Специфика проблем современной многодетной семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

31 июля, 2022 0 Автор ewermind

 

Специфика проблем современной многодетной семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Современная социально демографическая политика в целях расширенного воспроизводства населения должна сделать акцент на увеличение числа многодетных семей. Но пока не решены основные проблемы многодетности, делать прогноз на улучшение демографической ситуации только действующими мерами преждевременно.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бутрим Н. А.

Текст научной работы на тему «Специфика проблем современной многодетной семьи»

СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ

Сыктывкарский государственный университет, г. Сыктывкар

Современная социально демографическая политика в целях расширенного воспроизводства населения должна сделать акцент на увеличение числа многодетных семей. Но пока не решены основные проблемы многодетности, делать прогноз на улучшение демографической ситуации только действующими мерами преждевременно.

Многодетная семья, имеющая трёх и более детей, рассматривается в общем контексте формирования и реализации государственной социальной и демографической политики, и ее проблемы являются частью проблем современного российского общества. Многодетная семья занимает особое место в группе нетипичных семей. Нетипичность подразумевает отклонение некоторых семей от социальной нормы, к которой всё вокруг приспособлено. Это и размер квартиры, и системы образования и здравоохранения, и служба быта и многое другое. Многодетная семья в России в настоящее время устойчиво занимает незначительную долю (5,7 %) от общего числа семей и количество многодетных семей активно снижается [1].

Образ многодетности в сознании россиян является неоднозначным: такие семьи ассоциируются как со счастливой, полнокровной семейной жизнью, её радостями, так и с нищетой, беспросветностью, лишениями. Жить в многодетной семье вроде бы весело и всегда есть на кого опереться, но для каждого из её членов в отдельности такая жизнь сулит скорее тяготы и лишения, нежели преимущества [2].

Серьёзные демографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению семей с детьми. Разработка и проведение эффективной демографической и социальной политики, направленной на поддержку семьи, требует анализа их проблем, с учётом региональных особенностей. Многодетная семья должна рассматриваться в общем контексте формирования и реализации государственной социальной политики, поскольку её проблемы являются частью проблем современного российского общества, а положение многодетных семей — одним из показателей, характеризующих все виды социального неблагополучия.

Многодетная семья сталкивается со всеми проблемами, свойственными любой семье, но для неё они становятся более тяжёлыми, решаются труднее, ведь в современных условиях больше материальный выигрыш, психо-

* Старший преподаватель кафедры Социальной работы Института социальных технологий.

логический комфорт и обеспеченность культурными ценностями получает семья, имеющая одного ребёнка или бездетная. Следует отметить, что проблемы многодетной семьи дополняются проблемами проживающих в них детей [1].

Главная проблема многодетных семей — материальная. В настоящее время с рождением каждого ребенка доходы семьи резко уменьшается. Многочисленные исследования показывают тесную взаимосвязь между числом проживающих в семье детей и доходами, приходящимися на каждого члена семьи, а в более общем плане — степенью её бедности. С рождением ребёнка доход семьи резко уменьшается, особенно если это третий, четвёртый ребёнок [3]. Большинство других проблем многодетной семьи являются производными, вытекающими из их тяжелого материального положения.

В больших семьях, где требуется больше времени на воспитание детей, работой, как правило, жертвует мать, а отец обеспечивает всю семью. Зависимость от одного источника средств вызывает повышенную озабоченность именно финансовой стороной жизни. Материальные проблемы лежат в основе большинства опасений и тревог представителей многодетных семей. Чаще всего они опасаются «роста цен» (39 % опрошенных), «платности образования» (36 %), а также «собственного недомогания и невозможности «тянуть в полную силу» (34 %). Опасения, связанные с детьми, также весьма значительны. Страх возможной болезни ребёнка, за лечение которое придется платить, отмечен в 30 % семей, боятся призыва сына в армию 28 % родителей [4].

Другие проблемы многодетных семей являются следствием названной главной проблемы, вытекают из неё. Самой, пожалуй, острой стала жилищная проблема. От жилищных условий зависит очень многое в судьбе детей. В период, когда ребёнок начинает осваивать жизненное пространство и должен проявлять активность, отсутствие необходимых жилищных условий делает его пассивным, робким, закладывает неблагоприятный жизненный сценарий на будущее.

