Воспитание детей с нарушением слуха в семье
Роль семьи в развитии личности ребенка с нарушением слуха
Семья занимает одно из важнейших мест для детей с нарушениями слуха в процессе формирования и развития личности. Как отмечали разные ученые, такие как А. Р. Маллер, А. А. Сагдуллаев, М. М. Семаго, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Т. Г Богданова и Н. В. Мазурова, В. А. Вишневский и еще многие другие, что для детей с нарушениями слуха, воспитание в семье особенно значимо в силу его психологической и биологической зависимости от близких людей.
Преобладающая атмосфера семьи, наличие эмоционально-тесного контакта родителей с ребенком, структура семьи, стиль воспитания все это является основными факторами, которые влияют на становление личности детей с нарушением слуха. В тех случаях, когда ребенок постоянно не проживает с родителями, он обучается и воспитывается в специальном коррекционном учреждении – интернатного типа, а таких детей как показывает практика большинство, у данной категории детей тормозит интеллектуальное развитие, снижаются темпы психического развития. Как считала Е. Г. Речицкая, чем раньше дети с нарушениями слуха отрываются от семьи, чем дольше и в большей изоляции они находятся в специальном коррекционном учреждении – интернатного типа, тем более выражены деформации, в результате происходит искажение по всем направлениям его психического развития и личностного развития.
Большинство родители, когда узнают, что их дети имеют нарушения слуха, т. е. является своего рода «особыми детьми», отправляют его в специальное коррекционное учреждение – интернатного типа в достаточно раннем возрасте и в результате чего перестают принимать участие в его воспитании в наименьшей степени. Родители считают, что они не могут гарантировать в домашних условиях правильный присмотр, из-за неумения справляться с задачами обучения и воспитания. Самым главным недостатком такого поведения родителей является то, что специальные коррекционные учреждения – интернатного типа находятся во основном в крупных городах и родителям приходится отдавать своих детей в интернатные учреждения, при этом расставаясь с ребенком на достаточно длительный период.
В процессе формирования гармоничной личности необходимой при установлении правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с детьми должен находится понимающий и любящий их взрослый человек. Но существует проблема принятия или не принятия семьей ребенка с особенностями в развитии. Неадекватность, которую проявляют родители по отношению к детям с нарушениями слуха, нехватка эмоционально-теплых отношений формируют развитие у детей неправильных форм взаимодействия с социальным окружением в результате формируются черты личности, такие как тревожность, агрессивность, отгороженность.
Как отмечает Б. Д. Корсунская, что тип родительского отношения, который сформировался в семье, в будущем будет зависеть от степени включенности родителей в процесс социальной адаптации ребенка с нарушением слуха. В большинстве случаев родители не могут согласиться с отличительными особенностями, которыми обладает их ребенок, и начинают вести себя по отношению к ребенку не правильно, требуют от него разговаривать исправно любой ценой, при этом, не обращая внимания на возможности своего ребенка. В ситуациях, когда родителям хотелось бы, чтобы их ребенок говорил, а он не говорит, молчит или использует совсем малое количество слов, в результате такого поведения со стороны родителей `ребенок из-за непонимания своих родных и близких живет среди них в уединении, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие личности.
Главным в формировании `позитивного самоощущения в этот возрастной промежуток времени для ребенка является приобретение чувства доверия к окружающему миру. Если ребенок испытывал недостаток эмоционального общения, то в будущем, он не сможет самостоятельно ориентироваться в направленности и характере отношений с другими людьми, что в итоге приведет к страху перед общением.
Отношения в семьях, где есть дети с нарушениями слуха, не являются постоянными. В литературе имеются разные описания так называемых фаз психологического осознания факта рождения ребенка с нарушением слуха, такими описаниями занимались Г. Г. Гузеев, Д. Льютеман, Е. Шухаpд.
В первой фазе адаптации семьи, где есть ребенок с нарушением слуха, вначале происходит осознание поставного диагноза. B результате на этой фазе у родителей могут возникнуть чувства безысходности, отчаяния. Есть такая категория семей, которые замыкаются, в результате чего нет плодотворного сотрудничества семьи с коррекционным специальным учреждением.
