Отношения: конфликты поколений в семье

12 июля, 2022 0 Автор ewermind

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ В СЕМЬЕ

Взаимоотношения поколений можно рассматривать в различных аспектах: как исторически и культурно изменчивое явление; как психологическое наследование; как личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков.

Исторический аспект взаимоотношений старшего и младшего поколений в обществе.В так называемых традиционных обществах образ человека старшего поколения был тесно связан с категорией жизненного опыта, его постепенного накопления и передачи молодым. Обычаи, традиции, преемственность, наследие — все эти механизмы общественного бытия предполагают уважение к предкам и высокий авторитет старших. Однако характер отношений между поколениями не остается неизменным

Темпы развития современного общества стремительны. В мире, где предстоящее неизвестно, знания и опыт старших часто не могут найти применения, а иногда становятся даже вредными в силу совершенно изменившихся условий, обстоятельств, законов. Человек, скорее, вынужден учитывать мнения ученых, ориентироваться на взгляды и поведение современников; и дети, и взрослые учатся у сверстников и даже более того — взрослые учатся у своих детей. Авторитет старших уже не может служить главной опорой для молодых.

Общество поставлено перед необходимостью выработать новые нормы отношений между людьми разных поколений. Признание авторитета и мудрости старших, уважение к их опыту должно дополняться осознанием ценности инноваций. Только встречное движение позволит прийти к содержательному диалогу поколений, к взаимопониманию.

Россиянин пожилого возраста, наш современник, весьма озабочен жизнью и судьбой детей и внуков, считает их проблемы собственными. Высказывания людей старшего поколения свидетельствуют о том, что они вовлечены в проблемы близких, часто соотносят цели и планы своей жизни с событиями более молодых («хочу помочь в уходе за внуками», «хочу накопить денег на обучение внука», «дожить до свадьбы внучки»).

И это может быть расценено как благоприятный факт. При анализе и характеристике собственной Я-концепции пожилого человека нередко можно встретить описания детей и внуков, рассказы об их жизни, акцентирование внимания на их успехах и достижениях. Такая ориентация сохраняет перспективу личностного развития, способствует осознанию ценности своего Я. Переориентация на внутрисемейные отношения является закономерным этапом психической жизни пожилого человека (И. Ф. Шахматов, 1996).

Связь старших и младших поколений в обществе и семье как механизм психологического наследования.Карл Густав Юнг одним из первых обратился к идее понимания бессознательной сферы психики человека как жизненно необходимого источника мудрости, норм, ценностей, правил. Он рассматривал «коллективное бессознательное» в качестве одной из составляющих структуры человеческой личности. Этот глубокий слой личности представляет собой хранилище следов памяти наших исторических предков, причем, может быть, не только людей, но и еще более древних эволюционных предшественников. «Коллективное бессознательное» наследственно предопределено и одинаково для всего человечества, оно содержит архетипы — первичные модели восприятия и поведения. Существование подобных структур подтверждается, по мнению Юнга, поразительным сходством символов в живописных и литературных произведениях разных времен и на родов, сказках, мифах, легендах. Психические образы «коллективного бессознательного» побуждают людей реагировать на отдельные события сходным образом; они зачастую отражаются в сновидениях.

В свою очередь швейцарский психолог А. Зонди говорит о «родовом бессознательном» как форме психической наследственности. Человек в жизни стремится реализовать притязания своих предков — родителей, дедов, прадедов. Особенно ярко их влияние обнаруживается, как считает автор, в важные моменты жизни, имеющие судьбоносный характер: когда человек совершает свой профессиональный выбор или ищет место работы, спутника жизни. Таким образом, решая важнейшие вопросы самоопределения, он не является совершенно «свободным», поскольку в своем лице представляет род, своих прародителей, делегировавших ему «поручения». Однако это не означает, что судьба человека жестко запрограммирована и остается лишь следовать неким инстинктивным побуждениям. Человек может преодолеть навязанные тенденции, опереться на собственные внутренние резервы и построить свою судьбу осознанно.

