Конспект урока обществознания Семья и семейные отношения 6 классплан-конспект урока по обществознанию (6 класс)

4 июля, 2022 0 Автор ewermind

 

Содержание

Открытый урок по обществознанию на тему «Семья и семейные отношения». 5-й класс

Урок учитель начинает с мотивации и эмоционального фона.

— Ребята, кто вам сегодня пожелал доброго утра, когда вы открыли глазки? А кто приготовил завтрак и проводил в школу? А кто выпекает вам вкусные ватрушки и пироги?

Дежурные в это время подают рапортичку об отсутствующих учителю.

II. Постановка цели и задачи урока и разъяснение их учащимся. Мотивирование к учебной деятельности учащихся. (3 мин.)

Вопросы к классу на повторение темы “Самые близкие люди” и подведение учащихся к самостоятельной постановке целей урока. (2 мин.).

Ребята, а кого мы с вами называем близкими людьми?

Друг, товарищ — это близкий человек, а насколько близкий?

Что такое семья? А какое значение имеет семья для человека?

Проблемный вопрос: Какая семья нужна человеку?

— А теперь давайте подумаем, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (1 мин.)

Учитель корректирует ответы ребят и совместно формирует с учащимися тему урока. Один из учащихся записывает тему на доске: “Семья и семейные отношения”.

Главный вопрос урока: “Какие бывают отношения в семье?”

III. Актуализация знаний по изучаемой теме (4 мин.).

На примере сказки “Репка” учитель при совместной деятельности с учащимися показывает, что значит дружная семья, а учащиеся делают вывод, что семья, в которой присутствует взаимоуважение и взаимопомощь это счастливая семья. (Дети формируют второй вопрос)

Какая на ваш взгляд счастливая семья?

Учитель на слайде показывает фотографии своей семьи и на личном примере помогает детям формулировать вопросы по теме:

Как распределяются обязанности в семье?

Далее на примере сказки “Морозко” учитель беседует и подводит детей к пониманию конфликтов в семье. (Дети формируют третий вопрос)

Как и почему возникают споры в семье?

IV. Первичное усвоение новых знаний. (14 мин.)

Проектная (индивидуальная деятельность) на фоне музыкального сопровождения (любые детские песни об участниках семьи) — (5 мин.)

Задание классу: при помощи материала и семейной фотографии создать альбомную страничку для альбома “Счастливая семья” (ребята свою семейную фотографию оформляют в красивую рамочку).

Для ребят, которые не смогли принести фотографии учитель дает на выбор фотографии, распечатанные из интернета, на которых, по их мнению, изображена счастливая семья.

Итог проектной работы — создание из страничек ребят альбома “Счастлива семья”. Учитель ходит по классу и помогает отстающим ребятам.

V. Физкультминутка. (1 мин.)

Физкультминутку учитель проводить под песню “Папа может, папа может все, что угодно”.

Далее учитель показывает ребятам альбом и говорит о том, что у каждого свое понятие о счастливой семье, потому что есть разные семьи двухпоколенные и трехпоколенные. полные и неполные, благополучные и неблагополучные, (на конкретных примерах)

Какая на ваш взгляд нужна семья ребенку?

VI. Индивидуальная работа по теме урока:

— Учащимся выдаются листочки с заданием:

Члены семьиОбязанности, которые они выполняют.
Я:
Мама:
Папа: Сестра:
Брат:
Бабушка:
Дедушка:
Тетя:
Дядя:

Задание: заполнить таблицу (4 мин).

Учитель проводит опрос по итогам выполнения задания, после этого происходит беседа, во время которой учитель подводит учащихся к тому, что одной из причин возникновения споров в семье, может быть и распределения обязанностей в семье, которые перерастают в конфликты.

  • 1-й ряд учащихся читает текст учебника “Причины семейных конфликтов” и выполняет соответствующее задание в рабочей тетради.
  • 2-й ряд учащихся читает текст учебника “Виды конфликтов” и выполняет соответствующее задание в рабочей тетради.
  • 3-й ряд учащихся читает текст учебника “Пути решения конфликтов” и выполняет соответствующее задание в рабочей тетради.

