Психологические особенности старших, средних и младших детей в семье

28 июня, 2022 0 Автор ewermind

 

Консультация для родителей. Старший или младший ребенок. Дружат или конфликтуют в семье. Почему?

Назарова Юлия
Консультация для родителей. Старший или младший ребенок. Дружат или конфликтуют в семье. Почему?

Все мы получили в детстве от своих родителей какую-то роль. Это может быть полученная роль младшего или единственного ребенка, а может быть и роль старшего, которая досталась трудно, и пришлось пережить немало, прежде чем чувство ответственности стало чертой характера.

Младший ребенок никогда не переживал ситуацию единственного ребенка, которому родители отдают все свое внимание, любовь и заботу. В то же время младший ребенок более самоуверен и оптимистичен, так как не испытал «свержения с престола», как старший. Старший ребенок более зависим от матери, чем младший.

Родителям важно правильно расставлять акценты в воспитании младшего и старшего ребенка. Поведение и воспитательная стратегия родителей меняются, а не остаются неизменными по отношению к младшему, старшему или среднему ребенку. Смена стиля воспитания родителей отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка, провоцируя появление у него упрямства. Порядок рождения ребенка в большей степени влияет на материнскую, а не на отцовскую стратегию воспитания.

Можно выделить следующие особенности воспитания детей:

• Матери по отношению к старшим детям больше склонны к резкой смене стиля и приемов воспитания

Родители больше склонны к колебаниям в воспитании старших мальчиков.

• Матери чаще видят свои отрицательные черты характера и слабости именно в своих старших детях.

• В отношении младших дочерей родительское внимание наиболее сбалансировано, а родительские чувства более развиты. Это объясняется тем, что инстинкт материнства и отцовства у родителей усиливается с увеличением их возраста и опыта.

• При воспитании старших детей родители острее чувствуют самопожертвование и страх причинить вред ребенку.

• Наименьшее напряжение у родителей вызывает воспитание младших детей.

• У старших детей матери больше предпочитают качества, присущие девочкам. Такая установка может негативно отразиться на воспитании старших мальчиков. В крайнем варианте такого воспитания старшие мальчики оказываются в ситуации эмоционального отвержения, постоянно чувствуя себя не любимым, «не таким, как хочет мама», «не нужным».

Родители более строги со старшими детьми, при воспитании настроены на то, чтобы подавлять волю детей. К старшим мальчикам родители предъявляют гораздо больше требований.

Отношения между родителями также зависят от количества детей в семье и их пола :

• Отцы двоих детей уделяют меньше внимания своим женам, чем отцы единственных детей. Вполне вероятно, что двое детей делают проблему материального обеспечения семьи более напряженной, вынуждая отцов больше времени проводить вне дома.

Родители двоих детей менее раздражительны, чем родители единственных детей.

• В семьях, где воспитываются мальчики, доминирование (главенство) матери выражено слабее, чем в семьях, где воспитываются девочки.

Родители в разной степени пытаются ускорить развитие ребенка. Например, родители старших и младших мальчиков стремятся ускорить развитие своих детей, порой требуя от них того, что те выполнить не в силах. В некоторых случаях это может негативно отразиться на психическом здоровье детей. При воспитании старших девочек родители более навязчивы и пытаются ускорить процесс развития своих дочерей.

Здесь нужно отметить, что многим родителям очень хочется, чтобы их ребенок скорее пошел, скорее заговорил, скорее научился читать, писать и т. д. Но многие не задумываются о тех последствиях, к которым может привести ускорение развития.

Наиболее критичным возрастом для возникновения конфликта между детьми в семье является возраст, когда старшему (первенцу) на момент рождения второго ребенка исполнилось от 3 до 5 лет. В этот период у детей обоих полов обостряется потребность в любви со стороны матери и блокирование этой потребности у старшего ребенка отражается в ревности к младшему, эмоциональной неустойчивости (срывы, истерики, плаксивость). Данное явление называется конфликтом сиблингов (сибс-конфликт).

