Мамины дочки: проблемы воспитания детей в неполной семье

17 июня, 2022 0 Автор ewermind

 

Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье.

Татьяна Юрченко
Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье.

Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье. Среди проблем неполных семей особенной острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей, «Семья с одним родителем» — собирательный термин, охватывающий различные типы семей и семейных обязательств. Семьи, возглавляемые матерями, не похожи друг на друга. У некоторых выше риск бедности, некоторые семьи имеют больше возможностей для получения социальной помощи. Одиночное материнство в настоящее время — четко установленный феномен, который, вероятно, сохранит значение, даже если скорость его распространения замедлится. Дети, проживающие в неполных семьях, часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как развод родителей, жизнь в конфликтной семье и т. д. Все это, естественно, негативно складывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей. Издержки воспитания детей в неполных семьях связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Как отмечает социолог Калабихина И. Е., преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависимых от пособий». Бедными считают себя семьи, в которых доход на одного члена семьи ниже стоимости потребительской корзины. «Зависимыми от пособий» являются семьи, где социальные пособия составляют более 25% семейного бюджета. Размер составляет менее 20 американских долларов в отличие от развитых стран, где жизнь на эти пособия лишь незначительно влияет на снижение материального положения семьи. В среднем по регионам России среди неполных семей доля бедных семей составляет 60,9%, а доля «зависимых от пособий» — 18,9% от их числа. Учитывая, что неполные семьи преимущественно материнские, дополнительную угрозу им представляет политика занятости в стране, когда женщины вытесняются с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений.

Следующая характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья детей. Ученые-педиатры, исследующий уровень здоровья детей, пришли к выводу: дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме. При этом специалисты связывают неблагополучные показатели здоровья детей не только с влиянием стрессов развода, сколько с послеразводной адаптацией матери, требующей от нее выполнения, прежде всего функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Медики также отмечают существенные различия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной, которые определяются наличием в неполной семье вредных привычек курения, употребления алкоголя, социально-бытовой жилищной неустроенностью, несоблюдением гигиенических норм жизни, самолечением и необращаемостью к врачам в случае болезни детей и т. п. Таким образом, специфический образ семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе детей.

Дружеские отношения взрослых и детей в семье — основа воспитания положительных черт характера ребёнка «Дружеские отношения взрослых и детей в семье — основа воспитания положительных черт характера ребёнка». (Консультация для родителей).

«Проблема воспитания патриотизма в дошкольном образовании». Статья из опыта работы В настоящее время наше государство выражает явную обеспокоенность состоянием духовно-нравственного и патриотического воспитания в нашей.

Консультация для родителей «Условия позитивного воспитания детей 6–8 лет в семье» Практика показывает, что каждому этапу дошкольного детства присуще свои новообразования и личностные характеристики. Не является исследованием.

Логосказка. Проблема речевого развития и речевого воспитания в ДОУ (2)Актуальность Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в дошкольном учреждении. В последние годы наблюдается.

Проблема коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Человек не может жить, трудиться,.

Проблема трудового воспитания в дошкольных учреждениях В энциклопедии понятие «труд» формулируется как «целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление.

Проблема социализации ребенка средствами искусства и игры УДК 372.3 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА И ИГРЫ © 2014 И. В. Груздова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

Воспитание детей в неполной семье Ни одна культура не полагается единственно на отца и мать в деле превращения мальчика в мужчину, а девочки – в женщину. В этом всегда участвует.

Воспитание в семье. Стили воспитания «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей» Ш. Л. Амонашвили Взаимодействие детского сада.

Занятие для детей первой младшей группы «Проблема игрушек»

Занятие для детей первой младшей группы «Проблема игрушек» Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка — та «среда», которая позволяет исследовать.

Мамины дочки: проблемы воспитания детей в неполной семье

Воспитание детей — обязанность обоих родителей. И все же молодые семьи часто распадаются, причем в большинстве случаев это случается уже после рождения ребёнка. В жизни мальчика роль отца понятна и очевидна — это пример мужского поведения. Девочке, казалось бы, в этом нет никакой необходимости. Выходит, не очень то он ей и нужен? К сожалению, подобное мнение довольно распространено и, возможно, именно по этой причине семьи, имеющие только дочерей, распадаются чаще.

Читать статью  Влияние уровня образования родителей на индивидуально-психологическое развитие дошкольника

Воспитание детей в семье без отца: влияние «мужского запаха»

Воспитание детей в семье без отца: влияние «мужского запаха»

«Развод и девичья фамилия» — афоризм, приобретающий в настоящее время все большую актуальность. И если бездетные пары могут тихо разойтись, то у остальных после развода появляются проблемы в воспитании детей.