VIII. Первичная проверка понимания. (8 мин.)

  • Назовите причины возникновения конфликтов.
  • Какие виды конфликтов вы знаете?
  • Какие существуют пути решения конфликтов?

Учитель выслушивает ответы учащихся и подводит их к выводу, что семья, в которой часто происходят конфликты, и та семья, которая не находит пути решения конфликтов, не может быть счастливой. Ребенку для гармоничного развития нужна счастливая семья и неважно полная она или неполная.

Проверка заданий, выполненных в рабочих тетрадях. (3 мин.)

IX. Закрепление изученного материала (3 мин.) Выполнение заданий в индивидуальных карточках.

Задание: из предложенного списка характеристик семьи выберете и подчеркните положительные качества семьи.

Дружная, крепкая, конфликтная, домашние обязанности распределены поровну, отзывчивая, равнодушная, семья, в которой нет взаимопонимания, полная, неполная, веселая, нет уважения к членам семьи, заботливая.

X. Информация о новом домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин.).

  • Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений в семье? Почему?
  • Какие семейные ценности и традиции есть в вашей семье?

Представьте себе и изобразите в качестве сюжетных картинок свой “Дом счастья”.

XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.)

Подводим итог урока: на экран выводятся картинки счастливой семьи и семьи. Где произошли конфликты “Опять двойка”, “Иван Грозный убивает сына” и т.д.

Задание: определить картинки, на которых изображена семья, которая нужна человеку?

Учащиеся делают вывод, что нет семьи, в которой не было бы конфликтов, но для того, что бы ребенок в ней смог гармонично существовать необходимо, находить правильные пути выхода из него.

XII. Саморефлексия (2 мин.)

  • Что нового я узнал на уроке?
  • Чему я научился?

Учащиеся оценивают себя, анализируют свою работу на уроке, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям.

Конспект урока обществознания «Семья и семейные отношения» 6 класс
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Цели и задачи: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; объяснить, зачем люди создают семьи; охарактеризовать типы семей; раскрыть значение понятия семья, счастливая семья.

предметные: получить целостное представление о семье; объяснять ключевое понятие семья; понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада, существовавшего в прошлом, и современного; применять социальные и нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении;

1)коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре; формулировать свою точку зрения;

2)регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий, работать по плану; 3)познавательные: осуществлять поиск информации, анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

личностные УУД: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формировать и развивать отношение к семье как к одной из важнейших ценностей человека.

Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок открытия новых знаний

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу, поделимся положительными эмоциями. Я надеюсь, что в этом классе нам с вами будет тепло и уютно, и хорошее настроение у вас будет на протяжении всего урока. Вы не переживайте, ребята, у нас с вами все получится, я вам обязательно помогу.

  1. Мотивационно — целевой этап

Учитель: Ребята, посмотрите, какую замечательную игрушку я принесла. Это русская матрешка. А вы знаете, когда появилась первая русская матрешка? Она была изготовлена в конце 19 века (в 1890 году мастерами Звёздочкиным и Малютиным ), состояла из восьми кукол. Как выглядела восьмая, самая маленькая кукла, я вам сегодня обязательно расскажу. Вы, ребята, должны будете ответить на вопрос, как матрешка связана с темой нашего урока?

А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент из кинофильма «Что у Сеньки было».

(Просмотр отрывка из кинофильма «Что у Сеньки было»)

Ребята, фильм называется «Что у Сеньки было», а я хочу у вас спросить, кто у Сеньки был? (мать, отец и Сенька, т.е. семья)

Читать статью  Допустим ли обман в семье?

Учитель: Как вы думаете, ребята, о чем мы будем сегодня говорить?

Обучающиеся высказывают предположения.

(слайд 3)Учитель : Верно, урок будет посвящен семье, и тема звучит так «Семья и семейные отношения».

Что мы должны выяснить в ходе урока, на какие вопросы должны получить ответ?

