Социология семьи и брака

22 июля, 2022 0 Автор ewermind

 

Понятия «семья» и «брак» в социологии

Семья — очень сложное многослойное социальное образование, пронизывающее все стороны социальной структуры общества. Поэтому, какой бы стороны социальной жизни общества мы ни касались (социологии воспитания, образования, политики, права, труда или культуры), мы обязательно затрагиваем и интересы семьи.

Без анализа института семьи невозможно провести ни одно фундаментальное социологическое исследование в области социального контроля и социальной дезинтеграции, социальной мобильности, миграции и демографических изменений.

Понятия «семья» и «брак» в социологии очень тесно связаны между собой и переплетены, но не тождественны.

Брак рассматривается в социологии как социальный институт, регулирующий отношения между полами (супругами).

Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям, имуществу и обществу.

Характер брачных отношений в значительной мере влияет на количественные и качественные показатели воспроизводства населения, физическое и духовное состояние новых поколений. В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в брак, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи.

Семья — это первичная социальная группа, которая может быть основана как на браке, так и на кровном родстве, или на браке и родстве одновременно.

Брак всегда остается только социальным институтом, а семья сочетает в себе черты и социального института, и социальной группы. Будучи основана на браке, семья принимает на себя его социальную функцию (регулирование отношений между супругами). Если же семья не является супружеской, а основана только на родстве (кровнородственная семья), то она ограничивается выполнением своих собственных социальных функций, связанных с воспроизводством новых поколений людей.

В современной социологической науке семья изучается в двух аспектах: во-первых, как социальный институт; во-вторых, как первичная малая группа. На макроуровне, в качестве социального института, семья представляет собой конкретно-историческую систему взаимоотношений между противоположными полами и их детьми, проявляющихся через определенную общезначимую систему функций.

На микроуровне семья выступает как малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Родство — это совокупность людей, связанных общими предками. Наряду с кровным родством существует социальный институт «приемного родства», связанный с усыновлением и удочерением.

В традиционном обществе родство — основная форма социальной организации. В современном обществе оно перестало быть таковым, а семья не только выделилась из системы родства, но и все больше изолируется от нее. Большинство современников не знают по имени своих дальних родственников (троюродных братьев, тетушек и т.д.). Структура родства обычно изображается в виде фамильного дерева.

Ближайших родственников может быть только семь: мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын. Дальние родственники делятся на двоюродных и троюродных. Двоюродных родственников может быть не более и ни ранжируются по степени родства начиная от тещи и заканчивая племянником.

Если у вашего отца есть троюродные родственники, то фамильное дерево насчитывает от 151 до 191 человека. Каждая «ветвь» такого дерева называется позицией родства, или родственным статусом. Если учесть, что в определенной позиции, или статусе, может быть несколько человек (например, троюродные братья и т.п.), то фамильное дерево, включающее близких, двоюродных и троюродных родственников, может состоять из многих сотен людей.

Читать статью  Жизнь до брака и после брака: как меняются отношения между мужчиной и женщиной после свадьбы

В отличие от семьи родство не является реальной социальной общностью, т.е. совокупностью индивидов, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство. Родственники могут жить в разных регионах, не вступать друг с другом в постоянное взаимодействие, а иногда и не знать о существовании друг друга.

Современные родственные отношения характеризуются высокой степенью отчуждения, тогда как в первобытном обществе родственники составляли постоянно взаимодействующий, компактно проживающий коллектив людей.

Социология семьи и брака

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии — социологией семьи и брака

Соотношение между понятиями «брак» и «семья»:

  • — • возникли в разные исторические периоды;
  • • брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности;
  • • семья — более сложная система отношений, чем брак, поскольку она как правило объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
  • 0 Семья:
    • • есть «ближайшее и самое дорогое для нас отечество; пространственно — это место самых горячих связей; духовно — это место совершенного идеализма. », т. е. благодати, бескорыстия (русский философ В. В. Розанов);
    • • является важнейшим институтом социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей;
    • • развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом.
    • • ставит в центр не отдельного субъекта, а группу людей, т. е. семью;
    • • рассматривает индивида как члена семьи, ее часть;
    • • рассматривает личность в ее конкретных ролях: мужа, жены, отца, брата;
    • • видит проявление индивидуальности в выполнении внутрисемейных ролей, линиях взаимосвязей, взаимоотношений.
    • 0 Семья — неотъемлемая ячейка общества:
      • • ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи;
      • • обозримое будущее общества также не мыслится без семьи;
      • • для каждого человека семья — начало начал;
      • • понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме, семье и браке.

