Мамины дочки: проблемы воспитания детей в неполной семье
Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье.
Татьяна Юрченко
Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье.
Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье. Среди проблем неполных семей особенной острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей, «Семья с одним родителем» — собирательный термин, охватывающий различные типы семей и семейных обязательств. Семьи, возглавляемые матерями, не похожи друг на друга. У некоторых выше риск бедности, некоторые семьи имеют больше возможностей для получения социальной помощи. Одиночное материнство в настоящее время — четко установленный феномен, который, вероятно, сохранит значение, даже если скорость его распространения замедлится. Дети, проживающие в неполных семьях, часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как развод родителей, жизнь в конфликтной семье и т. д. Все это, естественно, негативно складывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей. Издержки воспитания детей в неполных семьях связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Как отмечает социолог Калабихина И. Е., преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависимых от пособий». Бедными считают себя семьи, в которых доход на одного члена семьи ниже стоимости потребительской корзины. «Зависимыми от пособий» являются семьи, где социальные пособия составляют более 25% семейного бюджета. Размер составляет менее 20 американских долларов в отличие от развитых стран, где жизнь на эти пособия лишь незначительно влияет на снижение материального положения семьи. В среднем по регионам России среди неполных семей доля бедных семей составляет 60,9%, а доля «зависимых от пособий» — 18,9% от их числа. Учитывая, что неполные семьи преимущественно материнские, дополнительную угрозу им представляет политика занятости в стране, когда женщины вытесняются с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений.
Следующая характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья детей. Ученые-педиатры, исследующий уровень здоровья детей, пришли к выводу: дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме. При этом специалисты связывают неблагополучные показатели здоровья детей не только с влиянием стрессов развода, сколько с послеразводной адаптацией матери, требующей от нее выполнения, прежде всего функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Медики также отмечают существенные различия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной, которые определяются наличием в неполной семье вредных привычек курения, употребления алкоголя, социально-бытовой жилищной неустроенностью, несоблюдением гигиенических норм жизни, самолечением и необращаемостью к врачам в случае болезни детей и т. п. Таким образом, специфический образ семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе детей.
Дружеские отношения взрослых и детей в семье — основа воспитания положительных черт характера ребёнка «Дружеские отношения взрослых и детей в семье — основа воспитания положительных черт характера ребёнка». (Консультация для родителей).
«Проблема воспитания патриотизма в дошкольном образовании». Статья из опыта работы В настоящее время наше государство выражает явную обеспокоенность состоянием духовно-нравственного и патриотического воспитания в нашей.
Консультация для родителей «Условия позитивного воспитания детей 6–8 лет в семье» Практика показывает, что каждому этапу дошкольного детства присуще свои новообразования и личностные характеристики. Не является исследованием.
Логосказка. Проблема речевого развития и речевого воспитания в ДОУ (2)Актуальность Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в дошкольном учреждении. В последние годы наблюдается.
Проблема коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Человек не может жить, трудиться,.
Проблема трудового воспитания в дошкольных учреждениях В энциклопедии понятие «труд» формулируется как «целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление.
Проблема социализации ребенка средствами искусства и игры УДК 372.3 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА И ИГРЫ © 2014 И. В. Груздова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры.
Воспитание детей в неполной семье Ни одна культура не полагается единственно на отца и мать в деле превращения мальчика в мужчину, а девочки – в женщину. В этом всегда участвует.
Воспитание в семье. Стили воспитания «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей» Ш. Л. Амонашвили Взаимодействие детского сада.
Занятие для детей первой младшей группы «Проблема игрушек» Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка — та «среда», которая позволяет исследовать.
Мамины дочки: проблемы воспитания детей в неполной семье
Воспитание детей — обязанность обоих родителей. И все же молодые семьи часто распадаются, причем в большинстве случаев это случается уже после рождения ребёнка. В жизни мальчика роль отца понятна и очевидна — это пример мужского поведения. Девочке, казалось бы, в этом нет никакой необходимости. Выходит, не очень то он ей и нужен? К сожалению, подобное мнение довольно распространено и, возможно, именно по этой причине семьи, имеющие только дочерей, распадаются чаще.
Воспитание детей в семье без отца: влияние «мужского запаха»
«Развод и девичья фамилия» — афоризм, приобретающий в настоящее время все большую актуальность. И если бездетные пары могут тихо разойтись, то у остальных после развода появляются проблемы в воспитании детей.