1.Что такое семья?

2.Зачем люди создают семью? Какую роль она играет в жизни человека?

3. Какие бывают семьи? (типы семей)

4. Взаимоотношения в семье.

Учитель: Ребята, когда мама на кухне печет пироги, что она на себя надевает, чтобы не испачкаться мукой? (фартук).

У нас с вами на уроке тоже будет фартук, особенный фартук – исследовательский , он с кармашками. В эти кармашки мы поместим самое главное. Запишите тему урока «Семья и семейные отношения».

  1. Работа по теме урока

Учитель: Вы уже знаете, что общество состоит из социальных групп, есть группы большие, а есть малые. Какой группой является семья? Семья – это особая социальная группа.

Вопрос: Назовите, пожалуйста, членов своей семьи (ответы детей)

— Что общего у них всех? (ответы детей: кровь — родные, близкие, общее жилье, хозяйство, вместе отдыхаем, играем…)

— Молодцы! Так что же такое семья?

Ребята, обратите внимание на этот слайд и попробуйтеиз предложенных слов и словосочетаний сформулировать определение семьи.

Семья – социальная группа, основанная на родственных связях, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью. (записать определение в исследовательский фартук)

По закону (Семейному кодексу РФ) семьей признается добровольный союз мужчины и женщины, основанный на браке. Подробнее о том, как и почему закон охраняет и защищает семью, вы узнаете, изучая обществознание дальше.

  1. Какие бывают семьи? (типы семей)

Учитель: Что объединяет эти фотографии? Чем они отличаются?

Сто — двести лет назад типичной была большая семья, в которой помимо супругов проживали и родители одного из супругов (обычно мужа), взрослые неженатые братья и сестры. Чем больше была семья, тем легче она справлялась с домашним хозяйством. А сплоченность семьи давала ее членам чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне.

Сегодня во многих регионах нашей страны также существуют большие семьи. Их называют трехпоколенными (большими). Три поколения в семье — дети, родители и их родители.

(Поколение — большая группа людей, родившихся примерно в один период и сформировавшихся в схожих социальных, культурных и прочих условиях)

А это какая семья? Верно. С изменение условий жизни стали преобладать семьи двухпоколенные или простые. Такая семья отделяется от семьи своих родителей, ведет самостоятельное хозяйство.

Итак, по составу поколений семьи делятся на трехпоколенные и двухпоколенные.

Ребята, есть в вашем классе трехпоколенные семьи?

( записать в исследовательский фартук)

А вот еще семьи, по какому признаку они выделяются? Как называются эти семьи?

По количеству детей в семье ученые выделяют бездетные, однодетные, малодетные и многодетные. (записать в исследовательский фартук)

Многодетной в России считается семья, в которой воспитывается трое детей. Есть в вашем классе многодетные семьи?

По составу родственников семьи бывают полные и неполные . Неполной семьей считается та семья, в которой детей воспитывает один из родителей.

(записать в исследовательский фартук)

Задание: Ребята, определите тип семьи по составу поколений, по количеству детей, по составу родственников, вам в этом поможет таблица.

Мне очень важно,

Мне очень нужно,

Собиралась за ужином!

Что узнал из газет,

О важной работе,

Брат – о рыбалке,

И о контрольной

За окнами вечер,

А в доме – СЕМЬЯ! (трехпоколенная, малодетная, полная)

2. Зачем люди создают семьи (назначение семьи). Дети выбирают листочки.

Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На протяжении истории человечества семья играла важную роль.

Сейчас вы поработаете в парах и проведете небольшое исследование.

По фрагменту художественного текста (небольшое стихотворение), определите, о каком из назначений (обществоведы это называют функцией) семьи идет речь?

Звенели птичьи голоса,
В саду цвела сирень,
Весной Андрюша родился
В один хороший день.

Гордится мальчиком отец,
А Света —
Ей шесть лет —
Кричит братишке: — Молодец,
Что родился на свет! (репродуктивная функция)

Папа свой свободный день!

