Открытый урок по обществознанию на тему Семья и семейные отношения. 5-й класс

28 июня, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Конспект урока «Семья в жизни человека»

Сформировать у учащихся понимание роли семьи в жизни человека и чувства ответственности за планирование будущих семейных отношений.

— Дать понятие о роли семьи в жизни человека и в обществе.

— Воспитывать уважение к институту семьи, уважение к родителям и семейным ценностям, чувство ответственности по отношению к членам семьи.

— Показать взаимосвязь между ранними браками и нарушением прав человека.

— Формировать навыки моделирования отношений в будущей семье.

Ключевые понятия: семья; семейные ценности; роль семьи в жизни человека; роль семьи в обществе; структура семьи; ответственность, права обязанности членов семьи; ранний брак; гендерное равенство.

Методы проведения занятий: написание эссе, мозговой штурм, мини-лекция, работа

в малых группах, дискуссия, ролевая игра.

Подготовительная работа: преподаватель заранее дает учащимся творческое задание написать к данному занятию эссе на тему «Зачем человеку семья (7-10 предложений).

Ход занятия:

Упражнение 1 Давайте для начала попробуем определиться с понятием семья.

Семья представляет собой важнейший компонент социальной структуры общества, это особый социальный институт, который обеспечивает воспроизводство общества. Проще говоря — семья занимает в нашей жизни одно из первых мест, и нет ничего дороже и значимее семьи.

Семья — базовая ячейка общества, характеризующаяся, следующими неотъемлемыми стабильными признаками:

• союзом мужчины и женщины;

• добровольностью вступления в брак;

• связанность членов семьи общностью быта;

• вступлением в брачные отношения;

• стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Упражнение 2 А как вы думаете, зачем человеку семья?

Функции семьи. Семья как социальный институт выполняет в обществе определенные функции, т. е. виды деятельности, направленные на удовлетворение основных потребностей как семьи или отдельной личности, так и общества в целом.

Существуют различные классификации функций семьи, но к основным относятся следующие:

• биологическая (репродуктивная)

• хозяйственно – экономическая (общий бюджет, ведение домашнего хозяйства)

• эмоционально- психологическая (снятии стрессов, внутрисемейное поведение)

• социализации (первичной, вторичной профессиональной)

• медицинская и др.

Происхождение семьи.

В первобытном обществе между людьми существовали беспорядочные половые связи, отсутствовали родственные отношения, что приводило к борьбе, столкновениям, убийствам, мешало общему хозяйствованию. Когда появилась угроза сохранению общественности, люди запретили инцест: исключили из половых связей детей, внуков, ближайших родственников. Появилась социальная форма контроля, нормы регулирования отношений между мужчиной и женщиной, но брак носил случайный, эпизодический характер и часто мужчина уходил от женщины еще до рождения ребенка. Так на этапе общинного хозяйствования зарождается групповой полигамный брак.

С разделением труда, с разложением родового строя возникает моногамный (однопарный) брак. Первой истинной функцией моногамии является патриархальная семья.

В цивилизованных странах единственно законным является моногамный брак, запрещен инцест, хотя есть страны, где сохранилось многоженство.

Таким образом, «Брак – исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности» (Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. — М., 1979. – С. 66).

Социальное содержание брака включает экономические и психологические стороны.

Экономические отношения между супругами уже изначально были следствием половозрастного разделения труда – обеспечения несовершеннолетних детей и престарелых родителей. Основа социально-нравственных отношений между полами – воспроизводство населения и воспитание детей. Духовная близость людей регулируется нравственным сознанием каждого человека и подчиняется нравственным общественным идеалам брака.

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью :

моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:

полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:

групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах) :

полиандрия (многомужество) — редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;

полигиния (многоженство) — самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

нуклеарная (простая, состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;

расширенная (сложная, представленная двумя и более поколениями семей.

Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т. д.);

экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т. д.) запрещается.

Виды семей в зависимости от местожительства супругов:

патрилокальные — молодые живут в семье мужа;

матрилокальные — в семье родителей жены;

неолокальные — поселяются отдельно от родителей.

Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

матриархат — власть в семье принадлежит женщине;

патриархат — во главе стоит мужчина;

эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

Упражнение 3 Давайте теперь поговорим немного о семейных ценностях. Что в вашем понимании есть семейные ценности? Я раздам вам утверждения, а вы будите работать в тетрадях.

