Основные проблемы приемных детей
Приемный ребенок оказался «трудным» – почему?
«Когда ребенок попадает в семью, это как свадьба. С этого начинается не красивая сказка, а реальная жизнь», – напоминает Наталья Степина, руководитель Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (БФ «Здесь и сейчас»).
Изменение трудного поведения приемного ребенка – возможно, убеждены специалисты. «Это ребенок не знает, что с этим делать, а мы знаем. Давайте просто научим – и его, и родителей», – говорит Наталья Степина. На что нужно обращать внимание и как поступать родителям, говорили психологи и представители НКО, участники конференции «Трудное поведение: что ждет приемный ребенок от общества, специалистов, родителей».
Что с ними не так?
Наталья Степина, руководитель Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (БФ «Здесь и сейчас»). Фото с сайта changeonelife.ru
Эти дети не умеют распознавать собственные эмоции – их этому просто никто не учил. В итоге любая эмоция захлестывает ребенка, и он находится в состоянии хаотичного возбуждения. Куда уж там планировать свою жизнь, если он не понимает, что с ним происходит! Такие дети могут быть импульсивны, драчливы, их воспринимают как агрессивных, хотя просто на них накатывает аффект, поясняет Наталья Степина.
Они не умеют терпеть, им невыносимо ожидание. Им трудно соблюдать правила. Поэтому они похожи на капризных трехлеток, даже если они подростки. И это обескураживает и демотивирует взрослых.
Это провокативные дети. Они не разрушители, они хотят созидать, просто не знают, как это сделать. Такой ребенок проверяет взрослого на «вшивость» – он ищет сильного взрослого, который даст ему чувство безопасности. «Если с провокативным ребенком сюсюкаться и уступать – будет хуже. Они устраивают шоу, красивые истерики, – рассказывает Наталья Степина. – У нас был случай, когда родители даже чуть не развелись из-за проблем со своим трудным приемным ребенком. Часто взрослые вообще не знают, как реагировать на такие ситуации. Учителя, кстати, тоже». Ребенок с детдомовским прошлым может демонстративно совершают плохие поступки, скажем, это может быть воровство – как один из способов нарушить правила. «Часто они делают это еще и умышленно на глазах у окружающих. Это способ, чтобы о нем узнали. Чтобы взрослые «подпрыгнули», а ровесники подумали бы, что он крут», – поясняет эксперт.
У детдомовцев часто сложности с пониманием границ. «Когда-то им не дали ощущение «домика», куда они могут спрятаться. Такие дети плохо чувствуют свое тело – их мало брали на руки. Плохо понимают пространство – в приютах ведь часто они просто сидели в своих кроватках, – замечает Наталья Степина. – Они могут уйти с урока – потому что просто не понимают, зачем надо сидеть до конца».
Наконец, особая категория – подростки. У них есть потребность в сепарации, отвержение родителей, становятся более активными взаимотношения со сверстниками.
Кислородную маску – родителям
Специалисты тревожатся: у нас почему-то сложился стереотип, что если ребенок трудный – виноваты приемные родители. На семью фактически ложится клеймо. «На самом деле психика приемных родителей часто так истощена в ходе адаптационного периода семьи, что семья оказывается под угрозой развала. А дети – под угрозой возврата», – подчеркивает Наталья Степина.
Важный принцип в ситуации с трудным ребенком – помогать родителям. «Это как в самолете – кислородную маску нужно надеть сначала взрослому, потом ребенку. Мы, специалисты, начинаем с того, что принимаем трудности в ребенке. И мы говорим родителям – да, это правда, с вашим ребенком трудно. Для них такое принятие – важнейший фактор, – говорит Наталья Степина. – Десятки мам начинают плакать на этих словах – когда им не говорят, что вы «должны спасать общество» или «нужно жизнь положить на своего ребенка», а когда принимают их сложности».
Работаем не с плохим поведением, а с его причиной
Коррекционный психолог Ольга Неупокоева замечает, что если на приеме шла волна приемных семей с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), то сейчас к психологам повально обращаются с РРП (реактивное расстройство привязанности).
