Проблемы приемных семей и пути их решения

7 сентября, 2022 0 Автор ewermind

 

Содержание

Проверка ребенком

Вокруг отношений приемных родителей и усыновленных детей много различных домыслов и мифов, но в этих отношениях есть и реальные проблемы. Чего обычно боятся усыновители и чего на самом деле им стоит опасаться? Психолог, старший методист центра психолого-медико-социального сопровождения «Северо-Запад» Виталий Сонькин регулярно консультирует приемные семьи. Для Русфонда Виталий Сонькин прокомментировал самые распространенные мифы о жизни таких семей и описал их реальные проблемы.

«Приемный ребенок – это всегда проблемный ребенок».

– Трудности могут быть с любым ребенком, и приемным, и родным. Понятно, что приемные дети попадают в сложную жизненную ситуацию. Им труднее привязываться, устанавливать доверительные отношения с людьми – при том, что они в этом очень нуждаются. Детдомовские дети очень недоверчивы, они долго проверяют людей, в том числе своих приемных родителей. Часто такие проверки могут привести к конфликтам с родителями, со сверстниками.

«Лучше усыновить ребенка в младенческом возрасте – так можно избежать многих проблем, и к тому же воспользоваться тайной усыновления».

– Ребенок, усыновленный в младенчестве, не помнит вхождения в семью, и с ним действительно будет легче установить близкие отношения. Что касается тайны усыновления, довольно часто случаются истории, когда дети спустя годы узнают, что их настоящие родители – другие люди. Для них это сильный стресс: оказывается, самые близкие люди их всю жизнь обманывали. В переходном возрасте это может вылиться в установку: «Вы мне не родные, поэтому не можете ничего запрещать, указывать». Бывает, что приемные родители инсценируют для ближайшего окружения беременность, роды. Хранить такую тайну и строить отношения на обмане проблематично и для самих родителей. Во многих странах тайна усыновления запрещена, и мне кажется, это правильно. Это иллюзия, что можно что-то скрыть. У подростка может появиться желание найти своих кровных родителей, что естественно возбуждает ревность у родителей приемных. Хотя для ребенка это не поиск «настоящих» мамы и папы, а желание лучше понять себя.

Детей постарше проще брать родителям, готовым скорее к роли проводника, а не попечителя, которым интереснее строить отношения на взаимном уважении.

«Усыновляют чаще всего бездетные пары или люди с гипертрофированным чувством ответственности».

– Я сталкивался с разными историями. Бывает и так, а бывает, что берут из детдома ребенка из чувства обиды на своих детей, которые выросли и ушли от родителей: «Ах так, тогда я заведу другого!» Иногда у родителей умирает ребенок, и они так стараются восполнить утрату. Но эта мотивация не очень удачная. Лучше, когда люди чувствуют, что в состоянии принести пользу, уверены в социальном плане. Обычно это вариант, когда человек сначала интересуется проблемами детдомов, потом начинает помогать конкретным детям, а потом приходит к мысли взять ребенка в свою семью. Вообще есть стандартные рекомендации по поводу того, какими должны быть приемные родители, и эти рекомендации вполне адекватные. Полная семья, финансовая независимость, хорошие жилищные условия. Широкая социальная среда и круг поддержки: много друзей-родственников, которые поддерживают семью в этом решении. Все эти характеристики говорят о том, что усыновителями должны быть люди взрослые и состоявшиеся, прочно стоящие на ногах. Но при этом не пожилые – им сложнее, у них меньше энергии, сил. Но определяющие критерии здесь, конечно, не формальные.

«Если в семье есть кровные дети, они будут ревновать к приемным, неизбежны конфликты».

– Да, появление нового человека в семье (тут даже не важно, приемного или новорожденного кровного) ведет к ревности, в случае с приемным ребенком она может быть с обеих сторон. Но мудрые родители смогут проговорить и разрешить эту ситуацию. Поэтому важно, чтобы усыновление было выбором не только взрослых членов семьи, но и ребенка. Я видел семьи, где дети сами подталкивали родителей взять ребенка в семью.

«После “медового месяца” в отношениях с усыновленными детьми всегда наступает тяжелая полоса».