У родителей складываются неправильные представления о заболевании ребенка, способах его лечения и воспитания. Родители отрицают диагноз, игнорируют медицинские назначения. Во второй фазе адаптации семьи, происходит отказ от поставленного диагноза. Но есть и такая категория родителей, которая признает диагноз, в результате они становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза. Третья фаза адаптации семьи, характеризуется принятием диагноза и погружением в глубокую депрессию, в результате происходит смирение. Есть еще категория родителей, которая пытается извлечь вторичные выгоды для себя из ситуации с больным ребенком. В четвертой фазе адаптации семьи, родители осознают, что для улучшения данного положения необходимо рассчитывать только на семьи и свои силы. В этой фазе родители начинаю менять образ жизни, меняют свои цели и жизненные ценности, самой важной и главной целью в их жизни становится воспитание ребенка с нарушениями слуха так, чтобы он вырос личностью, смог стать счастливым человеком, благополучным человеком, который сможет реализовать себя в будущем.
От того как будет происходить взаимодействие, взаимоотношение ребенка с родителями это и будет зависеть, насколько адекватными окажется взаимоотношение ребенка с окружающей средой. Советский психолог и дефектолог, ученица Выготского Морозова Н. Г. отметила, что при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе и если в ней принимают активное участие родители, то дети с нарушениями слуха более успешно справляются с нарушениями в развитии личности.
На развитие личности детей с нарушениями слуха оказывают существенное влияние взаимоотношения с которые преобладают в отношении с родителями, родительская позиция по отношению к данной категории детей. Искаженное отношение к ребенку, долговременная со стороны одного или даже обоих родителей становится фактором риска, который способен привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей с нарушения слуха.
Большое значение приобретает просветительская и консультативная работа с педагогами и родителями. Полноценное воспитание и развитие детей с нарушениями слуха требует от родителей знаний особенностей его развития, влияния первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя при помощи сохранных чувств. При этом очень важно создавать условия, соответствующие возможностям детей с нарушениями слуха, при этом не следует применять излишне щадящий режим или гиперопеку, обе стратегии отрицательно сказывается на формировании личности.
В результате важно отметить, что семья играет огромную роль в становлении личности детей с нарушениями слуха. В случае, когда родителей и детей связывает любовь, есть взаимопонимание, ребенок занимает важное место в семье, то опыт ребенка будет полный и разносторонний, обширный и ему будет проще адаптироваться к социальным условиям, в которых ребенок в будущем окажется. Непринятие родителями ребенка с нарушениями слуха, не до получение ребенком любви, заботы, ласки, общения со стороны родителей, очень часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций, которые вызывают необходимость целенаправленной всесторонней консультации.
Консультация для родителей «Роль семьи в формировании личности ребенка» Семья для маленького ребенка-это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить,ненавидеть, радоваться, сочувствовать.
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка» В раннем детстве формируется физическое,психическое и интеллектуальное воспитание ребенка. Все навыки приобретаются в семье,в том числе.
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка. Физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка» Консультация для родителей. Роль семьи в развитии речи ребенка. Что посеешь, то и пожнешь Умела дитя родить- умей и воспитать. Физическое,.
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии творческой личности ребенка» Роль семьи в развитии творческой личности ребенка Творчество детей — это мир ярких удивительных образов, с помощь которых они передают.
Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению. А. П. Усова.
Конспект родительского собрания «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка» «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка» Форма собрания – круглый стол. Цель: поиск совместных путей решения.
Роль отца в развитии личности ребенка «Один отец значит больше, чем сто учителей!» Дети чувствуют себя значительно лучше, когда папы принимают активное участие в их жизни. Отец.
Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»Воспитатель МБДОУ д/с№10 «Мишутка» Жигалова.
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка» Роль семьи в развитии речи ребенка. Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки.
Роль игрушки в развитии личности ребенка «Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты» Лев Кассиль С появлением в семье ребенка сразу же возникает вопрос о приобретении игрушек.
