Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашекстатья (подготовительная группа)

2 июня, 2022 0 Автор ewermind

 

Содержание

Взаимодействие ДОУ и семьи как проблема подготовки ребенка к школе

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Как показывает практика, формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения.

Деятельность ребенка принимает форму учения, учебной деятельности тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому.

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

В этом контексте готовность детей-дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованных занятий с ребенком. Рассмотрение этой проблемы и является темой моего реферата по возрастной педагогике.

1. Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному обучению.

Подготовка детей к школе — многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе. Внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.

К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Установлено, что дети 5-6 лет имеют значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Детей в этом возрасте можно успешно обучать началам математики и грамоты, чем значительно улучшить подготовку к школьному обучению.

Второй подход заключается в том, что у ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.

Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать происхождение отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Исследования показали, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др., сформировались различные элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному обучению.

Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его готовности или неготовности к новой жизни в школе. В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

1. Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса;

2. Слабое развитие связной речи и умственных способностей, неумение задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;

3. Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.

2. Подготовка дошкольника к учёбе в семье.

Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима.

Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду :

Главное требование — это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.

Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха.

Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала

Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы — предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.

При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье.

Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать.

Делая это ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно., планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.

3. Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению

1. Подготовка детей к школе в детском саду

Роль родителей в подготовке детей к школе огромна : взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду.

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя :

1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);

4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений.

Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что

80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно- волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи : познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них

“качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении.

Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

3.2. Взаимоотношения воспитателя и дошкольников

Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и дошкольников.

Прежде всего, воспитателю в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребёнка. Возьмём для примера медлительного ребёнка, который не сразу включаются в занятия, игру.

Читать статью  80 мотивирующих цитат о браке

Воспитатель может избрать для них такую тактику поведения: чаще давать поручения, требующие проявления активности, включающие их в коллективный труд; общаться как можно быть жизнерадостнее. Таким образом, воспитание — двусторонний процесс, диалог, который ведут между собой взрослый и ребёнок.

Цель его — объединить общие усилия, вызвать у дошкольников встречное желание учиться, добиваться новых успехов.

Личностный подход педагога к дошкольнику в формировании нравственно- волевых качеств осуществляется в процессе всего воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности имеет много общего. Однако, определяется некоторая специфика путей индивидуального подхода к детым в быту, игре, труде, учебной деятельности. Например, на занятиях по конструированию дети должны осознать, что для того чтобы игрушка была красивой, аккуратной, нужно постараться очень точно складывать бумагу, ровно смазывать сгибы клеем. Иными словами, воспитатель должен находить убедительные доводы, побуждающие детей к напряжению мысли, активной деятельности, преодолению трудностей.

Плохо, когда педагог проводит занятия проводятся без эмоций, по одной и той же схеме. Активность детей носит в основном репродуктивный, воспроизводящий характер. Воспитатель показал, объяснил — ребёнок повторил.

В результате такого подхода познавательные интересы и активность детей постепенно снижаются. После занятий дошкольники не пытаются не используют полученные знания и умения в практической деятельности.

Развитие активного мышления дошкольников на занятии достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Задача воспитателя — вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков. А нужно это для того, что интерес к занятию связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить.

3. Взаимоотношения воспитателя с семьёй дошкольника

Воспитатель, работая с детьми но занятиях, должен учитывать своеобразие каждой семьи и давать родителям тактичные советы, педагогически просвещая их; привлекать их к участию в детсадовских мероприятиях; добиться взаимопонимания, единого направления педагогических воздействий, направленных на подготовку ребёнка к школе. Важна также связь со школой, ориентировка на ее программу и требования, которые она предъявляет к ученикам.

В последний год пребывания ребёнка в детском саду, когда интенсивно ведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей. В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников педагог-воспитатель выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются.

Таким образом, наиболее оптимальным вариантом формирования у ребёнка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению. Воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата — правильной и полной подготовки ребёнка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Фотоотчет подготовки к празднику «День семьи, любви и верности»

Фотоотчет подготовки к празднику «День семьи, любви и верности» День Семьи, Любви и Верности» — 8 июля. Это день памяти православных святых супругов Петра Февронии. Целью данной подготовки является расширение.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Родительское собрание «Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках подготовки к Новогоднему празднику»

Родительское собрание «Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках подготовки к Новогоднему празднику» Цель: познакомить родителей с яркими моментами из жизни группы, сплотить родителей совместной идеей подготовки к Новогоднему празднику.

