголизм, неудовлетворительные жилищные условия.

7. Семейная дезадаптация. Нарушение взаимоотношений между членами семьи, постоянные деструктивные конфликты между родителями, между родителями и детьми (подтверждается фактологически). Частые конфликты в семье приводят к нарушению психического состояния всех ее членов, что особенно сказывается на несовершеннолетних.

Причины семейной дезадаптации: неумение правильно, конструктивно строить отношения, личностные психологические особенности, низкий уровень педагогической компетентности взрослых, недостаток внимания к ребенку со стороны родителей.

8. Духовно — нравственная деградация семьи- утрата семейных ценностей, традиций, жестокое обращение с детьми, отсутствие мотивации на здоровый образ жизни, неумение организовать семейный досуг, нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья.

Семьи, оказавшиеся в социально опасном положении- это объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных специалистов.

Технология работы с семьей включает в себя несколько этапов:

— сбор и анализ информации об асоциальных семьях;

— постановка социального диагноза (выявление основных проблем семьи, находящейся в социально опасном положении, определение их показателей и причин возникновения);

— выбор способов воздействия и планирование работы с семьей;

— практическая работа по оказанию помощи семье.

Принципы работы специалистов с семьей, находящейся в социально опасном положении

Проблемы отдельных членов семьи – это всегда проблемы семьи в целом, и наоборот, любая семейная проблема влечет за собой те или иные проблемы каждого члена семьи. Например, проблема плохо успевающего и конфликтного в школе ученика может быть связана с невротичностыо родителей или их слабой заботой о ребенке в силу малограмотности, асоциального образа жизни, определенных трудностей и т.д.

Специалист по работе с семьей может помочь клиенту справиться с возникшей проблемой. Помощь заключается в том, чтобы семья поняла свою проблему и осознала необходимость се решения. Недопустимо ответственность за решение проблемы снимать с клиента и возлагать на плечи специалиста ответственность за последствия поведения членов семьи, за результат их жизнедеятельности. Однако, учитывая маргиналъность асоциальной семьи, следует понимать, что она, как правило, не всегда желает изменить свой образ жизни; поэтому специалист по социальной работе (или социальный педагог) должен действовать прежде всего в интересах ребенка и улучшать условия его жизни.

Работа с семьей требует высочайшей деликатности и соблюдения конфиденциальности, ибо в ее ходе затрагиваются сведения, разглашение которых может нанести серьезный ущерб клиенту, а некорректное общение специалиста непоправимо разрушает возможности для их дальнейшего сотрудничества.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, — это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Практическая работа с семьей выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР) или план работы с семьей, находящейся в СОП, определяются цели и задачи, формы и методы работы, определяются сроки проведения конкретных мероприятий.

Успешность работы во многом зависит от умения специалиста по социальной работе правильно организовать совместную межведомственную деятельность различных специалистов. Как правило, семьи, ведущие асоциальный образ жизни, имеют проблемы с трудоустройством из-за отсутствия образования или невостребованности профессии, низкий материальный достаток, неудовлетворительные жилищные условия, нарушения или несоблюдения гигиенических норм, проблемы с физическим или психологическим здоровьем взрослых и (или) детей, вредные привычки (алкоголизм, наркомания и т.д.), низкую педагогическую компетенцию, отсутствие желания выполнять свои родительские обязанности и т.д.

Семьи, оказавшиеся в социально опасном положении — это объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных специалистов.

Список используемых источников

Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 14.10.2014) // СПС Консультант Плюс #»justify»>2.Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс #»justify»>.Авсиевич М.Т. Семейное воспитание: Учебное пособие для занятий на курсах повышения квалификации социальных педагогов /М.Т. Авсиевич, Н.А. Крылова — Мн.: Бестпринт, 2012. — 220 с.

Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. — 2002. — № 6 с. — 17-22

Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. — Ростов на Дону, 2013. — 321 с.

Овесян Л.М. Социальные технологии: Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении. — Красноярск, «Литера-принт», 2012. — 32 с.

