IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012
ПРАВО НА ЖИЛЬЕ ДЛЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»
ЖИЛЬЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ / ДОСТУПНОСТЬ ЖИЛЬЯ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / HOUSING / STATE TARGET PROGRAMS / CONSTITUTIONAL LAW / YOUNG FAMILY / AFFORDABLE HOUSING / HOUSING AFFORDABILITY / JUSTICE
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Булгаков Владимир Викторович
Актуальность исследования обусловлена важностью конституционного права каждого на жилье , его неприкосновенность и неотчуждаемость. Из-за остро возникшего жилищного вопроса в Российской Федерации, касающегося необеспеченности граждан средствами на приобретение жилья , много молодых семей , которые нуждаются в жилом помещении и улучшении жилищных условий. Цель исследования: проанализировать особенности конституционного права на жилье , состояние данного института в современной России, задача которого — улучшить жилищные условия в стране и обеспечить молодые семьи жильем . Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектического, анализа, синтеза) и частнонаучных методов (формально-юридического, сравнительно-правового). Отмечен ряд условий и факторов социально-экономического характера, влияющих на состояние реализации права на жилье для молодых семей в рамках существующих государственных программ поддержки. Сделаны выводы о том, что на данный момент очень много государственных программ, направленных на поддержание уровня населения, которые могли бы выполнить социальное обязательство государства перед его гражданами. Одновременно законодателю следует уделять особое внимание повышению правовой грамотности населения, точности формулировок описания целевых программных мероприятий, разработке механизма их осуществления, а также разработке методики расчета показателей эффективности подобного рода программ.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Булгаков Владимир Викторович
Анализ методики обеспечения жильем молодых семей Ростовской области в рамках государственной программы
Программно-целевой метод в предоставлении жилья молодым семьям Свердловской области (реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы)
THE RIGHT TO HOUSING FOR YOUNG FAMILIES: PROBLEMS AND STATE PROGRAMS IN RUSSIAN FEDERATION
The relevance of this study is due to the importance of the constitutional right of everyone to housing , its inviolability and inalienability. Because of the acute housing problem in the Russian Federation, concerning the lack of funds for the purchase of housing , many young families who need housing and improved living conditions. The purpose of the study is to analyze the features of the constitutional right to housing , the state of this institution in modern Russia, whose task is to improve housing conditions in the country and provide young families with housing . We achieve the implementation of the tasks with the help of general scientific (dialectical, analysis, synthesis) and specific scientific methods (formal-legal, comparative-legal). We note a number of social and economic conditions and factors affecting the realization of the right to housing for young families in the framework of existing state support programs. We draw a conclusion that at the moment there are a lot of state programs aimed at maintaining the level of the population, which could fulfill the social obligation of the state to its citizens. At the same time, the legislator should pay special attention to improving the legal literacy of the population, the accuracy of the target program activities wording description, the development of a mechanism for their implementation, as well as the development of a methodology for calculating indicators of the effectiveness of such programs.
Текст научной работы на тему «ПРАВО НА ЖИЛЬЕ ДЛЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
© Булгаков В.В., 2019
DOI 10.20310/2587-9340-2019-3-9-36-44 УДК 365
ПРАВО НА ЖИЛЬЕ ДЛЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: bvv30081960@yandex.ru
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена важностью конституционного права каждого на жилье, его неприкосновенность и неотчуждаемость. Из-за остро возникшего жилищного вопроса в Российской Федерации, касающегося необеспеченности граждан средствами на приобретение жилья, много молодых семей, которые нуждаются в жилом помещении и улучшении жилищных условий. Цель исследования: проанализировать особенности конституционного права на жилье, состояние данного института в современной России, задача которого -улучшить жилищные условия в стране и обеспечить молодые семьи жильем. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектического, анализа, синтеза) и частнонаучных методов (формально-юридического, сравнительно-правового). Отмечен ряд условий и факторов социально-экономического характера, влияющих на состояние реализации права на жилье для молодых семей в рамках существующих государственных программ поддержки. Сделаны выводы о том, что на данный момент очень много государственных программ, направленных на поддержание уровня населения, которые могли бы выполнить социальное обязательство государства перед его гражданами. Одновременно законодателю следует уделять особое внимание повышению правовой грамотности населения, точности формулировок описания целевых программных мероприятий, разработке механизма их осуществления, а также разработке методики расчета показателей эффективности подобного рода программ.
Ключевые слова: жилье; государственные целевые программы; конституционное право; молодая семья; доступное жилье; доступность жилья; справедливость
Согласно Конституции Российской Федерации, которая является основным законом нашей страны, каждый гражданин имеет право на жилище. Несомненно, что такое право является основным правом че-
ловека. Под этим правом принято понимать государственное обеспечение стабильного пользования жилым помещением лицами на законном основании и на постоянной основе, равно и передача жилья из муниципального, государственного, а также иных жилищных фондов нуждающимся в жилье и малоимущим гражданам, осуществление содействия, улучшение условий для проживания, обеспечение неприкосновенности жилого помещения, недопустимость незаконного лишения жилья1.