Близкие идеи о роли «родительского программирования» в судьбе человека развивает американский психотерапевт Э. Берн. Описывая различные варианты воздействия семьи, отдельных ее членов на личность ребенка, он использует понятие-метафору «сценарий»: «Сценарий — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется. еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора» 1 (курсив наш. — Е. С.). Это своего рода бессознательное принятие ребенком предписывающего «образа» будущей взрослой жизни — судьбы «победителя» или «побежденного», «неудачника». Истоки многих жизненных сценариев, по Берну, лежат даже не в родительской семье, а в более ранних поколения. Автору удалось проследить трансляцию сценария на протяжении пяти поколений (речь идет о сценарии «победитель» в конкретном варианте «Мой сын будет врачом»).

Очень важно, считает Берн, что именно знает человек о своих прародителях и прапрародителях, какие испытывает чувства по отношению к ним. Уже незамысловатая реплика или рассказ о предках могут свидетельствовать о характере «сценарных предписа ний», которым следует человек. «Мои предки были ирландскими королями» — эта фраза может быть произнесена торжественно и церемонно, а может с иронией («Я такой же пьяница, как один из них»); и за каждым суждением при анализе вскрывается некое истолкование значимого прошлого.

Чувства по отношению к предкам варьируют:

гордость за выдающихся предков без какой-либо надежды на то, чтобы превзойти их достижения;

идеализация (романтическая или парадоксальная, ориентирующаяся на одну, своеобразно выхваченную, черту — «бодрая старушка»);

соперничество.

В целом к прародителям испытывают более интенсивные чувства, чем к родителям: «к прародителям относятся с благоговением или ужасом, тогда как родители вызывают восхищение или страх» 1 .

Не останавливаясь на деталях механизма раннего программирования жизненного сценария, подчеркнем, что при исследовании проблемы семейного воспитания должны учитываться не только непосредственные воздействия на ребенка, но и более общие представления его самого о своих близких и родных

Н. Пезешкиан, основоположник позитивной психотерапии, уверен в важности психологического «наследия» человека и небезразличности происхождения как фактора идентичности. Он использует понятие «семейные концепции», которые определяют правила отношений к людям и вещам: от одного поколения к другому передаются не столько материальные блага, сколько стратегии переработки конфликтов и формирования симптомов, структуры мировоззрения и структуры отношения, которые переходят от родителей к детям. Концепции берут начало в критических переживаниях одного из членов семьи, в религиозных и философских идеях, укореняются, усваиваются детьми и снова передаются следующему поколению детей. Примеры семейных концепций: «Что скажут люди», или «Аккуратность — половина жизни», «Ничего не дается легко», «Верность до смерти», «Достижения, честность, бережливость» и т. п. Частично они осознаются и формулируются носителем в сжатой форме в виде любимых поговорок, наказов детям, комментариев к ситуациям: «Будь верным и честным, но покажи, на что ты способен» или «У нас все должно быть, как в лучших домах». Большей же частью они остаются неосознанными, воздействуют не явно.

Один из важнейших принципов позитивной семейной психотерапии Н.Пезешкиана — принцип установления связи между семейной традицией, идентичностью и проблемами человека. Построение «концептуального семейного древа» рассматривается как эффективное средство выявления значимых тем и постановки задач в терапии, в которую вовлекаются несколько поколений (родители, бабушки, дедушки, а иногда и прабабушки, прадедушки).

В отечественной психологии Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстиц-кис рассматривают патологизирующее семейное наследование, характерное для дисфункциональных семей как формирование, фиксацию и передачу эмоционально-поведенческого реагирования от прародителей к родителям, от родителей к детям, внукам и т.д. Ригидные, иррациональные, жестко связанные между собой убеждения, заимствованные у представителей старшего поколения, формируют личность, малоспособную к адаптации, страдающую пограничными нервно-психическими расстройствами.

Личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков.Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Сложные и противоречивые отношения связывают подчас родителей и их взрослых детей и внуков. Психологический климат в семье и характер влияния на ребенка зависят от качества этих взаимоотношений. Так, например, одностороннее доминирование в семье матери, а тем более бабушки по материнской линии выступает как фактор, увеличивающий вероятность невротических нарушений у детей.

