Внутрисемейные конфликты: как решить проблему

17 июня, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Межличностные конфликты в семье

Семья — уникальный институт взаимодействия людей. Уникальность эта заключается в том, что этот теснейший союз нескольких поколении людей (муж и жена, потом дети, с ними могут проживать и родители мужа или жены) связывают нравственные обязательства.I

В этом союзе люди стремятся провести как можно больше времени в совместном взаимодействии, доставлять в процессе взаимодействия радость и удовольствие друг другу.

В каждой семье с неизбежностью возникают различного рода столкновения. Периоды, способные вызвать конфликтные ситуации.

Первоначальный период — происходит адаптация друг к другу. По статистике в течение первого года совместной жизни разрушаются до 30% браков.

Второй период — появление детей, которым необходимо уделять много внимания, резко ограничивает возможности супругов в профессиональном росте, в удовлетворении прежних увлечений, накап­ливается усталость, могут проявляться противоположные представле­ния по вопросам воспитания и профессиональной ориентации детей. Такая обстановка может провоцировать межличностные конфликты.

Третий период — появление новых членов семьи во взаимодей­ствии — невест, зятьев, внуков, родителей другой стороны. Наступаю­щие зрелый возраст и старость также создают свои проблемы.

Каждый из этих периодов характеризуется своими специфичес­кими конфликтными ситуациями и конфликтами. На возникнове­ние межличностных конфликтов в семье на любом отрезке ее раз­вития могут влиять различные внешние факторы. Прежде всего, это изменения, происходящие в обществе, например, изменение мораль­ных и культурных критериев, утверждение культа наживы и ориен­тация на удовлетворение чувственных потребностей (в противопо­ложность интеллектуальным, требующим огромных затрат времени и внутренней энергии), отсутствие социальной защищенности се­мьи и др.

Социология вычленяет несколько важнейших функций семьи: 1) репродуктивную (воспроизводство новых членов), 2) воспита­тельную (воспитание нового поколения), 3) хозяйственно-экономи­ческую (формирование и расходование семейного бюджета), 4) рек­реационную (проблема досуга и психической разгрузки). Каждая семья может какую-то из функций считать наиболее важной. Про­тиворечия могут возникнуть тогда, когда у мужа и жены расходятся мнения по проблеме — какой из функций отдать предпочтение и как ее выполнять. Например, жена желает иметь много детей, а муж не более одного, ссылаясь на недостаток времени на воспитание, желание «пожить самим» и др.

В первый пюриод, период притирки супругов,

наиболее типичными причинами конфликтов являются:

• претензии на лидерство;

• претензии на превосходство;

• разделение домашних дел;

• претензии на управление бюджетом;

• следование советам родственников и друзей;

1 Межличностная совместимость подразумевает взаимоприятие друг друга, основывающееся на сходстве ценностных ориентации,
социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характе­ров, темпераментов, уровня развития личностей. Межличностная несовместимость дает о себе знать в том случае, когда по этим ин­дивидуально-психологическим характеристикам у каждой стороны имеется свое, противоположное другой стороне мнение. Например, тип характера жены — сенсорный. Ее «природа» требует, чтобы все было детализовано, все вещи находились в понимаемом ею порядке. А тип характера ее мужа — интуитивный, да он к тому же еще интроверт. Его детали не беспокоят, он их не замечает по причине предпочтений своего характера. Войдя в комнату, он свои туфли может снять в самом неподходящем месте и оставить их там, не обращая внимания, стоят они или лежат на боку. Для него они свои функции выполнили. Жена — сенсорик, да к тому же экстраверт, потребует, чтобы туфли были поставлены «как положено», сопро­вождая свои требования «лекцией». Причиной возможного межлич­ностного конфликта в данном случае будет непонимание женой того, что в отличие от нее, у мужа созданный им «беспорядок» не вызы­вает никаких эмоций. Точно так же будет все происходить, если предпочтения характеров окажутся противоположными. Муж и жена просто поменяются ролями.

Для избежания подобных конфликтов необходимо знать осо­бенности проявления характеров друг друга и вместе учиться управ­лять ими. Нелегко из двух сформировавшихся «Я» прийти к одному «мы». Однако терпеливое отношение к привычкам друг друга, со­вместная терпеливая работа над собой создадут условия для бескон­фликтного взаимодействия в дальнейшей жизни.

2 Лидерство в семье. Жена или муж (или оба) могут сформиро­ваться до брака лидерами. Сохранение таких позиций в браке чре­вато постоянными конфликтами. Лидер может вести семью за со­бой удачно, а может подавлять инициативы другого, формируя у него внутреннее противостояние, чреватое открытыми или скрытыми конфликтами. Выходом из такой ситуации будут взаимное обсуждение проблемы и категорический отказ от претензий на лидер­
ство, лояльное отношение к альтернативному мнению другого, совместное решение семейных вопросов.

3 Превосходство. В начальном периоде семейной жизни нередки случаи, когда один из супругов стремится доказывать свое превосходство. Подобное поведение Э. Берн описывает в новелле «Дорогая». Муж при гостях дает нелестные характеристики жене и шутли­во обращается к ней за подтверждением: «Да, дорогая?». Жена, при таком поведении мужа, оказывается в не очень приятной для нее ситуации, ее настроение испорчено.