Родители часто делают ошибку: начинают бороться с симптомом – с трудным поведением, отставанием в учебе, а не с причиной – РРП. Специалисты советуют родителям смещать свое внимание на работу с трудностями привязанности. «Трудное поведение – это психологическая защита ребенка, благодаря ей ребенок выжил – и физически, и морально. Можно сломать ребенка, вскрыть его защиты. Но он будет сопротивляться до последнего и победит, у детей больше мотивации», – замечает Ольга Неупокоева.
Правильно выстраиваем семейную иерархию
Джессика Франтова, детский и семейный психолог БФ «Здесь и сейчас». Фото: facebook.com/jessica.frantova
Ребенок всегда пытается подстроиться под приемную семью. Собственно, так же ведут себя и кровные дети, просто мы не всегда это замечаем. Приемный ребенок приходит в семью со своим опытом, но иногда его проблемное поведение – это ответом на ту систему, в которую он пришел, считает Джессика Франтова, детский и семейный психолог БФ «Здесь и сейчас».
«В подростковом возрасте это усилено – ребенок перестает себя сдерживать, хочет показать всему миру, что он-то знает, как правильно поступать. Он хочет сказать: вот, я подстраивался под вас, но вы не правы здесь, здесь и здесь, – поясняет Джессика Франтова. – Или он хочет сделать своих родителей самыми лучшими – но как? Он пытается их «научить жизни», показывая их недостатки, как это и делают с ним взрослые». Так что, советует специалист, старайтесь услышать контекст в словах и поведении ребенка.
В наших семьях – как и в нашем обществе – часто нарушаются личные границы, а это тоже влияет на поведение ребенка. Например, напоминает Джессика Франтова, подумайте, как вы обращаетесь друг к другу дома? Закрывается ли дверь в комнате ребенка, стучитесь ли вы к нему? Часто у ребенка нет не только своей комнаты, но и личного места. И еще – права на свое мнение. Устанавливать и уважать границы нужно уметь и взрослым – и учить этому ребенка.
Еще одна частая проблема в семьях, когда родитель в своих мыслях сливается со своим ребенком. Такие родители говорят о ребенке во множественном числе «мы» – «Мы поступили», «Мы устроились на работу». Такой взрослый, поясняет Джессика Франтова, не заинтересован в том, чтобы ребенок начал решать свои проблемы. А ребенок в ответ инстинктивно пытается вырваться из такого слияния. Но как? Он пытается стать плохим – подсознательно, считая, что так его быстрее «отпустят».
Взрослые делают ошибки и в построении иерархических отношений в семье. Иногда родители ждут от детей поддержку и помощь, которую те дать не могут. «Давать поддержку – это обязанность вышестоящих или равных. Дети по определению не на этой позиции, – поясняет психолог. – Когда ребенок «спасает» родителей, когда его пытаются использовать в качестве опоры, в итоге мы получаем трудного подростка. Потому что на него взваливается ноша, которую он не может выдержать, и он начинает всех «строить»».
Тайна отнимает силы
Вероника Золотова и Елена Позднякова, сотрудники психологического центра «Пазл» и благотворительного фонда «Дети +». Фото с сайтов estaltclub.com и b17.ru
Еще одним источником напряжения являются семейные тайны. Скажем, тайна усыновления или тайна диагноза. Некоторые подростки не хотят, чтобы окружающие знали, что они из приемных семей. Или что у них вич-положительный статус. Некоторые – сами об этом не знают, н о чем-то догадываются.
«У подростков бывают депрессии. Идет гормональное изменение, формируются разные психические процессы. Им трудно сдерживать эмоции. Трудно, оценить, например степень риска и строить долговременные планы. А теперь представьте: в таком состоянии ребенок еще и хранит тайну, испытывает страх, что кто-то может его разоблачить», – рассказывают Вероника Золотова и Елена Позднякова, сотрудники психологического центра «Пазл» и благотворительного фонда «Дети +».
