Детско родительские отношения в семье в доу

12 июня, 2022 0 Автор ewermind

 

Формирование позитивных детско-родительских отношений в условиях ДОУ

Большинство взрослых людей – родители. Ну, конечно кто-то врач, кто-то инженер, строитель, педагог, рабочий или писатель, но все равно, человеку всегда важно состояться в роли родителя. Что такое родительство? Профессия, призвание, долг, удача, личное дело каждого человека?

Кто же такой современный компетентный родитель? Тот, у которого нет проблем? Тот, у кого идеальный послушный ребенок отличник? Если считать такое определение правильным, надо расписаться в своей полной неспособности влиять на то, что происходит со всеми остальными детьми, которых большинство. Тогда надо признать, что многие плохие родители, а кому же это приятно?

Специалисты всего мира сходятся на другом определении.

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое.

Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.

Но для того чтобы растить ребенка не принято учиться, считается, что человек, став взрослыми, должны и так все уметь…

В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, родители используют свой личный опыт.

Ребенок интуитивно ищет защиты в семье. Поэтому родители должны научиться понимать его трудности и проблемы, реализовывать на практике не оценивающее, а поддерживающее общение с ребенком.

Несмотря на большой выбор литературы по вопросам развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста, современные родители в большинстве остаются педагогически и психологически не грамотными. Они мало что знают о возрастных особенностях развития ребёнка, его потребностях, значении игры в дошкольном возрасте, не умеют общаться и играть с детьми. Дошкольное детство многие родители рассматривают всего лишь как подготовку к школе, а не важный и полноценный этап жизни человека.

Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).

Таким образом, мы педагоги детского сада, должны помочь в повышении компетентности родителей в вопросах ДРО.

В нашем МДОУ «Детский сад № 4» г. Соликамска сложилась система работы с родителями, которая способствует формированию позитивных ДРО.

Целевая группа: дети 5 – 7 лет и их родители.

Участники: заместитель заведующего по ВМР, музыкальный руководитель, педагог – психолог, воспитатели.

Цель: формирование позитивных детско – родительских отношений в условиях ДОУ.

  • провести исследование детско – родительских отношений (исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с точки зрения родителя, ребенка);
  • организовать психолого – педагогическое просвещение родителей по проблеме ДРО;
  • организовать тренинг детско-родительских отношений;
  • закрепить у родителей навыки построения позитивных детско-родительских отношений в процессе организации совместной музыкально – театрализованной деятельности.

Таким образом, для нас компетентный родитель в вопросах позитивных ДРО это:

  • обладающий готовностью к формированию позитивных ДРО;
  • обладающий знаниями об особенностях ДРО, возрастных особенностиях психологии ребенка;
  • имеющий опыт позитивных ДРО;
  • обладающий эмоционально – волевой регуляцией процесса взаимодействия и способностью к рефлесии своего отношения к ребенку.

Система работы по формированию ДРО была апробирована в течение 2007 – 2008 учебного года.

Работа состояла из трех этапов.

I этап. Диагностический (сентябрь).

На этом этапе педагог-психолог проводит исследование ДРО, определяет уровень знаний родителей о своем ребенке.

Проблемы в детско – родительских отношениях были выявлены в 75 % семьях.

Диагностика ДРО сводится к решению двух основных задач, в соответствии с которыми осуществлялся выбор методик:

  1. Исследование межличностных отношений в системе «родитель — ребенок» с точки зрения родителя.
    • методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В.Столин);
    • опросник «Анализ семейных взаимоотношений» В.В. Юстицкис, Э.Г.Эйдимиллер;
    • тест «Как мы общаемся с ребенком» В.А. Петровский.
  2. Исследование межличностных отношений в системе «родитель — ребенок» глазами ребенка.
    • «Рисунок семьи» В.К. Лосева;
    • «Динамический рисунок семьи» Р.Бернс, С.Кауфман;
    • проективная игра «Почта» модификация теста Е.Антони, Е.Бине;
    • проективная методика Р.Жиля.

Основные причины неэффективного родительского отношения:

    • педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
    • ригидные (однажды принятые способы мышления и действий от которых трудно отказаться) стереотипы воспитания;
    • личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
    • влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком

II этап. Основной (октябрь — апрель).