В этот день на всякий случай

Прячет бабушка ремень. ( воспитание нового поколения — социализацию младших членов группы в начале жизни, заботу о них, обучение основным навыкам безопасности и передачу культурно-моральных ценностей.)
«Для чего нужна семья?» –

У себя спросила я.

Для чего семья нужна,

Вам ответить я должна.

Папа – деньги добывает,

Мама – моет и стирает,

Рядом – дочки, сыновья,

Верно, рассудила я?

Папа мой дрова рубил,
Я, дрова домой носил.
Сестра печку затопила,
Мама тесто замесила.
Бабушка пирог пекла-
Наша дружная семья,
Вся уселась у стола!

Ведение общего хозяйства , приготовление пищи, поддержания порядка в доме, покупка новых вещей, одежды, бытовой техники, распределение семейных доходов, и распределение домашнего труда между родственниками, материальная поддержка.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

( эмоциональная поддержка, получение и отдача любви, тепла и ласки)

Но зато мы всей семьёй
Очень любим в выходной
За плечами с рюкзаком
Побродить в лесу пешком.

Птиц послушать на полянке,
Посадить лягушку в банку,
С удочкою у реки –
Словно все мы — рыбаки.

Проведение совместного досуга удовлетворяет потребности каждого члена семьи в организации свободного времени. Семейные чтения, посещение театра, кино, библиотеки, просмотр телепередач, спорт, туризм, семейные праздники.

Семья — это то, что удержит нас в шторм,
Ведь ей не страшны брызги жизненных волн,
Укроет от стужи и в дождь защитит.
Семья — наша крепость и верный наш щит .(защита: физическая, психологическая)

(записать в исследовательский фартук )

Задание (прием «Ложная альтернатива»)

1. На семейном совете было решено приобрести новый автомобиль. Это функция ведения общего хозяйства или воспитания нового поколения?

2. Дедушка учит внука: «Когда ты встречаешь на улице знакомого человека, обязательно с ним здоровайся. » Это пример защиты или ведения общего хозяйства?

3.В выходной день мама с дочерью отправились на прогулку в городской парк. Это пример воспитания нового поколения или эмоциональной поддержки?

  1. Взаимоотношения в семье

Учитель: Какими должны быть взаимоотношения в семье, чтобы мы могли ее назвать крепкой, счастливой? Великое множество пословиц и поговорок сложил народ о семье, вот они и помогут нам ответить на этот вопрос.

Игра: « Найди вторую половинку».(прием «Жокей и лошадь», пословицы разделены на две части, нужно объединить половинки и объяснить смысл пословицы)

1.Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
2.В семье дружат – живут, не тужат.
3.Родителей не только уважай, а и помогай им.
4.Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
5.Согласие да лад — в семье клад.

6. Любовь да совет, так и горя нет.

7.Семья в куче – не страшна и туча.

На доске сердцевина ромашки. Заготовлены лепестки с надписями

(взаимопомощь, дружба, уважение, трудолюбие, согласие, любовь).

Дети формируют ромашку. Есть пустые лепестки, дети могут предложить свои варианты.

Учитель: В семье мы учимся любить, черпаем силы, сюда несем свои удачи и надежды и свою усталость и верим, что в семье нас всегда поймут и поддержат. Если в семье есть взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье. Ребята, почему мы семью изобразили в виде ромашки, и на фартуке исследовательском тоже есть ромашка? С 2008 года в России 8 июля отмечается День семьи, любви, верности в память о святых Петре и Февронии – покровителях семейного счастья. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и верности стала ромашка.

Учитель: А теперь обратим внимание на нашу матрешку. Я говорила вам, что первая русская матрешка состояла из восьми кукол. Самая маленькая изображала младенца в пеленке. Как матрешка может быть связана с темой нашего урока?