Факторы сибс-конфликтов :

1. В детских рисунках семьи при сибс-конфликте старший ребенок зачастую не рисует младшего; в разговорах с родителями высказываются предложения его отдать, выбросить, оставить где-либо и т. п.

2. Поступки старшего ребенка оцениваются негативно, в то же время все новообразования у младшего получают положительную оценку. Такая ситуация приводит к агрессивному поведению, зачастую это проявления агрессии, направленной на себя. Например, мальчик Владик 4 лет на рождение сестренки, которой занимались родители и днем и ночью, предоставив воспитание мальчика бабушке, отреагировал возникновением патологической привычки — страстью к выдергиванию волос. Владик стал выдергивать у себя с головы волосы и тем самым добился того, что родители обратили на него внимание (стали водить сына к врачам и беспокоиться о его здоровье).

3. Особенностью отношения родителей к старшему ребенку при сибс-конфликте является непостижимая для ребенка ситуация периодического перенесения его из структуры «Ты еще маленький» в структуру «Ты уже большой». Так охарактеризовала Аня 6 лет разницу в отношениях родителей к ней и к младшей сестре Яне : «Я что сделаю, родители говорят : «Ладно, хорошо, Аня». А Яночка когда что-то сделает, то родители восторгаются : «Ой, молодец, Яночка!»

4. Острее всего сибс-конфликт выражен у эмоционально чувствительного ребенка, у ребенка нервно и соматически ослабленного и не получающего достаточного внимания и тепла со стороны матери.

Одна из педагогов, которая была старшим ребенком в своей семье, с болью в голосе сказала про себя: «Я вообще никогда не была маленькой. Я в три года, когда родился младший брат, сразу стала большой».

Обращение младшего ребенка к родителям

Воспитывайте у меня чувство ответственности, это чувство я часто замечаю у старшего. Я тоже хочу за кого-то или за что-то отвечать.

Я не боюсь рисковать, ведь у меня есть надежный тыл из старшего и родителей. Оберегайте меня от слишком рискованных поступков, ведь я могу пострадать.

Когда мне часто напоминают о том, что я младшенький, я начинаю об этом задумываться и извлекать для себя пользу в виде поблажек, психологических выгод и т. п. Я и сам знаю свою роль младшего ребенка, не надо делать на этом акцент.

Я быстро привыкаю к помощи окружающих. Это будет мешать мне, когда я повстречаюсь с серьезными препятствиями, я буду ожидать и даже требовать поддержки.

Я часто не стремлюсь лидировать среди сверстников и поэтому могу оказаться на последних ролях. Помогите мне поверить в себя, в этом вопросе мне нужна поддержка.

Мне необходимо свое личное пространство, свои игрушки, своя комната и т. д. Наша дружба со старшим будет от этого только крепнуть. Обращение старшего ребенка к родителям

Читать статью  Семейное консультирование

На меня всегда можно положиться, но я так устал от этой ответственности, которая постоянно ложится на мои хрупкие плечики. Я ребенок, а чувство ответственности за младшего — это такое взрослое чувство. Я тоже еще ребенок!

Мне приходится постоянно взвешивать свои поступки и слова, думать о том, как воспримет их младший, не научится ли он у меня плохому. От этого я перестаю быть самим собой, я теряю непосредственность и становлюсь не по годам взрослым. Я еще буду взрослым, а сейчас помогите мне оставаться ребенком.

Несмотря на внешнюю открытость и общительность, я внутренне много переживаю. Говорите мне о том, что вы меня любите, мне так не хватает ваших подтверждений в любви.

Ваша строгость и излишняя требовательность по отношению ко мне вызывают у меня чувство незащищенности.

Когда я не прав, проявите терпение, объясните мне мою неправоту, я и сам пойму это со временем.

Меня часто не замечают, а мне хочется тепла, ласки, внимания. Если меня не замечать, мое поведение будет казаться вам наглым и агрессивным или напоминать поведение маленького ребенка. Помогите мне не вести себя так.