Упражнение 4 Давайте попробуем закончить предложения

Мужчина и женщина, как две.

Мне кажется, что между мужчиной и женщиной.

Я считаю, что настоящий мужчина — это тот, кто.

Настоящая женщина, по моему мнению, это.

Я не понимаю почему, юноши (девушки).

С лицами противоположного пола у нас много общего, например.

Мужское и женское начало надо понимать в двух смыслах — биологическом и социокультурном. Для этого ученые ввели два разных термина – биологический — «пол» (биологическое различие мужчин и женщин) и социальный — «гендер» (культурное различие мужчин и женщин).

Гендер — это набор социальных ролей. Не пол, а гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин.

Гендер создает такие различия между женщинами и мужчинами, которые не являются естественными, сущностными или биологическими. Гендерное неравенство существует в семье, в отношениях друзей, в жизни общины или общества (например, приоритетный статус мужчины/сына).

Закон РК «О браке и семье» Глава 3. Условия и порядок заключения брака.

Статья 9. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 11 настоящего Закона.

Статья 10. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается для мужчин и женщин в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака могут снизить брачный возраст на срок не более двух лет.

3. Ходатайство о снижении брачного возраста может быть возбуждено желающими вступить в брак или их родителями, либо опекунами (попечителями) с указанием причин, вызывающих необходимость снижения установленного брачного возраста.

4. Во всех случаях снижение брачного возраста допускается только с согласия вступающих в брак.

5. Брак между лицами, не достигшими брачного возраста, разрешается только с согласия родителей либо опекунов.

Статья 11. Лица, между которыми не допускается заключение брака

Не допускается заключение брака между:

1) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

2) прямыми родственниками по восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, имеющими общих отца или мать;

3) усыновителями (удочерителями) и усыновленными (удочеренными);

4) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического заболевания или слабоумия.

Статья 12. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

1. Консультирование и обследование по медицинским, а также по медико-генетическим вопросам и вопросам охраны репродуктивного здоровья желающих вступить в брак проводятся специализированными учреждениями здравоохранения и только с обоюдного согласия лиц, вступающих в брак.

2. Результаты обследования вступающего в брак составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия прошедшего обследование.

Читать статью  Неполная семья: социально-экономические проблемы

Статья 13. Порядок заключения брака

1. Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния в личном присутствии лиц, вступающих в брак.

В исключительных случаях, когда одно из лиц, желающих вступить в брак, не может явиться в орган записи актов гражданского состояния, брак может быть заключен по месту нахождения такого лица.

Представительство при заключении брака не допускается.

2. Заключение брака производится по истечении месячного срока со дня подачи желающими вступить в брак заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

3. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

4. Отказ органов записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак, либо одним из них.

Упражнение 5 Теперь давайте вы самостоятельно попробуете в тетрадях записать все + и – раннего вступления в брак. А затем мы с вами это обсудим.

Домашнее задание, будет творческим, Вам предлагается написать эссе на тему, «Какой я представляю свою будущую семью» (7-10 предложений).

Конспект занятия «Лес в жизни человека» Цель: уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе. Задачи: Образовательные задачи: 1. Уточнять и расширять.

Конспект занятия «Значение молока в жизни человека» Тема: «Значение молока в жизни человека» Цель: Помочь детям узнать, что молоко входит в состав многих продуктов. Формировать исследовательские.

Конспект занятия «Витамины и их значение в жизни человека» «Витамины и их значение в жизни человека» Тема: Витамины и их значение в жизни человека. Цель: познакомить детей с понятием “витамины”,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Одежда в жизни человека» Цель: Познакомить детей с историей возникновения одежды, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, развивать мышление, речь.

Конспект НОД «Вода в Жизни человека» ТЕМА: «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» ЦЕЛЬ: Развитие любознательности посредством познавательно-исследовательской деятельности. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:.

Конспект ООД в старшей группе «Вода в жизни человека» Тема: «Вода в жизни человека» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое.

Конспект урока искусства «Создание моделей предметов бытового окружения человека. Мамин платок» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 им. М. М. Пришвина» Конспект урока искусства «Создание моделей.