– Это касается любых отношений. В том числе, отношений мужчины и женщины: когда мы влюбляемся, сначала видим только хорошее, радуемся, что нашли друг друга, что мы вместе. И постепенно начинаем сталкиваться с тем, что мы разные. Привычки ребенка, выросшего в детском доме, будут особенными, к ним и родителям придется привыкать. У ребенка проходит первое опасение, что его вернут обратно, и начинается проверка: насколько сильно его любят? Что могут вытерпеть, простить?

«Отказ от ребенка и возвращение его в детдом наносит ему сильнейшую психологическую травму».

– В моей практике был мальчик, которого возвращали в детдом три раза. Ему было лет десять. Последние родители знали его историю и взяли его из сожаления. Думали, что они-то уж справятся – тем более что к тому времени воспитывали приемную девочку, и там все было в порядке. И все же они пришли ко мне со словами: «Если вы нам не поможете, нам придется отдать его». С виду милый, очаровательный мальчик, он всем нравился на первом этапе, а потом начинались тяжелые конфликты с родителями, и его раз за разом возвращали. Детдомовских детей, конечно, очень травмируют отказы, они укрепляются в мысли, что с ними что-то не в порядке. Не понравились, не пригодились. Таким детям нужна помощь, но их по нашим правилам на месяц кладут в психбольницу на «реабилитацию». Вряд ли это способствует восстановлению ребенка, его уверенности и доверию в отношениях.

«Как приемного ребенка ни воспитывай, генетика может все перечеркнуть».

– Мы сами не управляем нашей генетикой, это лотерея. Но люди, которые списывают неудачи на «плохую генетику», просто снимают с себя ответственность. Генетические особенности есть у всех детей, и у приемных тоже. Все дети в каком-то возрасте начинают «плохо себя вести»: драться, дерзить родителям, плохо учиться. В таких случаях можно, конечно, вспомнить, что приемный ребенок из неблагополучной семьи, и списать все на это. Дети в самом деле могут быть наследственно предрасположены к агрессии или зависимому поведению, но по большому счету генетика играет здесь не определяющую роль. А вот опасения могут повлиять резко негативно. Скажем, дети, которых родители пытаются усиленно контролировать, будут склонны к агрессивно-доминирующему поведению, это ведь реакция на контроль. Тогда их станут контролировать или наказывать еще строже, что в свою очередь приведет к еще большей агрессивности с их стороны. Так опасения родителей усиливают негативное поведение ребенка.

«У всех детдомовских детей проблемы со здоровьем».

– Опыт многих приемных семей, которые я консультировал, говорит, что это близко к истине. Знаю семью, которая два года потратила на восстановление здоровья приемного сына, с ним работали дефектологи, неврологи. Важно продиагностировать ребенка с ног до головы. В детдоме вам не дадут полный список его диагнозов – не потому, что скрывают, а потому, что там нет возможности толком заняться здоровьем детей. К чему в школах приемных родителей не готовят – так это к тому, что они берут кота в мешке, прежде всего в плане здоровья. С психическим здоровьем разобраться проще, психика лучше поддается коррекции, труднее решать медицинские проблемы.

«Приемные дети трудно находят язык со сверстниками в школе».

– Здесь опять же играет роль проблема привязанности. Приемному ребенку нужны хорошие отношения, он дорожит ими, но устанавливает и удерживает их с трудом. Он почти постоянно не уверен, что к нему хорошо относятся. И поэтому он либо агрессивно требует этого подтверждения, либо ластится, выклянчивает его. И то, и другое приводит к настороженному отношению среди одноклассников.

Читать статью  Как создать счастливую семейную жизнь

«Обучения в школе приемных родителей недостаточно, усыновители часто бывают не подготовлены к новой жизни».

– Дело скорее даже не в обучении, а в мотивации. Если ты берешь ребенка «для себя», рассчитываешь, что он будет соответствовать твоим ожиданиям, это может отстранить вас друг от друга. А если ты усыновляешь, зная, что ничего за это не получишь, что не будешь требовать от ребенка благодарности, это позволит выстроить нормальные с ним отношения, и во взрослом возрасте вы будете оставаться близкими людьми. Хороший родитель – это тот, кто учит своего ребенка обходиться без себя. Нужно не столько постоянно страховать ребенка, сколько стать его проводником в самостоятельную жизнь. Это как учить езде на велосипеде – вовремя отпуская и все больше давая возможность двигаться самостоятельно, независимо.