Взаимодействие ДОУ и семьи (фотоотчет)

Взаимодействие ДОУ и семьи (фотоотчет) Доброго времени суток, дорогие коллеги! Этот учебный год выдался для нашего ДОУ очень плодотворным в плане проведения различных мероприятий.

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей 2–3 лет Аннотация. В статье отражена проблема совместной работы семьи и дошкольной организации в рамках реализации ФГОС ДО в процессе здоровьесбережения.

Взаимодействие ребенка и взрослого при чтении книг Чтобы ребенок захотел слушать, а далее читать сам, надо помнить, что на каждом этапе взросления у детей появляются определенные интересы.

Взаимодействие с родителями. Мастер-класс к международному Дню семьи.

Взаимодействие с родителями. Мастер-класс к международному Дню семьи. Как заметил известный французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери, «единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения»,.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей (фотоотчет)

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей (фотоотчет) На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Правильно воспитывать здорового.

Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек
статья (подготовительная группа)

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_psihologicheskaya_gotovnost_rebyonka_k_shkole.docx33.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологическая готовность ребёнка к школе.

Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек».

Уважаемые мамы и папы!

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее.

Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Что включает в себя психологическая готовность к школе?

Психологическая готовность ребенка к школе – необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться по специальной коррекционной программе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект готовности включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе:

• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

• должны соответствовать возрасту развитие его памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

• наличие интереса к учению и получению новых знаний;

• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказывание текста из 4-5 предложений.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и усаживать его за стол. Постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

Читать статью  Социальные проблемы российских семей в современных социально-экономических условиях

Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.

Тренируем руку ребенка

Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.

Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.

Для тренировки рук ребёнка существуют следующие игры и упражнения:

  1. Рисуем по клеточкам;
  2. Штриховка;
  3. Скопируй узор;
  4. Дорисуй вторую половину;
  5. Бусы;
  6. Упражнения с пинцетом;
  7. Упражнения с прищепками;
  8. Дорожки;
  9. Выкладывание по контуру;
  10. Картина из бусин;
  11. Ажурный рисунок;
  12. Покорми птичку;
  13. Чудесный мешочек;
  14. Сильные ладошки.

Рекомендации родителям дошкольника:

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.

1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.

2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.

7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.

8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.

9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати – двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.

12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.

13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, — а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.

Рекомендации родителям будущего первоклассника:

Итак, ваш ребенок пошел в первый класс, но это не повод для того, чтобы расслабляться, а как раз наоборот. Во многом именно от вас зависит, как будет учиться ребенок, и его отношение к школе. Обратите внимание на следующие моменты.

1. Помните, что ваш ребенок первоклассник, а не десятиклассник, поэтому не требуйте от него больше, чем надо.

2. Уважительно относитесь к самостоятельности ребенка, его новой школьной жизни, теперь у него появились личные дела – отношения с одноклассниками, учителем, школьное расписание, уроки.

3. Не старайтесь полностью контролировать пребывание ребенка в школе, некоторые моменты можно обсудить индивидуально с учителем, но не в присутствии ребенка. Больше обращайте внимание на пребывание ребенка дома, чем он занимается, как и сколько, но опять же ненавязчиво и незаметно для ребенка, чтобы он не подумал, что вы им командуете.

4. Не принижайте, не стыдите ребенка перед его сверстниками. Старайтесь сформировать адекватную самооценку.

5. Спрашивайте, что он нового узнал в школе, чем занимались на уроках, какое было домашнее задание и т. д.

6. Уважайте его самостоятельность и личные вещи. Не копайтесь без его ведома в портфеле, не перекладывайте его вещи в шкафу и т. д.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно положиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

Частое представление родителей, что единственная задача, которая предстает перед первоклассником – это учеба. Однако перед ребенком встает множество различных задач, справиться с которыми одновременно ребенку нелегко.

Помочь ребенку могут следующие действия:

1) Поделитесь опытом.