Подобное поведение мужа (жены) по отноению к близкому человеку есть проявление невоспитанности. В нормальной семье муж и жена находятся в равном отношении друг к другу. Следовательно, чем раньше супруги откажутся от унижающих друг друга претензий на превосходство, тем благополучнее будет дальнейшее взаимодей­ствие между ними. Следует искать хорошее друг в друге и подчер­кивать его, в таких случаях обратная реакция будет всегда положи­тельной.

4 Домашние дела. Некоторые семейные пары делят домашнюю работу на женскую и мужскую. Есть семьи, у которых эта проблема особых инцидентов не вызывает. Но для многих дележ домашних дел — вечная неразрешимая проблема и причина конфликтных си­туаций. Влияют на это типы личности и даже лень одного из супру­гов, или их обоих. На все случаи жизни договориться невозможно, всегда найдется в доме непредвиденный случай — «кому закрыть дверь?». Поэтому при помощи договоров межличностных конфлик­тов избежать нельзя.

Когда муж и жена любят друг друга, то следует делать для лю­бимого человека больше приятных дел. Необходимо взять себе за правило, что в доме все дела общие и все значимые, нет мелких дел. Поступление на работу — дело важное, значимое, но оно происхо­дит редко. А ведро с мусором необходимо выносить ежедневно. И спор из-за того, кому из супругов это сделать, может каждый день портить настроение обоим, приводить к стычкам между ними.

Проблему должен взять на себя любящий муж, такие дела дела­ются без привлечения внимания остальных членов семьи. Если есть необходимость, чтобы муж выполнил какую-то незначительную ра­боту, надо обращаться к нему не в приказном тоне, а с просьбой. Например, таким образом: «Андрюшенька, у нас на завтрак нет хле­ба. Может быть, ты сбегаешь в магазин, пока его не закрыли?». Пока Андрюша собирается, необходимо приготовить ему пакет для хлеба и деньги, а потом пожелать удачи и быстрого возвращения. По возвращении поцеловать и сказать ему, какой он добрый. В слу­чае отказа, не следует дело обострять различного рода «проповедями». Может быть, такое поведение с его стороны является поводом для конфликта, в основе которого лежат совсем другие причины?

Мужчина, воспитанный в традициях — «мужчина — глава се­мьи», никогда не делит с женой работу. Он всегда в деле, всегда знает, что делать, старается избавить жену от всякой тяжелой рабо­ты и она отвечает ему тем же. Такая гармония уменьшает количе­ство конфликтных ситуаций, недоразумения разрешаются на уровне инцидентов. Хорошие отношения между супругами крепнут, они привыкают к мысли, что они необходимы друг другу.

4 Семейный бюджет. Проблемы между мужем и женой могут возникать в тех случаях, когда жена зарабатывает больше мужа, когда она ему об этом постоянно напоминает, стремясь унизить его мужское достоинство. Конфликтные ситуации могут возникать и тогда, когда одному из супругов кажется, что другой нерасчетливо тратит деньги, например, покупает вещи, без которых можно обой­
тись. При совместной жизни необходимо привыкать к мысли, что все семейные проблемы решаются вместе, не в ущерб друг другу, а во благо. Конфликтов будет»меньше, если расходы будут всегда согласованы между супругами. В таких случаях каждому будут известны возможности бюджета, и каждый будет знать, что без его участия никаких серьезных расходов не будет предпринято. Следует
иметь ввиду, что не всегда будет положительно воспринят дорогой подарок для другой стороны без предварительного обсуждения.

5 Родственники и друзья. Каждая семья приобретает свой собственный жизненный опыт совместного взаимодействия, в процессе которого встречаются трудные ситуации. Преодолеть их самостоя­тельно мужу или жене не всегда под силу. В таких случаях, иногда прибегают к советам родственников, друзей, специальной литерату­ры. Например, жене показалось, что муж стал меньше уделять ей внимания, неоправданно грубит. Она обращается за советом к роди­телям, подругам, убеждает их в том, что она делает все для мужа, а он оказывается ей неблагодарным. Если родственники или подруги окажутся опытными людьми, которые пережили сами нечто подоб­ное, то быстрее всего предложат ей самой во всем разобраться, проанализировать свое поведение, нет ли у нее упущений.

Но есть друзья, которые из лучших побуждений сразу принима­ют сторону «обиженной» жены (мужа) и начинают учить их уму разуму. Самый убедительный «аргумент» в таких случаях: «Да я бы знаешь, что сделала (сделал). ». Следование таким советам быстрее всего послужит поводом, который приведет к конфликтной ситуа­ции. Советы родственников и друзей необходимо выслушивать. Однако свою ситуацию лучше знает только тот, кто в ней оказался. Решение необходимо принимать самому, свое собственное, основан­ное на собственных чувствах и рациональном осмыслении случившегося. Собственное решение, даже оказавшееся впоследствии не­верным, даст больше пользы в приобретении личного опыта, чем плохие советы. В тех случаях, когда кажется, что нет выхода из создавшегося положения, следует обратиться к специалисту-конф­ликтологу.