Жилищная проблема осознаётся многими как инерционная, наследуемая, статусная: дети, рождённые в плохих жилищных условиях, скорее всего, вырастут в них же и передадут соответствующее социальное самоощущение своим детям [5].

Жилищная проблема оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на здоровье ребёнка в условиях многодетной семьи. Внутрисемейные отношения в стесненных жилищных условиях более конфликтны, что создает напряженную эмоциональную атмосферу, вызывающую у детей тревогу, психологический дискомфорт, что препятствует их гармоничному развитию [3].

Ещё одной важной проблемой многодетных семей является проблема здоровья детей. Некоторые авторы отмечают, что дети в многодетных семьях

болеют значительно чаще по сравнению с другими семьями по объективным причинам [7]. Дети в таких семьях получают недостаточно полноценное питание, не имеют возможности для полноценного отдыха, а родители не всегда могут приобрести необходимые лекарства, значительно меньше здесь и физических возможностей для ухода за заболевшим ребенком. В многодетных семьях доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее рациональна, чем в целом во всех семьях с детьми.

В неполных, а также молодых многодетных семьях с душевым доходом ниже прожиточного минимума характеристики питания еще хуже[6]. Низкие характеристики питания данных типов многодетных семей говорят не только о несбалансированности питания, но и о явном недоедании.

В целом многодетные семьи в Российской Федерации имеют неполноценное и несбалансированное питание, хотя и достаточно калорийное. В его структуре преобладает углеводистая компонента, а содержание белков животного происхождения с точки зрения медицины является явно недостаточным.

Анализ калорийности и содержания питательных веществ в суточных рационах многодетных семей, в зависимости от места проживания (городские и сельские поселения) показал, что несбалансированная «углеводистая» модель питания присуща главным образом многодетным семьям, проживающим в сельской местности. Характеристики содержания энергии и питательных веществ в рационе городских многодетных семей заметно ниже, чем в многодетных семьях, проживающих в сельской местности. Недостаточность питания в городских многодетных домохозяйствах наблюдается по всем показателям, за исключением содержания жиров.

Ряд авторов отмечает, что субъективные оценки здоровья не свидетельствуют о наличии ярко выраженных особенностях здоровья детей из многодетных семей. Можно констатировать только тот факт, что здоровье детей из неполных многодетных семей оценивается хуже. Однако более глубокий анализ, проведенный в региональном и в поселенческом аспектах, выявил интересную закономерность: чем выше уровень многодетности в той или иной группе населения, тем меньше разница в здоровье детей из этих групп. И наоборот, чем меньше в данной группе удельный вес многодетных, тем разница в уровне здоровья больше [6].

Очевидно, это связано с тем, что в регионах, где многодетность является распространенным явлением, жизненный уклад, поведение, условия жизни детей из этих семей не являются чем-то исключительным и не сильно отличаются от жизни детей в семьях с 1-2 детьми. И, наоборот, в тех поселениях, например, в крупных городах, где многодетные семьи являются исключением из правила, их жизненные условия и тип поведения, иногда связанный с асоциальными моментами, отличается от жизни семей с 1 -2 детьми. Отсюда и более заметные различия в здоровье детей.

Большие проблемы у многодетной семьи в сфере образования. Чтобы стать образованным, у детей из этих семей меньше условий, так как меньше возможностей для учёбы. И жизненные перспективы подрастающих детей (в силу хорошо осознаваемых ими ограниченных материальных возможностей семьи), как правило, простираются лишь до определенных границ («буду шофёром, пойду на курсы») [8]. Даже при самых явных специфических способностях возникает ориентация, как максимум, лишь на начальное профессиональное образование, реже — на среднее профессиональное. И дело не в том, что эти дети имеют меньшие способности, а в том, что они не имеют возможности получить такое же воспитание и образование, как дети в семьях с высокими доходами.

Читать статью  Список литературы

В многодетных же семьях из-за загруженности родителей, особенно матери, от которой дети получают половину воспитательного воздействия, ребёнок недополучает внимания. Если раньше недостаток воспитания в семье компенсировала система дошкольного воспитания, то в настоящее время число дошкольных учреждений сокращается, также как количество мест в них, растет плата за пребывание детей, вносимая родителями. Все это ведет к тому, что уменьшается количество детей, посещающих детские дошкольные учреждения.