Приобретение новой внутрисемейной роли (роли бабушки или дедушки) сопровождается существенной перестройкой сложившейся иерархии отношений, поиском гармонии возникшей социальной роли и уже имеющихся ролей (у женщин — роли жены, мамы, свекрови или тещи), которые часто противоречат друг другу. Освоение прародительского статуса требует выработки новой внутренней личностной позиции.

Читать статью  Семейное право

Оптимальная готовность бабушек и дедушек состоит в осознании своей собственной особой роли. Прародители понимают ценность внуков, появление которых означает новый этап их жизненного пути, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу, создает новые источники удовлетворенности жизнью. Наряду с оказанием некоторой помощи — бытовой, материальной, бабушки и дедушки выступают в роли связующего звена между прошлым и настоящим семьи, передают традиции и проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью. Незрелость, неготовность прародителей выражается в том, что они вообще отказываются от новой позиции, защищаются против нее («ребенок ваш», «нам тоже никто не помогал») либо, напротив, «с восторгом и усердием» захватывают, узурпируют родительскую роль, лишая ее молодых родителей.

А. С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: «бабушка-жертва» и «бабушка-соперница».

«Бабушка-жертва» воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта женщина периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки — любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.

«Бабушка-соперница», на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной «матерью» внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых.

По данным американской исследовательницы П. Робертсон, дополнительная роль бабушек и дедушек в большинстве случаев приносит глубокое удовлетворение людям среднего возраста 1 . Это деятельность по воспитанию нового поколения, но свободная от многих обязанностей и напряженных конфликтов, характерных для детско-родительских отношений. Автор выделяет такие типы бабушек:

гармоничные — сочетают высокие идеальные представления о роли бабушки и реальную сильную вовлеченность в жизнь внуков;

далекие — имеют заниженные социальные и личностные представления о социальной роли бабушек и занимают обособленную позицию по отношению к проблемам внуков;

символические — имеют высокий социально-нормативный образ бабушки при неразвернутости реальных взаимоотношений с внуками;

индивидуальные — акцентированы личностные аспекты поведения.

На основании мнений самих бабушек и дедушек сформулированы четыре функции прародителей в семье:

1. Присутствие — как символ стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи. |

2. Семейная «национальная гвардия» — призваны быть рядом в| трудный момент, оказать поддержку в кризисной ситуации.

3. Арбитры — согласование семейных ценностей, разрешение! внутрисемейных конфликтов.

4. Сохранение семейной истории — ощущение преемственности] и единства семьи.

Классификацию прародителей по критерию выполняемой» ими внутрисемейной роли предлагает отечественный психолог! О.В.Краснова:

формальные — строят отношения в соответствии с социальными предписаниями о роли старшего в семье;

суррогатные родители — берут на себя ответственность и• заботу о внуках;

источник семейной мудрости — осуществляют связь с семейными корнями;

затейники — организуют отдых и досуг внуков;

отстраненные — редко включены в реальною жизнедеятельность семьи детей и внуков.

В отечественной психологии первое эмпирическое исследование вклада бабушек в жизнь семьи детей и взаимоотношений бабушек с внуками проведено общественным центром «Геронтолог» (рук. О. В. Краснова). В исследовании участвовали женщины, проживающие в Москве и в небольших городах Московской области, в возрасте от 40 до 85 лет, имеющие внуков.

На основании анализа полученных данных выделены три основных типа бабушек: «формальная», или «обычная»; «активная», или «увлеченная»; «далекая», или «отстраненная», «символическая».

«Обычные бабушки»принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т.д.) и/или материальное обеспечение семьи. Согласно проведенному опросу, каждая вторая бабушка относится к типу «обычной». Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовлении уроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это «просто так» или «за хорошее поведение», «за то, что она маленькая». В качестве наказаний «в случаях плохого поведения», непослушания предпочитают не общаться с ними или поругать.

«Активные», «увлеченные бабушки» имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных и физических. Увлеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. В качестве наказания за «вранье, лень, грубость» ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или не общаться, т. е. они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.

«Далекие», «отстраненные бабушки»затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушек с рождения воспитывались или только родителями, или с помощью старшего поколения «с другой стороны», т.е. бабушки «отстраненного» типа не имели и продолжают не иметь каких-либо обязанностей по отношению к внуку. В высказываниях отстраненных бабушек очень часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье — воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один-два раза в году, когда телефонные разговоры, воспоминания — единственный вид совместной деятельности.