Вместо того чтобы встраиваться в мир, ребенок тратит ресурсы на сохранение тайн. И тогда не хватает сил на достижения, на постановку целей. В итоге мы получаем трудного подростка, который ведет себя провокативно.
«Ребенок видит, как напрягается родитель, ища ответы на его неудобные вопросы, чувствует тревогу. Еще и родители накручивают – «никому не говори, это будет плохо, от тебя все отвернутся». В итоге ответы на свои вопросы дети ищут в интернете – и находят то, что хотят найти», – подчеркивает Вероника Золотова.
Приемные папы и мамы часто не подготовлены к последствиям обнародования диагноза. Они не знают, с какой реакцией ребенка столкнутся. Не знают, куда обратиться за помощью, а ведь перед контролирующими органами приемным семьям приходится демонстрировать успешность. Все это создает большой эмоциональный накал, и родителям, и детям трудно справиться.
Психологи убеждены – от ребенка не надо ничего скрывать. То, о чем говорят вслух, перестает так сильно пугать. На подростка влияет не сама тайна, а непрожитые чувства.
«Например, часто ребенку с диагнозами дают лекарства, но не рассказывают ему о его заболевании. Про таблетки говорят – это витаминки. Это ошибка. В какой-то момент ребенок не захочет пить «витаминки», и придется объяснять, что это жизненно важные лекарства», – приводит пример Вероника Золотова. А на фоне страхов возникают навязчивые мысли. Например, вич-инфицированные дети могут начать искать в себе признаки болезни, навязчивые мысли о смерти.
Конечно, принятие диагноза подростком – непростой процесс. Сначала шок, недолгий, но бурный эмоциональный всплеск. Потом – отрицание: у меня нет никакой болезни, живем как прежде. Третья стадия – агрессия, отказ от лечения, возможны суицидальные мысли, обвинение других в том, что с ним произошло. Потом начинается стадия депрессии. И тут важен значимый взрослый, который поддержит, выслушает. Наконец, пятая стадия –примирение с ситуацией, когда тоже крайне важна эмоциональная поддержка.
С кровной семьей встречайтесь на нейтральной территории
Юлия Курчанова, психолог программы «Профилактика социального сиротства» БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Фото: facebook.com
Для приемных родителей к сложностям общения с приемным подростком добавляется тема кровной семьи. Нужно ли приемной семье взаимодействовать с кровной? Это тонкий момент. С одной стороны, кровная семья – это не только родители, но и бабушки, дедушки, тети, дяди – они имеют право общаться с ребенком, считает Юлия Курчанова, психолог программы «Профилактика социального сиротства» БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Среди родственников могут оказаться люди, которые будут очень полезны для ребенка и его развития. С братьями и сестрами тоже лучше не терять связь. Интересы ребенка должны быть выше, чем амбиции приемных родителей.
Но не всегда приемные родители понимают, как правильно строить эти отношения. Юлия Курчанова советует использовать помощь медиаторов–психологов. Важно, например, соблюдать принцип симметричности – у всех сторон должно быть равное положение. Встречи лучше организовывать на нейтральной территории. «Плохо, когда кровные родители приходят с визитами в дом приемной семьи. На нейтральной территории все будут чувствовать себя более защищенными».
Когда начинать контакты с кровной семьей – каждый раз индивидуальное решение. Родителям нужно понять, для чего это нужно. Чтобы ребенок знал свое прошлое, или они хотят его общения с родственниками? Какому-то ребенку это будет полезно, другому нет. Если у ребенка еще идет период адаптации, это не лучший момент для подобных встреч.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Основные проблемы приемных детей
Потеря семьи для ребенка – это фатальное событие, порождающее целый спектр проблем. Их много, они тяжелые, и у каждого сироты – свои. Тем не менее, есть типичные проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители.
Проблемы со здоровьем
Здоровье детей-сирот часто оставляет желать лучшего, и часто именно хронические заболевания, инвалидность и врожденные патологии служат поводом для отказа от ребенка. Сирота попадает в семью в запущенном состоянии, потому что некому было вплотную заниматься его здоровьем, когда появились первые тревожные симптомы.
