Семейное воспитание: проблемы и особенности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

24 августа, 2022 0 Автор ewermind

 

Содержание

Типы семей и их характеристика в педагогике

Известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что в семье ребенку прививается моральный иммунитет, воспитываются человечность, сердечность, отзывчивость. И если все. это получено в раннем детстве, то во взрослой жизни эти качества будут только усиливаться. Семья прививает иммунитет против зла и учит добру. Конечно, в каждой семье это делается по-своему, индивидуально. От того, какие взаимоотношения доминируют в семье, как распределяются обязанности, как относятся члены семьи к старшему поколению, зависит «портрет» ребенка. А главное то, что семейная атмосфера определяет не только поведение ребенка в социуме, а и отношение к родителям и родственникам впоследствии.

Брак, построенный на взаимной любви и уважении, это вершина человеческого бытия. Он определяет позиции каждого участника в обществе, в мире. Положительные брачные узы влияют на ценностные ориентации мужчины и женщины, позволяют им чувствовать себя уверенно в жизни. По словам Вольтера, брак и его узы — или величайшее добро, или величайшее зло, середины нет. Действительно, если для мужчины или женщины еще могут быть полутона в отношениях, то для ребенка есть только два цвета, определяющие счастье в семье, — белое и черное. Для детей полное ощущение счастья в семье можно проиллюстрировать рисунком, в котором в центре находится ребенок, а вокруг него располагаются мама, папа, бабушки и дедушки. То есть подсознательно ребенок тяготеет к большой патриархальной семье. Каждый участник семьи, хочет он этого или нет, является активным воспитателем ребенка.

В каждой семье есть свой «скелет в шкафу», но разница заключается в том, что одни умеют преодолевать невзгоды, противостоять разрушительным силам, в то время как другим это не удается.

Одним из назначений семьи является воспроизводство жизни и изменение ее к лучшему. Реализовать эту цель в полной мере можно только при наличии детей, потому что брак — это только первый этап создания семьи. По-настоящему семейные отношения между мужем и женой становятся полными и гармоничными с появлением ребенка. Ребенка можно родить и вне брака — достаточно физической близости мужчины и женщины. Но только в процессе совместной жизни родители способны передать ребенку свои совместные ценности, воспроизвести культуру интимно-родственных отношений.

В отличие от общества, семья контактирует с ребенком каждодневно, поэтому располагает неограниченными возможностями воздействия на него. Именно в семье складываются основы нравственности, терпимости, духовности.

В семье начинает формироваться личность ребенка, семейное воспитание оказывает наиболее сильное влияние на него. Семья, с одной стороны, является самостоятельной и в некоторых случаях достаточно закрытой общественной единицей, а с другой стороны, будучи компонентом социальной воспитательной системы, она тесно связана с педагогическими общественными институтами. От взаимосвязи семьи и школы в наибольшей степени зависят развитие и формирование детей.

Не вызывает сомнения тот факт, что в последние годы семьей утеряны многие ценности домашней педагогики и она не всегда готова взять на себя всю ответственность за воспитание детей. С одной стороны, это объясняется социальными катаклизмами и экономическими трудностями, с другой, безусловно, нежеланием родителей активно заниматься воспитанием детей, уделять им внимание и относиться серьезно к их маленькой, но очень важной жизни.