6 Интимно-личная адаптация требует от супругов достижения морально-психической и физиологической удовлетворенности друг другом в интимных отношениях. Если один из супругов начинает испытывать психические или физиологические неудобства от ин­тимной близости, неудовлетворенность от ее результатов, проблему нельзя оставлять, чтобы она решалась сама собой. На неудовлетво­рительные результаты интимной близости могут влиять необосно­ванные страхи за свою половую «слабость», неудовлетворенность и т.д. Такое положение дел чревато конфликтами. Гармоничная поло­вая жизнь супругов служит своего рода терапевтическим средством для выхода из различного рода психических стрессов. При появле­нии в этой сфере каких-либо неудобств, которые не удается преодо­леть своими силами, необходимо обязательно обратиться к психиат­ру. Если эти проблемы не будут устранены в начале совместной жизни, они с неизбежностью дадут о себе знать позднее, в самых непредвиденных негативных проявлениях. Думается, что высший бал в интимно-личной адаптации могут поставить себе супруги в том случае, когда они расстаются на один день, а при встрече им кажется, что они не виделись неделю. А если не виделись неделю, то при встрече должно создаваться впечатление, что они не виде­лись целый год. Интимно-личные взаимодействия на такой высоте бывают между супругами тогда, когда каждый из них стремится сделать добро другому, заботится о нем, доверяет ему во всем. Кон­фликты в таких случаях очень редки, а когда возникают, то проте­кают всегда в конструктивной форме.

Читать статью  11 вкуснейших закусок к пиву для тех, кому надоели магазинные чипсы

Второй период, вызывающий кардинальные изменения, связан с появлением в семье детей. В это время причин и поводов для возникновения конфликтных ситуаций появляется значительно боль­ше, возникают проблемы, которых ранее не бьшо. Ребенок требует к себе внимания 24 часа в сутки. Жена становится матерью, она кормит ребенка, больше времени уделяет ему, у нее накапливается усталость, особенно если ребенок беспокойный. Ей необходим от­дых не только физический, но и психическая разгрузка. Многие женщины в таком положении становятся раздражительными, не­адекватно реагируют на некоторые действия мужа. Конфликт мо­жет возникнуть по любому поводу.

В этих условиях муж обязан относиться к жене с большим вни­манием, чем до рождения ребенка. Раздражение жены обязатель­но скажется на формировании характера ребенка. Более того, оно может оказать влияние на формирование его смысла жизни. Пси­холог Д.А. Леонтьев утверждает, что смысл жизни у каждого чело­века складывается очень рано.

Вторым фундаментальным психологическим фактом является то, что на бессознательном уровне определенный смысл и направленность жизни,

цементирующие ее в единое целое, складывается у каждого человека уже к

Ребенок в семье растет, прибавляются проблемы воспитания, обучения, профессиональной ориентации и др., возникают новые причины для разногласий, которые могут способствовать появле­нию межличностных конфликтов между родителями и детьми.

Распространенной болезнью молодых родителей являются по­пытки одного из них возглавить процесс «правильного воспита­ния» нового поколения, игнорируя мнения другого супруга. На­пример, ребенок обиделся на папу, он бежит к маме, а мама начи­нает его успокаивать и говорит: «Папа у нас плохой, он тебя обижает». Подобное поведение тяжело переживается мужем и может формиро­вать у ребенка раздвоение личности, может привести к конфликту между супругами. Любой из родителей, каким бы образом он не поступил в отношении ребенка, в присутствии ребенка он всегда прав. Обсуждение поведения друг друга допустимо только в отсут­ствии ребенка, в доброжелательной друг для друга форме, с целью найти единое решение.

К конфликту могут привести различные мнения родителей по вопросам наказания ребенка. Один из них может предпочитать силовые методы, а другой — отвергать их. Выбор дополнительных занятий для ребенка (музыка, спорт, различные кружки) могут также послужить причиной конфликта. Отношение к отрицатель­ным оценкам ребенка может вызвать острую конфликтную ситуа­цию. Например, мать станет укорять ребенка за то, что он полу­чил отрицательную оценку. Отец сочтет, что это не повод для трагедии, скажет, что все в свое время получали отрицательные оцен­ки. В такой ситуации мать может все свое недовольство оценкой выплеснуть на отца, сказать ему, что он вообще не занимается воспитанием детей. В подобных случаях не учитывается мнение противоположной стороны, что всегда провоцирует межличностный конфликт.

В наше время, когда нет гарантий безопасности нигде и никому, конфликты между родителями и детьми возникают из-за их по­зднего возвращения домой. Особенно возрастает тревога родителей, когда проходит условленное время возвращения ребенка домой, а он не появился. Некоторые дети, находясь в это время в компании, о доме не желают и вспоминать, хотя знают, что конфликт с роди­телями неизбежен. Это эгоистичное поведение со стороны детей. Собственное удовольствие от приятного времяпрепровождения в кругу сверстников для них важнее, чем переживания и подлинные страдания о них самых близких людей. Какие бы ни были требова­ния дисциплины родителями, их необходимо научиться выполнять, они направлены на безопасность детей и всей семьи.

В конфликтах между родителями и детьми большое значение имеет позиция взрослых. Подросток не всегда способен действовать как взрослый человек. Его личность находится в стадии становле­ния, поэтому реакция подростков на внешнее воздействие более непосредственна, чем у взрослых. У них еще не устоялись «соци­альные тормоза». «Я-концепция» у подростков не так нагружена различными табу общества, как у взрослых, и они не в силах четко контролировать свои эмоции в разных ситуациях.