Причем родители, имеющие сыновей, чаще идут на примирение. Матери мотивируют это тем, что «мальчику нужен отец», а отцы чувствуют ответственность за воспитание детей в семье (чему его может научить женщина?).

Но когда развод грозит семье, в которой растет дочь, намерения женщины, готовой «терпеть ради ребёнка», нередко сменяются на «лучше никакого отца, чем такой». Именно так часто и происходит. Бесспорно, мама и бабушка прекрасно могут справиться с воспитанием детей, но некоторых проблем все-таки не избежать.

Нередки случаи, когда девочка, оставшаяся без отца в детстве, в будущем повторяла судьбу своей матери. Казалось бы, такого не должно случиться, ведь многие матери, воспитывающие дочерей в одиночку, надеются, что повзрослев, те сделают правильный выбор. Девочка же не сталкивалась с негативными моментами семейной жизни — бранью, разбросанными носками и потными майками.

Но, как утверждают психологи, иногда дело как раз в этих потных майках, а точнее — в запахе мужского пота. Для женщины аромат мужчины имеет важное значение. Запах, схожий с отцовским, они одобряют, но не считают привлекательным. Как правило, женщин влечет аромат, кардинально отличающийся от привычного отцовского. Наверное, об этом позаботилась сама природа, чтобы свести к минимуму близкородственные связи.

Таким образом, повзрослевшие девочки начинают активный поиск партнера. А те, которые знали собственного отца недостаточно хорошо либо не знали совсем, ведут себя более скованно. Иногда это можно принять за излишнюю разборчивость, хотя в действительности это всего лишь защитная реакция— если не совсем уверена, держись от них подальше.

Трудности в отношениях с мужчинами как результат воспитания детей в неполной семье

Конечно, не все соглашаются с теорией выбора партнера по запаху. Но тот факт, что воспитание детей в семье без участия отца для девочек чревато трудностями в построении отношений с противоположным полом, почти никто не отрицает. Так происходит потому, что поведение мужчин для них просто непонятно.

Девочки лет пяти играют с мальчишками в дочки-матери, определяя их на роль «мужа». Причем в процессе игры одной девочки папа должен гулять с ребёнком, после чего ужинать с семьей, другой — смотреть футбол, «пить пиво» и ссориться. А девочки, живущие в семьях, где воспитание детей осуществляется без отца, зачастую отправляют «мужа» в длительную командировку, чтобы не мешал играть. Дело в том, что такие дети просто не понимают роли мужчины в семье. Он им не нужен — ни в детстве, ни в юности. Теоретически, конечно, они осведомлены, но понять значимость отношений с представителями противоположного пола без настоящего примера вряд ли получится.

В развитии и воспитании детей полезны даже ссоры

В развитии и воспитании детей полезны даже ссоры

Родители в процессе развития и воспитания детей стараются оградить их от семейных неурядиц. И зря — дети, вопреки мнению многих родителей, должны иногда наблюдать рядовые ссоры родителей. Но самое главное — они должны видеть их примирение. В противном случае у них могут сформироваться слишком позитивные ожидания и критически низкий порог восприимчивости к любым проявлениям дискомфорта в собственной семье.

Девочки, которых мамы всячески ограждали от трудностей, не выносят критики со стороны мужчин, не желают прислушиваться к их мнению: «Мама все делала сама и никакие советы ей не были нужны». Развитие и воспитание детей без участия мужчины дает свои плоды — повзрослевшие девчонки просто не видят смысла в создании семейного гнездышка. Представления о разделении мужских, а также женских обязанностях для них тоже условны. Некоторые даже на уровне подсознания желают развода, а расставшись с супругом, испытывают облегчение — наконец-то жизнь снова вошла в привычное русло. Воспитание детей без отца проходит по схеме — бабушка — мама — ребёнок. Все, никого лишнего.

Об отношениях мужчины и женщины девочка может знать только на примере собственной семьи. Конечно, наблюдения за семьями друзей, книги, фильмы — все это помогает получить представление о представителях сильного пола. Но способность разделять их на «хороших» и «плохих» зависит именно от ее ближайшего взрослого окружения. Об этом не стоит забывать, комментируя фильм: «Так только в кино бывает, а в жизни достойного мужика найти невозможно». Подобного рода замечания, казалось бы, ничего не значащие, формируют образ врага, а не партнера, что вряд ли располагает к мечтам о счастливом будущем.

