Детско родительские отношения в семье в доу

18 июля, 2022 0 Автор ewermind

 

Содержание

Особенности детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Дошкольный возраст представляет собой один из самых значимых периодов в жизни человека и, несомненно, находится под особо пристальным вниманием ученых и практиков, как момент становления личности . Именно на данном этапе ребенку свойственно ускоренно развиваться, он активно познает и осваивает широкий спектр различных видов деятельности, раскрывает новые свойства личности . В период дошкольного детства формируются самосознание, самооценка и определенная иерархия мотивов, и их соподчинение. Так же в это время наиболее существенным является влияние семьи на развитие ребенка и детско-родительских отношений.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тырышкина К. С.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

CHILD-PARENT RELATIONSHIP PECULIARITIES AND INTERACTION WITH PARENTS OF PRESCHOOL CHILDREN

Preschool age represents one of the most significant periods in a person’s life and, no doubt, is under particular scrutiny of scholars and practitioners, as the moment of personality formation. It is at this stage the child tend to evolve rapidly, the child actively learns and develops a wide range of different activities, unveils new personality properties. During preschool period, a child develops his identity, self-esteem and a certain hierarchy of motifs and their authority. Just at this time, the most important is the influence of family on a child ’s development and child-parent relationship.

Текст научной работы на тему «Особенности детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста»

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тырышкина К. С.

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Дошкольный возраст представляет собой один из самых значимых периодов в жизни человека и, несомненно, находится под особо пристальным вниманием ученых и практиков, как момент становления личности. Именно на данном этапе ребенку свойственно ускоренно развиваться, он активно познает и осваивает широкий спектр различных видов деятельности, раскрывает новые свойства личности. В период дошкольного детства формируются самосознание, самооценка и определенная иерархия мотивов, и их соподчинение. Так же в это время наиболее существенным является влияние семьи на развитие ребенка и детско-родительских отношений.

Ключевые слова: семья, ребенок, родители, личность, развитие.

CHILD-PARENT RELATIONSHIP PECULIARITIES AND INTERACTION WITH PARENTS OF PRESCHOOL CHILDREN

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

Preschool age represents one of the most significant periods in a person’s life and, no doubt, is under particular scrutiny of scholars and practitioners, as the moment of personality formation. It is at this stage the child tend to evolve rapidly, the child actively learns and develops a wide range of different activities, unveils new personality properties. During preschool period, a child develops his identity, self-esteem and a certain hierarchy of motifs and their authority. Just at this time, the most important is the influence of family on a child’s development and child-parent relationship.

Keywords: family, child, parent, personality, development.

Введение. Целью данной работы является изучение проблемы детско-родительских отношений, как фактора влияния на развитие ребенка.

Задачи, решаемые в этой статье: во-первых: изучить особенности детско-родительских отношений; во-вторых: рассмотреть стили педагогического общения. Изучить виды детско-родительского взаимодействия в дошкольном возрасте.

Особенности детско-родительских отношений. Проблема развития ребенка была и остается на сегодняшний день одной из самых актуальных. При введении ФГОС дошкольного образования этой задаче уделяется еще больше внимания. Ведущую роль в развитии ребенка, становлении его личности играет семья, существенный вклад так же вносят детские дошкольные учреждения. Родители и педагоги в своей работе должны неуклонно следовать «Конвенции о правах ребенка».

Актуальность проблемы детско-родительских отношений и их воздействия на ребенка сохраняет свою значимость и остроту на всех этапах развития науки. Особое внимание необходимо уделить авторам, труды которых известны во всем мире. Это Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и другие.

Дошкольное детство, несомненно, является важнейшим этапом развития ребенка. Это период формирования характера ребенка, его мировоззрения, становления личности. Именно поэтому так важны правильно формирующиеся отношения родителей и детей.

Воспитание детей является для семьи первостепенной и далеко не простой задачей. Подходить к решению этой задачи родители должны ответственно, понимая цену своим ошибкам и просчетам. Создание в семье благоприятного микроклимата, формирование отношений, основанных на любви и доверии, способствуют правильному физическому и духовному развитию маленького человека. Влияние семьи, особенно на начальном периоде, играет огромную роль и превышает другие воспитательные воздействия. Чем благополучнее семья, чем больше внимания и времени родители уделяют воспитанию своего ребенка, тем лучше качество физического, психического, духовного, нравственного, трудового, интеллектуального и эмоционального воспитания личности.

Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подсистема семейных отношений, включающие в себя взаимосвязанные, но не равнозначные отношения: родителей к ребенку — родительское отношение и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношения, активное взаимодействие родителя и ребенка.

Детско-родительские отношения, возникающие в процессе становления личности ребенка, имеют определенную специфику и характеризуются относительной непрерывностью и длительностью во времени и эмоциональной значимостью для ребенка и родителей.

Под родительским отношением понимают «систему» родительского отношения к ребенку, восприятие ребенком родителем и способов поведения. Таким образом, должна образоваться прочная взаимосвязь — взаимоотношения родителей и ребенка, что всегда подразумевает обратную связь [5].

Для ребенка родители являются первой и основной социальной средой, обеспечивающей удовлетворение его основных потребностей, в том числе, любви, заботе и защищенности. Семья представляет собой социальную группу, где есть субъект (родитель) и объект влияния (ребенок). Семейное воспитание — сложная система, базирующаяся на определенных принципах воспитания личности ребенка. Качество и результат семейного воспитания зависят от совокупности факторов, таких как: образ жизни, уровень культуры и образования, родительского представления о воспитании и т.д. Стиль семейного воспитания является своеобразной характеристикой личности родителя.

В современной психолого-педагогической литературе при наиболее общем подходе выделяют три разновидности стиля педагогического общения, (предложенные еще К. Левином): авторитарный (или автократический), демократический и свободный (иногда его называют анархическим, попустительским, либеральным)[1].

Рассмотрим более подробно эти стили:

Авторитарный подразумевает быстрое достижение поставленных целей и максимальную результативность, этот стиль имеет ярко выраженные установки. Используется методика ограничений и запретов, строгая форма взаимоотношений и наказания за непослушание.

Либеральный. Посредством такого стиля реализуется тактика невмешательства, в основе которой лежат равнодушие и незаинтересованность.

Демократический стиль является одной из самых эффективных форм взаимодействия и подразумевает установку индивидуальных контактов, наполненных взаимоуважением и доверием.

По определению А.Н. Лутошкина данным стилям общения соответствуют следующие образные названия: «разящие стрелы» (авторитарный), «возвращающийся бумеранг» (демократический) и «плывущий плот» (либеральный).

Диана Баумринд выделяет три стиля родительского отношения, отличных по системе контроля и эмоциональной наполненности, и соответствия этим стилям характеристики детей [3].

Читать статью  Образ и характеристика семьи Болконских — героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

1. Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии детей. Как результат — дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю.

Переходя от теории к практике, приведу пример из собственного опыта работы с дошкольниками. В группу раннего возраста пришел болезненный, отстающий от сверстников двухлетний Никита П. Родители мальчика были уже вполне взрослыми людьми около сорока лет. С Никитой было очень непросто, порой он казался безнадежен. Немало труда, терпения и любви приложили педагоги дошкольного учреждения, но главную миссию выполняли, конечно же, родители Никиты. Процесс был непростым, но уже по истечении двух лет мальчик сравнялся в развитии со своими сверстниками, а в последующем, стал их опережать. Родители Никиты являют собой яркий пример авторитетных родителей применяющих демократический стиль общения с ребенком.

2. Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Родители мало общаются с детьми, устанавливают жесткие требования, а дети замкнуты, боязливы и угрюмы.

Авторитарные родители встречаются довольно часто в детсадовской практике. Денис К. в свои четыре года уже привык к постоянным маминым окрикам, дерганьям за плечи, тычкам и подзатыльникам. Каждый вечер мальчик с надеждой ждет маму и встречает ее с улыбкой, но как всегда мама приходит без настроения. В группе Денис предпочитает игры в одиночестве, не расположен к общению с другими детьми, при первой возможности готов вступить в конфликт. При любом громком звуке мальчик втягивает голову в плечи и прикрывает глаза, будто защищаясь от чьей-то агрессии. Денис способный мальчик, обладает хорошими интеллектуальными данными, но очень не уверен в себе, страх быть обруганным за неудачу в ребенке сильнее интереса к познанию.

