Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровьястатья на тему
Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Одной из наиболее актуальных проблем социально-педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. При интенсивном росте детей-инвалидов актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
По данным статистики в России на август 2009г. численность детей-инвалидов составляет 545 тысяч человек, из них было признано инвалидами 67 121 человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% — умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения. По данным Министерства образования, в 2008-2009 учебном году в обычных школах обучалось 142,659 тысяч детей-инвалидов, в коррекционных классах обычных школ — 148,074 тысячи детей-инвалидов. В коррекционных школах и школах-интернатах — 210,842 тысячи детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья [15].
Наиболее эффективным местом реабилитации детей-инвалидов является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку-инвалиду члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности и т. д.), но добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат, разумеется, заслуживает одобрения. Но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики, так как учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало.
Более того, вполне вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития всовокупи с другими факторами может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.
Дети-инвалиды испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, что их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи. В отношении детей с ограниченными возможностями семья является одним из существенных, а в некоторых случаях практически единственным ресурсом развития личности ребенка, стимулирующим процесс его социализации и самореализации.
В данной курсовой работе были использованы работы — Антонова А.И, Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Холостова Е.И, Остапова В.М., Лебединской О.И., Шапиро Б.Ю., Грачева Л.К. и др., в которых рассматриваются проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, основные направления семей с детьми-инвалидами, система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями и теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми – инвалидами.
В целом актуальность проблемы исследования определяется недостаточной теоретической и практической разработанностью оказания социально-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов.
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы изучить социально-педагогическую работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Объектом исследования является социально-педагогическая помощь.
Предметом – являются основные направления социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
— описать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
— раскрыть роль семьи в реализации ребенка-инвалида;
— рассмотреть особенности социально-педагогической поддержки детей-инвалидов и их родителей;
— охарактеризовать социально-педагогическую помощь родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями на территории РФ;
Методы исследования: анализ и синтез учебно-методической и научной литературы, нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме.
Практическая значимость: материалы курсовой работы могут быть использованы при изучении дисциплин «Социальная педагогика», «Педагогическое обеспечение работы с молодежью».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, тезауруса и литературы.
Глава 1. Дети-инвалиды как социально-педагогическая категория
Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». «Ограничение жизнедеятельности — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» [1].
Декларации о правах инвалидов ( ООН , 1975 ) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей [ 2].
По официальной статистике в России сейчас насчитывается 10 млн. инвалидов, что составляет около 7% от численности населения. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей. За последнее десятилетие опережающими темпами увеличилось число детей-инвалидов. Среди причин инвалидности на первом месте – заболевания нервной системы, на втором – психические расстройства, на третьем – врожденные аномалии [15].
Среди детей с отклонениями в развитии выделяют следующие группы:
· глухих и слабослышащих;
· слепых и слабовидящих;
· с недоразвитием речи;
· с нарушением опорно-двигательного аппарата;
· с задержкой психического развития;
· с первыми признаками шизофрении, невозможностью общения, с ранним аутизмом;
· дети с нарушениями в развитии.
Для больных детей характерна сосредоточенность на своей болезни, они не умеют общаться, привыкли к опеке, несамостоятельны, застенчивы. Кроме того, отмечаются ещё и специфические особенности, связанные с тем или иным заболеванием или патологией[8,с.20].
Умственно отсталые дети поздно начинают держать головку, сидеть, ходить, их движения однообразны, они вялы, неловки. У них нарушена психика (восприятие, мышление, память и речь), они плохо воспринимают окружающих, не вступают в разговор.
Дети с синдромом Дауна подвержены внушаемости, они боготворят педагога, дружелюбны, уравновешенны. Но часто они бывают в состоянии недоброжелательности.
Больные дети с нарушением обмена, заболеванием печени (фенилкетонурия) не выдерживают продолжительных занятий, трудно воспринимают счёт и грамоту, но эмоциональны и стремятся учиться.