Платец В.Г. Программа психолого-педагогической реабилитации «Профилактика дезадаптации воспитанников, связанной с переходом на новую ступень обучения» // Формирование социальной компетентности воспитанников социально-реабилитационных центров /КГУ СОН «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». — Красноярск, 2012. — С.34 — 43.

Тарасова Н.В., Долгачева Ю.А. Оказание экстренной, плановой социальной помощи женщинам с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в рамках деятельности службы экстренного реагирования КЦСОН // Социальное обслуживание. — № 4. — 2014. — С.64 — 67.

Шиляхина Е.Ю. Роль мониторинга в анализе итогов и дальнейшем планировании работы с семьями детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (из опыта работы центра социальной помощи семье и детям) // Социальное обслуживание. — № 11. — 2013. — С.41 — 47.

Социальная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении: развитие индивидуально-профилактического подхода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

СЕМЬЯ / НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ / ИЖДИВЕНЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА / FAMILIES AT SOCIAL RISK / WELFARE MENTALITY / SOCIAL WORK WITH A FAMILY / INDIVIDUALIZED PREVENTIVE APPROACH / FAMILY AND CHILDHOOD SUPPORT CENTER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вдовина Маргарита Владимировна

В статье представлены результаты прикладного исследования социальной работы с семьями , находящимися в социально опасном положении . Показаны типы таких семей , их специфика, основные проблемы, готовность к их решению, отношение к оказываемой специалистами помощи и т. п. Приведены итоги анкетирования семей , состоящих на учете в центре поддержки семьи и детства . Определена целесообразность развития индивидуально-профилактического подхода к социальной работе с семьями .

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Вдовина Маргарита Владимировна

Оценка влияния социально-экономических ресурсов многодетных семей на степень решения их проблем в Республике Мордовия

Особенности оказания помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении

Социально-педагогическая работа с семьями, находящими в социально опасном положении (на примере республики Татарстан)

Social work with families at social risk: development of individualized preventive approach

The article presents results of the applied research of social work with families at social risk . The types of such families, their specific features, the main challenges, and readiness to deal with them, attitude to the assistance provided by the specialists are reviewed. The author considers results of the survey of the families registered in the Family and Childhood Support Center . The research justifies reasonability of development of an individualized preventive approach to social work with such families.

Текст научной работы на тему «Социальная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении: развитие индивидуально-профилактического подхода»

УДК 316.35.023.4 Вдовина Маргарита Владимировна

доктор социологических наук, профессор кафедры теории и технологии социальной работы

Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ: РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В статье представлены результаты прикладного исследования социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. Показаны типы таких семей, их специфика, основные проблемы, готовность к их решению, отношение к оказываемой специалистами помощи и т. п. Приведены итоги анкетирования семей, состоящих на учете в центре поддержки семьи и детства. Определена целесообразность развития индивидуально-профилактического подхода к социальной работе с семьями.

семья, находящаяся в социально опасном положении, иждивенческие настроения, социальная работа с семьей, индивидуально-профилактический подход, центр поддержки семьи и детства.

Vdovina Margarita Vladimirovna

D.Phil. in Social Science, Professor, Theory and Technology of Social Work Department, Institute of Further Professional Training of Social Workers

SOCIAL WORK WITH FAMILIES AT SOCIAL RISK: DEVELOPMENT OF INDIVIDUALIZED PREVENTIVE APPROACH

The article presents results of the applied research of social work with families at social risk. The types of such families, their specific features, the main challenges, and readiness to deal with them, attitude to the assistance provided by the specialists are reviewed. The author considers results of the survey of the families registered in the Family and Childhood Support Center. The research justifies reasonability of development of an individualized preventive approach to social work with such families.

families at social risk, welfare mentality, social work with a family, individualized preventive approach, Family and Childhood Support Center.

В современной России число неблагополучных семей, к сожалению, достаточно велико. Так, более 65 тыс. семей находятся в социально опасном положении, что составляет около 200 тыс. человек, из них 60 % — дети [1, с. 6].