Необходимо отметить, что право на жилище как основное право граждан, неотчуждаемость и неприкосновенность его, нашло свое закрепление в иностранных конституционных юридических документах. Так, Конституция Соединенных Штатов Америки, а именно поправка 4, декларирует, что «право народа на охрану личности, жилища, бумаг, а также имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться. » [1, с. 359].
На современном этапе институт права на жилище характеризуется сложной юридической природой, а также возможностью осуществления в отношениях, которые регулируются разнообразными отраслями российского права, а именно: гражданским, жилищным, административным [2; 3].
Как уже говорилось ранее, каждый имеет право на жилье, его неприкосновенность и неотчуждаемость. Однако в Российской Федерации остро стоит вопрос обеспечения жильем населения. Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики от 26 июля 2018 г., число семей, состоящих на учете на получение жилья, составляет 2458 тыс. семей, а количество семей, которые получили данное жилье — 122 тыс. И с каждым годом (период с 2011 по 2017 г.) количество семей, которые получили жилье или улучшили свои жилищные условия, снижается. Из этого числа еще на конец 2017 г. было известно число молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся -357817 семей, и только 21931 молодая семья, состоящая на учете в качестве нуждающихся в жилье и улучшившие жилищные условия2.
Исходя из этих данных можно сделать вывод, что молодые семьи, как часть всего населения нашей страны, испытывают финансовые трудности, являются «слабым звеном» в «большом механизме» госу-
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. и доп. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 851.
2 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 05.11.2018).
дарства. Такой категории населения необходима поддержка государства, так как за молодыми будущее страны. А каким образом его строить, если не соблюдаются их конституционные права, в данном случае право на жилье? Нами справедливо отмечено, что «под реализацией принципа справедливости подразумевается обеспечение соразмерности прав и обязанностей, а также применение «равной меры» при наделении ими граждан, обеспечение равноправия граждан вне зависимости от их расовой и национальной принадлежности, в частности, а также других обстоятельств» [4]. Граждане должны быть равны вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Молодые семьи — такие же граждане своей страны, Конституция уравнивает всех, если следовать привязке «каждый» в основном законе Российской Федерации.
Цена жилья на настоящий момент не позволяет приобрести его, поэтому людям приходится стоять в очереди, чтобы его получить. Хотя при достаточном уровне дохода для получения ипотечного жилищного кредита семья не сможет оплатить и первоначальный взнос. Молодые семьи, которые приобретают первое в своей жизни жилье, не располагают жилым помещением, которое могло бы использоваться в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении такого кредита. Из этого следует, что без оказания помощи государства невозможно будет решить проблемы семей, связанные с жилищным вопросом.
В Российской Федерации осуществляется значительное количество государственных программ на уровне субъектов Российской Федерации, которые имеют направленность на решение главных региональных социальных проблем. Такой из проблем является жилищная проблема для молодых семей, доступность жилья. С целью решить такую проблему были утверждены различного рода целевые программы на областном, краевом, республиканском, окружном уровнях.
Так, Постановлением Правительства от 17 декабря 2010 г. № 1050 указываются правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение и строительство жилья . Программа «Молодая семья» распространяет свое действие на период с 2015 по 2020 г. Семья, которая хочет получить социальные выплаты от государства, должна отвечать соответствующим условиям: возраст каждого супруга
3 О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 // СЗ РФ. 2011. № 5. Ст. 739.
либо если неполная семья, то возраст одного родителя, — не должен превышать 35 лет на момент вынесения решения о включении молодой семьи в список претендентов в планируемом году; семья должна быть признана в установленном законе. Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг, в том числе стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений, которые в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации уплачивают взносы на капитальный ремонт, и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета — это дополнительные гарантии для молодых семей. Согласно программе «Молодая семья», право на получение социальных выплат можно получить лишь единожды и при добровольном участии. Размер социальной выплаты зависит от наличия ребенка в семье. Так, 30 % расчетной стоимости жилья выплачивается семьям, которые не имеют детей; 35 % расчетной стоимости жилья предоставляется молодым семьям, у которых есть один ребенок и более; молодому родителю с одним ребенком и более. Чтобы участвовать в программе, необходимо предоставить пакет следующих документов:
1) заявление на получение социальных выплат в двух экземплярах по форме, которая предусмотрена Постановлением Правительства от 17 декабря 2010 г. № 1050;
2) копию документов, которые удостоверяют личность каждого из членов молодой семьи;
3) копию свидетельства о браке (для неполной семьи такое свидетельство не требуется);
4) документ, который подтверждает нуждаемость молодой семьи в социальных выплатах;
5) а также документы, которые подтверждают признание молодой семьи, имеющей доходы, которые позволили получить кредит либо иные денежные средства для оплаты той части стоимости жилья, которую не покрывает социальная выплата.
Денежные средства, полученные в этой социальной программе, можно потратить на покупку жилого помещения, строительство дома,
погашение кредита на приобретение жилья, первый взнос по ипотечному кредиту.