Мать и дочь: границы откровенности родителей

Мать и дочь: границы откровенности родителей

Должен ли ребёнок знать правду об отношениях родителей? Конечно, должен, вопрос только — какую? Нередки случаи, когда мама, объясняя дочери причину того, что воспитание детей в семье у них осуществлялось без участия папы, представляет ситуацию со своей точки зрения, в котором эмоций значительно больше, нежели фактов. И как часто маленькая девочка слышит от мамы, что папа ее бросил, забыл и не желает общаться. Уверяя малышку в том, что отец ее не любит, мать рискует «уронить» самооценку дочери на всю жизнь. Если родной отец ее не любит — не будет любить больше никто.

Случается, что подрастающую дочь мать превращает в подружку. Делится с ней своими проблемами, переживаниями, рассказывает много ненужных для девочки подробностей из своей жизни. Отношения, основанные на доверии, — это хорошо. Но взрослой дочери вряд ли нужно знать все нюансы семейной жизни матери. И что особенно неприятно — это может лишить девочку романтичности — взаимоотношения с мужчиной ей кажутся обыденными и примитивными.

Если девочка с самого детства будет думать, что все мужчины — предатели, то шансы на ее счастливые семейные отношения минимальны. Поэтому лучше излить душу подругам, и не посвящать в это свою дочь.

Читать статью  Положение подростка в семье и отношения с родителями

Ей же стоит рассказывать, каким хорошим был отец. Даже если мама, в семье которой развитие и воспитание детей проходило без помощи мужа, придерживается противоположного мнения. Маленькой девочке знать об этом не обязательно.

Самое лучшее, что способна мать сделать для своей дочери — помочь ей стать счастливой. Причем совсем необязательно ради этого снова выходить замуж. Просто она должна отказаться от образа мученицы. Тогда ощущение собственной полноценности, позитивное отношение к мужскому полу, семейной жизни и окружающему миру, стремление стать счастливой перейдут к дочери по наследству.

Проблемы неполных семей – помощь психолога

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Николаевич Толстой. Именно это изречение вспоминается при анализе неблагополучных семей. Но если рассматривать не все неблагополучные семьи, а только одну подгруппу, например, неполные семьи, то можно выделить общие проблемы для каждой семьи. К слову, неполная семья необязательно становится неблагополучной, но обо всем по порядку.

Что такое неполная семья

Неполная семья – нуклеарная семья, которая состоит из одного родителя и детей. В России неполная семья чаще состоит из матери и детей. Семьи становятся неполными по двум причинам:

    ;
  • смерть одного из супругов.

Социологи и психологи выделяют третий фактор – рождение ребенка вне брака. По сути, до родов семьи не было, потому сложно назвать это причиной, скорее предпосылка. Но специалисты ставят ее на второе место по влиятельности (первое – разводы). Особое место среди внебрачной рождаемости отведено родам несовершеннолетних матерей.

Еще одна значимая предпосылка возникновения неполных семей – рождение детей «для себя», что вызвано эмансипацией женщин.

Неполные семьи отличаются по типу отношений, всего их четыре:

  1. Мать не говорит об отце, делает вид, что его никогда и не было.
  2. Мать старается обесценить отца, выставить в плохом свете в глазах детей.
  3. Мать говорит об отце как об обычном человеке со своими достоинствами и недостатками.
  4. Если отец не ушел, а погиб, то чаще встречается идеализация его образа.

Лучший вариант – рассказать детям все как было, как есть. Не нужно навязывать им свое отношение к ушедшему супругу, свое видение и понимание ситуации. Дети вырастут и сами сделают выводы.

Не так давно западные ученые ввели новый термин – бинуклеарная семья. Так называют союзы, которые распались как брак, но сохранились как семья. То есть супруги поддерживают между собой нормальные отношения, один из них хочет видеться с детьми, а другой позволяет это делать в любое время. Специалисты считают, что такие семьи неполными являются только формально.

Хочу продолжить теорию ученых и отметить, что у нас встречаются формально полные семьи, но неполные и неблагополучные фактически, внутри семьи. Потому деление семей получается условным, как и связь состава семьи с проблемами, которые мы рассмотрим дальше.