К семьям, находящимся в социально опасном положении (далее — СОП), обычно относят семьи с беспризорностью или безнадзорностью детей; семьи с противоправным поведением родителей или иных законных представителей несовершеннолетних; семьи, где взрослые не исполняют своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и (или) содержанию; семьи с жестоким обращением с детьми, внутрисемейными конфликтами и т. п. [2, с. 820].

Особенностями большинства таких семей являются множество проблем, трудности в социальной адаптации, зависимость всей семьи от ее «проблемного» члена, привыкание к внешней помощи в кризисных ситуациях, иждивенческие настроения, девиантная субкультура и т. п.

Рассматриваемые семьи испытывают острую потребность в помощи государства посредством работы с ними специальных служб, в частности центров поддержки семьи и детства. Главная цель любого такого центра заключается в том, чтобы обеспечить помощь семьям, которые в ней нуждаются, работая со случаем, давая возможность осознать существующие проблемы и начать процесс планомерного выхода семьи из СОП, что способствует предотвращению дальнейших проблем. При этом постоянно идет поиск новых форм и методов работы, так как трудности семей чрезвычайно разнообразны и переменчивы, а их желание получить помощь очень противоречиво (от полного отказа от необходимой и предусмотренной законом помощи до иждивенческих настроений). Поэтому актуальны ранняя профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды посредством комплексного решения проблем путем индивидуальной профилактической работы [3, с. 737].

Читать статью  Влияние уровня образования родителей на индивидуально-психологическое развитие дошкольника

Работа с названными семьями начинается с диагностики причин неблагополучия в семье, ее особенностей, целей, ценностных ориентаций, а также обследования жилищных условий. После такого изучения составляется карта семьи, в которую входят персональные данные родите-

лей и родственников, проживающих вместе, место работы родителей и должность, уровень материального обеспечения. После анализа сведений о семье составляется индивидуальная программа работы с ней. Для оказания помощи привлекаются различные специалисты. Если предпринятые действия дали положительный результат, семью снимают с социального сопровождения. В противном случае работа продолжается. Большую роль при этом играет отношение самих семей к проводимой с ними социальной работе.

В 2016 г. был проведен опрос семей, находящихся в СОП, по разработанной нами анкете (научный руководитель — доктор социологических наук М.В. Вдовина, исполнитель — специалист по социальной работе ГБУ Центр поддержки семьи и детства «Косино-Ухтомский» г. Москвы В.М. Гудкова). Его цели — проанализировать формы и методы работы с семьями и определить наиболее эффективные, выявить изменения, произошедшие с семьями после проведенной работы, и предложить практические рекомендации.

Методом исследования стало входящее и итоговое анкетирование подростков и их родителей. Опрошены представители 10 семей: 14 родителей (лиц, их заменяющих) и 12 детей. Выборка невелика, поскольку речь идет об опросе нетипичных, особо «тяжелых» семей, состоящих на учете в службе индивидуально-профилактической работы Центра поддержки семьи и детства.

Среди опрошенных 4 мужчины и 10 женщин, 5 мальчиков и 7 девочек. Возраст взрослых -от 35 до 45 лет, детей — от 12 до 15 лет. В числе исследуемых были представлены 4 неполные, 2 многодетные, 2 опекунские семьи.

Уровень образования в основном средний (высшее образование имеет только один респондент; совсем не имеют образования двое). Прежде всего невысокий уровень образования наблюдается в многодетных семьях. Уязвимость членов многодетных семей во многом определяется дефицитом профессионального образования.

В результате работы с семьями несколько респондентов были направлены на различные курсы Центра занятости населения, отдельные члены семей собрали документы для получения среднего образования, направили запросы в ГБОУ (вечерние школы).

После трех месяцев работы с подростками из семей, находящихся в СОП, изменились их взаимоотношения с родителями. У большинства респондентов (свыше 80 %) в семье были проблемные отношения, царило непонимание, недоверие. Дети находились на периферии внимания взрослых. Но все же наблюдались и близкие, доверительные связи родителей и детей, которые укрепились и стали преобладать после профессионального содействия более чем у половины опрошенных.