Отношения: конфликты поколений в семье

Отношения поколений — достаточно болезненная тема. Каждый знает это по своей семье. Между разными поколениями существуют неизбежные противоречия. Сначала родители нужны для того, чтобы вырастить отпрысков, дать им навыки, необходимые для жизни, обеспечить тем, что необходимо для их роста и развития. А когда дети становятся взрослыми, они стремятся выйти из под родительского крыла и жить самостоятельно. Но старшие к этому не готовы, потому что они привыкли к роли наставников и опекунов. Как быть?

Психология: старые стереотипы меняются медленнее, чем реалии жизни

Психология: старые стереотипы меняются медленнее, чем реалии жизни

Как известно, в семейных отношениях молодое поколение бунтует против родителей. По мнению психологов, это связано с тем, что за последние десятилетия изменился уклад, который до этого царил в семьях. В прежние времена он был патриархальным, авторитет старших был безусловным (вспомним «домострой»). В психологии большинства людей было аксиомой, что представители старшего поколения (родители, бабушки, дедушки) являются знающими и опытными людьми, поэтому их надо беспрекословно слушать.

Сейчас все изменилось. Молодое поколение убеждено, что родители, бабушки, дедушки отстали от жизни (как говорится, «не догоняют»), поэтому молодые не желают прислушиваться к их поучениям.

Такое перераспределение ролей порождает проблемы в семье. От детей, особенно, находящихся в переходном возрасте, родители нередко слышат: «Ты ничего не понимаешь!», «Ты отстал от жизни!», «Сейчас так никто уже не делает» и т. д.

После того, как молодые перешагнут 30-летний возраст и обзаведутся собственными семьями, эта проблема смягчается. Точнее, она переходит в другую фазу: отныне дети не упрекают родителей в том, что те ничего не понимают. Они просто перестают с ними делиться.

Причина: один ребёнок

Произошло еще одно изменение в воспитании младшего поколения. Сейчас из ребёнка растят эгоцентрика, особенно, если в семье он один. Родители с малых лет стараются его развивать, отдавать во всевозможные кружки. Он лишь недавно научился ходить, а уже посещает занятия музыкой, рисованием, иностранным языком и т. д. Считается, что ребёнка необходимо учить всему, чтобы он вырос всесторонне развитой личностью и добился жизненного успеха. Отпрыску постоянно предлагают сделать выбор: «Что тебе нравится? Чего ты больше хочешь?». А раньше было иначе: родители сами выбирали для ребёнка то занятие, которое они считали нужным и велели ему им заниматься.

В современных семьях ребёнок (особенно, единственный) считает себя самым главным, какой бы возраст у него ни был. Вокруг него крутится вся жизнь семьи. У него сформировалась эгоцентрическая психология. Поэтому, вырастая, он по-прежнему считает себя самым важным. Его трудно убедить, чтобы он прислушивался к мнению родителей. Он по-прежнему говорит им: «Вы ничего не понимаете, поэтому я буду делать так, как я хочу».

Читать статью  МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Родители не могут служить примером?

Есть еще одна болезненная тема. Разве родители могут внушить чаду, чтобы оно их слушалось, когда они сами порой находятся в конфликте с собственными родителями? Пусть даже этот конфликт скрытый, не выражающийся в бурных сценах. Но ребёнок его чувствует, поэтому он на него по-любому влияет. Видя его, он получает модель поведения со старшими, привыкает, что не обязательно прислушиваться к их мнению, ведь папа и мама этого не делают. Получается замкнутый круг: если мама и папа не могут найти общего языка со своими отцом и матерью, какое право они имеют требовать послушания от отпрыска? В психологии семейных отношений все взаимосвязано.

Насколько обоснованы претензии старших на лидерство

Часто представители старшего поколения претендуют на власть в семье (даже если их отпрыски уже выросли). А младшее поколение отказывается от повиновения и всеми силами стремится ограничить их влияние.

Почему так происходит, что родители стремятся удерживать свою власть над детьми? Во-первых, потому что они к этому привыкли. Много лет они были для детей самыми главными людьми, были их наставниками, учили всему, что понадобится в жизни. У них сформировалась психология лидера, который отвечает за все.