Воспитание детей с нарушением слуха в семье
Семья детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка (Т. Г. Богданова, Е. И. Исенина, М. М. Семаго, В. В. Ткачева и др.). Появление в семье физически или психически неполноценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Нарушается взаимодействие родителей с социумом (родственниками, знакомыми и т. д.), искажаются внутрисемейные супружеские отношения (особенно страдает позиция отца), нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супругов, складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания.
Чувства родителей в своем развитии проходят несколько стадий от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения (Е. И. Исенина, Д. Льютеман, В. М. Рахманов и др.): 1 стадия – «шок», 2 стадия – «понимание», 3 стадия – «защитное отрицание», 4 стадия – «принятие глухоты», 5 стадия – «конструктивные действия». Стадии шока, понимания, защитного отрицания занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того, как пережиты предыдущие[8].
Существуют разные типы отношений родителей к глухому ребенку:
— полное принятие:родители понимают и принимают глухоту ребенка, ищут способы разрешения проблем, относятся к нему с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности;
— сверхопека:родители освобождают ребенка от обязанностей, мера помощи значительно превышена, дети становятся несамостоятельными и зависимыми;
— нереалистическое отношение:родители отказываются признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми;
— безразличие: неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка, которое проявляется в избегании общения с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для развития ребенка.
3адачи и содержание семейного воспитания глухих и слабослышащих детей зависят от возраста. С ростом и развитием ребенка педагогические приемы усложняются, появляются новые направления педагогических воздействий. При активной помощи специалистов растет опыт и педагогическая культура родителей ребенка, что помогает им в воспитании ребенка. Несмотря на индивидуальные различия детей, у родителей имеются общие задачи воспитания:
— охрана и укрепление здоровья;
— предупреждение заболеваний и вторичных отклонений в развитии;
— работа по развитию коммуникативных и адаптивных навыков ребенка;
— развитие его умственных способностей, памяти, мышления и речи;
— формирование и развитие положительных нравственных качеств;
— воспитание активности и создание условий для развития его творческих способностей.
Главная задача родителей – помочь ребенку в сложных жизненных ситуациях в условиях болезни раскрыть потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, к адаптации в детском коллективе, а в перспективе – к самостоятельной жизни. Их работа с ребенком складывается из:
— тщательного наблюдения за его развитием (рекомендуется ведение дневника, «слухового словаря» и т. п.);
— организации его досуга и отдыха, чтения книг, познавательных игр, прогулок, совместной изобразительной или продуктивной творческой деятельности с предметами, материалами;
— продолжения выполнения начатых в учебно-воспитательном учреждении мероприятий, помощь в организации учебной работы дома;
— специально организованных занятий с ребенком по рекомендации педагога, выполнение его заданий по развитию речи, ознакомлению с окружающим;
— организации речевого общения, развития разговорно-обиходной речи в условиях жизненной деятельности с использованием слухового аппарата;
— использования жизненных условий семьи для формирования умений самообслуживания, бытового труда в ежедневных делах.
Семейное воспитание неслышащего ребенка должно быть ранним, коррекционным и ориентированным на потенциальные возможности ребенка. Специалист обучает родителей взаимодействию с ребенком, раскрывает направления организации коррекционной работы. Так, важнейшим направлением воспитания дошкольника является развитие речи и остаточного слуха. С этой целью решается целый комплекс задач:
1. Развитие движений, крупной и мелкой моторики, зрительного восприятия, пространственной координации – в ходе игр и упражнений.
2. Развитие действий с предметами.
3. Развитие вибрационной чувствительности (например: похлопывание по стулу, на котором сидит ребенок – получение ответной реакции – хлопок в ладоши, ощущение вибрации воздушного шара).
4. Развитие ориентировки в пространстве с опорой на зрение и остаточный слух.
5. Развитие устной речи и слухо-зрительного восприятия: доречевой период – обучение лепету и гулению, развитие дыхания, формирование слухоречевой связи, обучение имитации животных, ознакомление со словами, простыми фразами.
6. Развитие речевого слуха: ориентировка в пространстве с помощью музыкальных инструментов и голоса, поворачивание на звуковой раздражитель, связывание звука с конкретным предметом или действием, обучение реагированию на свое имя.