Необходимо позаботиться о том, чтобы к 1 сентября будущий первоклассник был не только обеспечен всем необходимым для школы, но и имел представление, что ему будет нужно там делать. У малыша могут возникнуть вопросы, на которые важно ответить как можно более доступно и честно. Когда в семье есть старшие школьники, они обычно могут разделить свой опыт с будущим первоклассником. Если старших детей нет, расскажите ребенку о своих школьных годах, почитайте ему книжки, в которых присутствуют персонажи посещающие школу.

2) Не требуйте многого.

Явный сигнал тревоги – когда ребенок не хочет идти в школу или на него постоянно поступают жалобы. И такое нельзя оставлять без внимания.

Также родителя должно насторожить следующие признаки:

— ребенок заболевает в первые месяцы первого класса. Это может являться реакцией организма на чрезмерную нагрузку или на сильное переживание;

— если ребенок вдруг начинает врать (до школы не был замечен в таком поведении), значит, он не доверяет родителям именно в связи с учебой в школе.

Стоит обратиться к психологу, если у Вас не получилось самостоятельно разобраться в данных проблемах. Не стоит ждать мгновенного решения проблемы, как по волшебству, что Ваш малыш из неразумного дошколенка превратиться в сознательного школьника, который серьезно относится к учебе, прилежно выполняет задания, а также помогает Вам по дому. На привыкание к новому статусу нужно время. Поначалу у ребенка может что-то не получаться. Часто дети в это время забывают даже то, что умели, – так много жизненных ресурсов у них уходит на приспособление к новым обстоятельствам. Им предстоит не только новая роль в качестве ученика, им также придется налаживать взаимоотношения с новыми людьми – одноклассниками и учителями, осваивать новое пространство, усваивать школьные правила. Все это наваливается на ребенка невообразимым грузом, что требует огромное количество сил. Возможно, что по возвращению ребенка домой из школы, он так устанет, что начнет вести себя как маленький. Особенно трудно может быть тем, кто довольно редко посещал детский сад или не ходил в него до школы вовсе, поскольку у ребенка не будет так называемого опыта «жизни в системе». Будьте снисходительны. Позвольте ребенку расслабиться дома и позаниматься тем, чем он хочет, даже если, по Вашему мнению, это занятие недостойно его «солидного» возраста.

Видя, что у ребенка что-то не получается, предложите ему свою помощь, но не навязывайте – ему достаточно знать, что вы рядом и всегда готовы поддержать его и помочь. Разговаривайте о школе. Хороший повод для этого дает совместный сбор или разбор портфеля – лучше опираться на конкретные вещи, чем задавать отвлеченные вопросы, на которые детям обычно нелегко отвечать. Важно, слушать ребенка внимательно и не давать оценок и наставлений, когда ребенок начнет Вам что-то рассказывать. Можно задавать наводящие вопросы, способствующие ему понять себя и ситуацию. Старайтесь всегда поддерживать положительный настрой, укрепляя в ребенке веру в собственные силы и способности.

4) Будьте спокойны.

Множество родительских тревог связано с домашними заданиями. Не пугайтесь, если ребенок долго не может решить элементарный пример. Для Вас он выглядит легким, в тот момент, как для ребенка может потребоваться много времени даже для такого простого задания, а для усвоения простейшего правила – много повторений, и это нормально.

Ваше спокойствие очень важно, не стоит «взрываться», пытаться помогать ребенку с уроками, если чувствуете себя раздраженно.

5) Не перегружайте первоклассника.

В первом классе рано отдавать ребенка на кружки и дополнительные занятия – это будет являться чрезмерной нагрузкой. Отдых ребенка должен быть полноценным. Компьютерные игры и мультики – не являются отдыхом, это частая ошибка и заблуждение многих родителей, это такая же нагрузка, и должна иметь ограничения, поскольку не должна превышать более 30 минут в день. Стоит отметить, что некоторые дети, поступив в школу, нуждаются в обязательном дневном сне. Необходимо предоставить им такую возможность.

Как помочь маленькому школьнику, разбираем 9 проблем первоклассника.

Записывать домашнее задание.

Для многих первоклассников – это главная школьная беда. Одни еще не умеют писать, другие – просто невнимательные, третьи теряются в строчках дневника. Вам необходимо потренироваться с ребенком. Учите ребенка писать списки, записки, «напоминалки». Например, под Вашу диктовку, поручите ему составить список покупок перед походом в магазин или попросите оставить записку папе, чтобы тот позвонил бабушке, предложите ему записывать время и название его любимых передач.