Причем родители, имеющие сыновей, чаще идут на примирение. Матери мотивируют это тем, что «мальчику нужен отец», а отцы чувствуют ответственность за воспитание детей в семье (чему его может научить женщина?).
Но когда развод грозит семье, в которой растет дочь, намерения женщины, готовой «терпеть ради ребёнка», нередко сменяются на «лучше никакого отца, чем такой». Именно так часто и происходит. Бесспорно, мама и бабушка прекрасно могут справиться с воспитанием детей, но некоторых проблем все-таки не избежать.
Нередки случаи, когда девочка, оставшаяся без отца в детстве, в будущем повторяла судьбу своей матери. Казалось бы, такого не должно случиться, ведь многие матери, воспитывающие дочерей в одиночку, надеются, что повзрослев, те сделают правильный выбор. Девочка же не сталкивалась с негативными моментами семейной жизни — бранью, разбросанными носками и потными майками.
Но, как утверждают психологи, иногда дело как раз в этих потных майках, а точнее — в запахе мужского пота. Для женщины аромат мужчины имеет важное значение. Запах, схожий с отцовским, они одобряют, но не считают привлекательным. Как правило, женщин влечет аромат, кардинально отличающийся от привычного отцовского. Наверное, об этом позаботилась сама природа, чтобы свести к минимуму близкородственные связи.
Таким образом, повзрослевшие девочки начинают активный поиск партнера. А те, которые знали собственного отца недостаточно хорошо либо не знали совсем, ведут себя более скованно. Иногда это можно принять за излишнюю разборчивость, хотя в действительности это всего лишь защитная реакция— если не совсем уверена, держись от них подальше.
Трудности в отношениях с мужчинами как результат воспитания детей в неполной семье
Конечно, не все соглашаются с теорией выбора партнера по запаху. Но тот факт, что воспитание детей в семье без участия отца для девочек чревато трудностями в построении отношений с противоположным полом, почти никто не отрицает. Так происходит потому, что поведение мужчин для них просто непонятно.
Девочки лет пяти играют с мальчишками в дочки-матери, определяя их на роль «мужа». Причем в процессе игры одной девочки папа должен гулять с ребёнком, после чего ужинать с семьей, другой — смотреть футбол, «пить пиво» и ссориться. А девочки, живущие в семьях, где воспитание детей осуществляется без отца, зачастую отправляют «мужа» в длительную командировку, чтобы не мешал играть. Дело в том, что такие дети просто не понимают роли мужчины в семье. Он им не нужен — ни в детстве, ни в юности. Теоретически, конечно, они осведомлены, но понять значимость отношений с представителями противоположного пола без настоящего примера вряд ли получится.
В развитии и воспитании детей полезны даже ссоры
Родители в процессе развития и воспитания детей стараются оградить их от семейных неурядиц. И зря — дети, вопреки мнению многих родителей, должны иногда наблюдать рядовые ссоры родителей. Но самое главное — они должны видеть их примирение. В противном случае у них могут сформироваться слишком позитивные ожидания и критически низкий порог восприимчивости к любым проявлениям дискомфорта в собственной семье.
Девочки, которых мамы всячески ограждали от трудностей, не выносят критики со стороны мужчин, не желают прислушиваться к их мнению: «Мама все делала сама и никакие советы ей не были нужны». Развитие и воспитание детей без участия мужчины дает свои плоды — повзрослевшие девчонки просто не видят смысла в создании семейного гнездышка. Представления о разделении мужских, а также женских обязанностях для них тоже условны. Некоторые даже на уровне подсознания желают развода, а расставшись с супругом, испытывают облегчение — наконец-то жизнь снова вошла в привычное русло. Воспитание детей без отца проходит по схеме — бабушка — мама — ребёнок. Все, никого лишнего.
Об отношениях мужчины и женщины девочка может знать только на примере собственной семьи. Конечно, наблюдения за семьями друзей, книги, фильмы — все это помогает получить представление о представителях сильного пола. Но способность разделять их на «хороших» и «плохих» зависит именно от ее ближайшего взрослого окружения. Об этом не стоит забывать, комментируя фильм: «Так только в кино бывает, а в жизни достойного мужика найти невозможно». Подобного рода замечания, казалось бы, ничего не значащие, формируют образ врага, а не партнера, что вряд ли располагает к мечтам о счастливом будущем.