По этим же причинам сокращается число детей, которые посещают различные кружки, секции и художественные студии. Все это ведет к социальному неравенству в развитии детей из многодетных семей.

Сложная проблема вообще, а для многих семей особенно, организация отдыха детей в период каникул. Детский и юношеский досуг и отдых все более превращается в индустрию платных благ и услуг Это делает их недоступными для детей из малообеспеченных семей, в первую очередь в многодетных. Большинство детей из-за отсутствия денег на отдых у родителей и государства не могут провести каникулы с пользой для себя и общества.

Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей — свои трудности, проблемы. С одной стороны, здесь, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка — способность к общению, адаптации, толерантность.

Основываясь на анализе проблем многодетных семей, можно сделать вывод о том, что формирование института многодетной семьи, как одно из приоритетных направлений государственной социально-демографической политики с учетом региональных особенностей, не достаточно сформировано.

Приоритет в современной демографической ситуации в России должен отдаваться многодетной семье и пока не решены основные проблемы многодетности, рассчитывать на увеличение данной категории семей преждевременно.

1. Пациорковскаий В.В. Большая семья в демографической ситуации России // Социологические исследования. — 2009. — № 3. — С. 121.

2. Вовк Е. Многодетность как ценность и практика: образы многодетных семей // СОЦИС. — 2007. — № 3. — С. 37.

3. Бодрова Т.А., Рыбакова Н.А. Социальная работа с многодетной семьей // Российский журнал социальной работы. — 2006. — № 1. — С. 77-86.

4. Вершинин В. Многодетная семья в зеркале общественных интересов // Домашнее воспитание. — 2009. — № 1. — С. 16.

5. Римашевская Н.М. Доступность благоустроенного жилья / Н.М. Ри-машевская, Г.Н. Волкова // Народонаселение. — 2010. — N 4. — С. 5-15.

6. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // СОЦИС. — 2006. — № 11. — С. 61.

7. Боков М.Б. Проблемы семьи в общественном мнении // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2006. -№ 4. — С. 35.

8. Мизулина Е.Б. Стране нужны многодетные семьи // Социальная защита. — 2010. — № 8. — С. 2.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В МЕГАПОЛИСАХ РОССИИ: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

© Станкевич Л.Т.*, Горбатова Н.В.*

Северо-Западный институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург

В статье на примере трех российских регионов рассматривается взаимосвязь демографической ситуации и экономического развития территорий. Авторы делают выводы о центральном месте в социально-экономической политике мегаполисов условий для воспроизводства трудовых ресурсов.

Современная демографическая ситуация в России характеризуется тем, что начиная с 2007 года количество людей, проживающих в городах, превы-

Многодетные семьи в России: явные и скрытые проблемы

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Количество многодетных семей в России за последние 10 лет выросло почти в два раза. А это значит, что все больше детей и взрослых сталкиваются с одинаковыми проблемами: недостатком родительской заботы, сложностями с финансами, воспитанием и обучением. В этой статье родители, дети и психологи рассказывают об особенностях жизни в многодетных семьях.

Многодетная семья — это сколько?

Формально многодетная семья в России — та, в которой воспитывается три и больше несовершеннолетних детей. При этом есть региональные различия: где-то семья считается многодетной, пока ребенку не исполнилось 16 или 18 лет, а где-то — до тех пор, пока старший ребенок учится на очной форме в вузе.

Многим бывает непросто решиться на третьего ребенка.

Полина, многодетная мама (Челябинск):

«После двух девочек-близняшек я уже не думала, что захочу детей — сразу два ребенка сильно вымотали меня. Но, когда девочкам было уже 10 лет, я начала задумываться о третьем. Моя подруга, исходя из своего опыта, говорила, что это плохая идея: старшие будут чувствовать себя ненужными, получать меньше заботы и так далее.

Мои дети довольно сильно избалованы нашим вниманием, но рождение третьего в итоге никак не повлияло на них. Нам удалось уделять то же внимание старшим и при этом воспитать младшего сына без помощи нянь и родственников. Я справлялась без девочек — на них свалились только дополнительные функции по уборке, но это никак не повлияло на их учебу и личную жизнь. Между ними с братом идеальные отношения: никто ни на кого не обижен, все друг друга поддерживают».