Конспект урока по Орксэ в 4 классе «Милосердие — закон жизни» Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема: Милосердие – закон жизни. Цель: создать условия для ознакомления с понятиями.

Конспект урока по орксэ «Жизнь человека — высшая нравственная ценность» Жизнь человека – высшая нравственная ценность Цель: формирование понятия жизни, как высшей нравственной ценности Задачи: личностные.

Конспект занятия «Значение луны в жизни человека и в природе» Конспект урока по предмету «Окружающий природный мир» Тема: Значение луны в жизни человека и в природе. Цель: формирование знаний значения.

Открытый урок по обществознанию на тему «Семья и семейные отношения». 5-й класс

Урок учитель начинает с мотивации и эмоционального фона.

— Ребята, кто вам сегодня пожелал доброго утра, когда вы открыли глазки? А кто приготовил завтрак и проводил в школу? А кто выпекает вам вкусные ватрушки и пироги?

Дежурные в это время подают рапортичку об отсутствующих учителю.

II. Постановка цели и задачи урока и разъяснение их учащимся. Мотивирование к учебной деятельности учащихся. (3 мин.)

Вопросы к классу на повторение темы “Самые близкие люди” и подведение учащихся к самостоятельной постановке целей урока. (2 мин.).

Ребята, а кого мы с вами называем близкими людьми?

Друг, товарищ — это близкий человек, а насколько близкий?

Что такое семья? А какое значение имеет семья для человека?

Проблемный вопрос: Какая семья нужна человеку?

— А теперь давайте подумаем, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (1 мин.)

Учитель корректирует ответы ребят и совместно формирует с учащимися тему урока. Один из учащихся записывает тему на доске: “Семья и семейные отношения”.

Главный вопрос урока: “Какие бывают отношения в семье?”

III. Актуализация знаний по изучаемой теме (4 мин.).

На примере сказки “Репка” учитель при совместной деятельности с учащимися показывает, что значит дружная семья, а учащиеся делают вывод, что семья, в которой присутствует взаимоуважение и взаимопомощь это счастливая семья. (Дети формируют второй вопрос)

Какая на ваш взгляд счастливая семья?

Учитель на слайде показывает фотографии своей семьи и на личном примере помогает детям формулировать вопросы по теме:

Как распределяются обязанности в семье?

Далее на примере сказки “Морозко” учитель беседует и подводит детей к пониманию конфликтов в семье. (Дети формируют третий вопрос)

Как и почему возникают споры в семье?

IV. Первичное усвоение новых знаний. (14 мин.)

Проектная (индивидуальная деятельность) на фоне музыкального сопровождения (любые детские песни об участниках семьи) — (5 мин.)

Задание классу: при помощи материала и семейной фотографии создать альбомную страничку для альбома “Счастливая семья” (ребята свою семейную фотографию оформляют в красивую рамочку).

Для ребят, которые не смогли принести фотографии учитель дает на выбор фотографии, распечатанные из интернета, на которых, по их мнению, изображена счастливая семья.

Итог проектной работы — создание из страничек ребят альбома “Счастлива семья”. Учитель ходит по классу и помогает отстающим ребятам.

V. Физкультминутка. (1 мин.)

Физкультминутку учитель проводить под песню “Папа может, папа может все, что угодно”.

Далее учитель показывает ребятам альбом и говорит о том, что у каждого свое понятие о счастливой семье, потому что есть разные семьи двухпоколенные и трехпоколенные. полные и неполные, благополучные и неблагополучные, (на конкретных примерах)

Какая на ваш взгляд нужна семья ребенку?

VI. Индивидуальная работа по теме урока:

— Учащимся выдаются листочки с заданием:

Члены семьи Обязанности, которые они выполняют.
Я:
Мама:
Папа: Сестра:
Брат:
Бабушка:
Дедушка:
Тетя:
Дядя:

Задание: заполнить таблицу (4 мин).

Учитель проводит опрос по итогам выполнения задания, после этого происходит беседа, во время которой учитель подводит учащихся к тому, что одной из причин возникновения споров в семье, может быть и распределения обязанностей в семье, которые перерастают в конфликты.