Кроме врожденных и наследственных патологий, у некоторых детей-сирот наблюдается отставание в физическом развитии, невротические нарушения, психосоматические болезни.
Страдает не только физическое здоровье, но и психика ребенка, а в сфере эмоций и чувств — рассогласованность. Ребенок часто не может определить, что и в какой степени он чувствует. Это сопровождается волевыми нарушениями: ему сложно себя сдержать там, где это требуется, и вместе с тем он может терпеть и молчать тогда, когда жизненно необходимо высказываться и жаловаться.
Поэтому и возникают различные трудности в поведении: истерики, пустые, казалось бы, капризы, вранье, беспричинная агрессия.
С особой остротой могут проходить возрастные кризисы. Эти периоды у приемных детей осложняются из-за психических особенностей и расстройства привязанности.
Особо хочется выделить расстройство привязанности как комплекс психологических проблем, возникающий у детей, которые в раннем возрасте остались без заботы и любви значимых взрослых. Это тяжелый комплекс реакций и убеждений, откладывающихся глубоко в подкорке сознания ребёнка.
В некоторых случаях нарушение привязанности случается и у детей, воспитывающихся в кровной семье, когда к ним регулярно применяется физическое или психоэмоциональное насилие, попустительство или иные формы жестокого обращения. Но практически у всех оставленных детей нарушены способность к привязанности и способность любить.
Расстройство привязанности может проявляться очень по-разному и в различной степени. От слегка повышенной тревожности, проявляющейся в отношениях с близкими, до абсолютного недоверия всем (особенно взрослым), которое, кажется, невозможно преодолеть.
Отставание в развитии
У многих приемных детей наблюдается отставание в интеллектуальном развитии. Им очень трудно хорошо учиться в школе, особенно в период адаптации: в это время о мотивации к обучению вообще речь не идет.
Многие дети нуждаются в коррекционной учебной программе. Всё потому, что в самом раннем возрасте, когда в норме должен пробуждаться интерес к познанию мира, ему необходимо было выживать в асоциальной кровной семье, переживать безвременную утрату близких значимых взрослых, осваиваться в детском учреждении среди всего чужого, незнакомого и пугающего. Ребенку было не до познания, и многие этапы он пропустил.
Помогать ребенку наверстывать упущенное и восстанавливать интерес к познанию нового, приняв новые условия как безопасные и спокойные, – тоже задача замещающих родителей.
Проблемы в социальном развитии
Выученные реакции, помогающие детям выживать в атмосфере опасности, могут восприниматься приемными родителями как неумение правильно выстраивать общение. Кажется, что эти дети не в состоянии учитывать реакции и пожелания окружающих, не хотят соблюдать правила и традиции, сопротивляются естественным ограничениям.
Например, ребенок может постоянно разговаривать криком или провоцировать членов семьи на агрессию по отношению к себе, или постоянно брать без спросу то, что ему захочется. Дело в том, что в тех, прошлых условиях его выученные реакции работали на него, поэтому перестраиваться сложно. Чтобы избавиться от привычного поведения, потребуется много времени, объяснений, терпения и усилий и со стороны родителей, и со стороны ребенка.
Диссонансы развития
Одна из специфических проблем приемных детей – неравномерность развития в разных сферах. В то время как в сфере физического здоровья и познавательной активности наблюдается общее недоразвитие, у ребенка могут быть очень хорошо развиты многие бытовые и социальные навыки: аккуратность, умение содержать себя в чистоте, способность знакомиться с любым взрослым на улице, проложить маршрут в незнакомом месте, добыть еду в любой обстановке.
Дети-сироты могут быть широко (но поверхностно) осведомлены о сексуальной стороне взрослой жизни. С такой проблемой приемные родители довольно часто не готовы столкнуться.
Период адаптации в новой семье
Сирота, попадая в новую семью, меняет абсолютно всё, с ним рядом не остается близких людей, неоткуда ждать поддержки и понимания. Ощущение нестабильности при переменах переживается в полной мере. А главное, что отягощает притирку к новым родителям, – это понимание, что все надежды вернуться к родным маме и папе рухнули в момент, когда его забрали новые родители. В сознании ребенка на некоторое время может сформироваться убеждение, что окончательно разрушили его мир именно они.