Государственная программа «Жилище» также призвана помочь молодым семьям. Мероприятия, предусмотренные программой, реализуются на территории всех субъектов Российской Федерации. Такой проект подразделен на этапы. Постановлением № 889 от 25 августа 2015 г. федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» продлена на 2018-2020 гг. Основные цели ФЦП «Жилище» — поднятие уровня жизни населения; решение жилищной проблемы социально неустойчивых категорий граждан; выполнение социальных обязательств государства перед гражданами; осуществление федеральными и муниципальными органами власти деятельности по развитию инфраструктуры регионов, включая как города, так и села, жильем будут обеспечены 18 % нуждающихся в нем граждан-льготников. Ради достижения поставленных целей будут выделены средства из федерального бюджета -121,09 млрд руб. Общий объем финансирования ФЦП за 5 лет составляет почти 700 млрд руб. 4
В Тамбовской области была принята Постановлением администрации Тамбовской области от 5 июня 2013 г. № 586 Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами для граждан области» на 2014-2020 гг.5
Так, претенденту на получение социальной выплаты при усыновлении (удочерении) одного ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств бюджета Тамбовской области, исходя из средней стоимости жилья в размере 5 %. Чтобы получить дополнительную социальную выплату, нужно предоставить в орган местного самоуправления документы: свидетельство об усыновлении либо удочерении ребенка; свидетельство о регистрации права на приобретенное жилое помещение и договор купли-продажи такого жилого помещения.
Такая дополнительная социальная выплата не должна превышать размер собственных заемных средств, направленных молодой семьей на приобретение жилья.
4 О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050: постановление Правительства РФ от 25.08.2015 № 889 // СЗ РФ. 2015. № 21. Ст. 3456.
5 Об утверждении Государственной программы Тамбовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан области» на 2014-2020 годы: постановление администрации Тамбовской области от 05.06.2013 № 586 // Тамбовская жизнь. 2013. 19 июня.
Несмотря на то, что создаются и осуществляются такие программы, возникают вопросы, а именно: в чем причина их неэффективности, почему достигнутые результаты противоречат заявленным целям, которые прописаны в паспортах государственных программ.
На основании исследования, проведенного Е.Ю. Евстафьевой, были выявлены некоторые проблемы, которые являются преградой для успешной реализации такого рода программ. К таким проблемам Е.Ю. Евстафьева относит некорректную постановку целей, а также неточную формулировку мероприятий и задач в паспорте программы, дефицит конкретной взаимосвязи, а также повторение главных мероприятий. Из этого следует, что финансовые ресурсы распределяются неравномерно, нерезультативно на осуществление программ [5].
В качестве второй проблемы выделяется недобросовестное создание механизма реализации программы. Под этим подразумевается то, что отсутствуют конкретные экономические регуляторы, которые должны быть взаимосвязаны с целевыми обстановками. Отсутствие конкретики и недостаток взаимосвязи между главными элементами механизмов программ ведет к тому, что возникают проблемы относительно сроков реализации программы.
Таким образом, эффект от подобных программ довольно низок — о чем и говорит статистика, которая приведена в данном исследовании. Основными проблемами таких программ можно назвать неточную формулировку описания целевых программных мероприятий, недора-ботанность механизма их осуществления, а также непроработанность методики расчета показателей эффективности подобного рода программ.
1. Конституции зарубежных государств / сост. В.В. Маклаков. М.: Изд-во «БЕК», 2002. 592 с.
2. Желдак Н.Б. Правовые особенности конституционного права на жилище // Материалы региональной научно-практической конференции (29 ноября 2003 г.). Владивосток, 2004. С. 40-43.
3. Курпякова С.И. Дискуссионные вопросы современного понимания содержания права граждан на жилище // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». 2009. № 40 (173). С. 85-88.
4. Булгаков В.В. Понятие содержания справедливости в трудах российских и зарубежных ученых. Тамбов, 2018. 19 с.
5. Евстафьева Е.Ю. Разработка оценочных критериев эффективности и результативности государственных целевых программ на примере областной государственной социальной программы «Молодым семьям — доступное жилье» на 20052019 гг. // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 4 (78). С. 123-127.
Поступила в редакцию 13.12.2018 г. Поступила после рецензирования 15.01.2019 г. Принята к публикации 20.03.2019 г.
Информация об авторе
Булгаков Владимир Викторович — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5223-1527, e-mail: bvv30081960@yandex.ru Для цитирования
Булгаков В.В. Право на жилье для молодой семьи: проблемы и государственные программы в Российской Федерации // Актуальные проблемы государства и права. 2019. Т. 3. № 9. С. 36-44. DOI 10.20310/2587-9340-2019-3-9-36-44
THE RIGHT TO HOUSING FOR YOUNG FAMILIES:
PROBLEMS AND STATE PROGRAMS
IN RUSSIAN FEDERATION
Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: bvv30081960@yandex.ru
Abstract. The relevance of this study is due to the importance of the constitutional right of everyone to housing, its inviolability and inalienability. Because of the acute housing problem in the Russian Federation, concerning the lack of funds for the purchase of housing, many young families who need housing and improved living conditions. The purpose of the study is to analyze the features of the constitutional right to housing, the state of this institution in modern Russia, whose task is to improve housing conditions in the country and provide young families with housing. We achieve the implementation of the tasks with the help of general scientific (dialectical, analysis, synthesis) and specific scientific methods (formal-legal, comparative-legal). We note a number of social and economic conditions and factors affecting the realization of the right to housing for young families in the framework of
existing state support programs. We draw a conclusion that at the moment there are a lot of state programs aimed at maintaining the level of the population, which could fulfill the social obligation of the state to its citizens. At the same time, the legislator should pay special attention to improving the legal literacy of the population, the accuracy of the target program activities wording description, the development of a mechanism for their implementation, as well as the development of a methodology for calculating indicators of the effectiveness of such programs.