Конфликты приобретают особую остроту между родителями и подростками там, где родители не ушли в своем развитии далеко от подростков. Эту мысль подкрепляет концепция американского пси­холога Дж. Стивенса. Он выделяет семь стадий зрелости личности: грудной ребенок, младенец; делающий первые шаги малыш; подро­сток; юноша; взрослый человек; почетный старец; учитель. Сти­венс считает, что каждый взрослый человек доходит до какой-то из перечисленных стадий и остается на ней навсегда в плане развития личности. На это не влияет ни уровень образования, ни занимаемая человеком социальная роль, ни его финансовая состоятельность.

Он подмечает еще одну интересную деталь в поведении людей. При определенных обстоятельствах человек может легко соскаль­зывать на какой-то момент на низшие ступени, которые он уже прошел. Такими обстоятельствами могут выступать конфликты между людьми. Эта мысль подтверждается и другими авторами. Так, О. Крегер и Дж.М. Тьюсон заметили, что поведение людей в конфликтах не всегда ими контролируется. Однако наш опыт показывает, что ни один психологический тип не блещет в конфликтных ситуациях. Трудно сказать, почему, но конфликт способ­ствует проявлению худших черт из тех, которыми мы обладаем. В третьем периоде, когда в семье появляются новые члены (неве­стки или зятья), может возникнуть много причин для межличност­ных конфликтов. Вариантов появления нового человека в семье может быть много, однако самым популярным является тот, когда муж приводит жену в семью, к родителям. В таких случаях возмож­ны конфликты: мать — невестка, мать — сын, сын — жена. Эти конфликты с неизбежностью втягивают в свою орбиту отца сына и родственников его жены.

Мать сына после его женитьбы может претендовать на то, чтобы он уделял ей столько же внимания, как и до женитьбы. А сын, как того требует сама природа, все внимание уделяет молодой жене. Мать начи­нает ревновать и ищет повода придраться как к сыну, так и к невестке по различным пустякам. Она начинает привлекать на свою сторону мужа, который вынужден втягиваться в конфликтную ситуацию.

Сын любит жену и любит мать и не может определить, чью сторону принять. Какое-то время он пытается их примирить, одна­ко такие попытки, как правило, не приводят к успеху. Жена, в конце концов приходит к убеждению, что в семье мужа ее все обижают, и начинает жаловаться своим родителям, ищет у них под­держки. Иногда родители безоговорочно становятся на сторону до­чери. Межличностный конфликт охватывает три семьи, противо­борствовать начинают сторонники жены против сторонников мужа. Такой конфликт практически не имеет конструктивного разреше­ния. Однако его можно и необходимо предупредить.

После вступления в брак молодых людей всем необходимо по­нять, что не только они, но и все родственники переходят в совер­шенно новое качество, не известное ранее никому из них — появил­ся новый «родной» человек в семье. Все усилия родственников дол­жны быть направлены на то, чтобы помочь молодым супругам найти взаимопонимание. Все в новой семье должно быть направлено на ее укрепление, а не на разрушение, не на провоцирование межличнос­тных конфликтов, а на их предупреждение.

Проблема управления характером — одна из ключевых в системе воспитания и самовос­питания. В том, насколько личность успешно управляет своим характером и темпераментом, определяется ее развитие, ее движение от одной ступени к другой, к более высокому качественному уровню. Определенно высказывается по этой пробле­ме психолог ДА. Леонтьев: «Развитая зрелая личность хорошо владе­ет своим характером и способна контролировать свои проявления».

При разрешении конфликтов между родителями и детьми это обстоятельство следует иметь в виду в первую очередь. Там, где у родителей очень высокий уровень развития личности, конфликты почти не возникают. А при возникновении недоразумений они, как правило, разрешаются собственными силами без постороннего учас­тия. Семейные конфликты всегда необходимо рассматривать как сложное явление. Причин у любого межличностного конфликта в семье может быть несколько. Например, подросток не доверяет ро­дителям, на любое замечание реагирует подчеркнуто резко, отказы­вается выполнять просьбы родителей. Причиной такого конфликт­ного поведения подростка могут быть, прежде всего, сами родители, которые часто не ладили между собой в присутствии ребенка, отно­сились и относятся к нему сухо, жестоко, за малейшие провинности наказывают физически. Другой причиной могут быть советы свер­стников открыто сопротивляться такому режиму. Причиной может быть также процесс становления личности подростка, отстаивания им своей самостоятельности.

Семейные межличностные конфликты всегда оставляют тяже­лые негативные эмоциональные состояния в виде дискомфорта, стрес­сов и депрессий. Поэтому конфликты лучше предупреждать. Для этого психологи и конфликтологи предлагают много различных ва­риантов собственного поведения:

• выдержка в любой ситуации, не втягивайтесь в конфликт, дайте полностью высказаться стороне, провоцирующей конфликт:

• относитесь к любому инциденту с пристальным вниманием, подвергай­те его анализу;

• исключайте из общения любые претензии на превосходство, унижением
другого не возвышайте себя, показывая свою невоспитанность;

• признавайте и анализируйте открыто свои ошибки, не переносите свою
вину на других;

• не делайте катастрофы для семьи, когда ошибаются другие (что произошло, то произошло):

• чрезмерное переживание и сопереживание утрат чревато физическим
разрушением организма каждого из членов семьи (язвы, стрессы, инфаркты и т.д.);

• любые замечания друг к другу выясняйте только наедине, а все претен­зии высказывайте исключительно в дружелюбной уважительной форме
(«как аукнется, так и откликнется»);

• если не дает покоя мысль, что ваша жена (муж) стала «вашим личным
врагом», спросите себя, почему это произошло, почему вы стали таким,
что так дурно думаете о любимом ранее человеке?