Читать статью  Основные проблемы приемных детей

Договоритесь с ребенком о выполнении части задания самостоятельно, например, пишет строчку палочек. Подойдите – проверьте. Еще строчка – снова проверка. И с каждым разом увеличивайте объем самостоятельной работы. Не нужно сидеть над душой юного ученика и смотреть ему под руку. Но и полностью перекладывать все уроки на первоклассника не следует. Ему все еще необходимы Ваша помощь и поддержка.

На данный момент, как никогда важно, чтобы ребенок ложился спать не позднее 21:30, а вставал в 7 (если в школу к 8:30). Если ребенок не будет высыпаться, он будет плохо себя чувствовать и просто не сможет заниматься на первых уроках. Будите его за 20 минут до того, как ему на самом деле нужно проснуться, а также стоит прибегать к более спокойному пробуждению, с помощью ласковых слов, давая ребенку возможность проснуться без стресса и резкого пробуждения. Делайте зарядку, сначала 5 минут, потом 10, до 20 минут. Сначала движения будут сонными, но потом организм начнет просыпаться. Зарядка должна быть пробуждающей, никаких резких упражнений – растяжка, разминка рук и ног, шеи, спины.

Молнии, пуговицы, застежки, пеналы, папки, сменка.

Первоклассники постоянно теряют свои вещи, не успевают доставать тетради и ручки, страдают из-за упрямых пуговиц или сложных застежек на пеналах и портфелях. Мамы и папы, проверьте, чтобы ребенок без труда одевался и раздевался сам – пусть штаны и юбки будут на резинках, куртки – на кнопках, папки нужны простые, в форме конверта, без множества отделений, пеналы – без красивых и сложных застежек, а самые элементарные круглые, пластиковые – на молниях. Проверьте, чтобы ручки и карандаши не рвали и не царапали бумагу. Рассеянному школьнику не вручайте мешок со сменкой, постарайтесь уместить сменную обувь в портфель. Если Вы знаете, что Ваш ребенок первоклашка все теряет, подписывайте его вещи.

Не подружился с одноклассниками.

Попробуйте сами подружиться с родителями других деток. Устраивайте детские праздники, сходите с детьми в поход, приглашайте ребят к себе в гости. Собирайте их маленькими группами, чтобы у них была возможность подружиться. Не ждите, что учительница будет проводить такие мероприятия, ввиду большого количества дел и нехватки времени.

«Учительница меня не любит».

Возможно, ребенок думает, что все взрослые должны к нему относиться так же, как мама. Объясните ребенку, что учительница – это не мама, она дает знания и хочет, чтобы он (она) слушал, когда учительница что-то рассказывает. Обязательно скажите ребенку, чтобы он Вам рассказывал о своих проблемах, пообещайте, что поможете ему. А после идите к учителю, но не с претензией, а за советом. Вам нужно постараться сблизить ребенка с учительницей.

Не завтракает в школе.

Первое время многие дети не могут есть в столовой. Иногда причиной является стресс и волнение, но если стресс прошел, а ребенок все еще не хочет завтракать в школе, то узнайте, все ли нормально в столовой. Возможно, детям неудобно сидеть, или там грязно, невкусно. В любом случае не стоит переживать, ведь после 12 часов ребенок будет свободен и прекрасно пообедает дома.

Многие дети отказываются ходить в школьный туалет. Стоит обязательно расспросить об это первоклассника. Проверьте сами, и если есть необходимость, примите меры. В детском туалете должно быть чисто, кабинки должны закрываться, чтобы малышам не было неудобно, должна быть туалетная бумага, полотенца для рук и мыло. И главное – отсутствие запаха, который отпугнет привыкших к приличным туалетам детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребёнка к школе

Психологическая готовность ребенка к школеДиагностическая методика представляет собой модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи.1. Оценка базового опыта ребенка •.

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребёнка была сформирована достаточно зрелая эмоционально — волевая сфера.

«Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жи.

Родительское собрание на тему «Психологическая готовность ребёнка к школе»

Родительское собрание на тему «Психологическая готовность ребёнка к школе». Текст собрания был составлен мной, предполагается проведение такого собрания в подготовительных группах. Создана также.

