Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

18 июня, 2022 0 Автор ewermind

 

Основные проблемы, с которыми сталкивается замещающая семья, воспитывающая ребенка-сироту и ребенка, оставшегося без попечения родителей

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, входящие в группу риска по социальному сиротству – так называется сиротство при живых родителях, — имеют особые депривационные нарушения в развитии. При отсутствии усилий для их компенсации они, как правило, превращаются в стойкие личностные нарушения, влияющие на всю будущую жизнь ребенка. Многим сиротам необходима не просто семья, а родители, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество, родители, подготовленные к профессиональной работе с ребенком, имеющим депривационные нарушения развития.

Роль семьи для ребенка чрезвычайно важна. Дети должны расти в семьях родных родителей, но, если это невозможно, альтернативой биологической семье может служить другая семья (приемная семья, опека, усыновление).

Семейные формы устройства обеспечивают социальную защиту, защиту имущественных и жилищных прав ребенка, уход, воспитание, коррекцию и компенсацию развития, решения медицинских проблем, преодоление психологических травм, удовлетворения ежедневных потребностей ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки, формирования его личности в условиях семейного попечительства.

Формирование у приемного ребенка эмоциональной привязан­ности к новым родителям чрезвычайно важно. Это имеет особенно большое значение в тех случаях, когда ребенок усыновляется не сра­зу после рождения. Травма, вызванная отделением от биологических родителей, накладывает глубокий отпечаток на развитие усыновляе­мых детей, на их когнитивные, эмоциональные и сенсорные процес­сы, что существенно затрудняет формирование эмоциональной при­вязанности к новым родителям. Для таких детей ха­рактерна тенденция к проявлению конфликтного поведения в ситуа­циях, связанных с установлением эмоциональной близости с прием­ными родителями.

Замещающие семьи сталкиваются с определенным набором сложных ситуаций в воспитании приемных детей и отношениях с ними. Это, например нежелание детей учиться, выполнять домашние обязанности, необходимость поддерживать отношения с биологической семьей, случаи обмана, воровства, нарушенное пищевое поведение. Рассмотрим каждую ситуацию в отдельности.

Ребенок и обучение

Многие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей воспитывались в неблагоприятных условиях биологической семьи, которая не способствовала развитию ребенка. Во многих семьях старшие дети берут на себя все домашние обязанности и на учебу времени совсем не остается. Поэтому придя в замещающую семью, начинаются сложности с обучением детей. Некоторые дети перенимают негативный опыт своих родителей и не желают учиться, ленятся, не понимают зачем необходимо получать знания.

Проблема обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, тесно связана с вопросами расширения круга их общения, формирования правильных взаимоотношений с окружающими, повышения их функциональных и социально-адаптивных возможностей, обеспечения надлежащего уровня жизненной компетентности.

Для решения этой проблемы важнейшими следует считать такие задачи.

— Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, которые обеспечивают эффективное психосоциальное развитие личности;

— Нравственное воспитание ребенка – как основу формирования личности и подготовки к будущей самостоятельной жизни;

— Индивидуальное общение – как основу всей коррекционно-педагогической работы.

Ребенок и домашние обязанности

Домашние обязанности потому и названы обязанностями, что выполнять их особо никому не хочется. Для детей указанной категории очень важно, чтобы обязанности были распределены «по справедливости», чтобы они сами принимали участие в их распределении и перераспределении, чтобы планирование заданий происходило каждый день. Положительные действия ребенка должны получать подкрепление (вымыл посуду – получи похвалу, поощрение), отрицательное (не вымыл посуду) не должны быть проигнорированы. Обратная связь от замещающих родителей должна последовать сразу. Оставив три раза незамеченной невымытую посуду, родители рискуют закрепить у детей подобное поведение.

Ребенок и воровство

Причиной воровства у приемных детей часто является просто незнание социальных норм поведения. Ребенок, выросший в детском доме, может не знать ничего о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограничено, что они кому-то принадлежат. Хороший способ ввести ребенка в курс дела – выделять ему карманные деньги и помогать ими распоряжаться, постепенно предоставляя все большую самостоятельность. Также необходимо подключать ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему отношения к деньгам, как ресурсу, которым нужно разумно распорядиться.