7. Развитие письменной речи: обучение чтению целыми словами по табличкам.
Работа проводится постоянно, с использование слухового аппарата; взрослый должен постоянно разговаривать с ребенком, сопровождать речью все происходящее, проводить упражнения фонетической ритмики; рекомендуется также напевать мелодии, проводить работу по вслушиванию в звучания, установлению связи между услышанным и источником звука, между услышанным словом и объектом, действием, признаком.
Проблемы семейных отношений у детей с нарушением слуха
статья по теме
Проблемы в семье у детей с нарушением слуха влияют на развитие личности.В статье приведена диагностика детей с нарушением слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_semeynyh_otnosheniy_u_detey_s_narusheniem_sluha_i_vliyanie_na_razvitie_lichnosti.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика семейных отношений у детей с нарушением слуха и влияние на развитие личности
Библиографическое описание: Идаева Р. А. Диагностика семейных отношений у детей с нарушением слуха и влияние на развитие личности [Текст] / Р. А. Идаева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011.
Семья, как социальный институт воспитания, занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности.Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
В семьях, где у детей есть нарушения в психофизическом раз витии, часто возникает специфическая ситуа ция, носящая характер личной трагедии родителей. Рождение ре бенка с отклонением в развитии оказывается испытанием для всех членов семьи. Поскольку родители связывают с детьми свои на дежды, в том числе по реализации своих неисполненных мечта ний, они тем самым как бы поднимаются на более высокую сту пень личностного разви тия, принимая на себя обязанности вос питателей следующего поколения.
Ребенок с отклонениями в раз витии в силу своих особенностей лишает родителей многих воз можностей. Создается психологическое противоречие между со зреванием новых отношений в семье и невозможностью их осу ществления, которое углубляется в случае единственно возмож ного ребенка. В большей степени это затрагивает слышащих роди телей. Значимым аспек том является тот факт, что все усилия профессиональных работников в первую очередь сконцентрированы на ребёнке и его потребностях, а исклю чительные потребности родителей либо отходят на второй план, либо вообще не учитываются. [1,с.74]
От типа родительского отношения, сформировавшегося в семье, в даль нейшем будет зависеть степень включенности родителей в процесс социаль ной адаптации ребенка с нарушением слуха, субъектность или объектность семьи. Часто родители не могут согласиться с «отличием»своего ребенка и требуют от него разговаривать исправно любой ценой.Если ребенок не может этого сделать, родители требуют, чтобы не«лепетал» и не жестикулировал, оберегают от контактов с неслышащими, которые общаются жестами. В такой ситуации ребенок молчит или «притворяется, что разговари вает»,пользуется очень маленьким количеством слов. Ребенок не понимает хорошо даже своих ближайших родственников и среди них живет в уединении. Такому ребенку нелегко с кем-то разговаривать, и соответственно не развивается речь. Ребенок не может полноценно познавать мир, так как не обменивается мнениями с окружающими. [2,с.7]
Глухота ребенка часто воспринимается как индивидуальная проблема. И ребенок рассматривается как индивид, которому нужно обязательно развивать речь. Но окружающие его взрослые – родители, учителя– не могут приспособиться к возможностям и потребностям развития глухого ребенка. Это приводит к некоторому торможению и задержке в развитии, в том числе, в психическом и духовном. На развитие личности ребенка и на формирование отношений в семье чрезвычайно влияет такой фактор, как пребывание ребенка в учреждении интернатного типа. Родители, узнав о глухоте ре бенка, помещают его в специальное детское учреждение в сравни тельно раннем возрасте и пере стают принимать достаточное учас тие в его воспитании. Зачастую это дела ется из соображений обще го порядка: из-за невозможности обеспечить дома надлежащий при смотр за ребенком, из-за неумения справляться с задачами обуче ния.