«В чём состоит психологическая готовность ребёнка к школе» Консультация для родителей

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать .

Консультация для родителей «Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению в условиях ФГОС ДО»

В консультации описывается совместная деятельность семьи, школы и детского сада по благополучной адаптации ребенка к школьному обучению в условиях ФГОС&quot.

Как понять, что ребёнок не готов к школе?

Отдать ребенка в первый класс с шести лет или посидеть еще годик — эта дилемма встает перед многими родителями. Решение чаще всего принимают, исходя из уровня интеллектуального развития малыша, при этом другие показатели в расчет не берутся. С помощью детского психолога Ольги Архиповой и педагога начальных классов Инны Ведутенко разбираемся, почему так делать нельзя и как на самом деле определить готовность ребенка к школе.

Официально установленных требований к будущим первоклассникам нет, в каждой школе они разные. Обычно перед поступлением ребенок проходит собеседование со школьным психологом. Его могут попросить рассказать о себе и своей семье, назвать дни недели и перечислить месяцы, посчитать до 10 и обратно, попросить пересказать небольшой текст.

Хотя формально для поступления в первый класс можно не уметь и этого. По закону об образовании школа может отказать ребенку, только если в ней нет свободных мест — тогда родителям предложат замену. Так что собеседование носит, скорее, ознакомительный характер и не является обязательным.

Но это не значит, что готовность к школе не важна для ребенка и его семьи. Ведь от этого будут зависеть не только оценки, но и отношения в коллективе и даже состояние здоровья первоклассника.

Интеллектуальная готовность

Это то, на что родители обращают внимание в первую очередь: набор определенных знаний, а также степень развития памяти, внимания, мышления, воображения и речи.

Тесты и опросники, которые можно найти в сети и разных педагогических изданиях, как правило, оценивают именно эту сторону готовности ребенка. И именно здесь кроется опасность ошибки. Если дошкольник легко справляется с заданиями, это очень льстит родительскому самолюбию, и маленького «гения» хотят отдать в школу как можно раньше. Однако развитие — процесс многогранный, и списывать со счетов другие признаки готовности ребенка к школе нельзя. К тому же чрезмерно осведомленный ребенок может быстро утратить интерес к учебе в школе.

Уровень интеллектуальной готовности можно проверить в домашних условиях с помощью графического диктанта — рисования по клеточкам под диктовку. Он позволяет оценить, насколько ребенок сосредоточен и внимателен, а также определить уровень слухового восприятия и пространственного интеллекта.

Психологическая готовность

Когда в школу приводят шестилеток, которые с двух лет обучались в кружках раннего развития, это часто приводит к «отложенным» проблемам. Дисграфия, дислексия, отсутствие мотивации к учебе, трудности в коммуникации проявляются не в первые месяцы обучения и адаптации, а позднее. Часто даже при высоком интеллектуальном уровне ребенок не готов к первому классу психологически. Обычно общая психологическая готовность формируется только после семи лет.

Если ребенок не может 20 минут просидеть на одном месте, выполняя какое-то задание, не удерживает внимание, не запоминает инструкцию, не умеет работать по образцу, отвлекается на любую помеху, у него отсутствует интерес к окружающему миру (познавательная активность, любознательность) — то у него возникнут трудности в обучении. В этом случае со школой лучше повременить.

Если же такой возможности нет, стоит предупредить учителя. Родителям нужно больше времени проводить с ребенком, не нагружать его дополнительно, на какое-то время отказаться от кружков и секций и наблюдать за состоянием и настроением школьника. При необходимости обратиться к психологу или неврологу.

Как понять, созрел ли ребенок для школы, и подготовить его и себя к новой роли и новым стрессам? Чем запастись и какие документы собирать?

Ответы на все вопросы, которые волнуют родителей будущих первоклассников, вы найдете в общеразвивающей программе «Подготовка детей к школе. Курс для родителей», которую подготовил Учебный Центр Педсовета.

Программа состоит из 11 уроков в формате текста, видео и тестов, которые помогут проверить себя и лучше запомнить новую информацию.

Физическая готовность

Обучение — это не только умственная, но и непростая физическая работа. Ребенок вынужден носить тяжелый рюкзак, много сидеть за партой в школе и дома. Функциональные системы организма должны быть достаточно сформированы для таких нагрузок.