В этой игрушке скрыт глубокий смыл. Состоящая из нескольких кукол, она символизирует материнство, семью, родственные связи. От одной матрешки появляются другие. Так же как и в реальной жизни – у мамы появляются детки, а когда они подрастают, появляются новые члены семьи. Почему так называется? Название для куколки выбрали неспроста. Во времена, когда игрушку только-только придумали, в России многим девочкам давали имя Матрена.( имя латинского происхождения (от Mātrōna — в переводе означающее «почтенная дама», «мать семьи», «матушка»). Матрешка – это уменьшительно-ласкательная форма имени Матрена. Это имя очень любили на Руси. Это символ России и русской культуры.

В наши дни в фондах Исторического музея в Москве хранится и 100-местная матрешка. Она изготовлена в единственном экземпляре.

Читать статью  Дорама Счастливая семья

Составление синквейна по теме

На первой строчке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема. (О ком мы с вами сегодня говорили?)

На второй строчке пишутся два прилагательных (причастия) , раскрывающих тему. ( Семья какая?)

Счастливая, большая, крепкая, добрая, дорогая, дружная, надежная

На третьей строчке записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме. (Семья, счастливая, …. Что делает?)

Помогает, понимает ,защищает, заботится,воспитывает, любит.

На четвертой строчке размещается целая фраза , предложение, состоящее из нескольких слов, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

В семье помогают друг другу. Родные дарят доброту и тепло.
Моя семья — моё богатство.
Пятая строчка – это слово-резюме , личное отношение учащегося к теме.

Конспект урока Семья и семейные отношения 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект составлен для открытого урока в 5 классе. В конспекте использованы выдержки из Конституции и Конвенции о правах ребенка для группой и индивидуальной работы в классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Семья и семейные отношения 5 класс»

Урок 7, 8. Семья и семейные отношения.

Цели: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; объяснить, зачем люди создают семью; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные ценности.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся овладеют целостными представлениями о семье; научатся объяснять ключевые слова понятия семья, поколение; научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада; существовавшего в прошлом и современного; применять социальные и нравственные нормы правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении;

Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.

Оборудование: проектор, презентация, учебник, пакет с рабочим материалом, Конституция РФ..

Тип уроков: открытия нового знания.

1. Организационный момент: Добрый день, ребята! Я рада видеть вас здесь.

Время — вроде замкнутого круга,
Год мелькнул, как месяц, день, как час,
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица

Друг у друга всё ж успеем мы?

КРУГ РАДОСТИ. Сегодня мы начнем наш урок необычным способом! Чтобы настроиться на работу, и начать урок с хорошим настроением!

(Упражнение) «Групповое приветствие»:

Дети образуют круг. Затем каждый по очереди встает в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, но не повторяет сказанное ранее. Остальные же все вместе (хором) повторяют каждое предложенное приветствие.

А теперь присаживаемся на свои места, начнем урок.

2. Мотивационно целевой этап.

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:
— Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.
В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» — думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
— Ну что ты так долго? Посмотрел?
— Да!
— Ну и как там у них?
— У них все виноваты, а у нас все правы.

— В чем смысл этой притчи?

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока? (Ответы учеников)

— Что такое семья?

— Чем все семьи похожи?

— Что отличает одну семью от другой?

Тема нашего урока: «Семья и семейные отношения».

— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

План уроков

Зачем люди создают семьи.

Если семья не выполняет своих обязанностей.

Какие бывают семьи.

Проблемные вопросы. Почему большинство людей создают семью? Что семья дает человеку? Что человек дает семье? Нужна ли семья ребенку?

III. Работа по теме уроков

— Рассмотрите иллюстрации на с. 26-27 учебника.

— Что их объединяет? (Ответы учеников.)

Ключевым словом нашего урока является слово семья. Большинство людей имеют семью, поэтому важно понимать, зачем ее создают, по каким законам она развивается, какой бывает. Обсудим это на нашем уроке.

1. Зачем люди создают семьи

Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а человек становится человеком только в семье».

— Как вы понимаете это высказывание?

— Согласны ли вы с ним?

Проблемный вопрос. Зачем человеку семья?

— Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыграть в игру «Перевоплощение». Разделитесь на три группы. Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья, от имени детей, вторая группа — от имени родителей, третья группа — от имени пожилых людей (бабушки и дедушки).

(Проверка выполнения задания.)

— На чем, в первую очередь, строится семья. (Любовь.)

Действительно, главная особенность семьи — чувство любви и привязанности.

— Какие пословицы о семье вы знаете?

На что и клад, коли в семье лад.

Любовь да совет — так и горя нет.

Согласье в семье — достаток в дому, раздоры в семье — пропадать всему.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Добрая семья прибавит разума-ума.

В своей семье не велик расчет.

Вся семья вместе — так и душа па месте.

В родной семье и каша гуще.

За общим семейным столом еда вкуснее.

— Семьи образуются по-разному. Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак

Основа такой семьи: взаимное чувство любви, стремление создать уютный дом, родить и воспитать детей

В других семьях происходит объединение на родственной основе (бабушка и внуки, тетя и племянники и т. д.)

Основа такой семьи: желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках

(Проверка выполнения задания.)

— Выполним небольшое творческое задание. Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.

Воспитание нового поколения

Ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь

Физическая, экономическая, психологическая защита

Эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки)

Семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.

— Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какое главное предназначение имеет семья, с точки зрения государства.

— Должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте.

— Сыграем в игру «Цепочка». Вы должны, используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую государство оказывает семьям.

(В ходе проверки выполнения задания на доске составляется схема.)

Строит детские сады

Материально обеспечивает школы

Заботится о благополучии семей

Выплачивает материнский капитал

Осуществляет помощь многодетным семьям

Помогает семьям приобрести жилье

Итак, любое государство в первую очередь заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений. Даже в глубокой древности осознавали важность этого. Так, законы царя Хаммурапи, одни из самых древних в мире, требовали обязательного заключения брачного договора, который записывался на глиняной табличке с последующим обжиганием ее и хранением на случай возможных в будущем конфликтов. И в нашей стране существует система законов, которые стоят на страже семьи.

Читать статью  Консультация «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»консультация

А сейчас вы сыграете роль юристов-консультантов, которые объясняют членам молодой семьи их права. Чтобы провести полноценную консультацию, нам надо самим хорошо знать российское законодательство.

— Откройте с. 28 учебника, прочитайте фрагмент Семейного кодекса Российской Федерации и поясните молодой семье, что значит находиться под защитой государства, с точки зрения данного кодекса.

(Ученики выполняют задание.)

— Как вы понимаете фразу: «Семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»?

Давайте подведем итог изученного материала: Зачем же люди создают семьи? И что семья дает человеку? (ответы)

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас сегодня! На прошлом уроке мы начали изучать тему. (напомните какую?). Сегодня мы продолжаем изучение темы «Семья и семейные отношения».

Вспомним намеченный на первом уроке план. Какие вопросы мы должны изучить сегодня и чего достигнуть, чему научиться на уроке? (ответы)

Давайте проверим, как вы усвоили предыдущий материал.

— Как образуются семьи? В чем заключается основа такой семьи?

— Основные назначения семьи. Назовите их?

— Каким образом государство заботится о благополучии семьи?

2. Если семья не выполняет своих обязанностей

— Но не все семьи выполняют свои обязанности. Давайте составим портрет благополучной и неблагополучной семьи. Вы можете использовать слова из списка-подсказки, в котором перечислены черты этих двух семей. Отберите качества, которыми, с вашей точки зрения, должна обладать та или иная семья.

Список-подсказка: злобность, дружелюбие, лень, заботливость, внимательность, любовь, зависть, ворчливость, строгость, неуступчивость, верность.

(Проверка выполнения задания.)

В неблагополучных семьях злоупотребляют спиртными напитками, а способы воспитания детей жестокие, грубые, унижающие человеческое достоинство. В таких случаях мы говорим, что семья не выполняет своих обязанностей ни перед своими родными и близкими, ни перед государством. А значит, нарушает Основной закон нашей страны — Конституцию РФ.