Для других многодетная семья — пять, семь, а то и 12 детей. В среднем именно столько воспитывается в религиозных семьях, где убеждения мешают прерывать беременность.

Лигия, Рязань:

«Наша семья — баптисты (разновидность христианства — прим. ред.). Всего у нас десять детей, я — третья. Практически все мы — погодки. Мама всегда хотела именно десять, круглое число. Поэтому мы всегда знали, что скоро родится следующий.

Вначале маме было тяжело с маленькими, но, когда подросли старшие, мы стали для родителей хорошей поддержкой. Мы ведем быт, занимаемся с детьми, помогаем развозить их в садик/школу/кружки и так далее».

Разумеется, многодетность (и то, сколько детей она подразумевает) — личный выбор каждой семьи. Однако, делая его, следует помнить о главных проблемах, с которыми чаще всего сталкиваются многодетные семьи.

Здоровье матери

Это первый и основополагающий вопрос, о котором многие (в том числе сами женщины) нередко забывают. Несмотря на распространенные мифы о благотворном влиянии многочисленных беременностей и родов, они могут нанести материнскому организму непоправимый вред.

«По данным исследований, у женщин, родивших более пяти детей, акушерские риски только повышаются: это риск преждевременных родов, риск преждевременного излития околоплодных вод, послеродового кровотечения, анемии во время беременности и в послеродовом периоде. Это не значит, что женщинам нельзя рожать много детей. Но важно соблюдать адекватные интервалы между беременностями и проходить прегравидарную подготовку (диагностику супружеской пары для подготовки к зачатию, вынашиванию и рождению здорового малыша)».

Финансовый вопрос

Средняя зарплата в России (52 355 рублей) рассчитана на семью из трех человек (папа, мама и ребенок). С появлением новых детей доход семьи обычно только уменьшается. Мама чаще всего бросает работу, чтобы сидеть с младенцем, а отец, стараясь уделять больше времени семье, медленнее идет по карьерной лестнице. Поэтому финансовые проблемы — частый спутник многодетных семей в России.

В первую очередь, это касается жилищного вопроса, что не лучшим образом сказывается и на взрослых, и на детях:

  • Дети чаще болеют и легко заражаются друг от друга, потому что нет свободной комнаты для самоизоляции.

«В моей семье десять детей. Одна из старших сестер принесла домой COVID-19. В итоге мы все ушли на карантин, потому что у нас дома нет свободного места, чтобы сестра смогла самоизолироваться», — рассказывает Влада из Рязани.

  • Отсутствие личного пространства приводит к психологическому дискомфорту.

«Я живу в комнате с двумя сестрами намного младше меня. Из-за этого я должна подстраиваться под их график сна и никогда не могу остаться одна. Иногда бывает настолько тяжело, что я ухожу учиться в кафе», — говорит Влада.

  • Чаще происходят конфликты внутри семьи.

«Из-за того, что мы постоянно находимся вместе, может раздражать любая мелочь: подушка не так лежит на диване, сестра/брат сказали что-то лишнее… Мы начинаем ссориться из-за пустяков. При наличии личного пространства в таких ситуациях можно было бы уйти в свою комнату, чтобы не доводить до ссоры», — считает Влада.

  • Конечно, стесненными жилищными условиями финансовые проблемы не ограничиваются.

«Чтобы пообедать всей семьей, мы готовим в среднем три пачки макарон и тратим не меньше двух-трех килограммов мяса. Это очень затратно. Также много уходит на учебники/книги/одежду и так далее. У нас в семье семь девочек и три мальчика, поэтому большинство вещей передается „по наследству“, но все-таки покупка зимней обуви на десятерых детей сильно бьет по семейному бюджету», — рассказывает Лигия.

Проблемы с поведением и воспитанием

В многодетных семьях чаще, чем в других, возникают проблемы с воспитанием и поведением детей. Психолог Галина Швец объясняет, почему так происходит.