Keywords: housing; state target programs; constitutional law; young family; affordable housing; housing affordability; justice
1. Maklakov V.V. (compiler). Konstitutsii zarubezhnykh gosudarstv [Foreign States Constitutions]. Moscow, «BEK» Publ., 2002, 592 p. (In Russian).
2. Zheldak N.B. Pravovyye osobennosti konstitutsionnogo prava na zhilishche [Legal features of the constitutional right to housing]. Materialy regional’noy nauchno-prakticheskoy konferentsii (29 noyabrya 2003 g.) [Proceedings of Regional Scientific and Practical Conference (November 29, 2003)]. Vladivostok, 2004, pp. 40-43. (In Russian).
3. Kurpyakova S.I. Diskussionnyye voprosy sovremennogo ponimaniya soderzhaniya prava grazhdan na zhilishche [Controversial Issues of Modern Comprehension of Content of the Civil Rights to Housing]. Vestnik Yuzhno-Ural ‘skogo gosudarstvennogo un-iversiteta. Seriya «Pravo» — Bulletin of the South Ural State University. Series «Law «, 2009, no. 40 (173), pp. 85-88. (In Russian).
4. Bulgakov V.V. Ponyatiye soderzhaniya spravedlivosti v trudakh rossiyskikh i zarubezhnykh uchenykh [The Concept of the Justice Content in the Works of Russian and Foreign Scientists]. Tambov, 2018, 19 p. (In Russian).
5. Evstaffyeva E.Y. Razrabotka otsenochnykh kriteriyev effektivnosti i rezul’tativnosti gosudarstvennykh tselevykh programm na primere oblastnoy gosudarstvennoy sotsial’noy programmy «Molodym sem’yam — dostupnoye zhil’ye» na 2005-2019 gg. [Assessment criteria development of efficiency and effectiveness of local state purpose-oriented programs by the example of local state social program for 2005-2019 «affordable housing for young families»]. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekono-micheskoy akademii — Bulletin of Baikal State University, 2011, no. 4 (78), pp. 123127. (In Russian).
Received 13 December 2018
Reviewed 15 January 2019
Accepted for press 20 March 2019
Information about the author
Bulgakov Vladimir Viktorovich — Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Associate Professor of Civil Law Department. Tambov State University named after G.R. Derzha-
vin, Tambov, Russian Federation.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5223-1527, e-mail: bvv30081960@yandex.ru
Bulgakov V.V. Pravo na zhil’ye dlya molodoy sem’i: problemy i gosudarstvennyye pro-grammy v Rossiyskoy Federatsii [The right to housing for young families: problems and state programs in Russian Federation]. Aktual’nyeproblemy gosudarstva i prava — Current Issues of the State and Law, 2019, vol. 3, no. 9, pp. 36-44. DOI 10.20310/2587-9340-20193-9-36-44 (In Russian, Abstr. in Engl.)
IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012
ПРОБЛЕМА ОТСУТСТВИЯ ЖИЛЬЯ ПРИ СОЗДАНИИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Проблемы молодой семьи — это, на самом деле, целый комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем. Чтобы разобраться в проблемах молодой семьи надо сначала определиться, что такое понятия «семья» и «молодая семья».
Семья — основанная на браке или кровном родстве малая социально-психологическая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственной ответственностью. Одновременно — социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в воспроизводстве населения, организации учебно-воспитательной работы, реализации общественного потребления, передачи культурного наследия и др. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья.
Молодая семья — это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста.
Таким образом, брак должен быть первым; продолжительность совместной жизни до 3 лет, граница возраста супругов от 18 до 30 лет. Молодая семья — одна из самых незащищённых групп населения. Молодая семья — это рожающая семья. И, соответственно, необходимо жилье для нормального воспитания родившегося или планируемого ребенка.
Жилищная проблема одна из самых важных для молодых семей. Это вызвано сокращением жилищного строительства, свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступное из-за дороговизны жилье на свободном рынке.
Лишь небольшое количество молодых семей имеет отдельную квартиру. Лишь 13-14% молодых людей отделяются от родителей еще до свадьбы. В большинстве случаев самый предпочтительный вариант — проживание с родителями. Это улучшает материальное положение семьи, помогает воспитанию детей, родители имеют время для вторичного заработка, учебы, досуга. Таким образом, проблема жилищной обеспеченности стоит на 1-ом месте для укрепления семьи. Тенденция молодых семей — отдельное проживание, и лишь небольшой процент из них хотели бы жить с родителями.