После проведения индивидуально-профилактической работы отмечается в целом положительная динамика эмоционального фона в семьях. Как утверждают 50 % респондентов, у них в семье повысились доброжелательность и уважение, спокойствие и уравновешенность, снизились нервозность и отчужденность, у троих опрошенных сократились проявления физической агрессии.

Также следует отметить улучшение социально-правового положения семей после проведенной с ними индивидуально-профилактической работы. Например, в большинстве семей, принявших участие в опросе, не были оформлены СНИЛС на детей, пособия и положенные им льготы. Это отношение взрослых к своим детям было обусловлено незнанием своих прав, ленью, алко- и наркозависимостью некоторых членов семей.

После индивидуально-профилактической работы половина матерей из неполных семей впервые обратилась в суд за защитой законных интересов и прав своих несовершеннолетних детей. Многодетные родители воспользовались юридическими консультациями с целью оформления документов и льгот для детей. Малообеспеченные семьи в первый раз обратились к юристу за помощью в решении жилищных вопросов, вопросов наследства и т. п. Опекунские семьи нацелились на повышение уровня собственной правовой грамотности.

Как показал опрос, только 30 % семей впервые обратились за помощью самостоятельно, остальным семьям направиться за поддержкой и решить свои правовые проблемы рекомендовал персональный куратор (специалист службы), отвечающий за организацию индивидуально-профилактической работы. Особенностью семей в СОП является, в частности, то, что их члены часто отрицают наличие у себя проблем и начинают предпринимать попытки к их решению только тогда, когда их сопровождают специалисты.

В результате взаимодействия с учреждениями здравоохранения опрошенные семьи «сделали шаг вперед» для сохранения и улучшения здоровья. До проведения целенаправленной работы только один респондент проходил диспансеризацию, трое обращались к врачу по болезни, оформляли больничный лист. Никто из опрошенных семей не брал санаторно-курортные путевки. После индивидуально-профилактической работы ситуация несколько улучшилась. Четыре респондента прошли диспансеризацию. Шесть обратились к врачу по болезни, оформили «больничный». Две семьи оформили санаторно-курортные путевки.

Динамика не такая значительная, как планировалось специалистами, которые работали с семьями. Однако для людей, переживающих кризисные ситуации и осознающих, что жизнь надо

менять, а для этого нужно потратить силы, можно считать важным достижение любого результата, пусть и незначительного.

Произошли изменения и после социально-экономической работы с семьями, находящимися в СОП. 70 % семей оказали содействие в предоставлении товаров длительного пользования; двум семьям оказали единовременную вещевую помощь; ряд семей получили единовременную продовольственную помощь с использованием электронного социального сертификата на основе социальной карты москвича.

Результаты анализа обратной связи с семьями, находящимися в СОП, о применяемых формах и методах работы по их выходу из кризисной ситуации представлены в таблице 1. Приведены в основном преобладающие ответы опрошенных.

Таблица 1 — Мнения семей, находящихся в СОП, о применяемых формах и методах

работы по выходу из кризисной ситуации

Вопрос анкеты Оценка от 0 до 10 баллов % семей

Ваше настроение до начала работы с Вашей семьей? 3 80

Ваше настроение после окончания работы с Вашей семьей? 6 60

Насколько все было ясно и понятно? 6 90

Насколько было интересно? 5 70

Насколько нужен и полезен предложенный материал? 7 90

Насколько комфортным был темп занятий? 6 60

Сколько личных усилий, эмоций, опыта Вы вложили? 10 90

Какой метод работы оказался наиболее важным и значимым для Вашей семьи? Социально-психологический Социально-экономический 40 60

Индивидуальная или групповая форма работы произвела больший эффект? Групповая Индивидуальная 30 60

Анализ результатов работы показал, что две семьи почти полностью ликвидировали признаки неблагополучия (отказавшись от алкоголя, осмыслив ошибки семейного воспитания и т. д.); 30 % семей осознали факт своего неблагополучия и готовы к взаимодействию со специалистами для его устранения. Отдельные респонденты прислушались к рекомендациям и советам, касающимся социально-психологического климата в семье, и стали периодически обращаться за помощью в форме индивидуальных консультаций.