Консультация для родителей «Математика в семье» Цель консультации: привлечь интерес родителей к занимательному материалу, помочь осознать значимость его применения в условиях семьи; Многие.

Консультация для родителей «Младший и старший ребенок» Каждый родитель любит своего ребенка и желает ему только счастья. Однако по незнанию родители могут допускать серьезные ошибки в воспитании.

Консультация для родителей «О воспитании в семье» Родители первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В общении с родителями малыш учится.

Консультация для родителей «Почему ребенок говорит неправду?»

Консультация для родителей «Почему ребенок говорит неправду?» Как известно,предвестником большой лжи является маленькая ложь. Поэтому,когда ребенок начинает неуклюже обманывать,родителей это очень.

Консультация для родителей «Почему ребенок грызет ногти?» Многие родители полагают,что если ребенок грызет ногти,то это всего лишь дурная привычка,от которой рано или поздно он отучится. Успокоив.

Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?»

Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?» Очень часто родители говорят: «Ребенок говорит только «на своем языке»». Многие родители утверждают, что дети активно пользуются жестами.

Консультация для родителей «Почему ребенок плохо ест?» Самая банальная и частая причина плохого аппетита – нарушение режима питания. У детей дошкольного возраста аппетит не всегда одинаков. Особенно.

Консультация для родителей «Почему ребенок плохо разговаривает?» Последнее время все меньше дошкольников с речью без отклонения от нормы. Возникает вопрос: «Почему это происходит?». Причины не только в.

Консультация для родителей «В семье появился еще один ребенок»

Консультация для родителей «В семье появился еще один ребенок» В вашей семье прибавление,появился еще один малыш! Появление ребенка в семье всегда несет большие перемены- независимо от того, родной.

Памятка для родителей «Ребенок в семье» 1. Укрепляйте мир своей семьи добрыми мыслями, добрыми словами и только добрыми делами. 2. Надо быть всегда доброжелательным. Дружелюбие.

Психологические особенности старших, средних и младших детей в семье

main_img

С точки зрения эволюции, успех родителей зависит от количества потомства, которое принесут их дети. Чем старше ребёнок, тем ближе момент появления у него детей и тем ценнее он для родителей. Этот фактор становится явным в моменты, когда нужно принимать судьбоносное решение. Испокон веков, когда одного ребёнка нужно было принести в жертву для выживания остальных, самым вероятным кандидатом становился самый младший. Поэтому приверженность первенцев устоям и ценностям своих родителей есть не что иное, как следствие уверенности в своей безопасности по праву рождения первым [1].

Старший ребенок

Родительский фаворитизм чаще всего связан именно с первенцем: ему достается все самое лучшее, родители готовы вложить в первого ребёнка максимум сил, времени, заботы. Поскольку родители видят именно в старших детях свое продолжение, эти дети наиболее склонны к тому, чтобы перенимать взгляды родителей на жизнь, разделять их ценности и продолжать семейные традиции. Старший ребёнок рассматривает родителей как пример для подражания, и в этом отношение старших детей схоже с чувством привязанности единственных детей к родителям.

Старшие дети, возможно, наиболее чувствительны к критике со стороны родителей. Степень привязанности старших детей к родителям выше, чем у их младших сиблингов, в силу более тесного контакта с раннего детства, поэтому старшие дети больше нуждаются в моральной поддержке отца и матери, в признании их успешности, в похвале и подбадривании.

Но старшим детям в семье приходится пережить болезненный период, связанный с появлением на свет младшего брата или сестры. С рождением младенца старший вынужден защищать то, что недавно безраздельно принадлежало только ему: внимание и любовь родителей. Капризы, истерики, протесты, агрессия по отношению к младшему сиблингу – это отражение страдания, которое испытывает ребёнок, свергнутый с престола. Старшие дети чувствуют конкуренцию за любовь родителей на протяжении всего детства, а иногда и всей жизни, поэтому часто, несмотря на внешнюю уверенность в себе, амбициозность и старательность, они страдают от пониженной самооценки, не верят в свою ценность и в свои способности.