3. Снисходительные родители — импульсивные и агрессивные дети. Низкий уровень контроля и теплые отношения: родитель слабо регламентирует поведение ребенка. Дети нетребовательны к себе.

Яркими представителями категории снисходительных родителей, исходя из моей практики, можно назвать родителей Руслана Б. Пятилетний Руслан старший ребенок в многодетной семье, и, к сожалению, мальчик является согласно Лутошкину «плывущим плотом». Неухоженный, замкнутый, часто агрессивный мальчик плохо адаптируется в социуме, имеет склонность брать чужие вещи, унося их тайком домой, искренно не понимая, что этого делать нельзя. Надо отметить, что родители Руслана украденного их сыном в детский сад не возвращают, не объясняют ребенку, как это плохо, таким образом, попустительствуют подобному поведению мальчика. Так же родители не предъявляют к ребенку никаких требований ни в воспитательном, ни образовательном плане, уровень родительского контроля самый минимальный, создается впечатление, что мальчик растет сам по себе как комнатный цветок. Все это не может не отражаться на когнитивном, эмоциональном и физическом развитии ребенка.

Данную типологию Э. Маккоби и Д. Мартин дополняют еще одним стилем: безразличные родители — озлобленные дети. Низкий уровень контроля и холодные отношения. Родители не устанавливают никаких ограничений. Дети склонны к отклоняющемуся поведению.

Профессор А.И. Захаров выделяет следующие критерии семейных отношений:

1. Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям. Этому параметру соответствуют такие типы семейного воспитания: гиперопека, опека, принятие, непринятие.

2. Параметр контроля позволяет выделить разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный типы семейного воспитания.

3. Критерий последовательности в воспитательном воздействии является чрезвычайно важным в родительском отношении к детям любого возраста.

4. По эмоциональной насыщенности семейное воспитание может быть аффективно устойчивым или неустойчивым. Этот показатель дает представление о стабильности и характере эмоциональной атмосферы в семье.

5. Характеристика тревожности в детско-родительском взаимодействии также указывает на особенности атмосферы в семейном воспитании, описывает тревожность родителей за ребенка.

Более детализированная по характеру включенности в деятельность общения дифференциация стилей предложена В.А. Кан-Каликом:

1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

2. Общения на основе дружеского расположения.

3. Общение — дистанция.

4. Общение — устрашение.

5. Общение — заигрывание.

Л.Г. Саготовская выделяет 6 типов отношений родителей к детям:

— чрезвычайно пристальное отношение, уверенность, что дети — главное в жизни;

— безразличное отношение к ребенку, к его запросам и интересам;

— эгоистического отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой

— отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности;

— отношение ребенка как помехе в карьере и личных делах;

— уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей [2].

Современные тенденции развития общества неизбежно отражаются на семейных

отношениях, и, к сожалению, не всегда позитивно. Ярким примером этому служат электронные устройства, так прочно вошедшие в наш быт. Сегодня, практически, в каждой семье есть компьютер, мобильные телефоны, планшеты и др. Все это подразумевает пользование интернетом, погружение в виртуальные отношения. Далеко не все родители способны правильно регламентировать эту сторону жизни, нередко чрезмерное увлечение родителей гаджетами губительно сказывается на детско-родительских отношениях, от чего неминуемо страдают дети. В связи с данной проблемой хочется особо отметить следующие моменты:

1. Родители настолько погружаются в виртуальную жизнь, что тратят на нее львиную долю своего свободного времени, отношения с ребенком — по остаточному принципу. Главное для такого родителя, чтобы чадо не мешало, не требовало времени и внимания. Ребенок в подобной ситуации чувствует себя лишним и заполняет время сообразно своим потребностям, постепенно привыкая к невниманию со стороны родителей, к недостатку любви, заботы и ласки. Чаще всего дети, растущие в таких семьях, плохо развиты и физически, и интеллектуально, склонны к агрессии, раздражительны, замкнуты.