Но приходит время, когда выросшие дети говорят им: «Спасибо, достаточно, теперь я буду жить, как сам считаю нужным». Родителям сложно спускаться с этого пьедестала. Чтобы осознать и принять эту «передачу власти», понадобится время.

Есть еще один момент. Чаще всего в силу возраста родители имеют больше жизненных ресурсов: опыта, денег, связей и пр. Поэтому, даже если по мнению детей, у отца или матери масса недостатков, зато у них есть жажда руководить.

Особенно много противоречий складывается, когда молодые члены семьи живут на территории родителей и находятся на их обеспечении (хотя бы частично). В этом случае им сложно оградить себя от родительских поучений. Для этого надо жить самостоятельно. Но даже когда родители убеждаются, что чадо прекрасно справляется с жизненными трудностями, у многих из них жажда руководства не уменьшается.

Отношения: как избежать конфликтов или хотя бы смягчить их?

Отношения: как избежать конфликтов или хотя бы смягчить их?

Можно ли смягчить разногласия между представителями разных поколений? Для этого существуют некоторые правила. Во-первых, родителям стоит вспомнить время, когда они сами находились в молодом возрасте. Всегда ли они были послушными паиньками.

Когда наступит подходящий момент, откровенно скажите ребёнку, что подобные переживания были и у вас, и вы тоже не всегда слушались своих родителей.

Во-вторых, путем конфликта ваш отпрыск учится занимать собственную позицию, отстаивать свою точку зрения, а эти качества пригодятся в жизни.

Также будем помнить, что в молодом возрасте человек абсолютно уверен, что он знает о жизни все. Потом, по мере приобретения жизненного опыта, он поймет, что это не так, и смягчится.

Еще одно важное правило: никогда не выясняйте отношений во время ссоры. Тем самым, вы подольете масла в огонь и только усугубите ее. Под влиянием эмоций вы сможете наговорить такие слова, о которых впоследствии сильно пожалеете. Поэтому, чтобы спокойно поговорить и выяснить отношения, надо дождаться подходящего момента. Тогда вы сможете обсудить с вашим чадом те разногласия, которые между вами имеются.

Осознайте, что непонимание поколений — это не единичное явление, которое существует только между вами и вашим ребёнком. Нет, это существует в большинстве семей, только не все об этом рассказывают. От осознания типичности этого явления вам станет легче. Вы поймете, что дело не конкретно в ваших родительских промахах (они бывают у всех), а в том, что конфликт отцов и детей — неотъемлемая часть взросления человека.

Важно осознавать ключевые ценности в отношениях. Вот они:

  • пусть ваши мнения с ребёнком будут разными, это нормально; просто каждый должен уважать право другого на свою точку зрения.
  • В семье главное не разница мнений, а другое — любить друг друга, быть готовыми понять и помочь.
  • То, что родители и дети имеют разные мнения, не означает, что старшие не сумели воспитать хорошего ребёнка. Это значит, что они вырастили человека, способного защищать себя и отстаивать свою позицию. Осталось только объяснить ему, что он должен уважать и чужую.

Чтобы суметь погасить едва начавшийся конфликт, надо помнить о лучших качествах близких людей. Самое важное — желание сохранить семью, ведь близкие отношения важны для всех ее членов. Но почему-то самое существенное подчас ускользает от внимания. На первый план выходят промахи и мелочи, которые вызывают бурю в стакане воды. Чтобы не дать разгореться ссоре, почаще напоминайте себе о самом важном.

Возраст — причина непонимания

Разница поколений всегда порождала конфликты. Они могут быть бурными или подспудными. Причина в том, что представители разных поколений росли и формировались в непохожих условиях. У них различный бэкграунд: они читали разные книжки, слушали разную музыку, пели разные песни, по-другому одевались, в их время условия жизни и нормы морали были другими.