Читать статью  78 коротких цитат про семью и детей со смыслом

• ищите недостатки в себе, а не у своих близких;

• все недоразумения между собой выясняйте в отсутствие детей, не втяги­
вайте в разрешение конфликтов родственников, друзей;

• усилие в разрешении конфликта направляйте не на победу своего близ­
кого человека, а на совместное разрешение создавшейся ситуации;

• позиция по отношению к действиям детей должна быть единой;

• не обещайте детям, если не сможете выполнить их просьбу;

• не подчеркивайте недостатков у детей, найдите у них хорошее в поведении, желаниях, стремлениях, заострите внимание на этом:

• укрепляйте нити, сближающие вас с детьми (доверие, искренность, прав­дивость и т.д.);

• помните, если вы сказали малышу; «Ты у нас совсем взрослый», он будет
пытаться выглядеть таким всегда, а ему это еще не под силу;

• не укоряйте ребенка по любому случаю, но и не перехваливайте его;

• слушайте любые советы, но помните, что жить вам вместе не с советчика­
ми, а с тем, на кого вы жалуетесь.

12.3. Межличностные конфликты в педагогическом процессе

В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:

Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авто­ритет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из ко­торых может претендовать на признание его авторитета всем клас­сом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, рас­ширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидиро­вания, иногда вместе с родителями.

Случайные межличностные конфликты встречаются между де­вочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а также между отдельны­ми учениками младших классов.

Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают в старших классах. В младших классах учитель для ученика — такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межличностных конфликтов не возникает. В подростковом возрасте происходит изме­нение личности, отстаивается позиция «Я — взрослый», которая спо­собствует созданию конфликтных ситуаций с преподавателем.

В старших классах школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решают вопро­сы, касающиеся лично его, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо ост­рее и может приводить к конфликтам в любой форме.

Конфликты между учителем и учениками могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт может втя­нуться весь класс, выступая на стороне ученика. Некоторые учителя придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников. Одна выражается в заниженных требованиях для уста­новления благоприятных отношений с учениками, другая — в завы­шенных требованиях с целью подготовки учеников для поступле­ния в институт. Обе стратегии потенциально конфликтны. Завы­шенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженные оценки воспринимаются классом как произвол учите­ля. Необходима справедливая оценка знаний учеников.

Конфликтные ситуации в среде педагогов воз­никают не только из-за своеобразия темпера­мента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности. Выделяют несколько вариантов поведе­ния в среде преподавателей:

1) соперничество учителя, только достигающего высокого уров­ня профессиональной деятельности, с ранее признанными авторите­тами. Он может распространять негативную информацию о при­знанных авторитетах, которые давно и успешно работают с учениками. Начинается нездоровое соперничество, чреватое межличност­ными конфликтами;

2) поведение, подчеркивающее степень превосходства опытных преподавателей над молодыми, когда они позволяют себе снисходительно поучать их, выражать недовольство их методами, навязывать в виде образца свою методику;

3) создание некоторыми преподавателями благоприятного впечат­ления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией ее участием в различных общественных мероприятиях, саморекламой и т.п.

Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Учитель, который не избегает конфликтов, а стремится их раз­решить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов поведения учеников, постепен­но вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность преподавате­лю направлять энергию межличностных конфликтов на совершен­ствование процесса образования и воспитания школьников.

Педагогика имеет на вооружении ряд алгоритмов поведения, не­обходимых для успешной работы учителя:

• в школе должно быть только рабочее настроение, отрицательные эмоции, связанные с личными проблемами, остаются за порогом школы:

• не избегать конфликтов, направлять процесс их разрешения в конструк­тивное русло, не затягивать их разрешения;

• одинаковое, справедливое отношение ко всем ученикам;

• вся деятельность учителя сосредоточивается на процессе обучения и
воспитания;

• не унижать учеников, а поднимать их до своего уровня; учить школьников умению учиться;

• в отношениях с коллегами демонстрировать только ассертивную
форму поведения.

Межличностные конфликты в высшей школе:

1 В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверж­дения в группе, особенно в начальный период. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Недостаточно высокий уровень «Я — концепции» студента может порождать конфликтные ситуации. Исследователи указывают, что первокурсников характе­ризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственный этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру, создают недове­рие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов. К старшим курсам межличностные взаимодействия студентов приобретают бо­лее осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, а могут заканчиваться разрывом отношений.

2 Трудности во взаимодействии, которые могут вести к конф­ликтам, нередко возникают между студентами и преподавателями. Наиболее распространенная причина конфликтов — неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной сторо­ной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку «отлично», они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами.

Влияние на оценку могут оказывать личностные качества сту­дента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры).

Встречаются и другие субъективные моменты при оценке зна­ний студента преподавателем. Бывают сомнения в оценке — поста­вить «хорошо» или «удовлетворительно» студенту. В такой ситуации преподаватель ориентируется на оценки, проставленные в «зачетке». При преобладании «удовлетворительных» оценок вопрос решается в пользу оценки «удовлетворительно», «отлично» такой преподаватель не поставит студенту ни за какой ответ.