2. Сегодня все чаще можно наблюдать картину, когда родители по первому требованию суют в руки малыша мобильный телефон, только бы успокоить его. Ребенок тут же прекращает крик, так как получил желаемое. Родители довольны сиюминутным результатом, не подозревая,

какую серьезную ошибку совершают подобным поведением, к каким последствиям это может привести, с чем придется столкнуться в ближайшем и отдаленном будущем, ведь речь идет о формировании характера их малыша. Подобная ситуация не нова, только в наши дни в качестве успокоителя выступают гаджеты, что еще больше усугубляет ситуацию. Мне неоднократно приходилось наблюдать, когда мамы, забирая ребенка из детского сада, с готовностью протягивают ему мобильный телефон, в обратной же ситуации ребенок бьется в истерике пока не получит желаемое. Родители, неспособные правильно регулировать свои отношения с ребенком, сами закладывают и развивают его зависимость от гаджетов. Детская зависимость от современных электронных устройств — серьезная возрастающая проблема современного общества, решение которой нужно найти уже сегодня. Еще одна серьезная опасность неумелого использования родителями современных технологий — дестабилизация детско-родительских отношений, подрыв авторитета семьи, подмена понятий, ценностных ориентиров.

Реалии нашей жизни таковы, что в результате трансформации системы ценностей и нравственных ориентаций малодетные семьи в Российской Федерации стали нормой. По статистическим данным сегодня семьи с одним ребенком составляют 67,4%, с двумя детьми -26,8%, с тремя и более — 5,8%[4].

Снижение рождаемости — это общая тенденция цивилизованных стран, обусловленная целым комплексом различных факторов. Это — возрастающие требования к материальному и культурному уровням жизни, стремление женщин реализовать себя и свои способности в профессиональной сфере, рост потребительских запросов и у мужчин, и у женщин, сознательная бездетность и другие факторы.

Нужно отметить, что в последнее десятилетие в РФ, благодаря президентской программе, направленной на поддержку молодых и многодетных семей, ситуация с рождаемостью изменилась в лучшую сторону, и рождение второго и третьего ребенка в семье уже не редкость. Многое зависит от самих родителей, ведь рождение детей определяется не столько материальным благополучием, сколько желанием иметь ребенка. Грустно, когда самоцелью молодых людей становится достижение материальных благ, ведь истинное назначение человеческой жизни -любить, дарить жизнь, продолжиться в последующих поколениях.

В настоящее время необходимо пропагандировать в обществе здоровые отношения в семье, основанные на любви, уважении, доверии, заботе. Особое внимание следует уделить детско-родительским отношениям, научить современных родителей, как из несмышленого малыша воспитать полноценную свободную личность, любить, ценить и уважать своих детей.

Заключение. Семья — величайшая ценность и жизненно важная потребность для каждого человека. Для ребенка семья должна стать тем местом, где его окружат любовью, теплом и заботой, где он чувствует себя нужным, понятым и защищенным. Основное предназначение семьи — воспитание полноценной, высоконравственной личности. Становясь родителями, мамы и папы должны хорошо понимать, как много зависит теперь от них, как велика степень их ответственности перед собственным ребенком.

Читать статью  На грани развода: как наладить отношения с мужем после постоянных ссор

Детско-родительские отношения представляют собой сложный комплекс взаимодействий родителей и ребенка, в котором родители, с одной стороны, являются неотъемлемыми элементами социально-природной окружающей среды, с другой — «конструкторами» поведения, агентами социализации ребенка.

Я выросла в благополучной семье, окруженная любовью, заботой, вниманием. Меня с малых лет учили ответственности и самостоятельности, умению никогда не снижать планку, состраданию и милосердию, способности принимать чужие боль и нужду как свои. Столкнувшись на практике с семейными ситуациями, отличными от моего собственного опыта, я поняла

ценность правильно выстроенных детско-родительских отношений, основанных на любви и взаимоуважении. Именно это стало решающим фактором в выборе данной темы.

Дети не должны страдать от недостатка любви и внимания, от осознания своей ненужности. Ребенок не обязан платить за ошибки родителей.

1. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология : учеб. пособие / Н. В. Басова. -Ростов н / Д: Феникс, 2000. — 416 с.

2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 1999. — 384 с.