Конечно, основные жизненные ценности не меняются, они остались прежними еще со времени десяти заповедей: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и т. д. Но реалии жизни меняются, и нынешние ситуации отличаются от прежних. Десять заповедей можно называть жизненной стратегией, которой надо руководствоваться при решении основополагающих жизненных вопросов. А тактика — это способность соответствовать нынешним реалиям жизни и умение принимать самостоятельные решения в конкретных ситуациях. Потому обязанность старшего поколения — это передать базовые жизненные ценности, а возникающие вопросы пусть каждое поколение решает по-своему. Тогда и хорошие отношения сохранятся.

Чувство любви может быть направленно как на какого-то определенного человека, так и выражаться в отношении к собственной персоне. Ее проявления имеют различные формы, однако она не должна иметь ничего общего с эгоизмом и самовлюбленностью. Для того, чтобы определить степень любви к себе, предлагаем ответить на вопросы.

Проблема взаимоотношения и конфликта поколений

Как избежать конфликт поколений

Научно-технический прогресс, развитие технологий и социальные изменения очень сильно влияют на нашу жизнь. Поэтому то, что для старшего поколения было правильным и естественным, для младшего является устаревшим и несуразным. В связи с этим возникает конфликт поколений. Постоянные ссоры, непонимание, критика и нравоучения приводят к разрушению отношений между членами семьи.

Описание конфликта поколений

Причины конфликта поколений

Меняются не только модные тенденции, но и медицинские и педагогические парадигмы. Даже само понятие о том, каким должен быть человек изменилось. За последние 20 лет в нашей стране произошли огромные преобразования, что не может не влиять на отношения в семье. Такая быстрая смена образцов на уровне семьи, семейной системы привела к возникновению проблемы поколений.

Конфликт между поколениями — это расхождение мнений людей разного возраста. Наиболее яркими примерами являются ситуации общения между родителями и детьми, а также дедушками и бабушками.

Но в главных ролях выступают не только взаимоотношения между старшим поколением и подростками, а также и общение родителей со своими матерями и отцами. Чаще всего такие разногласия так и называют — конфликты отцов и детей.

Конфликт может возникнуть по разным причинам и таких очень много. Однако из всех можно выделить те, которые встречаются чаще всего. В основном это разные взгляды на такие нюансы:

  • воспитание детей;
  • зона отдыха;
  • индивидуальное мировоззрение (отношение к семье, учебе, карьере);
  • здоровье;
  • финансы;
  • зона комфорта (техника, одежда, еда).

Разногласия в подростковом возрасте

Как решить конфликт поколений

В последние 50 лет после окончания Второй мировой войны противостояние родителей и детей практически постулируется культурой. Появилось устойчивое понятие «подростковый бунт». Это поведение, которое ожидается от взрослеющего ребенка.

Если подойти к этому с исторически-культурной стороны, то это молодое понятие, о котором еще сто лет тому назад никто не слышал. А такого слова, как «тинэйджер» не существовало ни в одном лексиконе. Почему же в наше время все изменилось?

Во многом этот феномен связан с тем, что традиционный патриархальный уклад как в обществе, так и в семье разрушился. Поэтому если раньше было принято считать, что самые мудрые носители истины — это старейшины рода, то сейчас вся надежда ложится на молодое поколение. На примере конкретных семейных ситуаций все это может порождать много проблем, к примеру:

  1. В сленге подростков понятие «родители» как таковое не употребляется. В большинстве случаев оно заменяется такими презрительными словами: родаки, предки — люди, которые больше неактуальны и не имеют права голоса, так как они в «отстое», а молодежь тем временем «рулит».
  2. Мнение родителей по умолчанию воспринимается детьми как устаревшее: «да что вы в этом понимаете!», «мама, так уже давно никто не говорит (думает, делает)».
Читать статью  Если увести мужчину из семьи, буду ли я счастлива с ним?

Чтобы наладить взаимоотношение поколений и смягчить возникшие конфликты необходимо:

    Не терять чувство юмора. Даже если вам очень обидно и неприятно, не стоит принимать все близко к сердцу.
  1. Постараться вспомнить себя и свое поведение в подростковом возрасте. Если у вас сохранились какие-нибудь старые фотографии, дневники, то обязательно посмотрите и перечитайте их. А также поговорите с друзьями, родителями, которые могут рассказать вам какими вы были.
  2. Когда в доме царит спокойная и хорошая обстановка, поговорите с ребенком о том, что вы тоже когда-то были в таком состоянии. Постарайтесь сделать этот разговор дружеским, а не дидактическим.
  3. И также рекомендуется рассказать о том, что ваши родители тоже казались вам устаревшими и глупыми.
  4. Успокаивать себя мыслю о том, что подростковый период в итоге проходит. А кто из нас в свои 14 лет не думал, что знает о жизни и о людях все? Однако жизненный опыт смягчает всех.
  5. Когда ситуация становится все более сложной, следует помнить, что, конфликтуя, дети вырабатывают свою жизненную позицию.