Мать и дочь: границы откровенности родителей
Должен ли ребёнок знать правду об отношениях родителей? Конечно, должен, вопрос только — какую? Нередки случаи, когда мама, объясняя дочери причину того, что воспитание детей в семье у них осуществлялось без участия папы, представляет ситуацию со своей точки зрения, в котором эмоций значительно больше, нежели фактов. И как часто маленькая девочка слышит от мамы, что папа ее бросил, забыл и не желает общаться. Уверяя малышку в том, что отец ее не любит, мать рискует «уронить» самооценку дочери на всю жизнь. Если родной отец ее не любит — не будет любить больше никто.
Случается, что подрастающую дочь мать превращает в подружку. Делится с ней своими проблемами, переживаниями, рассказывает много ненужных для девочки подробностей из своей жизни. Отношения, основанные на доверии, — это хорошо. Но взрослой дочери вряд ли нужно знать все нюансы семейной жизни матери. И что особенно неприятно — это может лишить девочку романтичности — взаимоотношения с мужчиной ей кажутся обыденными и примитивными.
Если девочка с самого детства будет думать, что все мужчины — предатели, то шансы на ее счастливые семейные отношения минимальны. Поэтому лучше излить душу подругам, и не посвящать в это свою дочь.
Ей же стоит рассказывать, каким хорошим был отец. Даже если мама, в семье которой развитие и воспитание детей проходило без помощи мужа, придерживается противоположного мнения. Маленькой девочке знать об этом не обязательно.
Самое лучшее, что способна мать сделать для своей дочери — помочь ей стать счастливой. Причем совсем необязательно ради этого снова выходить замуж. Просто она должна отказаться от образа мученицы. Тогда ощущение собственной полноценности, позитивное отношение к мужскому полу, семейной жизни и окружающему миру, стремление стать счастливой перейдут к дочери по наследству.
Проблемы неполных семей – помощь психолога
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Николаевич Толстой. Именно это изречение вспоминается при анализе неблагополучных семей. Но если рассматривать не все неблагополучные семьи, а только одну подгруппу, например, неполные семьи, то можно выделить общие проблемы для каждой семьи. К слову, неполная семья необязательно становится неблагополучной, но обо всем по порядку.
Что такое неполная семья
Неполная семья – нуклеарная семья, которая состоит из одного родителя и детей. В России неполная семья чаще состоит из матери и детей. Семьи становятся неполными по двум причинам:
- ;
- смерть одного из супругов.
Социологи и психологи выделяют третий фактор – рождение ребенка вне брака. По сути, до родов семьи не было, потому сложно назвать это причиной, скорее предпосылка. Но специалисты ставят ее на второе место по влиятельности (первое – разводы). Особое место среди внебрачной рождаемости отведено родам несовершеннолетних матерей.
Еще одна значимая предпосылка возникновения неполных семей – рождение детей «для себя», что вызвано эмансипацией женщин.
Неполные семьи отличаются по типу отношений, всего их четыре:
- Мать не говорит об отце, делает вид, что его никогда и не было.
- Мать старается обесценить отца, выставить в плохом свете в глазах детей.
- Мать говорит об отце как об обычном человеке со своими достоинствами и недостатками.
- Если отец не ушел, а погиб, то чаще встречается идеализация его образа.
Лучший вариант – рассказать детям все как было, как есть. Не нужно навязывать им свое отношение к ушедшему супругу, свое видение и понимание ситуации. Дети вырастут и сами сделают выводы.
Не так давно западные ученые ввели новый термин – бинуклеарная семья. Так называют союзы, которые распались как брак, но сохранились как семья. То есть супруги поддерживают между собой нормальные отношения, один из них хочет видеться с детьми, а другой позволяет это делать в любое время. Специалисты считают, что такие семьи неполными являются только формально.
Хочу продолжить теорию ученых и отметить, что у нас встречаются формально полные семьи, но неполные и неблагополучные фактически, внутри семьи. Потому деление семей получается условным, как и связь состава семьи с проблемами, которые мы рассмотрим дальше.
Проблемы неполных семей
Неполные семьи сталкиваются со следующими трудностями:
- Малообеспеченность. Один источник дохода или пособие по уходу за ребенком и другие государственные выплаты (зависит от ситуации) не всегда могут удовлетворить даже первичные нужды всех членов семьи.
- Проблемы с трудоустройством. Этот пункт во многом зависит от возраста ребенка, но, как правило, родителю нужна работа рядом с домом, высокой оплатой труда, гибким графиком, без ночных смен и командировок.