3. Baumrind D. Current patterns of parental authority. Developmental Psychology. 1971. Vol. 4, № 1, pt. 2. pp. 1—103.

Детско родительские отношения в семье в доу

Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье

Детско-родительские отношения – это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок — родители») и сверху вниз (диада «родители — ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы.

Анализ трудностей в детско-родительских отношениях позволяет выделить как одну из основных причин их возникновения особенности семейного воспитания. Семья – важнейший фактор, персональная среда развития личности ребенка. Не случайно одной из главных функций современной семьи является выполнение родителями воспитательной функции. Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия, недостатки воспитательных воздействий, что очень часто негативно влияет на личностное развитие дошкольника, на его психическое здоровье и эмоциональное благополучие.

По мнению А.В. Петровского, развитие личности ребенка и подростка в онтогенезе обусловлено деятельностно-опосредо-ванным типом взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной группой в этот период. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельностей, которые задает эта референтная группа, и общением, которое в ней складывается [5].

Поэтому так много внимания в психологической литературе уделяется описанию различных классификаций, раскрывающих особенности влияния воспитательных воздействий в семье на формирование личности ребенка. В основу классификаций положены понятия «тип родительского отношения», «родительская позиция», «стиль семейного воспитания».

Характеристика благополучных детско-родительских отношений

Истинные побуждения, которые определяют взаимодействие родителей с детьми, не всегда полностью представлены в их сознании. По мнению А.С. Спиваковской, «реально действующий мотив может быть представлен в сознании «замещающим» мотивом, а само воспитание, взаимодействие с ребенком становится полимотивированным и в значительной степени неосознанным. Причем неосознаваемый компонент воспитания определяется как силой осознанных мотивов, так и соотношением в их содержании. «Игра» сознательных и неосознаваемых сил, сложное переплетение различных мотивов воспитания проявляются в родительских позициях, преобладающих при взаимодействии с ребенком» [6, с. 339].

Детско-родительские отношения как фактор установления сотрудничества педагогов и родителей в системе образования дошкольного учреждения

Детско-родительские отношения как фактор установления сотрудничества педагогов и родителей в системе образования дошкольного учреждения / Т. И. Зимукова, А. Ю. Буянова, А. В. Купцова [и др.]. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11388/ (дата обращения: 27.10.2022).

Образование детей — один из наиболее важных вопросов, стоящих перед каждой семьей.

Современный этап развития Российского общества носит кризисный характер, отличающийся резкой нестабильностью, деструктивными изменениями во всех сферах жизни и наличием противоречий, проявляющихся на всех уровнях жизни, и сопровождается распадом привычных форм взаимодействия людей, включая взаимоотношения взрослых и детей.

Резкие изменения в обществе, произошедшие за последнее десятилетие, привели к трансформации социальной ситуации, росту эмоциональной напряженности и повышению риска социальной и психологической дезадаптации населения, что не могло не сказаться негативно на положении детско-родительских отношений.

Распад и искажение связей взрослых и детей в процессе воспитания и обучения последних, что связано с потерей взрослым сообществом идеологических и ценностных ориентаций и смысла контакта с детьми изменило само отношение взрослых к детям, причем, можно отметить резкое располюсование родительских позиций — от детоотвержения до детоцентризма и жизни ради детей. При этом необходимо отметить, что семья как была, так и остается основным институтом социализации ребенка.

Для ребёнка дошкольного возраста, семья — это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья, поэтому влияние родителей на развитие ребенка очень велико.

Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию у детей различных психологических проблем и комплексов. [2, с 40]

Многочисленные исследования показывают, что негативные воздействия стилей семейного воспитания не только наносят непоправимый вред здоровью ребенка, травмируют его психику, тормозят развитие его личности, но и влекут за собой другие тяжелые социальные последствия. Все это обуславливает актуальность психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим ребенка дошкольного возраста по гармонизации детско-родительских отношений. В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих детско-родительские отношения.

У истоков отечественных научных исследований проблем семейного воспитания стояли И. М. Балинский, И. А. Сикорский и П. Ф. Лесгафт. В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, И. М. Марковской, Р. В. Овчаровой, А. В. Петровского, исследуются типы и стили отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения, указываются, какой стиль семейного воспитания способствует возникновению той или иной аномалии развития детско-родительских отношений, рассматриваются другие проблемы детско-родительских отношений.