Иногда студенты, в случаях неадекватной оценки их знаний, конфликтуют в открытой форме, но чаще студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, презрения, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением

3 Межличностные конфликты с коллегами и руководством суще­ствуют и в такой высокостатусной группе, как преподаватели выс­шей школы. Стычки могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно на­учной, например, при обсуждении требований трудовой дисципли­ны. Одни преподаватели относятся к этим требованиям как к неиз­бежности, а другие — могут считать их чисто субъективными, не относящимися к учебному процессу (это различного рода дежур­ства, присутственные дни и т.п.).

Межличностные конфликты между руководством кафедры и преподавателями могут возникать из-за неравномерного распреде­ления нагрузки, особенно в тех в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка. Несправедливое распреде­ление всегда провоцирует конфликты.

Межличностные столкновения могут возникать между препода­вателями и лидерами, организующими неформальную жизнь кафед­ры (разного рода чаепития по случаю праздников, дней рождения и т.п.). Стычки возникают при сборе средств на эти мероприятия.

Если конфликтные ситуации при взаимодействии студент — сту­дент разрешаются самими студентами, то разрешение межличностных конфликтов на уровне преподаватель — студент принимает более слож­ные формы. Основная роль в их предупреждении и разрешении вы­падает на преподавателя, который может использовать для этого не­которые неизбежные в этих случаях методики и требования:

• при отчете студента необходимо психологически расположить его к
максимально возможному плодотворному ответу, исключить возник­новение стрессовой ситуации;

• в случае неудовлетворительного ответа взаимодействие студент — пре­подаватель- должно заканчиваться осознанием студентом того, что его
ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечает требованиям
программы;

• ни в какой форме и ни по какому поводу не допускаются оскорбления
студента;

• владение собой и своими эмоциями в любой ситуации;

• все неудачи во взаимодействии со студентами, в создании конфликтных
ситуаций считать своим собственным просчетом.

Предупреждение конфликтных ситуаций, стычек при взаимо­действии преподаватель — преподаватель, преподаватель — руко­водство зависит от многих факторов, в том числе и от следующих:

• компетенции руководителя и его искусства управления межличностным
взаимодействием;

• высокого уровня личностного развития каждого преподавателя:

•предоставления возможностей для реализации творческого потенциа­ла каждого участника учебной группы;

•равномерного распределения рабочей нагрузки на всех преподавателей;

•постоянного совершенствования методики взаимодействия с обучае­мыми;

•оправданного и одобренного учебной группой введения новаций; •культивируемого на кафедре доброжелательного межличностного взамодействия руководителем и лидерами.

Внутрисемейные конфликты: как решить проблему

Внутрисемейный конфликт

Французский писатель и великий знаток психологии человека и человеческих отношений А. Моруа тонко и точно представил сложности внутрисемейных отношений: два сблизившихся корабля качаются на волнах, сталкиваясь и скрипя бортами. И в самом деле, абсолютная идиллия и гармония в супружеской жизни – чрезвычайно редкая вещь.

Вероятно, самым сложным и наиболее ответственным этапом в жизни молодой семьи является начальный этап. Именно в указанное время новоиспеченные муж и жена сталкиваются с первыми семейно-бытовыми проблемами. Происходит притирка характеров и жизненных позиций. Это чрезвычайно тяжелый период отношений, который сопровождается подъемами и спадами настроений молодоженов. Очень часто данный момент жизни откладывает свой отпечаток на дальнейшей судьбе семьи.

Межличностные отношения в семье

Прежде чем раскрывать проблему внутрисемейных конфликтов, стоит разобраться, что представляют собой межличностные отношения в семье. Межличностные отношения в семье являются ведущим моментом ее жизнедеятельности, устанавливают результативность ее существования и выступают источником ее развития и роста.

Главный принцип общения в семье – темпераментность и концентрированность эмоций. Разница общественных и деловых контактов от семейных отношений в том, что общение с близкими и родными не ограничивается никакими строгими правилами и социальными рамками.

В каждой семье существует свой словарь для общения, например какие-то прозвища, и значимые даты, события, тайны.

Читать статью  Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Какие встречаются типы взаимодействия в семье

Сотрудничество – члены семьи готовы поддержать, уступить, роли очень гибко распределены, очень выражены взаимопомощь и стремление вместе разрешать любые конфликты.

Паритетные отношения – брак, построенный на обоюдной выгоде и равнозначных правах партнеров.

Соревнование – желание лидерства на фоне поддержания доброжелательности к супругу.

Конкуренция – стремление «подавить» и превзойти вторую половинку любыми методами. В отношениях прослеживается ревность, зависть и борьба за лидерство. Связь поддерживается при помощи привязанности, общих задач и интересов.

Антагонизм – несовместимость, отсутствие гармонии и противоречивость интересов, приводящие к распаду семьи.

Псевдосотрудничество – «муляж» благополучия не основанный на реальной поддержке.

Соперничество – двойственность отношений, постоянная несогласованность чередуется с доброжелательностью.

Изоляция – чрезмерная независимость и эмоциональная разобщенность супругов.

Что такое внутрисемейные конфликты

Внутрисемейные конфликты представляют сбой противоборство между членами семьи. Возникает оно вследствие столкновения разнонаправленных взглядов и/или мотивов. Внутрисемейные конфликты обладают своими особенностями, которые нужно учитывать для предупреждения и разрешения этих конфликтов.