Как и единственные дети, старшие могут испытать на себе непоследовательное воспитание родителей, для которых это первый опыт. Родители больше тревожатся и нервничают по поводу воспитания и развития первенца, и от неуверенности могут бросаться в крайности: из авторитарности во вседозволенность. Но безусловным преимуществом старшего ребёнка является то, что его достижения всегда будут приводить в пример младшему.

Чувство ответственности вырабатывается у старших детей с раннего детства. Родители рассматривают их как своих соратников, партнеров и помощников в коммуникации с младшими детьми. Старший ребёнок выступает в роли связующего звена между родителями и остальными сиблингами. Обремененные ответственностью старшие дети более серьёзны. Чтобы сохранить свое положение, они должны быть более прилежными и амбициозными, чем их младшие братья и сестры.

Более высокие требования к старшим детям, включая чувство ответственности, зачастую не связаны с их возрастомй.

Младший ребенок

Младшие дети собирают сливки с родительской любви, и чем старше родители, тем нежнее и заботливее они по отношению к самому маленькому ребёнку в семье.

Опробовав педагогические приемы на старшем или старших детях, родители гораздо более склонны баловать младшего ребёнка, ему достается максимум внимания. С позицией единственного ребёнка его роднит возможность испытать на себе чрезмерную опеку родителей. В отличие от старшего ребёнка, младший чаще довольствуется безусловной любовью родителей, бабушек и дедушек. Младшим детям, как правило, не нужно ничего доказывать, от них не ждут подвигов и успехов, они могут позволить себе такую роскошь, как быть самими собой.

Читать статью  О чем молчат подростки? Интервью с психологом

Чувствуя такую безграничную любовь родителей, младший ребёнок не испытывает тревоги и страха по поводу того, что он может не оправдать надежд семьи. От родителей он ждет защиты и поддержки. В этом, возможно, суть привязанности младшего ребёнка.

Младшие дети не всегда отличаются послушанием, прилежанием и подчинением воле родителей, и они не стремятся контролировать окружающих. Зато, вероятно, младшие дети лучше других могут угадывать мысли и желания родителей и старших детей в силу развитой с детства наблюдательности и чуткости.

Не обладая силой, интеллектом и авторитетом старших детей, младшие вырабатывают противоположную стратегию борьбы с сиблингами: они все делают исподтишка, а также в ход пускают слезы, жалобы родителям на несправедливость старших. Наказывая старшего ребёнка в ответ на жалобу младшего, родители закрепляют эту линию поведения самого младшего.

Младшим детям больше свойственно желание перемен и смелость в изменении своей жизни. Исследователи влияния очередности рождения на характер человека объясняют склонность младших детей к бунту, протесту и неординарным решениям задачей эволюции. Страсть к риску у младших детей эволюционно заложена очень глубоко.

В то же время, младшие дети могут оказаться в позиции единственных детей, когда старшие покидают родительское гнездо, а они остаются с уже немолодыми родителями. Младшим приходится брать на себя функцию заботы о родителях, выучить новый репертуар поведения. В такой ситуации привязанность стареющих родителей к младшему еще сильнее – он для них главный стимул к жизни, отрада и отдушина.

Младший ребёнок может сыграть роль связующего звена между родителями. Если отношения между супругами стали очень непрочными, то они могут надеяться на то, что рождение младшего ребёнка поможет их воссоединению. Если старшие дети родителей рождены от предыдущих браков, то младший, их общий ребёнок, может рассматриваться как общий знаменатель.

Младшим детям свойственно устанавливать более тесный эмоциональный контакт с родителями. Они, скорее всего, наиболее чувствительны к эмоциональному состоянию родителя, легче остальных могут различить перемену настроений отца или матери. Родители опекают, заботятся о младшем ребёнке и принимают его таким, какой он есть.