Пройдут года, и сознание ребенка поменяется. Он будет больше понимать, ценить и выражать свою благодарность. В большинстве случаев конфликтное отношение между поколениями сменяется взаимопониманием.

Возникновение и проявление конфликтов

Конфликт при непонимании родителя и ребенка

Однозначно ответить на то, как проявляются разногласия между поколениями, очень сложно. Большую роль играют самые разные факторы: от важности обсуждаемых вещей до особенностей характера каждого собеседника. Но самым важным все-таки является то, где происходят конфликты.

Разногласия, которые происходят в семейном кругу, встречаются чаще всего. Даже могут быть ежедневными. Однако масштабность у всех разная:

  1. Например, родители запрещают своей несовершеннолетней дочери гулять допоздна, на что она обижается и не понимает причины такого поведения, поэтому начинает таить на них обиду. Такая ситуация относится к серьезным конфликтам, потому что она может оставить большой отпечаток на отношениях в семье.
  2. Рассмотрим другую ситуацию: бабушка постоянно заставляет внука много есть, несмотря на то, что он больше не хочет. Это тоже конфликтная ситуация, только она не оставляет никаких серьезных отпечатков на взаимопонимании, взаимоуважении и поддержке.

А также стоит учитывать, что именно разногласия в семье вызывают негативную реакцию и желание быть услышанным. Поэтому они намного опаснее, чем те, что происходят между незнакомыми или малознакомыми людьми.

К конфликтам в обществе относятся те, которые произошли за стенами дома: в магазине, с соседями, в школе. Чаще всего они происходят через какие-то человеческие факторы: кто-то не выспался и поэтому затевает ссору. В таком случае человек не может себя проконтролировать и срывается на постороннем.

Но существуют и люди, которые специально провоцируют конфликты. Им нужна «жертва», на которой они могут «оторваться», чтобы не сделать этого дома.

Такие ссоры опасны тем, что в большинстве случаев собеседник становится очень агрессивным, когда чужой человек, не зная и не понимая его жизненной ситуации, начинает его поучать. Избежать подобных разногласий можно только при помощи равнодушия к тому, что происходит за пределами «своей территории».

Виды разногласий между поколениями

Что является основа для конфликта поколений

Разногласия бывают разные. Например, существуют нормативные конфликты. Это стычки, которые повторяются каждый день из недели в неделю, а повод постоянно остается один и тот же.

К примеру, дети каждое утро медленно собираются в школу, а родители из-за этого опаздывают на работу. В доме все нервничают и кричат. И такая ситуация происходит 5 раз в неделю.

В каждой семье есть собственный «набор» нормативных конфликтов. На протяжении долгого времени он меняется. Однако такие затруднения прогнозируемы. Необходимо внимательно понаблюдать за ссорой и проанализировать. Еще лучше записывать такие стычки на видео или диктофон, чтобы точно знать, когда вспыхнет следующая буря разногласия.

В случае нормативного конфликта следует:

    На протяжении двух недель наблюдать и записывать время, причину, по которой произошла ссора.
  1. Вместе обсудить наблюдения, после чего выявить конфликты и дать им имена (лучше всего смешные).
  2. Заключить договор о том, что когда кто-то из членов семьи будет чувствовать приближение этой ссоры, он даст другим об этом знать, может быть, назвав ее условленным именем.
  3. Научиться предугадывать начало ссоры.
  4. Вместе договориться о том, что во время стычки никто никому ничего не доказывает и не объясняет.
  5. Подумать над тем, как стоит вести себя, если кого-то из родных «понесло».
  6. Вместе придумать способ, который поможет вам перехитрить конфликт, чтобы не дать ему испортить ваше настроение.