Психологи выделяют несколько видов нарушений супружеской коммуникации. К ним относятся: разноречивость невербального и вербального общения, формирование коммуникационных препятствий, управление супругом и злоупотребление манипулированием, расстройство и неправильность передачи чувств, отказ от общения одного из супругов, парадоксальная коммуникация и мистификация (старание не замечать хронического конфликта).

Внутрисемейные конфликты часто приводят к разводу

Если сложность общения принимает постоянный характер, то появляются затруднения в выражении любви и эмоциональной поддержке. Может возникнуть такая проблема, как «маятник конфликта», то есть обычная ссора набирает и набирает обороты. Например, муж неожиданно и беспочвенно вспылил, но чтобы не признавать вину, начинает вспоминать «грехи» в поведении жены и отчитывать ее за это.

В итоге закладывается противоборство и непонимание, которое, если не разрешить сразу, нарастет как снежный ком и в дальнейшем бездна обид приведет к разводу. Чаще в ссоре один атакует и выплескивает агрессию, а другой защищается и теряет собственное достоинство.

Виды внутрисемейных конфликтов

Конфликт может быть конструктивным и деструктивным.

Конструктивные конфликты помогают в семейной адаптации, позволяют выявить и устранить источник разногласия и противоречия, способствуют стабилизации отношений и объединению.

При деструктивных конфликтах психологический дискомфорт и сам конфликт со временем лишь осложняются. Разрешить ситуацию не получается. Главная цель такого конфликта – причинить вред, уязвить другого, что в итоге может закончиться неврозом.

Если в семье произошел сбой в отношениях, нарушилась взаимосвязь и единство ослабилось и ситуация зашла в тупик, то лучше обратиться за помощью к психологу.

Типологии семейных конфликтов

Выделяют три типологии семейных конфликтов: актуальные, прогрессирующие и привычные. Актуальные обычно возникают по сиюминутной причине, прогрессирующие конфликты – это долговременная невозможность приспособиться друг к другу. Привычные представляют собой постоянные противоречия в силу стойких стереотипов.

Основными причинами конфликтов являются следующие: пренебрежительное отношение, сексуальная неудовлетворенность, дефицит положительных эмоций и заботы, зависимость от вредных привычек, финансовые разногласия, распределение обязанностей, проведение досуга.

Ребенок и ссоры родителей

Отрицательное воздействие внутрисемейных конфликтов очень сильно отражается на личности ребенка. Во-первых, он становится постоянным свидетелем конфликтов в семье, а во-вторых, взрослые выплескивают свое раздражение на кроху. Нередко малыш становится орудием споров и объектом перетягивания от мамы к папе.

Эмоционально негативная атмосфера в доме тяжелым грузом ложится на детские плечи. Постоянные стрессы и психологическая незащищенность провоцирует неумение общаться с ровесниками и замыкание в себе. В итоге дети вместо любви к родителям могут испытывать глубокую ненависть.

Предупреждение и разрешение конфликтов в семье

Для предотвращения конфликтов используют: принуждение, конфронтацию, уход от разрешения вспыхнувшего противоречия, сглаживание конфликта, компромисс (лучший вариант).

Чтобы как можно скорее сгладить ссору, нужно научиться управлять эмоциями, стремиться понять своего партнера, понимать, что в конфликте нет правых, отнеситесь со второй половинкой по-доброму и без агрессии.

Для снижения количества конфликтов к минимуму рекомендуется научиться интересоваться партнером, слушать его и говорить об интересах, быть осторожней с приказами, не злоупотреблять критикой, почаще хвалить и понимать свои ошибки.

Не нужно молчать, просить прощение раньше времени, «приплетать» все другие обиды, оскорблять, уклоняться от спора, культивировать обиду и угрожать.

Всегда во время ссоры аргументируйте свое недовольство, ясно формулируйте проблему, не вмешивайте детей, не только говорите, но и внимательно слушайте супруга, и, главное, ищите компромиссы.

Проблемы отношений в семье: конфликты и способы их устранения

внутрисемейные отношения

Мы и наши родители

Ссоры между супругами, да и вообще проблемы отношений в семье – это тема довольно острая для современного общества. Конфликты (в общем значении этого слова) являются частью человеческих взаимоотношений. Вопрос в том, что именно они несут в себе для каждого из участников спора (конфликт, это и есть спор о чем-либо). Для одного это стресс и обида, а для другого – способ утвердить свое лидерство и доказать собственную правоту. Однозначно – разногласий такой способ отношения не устраняет. Но как же быть, если возникло непонимание между двумя (или несколькими) людьми в одной семье (ведь проблемы семейных отношений распространяются не только на супругов)? Давайте разбираться.

Какие существуют виды внутрисемейных отношений

конфликты в семье

Семья – это не только муж и жена, это понятие гораздо шире. В состав семьи могут входить:

  • ребенок или несколько детей;
  • родители одного из супругов, если они проживают все вместе в одной квартире или доме;
  • брат(ья) и/или сестра(ы) мужа или жены;
  • старенькие бабушка и/или дедушка;
  • дядя или тетя, предоставляющие свою жилплощадь для проживания семьи племянника (племянницы).

Варианты семейного состава бывают разные, вплоть до так называемого «семейного общежития», когда на одной площади проживают несколько родственных семей (так уж случилось). И родственные связи в таких ситуациях редко бывают крепкими, а родственники дружными. Ведь у каждой семьи (что уж тут говорить об отдельных индивидуумах) свои правила, устои, привычки.