Данные исследования, которые провел Гуревич М.А., дают представление об обеспеченности молодых семей жильем, его качестве, условиях проживания.
Первая группа респондентов — 21% — семьи, не имеющие никакого своего жилья (снимают комнату, квартиру, проживают в общежитии).
Вторая — 20,5% — молодожены, живущие вместе с родителями и родственниками в двух-трехпоколенной семье, не всегда имеющие ясную перспективу на обретение собственной жилплощади.
Третья — молодые семьи, имеющие собственное жилье:
- 1 отдельная комната (5%);
- 2 многокомнатная квартира (11,9%);
- 3 отдельный дом (4%);
- 4 владельцы части дома — 4,5%, одно- и двухкомнатных квартир (29%).
Это в процентном соотношении составляет в целом 54,4%. Вторая без малого половина (45,6%) молодых семей пока нуждается не в улучшении, а в решении жилищного вопроса, что означает обеспечение каждой молодой семьи полноценной квартирой с учетом имеющихся и возможных в будущем детей. Если всерьез решать в стране демографическую проблему, то надо, чтобы каждая молодая семьи имела «свой дом (квартиру)» — дом, где рождаются, растут, воспитываются, становятся взрослыми дети.
Особого внимания заслуживает ответ на вопрос «Желали бы Вы обзавестись детьми, если бы местные власти помогли Вам с приобретением жилья?» Почти 41% респондентов поддерживают идею помощи в получении жилья семьям при рождении детей; еще 14,8% ответили: «может быть»; фактически более половины (55,8%) готовы реализовывать в связке две важнейшие государственные и личные задачи — обеспечение молодых семей квартирами и резкое повышение рождаемости в стране. 22% ответивших на поставленный вопрос не согласны с таким подходом, считая нецелесообразным ставить осуществление жилищных программ для молодежи в зависимость от деторождения. Еще у 22% респондентов этот вопрос вызвал затруднения.
Результаты опроса свидетельствуют о положительной динамике решения государством жилищного вопроса молодых семей. Так, в 2009 г. по сравнению с 1999 г., более чем в 3,5 раза уменьшилось количество снимающих жилплощадь, в 1,5 раза проживающих в общежитии и столько же живущих совместно с родителями и родственниками. Вместе с этим, в 2 раза увеличилось число владельцев отдельного дома; в 5 раз имеющих многокомнатные квартиры; почти в 2 раза тех, кто обзавелся двухкомнатной и в 1,5 раза — однокомнатной квартирой.
Также о некоторой положительной динамике свидетельствуют данные Федерального агентства государственной статистики по Краснодарскому краю.
Число семей, состоящих на учете на получение жилья
Число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия
Но эти позитивные изменения лишь несколько смягчают ситуацию.
Приобретение квартиры — одна из первостепенных задач, которые предстоит решить молодой семье, сделав первый шаг на пути в самостоятельную жизнь. К сожалению, такую серьезную статью финансовых расходов могут позволить себе немногие. Например данные Росстата говорят о том что в 2009 году около 71% построенного жилья в Краснодарском крае построено жителями собственными силами, то есть вполне очевидно, что люди стараются как можно больше экономить.
Сегодня, в период экономического кризиса, когда доходы многих семей существенно сократились. Решить проблему в последние годы помогают социальные и коммерческие ипотечные программы.
Если ваша семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, вы можете принять участие в программе «Молодой семье — доступное жилье», разработанной правительством РФ.
Главное преимущество, которое дает проект, — это возможность приобрести квартиру непосредственно по инвестиционной себестоимости строительства. Так, если средняя стоимость одного квадратного метра жилья в Краснодаре составляет около 2000 долларов, то по программе ипотеки правительство обязуется сократить эту сумму до 500 долларов.
Кроме того, всем очередникам предоставляется субсидия для покупки жилья по стандартной ипотечной схеме. Город обяжет строительные компании резервировать часть строящегося жилья, для того чтобы у заемщика было приоритетное право его приобретения по ипотеке. Оставшиеся проценты будут погашаться из бюджета.
Стоит также уделить немного внимания текущей ситуации на ипотечном рынке. Тенденции к снижению спроса на ипотеку в связи с экономическим кризисом, вынудили кредиторов в 2011 году действовать более гибко, что привело к небольшому падению процентных ставок и спрос на ипотеку опять начал расти.
Но в общем и целом ипотечная статистика показывает, что для молодой семьи ипотека это груз на грани напряжения материальных ресурсов.
По графикам видно, что люди берут ипотеку в основном на срок от 20 до 25 лет и это в основном недорогие 1-2 комнатные квартиры. В общем и целом молодой семье очень трудно потянуть ипотеку.
Сегодня российское правительство принимает комплекс мер по обеспечению нуждающихся семей комфортным и доступным жильем. Как заявил президент Дмитрий Медведев, в условиях кризиса на помощь государства могут рассчитывать ипотечные заемщики, потерявшие работу или оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. По прогнозам президента, стоимость жилья экономического класса с учетом строительных инвестиций будет составлять 30 тыс. рублей за квадратный метр.