Проблемы приемных семей и пути их решения

Одним из важнейших направлений повышения эффективности социальной политики в области поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является развитие семейных форм устройства детей. В средствах массовой информации стали активно пропагандироваться и популяризоваться такие формы. Семейные формы устройства детей-сирот обеспечивают наиболее благоприятные условия для комплексного развития и жизнедеятельности последних.

Бесспорно, семья является наиболее благополучной средой для развития здоровой личности, обладает особой психологической атмосферой любви и уважения, поддержки и понимания. Именно семья приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам. Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей представляют определенную группу, которая не способна без помощи и поддержки государства, социальных институтов, важным из которых является приемная семья адаптироваться в современном обществе.

Действительно если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, необходима система замещающих семей, в которых дети, оставшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все её культурные ценности, семейные традиции, чтобы, став взрослыми, создать собственные семьи по образу и подобию своей замещающей семьи.

В настоящее время создана и законодательно закреплена целостная система защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется рядом Международных и Федеральных законодательных актов. Основными из них являются Конституция РФ (ст.38, 39), Конвенция ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989г. Ст. 20, 21, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 «Об опеке и попечительстве» и другие законодательные акты [1].

С 1 сентября 2008 г. вступил в силу новый Закон «Об опеке и попечительстве», который впервые в России охватывает все вопросы опеки и попечительства. Ранее они содержались в различных законодательных актах и регламентировались Семейным, Гражданским и другими правовыми актами.

«Замещающие семьи» — не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных семей, детских домов семейного типа.

Сегодня в российское пространство входит термин «профессиональная замещающая семья», хотя его общепринятого определения нет не только в законодательстве, но и в экспертной среде. В работах В.Н. Ослон под профессиональной замещающей семьёй понимается семья, «где один или оба родителя получают зарплату за воспитание детей» [3]. Другие авторы считают, что все формы семейного устройства детей, отличные от опеки и усыновления, можно считать профессиональными замещающими семьями (Давлатова, 2013).

Иногда авторы статей вообще не считают нужным определять данный термин. Косвенно упоминаются такие признаки профессиональных замещающих семей, как необходимость получения специальной подготовки и право на профессиональное сопровождение/

Становлению института профессиональных замещающих семей, по мнению экспертов [7], мешают следующие обстоятельства:

1) отсутствие стандартов организации подготовки профессиональных замещающих семей, отсутствие научно обоснованной системы социальной и психологической помощи таким семьям;

2) сложность подготовки профессиональных родителей;

3) низкий уровень психологической готовности потенциальных замещающих родителей;

4) отсутствие федеральных программ и адекватного уровня финансирования;

5) отсутствие стандартов организации и функционирования служб сопровождения профессиональных замещающих семей.

Как показало изучение международного опыта, профессиональные приёмные семьи существуют не во всех странах, а существующие отличаются большим разнообразием.

На территории Еврейской автономной области, как и по всей территории Российской Федерации особую популярность имеют следующие формы устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — это опека и попечительство, приёмная семья и усыновление (удочерение).

Опека и попечительство- семейная форма устройства детей, оставшихся без попечительства родителей, когда ребенок передается на воспитание иному лицу с правами близкими к родительскими. Государство выплачивает опекуну средства на содержание ребенка. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок считается воспитуемым, родственные права и обязанности не возникают, права опекуна прекращаются по исполнению 18 лет ребенку. Опекун выполняет свои обязанности безвозмездно.

Приемная семья- семейная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемая на основе договора, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Ранее до 2008 года была самостоятельной формой, теперь это разновидность опеки, отличающаяся тем, что опекуны выполняют свои обязанности за вознаграждение. Приемная семья это разновидность опеки, при которой по сути семья выполняет социальный заказ органов опеки и попечительства по воспитанию ребёнка.

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наделяющее приемного ребенка всеми правами, имеющимися у кровных детей. Решение по усыновлению принимается судом, после вступления его в силу ребенку можно дать новое имя и дату рождения. Тайна усыновления охраняется государством [2] .

Гостевой период- не является формой устройства ребенка в семью, но может быть полезен, как этап подготовки ребенка и принимающей семьи к переходу на «настоящую» замещающую семью.

Семья предоставляет ребёнку не только оптимальные возможности для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь. Ребёнок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями.

Замещающими родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребёнка.