- Детская безнадзорность. Найти работу, соответствующую такому описанию непросто, из чего вытекает третья проблема неполных семей – безнадзорность детей.
- Чувство неполноценности, угнетенности у детей и родителя. со стороны сверстников в школе, детском саду, на улице.
- Чувство вины у родителя, которое превращается в гиперопеку. И чувство вины у детей, если они видят в себе причину распада семьи.
Таким образом, неполные семьи сталкиваются с социально-экономическими и психолого-педагогическими проблемами. Ситуация усугубляется еще больше, если у кого-то из членов семьи есть проблемы со здоровьем или инвалидность.
Проблемы неполных семей можно рассматривать не только обобщенно, но и отдельно с точки зрения развития детей и с позиции родителя.
Личные проблемы родителя
Если другой родитель не участвует в жизни ребенка, то родителю, живущему с детьми, приходится играть роль и матери, и отца. Быть одновременно заботливым, но требовательным, мягким, но строгим. Обычно за дисциплину и подчинение авторитету отвечает отец, а за нежность, заботу и ласку – мать. В неполной семье все ложится на плечи одного человека.
Усталость, раздражение, эмоциональные перепады, давление общества мешают матери. Из-за непростых условий даже благие воспитательные намерения иногда вредят детям. Или мать не может воспитывать детей так, как она бы этого хотела, как должна в своем понимании.
Все это предпосылки депрессии, нервного срыва, невроза, расстройства. Нельзя растворяться в детях или работе, нужно уделять время себе, найти группу поддержки.
Дети из неполных семей
Каждая пятая российская семья с несовершеннолетними детьми является неполной. Дети страдают от последствий воспитания в неполной семье:
- проблемы с полоролевой идентификацией;
- девиации;
- трудности в отношениях с мачехой или отчимом;
- проблемы со здоровьем.
Полоролевая идентификация
Главная проблема детей из неполных семей – трудности в полоролевой идентификации и сексуальной ориентации. Отношения родителей – образец отношений мужчины и женщины. В будущем в собственных отношениях дети ориентируются на этот пример.
У детей из неполных семей наблюдается скудный набор представлений о поведении мужчины и женщины в той или иной ситуации. Из-за этого в их семьях возникают противоречия, недопонимание, конфликты, разлады и разводы.
На развитие женственности у девочек и мужества у мальчиков влияют первые пять лет жизни ребенка. Чем дольше в этот период не было ролевого образца (необязательно наличие родного отца или матери), тем хуже последствия.
Чаще неполные семьи состоят из матери и детей. Давайте рассмотрим последствия воспитания без мужского примера.
Девушки страдают от неуверенности в отношениях с мужчинами, становятся жертвами, попадают в зависимости или ведут беспорядочную сексуальную жизнь. Американский психолог Мэвис Хетерингтон, посвятивший всю карьеру изучению неполных семей, в одном из исследований определил, что девочки, чей отец погиб, ведут себя сдержанно с мужчинами, избегают контакта. Девушки, чей отец ушел из семьи, наоборот предрасположены к контакту, флирту, общению.
Что характерно для мальчиков:
- преобладание женских черт;
- агрессивность;
- склонность к зависимостям;
- нарочитая мужественность, агрессия и жесткость как форма гиперкомпенсации.
Мальчики с тремя первыми признаками нередко становятся жертвами издевательств. Мальчики с реакцией гиперкомпенсации становятся агрессорами, хулиганами, девиантами. Из-за отсутствия примера они решают действовать от противного или выбирают другие образцы мужского поведения, к сожалению, часто негативные.
Заметны и личностные психофизиологические изменения. Психологи из Лейпцигского университета провели исследование среди взрослых мужчин и женщин, выросших в неполных семьях. Вот что удалось выяснить:
- Мужчины страдают от повышенной усталости, недоверия к миру, депрессивных расстройств.
- У женщин наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания, слабость, нервное истощение.
Как мужчины, так и женщины подвержены стрессу, неврозам. У них наблюдается слабый самоконтроль, склонность к зависимостям, самоубийствам и смертям от передозировки.
Девиантное поведение
Нарушение школьной дисциплины, драки, зависимости, бродяжничество – примеры девиаций у детей из неполных семей. У девочек чаще наблюдается алкогольная зависимость и сексуальная распущенность, а у мальчиков – преступное поведение, алкоголизм. Подробнее об этом читайте в статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».