  • 1-й ряд учащихся читает текст учебника “Причины семейных конфликтов” и выполняет соответствующее задание в рабочей тетради.
  • 2-й ряд учащихся читает текст учебника “Виды конфликтов” и выполняет соответствующее задание в рабочей тетради.
  • 3-й ряд учащихся читает текст учебника “Пути решения конфликтов” и выполняет соответствующее задание в рабочей тетради.

VIII. Первичная проверка понимания. (8 мин.)

  • Назовите причины возникновения конфликтов.
  • Какие виды конфликтов вы знаете?
  • Какие существуют пути решения конфликтов?

Учитель выслушивает ответы учащихся и подводит их к выводу, что семья, в которой часто происходят конфликты, и та семья, которая не находит пути решения конфликтов, не может быть счастливой. Ребенку для гармоничного развития нужна счастливая семья и неважно полная она или неполная.

Проверка заданий, выполненных в рабочих тетрадях. (3 мин.)

IX. Закрепление изученного материала (3 мин.) Выполнение заданий в индивидуальных карточках.

Задание: из предложенного списка характеристик семьи выберете и подчеркните положительные качества семьи.

Дружная, крепкая, конфликтная, домашние обязанности распределены поровну, отзывчивая, равнодушная, семья, в которой нет взаимопонимания, полная, неполная, веселая, нет уважения к членам семьи, заботливая.

X. Информация о новом домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин.).

  • Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений в семье? Почему?
  • Какие семейные ценности и традиции есть в вашей семье?

Представьте себе и изобразите в качестве сюжетных картинок свой “Дом счастья”.

XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.)

Подводим итог урока: на экран выводятся картинки счастливой семьи и семьи. Где произошли конфликты “Опять двойка”, “Иван Грозный убивает сына” и т.д.

Читать статью  Диагностика детско-родительских отношений

Задание: определить картинки, на которых изображена семья, которая нужна человеку?

Учащиеся делают вывод, что нет семьи, в которой не было бы конфликтов, но для того, что бы ребенок в ней смог гармонично существовать необходимо, находить правильные пути выхода из него.

XII. Саморефлексия (2 мин.)

  • Что нового я узнал на уроке?
  • Чему я научился?

Учащиеся оценивают себя, анализируют свою работу на уроке, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям.

Конспект урока Семья и семейные отношения 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект составлен для открытого урока в 5 классе. В конспекте использованы выдержки из Конституции и Конвенции о правах ребенка для группой и индивидуальной работы в классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Семья и семейные отношения 5 класс»

Урок 7, 8. Семья и семейные отношения.

Цели: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; объяснить, зачем люди создают семью; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные ценности.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся овладеют целостными представлениями о семье; научатся объяснять ключевые слова понятия семья, поколение; научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада; существовавшего в прошлом и современного; применять социальные и нравственные нормы правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении;

Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.

Оборудование: проектор, презентация, учебник, пакет с рабочим материалом, Конституция РФ..

Тип уроков: открытия нового знания.

1. Организационный момент: Добрый день, ребята! Я рада видеть вас здесь.

Время — вроде замкнутого круга,
Год мелькнул, как месяц, день, как час,
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица

Друг у друга всё ж успеем мы?

КРУГ РАДОСТИ. Сегодня мы начнем наш урок необычным способом! Чтобы настроиться на работу, и начать урок с хорошим настроением!

(Упражнение) «Групповое приветствие»:

Дети образуют круг. Затем каждый по очереди встает в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, но не повторяет сказанное ранее. Остальные же все вместе (хором) повторяют каждое предложенное приветствие.

А теперь присаживаемся на свои места, начнем урок.

2. Мотивационно целевой этап.

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:
— Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.
В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» — думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
— Ну что ты так долго? Посмотрел?
— Да!
— Ну и как там у них?
— У них все виноваты, а у нас все правы.

— В чем смысл этой притчи?

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока? (Ответы учеников)

— Что такое семья?

— Чем все семьи похожи?

— Что отличает одну семью от другой?

Тема нашего урока: «Семья и семейные отношения».

— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

План уроков

Зачем люди создают семьи.

Если семья не выполняет своих обязанностей.

Какие бывают семьи.

Проблемные вопросы. Почему большинство людей создают семью? Что семья дает человеку? Что человек дает семье? Нужна ли семья ребенку?

III. Работа по теме уроков

— Рассмотрите иллюстрации на с. 26-27 учебника.