Нередко воруют дети, родители или воспитатели которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно» и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения (дисков, игрушек). Это заставляет ребенка чувствовать себя «белой вороной» среди сверстников, что для подростка очень тяжело. Причиной воровства в этом случае является систематическое пренебрежение потребностями ребенка.

Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. В этом случае причиной воровства является одиночество ребенка в кругу сверстников, его неумение строить с ними дружеские и приятельские отношения. Это особенно бывает свойственно детям, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т. д. В подобных случаях нужно, прежде всего, помочь ребенку завести друзей, научить его обходиться в отношениях с ровесниками без подкупа, повысить его самооценку и укрепить в нем уверенность, то он может быть интересен сам по себе.

Ребенок и обман

Многие дети, совершив противоправное действие, часто не сознаются в содеянном. Во многих случаях подобный обман служит защитой ребенку от возможного наказания. К сожалению, нередко приемные родители драматизируют поступки ребенка, квалифицируя их как проступки. Приемные родители должны делать все возможное, чтобы ребенок понимал, что если он что-то сделал неправильно, то нужно это исправить, возместить ущерб. Очень важно воспитать у ребенка чувство ответственности за свои поступки. Также важно обсуждать с ребенком его поступки, возможные выходы из создавшегося положения. Желательно, чтобы сам ребенок имел возможность выбрать способ решения проблемы.

Ребенок и биологическая семья

У ребенка, даже если его отделили от кровной семьи совсем маленьким, остается эмоциональная связь с ее членами. Чем меньше он общается с ними, знает о них, тем они более идеализированы в его фантазии. Замалчивание или отрицательные отзывы о биологической семье препятствуют его принятию приемной. При хороших отношениях его гложет иногда малоосознаваемое чувство, что, любя членов приемной семьи, он предает своих биологических родителей. Также ребенку, подростку свойственно винить себя в проблемах своей семьи.

На занятиях в Школе приемных родителей опекунам говорят о необходимости рассказывать ребенку его историю. Совсем маленькому ребенку можно показывать картинки, говорить, что «ты появился там-то». Очень эффективна форма сказок. Малышу рассказывают о том, что он родился в домике, где живут без родителей, а мы, приемные родители, пришли и тебя забрали. Когда он станет старше, то можно озвучить имя и фамилию биологических папы и мамы. Какими бы ни были кровные родители, приемные не должны допускать резких высказываний, оценок в их адрес. Нужно говорить, «что у мамы возникли такие обстоятельства, что она не смогла тебя воспитывать». Это уважительное отношение важно для ребенка в дальнейшем. Спокойное отношение к биологическим родителям сказывается в первую очередь на отношении ребенка к себе и приёмным родителям.

Для всех приемных родителей вопрос взаимоотношений с кровной семьей ребенка, особенно с матерью, является наиболее острым и болезненным. Это происходит потому, что приемные родители, педагоги, социальные работники хотят, прежде всего, защитить ребенка от негативного влияния неблагополучных родителей, оградить его от переживаний, которые испытывает ребенок после таких встреч. Кроме того, после усыновления, оформления опеки многие считают ребенка своим и не хотят впускать в новую жизнь прошлое ребенка, чтобы не травмировать его.

Поддержание контактов с родственниками имеет благотворное влияние на ребенка. Повышается его самооценка, он получает дополнительную информацию о себе, увеличиваются способности ребенка к обучению, уменьшается риск неприятия ребенком нового дома, устанавливаются качественно новые отношения с окружающими людьми; встречи с родными помогают преодолевать кризисные ситуации; ребенку гарантируется семья на всю жизнь (братья, сестры и другие близкие люди).

Часто задаваемый вопрос: имеет ли право опекун воспрепятствовать тому, чтобы биологические родственники навещали подопечного ребенка?
Да, имеет, если для этого имеются веские основания. Пункт 5, статьи 148.1 Семейного кодекса РФ говорит: «Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка». Если родители лишены родительских прав они вообще не имеют права общаться с ребенком, по закону они являются для него посторонними людьми. Если родственники ребенка приходят на встречу в пьяном или другом непотребном виде или ведут себя агрессивно, настраивают ребенка против опекуна или иным образом отрицательно влияют на ребенка, то опекун может встречи отклонить. Кроме того опекун самостоятельно устанавливает порядок, место и время общения родственников с ребенком. Если возникает конфликт с родственниками, то он решается с участием органов опеки, а если договориться не удалось, то через суд.

Читать статью  Семья группы риска как социально-педагогическая проблема современного обществастатья на тему

Ребенок и еда

Многие опекуны, приемные родители, работники образовательных учреждений часто сталкиваются с тем, что приемные дети, дети, находящиеся под опекой (попечительством) очень часто испытывают большой интерес к еде. Казалось бы, ребенок воспитывается в хорошей семье, в которой он обеспечен всем необходимым, а в школе ведет себя так, как будто его мало кормят, он постоянно запасается едой, много ест.

С психологической точки зрения, процессы поедания, жевания, насыщения, в принципе, успокаивают любого человека, нередко спасают от тревоги и тяжелых переживаний. Для ребенка, страдающего психическими расстройствами еда приобретает особый смысл. Она зачастую становится для него единственным источником психологического и физического комфорта. Ребенок начинает зависеть от еды. Он прячет куски, чтобы обеспечить себе спокойное существование. Приемным родителям можно сказать и показать ребенку, что еда не закончится, что никто не будет голодать. Если этого недостаточно, то на период, когда ребенок адаптируется в вашем доме, можно договориться с ним, чтобы он прятал остатки еды в выбранном вместе с ним место. Момент, когда он перестает прятать остатки еды, можно считать завершающим в плане его адаптации. Также следует помнить, что период адаптации ребенка в семьи может протекать довольно длительное время и даже когда ребенок станет взрослым за ним могут сохраниться некоторые элементы девиантного поведения. Бывают случаи, что даже в зрелом возрасте сохраняются привычки запасать и прятать еду.

Нередко у некоторых детей превышен порог пресыщения. До мозга ребенка медленно доходит сигнал того, что он наелся. Поэтому он кушает слишком много. В таком случае, ребенка, безусловно, нужно ограничивать в количестве еды. В качестве одного из безопасных способов можно использовать следующий: после еды дать ребенку жевательную резинку. Ритмичное жевание позволит мозгу дождаться сигнала о пресыщении. Нужно также помнить, что ребенок в начале адаптации в семье предпочтение отдает знакомой еде, той которой кормили его дома. Привыкание к новым для него блюдам происходит постепенно. Поэтому приемным родителям нужно быть готовыми к тому, что ребенок просто не будет кушать, многое из того, что вы приготовите. Начинайте постепенно знакомить ребенка с новыми для него блюдами и не заставляйте его есть силой, если он этого не хочет.

Дети, нуждающиеся в замещающей семейной заботе, к сожале­нию, существовали всегда и, по всей вероятности, будут существо­вать еще очень долго. Организация профессиональных форм заме­щающей семейной заботы является вкладом государства в свое свет­лое будущее. Но независимо от статуса семейной заботы (професси­ональная, непрофессиональная семья) каждая семья, которая при­нимает ребенка, пережившего травму раннего отделения от матери, воспитывавшегося в депривационных условиях, потерявшего базис­ное доверие к миру (список потерь можно продолжить до бесконеч­ности), нуждается в хорошо отлаженной системе социальной и психологической помощи.

Информация предоставлена отделом социальной политики, защиты прав и профилактики правонарушений несовершеннолетних администрации Пудожского муниципального района.

Использованы ресурсы: монография В.Н. Ослон «Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья».

Связаться с нами 186150, г. Пудож, ул. Ленина 90 (81452) 5-17-33 (Приемная) (81452) 5-10-69 pudogadm@pudogadm.ru

Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ / СЕМЕЙНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) / ПАТРОНАТНАЯ СЕМЬЯ / RECEPTION PARENTS / FAMILY-LEGAL RESPONSIBILITY / ADOPTION (ADOPTION) / ПАТРОНАТНАЯ A FAMILY / A FOSTER HOME / GUARDIANSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никифоров Б. С.

Анализ российского законодательства, а именно семейного законодательства, позволяет сделать вывод, что государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды. Автор раскрывает проблему приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. На основании этого сделан вывод о том, что существует много факторов, тормозящих развитие института приемной семьи , например: недостаточная государственная поддержка этого социального института

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Никифоров Б. С.

Психолого-педагогическая готовность принимающих родителей к появлению нового члена в приемных семьях (на примере Липецкой области)

FOSTER HOME PROBLEMS AS FORMS OF FAMILY EDUCATION OF CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

The analysis of the Russian legislation, namely the family legislation allows to draw a conclusion that the state is obliged to provide social protection of the child deprived of the family environment. The author opens a foster home problem as forms of family education of children without parental support. On the basis of it has drawn a conclusion that there are many factors, braking development of institute of a foster home , for example: insufficient state support of this social institute

Текст научной работы на тему «Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»

ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ КАК ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Аннотация. Анализ российского законодательства, а именно семейного законодательства, позволяет сделать вывод, что государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды. Автор раскрывает проблему приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. На основании этого сделан вывод о том, что существует много факторов, тормозящих развитие института приемной семьи, например: недостаточная государственная поддержка этого социального института

Ключевые слова: приемная семья, опека, попечительство, приемные родители; семейно-правовая ответственность; усыновление (удочерение); патронатная семья.

FOSTER HOME PROBLEMS AS FORMS OF FAMILY EDUCATION OF CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

Annotation. The analysis of the Russian legislation, namely the family legislation allows to draw a conclusion that the state is obliged to provide social protection of the child deprived of the family environment. The author opens a foster home problem as forms of family education of children without parental support. On the basis of it has drawn a conclusion that there are many factors, braking development of institute of a foster home, for example: insufficient state support of this social institute

Key words: a foster home, guardianship, guardianship, reception parents; family-legal responsibility; adoption (adoption); патронатная a family.

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот торой обеспечиваются условия жизни, равные с и детей, оставшихся без попечения родителей, се- условиями жизни родных детей». годня не только не утратила своей актуальности, но К сожалению, не все нуждающиеся дети могут и приобрела особую остроту. В России существует быть усыновлены (удочерены). Практика показы-феномен социального сиротства. 90% детей, попав- вает, что больше шансов на усыновление (удоче-ших в трудную жизненную ситуацию, — социаль- рение) у здоровых детей раннего возраста. Больные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях. ные дети и дети, перешагнувшие порог младен-

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 СК ческого возраста, остаются невостребованными и

РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемле- продолжают жить в детских домах либо усынов-

мое право жить и воспитываться в семье. Госу- ляются иностранными гражданами и навсегда по-

дарство обязано обеспечивать социальную защи- кидают Россию.

ту ребенка, лишенного семейной среды, предла- Иные индивидуальные формы семейного вос-

гая альтернативу в выборе для него вида семейной питания — опека (попечительство), приемная и

заботы. В разделе VI СК РФ предусмотрены три патронатная семья — носят срочный характер и яв-

формы семейного воспитания таких детей: усы- ляются временным устройством детей-сирот и де-

новление (удочерение), опека (попечительство), тей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

приемная семья. Некоторые субъекты Россий- Приемная семья является возрожденной формой

ской Федерации воспользовались предоставлен- семейного воспитания детей, оставшихся без попе-

ным им правом и предусмотрели возможность пе- чения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам

редачи таких детей в патронатные семьи. Нако- и детям, оставшимся без попечения родителей, их

нец, усыновление (удочерение) — это «такая фор- право на семейное воспитание. Но законодательное

ма воспитания детей в семье усыновителя, при ко- оформление приемная семья получила только в свя-

зи с принятием Семейного кодекса РФ. Между тем в России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в чужие семьи. Такое устройство называлось патронатом. В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспитатель получал определенное вознаграждение. После Октябрьской революции семейный патронат не получил государственного признания и перестал существовать.

В конце 80-х годов прошлого века возникла идея создания детских домов семейного типа. Детские дома семейного типа имели некоторые признаки патроната. В их основу был положен принцип семейного воспитания. Представляется, что именно они стали прообразом современной приемной семьи.

Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой, — имеет только ей присущие особенности.

Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.

Читать статью  Православие - 14. мужчина и женщина, брак, семья

Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения, как с взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.

В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.

Свой дом и нормальные условия жизни для ребенка могут создать приемные родители. В приемной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой поскольку граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд заработную плату, которая может быть единственным источником их существования.

Цель приемной семьи — создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей, и тем самым, имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако, прекращение правовых отношений между приемными родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не получают, что представляется неправильным.

В положении об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешить временно (до одного года) бесплатное проживание и питание в учреждении своим воспитанникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения1.

Приемным же родителям даже такого права не дано. Однако они продолжают делить со своими воспитанниками и хлеб, и кров. Между ними практически складываются родственные отношения и препятствовать этому было бы неправильно. Поэтому следует узаконить эти отношения, предусмотреть права и обязанности уже взрослых приемных детей и престарелых приемных родителей. Необходимо было бы предусмотреть при определенных условиях обязанность бывших приемных детей содержать нетрудоспособных и нуждающихся приемных родителей, если бывший воспитанник в состоянии оказывать материальную помощь.

Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в приемной семье имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, вырастает трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и помогать другим, т.е. полноценным гражданином. При этом содержание такого ребенка обходится гораздо дешевле, чем содержание детей в государственных детских учреждениях, так как приемные родители выполняют функции многочисленного обслуживающего персонала таких учреждений.

Увеличение приемных семей в какой-то мере способствует решению такой социальной проблемы, как безработица. К сожалению, приемные семьи не получили широкого распространения. Минобразования России отмечает, что, как показывает практика, для функционирования приемной семьи недостаточно только придания ей правового статуса2. На примере этих семей, впервые решивших стать приемными, можно убедиться, что успех (или неуспех) подобного начинания зависит от позитивного общественного мнения и поддержки органами местного самоуправления и органами исполнительной власти семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от предоставления им соответствующих льгот и преимуществ.

Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и другие факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых,

это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации.

Недостаточное использование приемной семьи на практике в немалой степени связано с недостаточной государственной поддержкой этого социального института.

Государственная поддержка приемной семьи должна выражаться, прежде всего, в предоставлении материальной помощи лицам, взявшим на себя заботу о ребенке. Однако, например, размер оплаты труда, приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, зависят от числа взятых на воспитание детей, что устанавливается законом субъекта РФ3, на территории которого создана приемная семья. Это тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать сегодня своевременное и достаточное финансирование приемной семьи. Думается, что должно быть федеральное финансирование таких семей. Целесообразно установить гарантированный минимум оплаты труда приемных родителей, для чего следовало бы внести изменения в п. 2 ст. 152 СК РФ, изложив его в следующей реакции: «Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются в порядке и размере, определенных Правительством РФ. Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительный размер оплаты труда приемных родителей и дополнительные льготы приемным семьям за счет средств бюджетов субъектов РФ».

1 П. 35 Типового положения «об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

2 Письмо Минобразования России от 22 мая 2002 г. «О проблемах приемных семей детских домов семейного типа»

Проблемы приемных семей и пути их решения

Одним из важнейших направлений повышения эффективности социальной политики в области поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является развитие семейных форм устройства детей. В средствах массовой информации стали активно пропагандироваться и популяризоваться такие формы. Семейные формы устройства детей-сирот обеспечивают наиболее благоприятные условия для комплексного развития и жизнедеятельности последних.

Бесспорно, семья является наиболее благополучной средой для развития здоровой личности, обладает особой психологической атмосферой любви и уважения, поддержки и понимания. Именно семья приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам. Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей представляют определенную группу, которая не способна без помощи и поддержки государства, социальных институтов, важным из которых является приемная семья адаптироваться в современном обществе.

Действительно если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, необходима система замещающих семей, в которых дети, оставшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все её культурные ценности, семейные традиции, чтобы, став взрослыми, создать собственные семьи по образу и подобию своей замещающей семьи.

В настоящее время создана и законодательно закреплена целостная система защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется рядом Международных и Федеральных законодательных актов. Основными из них являются Конституция РФ (ст.38, 39), Конвенция ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989г. Ст. 20, 21, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 «Об опеке и попечительстве» и другие законодательные акты [1].

С 1 сентября 2008 г. вступил в силу новый Закон «Об опеке и попечительстве», который впервые в России охватывает все вопросы опеки и попечительства. Ранее они содержались в различных законодательных актах и регламентировались Семейным, Гражданским и другими правовыми актами.

«Замещающие семьи» — не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных семей, детских домов семейного типа.

Читать статью  7 советов, как построить нормальные отношения между взрослыми детьми и их пожилыми родителями

Сегодня в российское пространство входит термин «профессиональная замещающая семья», хотя его общепринятого определения нет не только в законодательстве, но и в экспертной среде. В работах В.Н. Ослон под профессиональной замещающей семьёй понимается семья, «где один или оба родителя получают зарплату за воспитание детей» [3]. Другие авторы считают, что все формы семейного устройства детей, отличные от опеки и усыновления, можно считать профессиональными замещающими семьями (Давлатова, 2013).

Иногда авторы статей вообще не считают нужным определять данный термин. Косвенно упоминаются такие признаки профессиональных замещающих семей, как необходимость получения специальной подготовки и право на профессиональное сопровождение/

Становлению института профессиональных замещающих семей, по мнению экспертов [7], мешают следующие обстоятельства:

1) отсутствие стандартов организации подготовки профессиональных замещающих семей, отсутствие научно обоснованной системы социальной и психологической помощи таким семьям;

2) сложность подготовки профессиональных родителей;

3) низкий уровень психологической готовности потенциальных замещающих родителей;

4) отсутствие федеральных программ и адекватного уровня финансирования;

5) отсутствие стандартов организации и функционирования служб сопровождения профессиональных замещающих семей.

Как показало изучение международного опыта, профессиональные приёмные семьи существуют не во всех странах, а существующие отличаются большим разнообразием.

На территории Еврейской автономной области, как и по всей территории Российской Федерации особую популярность имеют следующие формы устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — это опека и попечительство, приёмная семья и усыновление (удочерение).

Опека и попечительство- семейная форма устройства детей, оставшихся без попечительства родителей, когда ребенок передается на воспитание иному лицу с правами близкими к родительскими. Государство выплачивает опекуну средства на содержание ребенка. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок считается воспитуемым, родственные права и обязанности не возникают, права опекуна прекращаются по исполнению 18 лет ребенку. Опекун выполняет свои обязанности безвозмездно.

Приемная семья- семейная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемая на основе договора, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Ранее до 2008 года была самостоятельной формой, теперь это разновидность опеки, отличающаяся тем, что опекуны выполняют свои обязанности за вознаграждение. Приемная семья это разновидность опеки, при которой по сути семья выполняет социальный заказ органов опеки и попечительства по воспитанию ребёнка.

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наделяющее приемного ребенка всеми правами, имеющимися у кровных детей. Решение по усыновлению принимается судом, после вступления его в силу ребенку можно дать новое имя и дату рождения. Тайна усыновления охраняется государством [2] .

Гостевой период- не является формой устройства ребенка в семью, но может быть полезен, как этап подготовки ребенка и принимающей семьи к переходу на «настоящую» замещающую семью.

Семья предоставляет ребёнку не только оптимальные возможности для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь. Ребёнок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями.

Замещающими родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребёнка.

На воспитание под опеку, в приёмную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:

дети, родители которых умерли;

дети, родители которых неизвестны;

дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими;

дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы, находящиеся в детских интернатных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях[2].

Количество приёмных детей зависит от формы устройства ребёнка. Это может быть 1—8 детей в случае установления опеки или создания приёмной семьи. Однако общее число детей в такой семье, включая родных и усыновлённых, как правило, не должно превышать 8 человек. Законодательство не ограничивает количество детей для усыновления, но оно обусловлено материальными возможностями семьи.

Необходимо отметить, что массовая практика передачи детей в замещающие семьи имеет наряду с позитивными сторонами и ряд негативных последствий.

Интеграция ребенка-сироты из детского дома в замещающую семью порождает множество проблем. К таковым, например, относятся качество мониторинга жизни детей в новом для них семейном ок-
ружении; последствия материального стимулирования и поддержки различных форм семейного устройства; проблема «отказов» от детей в кровных семьях и «возвратов» детей из замещающих семей в интернатные учреждения, а также сохранение значительного уровня институционализации вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Многим детям-сиротам необходима не просто семья, а родители, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество, родители, специально подготовленные к работе с ребенком, имеющим депривационные нарушения развития. Потребностям данного ребенка наиболее адекватно отвечает замещающая семья, ориентированная на длительный прием. Анализ проблем, с которыми сталкиваются замещающие семьи, показывает, что для успешного их преодоления и принятия ребенка со всеми присущими ему особенностями и недостатками замещающих родителей необходимо специально готовить. В связи с этим и разрабатываются разнообразные программы подготовки граждан, желающих взять ребенка на воспитание.

В настоящее время в соответствии с Приказом № 623 Министерства образования и науки России от 20 августа 2012 г. обучение приемных родителей является обязательным, что позволяет снять многие проблемы, с которыми сталкиваются замещающие семьи в адаптационном периоде. Оно является важным начальным этапом системы сопровождения замещающей семьи.

Специалистами ОГБУ «Центр социально – психологической помощи семье и молодёжи» г. Биробиджан разработана программа по подготовке кандидатов в замещающие родители. Данная программа позволяет каждой семье взглянуть на внутрисемейные отношения, оценить собственную готовность принять ребенка в семью, сформировать адекватное представление о ребенке, лишенном родительского попечения, получить квалифицированную помощь, совет и поддержку специалистов.

На 1 января 2015 года в Еврейской автономной области в замещающих семьях живут 1057детей: в семьях опекунов – 675 детей, в приемных семьях – 382 ребенка, усыновлены 43 ребёнка.

Количество детей, состоящих на учете в региональном банке данных, постоянно сокращается. На этот же период на учете состоит 508 детей, оставшихся без попечения родителей.

К сожалению, существует проблема возврата детей из замещающих семей. Это трагедия в их судьбах. В 2013 году отменено 19 решений, в 2014году – 12. Сократилось количество возвратов на 35%.

Чаще всего причинами возврата являются: недостаточная правовая и психолого-педагогическая подготовленность будущих родителей к проблемам воспитания приемного ребенка, а также их личностные особенности.

Одним из путей улучшения сложившейся ситуации в этой сфере является качественная подготовка потенциальных замещающих родителей. В Биробиждане функционирует одна школа приемных родителей, в которых подготовлено за два с половиной года более 220 человек.

Главной целью подготовки является оказание потенциальным родителям психолого-педагогической помощи, которая позволит обеспечить максимально комфортное протекание периода адаптации ребенка в замещающей семье. Министерством образования и науки РФ только в мае 2011 года утверждена примерная программа подготовки граждан. Она рассчитана на 80 часов, в ней определены требования к уровню подготовки и итоговая аттестация.

Кроме того, при Управлении органов опеки и попечительства в 2014 году организован родительский клуб для приёмных родителей с целью оказания опосредованной помощи семьям с приёмными детьми и обмена опыта воспитания детей в условиях замещающих семей.

Анализ сегодняшней ситуации показывает, что в области оказывают услуги по сопровождению семей учреждения разных ведомств. Муниципалитеты по вопросу сопровождения замещающих семей сотрудничают с 14 организациями.

Школа приемных родителей, созданная в Биробиджане на базе ОГБУ «Центр социально психологической помощи семье и молодёжи», сегодня готова принять будущих замещающих родителей на обучение, согласно запросу.

Наличие в России и в частности в Еврейской автономной области, многочисленной и постоянно пополняемой социальной группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует полноценной и эффективно функционирующей системы их устройства и воспитания. Развитие различных форм семейного устройства является залогом деинституционализации и нуждается в активной поддержке и стимулировании. В то же время необходимо сохранять разнообразие форм и соблюдать определенный баланс между ними.

Предпосылкой эффективного функционирования системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать профессионально грамотное сопровождение всех замещающих семей, обязательное для приемных семей и основанное на заявительном принципе для семей опекунов и усыновителей.

Источник https://pudogadm.ru/sotsialnaya_politika/1333441109/6078390989/1424284871/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-priemnoy-semi-kak-formy-semeynogo-vospitaniya-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley

Источник https://molodezh79.ru/item/4127-zameschauyschie-semiyi-problemiy-i-perspektiviy