Такие конфликты очень легко возникают, но удовольствия это никому не приносит. Каждый день слушать одно и то же просто надоедает. К тому же подобные ссоры со временем могут становиться все сильнее, что негативно влияет на психологический климат семьи. У членов семьи может появиться ощущение, что его окружают не просто чужие люди, которые его не понимают, а враги.

Когда, несмотря на все приложенные усилия, конфликтность ситуации так и не удалось уменьшить, это может очень задеть и обидеть. Поэтому все чаще будут появляться мысли: «В этом доме только я обо всем думаю и только мне что-то нужно, кроме меня, никто не хочет меняться». Если такие мысли уже вас посещали, а желание опустить руки возникает очень часто, необходимо вспомнить о том, что:

  1. Воспитывать взрослых людей попросту бесполезно.
  2. Если изменения, появившиеся в вашем поведении, будут заметными и устойчивыми, окружающие вас люди обязательно это заметят. Может быть, родные бессознательно начнут вас проверять и выводить на эмоции. Однако если вы сможете себя сдержать и не сорветесь на них, то ваши изменения не пропадут даром. Ведь члены семьи могут перенять что-то из вашего опыта ежедневного поведения.
  3. Изменения не станут сразу же привычными, на это необходимо время.

Пути разрешения ситуации

Для большинства людей более важным вопросом является не то, почему возникают разногласия, а то, можно ли преодолеть конфликт поколений. Для того чтобы это сделать существует три действенных метода:

  1. Четкое аргументирование своей позиции. Чтобы доказать свою точку зрения недостаточно просто от нее не отступать. Необходимо попытаться убедить собеседника в том, что это не просто ваше мнение, а мнение, основанное на примере, личном опыте, вычитке из надежного источника. А также при этом нужно выслушать и собеседника, у которого другая точка зрения. Бывают ситуации, когда оба мнения верны. Из-за этого отношения между поколениями могут так и не наладиться.
  2. Компромисс — подойдет для сдержанных людей, которые умеют слушать и анализировать. Согласно практике, в конфликтах где присутствуют два разных мнения, возможно найти «золотую середину». А также компромисс может заключаться в том, что сначала оппоненты следует одному мнению, а затем — другому. Может быть, кто-то из них наглядно удостоверится в здравомыслии, полезности и целесообразности решения того, чье мнение сначала не принималось.
  3. Когда одна сторона конфликта хочет его скорого окончания, то ей лучше всего пойти на уступки. Ведь при ссоре разные поколения могут очень долго выяснить кто из них прав, а кто виноват. Это может привести к непредвиденному исходу, который часто плохо сказывается на взаимоотношениях между этими людьми. В этой ситуации есть такие варианты решения проблемы:
  • одна из сторон соглашается;
  • все остаются при своем мнении;
  • Конфликт просто не начинается из-за того, что одна из сторон, которая имеет противоположную точку зрения, не говорит о ней.

Положительные стороны конфликта

С первого взгляда не верится, что в такой ситуации могут быть какие-то положительные стороны. Однако они существуют. Например:

  1. Общество постоянно движется вперед. Преимущественно это происходит благодаря молодежи, которая постоянно стремится к развитию во всех областях. Именно молодое поколение открывает новые грани нашего мира, достигает огромных успехов в тех ситуациях, которые раньше казались не разрешаемыми. Больше всего это касается технологий, науки и медицины.
  2. Происходит обмен опытом. Каждая сторона, участвующая в конфликте, аргументирует свою позицию фактами: так будет удобнее, лучше, дешевле. Сначала эти объяснения могу казаться недостаточными, однако когда победа или ошибка становится очевидной, то старшее или младшее поколение перенимает опыт.

Очень сложно найти взаимопонимание между представителями старшего и младшего поколения, однако любые конфликтные ситуации можно разрешить. Запаситесь терпением, проанализируйте ситуацию и придумайте план действий. С таким подходом взаимоотношения поколений обязательно наладятся.

Источник https://megaobuchalka.ru/7/9332.html

Источник https://medaboutme.ru/articles/otnosheniya_konflikty_pokoleniy_v_seme/

Источник https://krasotka.guru/zdorove/problema-vzaimootnosheniya