Проблемы неполных семей

Неполные семьи сталкиваются со следующими трудностями:

  • Малообеспеченность. Один источник дохода или пособие по уходу за ребенком и другие государственные выплаты (зависит от ситуации) не всегда могут удовлетворить даже первичные нужды всех членов семьи.
  • Проблемы с трудоустройством. Этот пункт во многом зависит от возраста ребенка, но, как правило, родителю нужна работа рядом с домом, высокой оплатой труда, гибким графиком, без ночных смен и командировок.
  • Детская безнадзорность. Найти работу, соответствующую такому описанию непросто, из чего вытекает третья проблема неполных семей – безнадзорность детей.
  • Чувство неполноценности, угнетенности у детей и родителя. со стороны сверстников в школе, детском саду, на улице.
  • Чувство вины у родителя, которое превращается в гиперопеку. И чувство вины у детей, если они видят в себе причину распада семьи.

Таким образом, неполные семьи сталкиваются с социально-экономическими и психолого-педагогическими проблемами. Ситуация усугубляется еще больше, если у кого-то из членов семьи есть проблемы со здоровьем или инвалидность.

Проблемы неполных семей можно рассматривать не только обобщенно, но и отдельно с точки зрения развития детей и с позиции родителя.

Личные проблемы родителя

характеристика семьи

Если другой родитель не участвует в жизни ребенка, то родителю, живущему с детьми, приходится играть роль и матери, и отца. Быть одновременно заботливым, но требовательным, мягким, но строгим. Обычно за дисциплину и подчинение авторитету отвечает отец, а за нежность, заботу и ласку – мать. В неполной семье все ложится на плечи одного человека.

Усталость, раздражение, эмоциональные перепады, давление общества мешают матери. Из-за непростых условий даже благие воспитательные намерения иногда вредят детям. Или мать не может воспитывать детей так, как она бы этого хотела, как должна в своем понимании.

Все это предпосылки депрессии, нервного срыва, невроза, расстройства. Нельзя растворяться в детях или работе, нужно уделять время себе, найти группу поддержки.

Дети из неполных семей

Каждая пятая российская семья с несовершеннолетними детьми является неполной. Дети страдают от последствий воспитания в неполной семье:

  • проблемы с полоролевой идентификацией;
  • девиации;
  • трудности в отношениях с мачехой или отчимом;
  • проблемы со здоровьем.

Полоролевая идентификация

Главная проблема детей из неполных семей – трудности в полоролевой идентификации и сексуальной ориентации. Отношения родителей – образец отношений мужчины и женщины. В будущем в собственных отношениях дети ориентируются на этот пример.

У детей из неполных семей наблюдается скудный набор представлений о поведении мужчины и женщины в той или иной ситуации. Из-за этого в их семьях возникают противоречия, недопонимание, конфликты, разлады и разводы.

На развитие женственности у девочек и мужества у мальчиков влияют первые пять лет жизни ребенка. Чем дольше в этот период не было ролевого образца (необязательно наличие родного отца или матери), тем хуже последствия.

Читать статью  Технология «Родительский консилиум»

Чаще неполные семьи состоят из матери и детей. Давайте рассмотрим последствия воспитания без мужского примера.

Девушки страдают от неуверенности в отношениях с мужчинами, становятся жертвами, попадают в зависимости или ведут беспорядочную сексуальную жизнь. Американский психолог Мэвис Хетерингтон, посвятивший всю карьеру изучению неполных семей, в одном из исследований определил, что девочки, чей отец погиб, ведут себя сдержанно с мужчинами, избегают контакта. Девушки, чей отец ушел из семьи, наоборот предрасположены к контакту, флирту, общению.

Что характерно для мальчиков:

  • преобладание женских черт;
  • агрессивность;
  • склонность к зависимостям;
  • нарочитая мужественность, агрессия и жесткость как форма гиперкомпенсации.

Мальчики с тремя первыми признаками нередко становятся жертвами издевательств. Мальчики с реакцией гиперкомпенсации становятся агрессорами, хулиганами, девиантами. Из-за отсутствия примера они решают действовать от противного или выбирают другие образцы мужского поведения, к сожалению, часто негативные.

Заметны и личностные психофизиологические изменения. Психологи из Лейпцигского университета провели исследование среди взрослых мужчин и женщин, выросших в неполных семьях. Вот что удалось выяснить:

  • Мужчины страдают от повышенной усталости, недоверия к миру, депрессивных расстройств.
  • У женщин наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания, слабость, нервное истощение.

Как мужчины, так и женщины подвержены стрессу, неврозам. У них наблюдается слабый самоконтроль, склонность к зависимостям, самоубийствам и смертям от передозировки.