Чтобы самостоятельно оценить, насколько дошкольник физически готов к первому классу, используют следующие методы:

  • «Филиппинский тест». Ребенок должен накрыть левое ухо правой ладонью, закинув руку над головой. Если ладонь полностью или частично накрывает ухо, то у ребенка уже произошел скачок роста и физически он готов к школьным нагрузкам. Если нет — ему будет сложно долго сидеть за партой и удерживать внимание на уроке.
  • Проверка по зубам. Количество коренных зубов указывает на физиологическую зрелость ребенка. Чем их больше, тем более сформирована костная система для длительных нагрузок.

Однако все же лучше пройти консультацию у врача на предмет хронических или острых заболеваний. Если есть какие-то проблемы, это еще не значит, что идти в школу нельзя. Но нужно будет создать для ребенка специальные условия.

Социальная готовность

Ребенок должен уметь общаться со взрослыми и сверстниками, понимать и принимать установленные в социуме правила.

Если он активно играет со сверстниками, живо интересуется происходящим вокруг, любит задавать вопросы — его социальное развитие благоприятно для начала обучения в школе. Если же малыш плохо воспринимает просьбы, привык нарушать правила, у него не развит эмоциональный интеллект и он не умеет выстраивать общение со сверстниками, школьная адаптация может пройти тяжело.

Проблемы в этом плане чаще всего наблюдаются у детей, которые не ходили в детский сад. Они могут стесняться задавать вопрос или просить взрослого о помощи; могут не знать, как договариваться с детьми, участвовать в совместной деятельности. Однако, подобные сложности вовсе не означают, что обучение в школе невозможно. Таким детям требуется более внимательное отношение со стороны педагога и родителей, особенно в первые месяцы учебы.

Кроме того, важно, чтобы ребенок владел элементарными бытовыми навыками: умел завязывать шнурки, переодеваться в спортивную форму, складывать школьные принадлежности в рюкзак, тщательно мыть руки и так далее. И, конечно, был способен попросить о помощи, если что-то не получается.

Рано или поздно: советы родителям

Согласно закону об образовании, ребенок может пойти в первый класс с шести с половиной до восьми лет. Тут важен индивидуальный подход: некоторые дети готовы к школе в шесть лет, а другие не готовы и в семь.

К примеру, вот мнение Оксаны С., которая отдала сына в школу почти в восемь лет и не жалеет об этом:

«Я педагог и сама занималась с сыном подготовкой к школе. В школу он должен был пойти в шесть лет и восемь месяцев. Но я видела, что мой ребенок не готов: с трудом запоминал буквы, не мог правильно обвести палочки-крючки, не мог пересказать текст, который ему прочитали, отказывался рисовать, делать поделки, были проблемы с речью и тому подобное. Поэтому я посчитала, что еще один год детского сада не помешает.

В результате в школу мы пошли в семь лет восемь месяцев. Ни я, ни он не жалеем. Учеба дается ему довольно легко, у него хорошая память, он умеет логически размышлять, доказывать свою точку зрения. За этот год «соображалка» у него стала работать гораздо лучше.

При этом четверо детей — ровесников моего сына — пошли в школу в шесть лет. Трое из них до шестого-седьмого класса были почти круглыми отличниками, а вот одному учеба дается тяжело. Так что все индивидуально».

Для диагностики готовности к школе психологи используют специализированные комплексные тесты — например, ориентационный тест Керна-Йирасека, тест «Рисунок человека», различные опросники и так далее. Родители тоже при желании могут воспользоваться некоторыми из диагностических методик, которые есть в интернете.

Однако увлекаться самостоятельной диагностикой все же не стоит. Если есть сомнения, лучше обратиться к психологу или нейропсихологу. Он проведет диагностику и точно скажет об уровне готовности ребенка, о трудностях (если они есть), даст рекомендации. Лучше делать это весной, чтобы было время устранить проблемы и подготовиться к школе.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/-vzaimodeistvija-dou-i-semi-kak-problema-podgotovke-rebenka-k-shkole.html

Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/12/24/psihologicheskaya-gotovnost-rebyonka-k-shkole

Источник https://pedsovet.org/article/kak-ponat-cto-rebenok-ne-gotov-k-skole