Все авторы сходятся на том, что родители нуждаются в помощи: им нужно помочь овладеть навыками, способствующими развитию позитивных детско-родительских отношений.

В связи с этим нами была организована специальная работа, направленная на обучение родителей навыкам общения с собственным ребенком и установление сотрудничества педагогов и родителей, которая основывается на следующих принципах:

– Принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи, влияющие на развитие ребенка.

– Принцип психологической комфортности.

– Принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми.

– Принцип гуманного и деликатного отношения к членам семьи и к самому ребёнку.

– Принцип конфиденциальности и профессиональной этики педагога.

– Принцип личностной заинтересованности родителей

– Принцип самоценности семьи.

– Принцип эмансипации родителей.

При этом были использованы следующие формы и работы:

  1. Привлечение родителей и педагогов к изучению литературы, статей по проблеме воспитания и развития детей, по оптимизации детско-родительских отношений.
  2. Анкетирование, тестирование, экспресс — опрос, интервьюирование.
  3. Организация консультаций, тематических родительских собраний, лекций для родителей и педагогов.
  4. Дискуссии, круглые столы, деловые игры, занятия с элементами тренинга, мастер-классы, семинар — практикумы, практические упражнения, детско-родительские мероприятия.
  5. Обсуждение видеофрагментов по вопросам воспитания детей и семейного микроклимата.
  6. Обучение родителей методам саморегуляции.
  7. Освещение проблемы на сайте дошкольного учреждения.
  8. Просмотр родителями видеофрагментов организации жизнедеятельности детей в детском саду.
  9. Оформление наглядно-текстовой информации психолого-педагогического содержания для родителей.
  10. Обобщение опыта семейного воспитания на страницах газеты «Семейный альбом», сайте детского сада, в блоках педагогов. [1]

Этапы работы

Этапы реализации

Содержание

Ожидаемый результат

Изучение проблемы и создание информационного — методического обеспечения

Читать статью  Допустим ли обман в семье?

Создание, разработка и реализация перспективного плана работы.

Создание банка данных

Решение задач и реализация перспективного плана работы «Тепло родных сердец»

Использование знаний родителей и их практического опыта в воспитании детей.

Оптимизация детско-родительских отношений

Проведение праздника совместно с родителями.

Оформление электронного фотоальбома по итогам работы.

Материально-техническое оснащение: компьютеры, мультимедийная установка, информационные стенды для родителей, наглядный материал для взрослых и детей, таблицы, плакаты, памятки, иллюстрации, буклеты, мультимедийные презентации, видеоклипы, мультфильмы.

Перспективный план работы «Тепло родных сердец»

Блоки

Содержание (темы)

Срок

Ожидаемый результат

Цель: пропаганда и популяризация семейного воспитания.

Пополнение библиотеки для родителей психолого-педагогической литературой на бумажных и электронных носителях; подборка игр, упражнений, мультфильмов для совместного просмотра с детьми.

Рубрики на сайте детского сада «Для Вас, родители», «Консультативный клуб» «Семейный альбом», «Играем вместе с детьми», «Советуют специалисты».

Буклеты «Скоро в школу», «Ребенок и компьютер», «Развиваем речь»

Памятки «Вечерние игры», «Игры на кухне».

Стендовая информация в картинках «Утомление у детей», «Как избавиться от гнева», «Игры для малышей» [3]

Распространение педагогических знаний среди родителей.

Повышение педагогической компетентности родителей.

Родители знакомятся с психолого-педагогическими приёмами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования.

Родители могут сами выбрать, что для них приемлемо.

Цель: Выявление уровня потребностей семьи, уровня

знаний и представлений родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей, а также родительское отношение, выраженное в установках и реакциях на

Тест «Рисунок семьи» (А Захаров); «Тест-опросник родительского отношения» (А.Варга, В. Столин). [5]

Сочинение «Мой ребенок»

Параллельный опрос детей и родителей

Изучение семьи и установление контактов с родителями с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

(кинетический рисунок семьи Р. Бернса, С. Кауфмана) дал возможность выявить восприятие ребёнком значимости членов семьи, восприятие им своего места в семье, его отношения к ней в целом и отдельным её членам. [5]

Цель: Повышение психолого — педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Деловая игра «Ребенок в информационном пространстве»

Интерактивная лекция «Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста» [4]

Круглый стол «Детские капризы»

Семинар-практикум «Активное слушание ребенка»

Беседа «Любознательные почемучки»

Круглый стол «Как любить детей»

Консультация «Если ребенок не убирает игрушки»

Знание возрастных особенностей детей и умение применять это знание в практике семейного воспитания.