Так в Краснодарском крае на 2011-2015 годы запланирована реализация целевой программы «Жилище», основные цели которой повышение доступности жилья для населения, путем массового строительства жилья эконом-класса. Ожидаемые результаты программы таковы, что около 60% жилья вводимого в эксплуатацию будет составлять эконом-класс, а средний показатель края достигнет 25 кв. метров на человека, в данный момент он составляет 22 кв. м. на чел. Также запланировано, что 103200 семей улучшат свои жилищные условия с помощью льготного ипотечного кредитования, еще около 6000 семей получат жилье за счет бюджетных средств.
Таким образом, благодаря комплексному реформированию в сфере развития жилищного строительства жилье, купленное по ипотечным программам, в ближайшие годы станет доступным каждой молодой семье.
Исследование так же показало, что молодежь при решении жилищного вопроса надеется только на помощь родителей и собственные доходы, в основном за счет роста заработной платы. Перспективы улучшения жилья молодым семьям в ходе реализации государственных программ «Жилье для молодых семей» пока не оцениваются респондентами как реальные. По их мнению, городские социальные институты не проявляют необходимого внимания к молодежи в целом; у более трети опрошенных их проблемами занимаются родители; около трети проблемы решают сами. Каждый седьмой опрошенный чувствует помощь государства в жизненных планах. Остальные социальные институты, по мнению респондентов, не играют значительной роли в жизни молодежи. Поровну (31 и 31%) разделились мнения между позицией «власти вспоминают о молодежи, когда им это нужно» и другой — «молодежь сама по себе, а власть сама по себе»; 16% краснодарцев оценивают отношение власти к молодежи как безразличное; 15% существующее положение оправдывают малыми возможностями у городских властей для решения молодежных проблем.
Анализ материалов показал, что: во-первых, несмотря на некоторые подвижки, остаются серьезные проблемы обеспечения квартирами молодых семей, не имеющих своего жилья, особенно «по доступным ценам»; во-вторых, судя по ответам респондентов, у краевых властей есть солидный резерв более эффективного решения жилищного вопроса молодых семей. Но власти почему-то делают не все, что в их силах.
Программа доступного жилья для молодой семьи
После создания семьи перед молодоженами возникает одна из самых актуальных проблем – отсутствие собственного жилья. Программа доступного жилья для молодой семьиэту проблему позволяет решить. Она проводится в рамках социальной защиты населения и позволяет сделать жилье более доступным для молодых людей, обеспечить им комфортный дом. Программа, по которой семьи могут получить доступный уголок, была разработана 6 лет назад.
Требования к участникам программы доступного жилья для молодой семьи
Учитывая название программы, очевидно, что одним из первых критериев для участия является молодость. Гражданин должен иметь возраст до 35 лет, если хочет получить доступный дом. Второй важный критерий – брак или статус семьи. Причем важно, чтобы пара состояла в брачных отношениях. Получить возможность участвовать в программе могут только семьи, которые официально зарегистрированы, а не живут гражданским браком. Если у официальных супругов нет детей, это не становится непреодолимым препятствием. Но следует учитывать, что размер субсидии при отсутствии детей уменьшится. Также получить возможность принять участие в программе могут неполные семьи, где есть ребенок. Одинокие и бездетные молодые люди участвовать не могут.
Требование касаемо возраста также важно. Меньше 35 лет должно быть как мужу, так и жене. Проверка возраста выполняется дважды. Первый раз проверку проводят, когда супруги подают заявку на принятие участия в программе. Второй раз проверка происходит, когда формируются списки получателей субсидии. Нужно учитывать, что рассматриваемые этапы не следуют сразу друг за другом. Потому при подаче заявки следует учитывать, что на момент когда к ним дойдет очередь, супруги уже могут выйти из нужного возраста и доступный дом им не достанется.
Программа обеспечение доступным и комфортным жильем граждан рассчитана на несколько лет, потому молодые люди должны поспешить подать заявку. Очередь будет большой, потому с каждым днем промедления есть большой риск выбить из участников программы из-за возрастных ограничений.
Третье условие – наличие сбережений. Предложенные государством деньги не полностью покрывают доступный дом для молодой семьи, но предоставляют 30%-35% от его стоимости. Остальную сумму должны покрыть сами получатели. Оставшиеся деньги они могут накопить самостоятельно или оформить через ипотечное кредитование. Программа не удовлетворит заявку, если получатели не смогут доказать, что у них есть возможность оплатить оставшиеся деньги за квартиру. В качестве подтверждения могут выступать справки с работы о зарплате, выписки со сберегательного счета и т.п. Если у молодой семьи недостаточно денег, она не имеет права принять участие в программе.
Ещё одно важное условие – семья должна нуждаться в комфортном доме. В идеале у супругов не должно быть никакой недвижимости или даже доли в родительской квартире. Подтвердить факт нуждаемости должна местная администрация. В качестве серьезных оснований считается полное отсутствие недвижимости, аварийное состояние жилья или слишком маленькая площадь для такого количества людей.