      «ТТЛ Классическое определение: семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

      /х Возникновение социологии семьи и ее основоположники.

      • • Ведущие отечественные исследователи: А. И. Антонов, Э. К. Васильев, А. Г. Вишневский, С. И. Голод, И. С. Кон, М. С. Мац-ковский, Б. С. Павлов, Ю. Б. Рюриков, А. Г. Харчев и многие другие.
      • • Ведущие зарубежные исследователи: социология имеет давние традиции изучения семьи. Наиболее известными специалистами в данной области являются И. Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл (США), М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель (Франция).
      • 0 Социология семьи возникла в середине XIX в. Основные подходы к исследованию семьи:
        • • исследование семьи как социального института и малой социальной группы;
        • • эволюционистсткий подход к изучению семьи (И. Я. Бахофен, Жд. Ф. Мак-Леннан, Дж. Леббок, Л. Г. Морган и Ф. Энгельс);
        • • функциональный подход к исследованию семьи (Э. Дюрк-гейм, Э. Вестермарк, Б. Малиновский, Э. Берджесс);
        • • прикладное направление в исследовании семьи (О. Конт, Ф. Ле Пле, Э. Дюркгейм);
        • • социально-психологическое направление фамилистических исследований (У. Джеймс, Ч. Кули, У. Томас, Ф. Знанецкий, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Берджесс);
        • • структурный функционализм как фамилистическая парадигма (Т. Парсонс, К. Дэвис, Р. Мертон);
        • • подходы Р. Хилла к изучению семьи (институционально-исторический — эволюционизм; структурно-функциональный; интер-акционистско-ролевой анализ, символический интеракционизм; ситуационно-психологический; дивелопменталистский подход (жизненный цикл семьи));
        • • теория социальных структур и теория социальных изменений как основные направления исследования семьи.

        К основным категориям социологии семьи можно отнести, например, следующие: брак, семья, групповой брак, брак между ин дивидами (индивидуальный), моногамия, полигамия, полиандрия, нуклеарная (элементарная) семья, расширенная (большая, патриархальная) семья, демоцентристская семья; типы семьи — супружество, брак.

        Социология семьи и брака

        Социология семьи является отраслью социологической науки, которая изучает семью и семейные отношения. Сфера исследований в данной области достаточно обширная:

        1. Изучение функционирования семьи как социального института;
        2. Изучение функционирования семьи как малой группы;
        3. Исследования структуры и функции семьи в современном обществе;
        4. Анализ брачно-семейных отношений;
        5. Выявление образцов семейного поведения, которые характерны для того или иного типа культуры, а также той или иной социальной группы.

        Как специальная социологическая теория, социология семьи берет свое начало в исследованияъ Рилза и Ле Пле еще в середине 19 века. С тех пор брачно-семейные отношения находятся в центре внимания социологов, так как семья – это уникальное образование, «ячейка общества».

        Функции семьи

        Под функциями семьи исследователи понимают способ проявления жизнедеятельности и активности как всей семьи, так и каждого ее члена в частности. Мы проанализируем следующие функции:

        1. Репродуктивная – биологическое воспроизводство населения, а также удовлетворение потребности в продолжении рода и наличии детей;
        2. Социализация – как известно, семья является институтом первичной социализации индивида, где ребенка формируют как личность с первых дней его жизни;
        3. Хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми. Чаще всего эту функцию берет на себя женщина, поскольку с самых давних времен именно женщина считалась «хранительницей очага». В современных условиях жизни это мнение изменилось, и теперь хозяйственно-бытовую функцию выполняют и мужчины;
        4. Экономическая – материальная поддержка нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи;
        5. Социально-статусная – предполагает предоставление определенного статуса членам семьи. Статус чаще зависит от материального положения, от национальности и религиозных предпочтений;
        6. Эмоциональная – оказание психологической поддержки;
        7. Защитная – защита членов семь как в физическом, так и в психологическом отношении.