Умение анализировать воспитательные действия взрослого по отношению к детским поступкам и производить рефлексию собственных воспитательных действий.

Активизация педагогических умений родителей.

Привлечение внимания родителей к интересам ребенка.

Цель: привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, повышение авторитета

родителей в глазах детей, авторитета педагогов — в глазах родителей.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» между командой детей подготовительной группы и командой родителей.

Акция «Тайный подарок». Конкурс «Самый умный».«Играем вместе с мамой» (серия занятий для детей младших групп и их мам).

Конкурс поделок «Мастерим вместе с папой и мамой»

Оформление совместно с детьми страничек «Семейного альбома» детского сада:

«Ребята и зверята»,

«Семейные реликвии и традиции».

Вовлечение родителей в деятельность детского сада. Способствовать обогащению эмоционального мира детей и родителей. Способствовать эмоциональному сближению ребенка и родителя.

Улучшение детско-родительских отношений

Приобретение навыков проведения совместного досуга в семье.

Внедрение положительного опыта семейного воспитания.

Активизация включенности родителей в интересы и потребности ребенка.

Практическая значимость данного направления заключается в том, что разработанный план работы используется как практическое применение в ДОУ с целью оказания психолого-педагогической помощи семьям по оптимизации детско-родительских отношений.

И так, семейное воспитание содержит значительный педагогический потенциал, который может и должен быть использован в воспитании и развитии личности ребенка. Он заключается в организации социально- личностно значимой, эмоционально привлекательной, воспитывающей и развивающей совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой складывается педагогически эффективное детско-родительское взаимодействие. [2]

  1. Активные методы обучения: электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал Мой университет [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.moi-universitet.ru/
  2. Майер, А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада./ А. А. Майер, О. И. Давыдова, Н. В. Воронина // Управление ДОУ приложение — М.: ТЦ СФЕРА, 2012. — 128 с.
  3. Копилочка активных методов обучения Образовательный портал Мой университет [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.moi-universitet.ru/
  4. Технология интерактивного обучения электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал Мой университет [Электронный ресурс ]. — Режим доступа http://www.moi-universitet.ru/
  5. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. / М. А. Панфилова/ Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей — М.: ГНОМ и Д,2002. — 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семейное воспитание, родитель, детский сад, отношение, воспитание детей, перспективный план работы, семья, активное участие, воспитательно-образовательный процесс.

Похожие статьи

Взаимодействие детского сада с семьей | Статья в журнале.

семейное воспитание, ребенок, родитель, детский сад, отношение, семья, перспективный план работы, воспитание детей, воспитательнообразовательный процесс, активное участие.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм.

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение. Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм. Семейное воспитание (то же самое — воспитание.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ.

Семьеведение в детском саду как механизм установления.

семья, ребенок, III, Дошкольное образование, детский сад, перспективный план программы, беседа, родитель, педагогический коллектив, Дидактическая игра.

Похожие статьи

Взаимодействие детского сада с семьей | Статья в журнале.

семейное воспитание, ребенок, родитель, детский сад, отношение, семья, перспективный план работы, воспитание детей, воспитательнообразовательный процесс, активное участие.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм.

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение. Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм. Семейное воспитание (то же самое — воспитание.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ.

Семьеведение в детском саду как механизм установления.

семья, ребенок, III, Дошкольное образование, детский сад, перспективный план программы, беседа, родитель, педагогический коллектив, Дидактическая игра.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detsko-roditelskih-otnoshenii-i-vzaimodei-stvie-s-roditelyami-detei-doshkolnogo-vozrasta

Источник https://pedlib.ru/Books/6/0177/6_0177-95.shtml

Источник https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11388/