— Что их объединяет? (Ответы учеников.)

Ключевым словом нашего урока является слово семья. Большинство людей имеют семью, поэтому важно понимать, зачем ее создают, по каким законам она развивается, какой бывает. Обсудим это на нашем уроке.

1. Зачем люди создают семьи

Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а человек становится человеком только в семье».

— Как вы понимаете это высказывание?

— Согласны ли вы с ним?

Проблемный вопрос. Зачем человеку семья?

— Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыграть в игру «Перевоплощение». Разделитесь на три группы. Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья, от имени детей, вторая группа — от имени родителей, третья группа — от имени пожилых людей (бабушки и дедушки).

(Проверка выполнения задания.)

— На чем, в первую очередь, строится семья. (Любовь.)

Действительно, главная особенность семьи — чувство любви и привязанности.

— Какие пословицы о семье вы знаете?

На что и клад, коли в семье лад.

Любовь да совет — так и горя нет.

Согласье в семье — достаток в дому, раздоры в семье — пропадать всему.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Добрая семья прибавит разума-ума.

В своей семье не велик расчет.

Вся семья вместе — так и душа па месте.

В родной семье и каша гуще.

За общим семейным столом еда вкуснее.

— Семьи образуются по-разному. Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак

Основа такой семьи: взаимное чувство любви, стремление создать уютный дом, родить и воспитать детей

В других семьях происходит объединение на родственной основе (бабушка и внуки, тетя и племянники и т. д.)

Основа такой семьи: желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках

(Проверка выполнения задания.)

— Выполним небольшое творческое задание. Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.

Воспитание нового поколения

Ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь

Физическая, экономическая, психологическая защита

Эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки)

Семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.

— Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какое главное предназначение имеет семья, с точки зрения государства.

— Должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте.

— Сыграем в игру «Цепочка». Вы должны, используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую государство оказывает семьям.

(В ходе проверки выполнения задания на доске составляется схема.)

Строит детские сады

Материально обеспечивает школы

Заботится о благополучии семей

Выплачивает материнский капитал

Осуществляет помощь многодетным семьям

Помогает семьям приобрести жилье

Итак, любое государство в первую очередь заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений. Даже в глубокой древности осознавали важность этого. Так, законы царя Хаммурапи, одни из самых древних в мире, требовали обязательного заключения брачного договора, который записывался на глиняной табличке с последующим обжиганием ее и хранением на случай возможных в будущем конфликтов. И в нашей стране существует система законов, которые стоят на страже семьи.

Читать статью  Диета ПП! Рацион питания и меню на неделю для похудения

А сейчас вы сыграете роль юристов-консультантов, которые объясняют членам молодой семьи их права. Чтобы провести полноценную консультацию, нам надо самим хорошо знать российское законодательство.

— Откройте с. 28 учебника, прочитайте фрагмент Семейного кодекса Российской Федерации и поясните молодой семье, что значит находиться под защитой государства, с точки зрения данного кодекса.

(Ученики выполняют задание.)

— Как вы понимаете фразу: «Семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»?

Давайте подведем итог изученного материала: Зачем же люди создают семьи? И что семья дает человеку? (ответы)

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас сегодня! На прошлом уроке мы начали изучать тему. (напомните какую?). Сегодня мы продолжаем изучение темы «Семья и семейные отношения».

Вспомним намеченный на первом уроке план. Какие вопросы мы должны изучить сегодня и чего достигнуть, чему научиться на уроке? (ответы)

Давайте проверим, как вы усвоили предыдущий материал.

— Как образуются семьи? В чем заключается основа такой семьи?

— Основные назначения семьи. Назовите их?

— Каким образом государство заботится о благополучии семьи?

2. Если семья не выполняет своих обязанностей

— Но не все семьи выполняют свои обязанности. Давайте составим портрет благополучной и неблагополучной семьи. Вы можете использовать слова из списка-подсказки, в котором перечислены черты этих двух семей. Отберите качества, которыми, с вашей точки зрения, должна обладать та или иная семья.

Список-подсказка: злобность, дружелюбие, лень, заботливость, внимательность, любовь, зависть, ворчливость, строгость, неуступчивость, верность.

(Проверка выполнения задания.)