«Новый папа» или «новая мама»
Третья по популярности детская проблема – взаимоотношения с «новым папой», «новой мамой» или периодически приходящими и уходящими личностями. Это тема для другого разговора, но в рамках нашей статьи стоит отметить, что последствия могут быть разными: от благополучных, когда семья становится полной, до неблагополучных последствий типа конфликтов, скандалов, насилия, жестокости.
Проблемы со здоровьем
Педиатры отмечают, что дети из неполных семей чаще страдают острыми и хроническими заболеваниями. К причинам врачи относят стресс на фоне распада семьи и ненадлежащий уход матери за ребенком, невнимательность (возможно, обусловленная занятостью). В неполных семьях чаще наблюдаются плохие санитарно-гигиенические условия, бытовая неустроенность, вредные привычки и самолечение.
Поддержка неполных семей
Поддержка неполных семей должна быть комплексной:
- помощь службы занятости в трудоустройстве родителя;
- помощь медицинских учреждений в обеспечении профилактических осмотров, патронажа;
- помощь образовательных организаций в предоставлении льгот на питание, обучение;
- помощь социальной службы и юристов в оформлении документов, получении пенсий, пособий, алиментов;
- общение с другими неполными семьями, обмен опытом, поддержка, совместный отдых, взаимопомощь.
Большая роль отводится активности самой семьи. Нужно знать свои права, ознакомиться с нормативно-правовой базой, обратиться в социальную службу. Базовая поддержка неполных семей есть в каждом городе, для этого не нужно посещать платные консультации психолога или другого специалиста. А между тем принятие и подтверждение статуса неполной семьи, отстаивание прав может решить ряд проблем. Достаточно обратиться к социальным работникам, описать проблемы и трудности, попросить помощи – они направят, скоординируют.
Что касается психологической поддержки, то нужно обязательно найти единомышленников, людей с подобной ситуацией. Это нужно не только для общения и совместного досуга, но и для обмена опытом, а также взаимной помощи: посидеть с ребенком, отвезти детей в школу, встретить из школы. Если дети ходят в одно учебное заведение, то можно договориться с другими родителями и по очереди провожать детей (зависит от рабочего графика каждого родителя).
Что еще важно учесть родителям из неполных семей:
- По возможности сохранить полноценное общение ребенка с обоими родителями.
- По возможности поддерживать хорошие отношения с супругом. Ученые доказали, что конфликты между родителями негативно сказываются на состоянии ребенка, даже если тот может видеться с другим родителем. Ссоры бывших супругов нейтрализуют положительно влияние общения ребенка и родителя.
- Поощрять детскую самостоятельность и инициативу, не привязывать детей к себе.
- Не «отыгрываться» на детях, создавая из них идеального мужчину или женщину. Не проецировать на них свои отношения с супругом. Если вы видите причину развода в ребенке, или он раздражает вас тем, что очень похож на ушедшего супруга, то обратитесь к психологу. Это серьезная проблема.
- Избегать гипер- и гипоопеки, воспитания по типу кумира семьи.
Хочу отметить, что неполный состав семьи – предпосылка, мощный фактор для возникновения проблем. Но только от родителя и других участников семьи зависит будущее.
Это особенно важно для создания будущего детей. Важно, чтобы ребенок, став взрослым, понял: прошлое не определяет его как человека, он не обязан повторять опыт родителей, он может создать счастливую полноценную семью и освоить в полной мере социальную и гендерную роль.
Трудности возникают не столько из-за ухода родителя, сколько из-за занятости второго супруга, дефицита внимания и любви, усталости оставшегося родителя, низкого социального статуса и плохого материального положения семьи. Если мать (отец) может решить финансовые вопросы, обратиться к друзьям и родным за поддержкой, уделять достаточно времени ребенку, построить новые полноценные здоровые отношения, то психолого-педагогических последствий неполной семьи можно избежать.
В то же время полная, но дисфункциональная семья, где один или оба родителя не справляются с обязанностями, играют несоответствующую роль, может стать причинной неблагополучия детей, социальных и психологических проблем в семье.
«Нет полных или неполных семей, есть семьи счастливые или несчастливые», – В. В. Леонов.
Источник https://www.maam.ru/detskijsad/problema-vospitanija-i-socializaci-detei-v-nepolnoi-seme.html
Источник https://medaboutme.ru/articles/maminy_dochki_problemy_vospitaniya_detey_v_nepolnoy_seme/
Источник https://psychologist.tips/4372-problemy-nepolnyh-semej-pomoshh-psihologa.html