— Познакомьтесь с выдержками из Конституции Российской Федерации о защите семьи.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Чтобы никто не мог нарушить ваши права, вы должны их хорошо знать.

— Работая с текстом учебника на с. 28 и дополнительным материалом, назовите свои права и дайте их характеристику.

Дополнительный материал

Закон признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет.

Ребенок имеет право:

на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами;

на защиту от злоупотреблений родителей (может обращаться в специальные органы опеки и попечительства, а с четырнадцати лет — в суд);

на выражение своего мнения в решении касающихся его семейных вопросов;

на выступление в ходе судебного разбирательства (с десяти лет учет мнения ребенка обязателен);

на участие в решении вопроса о своей фамилии (с десяти лет изменение фамилии может быть произведено только с согласия ребенка);

с шести лет совершать самостоятельно мелкие сделки (например, что-то покупать в магазине, принимать подарки и т. п.);

с четырнадцати лет на большую свободу действий (появляется личное имущество, которым он может свободно распоряжаться).

(Проверка выполнения задания.)

За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

— Какой мы можем сделать вывод? Какие бывают семьи? Как охарактеризовать благополучную и неблагополучную семью? Какие основные права имеет ребенок?

3. Какие бывают семьи

Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.

— Работая с материалом учебника на с. 29, заполните таблицу.

Характеристика

В семье живут только родители (мать, отец) и их дети, т. е. в этой семье два поколения — старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети

В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки

В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки, но еще и прабабушки и прадедушки

По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей

(Проверка выполнения задания.)

«Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я — (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

В старину трехпоколенные семьи были весьма распространены, особенно в сельской местности.

— Обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» на с. 31 учебника. Внимательно прочитайте описание сельской семьи северных губерний России.

(Ученики выполняют задание.)

— Почему человек без семьи считался обиженный Богом и судьбой?

— Чем скреплялась многопоколенная семья?

— Кто являлся главой семьи?

— Какие качества цементировали эту семью?

— Почему ругань, зависть, своекорыстие были лично невыгодны для всех членов семьи?

— Кто такая большуха?

— Справедливо ли такое название?

— Сравните сегодняшний уклад семьи с тем, который описал В. Белов.

— Как вы думаете, за какой семейный труд отвечал хозяин — мужчина, глава дома и крестьянской семьи?

— А что входило в обязанности хозяйки?

— Как распределяются обязанности в современной семье?

— Мы с вами узнали о неполной семье. Означает ли это, по вашему мнению, что такая семья хуже полной? При ответе опирайтесь на репродукцию картины, представленную на с. 30 учебника, и вопросы к ней.

Итак, какие семьи бывают? Охарактеризуйте их?

IV. Закрепление изученного материала

Игра «Угадаем — не угадаем?»

Кто из нас не любит отгадывать загадки? Сейчас займемся вашим любимым делом — будем искать на них ответы. Разгадать загадки будет легко, ведь они все на тему семьи.

Загадка 1. Русская пословица гласит: «Жить для себя — тлеть, для семьи — … (пропущен глагол), а для народа — светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

Загадка 2. О какой русской игрушке говорит эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрешке.)

Загадка 3. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи? (Улей, борть.)

Загадка 4. Как называется семья львов? (Прайд.)

Загадка 5. Самые «семейные» грибы — это… (Опята.)

V. Подведение итогов уроков. Рефлексия

— Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.

На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).

Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).

Урок мне показался… (коротким / длинным).

За урок я (не устал(а) /устал(а)).

Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).

Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).

Дом, как известно всем давно –

Это не стены, не окна,

Это не стулья со столом

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым

Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

— Я желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи.

— Ребята, как вы думаете, какое домашнее задание вы получите?

Параграф 3, подготовить проект по теме «Моя семья»

Молодцы, ребята. Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за внимание.

Источник https://urok.1sept.ru/articles/658728

Источник https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2022/06/03/konspekt-uroka-obshchestvoznaniya-semya-i-semeynye

Источник https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-siem-ia-i-siemieinyie-otnoshieniia.html