  • На старших детей ложится большая ответственность за младших. Подросший ребенок должен помогать матери в уходе за братом/сестрой, уборке и так далее. Это — большая ответственность. Из-за нее у ребенка может возникнуть тревожность, постоянная усталость, проблемы с учебой из-за недостатка времени.
  • Необходимо найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Каждый ребенок (даже в одной семье) ведет себя по-разному. Поэтому методы воспитания, которые подходили старшему, могут не сработать с младшим. Из-за этого родители часто совершают ошибки: например, наказывают вместо того, чтобы поддержать.
  • Родителям трудно совмещать профессиональные и родительские роли.
  • Недостаток образования. Из-за того, что у родителей не хватает денег и/или времени на занятия с детьми, многим учеба дается нелегко. Дети могут отказываться от дополнительных занятий (кружков, секций), что влияет на их самоощущение: они чувствуют себя «глупыми», недостаточно развитыми.
  • Относительная эмоциональная депривированность детей. Старшие дети рано лишаются полного внимания матери и привыкают к тому, что значимые взрослые постоянно холодны в общении с ними. Из-за этого у ребенка может произойти эмоциональное обеднение.
  • Заниженная самооценка и неадекватное представление о собственной значимости. Дети привыкают ощущать себя частью большой группы, а не самостоятельной личностью. Например, ребенка из большой семьи могут назвать «третья дочь», «самая старшая», а не по имени.
Читать статью  Как перестать ссориться из-за денег

Чтобы избежать этих проблем, Галина Швец рекомендует родителям:

  • Не говорить «ты уже взрослый, ты должен понимать». Нужно всегда помнить, что старший ребенок — все еще ребенок. Если сразу же после появления малыша превращать старшего во взрослого человека, у него может развиться ненависть к брату/сестре, потому что тот «забрал» его детство.
  • Не говорить «Перестань ревновать, ты все преувеличиваешь».
    Ревность от этих слов не пройдет. Это чувство — знак того, что ребенку нужна помощь и внимание родителей.
  • Не сравнивать детей. Часто родители ставят одного ребенка в пример другому. Например, мама говорит: «Твой младший брат уже собрался, а ты до сих пор нет. Посмотри, как нужно». Если ребенок чувствует, что не нужен родителям, эта фраза только усугубляет ситуацию.
  • Не заставлять старшего ребенка помогать. Родитель может только попросить о помощи. А дети имеют право в ней отказать.
  • Не наказывать детей за совместные провинности с младшими. Это создает враждебные отношения между ними и отбивает желание помогать, делать что-то вместе.
  • Выстроить здоровую иерархию в семье. Каждый член семьи должен понимать, что от возраста зависит объем прав и обязанностей. Например, родители — главные, поэтому они принимают все решения и несут ответственность за каждого в семье. Старший ребенок — самый взрослый из детей, поэтому он может позволить себе больше, чем младший, и так далее. Тогда дети будут уважительно относиться друг к другу и понимать свои роли.
  • Обращать внимание каждого из детей на плюсы их роли в семье. Например, показывать старшему, что он может принимать больше самостоятельных решений: выбирать игрушку, детскую площадку, дольше гулять с друзьями. У младшего — свои привилегии: например, он лишен каких-либо обязанностей: ему не нужно ходить в школу, на работу, гулять с собакой.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ПРОБЛЕМЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ: АНАЛИЗ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В современных условиях появление на свет первого ребенка несет в себе не только ответственность, но и определенные денежные расходы. Это определяется тем, что обеспечить ребенка даже самыми простыми вещами довольно не просто в настоящее время. А многодетность делает семью довольно бедной, потому что убытков становится еще больше. Прежде чем выявить проблемы, касающиеся многодетной семьи, уточним понятие «многодетная семья».

В России многодетность — явление редкое, если не сказать уникальное. Из всех семей с детьми 65,2% составляют однодетные (70% — в городах и 52,2% — в сельской местности), а многодетные лишь 6,6%. В многодетных семьях воспитывается 15,7% всех детей (10,6% — в городах и 16,8% — в сельской местности). При этом в структуре российской многодетности — 75% составляют семьи с тремя детьми и только 7,7% — с пятью и более[5].

Многодетная семья – это семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет, постоянно или преимущественно проживающая на территории определенной области.

По утверждению Холостовой Е.И. все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

− семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей. В таких семьях дети являются ценностью для родителей. Они любят их и делают все зависящее чтобы их детям жилось хорошо;

− семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети;

— семьи, в которых родители не планировали иметь семью, а дети появились в результате невозможности прервать беременность по медицинским показателям, рождение близнецов или двойняшек;

− неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне низкого интеллектуально-психического уровня развития, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, так как семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3 – 7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно [8, с. 511].