На этом этапе параллельно используются следующие формы работы с семьей:

  1. Стендовая информация проблеме воспитания и взаимоотношений с ребенком в семье.
  2. Тренинг детско – родительских отношений «Гармония».
  3. Совместная музыкально – театрализованная деятельность родителей с детьми.
Читать статью  Про любовь в бракеЕкатерина Бурмистрова

Чем обусловлен выбор:

  1. неоспорим тот факт, что необходимо психолого – педагогическое просвещение родителей;
  2. исследователи обращают внимание, что для развития детско-родительских отношений необходимо использовать тренинг.
  3. для закрепления навыков позитивных ДРО наиболее перспективным направлением работы является музыкально-театрализованная деятельность в рамках проведения традиционных праздников и развлечений:
  • во первых, организация праздников и развлечений – это традиционная составляющая деятельности педагогов в ДОУ, следовательно, не возникает дополнительной нагрузки для воспитателей м музыкального руководителя;
  • во – вторых, музыкально – театрализованная деятельность сама по себе позитивно эмоционально окрашенная деятельность;
  • в третьих, не возникнет вопрос о 100% посещении родителями мероприятий т.к., на праздники родители всегда приходят.

С октября по апрель воспитателями проводятся индивидуальные, подгрупповые консультации; презентуется стендовая информация об особенностях ДРО.

Параллельно педагог психолог проводит тренинги гармоничных ДРО.

Для приобретения и закрепления навыков позитивных ДРО музыкальный руководитель и воспитатели организуют и проводят праздники и развлечения с учетом того, что родители на данных мероприятиях не пассивные зрители, а активные участники.

III этап. Контрольно-оценочный (май).

На этом этапе педагог – психолог вновь диагностирует родителей и детей с целью анализа произошедших изменений в ДРО.

В ходе работы получены следующие результаты:

  1. создан банк информации по проблеме ДРО;
  2. апробирован тренинг ДРО «Гармония»;
  3. создан перспективно — тематический план совместных праздников и развлечений, разработаны сценарии;
  4. анализ полученных результатов убедил нас, что произошли существенные изменения в детско-родительских отношениях: на низком уровне детско-родительских отношений осталась одна семья из семнадцати; 6 семей перешло на высокий уровень детско-родительских отношений; 10 семей — на средний уровень.

Таким образом, система работы по формированию у родителей компетентности в детско – родительских отношениях позволила установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовала закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.

Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях дошкольного возраста, о формах и методах детского воспитания, способствовали значительному улучшению детско-родительских отношений.

В заключении хотелось бы особо отметить результат, который мы не прогнозировали: на качественно новый уровень поднялись взаимоотношения родителей с педагогами. Родители стали активнее участвовать в образовательном процессе, с желанием и позитивным отношением откликаются на просьбы со стороны воспитателей, администрации детского сада.

Детско родительские отношения в семье в доу

Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье

Детско-родительские отношения – это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок — родители») и сверху вниз (диада «родители — ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы.

Анализ трудностей в детско-родительских отношениях позволяет выделить как одну из основных причин их возникновения особенности семейного воспитания. Семья – важнейший фактор, персональная среда развития личности ребенка. Не случайно одной из главных функций современной семьи является выполнение родителями воспитательной функции. Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия, недостатки воспитательных воздействий, что очень часто негативно влияет на личностное развитие дошкольника, на его психическое здоровье и эмоциональное благополучие.

По мнению А.В. Петровского, развитие личности ребенка и подростка в онтогенезе обусловлено деятельностно-опосредо-ванным типом взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной группой в этот период. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельностей, которые задает эта референтная группа, и общением, которое в ней складывается [5].

Поэтому так много внимания в психологической литературе уделяется описанию различных классификаций, раскрывающих особенности влияния воспитательных воздействий в семье на формирование личности ребенка. В основу классификаций положены понятия «тип родительского отношения», «родительская позиция», «стиль семейного воспитания».

Характеристика благополучных детско-родительских отношений

Истинные побуждения, которые определяют взаимодействие родителей с детьми, не всегда полностью представлены в их сознании. По мнению А.С. Спиваковской, «реально действующий мотив может быть представлен в сознании «замещающим» мотивом, а само воспитание, взаимодействие с ребенком становится полимотивированным и в значительной степени неосознанным. Причем неосознаваемый компонент воспитания определяется как силой осознанных мотивов, так и соотношением в их содержании. «Игра» сознательных и неосознаваемых сил, сложное переплетение различных мотивов воспитания проявляются в родительских позициях, преобладающих при взаимодействии с ребенком» [6, с. 339].

Формирование позитивных детско-родительских отношений в современной семье, в условиях ДОУ

Детско-родительские отношения из года в год становятся одной из актуальных тем. На сколько важны отношения между родителями и детьми, а также, какую решающую роль для развития ребенка, играют эти отношения, можно отследить в теоретических аспектах посвящённые проблеме детско-родительских отношений, которые рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики.