На воспитание под опеку, в приёмную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:

дети, родители которых умерли;

дети, родители которых неизвестны;

дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими;

дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы, находящиеся в детских интернатных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях[2].

Количество приёмных детей зависит от формы устройства ребёнка. Это может быть 1—8 детей в случае установления опеки или создания приёмной семьи. Однако общее число детей в такой семье, включая родных и усыновлённых, как правило, не должно превышать 8 человек. Законодательство не ограничивает количество детей для усыновления, но оно обусловлено материальными возможностями семьи.

Необходимо отметить, что массовая практика передачи детей в замещающие семьи имеет наряду с позитивными сторонами и ряд негативных последствий.

Интеграция ребенка-сироты из детского дома в замещающую семью порождает множество проблем. К таковым, например, относятся качество мониторинга жизни детей в новом для них семейном ок-
ружении; последствия материального стимулирования и поддержки различных форм семейного устройства; проблема «отказов» от детей в кровных семьях и «возвратов» детей из замещающих семей в интернатные учреждения, а также сохранение значительного уровня институционализации вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Многим детям-сиротам необходима не просто семья, а родители, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество, родители, специально подготовленные к работе с ребенком, имеющим депривационные нарушения развития. Потребностям данного ребенка наиболее адекватно отвечает замещающая семья, ориентированная на длительный прием. Анализ проблем, с которыми сталкиваются замещающие семьи, показывает, что для успешного их преодоления и принятия ребенка со всеми присущими ему особенностями и недостатками замещающих родителей необходимо специально готовить. В связи с этим и разрабатываются разнообразные программы подготовки граждан, желающих взять ребенка на воспитание.

Читать статью  Взрослые дети и родители: сложности отношений

В настоящее время в соответствии с Приказом № 623 Министерства образования и науки России от 20 августа 2012 г. обучение приемных родителей является обязательным, что позволяет снять многие проблемы, с которыми сталкиваются замещающие семьи в адаптационном периоде. Оно является важным начальным этапом системы сопровождения замещающей семьи.

Специалистами ОГБУ «Центр социально – психологической помощи семье и молодёжи» г. Биробиджан разработана программа по подготовке кандидатов в замещающие родители. Данная программа позволяет каждой семье взглянуть на внутрисемейные отношения, оценить собственную готовность принять ребенка в семью, сформировать адекватное представление о ребенке, лишенном родительского попечения, получить квалифицированную помощь, совет и поддержку специалистов.

На 1 января 2015 года в Еврейской автономной области в замещающих семьях живут 1057детей: в семьях опекунов – 675 детей, в приемных семьях – 382 ребенка, усыновлены 43 ребёнка.

Количество детей, состоящих на учете в региональном банке данных, постоянно сокращается. На этот же период на учете состоит 508 детей, оставшихся без попечения родителей.

К сожалению, существует проблема возврата детей из замещающих семей. Это трагедия в их судьбах. В 2013 году отменено 19 решений, в 2014году – 12. Сократилось количество возвратов на 35%.

Чаще всего причинами возврата являются: недостаточная правовая и психолого-педагогическая подготовленность будущих родителей к проблемам воспитания приемного ребенка, а также их личностные особенности.

Одним из путей улучшения сложившейся ситуации в этой сфере является качественная подготовка потенциальных замещающих родителей. В Биробиждане функционирует одна школа приемных родителей, в которых подготовлено за два с половиной года более 220 человек.

Главной целью подготовки является оказание потенциальным родителям психолого-педагогической помощи, которая позволит обеспечить максимально комфортное протекание периода адаптации ребенка в замещающей семье. Министерством образования и науки РФ только в мае 2011 года утверждена примерная программа подготовки граждан. Она рассчитана на 80 часов, в ней определены требования к уровню подготовки и итоговая аттестация.

Кроме того, при Управлении органов опеки и попечительства в 2014 году организован родительский клуб для приёмных родителей с целью оказания опосредованной помощи семьям с приёмными детьми и обмена опыта воспитания детей в условиях замещающих семей.

Анализ сегодняшней ситуации показывает, что в области оказывают услуги по сопровождению семей учреждения разных ведомств. Муниципалитеты по вопросу сопровождения замещающих семей сотрудничают с 14 организациями.