На учет не поставят автоматически, нужно официально подавать заявку на обеспечение жильем. В разных регионах имеются свои правила квадратуры в квартире для семьи. Потому для начала нужно определить местную учетную норму на доступный дом. Она отличается даже в соседних городах, потому прежде чем обращаться в соответствующие инстанции этот момент нужно уточнить. К тому же важно убедиться, что используете правильную единицу измерения жилплощади, и не перепутать её с нормой предопределения (её также используют для получения некоторых льгот, но не для этой).
Поскольку программа не только федеральная, но и региональная, есть пункты, которые могут быть дополнены на местном административном уровне. Потому семьи, которые будут претендовать на комфортную недвижимость, должны обратиться за информацией в местные органы власти. А точнее, в отделения, что занимаются жилищными вопросами. Так выше шансы получить адекватную информацию.
Размер субсидии на покупку жилья в 2022 году
Помощь от государства покрывает далеко не все расходы за жилье, что планирует получить молодая семья. Предполагается, что от государства последует только определенный процент от общей суммы на доступный дом. На окончательный размер помощи для молодежи могут повлиять два фактора. В каком составе находится молодая семья. Учитывается количество проживающих на территории людей. Не имеет особого значения, совершеннолетние это или молодежь уже успела обзавестись детьми. Хотя у семей с детьми есть преимущества в плане размера помощи. Уровень дохода в месяц. К вниманию принимаются все доходы, которые есть у семьи, включая заработную плату, стипендию и т.п.
Учитывая рассматриваемые факторы, государство обеспечит оплату части расходов на новый, более комфортный и подходящий для дальнейшего проживания дом. Но сумма выдается в долях, которые зависимо от обстоятельств будут выглядеть таким образом:
- 35% получат семьи, где нет детей;
- 40% получают семьи, где есть маленькие дети;
- на 40% могут рассчитывать семьи, где нет одного из родителей (матери или отца);
- 100% получат многодетные семьи.
Эти процентные соотношения указаны в максимальном размере для каждой из описанных категорий. Вероятной будет ситуация, когда семьи с одинаковым социальным статусом получают разную государственную поддержку для покупки комфортного дома. Гражданин, который будет замечен за озвучиванием неправомерной информации, понесет ответственность.
Также существуют ограничения общей суммы помощи, ведь некоторые молодые семьи могут решить, что их комфортный дом – это огромный коттедж на берегу океана. Программа может предоставить семьям, которые принимают участие в ней, такой размер помощи. 600 тысяч рублей для семей, состоящих из двух человек, 800 тысяч рублей для семей, которые состоят из трех человек и до миллиона рублей для семей, где подрастает двое и больше детей.
Как считают субсидию
Расчет субсидии «доступный дом» на 2022 год простой, но государство выдает своим гражданам не полную стоимость квартиры, а компенсирует только часть цены. Средства предоставляются не в виде наличных денег, а приходят на специальный счет, что был открыт в банке на имя продавца недвижимости. То есть, семья-получатель, по сути, не получает рассматриваемых денег. Они сразу уходят продавцу.
На расчет субсидии влияет несколько факторов, и одним из главных является наличие у молодежи детей:
Семья без детей | 30% от расчетной стоимости |
Семья, где есть один и более детей | 35% от расчетной стоимости |
Деньги рассчитываются от расчетной цены, а не от стоимости, указанной в договоре. При расчете применяют такую формулу:
Государственный норматив на квадратные метры устанавливается на муниципальном уровне. Но получатель должен сам компенсировать оставшуюся сумму денег. Площадь, на которую можете рассчитывать, высчитывают от количества членов семьи. Например, в 2022 году на двух человек выделяется около 42 м². А вот если количество человек в семье более трех, на каждого человека должно приходиться от 18 м². Точный размер субсидии зафиксирован в специальном свидетельстве. Оно будет предоставлено, когда администрацией выделят деньги на недвижимость.
Как использовать субсидию
Государственная программа доступное жилье в 2022 году предполагает, что деньги могут быть потрачены исключительно на приобретение недвижимости. Это должен быть комфортный дом. В частности, важно чтобы покупаемая недвижимость была расположена в том же территориальном регионе, где выплата одобрена. Также, важно чтобы ранее рассматриваемой субсидией семья не пользовалась.
Использовать «живые» деньги нельзя. Доступный дом может быть куплен исключительно через банк, который выступает в качестве посредника между покупателем и продавцом. Для того чтобы рассматриваемая схема сработала, потенциальный покупатель находит интересное предложение на рынке, после чего отправляется в банк, подавая документы от администрации, подтверждающей право на получение денег. После этого банк связывается с администрацией, для получения подтверждения на проведение платежа для молодежи.