Средний ребенок

Специфика положения среднего ребёнка в семье заключается в том, что до рождения третьего ребёнка он был самым младшим и опекаемым, а с появлением младенца он должен уступить ему свое место. Это похоже на феномен детронизации первенца, только средний ребёнок оказывается жертвой обстоятельств дважды – он никогда не был единственным ребёнком, а теперь его лишают и привилегий самого маленького и беспомощного.

Отношения среднего ребёнка с родителями всегда опосредованы наличием братьев или сестер. Позиция среднего ребёнка подразумевает, что он должен играть одновременно две роли: и старшего, и младшего. Как отмечают психологи-исследователи, среднему ребёнку иногда бывает трудно определить свое место в семье, даже если разница в возрасте между ним и сиблингами составляет 3-4 года.

Предположительно, средний ребёнок от рождения находится в конкурентных условиях со старшим сиблингом. Родители сознательно или бессознательно сравнивают второго ребёнка со старшим. Третьему ребёнку с этой точки зрения легче: родители уже осознали уникальность каждого ребёнка и понимают нецелесообразность сравнений.

Положение среднего ребёнка можно расценивать как наименее завидное, поскольку он получает меньше родительского внимания, чем крайние с точки зрения порядка рождения дети.

Можно предположить, что средний ребёнок меньше привязан к родителям, чем старшие или младшие дети. Проведенное среди 245-ти студентов исследование показало, что средние дети больше ценят дружбу, нежели семью. Они с меньшей готовностью оказывают поддержку родителям в нужде, чем первенцы или младшие [1].

Средний ребёнок, с детства привыкший искать компромисс между своими желаниями и потребностями сиблингов, развивает в себе качества дипломата и эффективного переговорщика. В силу своей сиблинговой позиции он более коммуникабелен и социален, чем его младшие или старшие братья и сестры. Средний ребёнок охотнее прислушивается к мнению других, он часто сомневается в своей правоте и не склонен бросаться в крайности.

В отдельную категорию шведский психолог Э. Шёнбек выделяет сиблингов с разницей в возрасте менее двух лет, так называемых «псевдоблизнецов».

Эффект «детронизации» первенца сопровождает рождение второго ребёнка в семье в любом случае, но чем меньше разница в возрасте между сиблингами, тем острее, болезненнее и беспощаднее детронизация старшего ребёнка в его субъективном восприятии. Связано это с тем, что первенец еще не почувствовал сепарацию от родителя. В качестве подтверждения этой мысли Шёнбек приводит слова австрийского психолога Маргарет Малер о том, что на психическом уровне «пуповина» продолжает связывать ребёнка с матерью до трех-четырех лет. Только к этому возрасту он психологически готов к появлению сиблинга [3].

В отдельных случаях старший брат или сестра могут стать основным объектом привязанности младшего сиблинга. Например, старший сиблинг может играть роль родительской фигуры для младшего во время стрессовой ситуации или в период переживания горя, когда отец или мать по каким-либо причинам не могут оказать поддержку.

Итак, заложенный в ранние годы паттерн оказывает долгосрочное влияние на формы поддержки и близость между поколением родителей и детей.

Помимо очередности рождения, на формирование личности ребёнка влияют пол детей, разница в возрасте между братьями или сестрами, а также количество детей в семье. Пол ребёнка и его сиблингов определяет такие качества личности, как мягкость, нежность, чуткость или жесткость, стремление к конкуренции. Мальчик, который воспитывается с младшей сестрой, обычно нежнее, мягче, галантнее, лучше разбирается в женской психологии. А если мальчик растет с младшим братом, в нем, как правило, сильнее развито соревновательное начало.

Примечание: в заметке представлены обобщенные результаты различных психологических исследований, проводившихся на больших выборках. Они не отменяют того факта, что в каждом уникальном случае психологические особенности ребенка могут существенно отличаться от «средней температуры по больнице».

Младшие дети: особенности характера и влияние на них старших детей

Младшие дети: особенности характера и влияние на них старших детей

Психологи утверждают: то, каким по старшинству ребенком Вы являетесь, оказывает значительное влияние на формирование особенностей личности. Поговорим, что означает быть младшим ребенком, и какое влияние оказывают на него старшие дети.

Семейная идиллия

Семейная идиллия

Часто, говоря о семье с несколькими детьми, мы представляем себе идеальный образ: в доме мир и порядок, полные взаимопонимание и любовь, старшие заботятся о младших, а последние, в свою очередь, растут, разумно следуя примеру старшего брата и сестры. К сожалению, у этой красивой картинки есть и обратная сторона, и нормой братских или сестринских отношений является также соревновательность, конфликты, обиды и взаимное как положительное, так и негативное влияние.

Посмотрим на ситуацию: после долгого единоличного властвования сердцами родителей и бабушек-дедушек, первенец вдруг становится старшим, и выясняется, что это означает не только наличие авторитета (который ещё надо будет завоевывать и постоянно подтверждать), но и переключение родительской концентрации с него на младенца. Это становится мощным стрессом для старшего ребенка и возлагает на него новые обязанности и требования.

Читать статью  Насилие в семье: способы проявления и как бороться?

Младший же ребенок изначально развивается в иных условиях: независимо от желаний первенца новорожденный имеет неразрывный физический и эмоциональный контакт с мамой. Он не завоевывает внимание и особое отношение к себе: в силу возраста оно принадлежит ему по праву (хотя в глазах старшего ребенка младший выглядит захватчиком). Он рождается в условиях уже сложившейся семьи, с некоторым наработанным родительским опытом, он не сталкивается, как первый ребенок, с ситуацией смены ролей. И в дальнейшем ему нередко удается сохранить эти позиции.

Особенности воспитания младших детей и черты характера

Советы по налаживанию отношений младших и старших

Родители часто склонны более снисходительно подходить к воспитанию младшенького и настраивать на такое же отношение к нему старшего ребенка. Все это сказывается на чертах характера младшего ребенка: оптимизм, открытость, большая эмоциональная стабильность.

В силу возрастных особенностей на младших детей возлагаются меньшие по сравнению со старшим ребенком обязанности, ему большее прощается, и это воспринимается им как естественный порядок вещей, что также часто является причиной таких черт, как беспечность и необязательность.

Старшие же дети, анализируя ситуацию, воспринимают данное положение несправедливым, и это добавляет недовольство в адрес малыша, который в первые пару лет абсолютно открыт, искренен и ярко выражает свою любовь к старшему брату или сестре.

Однако по мере взросления младшего ребенка отношения к нему взрослых меняется, внимание перераспределяется между детьми более ровно, но младшие не всегда готовы сдавать позиции. На этом этапе могут появляться новые черты: задиристость, импульсивность. Малыши могут провоцировать конфликт со старшим, и если родители более строги к первенцу ( « ты ведь большой и умный » ), такое стереотипное поведение может закрепляться.

В борьбе за лидерство младшему ребенку приходится нелегко: он проигрывает как по физическим, так и по интеллектуальным (в силу возраста и опыта) параметрам, поэтому, как правило, инициативность и умение повести за собой — это не их конек, они чаще растут исполнителями и соратниками. В связи с главенствующей ролью старшего ребенка, младшенькие часто имеют трудности в принятии решений и даже во взрослой жизни выбирают роль ведомого.

Да и в целом, младшим детям часто приходится мириться со вторыми ролями: родители дали хороший импульс для развития первому ребенку, и продолжают подспудно стимулировать его взросление, нацеливая его на достижения (и сам старший ребенок своими успехами подсознательно пытается « заработать » большую любовь родителей), а младший уже « равняется » на старшего, пытается догнать. Если настрой родителей — продлить удовольствие общения с « малышом » , то инфантильность младшего поддерживается воспитанием, где уж тут удивлять результатами!

Испокон веков существовало правило, что именно старший отпрыск является главным наследником: на него возлагаются основные надежды и чаяния родителей, он должен стать продолжателем семейных традиций и опорой родителям в старости. Если в семье складывается неблагополучная финансовая ситуация, старшие могут раньше пойти работать, принеся в жертву свое образование. Младшие же дети — легкомысленные баловни судьбы, общие любимчики.