В неблагополучных семьях злоупотребляют спиртными напитками, а способы воспитания детей жестокие, грубые, унижающие человеческое достоинство. В таких случаях мы говорим, что семья не выполняет своих обязанностей ни перед своими родными и близкими, ни перед государством. А значит, нарушает Основной закон нашей страны — Конституцию РФ.

— Познакомьтесь с выдержками из Конституции Российской Федерации о защите семьи.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Чтобы никто не мог нарушить ваши права, вы должны их хорошо знать.

— Работая с текстом учебника на с. 28 и дополнительным материалом, назовите свои права и дайте их характеристику.

Дополнительный материал

Закон признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет.

Ребенок имеет право:

на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами;

на защиту от злоупотреблений родителей (может обращаться в специальные органы опеки и попечительства, а с четырнадцати лет — в суд);

на выражение своего мнения в решении касающихся его семейных вопросов;

на выступление в ходе судебного разбирательства (с десяти лет учет мнения ребенка обязателен);

на участие в решении вопроса о своей фамилии (с десяти лет изменение фамилии может быть произведено только с согласия ребенка);

с шести лет совершать самостоятельно мелкие сделки (например, что-то покупать в магазине, принимать подарки и т. п.);

с четырнадцати лет на большую свободу действий (появляется личное имущество, которым он может свободно распоряжаться).

(Проверка выполнения задания.)

За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

— Какой мы можем сделать вывод? Какие бывают семьи? Как охарактеризовать благополучную и неблагополучную семью? Какие основные права имеет ребенок?

3. Какие бывают семьи

Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.

— Работая с материалом учебника на с. 29, заполните таблицу.

Характеристика

В семье живут только родители (мать, отец) и их дети, т. е. в этой семье два поколения — старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети

В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки

В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки, но еще и прабабушки и прадедушки

По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей

(Проверка выполнения задания.)

«Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я — (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

В старину трехпоколенные семьи были весьма распространены, особенно в сельской местности.

— Обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» на с. 31 учебника. Внимательно прочитайте описание сельской семьи северных губерний России.

(Ученики выполняют задание.)

— Почему человек без семьи считался обиженный Богом и судьбой?

— Чем скреплялась многопоколенная семья?

— Кто являлся главой семьи?

— Какие качества цементировали эту семью?

— Почему ругань, зависть, своекорыстие были лично невыгодны для всех членов семьи?

— Кто такая большуха?

— Справедливо ли такое название?

— Сравните сегодняшний уклад семьи с тем, который описал В. Белов.

— Как вы думаете, за какой семейный труд отвечал хозяин — мужчина, глава дома и крестьянской семьи?

— А что входило в обязанности хозяйки?

— Как распределяются обязанности в современной семье?

— Мы с вами узнали о неполной семье. Означает ли это, по вашему мнению, что такая семья хуже полной? При ответе опирайтесь на репродукцию картины, представленную на с. 30 учебника, и вопросы к ней.

Итак, какие семьи бывают? Охарактеризуйте их?

IV. Закрепление изученного материала

Игра «Угадаем — не угадаем?»

Кто из нас не любит отгадывать загадки? Сейчас займемся вашим любимым делом — будем искать на них ответы. Разгадать загадки будет легко, ведь они все на тему семьи.

Загадка 1. Русская пословица гласит: «Жить для себя — тлеть, для семьи — … (пропущен глагол), а для народа — светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

Загадка 2. О какой русской игрушке говорит эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрешке.)

Загадка 3. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи? (Улей, борть.)

Загадка 4. Как называется семья львов? (Прайд.)

Загадка 5. Самые «семейные» грибы — это… (Опята.)

V. Подведение итогов уроков. Рефлексия

— Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.

На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).

Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).

Урок мне показался… (коротким / длинным).

За урок я (не устал(а) /устал(а)).

Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).

Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).

Дом, как известно всем давно –

Это не стены, не окна,

Это не стулья со столом

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым

Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

— Я желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи.

— Ребята, как вы думаете, какое домашнее задание вы получите?

Параграф 3, подготовить проект по теме «Моя семья»

Молодцы, ребята. Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за внимание.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-uroka-po-teme-semja-v-zhizni-cheloveka.html

Источник https://urok.1sept.ru/articles/658728

Источник https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-siem-ia-i-siemieinyie-otnoshieniia.html