Специальные дошколь ные учреждения имеются лишь в крупных городах, что вынуждает родителей отдавать детей на интернатский режим, расставаясь с ними на длительный срок. В результате из-за отсутствия общения с близкими людьми не только не развиваются, но и систематически атрофируются те силы, те средства, которые могли бы в будущем помочь ребенку войти в жизнь. Так, семейное воспитание, с самого раннего детства формирую щее нравственную основу личности, дающее человеку запас ласки, доброты, любви, рано уходит из жизни большинства глухих детей, и без того лишенных многого в отношениях с окружающими. Глухие дети, родившиеся в семьях, в которых есть глухие члены семьи, находятся в ситуации более выгодной, чем глухие дети из семей слышащих. Ведь опека над детьми с недостатком слуха требует умения и практики.[3,с.9] В семьях, где дети имеют нарушения слуха,существуют специ фические проблемы, осложняющие взаимоотношения между ро дителями, детьми, другими родственниками. Глу хой ребенок обладает практически сохранным интеллектом и, сле довательно,желанием общаться с другими людьми. При помощи жестового языка глухой ребенок начинает познавать окружающий его мир, общаться понимать их и выражать свои мысли, чувства. Через жест глухой ребенок начинает постигать все великолепие и красоту русского языка. Главной причиной возникших проблем семьи становится барьер, появившийся вследствие глухоты ребенка, а значит, ограниченной возможности общения. Слышащие родители для такого ребенка становятся «иностранцами»,говорящими на чужом языке: этого языка – языка собственных детей – они не знают, учить не желают, просто не видят в этом необходимости, а если и желают, то не имеют такой возможности.Родители пытаются научить ребенка их языку, в полной мере овладеть которым он не сможет никогда.
Ребенок чувствует себя «своим» только в обществе себе подобных, т.е. не в семье. Родители, в свою очередь,могут общаться с ребенком только примитивными жестами, объяснить какие-то сложные понятия они не могут. Практически всю информацию,особенно когда ребенок становится подростком, он получает от своих старших – таких же неслышащих – друзей.
Таким образом, взаимоотношения ребенка, имеющего нарушения слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка.
Для исследования семейных отношений у детей с нарушениями слуха использовались психологические тесты Венгера А.Л.«Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи»и «Семья животных».[4]
1. «Рисунок семьи». Данная методика предлагалась для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом применен и для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека. В начале исследования испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Нарисуйте на этом листе всю свою семью». Если обследуемый задает вопросы:«А кого рисовать?», «А бабушку рисовать?», «А можно я нарисую своего друга?», «Мою – это значит мою собственную или родительскую, в которой я воспитывался?» –то проверяющий отвечает: «Я не знаю, кто входит в вашу семью.Вы знаете это лучше меня». Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально.
По завершении рисунка выясняют, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей. При этом обследующий не должен высказывать собственных предположений. Вопросы должны звучать нейтрально: «Кто это? А это?». Могут быть дополнительные вопросы типа: «Где все это происходит?», «Что вы делаете?» или «Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?» Беседу проводят в свободной форме. 2.«Динамический рисунок семьи». Проведение тестирования. В задание по тесту«Рисунок семьи» вводится дополнительная инструкция:«Нужно нарисовать семью так, чтобы каждый член семьи что-то делал, был чем-то занят». В сравнении с тестом «Рисунок семьи» тест «Динамический рисунок семьи» позволил получить более полную информацию о том, как обследуемый воспринимает распределение ролей в семье, какова основная, с его точки зрения,функция у каждого из ее членов. Подростки по этому заданию часто делают очень выразительные рисунки. Вместе с тем, диагностическая направленность дополнительного варианта была более очевидна, чем у исходного теста, и при определенной установке обследуемый мог сознательно исказить результаты. Как показывает опыт, функциональная установка обследуемого часто приводит к тому, что по рисунку трудно оценить эмоциональные взаимоотношения между членами семьи. 3.«Семья животных». Для учащихся предлагается следующая инструкция:«Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными». Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Можно пояснить, что речь идет о сказочной семье, поскольку на самом деле звериные семьи состоят из одинаковых животных. Обсуждают рисунок так же, как и в тесте «Рисунок семьи». Если обследуемый «закрывается» от проверяющего, то тест «Семья животных» часто оказывается показательнее, чем тесты «Рисунок семьи» и «Динамический рисунок семьи», так как его направленность менее очевидна. Его можно использовать вместо теста «Рисунок семьи» или в сочетании с ним для получения дополнительных данных.