Около двух третей опрошенных семей в той или иной степени изменили свое отношение к воспитанию детей; у них улучшилось внутрисемейное взаимодействие, повысилась степень эмоциональной близости; родители трудоустроились, перестали злоупотреблять алкогольными напитками или наркотическими веществами. Снизилось количество малообеспеченных семей. Однако 40 % опрошенных остались при своем мнении, считая, что в их семье нет неблагоприятных факторов для развития личности ребенка, утверждая при этом, что сами справятся с воспитательной функцией.

Наиболее эффективными методами работы с семьями, находящимися в СОП, по мнению респондентов, являются социально-психологический и социально-экономический. Это обусловлено основными потребностями семей. Приоритетным, с их точки зрения, является получение материальной помощи (в различных ее видах: от электронного сертификата до вещевой помощи) и психологической поддержки (тренинги, групповые и индивидуальные занятия).

В результате исследования мы выявили, что применяемые формы и методы помощи семьям, находящимся в СОП, являются эффективными и снижают уровень неблагополучия, если они своевременны, носят комплексный и адресный характер, осуществляются на профессиональной основе, мотивируют семьи на самопомощь и саморазвитие посредством реализации собственных возможностей и ресурсов социального окружения.

При этом, как показало исследование, наиболее эффективен индивидуально-профилактический подход в работе с семьей.

Проблемами остаются отсутствие у ряда семей мотивации к выходу из кризисной ситуации и иждивенческие настроения. Это говорит о том, что работу с такими семьями необходимо продолжать, делая акцент на активизации их внутренних и внешних ресурсов.

На основе полученных результатов нами разработаны следующие практические рекомендации.

Рекомендации для семей с целью повысить их мотивированность к самопомощи и саморазвитию:

— использовать услуги групп кратковременного пребывания детей в центре поддержки семьи и детства, которые проводят развивающие занятия с детьми и позволяют в это время родителям обучаться на курсах, повышать свой культурно-образовательный уровень;

— пользоваться социальными услугами, учитывая позитивный опыт других семей, справившихся со своими проблемами.

Рекомендации для специалистов по социальной работе, специалистов по работе с семьей, социальных педагогов:

— совершенствовать внутриведомственное и межведомственное взаимодействие для выявления и защиты созависимых членов семей путем направления их в городскую психологическую службу, кризисный центр помощи женщинам и детям и др.;

— для преодоления иждивенческих настроений семей целесообразно обучаться тому, как эффективно проводить разъяснительные лекции и беседы на тему: «Иждивенческие настроения как препятствие развитию».

Для повышения профессионализма специалистов необходимы:

— внутренний аудит форм и методов социальной работы с семьями, обслуживаемыми организациями поддержки семьи и детства;

— разработка единых показателей качества социальной работы с семьей, находящейся в СОП;

— регулярное посещение курсов профессиональной переподготовки, повышения квалификации, семинаров и тренингов;

— постоянный исследовательский поиск эффективных форм и методов работы с родителями по воспитанию детей и подростков.

Для улучшения качества работы службы индивидуально-профилактической работы рекомендуется:

— приобрести для учреждения корпоративное транспортное средство с тем, чтобы за один плановый день специалисты могли охватить не 2-3, а 5-6 семей за счет сокращения времени на дорогу. Также это позволит выделить время для разработки новых и совершенствования имеющихся форм и методов работы с семьями;

— регулярно осуществлять обратную связь с получателями услуг.

Использование в работе данных рекомендаций может повысить эффективность и качество социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, а также послужить основой для индивидуальной профилактики неблагополучия в семьях.

1. Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, В.М. Маркиной. М., 2015. 100 с.

2. Быков А.К. Социально опасное положение // Российская энциклопедия социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. М., 2016. С. 820-821.

3. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. М., 2015. 752 с.

Источник https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2014/11/11/individualno-profilakticheskaya-rabota-v-otnoshenii

Источник https://scienceforum.ru/2020/article/2018022574

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-rabota-s-semyami-nahodyaschimisya-v-sotsialno-opasnom-polozhenii-razvitie-individualno-profilakticheskogo-podhoda