Для больных церебральным параличом, кроме двигательных недостатков, характерна общая недоразвитость. Они не могут обслужить себя, но при обучении хорошо усваивают наставления воспитателя [17,с. 113].
Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Однако в последние годы наблюдается рост численности детей- инвалидов с их специфическими трудностями и проблемами.
Семья ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья удручающе влияет на родителей. Если рождение здорового ребенка приносит в жизнь семьи новое, не испытываемое до этого наслаждение человеческого бытия: переживания чувства радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с дефектом расценивается, как жизненная катастрофа. На этой почве у родителей возникают конфликты, и немало случаев, когда родители отказывались от таких детей. Рождение ребенка с дефектом развития действует на разных родителей неодинаково, но в большинстве своем проявляется, как сильнейший психологический стресс, последствием которого может быть нарушение психики в результате пережитого шока. Большинство родителей постепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и начать заниматься воспитанием ребенка [4,с.265].
У семьи, в которой растёт ребёнок с отклонениями в развитии, множество проблем: незнание родителями проявлений различных отклонений в развитии, перспектив развития ребёнка, страх за его судьбу, когда они не могут его уже опекать; психологическая дезадаптация родителей; попытки найти ответ на вопрос: «Кто виноват в рождении такого ребёнка?»; решение об отказе от больного ребёнка и помещение его в стационарное учреждение. С появлением ребёнка-инвалида возникают многие проблемы материального характера и социального статуса родителей, осложняется взаимосвязь семьи и общества. Ситуацию ухудшает отсутствие или недостаточность социальной и морально-психологической поддержки таких семей. Исходя из вышеизложенного, очевидна необходимость действенного просвещения родителей, организация ассоциации родителей детей с особыми нуждами, издание специальной литературы [11,с. 56].
Выделяют несколько схем поведения родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект [6]:
~ Принятие ребенка и его дефекта – родители принимают дефект, адекватно его оценивают и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность, У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку.
~ Реакция отрицания –отрицается, что ребенок страдает дефектом, родители не принимают и не признают для своего ребенка ни каких ограничении и настаивают на высокой успешности его деятельности.
~ Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства – родители испытывают чувство жалости и сочувствия, что проявляется в заботе, гиперопеке, защите и чрезмерной любви. Стараются все сделать за ребенка, в результате он может остаться на всю жизнь на инфантильном уровне.
~ Скрытое отречение, отвержение ребенка –дефект считается позором. Родители скрывают свое отрицательное отношение и отвращение за чрезмерно заботливым и предупредительным воспитанием.
~ Открытое отречение, отвержение ребенка –родители полностью осознают свои враждебные чувства, ребенок принимается с отвращением. Родители обвиняют общество, врачей, учителей в неадекватном отношении к ребенку и его дефекту.
Психологические проблемы. Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.
Медико-социальные проблемы. Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи с изменением социально-экономической обстановки. Медико-социальная реабилитация детей с ОВ должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное — научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.
Чрезмерная защита (протекция) и отвержение, скрытое или открытое отречение – это негативные реакции родителя, задерживающие развитие ребенка или мешающие развитию. Таким семьям нужна помощь и психологическая поддержка, и в этом большую роль могут сыграть специалисты по социальной реабилитации. Социальная реабилитация ребенка должна начинаться не с самого ребенка, а с родителей, с формирования у них психологической готовности к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Ребенок с дефектом является для родителей не только источником отрицательных эмоциональных переживаний, его появление вносит определенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям. Существует определенная «психологическая стена» между здоровыми людьми и людьми с ограниченными возможностями здоровья. От этого страдают не только больные дети, но и само общество, поскольку при таком отношении у людей возрастает моральная черствость к несчастью другого человека и к незащищенным слоям населения в целом. Немало вопросов возникает у родителей в связи с организацией жизни и воспитания ребенка с дефектом. Большинство, из них ожидая рождение здорового ребенка, оказываются психологически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Пройдет время, и родители, отойдя от первоначального шока, начнут осваивать науку воспитания такого ребенка, перенимая опыт других семей, накапливая свой опыт путем проб и ошибок.
Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Для ребёнка с ОВЗ значение правильного семейного воспитания возрастает вдвойне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_kursy.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Важным звеном в построении воспитательной работы школы является взаимодействие педагога с родителями учащихся. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Для ребёнка с ОВЗ значение правильного семейного воспитания возрастает вдвойне.
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, вынуждены зачастую решать все проблемы, связанные с инвалидностью ребенка самостоятельно.
Основными проблемами семьи , имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются:
— медицинские проблемы : получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;
— экономические проблемы : в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми.
— проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому;
— психологические проблемы , которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задача педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот.
Дети, поступающие в такие школы, не являются однородной группой. В нашей работе мы встречаем широкий спектр нарушений развития: ДЦП, , расстройство аутического спектра, генетические аномалии, СДВГ, снижение интеллектуального уровня от легкой до умеренной степени.
К сожалению, по данным исследований, более половины семей отрицательно влияют на развитие ребенка с ОВЗ, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.
Большинство родителей болезненно реагируют на рекомендацию обучать их ребёнка в коррекционной школе. Мы часто сталкиваемся с большими трудностями: родители, обращающиеся к нам за помощью, имеют разные способы реагирования, личностные установки, представления о собственных функциях воспитателя, модели семейного воспитания. Часто для изменения позиции родителей необходимо много времени..
В связи с этим наша задача смягчить, сгладить переживания родителей, дать им уверенность в том, что жизнь ребенка может быть налажена.
Учитывая сказанное, следует выделить следующие специфические обязанности коррекционной школы по отношению к родителям:
— вселять в них уверенность , что обучение и воспитание будет иметь успех;
— поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с ОВЗ.
— важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.
Сложность взаимодействия состоит ещё и в том, что потенциал родительского социума на примере нашей школы недостаточно высокий: только 9% родителей имеют высшее образование,32%- среднеспециальное, 43% — среднее образование, 15%- неполное среднее образование, 1% (2 человека) родителей не грамотные. 10% закончили коррекционную школу.
Работа с семьей — одно из приоритетных направлений воспитательной работы. В каждой из функционирующих в школе воспитательных систем классов ведётся большая работа по организации эффективного взаимодействия с семьями учащихся . В папке психолого-педагогического сопровождения содержится блок работы с родителями учащихся, в котором размещаются результаты диагностического исследования семей, паспорт их социального статуса , нормативные документы для родителей в сфере образования и план работы классного руководителя с семьями учащихся, в котором реализуются основные направления воспитательной работы школы вида с семьями учащихся:
• Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
• Оптимизация детско-родительских отношений
• Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
• Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
Данные направления работы с семьями учащихся реализуются посредством разнообразных форм.
Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Традиционно 2 раза в год в нашей школе проводятся общешкольные родительские собрания. Тематика собраний определяется анализом ожиданий родителей от образовательного учреждения. К выступлению на собраниях привлекаются школьные специалисты, работники социальных, правоохранительных служб города.
Кроме того, в начале года проводятся собрания для родителей первоклассников, их знакомят с общей организацией учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего обучения в школе. Собрания для родителей пятиклассников помогают им правильно подойти к вопросу адаптации детей при переходе из начального звена в среднее.
Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты , которую я раздаю родителям, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. Основными задачами воспитательной системы моего класса на этот учебный год являются: формирование дружного и сплочённого классного коллектива, воспитание в детях уважительного отношения к окружающим людям. В связи с этим, а также исходя из результатов психолого- педагогического исследования типов семейного воспитания я запланировала проведение следующих родительских собраний :
• «Учите ребёнка быть добрым»
• «Поручения ребёнка в семье»
• «Кодекс семейного здоровья»
• «Воспитание без наказания».
Работа с родителями осуществляется в тесном взаимодействии с педагогом- психологом, социальным педагогом, медицинским работником . Данные специалисты выступают на родительских собраниях, тематических практикумах, организуют индивидуальные консультации, давая информацию об особенностях их ребёнка, о необходимости сохранения его физического, психологического здоровья. Родители получают квалифицированную психотерапевтическую и консультативную поддержку.