По результатам исследований в младших классах класса в общем можно заметить конфликтное отношение ребенка в семье, чувство своей отстраненности другими членами семьи. Также в исследование заметно как ребенок желая найти тесный эмоциональный контакт с родителями и не находя его, переносит тесные эмоциональные отношения с братом. В неполных семьях в рисунках детей наблюдается претензия на главенствующую роль в семье или даже на доминирование. Конфликтное или отрицательное отношение к старшим (младшим) братьям. Во всех работах доминирующую позицию занимает мама, а более тесные взаимоотношения с папой. По результатам исследований 6 класса, в общем, заметно, что у детей этого возраста более тесные эмоциональные взаимоотношения в семье со всеми членами семьи. Но в некоторых работах заметно конфликтное отношение со старшей сестрой и слабый эмоциональный контакт с мамой. Во всех работах доминирующую позицию занимают папы, а мамы выступают скорее как партнеры детей. У исследуемых детей во всех рисунках отсутствуют уши, что может говорить об отсутствии восприятия информации из окружающей среды.
Таким образом, у детей с нарушениями слуха наблюдаются различные отношения в семье. Так как дети с нарушениями слуха учатся в специальных коррекционных учреждениях интернатского типа. Можно утверждать, что не все родители детей с нарушениями слуха участвуют в воспитании своего ребенка. Отсутствует эмоциональный контакт детей с родителями. Проявляется конфликтное или отрицательное отношение к другим членам семьи (брату, сестре). Некоторые родители,жалея детей с нарушением слуха, чрезмерно опекают своих детей. У детей более тесные взаимоотношения с родителем, который опекает его.В этих семьях дети растут не самостоятельными и не подготовленными к жизни. Для глухого ребенка, особенно для того, кто воспитывается в семье слышащих родителей, наличие братьев и сестер играет положительную роль. Можно предположить, что глухой ребенок,безусловно, желая найти тесный эмоциональный контакт с родителями и не достигая этого, переносит свои положительные эмоции и отношения на братьев и сестер. Конечно, в этом важную роль играет уровень общения глухого ребенка с братьями и сестрами. В процессе игровой и бытовой деятельности дети быстрее находят контакт между собой и легче устанавливают взаимопонимание, что труднее происходит у них с родителями, которые не всегда способны понять и принять ребенка таким, какой он есть. У глухих детей младшего школьного и подросткового возраста, имеющих слышащих родителей, обнаруживается меньше положительных эмоциональных проявлений к родителям, чем у детей, имеющих глухих родителей; у них отмечается примерно такое же число проявлений положительных эмоций по отношению к братьям и сестрам и резко отрицательное эмоциональное отношение к отцу, что составляет их специфическую особенность. При этом наиболее благополучные эмоциональные отношения у них складываются с братьями и сестрами. Дети открыто выражают свои чувства по отношению к ним, хотя заниматься с ними, играть, проводить свободное время. Отношения с матерью эмоционально обеднены, а отношения с отцом чрезмерно насыщены отрицательными эмоциями. Можно предположить, что многие слышащие родители глухих детей не умеют устанавливать с ними естественные родственные отношения. Матери, вероятно, недостаточно одобряют своих детей за хорошие поступки и обнаруживают равнодушие при их плохом поведении. Отцы, напротив, стремятся проявить по отношению к детям«мужской характер» и внушить им правила хорошего поведения, но делают это неумело.
Таким образом, взаимоотношения ребенка, имеющего нарушения слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности.
1. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М, 1991, с.74.
2. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. – М,1970, с.7
3. Воспитание глухих детей в школе// Под ред.А.Г. Зикеева, Э.Н.Хотеевой. М,1979, с.9.
4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты:Иллюстрированное руководство.
Источник https://www.maam.ru/detskijsad/rol-semi-v-razviti-lichnosti-rebenka-s-narusheniem-sluha.html
Источник https://studopedia.ru/2_26261_vospitanie-detey-s-narusheniem-sluha-v-seme.html
Источник https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/05/22/problemy-semeynykh-otnosheniy-u-detey-s-narusheniem-slukha