Хотя вторая роль в некоторых случаях становится и стимулом для развития. Положение в семье часто не устраивает младшего: он хочет, чтобы с ним считались, воспринимали всерьез. Такие дети всеми силами пытаются самоутвердиться, действуют всем наперекор. Правда, ребенку приходится проявлять творческий подход, находить альтернативные способы и сферы для самореализации, и их креативность становится в этом большим подспорьем. Возможны и крайности, когда младший становится настоящим бунтарем, авантюристом. История знает немало таких примеров среди революционеров.

Что точно является сильной стороной младших детей — это искусство общения. С юных лет младший ребенок учится налаживать отношения и по опыту знает, что силовые решения часто становятся проигрышным способом. Поэтому, как правило, такие дети учатся избегать прямых конфронтаций, добиваясь своих целей хитростью и гибкостью подхода. Часто для этого используются манипулятивные техники: попытки очаровать или, наоборот, разжалобить.

По поводу интеллектуального развития младших детей сломано немало копий и проведено исследований. Бытует мнение, что старшие дети показывают гораздо более высокие результаты и более успешны в учебе. А недавние исследования, проводившиеся во Франции, позволяют утверждать, что наличие старших братьев и сестер ухудшают развитие языковых навыков у младших. Как бы то ни было, ученые скептически относятся к таким результатам, говоря, что многие особенности личности младших и старших детей основываются совсем не на очередности рождения, а скорее имеют причиной стереотипность воспитания: недостаточное по сравнению со старшими детьми внимание родителей, демонстрирующих правильное произношение и предлагающих правильные ответы, меньшая требовательность в отношении младших.

Советы по налаживанию отношений младших и старших

Какие бы ни строились отношения между родителями и детьми, старший ребенок всегда будет оставаться авторитетом, и соперничества в их борьбе за любовь родителей не избежать. Хотя здоровое соперничество — это путь к развитию. Специалисты утверждают: при мудром подходе к воспитанию жесткая конкуренция может быть исключена. Вот некоторые хитрости, способные смягчить соперничество ваших детей:

  • Старайтесь не допускать сравнения младших и старших детей, особенно если это касается умственных и физических возможностей.
  • Нагружайте старшего ребенка только посильным для него уровнем ответственности за себя и не взваливайте на него ответственность за младшего.
  • Не заставляйте старшего ребенка против его воли играть и заботиться о младшем.
  • Старайтесь равномерно распределять внимание между детьми. Пусть у каждого будет свое время для личных отношений с вами.
  • Научите детей тому, что у каждого из них есть право на самостоятельную игру или занятие, и в этом нет ничего обидного.
  • Проявляйте уважение к желаниям каждого ребенка по выбору одежды. Старший может не хотеть видеть свои, пусть даже и маленькие, вещи на младшем, как и младший ребенок совсем не обязан донашивать вещи старшего.
  • Приучите детей, что у каждого из них есть личные вещи, которыми он не обязан делиться с другим.
  • Попытайтесь устраивать детям возможность раздельного времяпрепровождения (разные группы в детсаду, кружки). Так дети получат возможность примерить на себя разные роли и отдохнуть друг от друга.
  • При выборе образовательных программ, развлечений обязательно учитывайте индивидуальные особенности и желания каждого ребенка, а не идите «по накатанному пути».

Вопрос межличностных взаимоотношений всегда требует тонкости решения. Мы уверены, несмотря на общие тенденции формирования личности, ваши терпение, чуткость и любовь позволят развить в ваших детях самые лучшие качества и избежать многих ошибок!

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-starshii-ili-mladshii-rebenok-druzhat-ili-konfliktuyut-v-seme-pochemu.html

Источник https://www.all-psy.com/stati/detail/8708

Источник https://vospitanie.guru/semejnoe/mladshie-deti-osobennosti-haraktera-i-vliyanie-na-nih-starshih-detej