Школа приемных родителей, созданная в Биробиджане на базе ОГБУ «Центр социально психологической помощи семье и молодёжи», сегодня готова принять будущих замещающих родителей на обучение, согласно запросу.

Наличие в России и в частности в Еврейской автономной области, многочисленной и постоянно пополняемой социальной группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует полноценной и эффективно функционирующей системы их устройства и воспитания. Развитие различных форм семейного устройства является залогом деинституционализации и нуждается в активной поддержке и стимулировании. В то же время необходимо сохранять разнообразие форм и соблюдать определенный баланс между ними.

Предпосылкой эффективного функционирования системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать профессионально грамотное сопровождение всех замещающих семей, обязательное для приемных семей и основанное на заявительном принципе для семей опекунов и усыновителей.

Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ / СЕМЕЙНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) / ПАТРОНАТНАЯ СЕМЬЯ / RECEPTION PARENTS / FAMILY-LEGAL RESPONSIBILITY / ADOPTION (ADOPTION) / ПАТРОНАТНАЯ A FAMILY / A FOSTER HOME / GUARDIANSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никифоров Б. С.

Анализ российского законодательства, а именно семейного законодательства, позволяет сделать вывод, что государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды. Автор раскрывает проблему приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. На основании этого сделан вывод о том, что существует много факторов, тормозящих развитие института приемной семьи , например: недостаточная государственная поддержка этого социального института

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Никифоров Б. С.

Психолого-педагогическая готовность принимающих родителей к появлению нового члена в приемных семьях (на примере Липецкой области)

FOSTER HOME PROBLEMS AS FORMS OF FAMILY EDUCATION OF CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

The analysis of the Russian legislation, namely the family legislation allows to draw a conclusion that the state is obliged to provide social protection of the child deprived of the family environment. The author opens a foster home problem as forms of family education of children without parental support. On the basis of it has drawn a conclusion that there are many factors, braking development of institute of a foster home , for example: insufficient state support of this social institute

Текст научной работы на тему «Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»

ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ КАК ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Аннотация. Анализ российского законодательства, а именно семейного законодательства, позволяет сделать вывод, что государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды. Автор раскрывает проблему приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. На основании этого сделан вывод о том, что существует много факторов, тормозящих развитие института приемной семьи, например: недостаточная государственная поддержка этого социального института

Ключевые слова: приемная семья, опека, попечительство, приемные родители; семейно-правовая ответственность; усыновление (удочерение); патронатная семья.

FOSTER HOME PROBLEMS AS FORMS OF FAMILY EDUCATION OF CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

Annotation. The analysis of the Russian legislation, namely the family legislation allows to draw a conclusion that the state is obliged to provide social protection of the child deprived of the family environment. The author opens a foster home problem as forms of family education of children without parental support. On the basis of it has drawn a conclusion that there are many factors, braking development of institute of a foster home, for example: insufficient state support of this social institute

Key words: a foster home, guardianship, guardianship, reception parents; family-legal responsibility; adoption (adoption); патронатная a family.

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот торой обеспечиваются условия жизни, равные с и детей, оставшихся без попечения родителей, се- условиями жизни родных детей». годня не только не утратила своей актуальности, но К сожалению, не все нуждающиеся дети могут и приобрела особую остроту. В России существует быть усыновлены (удочерены). Практика показы-феномен социального сиротства. 90% детей, попав- вает, что больше шансов на усыновление (удоче-ших в трудную жизненную ситуацию, — социаль- рение) у здоровых детей раннего возраста. Больные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях. ные дети и дети, перешагнувшие порог младен-

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 СК ческого возраста, остаются невостребованными и

РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемле- продолжают жить в детских домах либо усынов-

мое право жить и воспитываться в семье. Госу- ляются иностранными гражданами и навсегда по-

дарство обязано обеспечивать социальную защи- кидают Россию.