На какие нужды можно растратить средства из программы | Какие документы необходимо приготовить, чтобы совершить приобретение |
Приобретение уже сделанного жилья | Составить договор о купле-продаже недвижимости |
Приобретение недвижимости в новостройке (строящейся многоэтажке) | Составляется договор участия в долевом строительстве. Оплата проводится, используя договор эскроу |
Построить собственный доступный дом | Заключенный договор подряда |
Погашение ипотеки (внесение первоначального взноса или компенсация части долга) | Готовый кредитный договор |
Приобретение недвижимости, пользуясь услугами кооператива | Документ, подтверждающий членство в кооперативе и наличие платежей за паевые взносы |
Сроки действия программы доступного жилья
Программа «доступный дом» имеет определенный срок действия. На 2022 год ясно, что действовать она будет до 2025 года, хотя есть довольно высокие шансы, что она будет продлена. Сроки действия программы во многом зависят от того, как быстро все молодые семьи будут обеспечены собственной недвижимостью.
Перед тем, как начали выдавать субсидии, программу тестировали, и результаты показали, что для обеспечения жильем большинства семей только в Курганской области потребуется от 16 лет, а в Оренбургской области все 28 лет. К 2022 году не выполнено даже половины плана, потому логично, что к 2025 году далеко не все смогут обзавестись своим жильем, а значит, действие программы вполне возможно будут продлевать.
Как принять участие в программе
Программа обеспечения доступнымжильем позволяет получить помощь многим нуждающимся. Но чтобы стать участником программы в 2022 году, нужно выполнить определенную последовательность действий.
Первым шагом чтобы получить комфортный дом, является обращение в администрацию муниципального образования. Там потенциальным льготникам расскажут об условиях участия именно в их регионе. Дальше молодежь должна заняться сборомдокументов, чтобы подтвердить необходимость в доступном жилье, предлагаемом программой.В обязательный набор документов могут быть включены:
- в двух образцах (один супругам, а второй в госорган);
- паспорт (ксерокопии);
- свидетельство о браке или разводе;
- копия свидетельства рождения ребенка (если он есть);
- если жилье планируется покупать в кредит– выписка из банка о предоставлении рассматриваемого кредита;
- документы, подтверждающие платежеспособность пары.
Если жилье уже есть, но оно недостаточно комфортное или даже аварийное, молодой гражданин должен предоставить дополнительные документы для программы «доступное жилье»:
- выписки из домовой книги;
- документы, подтверждающие право на собственность;
- справка о площади жилья (с указанием, сколько площади отводится на каждого члена семьи проживающего в квартире).
Если жилье аварийное, то нужно принести документы, подтверждающие это. Чтобы семью включили в актуальный список льготников, подать заявку следует до 1 июня. После передачи документов, администрация решит, сможет ли семья принять участие в программе. Если решение положительное, нужно дождаться включения в очередь на финансирование. Сначала списки формируются на местном уровне, потом передаются в регион, а после происходит переход на федеральный уровень. Когда государство решит, сколько денег достанется каждому региону, на местном уровне составляют окончательный список участников программы, которым предоставят помощь.
Если стало известно, что на молодежь поступили деньги в 2022 году, нужно оформить свидетельство. На это у льготников есть 15 суток с момента получения информации. Свидетельство можно продемонстрировать в банке и получить ипотеку. У документа есть срок действия, который составляет 7 месяцев с момента получения. Если не получится купить жилье в рассматриваемый срок, семья потеряет право на субсидию.
После получения свидетельства, его нужно показать в банке. На это у молодежи есть месяц. Просрочив этот период, придется запрашивать новое свидетельство, что связано с тратой драгоценного времени. Если банк свидетельство примут, на счету появятся деньги. Но их снять невозможно – сумма сразу уйдет на счет продавца. Чтобы подтвердить целевое назначение средств, нужно собрать специальный набор документов, точный перечень которых можно спросить в банке.
Региональные особенности программы в 2022 году
Стоимость доступного жилья в разных регионах отличается, также отличается и учетная норма площади жилья на 2022 год. А от неё зависит размер помощи на покупку недвижимости. Также в разных регионах в качестве нормы считаются разные уровни дохода. Потому если в одном регионе молодаясемья будет малообеспеченной, в другом она не смогла бы претендовать на государственный тип субсидии. Еще один важный критерий – свои правила очередности получения жилья на семью.
Очередь по программе
В очереди на получение помощи в 2022 году могут стоять сотни или даже тысячи граждан, но субсидию получают только около 20 молодых семей ежегодно. Учитывая это, точные сроки получения доступной помощи определить сложно, но молодежь может обратить внимание на такие факторы:
- числа молодежных заявителей, которые включены в очередь;
- финансирования (суммы, что государство выделяет для помощи семьям в разных регионах);
- количество льготников в очереди, которые имеют первоочередное право на помощь.
Если говорить о средних результатах, то в очереди на жилье проводят около 2-4 лет, но обычный гражданин, не имеющий особых льгот и статусов, может ждать гораздо дольше.
Получить юридическую помощь по вопросам программ доступного жилья для молодой семьи можно на нашем сайте.
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-na-zhilie-dlya-molodoy-semi-problemy-i-gosudarstvennye-programmy-v-rossiyskoy-federatsii
Источник https://scienceforum.ru/2012/article/2012003067
Источник https://prav.io/browse/blogs/zhilishhnye-spory/programma-dostupnogo-zhilya-dlya-molodoy-semi