        Готовые работы на аналогичную тему

        Таким образом, каждая функция рассматривает свою отдельную, специфическую сторону семьи. Семейные отношения достаточно многогранны, и зависят они от большого количества факторов. Например, численность семьи, количество партнеров (стоит помнить, что на Востоке мужчина может иметь сразу несколько жен, и этот брак называется моногамным), количество детей, наличие в семье не только отца, матери и ребенка, но и других членов (например, родители одного из супругов, братья и сестры).

        Понятие брака

        Семейные отношения бывают разными. Есть те, кому не нужно фиксировать свои отношения, но если дело касается фиксации, то это называется браком.

        Брак – это историческая, постоянно динамически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, которая предполагает упорядочивание и санкционирование их интимной жизни, установление супружеских, родительских или иных родственных отношений и взаимных обязанностей.

        Иными словами, браком называют юридически оформленный союз, который направлен на создание семьи и порождение взаимных прав и обязанностей. Брак основан на чувствах любви, дружбы и уважении. В последние годы среди различных форм семьи и брака выделяют не только браки между мужчиной и женщиной (традиционные), но и гомосексуальные, то есть между представителями одного пола.

        Брак может быть моногамным (брак между одним мужчиной и одной женщиной), полигамным (брак между одним и несколькими индивидами – вышеупомянутый брак, который распространен в восточных государствах), или групповым (брак между несколькими женщинами и несколькими мужчинами).

        Существуют также альтернативные браки. Они обладают всеми характеристиками брачного союза, но при этом юридические отношения отсутствуют. Еще стоит упомянуть брак по договору, брак между лицами одного пола, а также фиктивный и гражданские браки.

        Церковный брак относят к отдельной категории брачно-семейных отношений, так как он не влечет юридических последствий с точки зрения законодательства, а регулируется лишь нормами канонического (внутрицерковного) права. Нельзя назвать этот брак незаконным, поскольку, в особенности в нашей стране, он считается таким же ответственным шагом, как и брак, оформленный юридически. Нередко, как отмечают исследователи, церковный брак в плане связи между супругами, является более крепким, и разводов после него значительно меньше.

        Объект социологии семьи и брака

        Анализируя ряд работ, мы можем сказать о том, что социология семьи и брака исследует типы социальных отношений, которые характерны в браке и семье в самых разных регионах земного шара. Так как в мире, особенно учитывать специфику современного развития, существует огромное количество типов брачных отношений, то и объектов также выделено сразу несколько.

        Также объектами социологии семьи и брака можно назвать следующие:

        1. исторические типы и формы брачно-семейных отношений;
        2. численность и структура семейной общности, роль в ней как мужчины, так и женщины. Также здесь оценивается значимость детей;
        3. функции семьи и брака, о которых мы упомянули чуть ранее;
        4. место и роль семейных и брачных отношений в жизни отдельного индивида;
        5. место и роль брачно-семейных отношений в отдельной группе;
        6. особенности семьи как социального института.

        Социологи также исследуют мотивацию человека к вступлению в брачно-семейные отношения, причины разводов и конфликтов, а также связь семьи с другими социальными образованиями и сферами общественной жизни.

        Таким образом, социология семьи и брака – это специальная многоуровневая, полипарадигмальная и мультитеоретическая наука. Она изучает возникновение, развитие и дальнейшее функционирование брака и специфику брачно-семейных отношений.

        Объект социологии семьи и брака – это брак и семья, которые изучаются в историческом контексте и ретроспективе, а также в современном состоянии.

        Нужны еще материалы по теме статьи?

        Воспользуйся новым поиском!

        Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

        Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 26.11.2021

        Эксперт по предмету «Социология» , преподавательский стаж — 5 лет

        Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

        Источник https://student-servis.ru/spravochnik/ponyatiya-semya-i-brak-v-sotsiologii/

        Источник https://studme.org/383926/sotsiologiya/sotsiologiya_semi_braka

        Источник https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_semi_suschnost_obekt_i_predmet_sociologii_semi/sociologiya_semi_i_braka/