Процесс адаптации может быть коротким и относительно успешным, а может быть затяжным и трудным для всех участников, поэтому его стоит выделить в отдельную проблему.
Юридические вопросы
Этот аспект нельзя проигнорировать. У брошенных детей автоматически возникает необходимость решения множества задач по перераспределению собственности, оформлению выплат, защите от посягательств кровных родственников и так далее. Ребенку невдомек, какой у него статус, какие ему положены выплаты, что нужно оформить – всё это ложится на плечи приемных родителей. Им необходимо быть морально готовыми к различным трудностям юридического характера уже только потому, что это является спецификой сиротства.
Не стоит пугаться трудностей – нужно просто своевременно обращаться к специалистам, чтобы решать их.
Психологические проблемы семей с приемными детьми
У приемной семьи имеется ряд специфических особенностей, которые могут стать зоной психологических конфликтов. Эти особенности часто являются причиной психологических трудностей как приемных родителей, так и приемных детей.
Дети, прошедшие через детский дом, брошенные родителями или потерявшие их, прошедшие через испытания голодом, пренебрежением, насилием, получают сильную психологическую травму, которая впоследствии может вызывать нежелательные изменения в их поведении. Наличие у некоторых детей такого тяжелого психотравмирующего опыта является не специфической, но важной особенностью многих приемных семей. Иногда именно этот опыт недостаточно серьезно осознается приемными родителями, и вследствие этого возникают риски последующих поведенческих нарушений у детей в более старшем возрасте.
Одной из психологических проблем приемного ребенка и родителей можно назвать формирование доверительных отношений на начальном этапе пребывания ребенка в семье. Если такие отношения в силу каких-либо обстоятельств не формируются, то это усугубляет у ребенка агрессивность, замкнутость, расторможенность, воровство, курение, стремление к бродяжничеству и т. д.
Важную роль здесь играет жизненный опыт ребенка, который оказывает влияние на процесс его идентификации с семьей. Приемный ребенок в семье не может принять на себя роль биологического ребёнка, поэтому его идентификация затруднена, что проявляется в отсутствии статуса в новой семье, проблемах верности приемным и биологическим родителям, чувстве униженности. Несложившиеся отношения с биологической матерью формируют у ребенка глубокий внутриличностный конфликт, порождающий чувство недоверия к приемной семье, препятствующий ее положительному восприятию и вхождению с ней в позитивные отношения. Это противоречие может вызывать сложные эмоциональные состояния у приемной матери, выражающиеся в чувстве неуверенности, потере контроля над своими поступками.
В некоторых случаях для приемных родителей может стать проблемой то, что при передаче ребенка в приемную семью не разрываются его связи с кровными родителя, когда ребенок может общаться с кровными родителями беспрепятственно. В такой ситуации приемные родители могут опасаться двух моментов, во-первых, это страх отрицательного влияния кровных родителей на приемного ребенка, особенно если родители были лишены родительских прав, а во-вторых – опасение, что контакт ребенка с кровными родителями может помешать формированию прочной эмоциональной связи с приемной семьей.
Специфической особенностью приемной семьи, которая также зачастую ведет к формированию психологических проблем внутри такой семьи, является тот факт, что в приемную семью, в которой уже есть приемные дети любого возраста, могут размещаться другие дети, вне зависимости от их биологического возраста и состояния здоровья, личных особенностей.
В приемной семье возраст вновь прибывших сиблингов может нарушать естественный порядок «прихода» в семью. В семью, где уже воспитываются дети, к примеру, трех и семи лет, могут быть размещены сиблинги десяти, семи и двух лет. Соответственно, ребенок семи лет, ранее проживавший в семье в качестве старшего ребенка, уже не является старшим, более того, он оказывается «в конкуренции» с другим семилетним. И часто у детей, которые уже успели хорошо адаптироваться в новой семье, при размещении сиблингов происходит регресс, возникают сложности в адаптации к новой ситуации.