Конфликты и ссоры неизбежны. Но их вполне реально если не полностью избежать, то хотя бы сделать минимальными. Рассмотрим основные виды проблем внутрисемейных отношений и способы их смягчения или даже устранения.

Конфликты между супругами

причины внутрисемейных конфликтов

Разногласия и ссоры между мужем и женой могут возникать по нескольким причинам.

  1. Конфликт интересов.

Ссоры происходят по причине нежелания одной (или обеих) стороны считаться с мнением, интересами и привычками партнера. Такие кризисные моменты возникают в каждой семье. Попытки изменить партнера «под себя» нередки и часто приводят к разрыву.

Сознайтесь сами себе – вы тоже не подарок и имеете недостатки. Перестаньте спорить. Просто прислушайтесь к мнению партнера. Наберитесь терпения, возьмите тайм-аут на обдумывание ситуации. А вдруг окажется, что партнер не совсем уж неправ?

  1. Рождение ребенка

отношения в семье конфликты

Появление в доме малыша (неважно – первого, второго или третьего) – это всегда испытание для семьи. Проблем возникает целое море. Начиная от финансовых и заканчивая – «я стала некрасивой и он меня больше не любит».

Поговорите по душам и выскажите партнеру все наболевшее. Спокойно, без слез, истерик, криков и обвинений. Возможно, все не так плохо, как кажется. Но даже если проблема и существует, то ее всегда легче решать вдвоем, чем поодиночке.

  1. Разногласия в вопросах воспитания детей

Частенько ссоры между супругами провоцируют сами дети. Особенно когда нет единого мнения между папой и мамой, что можно разрешать чаду, а что нет.

Соберите семейный совет, на котором обсудите правила, работающие как для взрослых (что один запретил, то не разрешает другой), так и для детей (если один из родителей сказал «нет», то просить то же самое у другого нет смысла).

внутри семьи конфликтные отношения

Не надо думать, что только женщины, выйдя замуж, теряют форму и полнеют. К мужчинам это тоже относится. Если муж требует от жены соблюдать диету, пусть встанет на весы вместе с ней, а не обзывается. Когда проходили «конфетно-букетный» период, небось, оба были стройными и следили за собой.

Худейте оба. Совместные занятия спортом и посещение тренажерки не просто помогают морально поддерживать друг друга и худеть, но и объединяют на почве общего интереса. Женщины, правда, должны учесть – мужчинам сбросить вес всегда легче и быстрее. Но втянуться и поддерживать форму просто за компанию с женой он вполне даже может.

  1. Конфликты из-за родителей

Обычно молодые супруги ссорятся по этому поводу, когда живут вместе с родителями одного из них. Но такие ссоры проходят с переездом. А если нет? Если стойкая нелюбовь свекрови к невестке или зятя к теще (как и наоборот) не заканчивается за порогом родительского дома?

Что делать тогда?

Постарайтесь уменьшить контакты с родителями. Сошлитесь на занятость и пообещайте обязательно заглянуть к ним в выходные или на ближайший праздник. Как говорится – чем дальше, тем роднее.

основные причины конфликтов в семье

Деньги тоже становятся частой причиной разногласий в семье. Недовольство могут вызывать и разные уровни доходов, и различные взгляды на трату денег.

Поговорите о совместных планах. Ремонт квартиры, путешествие во время отпуска, покупка недвижимости или авто… Вложение денег и их накопление – это темы для разговора и для создания общей финансовой семейной базы. Но не забывайте и о каждодневных потребностях семьи и друг друга. Устраивайте маленькие сюрпризы партнеру. Поход в ресторан, театр, небольшой, но приятный подарок по случаю и без, сплотит супругов и укрепит их отношения.

Ссоры на почве ревности – один из самых распространенных семейных конфликтов. Ревность может быть обоснованной и надуманной.

Откровенность за откровенность. Будьте предельно честны с партнером и выскажите (но спокойно) ему (ей) свои страхи и опасения. Скажите, что ждете от него честного ответа. Выслушайте и возьмите время на размышление, чтобы не ошибиться (по горячке) с выводами. Ведь случается, что ревность возникла на основании домыслов, поверхностных суждений или на почве заниженной самооценки себя любимой.

Другие виды семейных конфликтов

виды внутрисемейных конфликтов

Конфликты с родственниками, проживающими с супругами на одной территории, исчезнут сами собой при переезде или размене квартиры. Как только семья получает отдельное жилье, все недоразумения сами собой рассасываются.

Личностные конфликты с братьями и сестрами обычно редко переходят в открытую ненависть или войну. Разве что возникнет квартирный (наследственный) вопрос. Тогда решить конфликт возможно только двумя способами. Первый – благородно отказаться от наследства в пользу брата (сестры). Второй – прекратить всякие связи с ним (с ней) и судиться. Тут уж каждый выбирает для себя, что ему важней – квартира или хорошие отношения с родней.

Источник https://studopedia.ru/10_225460_mezhlichnostnie-konflikti-v-seme.html

Источник https://psihiatrov.net/blog/drugoe/konflikti

Источник https://mamamozhetvse.ru/problemy-otnoshenij-v-seme-konflikty-i-sposoby-ih-ustraneniya.html