Большое внимание в нашей школе уделяется работе с неблагополучными семьями, родителями детей «группы риска ». Число таких семей, к сожалению, в последние годы не уменьшается.
Количество неполных семей в нашей школе 54%, малообеспеченные семьи составляют 62 %, семьи опекаемых детей 9% (13 чел.), 25% родителей не работают. 10% (14 семей) имеют статус неблагополучных. Из них 8 семей «группы риска», 6 семей находятся в социально-опасном положении.
Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и поддержке. У нас создана общешкольная комплексно-целевая программа «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся», одним из направлений которой является работа с такими семьями, включающая комплексную диагностику, реабилитационные мероприятия с семьёй.
Для родителей проводятся психологические тренинги, тематические консультации, практикумы, правовые лектории с привлечением сотрудников правоохранительных органов, их приглашают на Школьный Совет по социально-правовой защите прав обучающихся для помощи в разрешении семейных проблем.
И всё-таки, доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью определенных педагогических приемов. Прежде всего классный руководитель должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка.
Процесс воспитания длительный, кропотливый, трудоёмкий. Судить о результатах всей огромной комплексной работы, проведённой с сегодняшними учениками и их родителями мы будем ещё не скоро.
Вышеперечисленная работа формирует предпосылки для возникновения осознанного желания у родителей к реализации воспитательной функции своего «особенного» ребенка, способствует преодолению гиперопеки и инвалидизации, формированию установки на поощрение его активности. «Деятельность и творческий процесс, направленный на созидание, могут вывести мать из состояния тревоги, отчаяния и позволят ей обрести новые жизненные ориентиры». (С.Л. Рубинштейн).
Несмотря на заметные трудности, которые мы испытываем в работе в этих семьях, личностные особенности родителей, семейные ситуацией, в большинстве случаев мы отмечаем заметное изменение отношение родителей к ситуации, в которой оказалась семья в связи с рождением такого ребенка. Постоянное взаимодействие со специалистами нашей школы: получение информации о проблеме, освоение методов и форм работы с ребенком, участие в работе родительских групп, общение с семьями других детей, повышают уверенность родителей в собственных силах, способствуют снятию тревожности, снижают уровень стресса у родителей, способствуют формированию новых смыслов во внутрисемейных отношениях.
Проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ
Одним из направлений работы с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, является преодоление трудностей семейного воспитания, поскольку сам факт рождения больного ребенка является дезадаптирующим семью в целом. Необходимо отметить, что при рождении диагностируется незначительное количество заболеваний, приводящих к отклонениям в развитии. К таковым относят некоторые синдромальные нарушения (например, синдром Дауна) и врожденные аномалии челюстно-лицевой области (например, врожденные расщелины губы и нёба).
Большинство родителей испытывают состояние шока после сообщения диагноза ребенка. В последние годы родители более толерантно относятся к заболеванием детей, однако шоковое состояние испытывает большое количество семей.
Шоковое состояние родителей можно квалифицировать как кризисное, поскольку оно порождается вставшей перед ними проблемой, от которой они не могут уйти и которую не могут разрешить в быстрое время и привычным способом [4].
Выделяют три фазы преодоления кризисного состояния. Первое время после рождения родители ребенка наиболее остро переживают факт рождения ребенка с ОВЗ (первая фаза – фаза острого кризиса). Мать задает себе вопрос: «Почему именно у меня родился такой ребенок?». Состояние острого кризиса усугубляется не всегда корректным поведением медицинского персонала родильных домов. Так, 23 % матерей предложили отказаться от ребенка. Некорректным является и объяснение причин, вызывающих данную патологию. В первую очередь, врачи называют в качестве причин алкоголизм и наркоманию. Можно представить эмоциональную реакцию социально благополучных матерей (82 % случаев). Матери отмечали, что в этот период они испытывали чувство подавленности и страха перед будущим: «Что я скажу родным и знакомым?», «Как я буду жить?», «Что ждет моего ребенка?».