Определенную угрозу для сиблингов представляют дети, долго находившиеся в психотравмирующих обстоятельствах, которым вовремя не была оказана профессиональная помощь. Такие дети могут быть склонны отыгрывать свои травмы внутри семьи, и это может создавать угрозу для других сиблингов, особенно когда речь идет о сексуализированном поведении. Если детей в семье много, то родители при всем желании не всегда могут отследить нюансы взаимоотношений между ними, что создает дополнительный риск для каждого ребенка.
На сегодняшний день отсутствует законодательство, обязывающее приемных родителей обращаться за помощью к специалистам в случае наличия в жизни ребенка сексуального насилия и жестокого обращения. Поэтому ряд приемных семей, даже зная о наличии у ребенка в прошлом таких событий, не склонны обращаться к специалистам, не осознавая того, что такие дети нуждаются в своевременной помощи психолога, психотерапевта, иначе имеется существенный риск делинквентного поведения в период полового созревания.
Еще одна большая проблема – контакт приемного ребенка с кровными детьми приемного родителя. Конфликт между кровными и приемными детьми может носить различный характер. У детей может возникать как взаимное неприятие друг друга, так неприятие может исходить и от одной из сторон. Но в любом случае нормальные взаимоотношения детей нарушаются.
Существует ряд проблем и у самих приемных родителей: отсутствие эмоционального контакта с ребенком, неумение приемного родителя воспринимать ребенка таким, какой он есть, ярко выраженная контролирующая стратегия поведения, нетерпимость и непримиримость к ошибкам приемного ребенка и др. На самом деле психика приемных родителей так часто истощена в ходе адаптационного периода, что семья оказывается под угрозой развала, а дети – возврата.
Проблема дисгармоничных отношений в приемной семье часто возникает, когда приемные родители гиперопекают ребенка и устанавливают отношения зависимости. Ребенка с его индивидуальными психологическими особенностями это может раздражать и вызывать агрессию в их сторону. На этой почве и возникают многие конфликты в семье.
Приемным родителям очень важно сразу устанавливать для ребенка правила жизни в семье. Если границы дозволенного и возможного в семье для ребенка будут размыты, он не будет знать, в какой момент нужно сдерживать свои желания и учитывать желания близких. Именно это зачастую становится почвой для развития у ребенка неадекватно растущих потребностей.
Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка – еще одна проблема приемных семей. Некоторые родители возлагают на детей необыкновенные надежды, пытаются вырастить гениев, отправляя их одновременно в бассейн, на фигурное катание, в художественную школу и т. д. Но очень часто их ждет разочарование.
Другие родители боятся, что однажды выйдет наружу заложенная генетически нежелательная черта характера. И в том, и в другом случае неудачи, капризы, проступки приемного ребенка воспринимаются родителями негативно, могут приводить к разочарованию и гневу. В то же время такие же поступки родного ребенка воспринимаются ими как норма, легко прощаются и забываются. Дети у таких родителей страдают от низкой самооценки, у них часто бывают депрессии, они не уверены в себе и по-детски пытаются привлечь к себе внимание плохими поступками, дерзостью и вызывающим поведением. Интеллектуальное и психическое развитие приемного ребенка поддаётся психологической коррекции, нo пpoблeмы бyдyт вceгдa. Этoгo нe стоит бoятьcя приемным родителям, личнocть, в кoтopyю они пoвepили, cпocoбнa дocтигнyть мнoгoгo.
Список использованной литературы
1.Анкудимова К.Ю. Проблемы приемной семьи // научное сообщество 21 столетия.: сб. ст. по мат. 24 междунар. науч.-практ. конф. № 7.
2.Ослон В.Н. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. №?4.
Источник https://www.miloserdie.ru/article/priemnyj-rebenok-okazalsya-trudnym-pochemu/
Источник https://www.ya-roditel.ru/parents/family_adopt/osnovnye_problemy_priemnykh_detey/
Источник https://kmc23.ru/?page_id=105