  • Скидки в размере не менее 50% на оплату коммунальных услуг;
  • Льготы на медицинское обслуживание;

Посещение театров, музеев, выставок и парков культуры 1 раз в месяц – бесплатно;

Но, несмотря на эти меры социальной поддержки, в многодетных семьях все же имеются проблемы.

Как показывает реальная практика, наиболее главной проблемой многодетной семьи является материальная проблема. Существует некая взаимосвязь между числом проживающих в семье детей и доходами на каждого члена семьи. Ни для кого не секрет, что с рождением ребенка доход в семье резко сокращается. В семьях, состоящих из шести человек, доход на каждого человека в семье в 2,2-2,8 раза ниже, чем в семьях из двух человек, и в 1,8-2,1 раза ниже, чем в семьях из трех человек.

По мнению Павленка П.Д.особого разрешения требует жилищная проблема. Она является довольно острой, так как обеспечение жильем каждую многодетную семью незначительно. В России практически совсем не строят квартиры специально для многодетных семей.

Немаловажное внимание уделяется отношению многодетной семьи с социальной микросредой. Это проблема проявляется в дискомфорте общения с социумом. Многодетные семьи вынуждены создавать свой круг взаимодействия в виде общественных организаций, клубов, объединений. Дети таких семей имеют узкий круг общения и предпочитают оставаться дома, чем их сверстники из малодетных семей.

Очевидно, что проблема здоровья играет важную роль. В многодетных семьях дети болеют довольно чаще, чем дети из других семей. Это проявляется из-за того, что:

такая семья тратит значительно меньше материальных средств для ухода за детьми;

довольно мало физических возможностей, потому что больному ребенку не получается уделять больше внимания из-за наличия других детей в семье;

в большинстве случаев дети из многодетных семей находятся в худших жилищных условиях, что приводит к скученности, вследствие чего один ребенок может заразить другого;

Отметим так же особенности данной проблемы в сфере образования. В многодетных семьях значительно меньше условий и возможностей для обучения, отсутствуют высокие доходы, которые давали бы возможность оплатить обучение детей в школах и университетах. Тем самым духовное и культурное развитие детей низкое, они плохо учатся, подвергаются влиянию улицы[6, с. 128].

Казибекова З.М. выделяет проблему трудоустройства родителей. Это проявляется в том, что многодетных родителей, особенно матерей, не всегда берут на работу. Работодатели ссылаются на то, что женщина все время будет сидеть на больничном с детьми. Эта же проблема обуславливается низким образовательным потенциалом родителей и уровнем их активности.

Руднева М.Я. акцентирует проблему взаимоотношений между детьми, детьми и родителями, родителей между собой. Как правило, дети в многодетных семьях находятся под жестким контролем и присмотром со стороны взрослых. Они обладают меньшей свободой в принятии решений, в своих действиях, в конечном результате которого они становятся замкнутыми, скованными. Тем не менее, дети в многодетных семьях находятся в нервном положении, потому что старшие дети обязаны помогать родителям в быту и в воспитании младших детей. Что касается родителей, то им приходится работать не только на обычной работе, но и заниматься детьми, выполнять работу по дому. Это говорит о том, что супруги уделяют меньше времени друг другу, что может повлиять на внутрисемейные отношения.

Как и в других семьях, проблема воспитания является ключевой. Здесь главный акцент ставится на моральную и психологическую атмосферу семьи, уровень культуры и образованности родителей, их социальный статус, круг интересов в семье. Данная проблема сложна тем, что не каждый родитель обладает определенными навыками воспитания и не может прочувствовать желания своего ребенка.

Проблема правового и юридического характера. Существует факт, что некоторые многодетные семьи не знают о том, какие льготы, пособия, выплаты полагаются им по закону. А если и знают, то не представляют, какие документы им необходимо собрать и куда предоставить, чтобы получить различного рода выплаты.

Культурно-досуговая проблема объясняется тем, что в России отсутствуют бюджетные дома отдыха для многодетных семей. Это все может предоставляться только за определенною плату[6, с. 129].

Для преодоления трудной ситуации в семьях с более тремя детьми на основе анализа литературы и реально практики можно сформулировать ряд рекомендаций по улучшению благополучия этих семей.