Девиантное поведение

неблагополучная семья

Нарушение школьной дисциплины, драки, зависимости, бродяжничество – примеры девиаций у детей из неполных семей. У девочек чаще наблюдается алкогольная зависимость и сексуальная распущенность, а у мальчиков – преступное поведение, алкоголизм. Подробнее об этом читайте в статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

«Новый папа» или «новая мама»

Третья по популярности детская проблема – взаимоотношения с «новым папой», «новой мамой» или периодически приходящими и уходящими личностями. Это тема для другого разговора, но в рамках нашей статьи стоит отметить, что последствия могут быть разными: от благополучных, когда семья становится полной, до неблагополучных последствий типа конфликтов, скандалов, насилия, жестокости.

Проблемы со здоровьем

Педиатры отмечают, что дети из неполных семей чаще страдают острыми и хроническими заболеваниями. К причинам врачи относят стресс на фоне распада семьи и ненадлежащий уход матери за ребенком, невнимательность (возможно, обусловленная занятостью). В неполных семьях чаще наблюдаются плохие санитарно-гигиенические условия, бытовая неустроенность, вредные привычки и самолечение.

Поддержка неполных семей

Поддержка неполных семей должна быть комплексной:

  • помощь службы занятости в трудоустройстве родителя;
  • помощь медицинских учреждений в обеспечении профилактических осмотров, патронажа;
  • помощь образовательных организаций в предоставлении льгот на питание, обучение;
  • помощь социальной службы и юристов в оформлении документов, получении пенсий, пособий, алиментов;
  • общение с другими неполными семьями, обмен опытом, поддержка, совместный отдых, взаимопомощь.

Большая роль отводится активности самой семьи. Нужно знать свои права, ознакомиться с нормативно-правовой базой, обратиться в социальную службу. Базовая поддержка неполных семей есть в каждом городе, для этого не нужно посещать платные консультации психолога или другого специалиста. А между тем принятие и подтверждение статуса неполной семьи, отстаивание прав может решить ряд проблем. Достаточно обратиться к социальным работникам, описать проблемы и трудности, попросить помощи – они направят, скоординируют.

Что касается психологической поддержки, то нужно обязательно найти единомышленников, людей с подобной ситуацией. Это нужно не только для общения и совместного досуга, но и для обмена опытом, а также взаимной помощи: посидеть с ребенком, отвезти детей в школу, встретить из школы. Если дети ходят в одно учебное заведение, то можно договориться с другими родителями и по очереди провожать детей (зависит от рабочего графика каждого родителя).

Что еще важно учесть родителям из неполных семей:

  • По возможности сохранить полноценное общение ребенка с обоими родителями.
  • По возможности поддерживать хорошие отношения с супругом. Ученые доказали, что конфликты между родителями негативно сказываются на состоянии ребенка, даже если тот может видеться с другим родителем. Ссоры бывших супругов нейтрализуют положительно влияние общения ребенка и родителя.
  • Поощрять детскую самостоятельность и инициативу, не привязывать детей к себе.
  • Не «отыгрываться» на детях, создавая из них идеального мужчину или женщину. Не проецировать на них свои отношения с супругом. Если вы видите причину развода в ребенке, или он раздражает вас тем, что очень похож на ушедшего супруга, то обратитесь к психологу. Это серьезная проблема.
  • Избегать гипер- и гипоопеки, воспитания по типу кумира семьи.

Хочу отметить, что неполный состав семьи – предпосылка, мощный фактор для возникновения проблем. Но только от родителя и других участников семьи зависит будущее.

Это особенно важно для создания будущего детей. Важно, чтобы ребенок, став взрослым, понял: прошлое не определяет его как человека, он не обязан повторять опыт родителей, он может создать счастливую полноценную семью и освоить в полной мере социальную и гендерную роль.

Трудности возникают не столько из-за ухода родителя, сколько из-за занятости второго супруга, дефицита внимания и любви, усталости оставшегося родителя, низкого социального статуса и плохого материального положения семьи. Если мать (отец) может решить финансовые вопросы, обратиться к друзьям и родным за поддержкой, уделять достаточно времени ребенку, построить новые полноценные здоровые отношения, то психолого-педагогических последствий неполной семьи можно избежать.

В то же время полная, но дисфункциональная семья, где один или оба родителя не справляются с обязанностями, играют несоответствующую роль, может стать причинной неблагополучия детей, социальных и психологических проблем в семье.

«Нет полных или неполных семей, есть семьи счастливые или несчастливые», – В. В. Леонов.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/problema-vospitanija-i-socializaci-detei-v-nepolnoi-seme.html

Источник https://medaboutme.ru/articles/maminy_dochki_problemy_vospitaniya_detey_v_nepolnoy_seme/

Источник https://psychologist.tips/4372-problemy-nepolnyh-semej-pomoshh-psihologa.html