Во время второй фазы острое состояние притупляется, родители начинают искать причину рождения такого ребенка, что часто связано со взаимообвинениями, конфликтами между отцом и матерью и другими близкими родственниками. 5 % семей распались именно в это время. В этот период формируются механизмы психологической защиты. Наиболее часто (46% случаев) психологическая защита проявляется в ограничении социальных контактов.
Другой вид психологической защиты проявляется в том, что женщина начинает рьяно выполнять роль матери, а отец уходит «с головой» в работу. И в том и в другом случае каждый из родителей чувствует себя одиноким и забытым. Подобная рассогласованность взаимоотношений родителей обостряет кризис семьи, так как каждый из родителей начинает ощущать себя «брошенными». М. П. Краузе отмечает, что этот вид психологической защиты подчинен общей для родителей цели – не замечать проблему и уходить от ее обсуждения. Однако в определенный момент такое положение дел приводит к столкновению. У некоторых родителей (12 % случаев) наблюдается повышенная конфликтность с окружающими. По мнению М. П. Краузе подобные психологические защиты только усугубляют проблемы семей и усиливают психологическое напряжение.
Во время третьей фазы у родителей появляется страх за жизнь ребенка, т. к. дети с ОВЗ требуют особого ухода, в большей степени подвержены различным заболеваниям (сердечно-сосудистым, заболеваниям ЛОР-органов, неврологическим заболеваниям, многим детям требуется поэтапное хирургическое лечение. В виду специфики физического и психического развития родители такого ребенка обеспокоены его состоянием здоровья, уделяя ему больше внимания, чем другим детям. Такие дети растут в условиях гиперопеки, что вызывает у них эгоистичность. Как правило, эта фаза примиряет родителей с фактом рождения ребенка с врожденной расщелиной губы и нёба. Родители часто начинают испытывать чувство вины перед ребенком, что также усугубляет психоэмоциональное напряжение в семье.
Все семьи, имеющие ребенка с ОВЗ, проходят все три фазы выхода из кризисного состояния, отличием психодинамики семей является скорость его преодоления. Так, первая и вторая фазы обычно длятся от нескольких дней до нескольких месяцев, третья фаза – от нескольких месяцев до нескольких лет.
Однако опыт работы с детьми с ОВЗ и их семьями, а также литературные данные по проблеме воспитания детей с ОВЗ, показывают, что эмоциональные переживания родителей, связанные с рождением такого ребенка не исчезают совсем, а сопутствуют дальнейшей семейной жизни, являясь эмоциональным фоном. В трудные периоды жизни они всплывают и дезадаптируют семью.
Тяжесть кризисного состояния и скорость его преодоления определяют дальнейший стиль взаимоотношений в семье, а также решение возникающих в процессе воспитания проблем.
Как следствие, семьи, где растет ребенок с ОВЗ, ограничивают круг своего общения, родители избегают новых знакомств, прогулок на детских площадках. Таким образом, социальная среда ребенка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована», что отрицательно сказывается на процессе социализации ребенка.
Таким образом, можно выделить основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка, избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
3. Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
4. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
5. Неприятие личности ребенка.
6. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним.
7. Страх ответственности.
8. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание.
9. Гиперболизация проблем ребенка.
11. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо.
Именно помощь педагога в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).
Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.
Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.
Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.
Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».
Опыт работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей, в период самоизоляции» Из-за пандемии коронавируса привычный уклад жизни большинства семей резко поменялся. Не работают детские сады и школы, закрыты кружки и.
План работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей» План работы консультативного пункта предоставляющего психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям (законным.
Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.
Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.
Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.
Источник https://studopedia.ru/21_51306_problemi-semey-vospitivayushchih-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya.html
Источник https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2017/10/23/problemy-semey-vospityvayushchih-detey-s
Источник https://www.maam.ru/detskijsad/problemy-semei-vospityvayuschih-detei-s-ovz.html