1. Требуется оптимальный подход по разработке государственной программы, которая включала бы предоставление таких видов услуг, как введение дополнительных налоговых льгот и пособий для оплаты дошкольных учреждений многодетных семей.

2. Государственная программа, проводимая для многодетных семей должна формировать и реализовать стремление женщины на то, чтобы ей легче было совмещать работу и семейную жизнь. Это все должно сходиться к тому, чтобы у женщины не было сомнений, которые побуждали бы ее уходить с рынка труда[2, с. 114].

3. Необходимо передать государственную поддержку многодетной семьи с регионального уровня на федеральный. Это необходимо из-за того, что нехватка средств в бюджете не влечет за собой финансовую помощь многодетным семьям, она будет ограничена.

4. Создавать в средствах массовой информации некий положительный образ многодетной семьи. В этом имидже описать крепкие связи внутри многодетной семьи, рассказать о ценностях, обычаях и традициях в такой семье. Если это осуществить, то можно будет ассоциировать многодетную семью с жизненным успехом. Также объяснить населению, что многодетная семья – это семья в которой есть опора, сила, выдержка, а не только бедность обреченное положение.

5. Включить в трудовой стаж матери время присмотра и ухода за детьми. Это нужно сделать для того, что стаж учитывался при расчете пенсии матери.

6. Стимулировать работодателей, принимающих на работу многодетных матерей[4, с. 102].

7. Совершенствовать систему кадрового обеспечения органов и учреждений, осуществляющих семейную политику. Кроме основных, выполняемых ими обязанностей, они также должны информировать многодетных семей о существующих социальных программах и оказывать помощь в подготовке необходимых документов.

8. Необходимо снизить пенсионный возраст многодетных мам.

Проблема заключается также в том, что нет единой базы данных по многодетным семьям. Именно это усложняет работу органов государственной власти по предоставлению различных видов помощи и мер социальной поддержки многодетным семьям[3, с. 155].

На наш взгляд, следует создать центры по работе именно с многодетными семьями, деятельность которых будет направлена:

1) повышение психологической компетентности работников социальных центров, работающих с многодетными семьями;

2) проведение паспортизации многодетных семей;

3) установление постоянных и непрерывных контактов со всеми членами многодетной семьи;

4) разработку индивидуального план работы с каждой многодетной семьей, в котором будут учтены все особенности данной семьи и формы работы с ней[1. с.16].

В заключение отметим, что современная политика системы социальной защиты многодетных и малообеспеченных семей должна быть выстроена таким образом, чтобы она способствовала социальной защищенности этих групп граждан, стимулировала их экономическую активность, занятость, обеспечивала материальное благополучие и стабильность таких семей.

Библиографический список

Алексеева Л. С.Работа с семьей в учреждениях соци­ального обслуживания: социально-психологический аспект / Л. С. Алексеева//Семья в России. 1998. №3—4. – С. 15-19.

Бурибаев, Е.А. Проблемы социальной поддержки многодетной семьи / Е.А. Бурибаев, Ж.А. Хамзина, Ж.К. Орынтаев // Theoretical & Applied Science. 2015. № 3 (23). С. 109-114.

Вако, А.А. Разработка органами государственной и муниципальной власти политики в области социальной защиты многодетных семей (на примере удмуртской республики) / А.А. Вако, Т.В. Замостьянова // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2010. № 1 (17). С. 154-155.

Казибекова, Н. А. Анализ проблем многодетных семей в современный период / Н.А. Казибекова, З.М. Исмиева, М.Н. Агасиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 3 (32). С. 101-104.

Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения. Электронный ресурс URL: [http://of-law.ru/stati/mnogodetnaya-semya-i-problemy-ee-sotsialnogo-obespecheniya.html] дата обращения: 21.12.2016

Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: ИНФА-М, 2009. – 272с.

Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (с изменениями и дополнениями на 25 февраля 2003г.) Электронный ресурс URL: [http://base.garant.ru/10100845/#ixzz4OOk04fyx] дата обращения: 21.12.2016

Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К 0 », 2007. – 668с.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-problem-sovremennoy-mnogodetnoy-semi

Источник https://pedsovet.org/article/mnogodetnye-semi-v-rossii-avnye-i-skrytye-problemy

Источник https://scienceforum.ru/2017/article/2017033560