ту ребенка, лишенного семейной среды, предла- Иные индивидуальные формы семейного вос-

гая альтернативу в выборе для него вида семейной питания — опека (попечительство), приемная и

заботы. В разделе VI СК РФ предусмотрены три патронатная семья — носят срочный характер и яв-

формы семейного воспитания таких детей: усы- ляются временным устройством детей-сирот и де-

новление (удочерение), опека (попечительство), тей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

приемная семья. Некоторые субъекты Россий- Приемная семья является возрожденной формой

ской Федерации воспользовались предоставлен- семейного воспитания детей, оставшихся без попе-

ным им правом и предусмотрели возможность пе- чения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам

редачи таких детей в патронатные семьи. Нако- и детям, оставшимся без попечения родителей, их

нец, усыновление (удочерение) — это «такая фор- право на семейное воспитание. Но законодательное

ма воспитания детей в семье усыновителя, при ко- оформление приемная семья получила только в свя-

зи с принятием Семейного кодекса РФ. Между тем в России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в чужие семьи. Такое устройство называлось патронатом. В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспитатель получал определенное вознаграждение. После Октябрьской революции семейный патронат не получил государственного признания и перестал существовать.

Читать статью  Шаблоны мышления. Чем нам мешает когнитивная предвзятость?

В конце 80-х годов прошлого века возникла идея создания детских домов семейного типа. Детские дома семейного типа имели некоторые признаки патроната. В их основу был положен принцип семейного воспитания. Представляется, что именно они стали прообразом современной приемной семьи.

Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой, — имеет только ей присущие особенности.

Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.

Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения, как с взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.

В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.

Свой дом и нормальные условия жизни для ребенка могут создать приемные родители. В приемной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой поскольку граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд заработную плату, которая может быть единственным источником их существования.

Цель приемной семьи — создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей, и тем самым, имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако, прекращение правовых отношений между приемными родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не получают, что представляется неправильным.

В положении об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешить временно (до одного года) бесплатное проживание и питание в учреждении своим воспитанникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения1.

Приемным же родителям даже такого права не дано. Однако они продолжают делить со своими воспитанниками и хлеб, и кров. Между ними практически складываются родственные отношения и препятствовать этому было бы неправильно. Поэтому следует узаконить эти отношения, предусмотреть права и обязанности уже взрослых приемных детей и престарелых приемных родителей. Необходимо было бы предусмотреть при определенных условиях обязанность бывших приемных детей содержать нетрудоспособных и нуждающихся приемных родителей, если бывший воспитанник в состоянии оказывать материальную помощь.

Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в приемной семье имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, вырастает трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и помогать другим, т.е. полноценным гражданином. При этом содержание такого ребенка обходится гораздо дешевле, чем содержание детей в государственных детских учреждениях, так как приемные родители выполняют функции многочисленного обслуживающего персонала таких учреждений.

Увеличение приемных семей в какой-то мере способствует решению такой социальной проблемы, как безработица. К сожалению, приемные семьи не получили широкого распространения. Минобразования России отмечает, что, как показывает практика, для функционирования приемной семьи недостаточно только придания ей правового статуса2. На примере этих семей, впервые решивших стать приемными, можно убедиться, что успех (или неуспех) подобного начинания зависит от позитивного общественного мнения и поддержки органами местного самоуправления и органами исполнительной власти семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от предоставления им соответствующих льгот и преимуществ.

Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и другие факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых,

это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации.

Недостаточное использование приемной семьи на практике в немалой степени связано с недостаточной государственной поддержкой этого социального института.

Государственная поддержка приемной семьи должна выражаться, прежде всего, в предоставлении материальной помощи лицам, взявшим на себя заботу о ребенке. Однако, например, размер оплаты труда, приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, зависят от числа взятых на воспитание детей, что устанавливается законом субъекта РФ3, на территории которого создана приемная семья. Это тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать сегодня своевременное и достаточное финансирование приемной семьи. Думается, что должно быть федеральное финансирование таких семей. Целесообразно установить гарантированный минимум оплаты труда приемных родителей, для чего следовало бы внести изменения в п. 2 ст. 152 СК РФ, изложив его в следующей реакции: «Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются в порядке и размере, определенных Правительством РФ. Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительный размер оплаты труда приемных родителей и дополнительные льготы приемным семьям за счет средств бюджетов субъектов РФ».

1 П. 35 Типового положения «об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

2 Письмо Минобразования России от 22 мая 2002 г. «О проблемах приемных семей детских домов семейного типа»

Источник https://rusfond.ru/svoi-chuzhie-deti/006

Источник https://molodezh79.ru/item/4127-zameschauyschie-semiyi-problemiy-i-perspektiviy

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-priemnoy-semi-kak-formy-semeynogo-vospitaniya-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley