Проблемы неполных семей и пути их решения

26 июля, 2022 0 Автор ewermind

 

Пути решения социально-педагогических проблем неполной семьи

Современная ситуация в Российской Федерации (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострила проблемы семьи, которые приобретают все большую актуальность.

Российская семья отличается своей нестабильностью, развитием процессов кризисных явлений в семье, увлечением числа конфликтных семей, следствием чего является развод родителей. Все это искажает условия ранней социализации детей, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, и способствует возникновению проблем взаимоотношений детей с социальным окружением.

В стране наблюдается тенденция роста смертности населения, сокращения количества браков и среднего числа детей в семье. Сегодня российская семья выглядит удручающе, так как каждая третья семья является неполной. Разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что наряду с экономическими факторами активизировало процесс распада семьи. По статистике, каждый второй брак распадается, а Россия является одной из лидирующих стран по количеству разводов. Это подтверждают данные Демографического Ежегодника Организации Объединенных Наций. Существует еще ряд причин, в силу которых образуется неполная семья : рождение ребенка все брака, смерть одного из супругов, усыновление либо установление опеки над ребенком одним родителем. Неполная семья – это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [1, с. 124]. Неполные семьи находятся в зоне социального риска, так как их функционирование осложнено. В связи с этим данный тип семей сталкивается с рядом специфических трудностей и проблем социально-экономического, медико-социального, социально-демографического, социально-психологического, психолого-педагогического характера, последствия которых бывают достаточно серьезны. Ухудшение психологического климата в обществе, связанное с ростом преступности, алкоголизма, наркомании ведет к тому, что неполная семья перестает быть психологическим убежищем от общественных катаклизмов. Серьезные материальные трудности, испытываемые неполными семьями, влекут за собой нарушение эмоциональной сферы ребенка, психологическую напряженность родителей, появление у ее членов вредных привычек и их асоциальное поведение. Неполная семья зачастую не справляется с воспитательной функцией, так как взрослому не хватает сил, времени, знаний и возможностей для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка. Проблема социализации личности в таких семьях является одной из самых острых и социально значимых, требующих пристального внимания. Неполная семья – одна из категорий семей, наиболее нуждающихся в социально-педагогической помощи. Даже осознавая себя источником многих проблем и трудностей, родитель не всегда способен один самостоятельно с ними справиться. Эффективную помощь неполной семье в решении проблем воспитания ребенка и успешной его социализации может оказать специалист образовательного учреждения – социальный педагог.

Рассмотрим опыт социально-педагогической деятельности по решению проблем неполных семей в МДОУ «Детский сад № 219 «Колокольчик» г. Саратова. В организации социально-педагогической деятельности ДОУ участвуют старший воспитатель и инспектор по охране прав детства, который выполняет функции социального педагога. Инспектор по охране прав детства ежегодно в начале учебного года проводит анализ семей по социальным группам и составляет социальный паспорт ДОУ. Оказание социально-педагогической помощи неполной семье начинается с ее изучения и диагностики проблем. Все полученные данные о неполной семье позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с ней. Работу, проводимую с неполной семьей в МДОУ «Детский сад № 219 «Колокольчик», можно представить в виде таблицы.

Работа с неполной семьей

Работа с родителями Работа с детьми

Заполнение социальных карт с целью выявления трудностей семейного воспитания

Анализ и корректировка работы

Обучение практическим умениям

Вовлечение в образовательный процесс Наблюдение за играми, продуктивной деятельностью с целью выявления взаимоотношений между детьми и родителями

Анализ и корректировка работы

Специально организованное обучение

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность детей

В результате работы с личными делами детей, бесед с родителями, детьми, наблюдений за их общением друг с другом, посещения семей воспитанников на дому, анкетирования родителей по теме «Наказания в воспитании» специалистами выявлены проблемы, с которыми сталкиваются неполные семьи : трудности семейного воспитания; агрессия детей; нежелание отца после развода с матерью участвовать в воспитании детей; материальные трудности; обделенность вниманием детей от первого брака при рождении других от повторного брака; эмоционально-психологическая неустойчивость членов семьи; занятость на работе либо озабоченность проблемами карьеры и как следствие безнадзорность детей; применение родителями физических наказаний в воспитании детей.

Проводя работу с детьми из неполных семей, обнаружили, что у большинства из них не сформировано понятие «семья»; у многих наблюдается высокая тревожность и агрессивное поведение, низкий уровень эмоционально-волевой сферы, нарушение контактов и общения со сверстниками. Исходя из этого, старшим воспитателем и инспектором по охране прав детства были выдвинуты следующие задачи работы с детьми из неполных семей :

1. Формировать понятие «семья»;

2. Вырабатывать потребность радовать близких добрыми делами, заботливым отношением;

3. Развивать навыки взаимодействия с членами семьи;

4. Воспитывать уважение к жизненному опыту, ласковое и чуткое отношение к близким. Для решения поставленных задач воспитатели и специалисты ДОУ в группах создали предметно-развивающую среду: уголок «семья» — зона сюжетно-ролевой игры; дидактические и творческие игры; цикл картин «Семья»; семейные альбомы; книги по теме; и обеспечили свободный доступ ко всем предметам.

Реализация задач работы с детьми из неполных семей в ДОУ № 219 проходит в ходе специально организованного обучения: занятий познавательного цикла; экскурсий на места работы специалистов и сотрудников ДОУ; продуктивных занятий; музыкальных занятий, а также при сотрудничестве с психологом школы № 18 г. Саратова. Совместная игровая деятельность с детьми складывается из бесед о семье, составления и рассматривания «генеалогического древа» и «герба» семьи; рассматривания картин художников серии «Семья»; чтения художественной литературы, пословиц и поговорок; заучивания стихов; подвижных, творческих и дидактических игр; психогимнастики; праздников и досуга. Практическая работа с неполной семьей всех специалистов ДОУ является длительной и систематичной, требующей тщательной подготовки.

Как основа сплочения семьи, преодоления ее кризиса и налаживания детско-родительских отношений был выбран метод проектной деятельности. Цель проекта «Ребенок и семья» — воспитание уважения к близким людям, развитие способности к взаимодействию, сотрудничеству. Центром идеальной модели проекта выступает формула

Неполная семья :

В ходе реализации проекта было организовано детско-взрослое сообщество (дети – специалисты и воспитатели – родители, где учитываются интересы и склонности, особенности каждого, а также их права. Проект является длительным и рассчитан на три года. В каждой группе решаются свои задачи.

В средней группе основным направлением стала работа с альбомами и фотографиями по темам:

Вместе дружная семья.

Увлечения семьи.

Выходной день моей семьи.

Дети познакомились с индивидуальными особенностями семей, их традициями. Затем были составлены рассказы на основе личного опыта. Устраивались совместные развлечения спортивного содержания «Мы – дружная семья».

На родительском собрании родители делились опытом воспитания детей, совместного проведения выходных и праздничных дней; традициями семьи.

В старшей группе стояла задача – познакомить с родословной семьи. Было проведено мероприятие познавательного характера «Генеалогическое древо. Герб нашей семьи», оформлен семейный альбом «Любимое место отдыха моей семьи». С родителями были проведены беседы «Посеешь привычку – пожнешь характер», «Как знакомить ребенка с историей семьи. Инспектор по охране прав детства познакомил детей и родителей со статьями документа «Конвенция о правах ребенка». Общими усилиями членов неполной семьи было выполнено домашнее задание по теме «Происхождение фамилии». Совместно с родителями были подготовлены спектакли, фольклорные праздники «Посиделки», «Масленица», «Троица», которые способствуют не только взаимодействию детского сада и семьи, но и повышают уровень этнокультурной компетенции и родителей, и детей.

Таким образом, проектная модель позволяет удовлетворять потребность общества в активной творчески развивающейся личности, а также способствует воспитанию уважения членов семьи, формирует понятие «семья» у детей, способствует выработке гражданско-патриотических чувств, сплачивает членов семьи.

Читать статью  Елена ждакаева тропинка к счастливой семье

Важнейшей составляющей социально-педагогической деятельности является привлечение родителей к участию в жизни малыша не только дома, но и в детском саду, так как это помогает преодолевать авторитаризм и видеть мир глазами ребенка; относиться к ребенку как к равному; узнавать сильные и слабые его стороны; проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей; устанавливать доверительные отношения с ребенком.

В основе взаимодействия лежит сотрудничество с родителями, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, взаимодействие сторон, учет индивидуальных возможностей и способностей семьи и ДОУ. При этом оказание комплексной социально-педагогической помощи носит адресный характер и основывается на индивидуальном подходе.

Анализ показал, что у родителей возрос интерес к работе детского сада и сотрудничеству по воспитанию детей: увеличилось количество обращений в «шкатулку вопросов», индивидуальных консультаций и бесед со специалистами ДОУ; возросло количество неполных семей, посещающих мероприятия, проводимые детским садом (выставки детских работ, встречи, родительские собрания, дни открытых дверей и т. д.).

Таким образом, результаты работе не сиюминутны, они отсрочены во времени и их сложно измерить. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их участие в процессе жизнедеятельности детей в ДОУ важно и нужно не потому, что этого хочет воспитатель или специалист, а потому что это необходимо для полноценного развития их собственного ребенка.

Пути решения проблем неполных семей существуют, но они требуют внимания со стороны всех специалистов ДОУ. Поиск позитивных ресурсов внутри семьи – это оптимальный способ гармонизации внутрисемейных отношений и взаимоотношений с социальным окружением. Правильно выработанная стратегия и четко спланированная организация социально-педагогической работы с детьми из неполных семей позволяют на ранних стадиях корректировать социальное развитие личности и предупреждать дезадаптацию ребенка.

1. Дружинин В. П. Психология семьи. – М. : Издат. центр «Академия», 2005.

Социальный педагог как субъект решения современных проблем социально-педагогической деятельности Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде (инклюзивное образование-проблемы и пути решения) Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения»

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Консультация для родителей «Ребенок без проблем» Рождение ребенка — всегда чудо и огромное счастье. С появлением ребенка кардинально меняется образ жизни родителей, появляется много забот.

Консультация психолога «Восприятие своего положения в неполной семье детьми дошкольного возраста» Ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования.

Педагогический совет «Речевое развитие: проблемы, пути решения» Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения». Цель: совершенствовать работу в учреждении по речевому развитию.

Семинар «Воспитание ребенка в неполной семье» СЕМИНАР Тема: «Воспитание ребенка в неполной семье» Педагог-психолог МБДОУ д /с №7 Коурова Е. А. г. Вязьма Содержание.

Создание эффективных педагогических условий в ДОУ для социально-личностного развития воспитанников. Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия.

Теоретическое обоснование использование мелкой моторики, как одной из проблем психоречевого развития ребенка Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий.

Тревожность младших школьников в учебном процессе как одна из проблем их эмоционально-личностного развития Согласно исследованиям различных авторов, в настоящее время растет число детей, с повышенным беспокойством, тревожностью, неуверенностью,.

Проблемы неполных семей и пути их решения

Неполная семья как объект изучения социальной работы, имеет свои характеристики.

Л.К. Рашитова выделяет следующие источники формирования неполных семей [27]. Первый и наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Среди наиболее распространенных причин разводов сегодня чаще всего фигурируют такие, как отсутствие общих взглядов и интересов, несходство характеров, супружеская неверность, алкоголизм.

Еще одной причиной для образования неполной семьи является рождение ребенка вне брака. Такие семьи называются «внебрачными». Число внебрачных семей с каждым годом растет. Отчасти это можно объяснить ослаблением внешнего давления моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям.

Формированию неполных семей в значительной мере способствует также наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (военные действия, производственные травмы и т.п.) [см.: 13].

Таким образом, неполные семьи можно классифицировать по различным признакам: [см.: 6, с. 75]

— неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;

— неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей;

— неполные семьи по причине смерти одного из родителей;

— прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают ситуации, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки — пенсионеры.

Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Как отмечает социолог И.Е. Калабихина [37], преобладающее число неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей.

Так как чаще всего главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка.

В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина-мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно — психическом развитии, а тем более дети-инвалиды. Если ребенок-инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирование поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Стоит полагать, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Точку зрения о непрямом влиянии на воспитательный результат фактора «отсутствия отца» поддерживает и отечественный ученый-педиатр Е.В. Андрюшина [37]. По ее словам, дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя.

Читать статью  Статья 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (действующая редакция)

В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляется отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль за ребенком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина — чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания.

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращение к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.

Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует.

Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя поло-ролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное поло-ролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неадекватная поло-ролевая социализация.

Таким образом, с каждым годом число неполных семей возрастает. С точки зрения экономической безопасности государства, распространение неполных семей влечет за собой дополнительную финансовую нагрузку, поскольку значительная часть неполных семей на практике оказывается малообеспеченными и нуждающимися в мерах материальной поддержки. Существуют и другие проблемные аспекты, в частности, значительная доля асоциальных неполных семей, слабая защищенность одиноких матерей на рынке труда, теоретически более низкий воспитательный потенциал семьи с одним родителем и т.д.

С другой стороны, в современных условиях демографического спада рождение каждого ребенка является несомненным благом для будущего государства и общества. Сегодня российское общество стареет. К началу 2020 года численность населения, по данным Росстата, составит 136,2 млн. человек, что на 7,3 млн. меньше, чем в 2005 году; численность трудоспособного населения — сократится на 13,6 млн. человек. По мнению председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина, это может нанести серьезный удар не только по экономике, но и создаст опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире [см.: 39, с. 1- 6].

Неполная семья имеет множество проблем, которые предстоит решать. Для решения проблем неполной семьи в государстве создана сеть социальных учреждений, разрабатываются различные программы по защите семьи. Об этом мы расскажем во второй главе данной работы.

Проблемы неполных семей – помощь психолога

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Николаевич Толстой. Именно это изречение вспоминается при анализе неблагополучных семей. Но если рассматривать не все неблагополучные семьи, а только одну подгруппу, например, неполные семьи, то можно выделить общие проблемы для каждой семьи. К слову, неполная семья необязательно становится неблагополучной, но обо всем по порядку.

Что такое неполная семья

Неполная семья – нуклеарная семья, которая состоит из одного родителя и детей. В России неполная семья чаще состоит из матери и детей. Семьи становятся неполными по двум причинам:

    ;
  • смерть одного из супругов.

Социологи и психологи выделяют третий фактор – рождение ребенка вне брака. По сути, до родов семьи не было, потому сложно назвать это причиной, скорее предпосылка. Но специалисты ставят ее на второе место по влиятельности (первое – разводы). Особое место среди внебрачной рождаемости отведено родам несовершеннолетних матерей.

Еще одна значимая предпосылка возникновения неполных семей – рождение детей «для себя», что вызвано эмансипацией женщин.

Неполные семьи отличаются по типу отношений, всего их четыре:

  1. Мать не говорит об отце, делает вид, что его никогда и не было.
  2. Мать старается обесценить отца, выставить в плохом свете в глазах детей.
  3. Мать говорит об отце как об обычном человеке со своими достоинствами и недостатками.
  4. Если отец не ушел, а погиб, то чаще встречается идеализация его образа.

Лучший вариант – рассказать детям все как было, как есть. Не нужно навязывать им свое отношение к ушедшему супругу, свое видение и понимание ситуации. Дети вырастут и сами сделают выводы.

Не так давно западные ученые ввели новый термин – бинуклеарная семья. Так называют союзы, которые распались как брак, но сохранились как семья. То есть супруги поддерживают между собой нормальные отношения, один из них хочет видеться с детьми, а другой позволяет это делать в любое время. Специалисты считают, что такие семьи неполными являются только формально.

Хочу продолжить теорию ученых и отметить, что у нас встречаются формально полные семьи, но неполные и неблагополучные фактически, внутри семьи. Потому деление семей получается условным, как и связь состава семьи с проблемами, которые мы рассмотрим дальше.

Проблемы неполных семей

Неполные семьи сталкиваются со следующими трудностями:

  • Малообеспеченность. Один источник дохода или пособие по уходу за ребенком и другие государственные выплаты (зависит от ситуации) не всегда могут удовлетворить даже первичные нужды всех членов семьи.
  • Проблемы с трудоустройством. Этот пункт во многом зависит от возраста ребенка, но, как правило, родителю нужна работа рядом с домом, высокой оплатой труда, гибким графиком, без ночных смен и командировок.
  • Детская безнадзорность. Найти работу, соответствующую такому описанию непросто, из чего вытекает третья проблема неполных семей – безнадзорность детей.
  • Чувство неполноценности, угнетенности у детей и родителя. со стороны сверстников в школе, детском саду, на улице.
  • Чувство вины у родителя, которое превращается в гиперопеку. И чувство вины у детей, если они видят в себе причину распада семьи.
Читать статью  Что такое счастье семьи и как его достичь

Таким образом, неполные семьи сталкиваются с социально-экономическими и психолого-педагогическими проблемами. Ситуация усугубляется еще больше, если у кого-то из членов семьи есть проблемы со здоровьем или инвалидность.

Проблемы неполных семей можно рассматривать не только обобщенно, но и отдельно с точки зрения развития детей и с позиции родителя.

Личные проблемы родителя

характеристика семьи

Если другой родитель не участвует в жизни ребенка, то родителю, живущему с детьми, приходится играть роль и матери, и отца. Быть одновременно заботливым, но требовательным, мягким, но строгим. Обычно за дисциплину и подчинение авторитету отвечает отец, а за нежность, заботу и ласку – мать. В неполной семье все ложится на плечи одного человека.

Усталость, раздражение, эмоциональные перепады, давление общества мешают матери. Из-за непростых условий даже благие воспитательные намерения иногда вредят детям. Или мать не может воспитывать детей так, как она бы этого хотела, как должна в своем понимании.

Все это предпосылки депрессии, нервного срыва, невроза, расстройства. Нельзя растворяться в детях или работе, нужно уделять время себе, найти группу поддержки.

Дети из неполных семей

Каждая пятая российская семья с несовершеннолетними детьми является неполной. Дети страдают от последствий воспитания в неполной семье:

  • проблемы с полоролевой идентификацией;
  • девиации;
  • трудности в отношениях с мачехой или отчимом;
  • проблемы со здоровьем.

Полоролевая идентификация

Главная проблема детей из неполных семей – трудности в полоролевой идентификации и сексуальной ориентации. Отношения родителей – образец отношений мужчины и женщины. В будущем в собственных отношениях дети ориентируются на этот пример.

У детей из неполных семей наблюдается скудный набор представлений о поведении мужчины и женщины в той или иной ситуации. Из-за этого в их семьях возникают противоречия, недопонимание, конфликты, разлады и разводы.

На развитие женственности у девочек и мужества у мальчиков влияют первые пять лет жизни ребенка. Чем дольше в этот период не было ролевого образца (необязательно наличие родного отца или матери), тем хуже последствия.

Чаще неполные семьи состоят из матери и детей. Давайте рассмотрим последствия воспитания без мужского примера.

Девушки страдают от неуверенности в отношениях с мужчинами, становятся жертвами, попадают в зависимости или ведут беспорядочную сексуальную жизнь. Американский психолог Мэвис Хетерингтон, посвятивший всю карьеру изучению неполных семей, в одном из исследований определил, что девочки, чей отец погиб, ведут себя сдержанно с мужчинами, избегают контакта. Девушки, чей отец ушел из семьи, наоборот предрасположены к контакту, флирту, общению.

Что характерно для мальчиков:

  • преобладание женских черт;
  • агрессивность;
  • склонность к зависимостям;
  • нарочитая мужественность, агрессия и жесткость как форма гиперкомпенсации.

Мальчики с тремя первыми признаками нередко становятся жертвами издевательств. Мальчики с реакцией гиперкомпенсации становятся агрессорами, хулиганами, девиантами. Из-за отсутствия примера они решают действовать от противного или выбирают другие образцы мужского поведения, к сожалению, часто негативные.

Заметны и личностные психофизиологические изменения. Психологи из Лейпцигского университета провели исследование среди взрослых мужчин и женщин, выросших в неполных семьях. Вот что удалось выяснить:

  • Мужчины страдают от повышенной усталости, недоверия к миру, депрессивных расстройств.
  • У женщин наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания, слабость, нервное истощение.

Как мужчины, так и женщины подвержены стрессу, неврозам. У них наблюдается слабый самоконтроль, склонность к зависимостям, самоубийствам и смертям от передозировки.

Девиантное поведение

неблагополучная семья

Нарушение школьной дисциплины, драки, зависимости, бродяжничество – примеры девиаций у детей из неполных семей. У девочек чаще наблюдается алкогольная зависимость и сексуальная распущенность, а у мальчиков – преступное поведение, алкоголизм. Подробнее об этом читайте в статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

«Новый папа» или «новая мама»

Третья по популярности детская проблема – взаимоотношения с «новым папой», «новой мамой» или периодически приходящими и уходящими личностями. Это тема для другого разговора, но в рамках нашей статьи стоит отметить, что последствия могут быть разными: от благополучных, когда семья становится полной, до неблагополучных последствий типа конфликтов, скандалов, насилия, жестокости.

Проблемы со здоровьем

Педиатры отмечают, что дети из неполных семей чаще страдают острыми и хроническими заболеваниями. К причинам врачи относят стресс на фоне распада семьи и ненадлежащий уход матери за ребенком, невнимательность (возможно, обусловленная занятостью). В неполных семьях чаще наблюдаются плохие санитарно-гигиенические условия, бытовая неустроенность, вредные привычки и самолечение.

Поддержка неполных семей

Поддержка неполных семей должна быть комплексной:

  • помощь службы занятости в трудоустройстве родителя;
  • помощь медицинских учреждений в обеспечении профилактических осмотров, патронажа;
  • помощь образовательных организаций в предоставлении льгот на питание, обучение;
  • помощь социальной службы и юристов в оформлении документов, получении пенсий, пособий, алиментов;
  • общение с другими неполными семьями, обмен опытом, поддержка, совместный отдых, взаимопомощь.

Большая роль отводится активности самой семьи. Нужно знать свои права, ознакомиться с нормативно-правовой базой, обратиться в социальную службу. Базовая поддержка неполных семей есть в каждом городе, для этого не нужно посещать платные консультации психолога или другого специалиста. А между тем принятие и подтверждение статуса неполной семьи, отстаивание прав может решить ряд проблем. Достаточно обратиться к социальным работникам, описать проблемы и трудности, попросить помощи – они направят, скоординируют.

Что касается психологической поддержки, то нужно обязательно найти единомышленников, людей с подобной ситуацией. Это нужно не только для общения и совместного досуга, но и для обмена опытом, а также взаимной помощи: посидеть с ребенком, отвезти детей в школу, встретить из школы. Если дети ходят в одно учебное заведение, то можно договориться с другими родителями и по очереди провожать детей (зависит от рабочего графика каждого родителя).

Что еще важно учесть родителям из неполных семей:

  • По возможности сохранить полноценное общение ребенка с обоими родителями.
  • По возможности поддерживать хорошие отношения с супругом. Ученые доказали, что конфликты между родителями негативно сказываются на состоянии ребенка, даже если тот может видеться с другим родителем. Ссоры бывших супругов нейтрализуют положительно влияние общения ребенка и родителя.
  • Поощрять детскую самостоятельность и инициативу, не привязывать детей к себе.
  • Не «отыгрываться» на детях, создавая из них идеального мужчину или женщину. Не проецировать на них свои отношения с супругом. Если вы видите причину развода в ребенке, или он раздражает вас тем, что очень похож на ушедшего супруга, то обратитесь к психологу. Это серьезная проблема.
  • Избегать гипер- и гипоопеки, воспитания по типу кумира семьи.

Хочу отметить, что неполный состав семьи – предпосылка, мощный фактор для возникновения проблем. Но только от родителя и других участников семьи зависит будущее.

Это особенно важно для создания будущего детей. Важно, чтобы ребенок, став взрослым, понял: прошлое не определяет его как человека, он не обязан повторять опыт родителей, он может создать счастливую полноценную семью и освоить в полной мере социальную и гендерную роль.

Трудности возникают не столько из-за ухода родителя, сколько из-за занятости второго супруга, дефицита внимания и любви, усталости оставшегося родителя, низкого социального статуса и плохого материального положения семьи. Если мать (отец) может решить финансовые вопросы, обратиться к друзьям и родным за поддержкой, уделять достаточно времени ребенку, построить новые полноценные здоровые отношения, то психолого-педагогических последствий неполной семьи можно избежать.

В то же время полная, но дисфункциональная семья, где один или оба родителя не справляются с обязанностями, играют несоответствующую роль, может стать причинной неблагополучия детей, социальных и психологических проблем в семье.

«Нет полных или неполных семей, есть семьи счастливые или несчастливые», – В. В. Леонов.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/statja-puti-reshenija-socialno-pedagogicheskih-problem-nepolnoi-semi.html

Источник https://studbooks.net/656180/sotsiologiya/harakteristika_nepolnoy_semi_problemy

Источник https://psychologist.tips/4372-problemy-nepolnyh-semej-pomoshh-psihologa.html