На данный момент современный темп жизни задаёт свои задачи и цели, которые преследует современная семья. Как отмечает Шнейдер, который выделяет следующие особенности современной семьи :

Читать статью  Третья беременность: новая роль – многодетная мать

семья стала меньше по численности;

современная семья менее стабильна;

— уменьшилось число семей, где глава муж;

семья стала менее дружной, т. к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;

— значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.

В соответствии с перечисленными современными особенностями семьи Целуйко В. М. выделяет следующие ее категории:

— по количеству детей: бездетные, однодетные, многодетные семьи;

— по составу и структуре семьи : полная, неполная, многопоколенная, семья повторного брака и т. д. ;

— по типу семьи : авторитарный и эгалитарный;

— по особенностям семейного быта, укладу: семья — «отдушина», детоцентрическая семья и т. д. ;

— по однородности социального состава: однородные и неоднородные семьи;

— по качеству отношений, атмосфере в семье и состоянию психического здоровья: благополучная, неблагополучная и т. п. ;

— по степени кооперации совместной деятельности: коллективистская, индивидуалистическая и т. п.

— по семейному стажу; географическому признаку и т. д.

Сейчас современная семья переживает кризис. Этот кризис проявляется в следующих показателях, такие как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей, сознательный отказ от рождения единственного ребенка. Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня «брачности» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости.

Исходя из теории, мы имеем на практике в детском саду родителей, которым не хватает времени на воспитание своих детей.

Мы в свою очередь стараемся создать условия в ДОУ, которые способствовали бы гармоничному формированию и развитию позитивных детско- родительских отношений.

Для формирования позитивных детско-родительских отношений в современной семье мы разработали и реализовали программу по созданию психолого-педагогических условий для формирования и развития позитивных детско-родительских отношений в условиях ДОУ, на базе авторской программы Т. А. Маркова, Г. К. Кравцов, Т. Н. Даронов, С. И. Мушенко «Детско-родительские отношения в системе дошкольного образования».(в подготовительной к школе группе)

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для преодоления трудностей и проблем в общении родителей и детей, через коррекцию детско-родительских отношений, используя эффективные формы работы с родителями, направленные на повышение педагогической грамотности.

— расширение знаний о психолого-педагогических особенностях ребенка шестого года жизни.

формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.

— закрепление у родителей навыков построения позитивных детско-родительских отношений в процессе организации совместной деятельности.

Программа была направлена на работу с родителями и детьми. Содержание работы реализовывалось в процессе следующих этапов:

На начальном этапе работы, предложенной нами программы, все родители приняли участие со своими детьми.

Первый этап, (пропедевтический, направленный на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми, начался со знакомства. Цель: снятие тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми; повышение уверенности в собственных силах; устранение отрицательных эмоций (одно занятие).

Ведущий назвал свое имя и рассказал о себе и предложил сделать то же самое остальным. Во время проведения игр не все родители и дети были раскованны. Мама Игоря М. вообще отказалась от игры. Папа Алины Х. отсел в сторонку, когда мы стали играть, но во время знакомства было заметно, что он очень стесняется. Мама Ани К. всё время выходила с зала, так как её беспокоили телефонные звонки, на просьбу отключить временно телефон, ответ был отрицательным.

Общее впечатление от занятия у родителей и детей положительное. Например, папа Егора У. сказал, что вот так надо чаще собираться, чтобы меньше было проблем и вопросов по отношению к детям, ведь только сейчас мы узнали друг друга с другой стороны. Мама Егора Ф. сказала о том, что не ожидала, что её ребёнок такой общительный и любит рассказывать о себе. Папа Сильвы К. был настолько доволен занятием, что так долго рассказывал о том, чем он любит заниматься. Мама Никиты Ф. в конце занятия подошла и сказала, что в шоке от собственного сына, она даже не знала о том, что ему нравиться танцевать.

Второй этап. (вводный) Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей; развивать умения, направленные на общение детей с родителями (три занятия). На втором этапе родители были более активны, с интересом прослушали лекцию о психологических особенностях детей шестилетнего возраста. (Приложение 10). Они отметили актуальность этой темы. Просмотр фильма вызвал эмоциональный отклик, многие родители посмотрели на детей другими глазами. Папа Аделины К. был настолько проникнут в этот фильм, что после просмотра сказал о том, что обязательно расскажет об этом фильме своим знакомым, у которых тоже ребёнок 6 лет. Мама Саши Б. многие моменты лекции записывала в ежедневник. Мама Ильдара Б. сказала, что оказывается совсем не знает своего сына, что из-за незнания специфики этого возраста они не могут с ним найти общего языка.

Читать статью  Что такое гармония в семье

Проведенное родительское собрание помогло понять многим родителям, что они воспитывают своих детей так же, как воспитывали когда-то их самих, осознали свои ошибки в воспитании. Папа Даши Г. осознал что действительно нельзя воспитывать по методу «как все», что его ребёнок совсем другой. Мама Ульяны С. вспомнила о том как её воспитывал отец очень строго, мама всегда выгораживала её, поэтому у неё до сиих пор нет тёплых отношений со своим отцом. Папа Вики Б. рассказал нам о том, что его воспитывала мама одна, отец ушёл из семьи и когда он женился и появилась дочь он не знал, как правильно обращаться с ребёнком, ведь примера у него не было.

Дети также принимали активное участие в беседах. Все с удовольствием рассказывали о праздниках, которые они отмечают семьей. Большинство детей любят «Новый год» и «День рождения». Илья С. сказал: «Я больше всего люблю Пасху, мы с мамой красим очень красивые яйца», Юля С. сказала: «люблю, когда наступает Новый год, потому что все родители дома», Амин Х. сказал: «Я люблю день рождения мы с мамой и папой едем в магазин выбирать мне подарок какой я сам захочу», Слава Н. сказал о том что все праздники любит, потому что именно на праздниках они все вместе проводят время.

Третий этап. (развивающий) Цель: Формировать умение общаться с детьми, строить правильные взаимоотношения, оценивать детей соответственно их возможностям. Способствовать устранению неправильных отношений с детьми через совместную деятельность с родителями. (4 занятия)

На третьем этапе все родители принимали активное участие в дискуссии. Велось активное обсуждение при разрешении педагогических ситуаций. Большинству родителей не составило труда охарактеризовать своего ребенка. Родители Артёма Г. в один голос сказали, что слишком много требовали от сына. Родители Ильдара Б. поняли, что из-за того что у них слишком завышенные ожидания, они слишком на него много взвалили, а от того, что ожидания не оправдываются стали раздражаться и злиться. Мама Арины К. сказала, как хорошо, что можно всё это вовремя понять, осознать и исправить.

На совместном детско-родительском занятии было изготовлено много интересных поделок. Было видно, что детям очень нравится совместная работа с родителями. Очень красивую птицу сделали Вадим К. вместе со своим папой. Ваня Б. вместе с папой сделали самолёт из цветного картона. После изготовления поделок была организованна выставка.

В играх также участвовали все с удовольствием. Только маме Насти Р. показалось, что упражнения, которые выполняет ее сын, слишком сложные, и она отказалась от них, что вызвало негативную реакцию у ребенка.

В основном занятия на этом этапе проходили в теплой и дружеской обстановке.

Четвёртый этап. (контрольно-оценочный) Цель: Анализ взаимоотношений; эмоциональный контакт между детьми и их родителями. (2 занятия)

На четвёртом этапе родители делились впечатлениями о проведенных занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребенка как на личность.

Папа Вадима К. отметил: «Мне так понравились ваши занятия, я открыл много нового для себя, понял, в чём мы допускали ошибки при воспитании своего сына».

Дети с большой любовью делали подарки в виде рисунков для своих родителей.

В результате мы провели праздник для детей и родителей, который прошел в очень веселой обстановке.

Все закончилось чаепитием. Родители и дети делились своими положительными эмоциями. Мама Ани К. сказала: «Мы все стали одной большой дружной семьей».

Таким образом, данная программа позволила установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовали закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.

На наш взгляд, наиболее эффективными формами работы были дискуссии, так как каждый высказывал свое мнение и всей группой находили наиболее оптимальное решение проблемы: проигрывание педагогических ситуаций, потому что со стороны можно лучше увидеть и осознать ошибки, которые ты сам допускаешь; совместные занятия с детьми – они сближают родителей и детей, помогают лучше понять друг друга.

Мастер-класс детско-родительский дизайн, клуб «Мастерилка»

Мастер-класс детско-родительский дизайн, клуб «Мастерилка» Современные условия организации жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения не только предъявляют новые требования к профессионализму.

Проект «Наши мамы» Проект «Наши мамы» Актуальность проекта. Сколько звезд на ясном небе! Сколько колосков в полях! Сколько песенок y птицы! Сколько листьев.

Источник https://urok.1sept.ru/articles/577665

Источник https://pedlib.ru/Books/6/0177/6_0177-95.shtml

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-pozitivnyh-detsko-roditelskih-otnoshenii-v-sovremenoi-seme-v-uslovijah-dou.html