Семейное воспитание имеет свою специфику и значительно отличается от школьного. Дело в том, что воспитание в семье основано на чувстве. Именно чувство определяет тип, стиль, тон взаимоотношений членов семьи. Чувственный мир семьи является неким гарантом для ребенка. Он защищает его от внешних неблагоприятных воздействий и дает чувство уверенности в своей нужности в этом мире. Ребенок в семье включается в разнообразные виды деятельности, в ходе которой родители влияют на формирование ценностных ориентаций и идеалов своих детей. Причем этот процесс долгий, длящийся всю жизнь, и результаты родительского влияния видны далеко не сразу. Семья, являясь по сути «разновозрастной группой», имеет возможность влиять на ребенка с точки зрения различных поколений. Что, несомненно, благотворно воздействует на формирование качеств личности (при наличии гармоничных отношений между членами семьи), но при отсутствии таковых приводит ребенка в состояние дискомфорта. А это далеко не всегда определяет правильный выбор ребенком своего жизненного пути. Безусловно, этот выбор во многом определяется качеством семейных отношений, позицией ребенка в семье и умением взрослых членов семьи правильно строить взаимоотношения. Особенности взаимодействия обусловлены в большой мере типами семейного воспитания. В психолого-педагогической литературе представлена широкая классификация типов семьи. Так, И.Ф. Харламов и Б.С. Кобзарь выделяют основанием для своей классификации количественный состав семей: многодетные, малодетные, неполные. Л.И. Ковальчук — по особенностям быта и воспитания: благополучные, внешне благополучные, явно неблагополучные. Э. Арушунянц выделяет — традиционную, детоцентрическую, демократическую семьи. В качестве примера мы рассмотрим обобщенно традиционный подход к выделению типов семьи.

Первый тип — это традиционная семья. Внутрисемейные роли в такой семье строго распределены и сводятся к лидирующему месту мужа и отца. Остальные члены в семье зависят от него. В основе — авторитарные отношения. Отношения диктата и подчинения. В такой семье дети не рассматриваются как полноправные члены, и их нужды и потребности удовлетворяются только тогда, когда семейный деспот считает это целесообразным.

Дети, как правило, в таких семьях вырастают неуверенными в себе, в своих способностях, с низким уровнем самооценки и, соответственно, не удовлетворяют ожидания отца. Это формирует у них комплекс неполноценности. Ребенок все время слышит, что соседский Юра лучше учится, а Витя лучше ездит на велосипеде, а Таня лучше воспитана и так далее.

С набором такого опыта ребенок приходит к мысли о своей никчемности. Его посещают мысли, что он уже никогда не сделает так, чтобы отец его похвалил. Такое состояние ребенка приводит к падению его жизненной активности, безразличию к своим собственным успехам. Постоянное нравственное, а то и физическое насилие делает ребенка жестоким и агрессивным. Состояние тревожности, соотношение идеала, выстроенного отцом, со своим «портретом» бросает ребенка в омут негативных поступков. Но что еще хуже, так это насилие над матерью. Нередко в таких семьях гнет отца распространяется и на мать. В подобной ситуации ребенок понимает, что его никто не может защитить и поддержать. Он остается один на один с отцом-тираном. В результате такого семейного воспитания выходит или безвольный человек, поддающийся любому влиянию того, кто сильней, или, наоборот, еще больший тиран. Он мстит миру за свои детские страхи и унижения.

Следующий тип назовем детоцентрическим. В такой семье ребенок является центром Вселенной, а вокруг него в постоянном движении планеты побольше и поменьше — родители, бабушки, дедушки, тетушки и дядюшки. Ребенку с детства прививается комплекс маленького принца или принцессы. Ему все можно, все его желания исполняются мгновенно. И, конечно, родители, любя своих кумиров, очень удивляются, когда педагоги говорят им о том, что таким воспитанием они портят свое чадо. Они недоумевают — ведь все плохое, что происходит с ребенком, это не от их родительской любви. Конечно, виновато окружение ребенка, его менее талантливые сверстники, школа, которая не увидела неординарности Васи или Маши. Кто угодно виноват, но только не он, этот ангелочек, к ногам которого положены все богатства этого мира, которые в состоянии дать семья своему маленькому кумиру. Дети вырастают эгоистичными, лживыми, капризными. Им трудно войти в коллектив сверстников, потому что там не будут исполняться все капризы. А основной принцип такой семьи — «им все можно» — не будет понят ни в школе, ни в кружке, ни «на улице». У детей, вышедших из подобных семей, возникают проблемы в общении, так как они любят отдавать приказы, повелевать. Их, как правило, ждут разочарования в жизни, поскольку не всякий будет принимать их капризность и уверенность в своем особом месте под солнцем.

Сотрудничество — последний тип семьи, который мы хотели разобрать. Всем уже ясно, что главные ценности такой семьи — это сопереживание, сочувствие ребенку. Понимание его детских радостей, тайн и горестей. Не нужно «отдаваться» ребенку полностью. Не забывайте, что ваша жизнь, наполненная богатым содержанием, так же влияет и на жизнь детей. Известный педагог А.С. Макаренко считал, что облик ребенка определяется всем строем семейной жизни, «общением, тоном семьи», воздействующим на него и формирующим его. Чем богаче и содержательнее жизнь родителей, чем больше нравственных ценностей проповедуется этой семьей, тем крепче и устойчивее в нравственном отношении будет ребенок. Такая семья, воспитывая прямой и искренний характер, даст ему нравственно-этическую путевку в жизнь.

Но кроме обычных семей, члены которых в чередовании будней находят время заниматься ребенком, отдавать ему свои силы, есть семьи, в которых дети испытывают глубокий дефицит семейного внимания, ласки и любви. Это так называемые деструктивные, неблагополучные семьи. Они отличаются от семей с позитивным потенциалом. Соответственно отличается и их классификация. В ее основе также способ организации взаимодействия в семье, отношение к ребенку, принятие или отвержение его ценностей.

Обобщая типичные характеристики таких семей, можем получить следующие группы.

Семья, отвергающая ребенка. В этих семьях нет эмоциональных контактов между членами семьи. В подобном вакууме дети ощущают безразличие к своим нуждам и интересам. В основе отношения к ребенку лежит неприятие его как личности. Это жесткая регламентация и контроль, чрезмерные требования, либо полное отсутствие таковых, попустительство и безразличие. И те и другие действия больно ранят ребенка и заставляют его искать сообщества, которые смогут понять его и принять. Как правило, такие сообщества обитают на улице.

Семья, делегирующая ответственность. Этот тип семей характеризуется низким уровнем ответственности по отношению к ребенку. С детства ему внушается его образ большого и ответственного за все человека. Этот груз зачастую становится непосильным, и ребенок «ломается». Причем хочется отметить, что в таких семьях частенько манипулируют ответственностью ребенка. Когда выгодно членам семьи видеть в нем маленького, они обращаются к нему как к несмышленышу, не умеющему практически в этой жизни ничего сделать толково. Но когда выгодно взвалить чувство вины или ответственности на его плечи, ребенок сразу становится великаном, который должен отвечать за поступки всего человечества и самостоятельно принимать важные решения.

Семья контролирующая. Подобный тип семьи, как правило, проповедует авторитарное управление ребенком. Родители или другие взрослые требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ему во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями, индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами ребенка. Такие родители демонстрируют гиперопеку различной окраски. Этот тип установления отношений доходит до тирании. До такой степени родитель или родители хотят знать малейшие проявления поведенческих мотивов ребенка и принимают в них участие, что зачастую подавляют инициативу самого ребенка. Дети не могут долго выдержать гиперопеки. Они стараются уйти от объяснений, а заодно и от ответственности. И, конечно, в попытке отстраниться от сурового внимания семейного клана они чаще всего и попадают в такие компании, которые способны утешить и объяснить по-своему мотивы поведения родителей.

Семья разрозненная. Этот тип семьи приводит к тому, что ребенок живет как будто в пустыне. Его родители ведут себя незаинтересованно по отношению друг к другу. Они изолированы друг от друга и обособленны. Основные конфликты связаны с нарушением этого обособления. Каждый родитель высоко ценит собственную свободу и собственное индивидуальное эмоциональное пространство. Им, как правило, дела нет до своего ребенка. Отношения могут быть ровные, индифферентные, а могут создавать неблагоприятную атмосферу, где царит грубость, равнодушие, неуважение друг к другу.

Семьи со слабой воспитательной позицией. К этому типу можно отнести семьи с низким материальным или интеллектуальным уровнем, неполные или разрушенные семьи. Зачастую такие родители — просто беспомощные люди, которые в силу своей неуверенности и педагогической неграмотности не успевают за прогрессом общества в отношении воспитания детей. Или, наоборот, они имеют незыблемую позицию, отвергающую применение к детям какого-либо педагогического или психологического знания. Это приводит к безнадзорности детей, дискомфорту. Особенно когда родители, не умея сопоставить индивидуальные достижения своих детей и цели их деятельности, предъявляют требования к ребенку, завышающие его возможности.

Сомневающиеся семьи. Этот тип возникает на почве чрезмерной мнительности родителей в отношении жизни и здоровья своего ребенка. Они постоянно в тревоге за его будущее, за его социальные связи. Дергают и нервируют ребенка, формируя в нем тревожность и неуверенность, приводящие к возникновению протеста вначале против такого обращения, а потом уж и против всего света.

Бескомпромиссные семьи. В таких семьях родители не идут на компромиссы и не пытаются исправить отрицательные черты своего характера даже ради мира и спокойствия в семье. Такие партнеры, как правило, нетерпимы друг к другу. Родители в таких семьях не имеют общей позиции. Их действия, как правило, разрозненные, их стремление достичь своих целей идет вразрез с ценностями остальных членов семьи. Они стремятся подчинить своей воле детей и супругов и родственников, жестко пресекают попытки воспротивиться, активно используют чужой труд. В таких семьях дети часто занимают позицию того или иного родителя, что разрушительно действует на детскую психику. Такие отношения учат детей лавированию между членами семьи с целью занять выгодную позицию.

Читать статью  Чтобы быть любимой и счастливой: 7 женских правил, которые давно пора уяснить

Тип семьи обусловливает ту позицию, которую занимают в ней родители, родственники и ребенок. Именно позиция во многом определяет взаимодействие членов семьи и ту нравственную, духовную атмосферу, которая царит в ней.

Мы хотели бы представить разработанную нами систему типичных для современных семей, на наш взгляд, позиций родителей по отношению к своим детям. Это: «ребенок-сберкнижка», «ребенок-собственность», «ребенок-обуза», «ребенок- неудачник», «ребенок-божество», «ребенок-должник», «ребенок-маленький друг».

Позиция «Ребенок-сберкнижка» весьма распространенная форма любви и отношения родителей к своим детям. В ее основе — жесточайший родительский эгоизм. Он выражается в том, что родители рожают и воспитывают ребенка для себя в будущем. Причем трагедия этого типа заключается в том, что родители, рассчитывая на высокие «проценты» отдачи любви, уважения, долга в будущем, зачастую пренебрегают настоящим. В итоге вместо радости открытия ребенка в каждой совместно прожитой минуте — мучительное ожидание отдачи. Такие родителя крайне придирчиво присматриваются к ребенку, все ли у него так, как они заложили, взлелеяли, ожидали. Виды деятельности для ребенка выбираются исключительно из видения родителями результатов этой деятельности, без учета интересов, склонностей и способностей ребенка. Нередки в такой семье патетические восклицания типа «Я тебе всю жизнь отдала, а ты. », «Ты только нам обязан за свою благополучную жизнь и удачи!» и т. п. Ребенок растет с мыслью, что семья — это некий тотем, достойный поклонения, а не теплый очаг, начало начал.

Позиция «Ребенок-собственность» — один из самых опасных видов отношения к ребенку со стороны родителей. Такие родители уподобляются герою повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», сказавшему своему сыну Андрию: «Я тебя породил, я тебя и убью». В этом случае ребенок рассматривается как собственность того или иного родителя, принадлежащая ему по праву. Причем следует отметить две крайние тенденции, характеризующие этот тип отношения к ребенку. Если он живет в любящей семье и является ее кумиром, то все проблемы решаются родственниками. Основной девиз такой семьи — «У ребенка не должно быть никаких проблем». Безоговорочное рабство покупается за счет благ в виде хороших игрушек, красивой одежды, вкусной еды. Если же этот тип отношений реализуется в семье, пренебрегающей нравственными ценностями, или в семье с пьющими родителями, то для ребенка наступает сущий ад. Он становится либо забитым, со страхом взирающим на каждого взрослого, либо убегает излома и скитается где придется. Плоды такой позиции мы можем наблюдать в нашем обществе повсеместно. Как правило, дети, выросшие в такой семье, сами становятся тиранами или готовы подчиняться всю свою предстоящую жизнь.

Позиция «Ребенок-обуза» — самый обидный для ребенка тип отношений. Как правило, это нежданный, незапланированный или просто нелюбимый, в силу различных причин, ребенок. Он чувствует себя ненужным, лишним в такой семье. Родители постоянно подчеркивают, как много ценного времени и сил он отнимает, как никчемны его проблемы, да и сам он не более чем надоедливое существо. Родители, по возможности пытаясь избавиться от родительской ответственности, перекладывают свои обязанности на бабушек, тетушек, если таковые имеются, или на социальные органы. Для ребенка из подобной семьи жизненный путь обозначен четко: школа—продленка—деревня (дача) — оздоровительный лагерь. Именно такой тип часто толкает ребенка к суициду, или на улицу, или в референтную группу с отрицательной направленностью. Там ребенок ищет понимания, соучастия, принятия своей детской жизни и ее ценностей. В последнее время такой тип реализуется в семьях с повышенным достатком. Там родители попросту откупаются от ребенка, и цена откупа гораздо выше, чем в обычных семьях. Ребенку нанимают «свиту» нянь, гувернеров, тренеров и т. д. Но по сути даже в такой золотой клетке, без родительского тепла, как бы папа с мамой ни объясняли «вселенской» занятостью свое отсутствие рядом с ребенком, он чувствует себя лишним, ненужным. Достаток же рождает в его душе циничное отношение ко всему, в том числе и к родителям, носителям этого достатка.

Годы обеспеченного одиночества проходят быстро, и вот ребенок уже среди золотой молодежи. Лень, наркотики, алкоголь! Бездумное времяпрепровождение, не дающее пользы ни себе, ни обществу.

Позиция «Ребенок-неудачник». Эта позиция отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями. При высоких значениях по этой шкале, в отношении данного родителя имеются стремления инфантимизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства его кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему чаду, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролирует его действия, навязчиво их координирует.

Позиция «Ребенок-должник». Эта позиция формирует черствость и злобность в детях, поскольку у них нет возможности заниматься своими проблемами. Они постоянно всем что-то должны. Не сходил в магазин, не встретил сестренку из школы, не убрал в комнате, не вымыл посуду. и т. д. и т. п. На ребенка взваливается такой груз ответственности, что он не может с ним справиться. Это его угнетает, показывает его несостоятельность в решении жизненных проблем. Такая позиция определяет лобное место ребенка, на котором его постоянно «казнят» за неудачи. Родители не задумываются, что таким поведением и отношением они формируют у него образ неудачника. Поскольку он не может «объять необъятное», отсутствие результата приписывается его неумению или нежеланию участвовать в жизни семьи. При этом родители, как правило, заняты своими проблемами и на ребенка обращают мало внимания. Они не вникают в его трудности, не помогают решать ими же заданные жизненные задачи.

Позиция «Ребенок-божество». В этой семье ребенок — кумир, центр Вселенной и пуп Земли. Повышенное внимание к любым проявлениям поведения ребенка формирует у него устойчивое чувство вседозволенности и неадекватную самооценку. Такому ребенку внушается, что он лучше всех, что вся Вселенная создана исключительно для него и в угоду ему существуют миры. Незаслуженная похвала формирует у него позицию «лучшего в мире», что в столкновении с действительностью часто приводит к разочарованию и обиде на весь белый свет. Ведь ребенок привык слышать только похвалу. Любое его малейшее движение воспринимается семьей как необыкновенный подвиг. Нетрудно представить такого ребенка в школе. Если действительно ребенок умен, обладает творческим потенциалом, сообразительный, физически развитый, да к тому же еще и симпатичный внешне, то, вполне вероятно, он станет лидером если не всего класса, то определенной группы детей. Если же ребенок не обладает системой подобных качеств, то его претензии на самое лучшее место в группе будут абсолютно неосновательны, на что и укажут ему дети. Вот тогда ребенка постигнет разочарование в действительности. Он может противопоставить себя коллективу, а может «сломаться» и уйти в тень. Сломленного ребенка легче всего свернуть на дурную дорожку, особенно если семья этого ребенка будет продолжать его славословить.

И, наконец, позиция «Ребенок — маленький друг». Самая благодатная позиция для реализации взаимоотношений ребенка и родителей в условиях семейного воспитания. Это самый верный и гуманистический тип отношений. В его основе лежит взаимодействие равноправных партнеров. Только один более старший, а значит, и более мудрый, а другой младше и менее опытен в разрешении жизненных коллизий. Родители, принимая позицию ребенка, стараются заложить в нем основы взаимной любви и уважения, принятия семейных ценностей. В таких семьях царит атмосфера дружбы и любви. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал, что нет специальной науки любви — есть наука человечности. Воспитанный на принципах такой науки ребенок становится субъектом своей собственной деятельности и поведения, что помогает ему занять адекватную нишу в социуме. Взрослея, он понимает, что истинная сущность любви состоит в умении отказаться от себя ради другого человека и именно в этом забвении обрести себя. Это формирует свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства, умеющую принимать необходимые решения и свободно выбирать формы и содержание своей деятельности. Такой тип не зависит оттого, каков достаток в семье. Даже очень занятые родители находят время для общения с ребенком. Надо воспринимать это общение не как докуку, а как необходимое, жизненно важное не только для ребенка, а и для родителя. Этот воспитательный «симбиоз» формирует ответственность у детей. Ребенок понимает, что его папа или мама очень занятые люди, у них мало времени, поэтому ему, ребенку, нужно быть более организованным, если он хочет обсудить свои проблемы с близкими людьми.

Типы семей и позиции, которые в них занимают родители и дети, определяют результативность взаимодействия всех членов семьи. В чутком, доверительном тоне ребенок черпает силы для выполнения своих семейных обязанностей. А они у детей должны быть обязательно. Родительский дом входит в сердце ребенка только тогда, когда он являлся активным «строителем» этого самого дома.

Семейное воспитание: проблемы и особенности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мардахаев Лев Владимирович

Семейное воспитание . Основные типы семейного воспитания . Типы семейного воспитания в зависимости от статусности, социального назначения, характерологических черт (стиля), направленности. Характерные варианты (типы) родительского поведения в процессе воспитания своих детей. Факторы, существенно влияющие на воспитание в семье. Типичные проблемы, обусловливающие негативное воспитательное воздействие родителей на ребёнка в семье. Типичные ошибки семейного воспитания .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мардахаев Лев Владимирович

Family education: problems and features

Family education . The main types of family education . Types of family education depending on the status, social purpose, character traits (style), orientation. Typical options (types) of parental behavior in the process of upbringing their children. The factors that significantly affect the upbringing in the family. Typical problems, causing negative educational influence of parents on the child in the family. Typical errors of family education .

Текст научной работы на тему «Семейное воспитание: проблемы и особенности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 173-178.

УдК 37.01 ББК 74.9

СЕМЕЙНОЕ ВОСПитАНиЕ: ПрОБлЕМЫ и ОСОБЕННОСти

ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия

Семейное воспитание. Основные типы семейного воспитания. Типы семейного воспитания в зависимости от статусности, социального назначения, характерологических черт (стиля), направленности. Характерные варианты (типы) родительского поведения в процессе воспитания своих детей. Факторы, существенно влияющие на воспитание в семье. Типичные проблемы, обусловливающие негативное воспитательное воздействие родителей на ребёнка в семье. Типичные ошибки семейного воспитания.

Ключевые слова: воспитание, семейной воспитание, типы семейного воспитания, ошибки воспитания в семье.

В семье родители строят свою воспитательную систему. Такая система формируется на основе личного опыта родителей, полученных в своих семьях, «обогащённым» данными литературы и советами других людей, к которым прислушивались в процессе воспитательной деятельности. По своему существу любая система семейного воспитания есть не что иное, как проявление субъективности родителя в её понимании и реализации.

От системы семейного воспитания во многом зависит, какой ребёнок вырастит, что удастся у него воспитать, какие ценности, нормы и правила передать. Под воздействием его формируются основы социальности человека, становление его как личности.

Семейное воспитание — это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). ыде-ляют различные типы семейного воспитания, сказывающиеся на своеобразии (типе) формируемой личности:

— гражданское воспитание — воспитание гражданина — человека, отвечающего требованиям определённого общества, среды жизнедеятельности, утверждённым принципам, нормам и правилам;

— светское воспитание — воспитание, отвечающее требованиям изысканного этикета — «требованиям света»;

— элитарное (элита от фр. élite — наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки и т. п.) воспитание — воспитание, сложившееся в элитном обществе, группе (направленное воспитание человека по социальному предназначению — царских особ, князей и пр.);

— маргинальное (от лат. marginalis — находящийся на краю) воспитание — воспитание человека, который по своему уровню культуры находится вне рамок («на краю», «на обочине») основных структурных социальных образований данного общества, господствующих в нём социокультурных норм и традиций нравственных устоев;

б) социальное назначение воспитания:

— национальное воспитание — основанное на национальном опыте, традициях, обычаях и направленное на формирование определённого типа личности — представителя определённой нации;

— религиозное (конфессиональное) воспитание — воспитание в соответствии с канонами конфессионального учения и опыта, сложившегося в определённой религиозной среде и конфессии, к которой принадлежат родители;

— интегральное (от лат. integer — целый) воспитание — основанное на межнациональном опыте, носящее общечеловеческий характер, сложившееся под воздействием многочисленных факторов среды и передающееся из поколения в поколение;

— классовое воспитание — воспитание человека с учётом своеобразия принадлежности его к определённому общественному классу. Это своеобразие определяется отношением к средствам производства, труду, людям;

— партийное воспитание — воспитание человека в среде с определёнными партийными установками, взглядами, отношениями. В основе его лежит соответствующая идеология. Оно присутствует и в предыдущих типах воспитаниях. Всё зависит от преобладающей у родителей и взрослых формы общественного сознания — научного, религиозного и пр.;

в) характерологические черты (стили) семейного воспитания, влияющие на своеобразие формируемой личности. В зависимости от стиля воспитательной деятельности, той обстановки, которая складывается в семье, формируется, как отмечал П. Ф. Лесгафт (1837-1909), и соответствующий тип личности ребёнка: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забитый — мягкий, забитый — злостный, угнетённый. Стиль семейного воспитания определяет доминирующий способ взаимодействия между родителями и детьми, выражающийся в степени их взаимопонимания, причастности к решению общих проблем, общности мировоззрения и содержании испытываемых друг другу чувств. Среди них выделяют следующие:

— авторитарное (от фр. autoritaire — властный) — воспитание властное (часто не признающего и не прислушивающегося к чужому мнению, уверенного в своём непререкаемом авторитете). В семье это часто проявляется в стремлении родителей как можно лучше воспитать своё дитя, но не знающих как это лучше сделать. Иногда такое воспитание отражает своеобразие (властность и ограниченность) личности воспитателя;

Читать статью  Отношение родителей друг к другу оказывает влияние на характер ребенка: психологи рассказали, как это происходит

— либеральное (анархическое) (от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — воспитание человека без ограничений, на основе полной свободы, вседозволенности. Оно способствует формированию человека недисциплинированного, не признающего авторитетов, власти, беспорядочного и своевольного;

— гуманистическое (от лат. humanus — человеческий) — воспитание просвещённого, свободомыслящего и человеколюбивого гражданина;

— демократическое (от греч. démos — народ + kratos — власть) — воспитание человека приверженного к общественному порядку, способного отождествлять своё место и роль в соответствии с требованиями общества, активно участвующего в общественной жизни;

— инфернальное (от лат. infernalis — находящийся в аду) — воспитание человека одержимого бурными страстями, демонического (свойственный демону);

— плюралистическое (от фр. pluralisme — множественный — проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидом относительно значимых для него ситуаций) — воспитание человека, способного проявлять себя в деятельности и общении с позиций

широкой эрудиции и гибкости, терпимо относиться к проявлениям различного спектра других мнений, суждений, взглядов;

— прагматическое (от греч. pragma — действие) — воспитание, основанное на практической деятельности воспитанника и его личном опыте. Оно направлено на воспитание у человека преимущественно того, что может пригодиться ему в реальной жизни (на практике). Результатом такого воспитания является человек-прагматик — практико-ориентированный, деловой человек, придерживающийся в своей деятельности, поведении и общении только того, что имеет для него жизненно важное значение;

— творческое (его называют интеллектуальным, инновационным и пр.) — воспитание, основанное на творчески усвоенном знании данных науки о воспитании и достижений реальной практики, осуществляемое с учётом индивидуальности ребёнка.

Содержание воспитания в семье определяется его направленностью — умственное, нравственное и т. п. Оно рассматривается в теории и методики воспитания.

Анализ литературы и опыта работы с родителями позволил выделить наиболее характерные варианты (типы) родительского поведения в процессе воспитания своих детей:

1) строгий — родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жёстко направляя ребёнка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребёнка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю;

2) объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу ребёнка, прибегает к словесному объяснению, считая, что ребёнок равен ему и способен понимать об ращенные к нему разъяснения;

3) автономный — родитель не навязывает решения ребёнку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свобод в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребёнка за проявление этих качеств;

4) компромиссный — для решения проблемы родитель предлагает ребёнку что-либо привлекательное в обмен на совершение ребёнком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель

ориентируется в интересах и предпочтениях ребёнка, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребёнка;

5) содействующий — родитель понимает, в какой момент ребёнку нужна его помощь и в какой степени он может и должен её оказать; он реально участвует в жизни ребёнка, стремится помочь, разделить с ним его трудности;

6) сочувствующий — родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребёнку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребёнка;

7) потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребёнка. Родитель полностью ориентирован на ребёнка: он ставит потребности и интересы ребёнка выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом;

8) ситуативный — родитель принимает решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребёнка. Система требований родителя к ребёнку и стратегия воспитания лабильная и гибкая;

9) зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитателей, педагогов и учёных) или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература.

Собственно воспитательная деятельность в семье, её направленность и результативность зависит от многих факторов, которые могут сказываться как на позитивном, так и на негативном проявлении. Наиболее существенные негативные факторы семьи, влияющие на воспитание детей. и их крайние формы проявления:

— негативный социокультурный фон, микроклимат семьи. Такая среда создаёт напряжённость, дискомфортность, возбудимость, делает ребёнка особенно уязвимым, негативно сказывается на его развитии и воспитании;

— недостатки (крайности) в заботе о ребёнке со стороны родителей (родительской заботе). Заботой считается поддержка и оказание всех видов помощи ребёнку: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечением в случае болезни и т. п. Крайними

формами её проявления выступают: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротек-ция);

— степень удовлетворения родителями потребностей ребёнка: потворствование; игнорирование;

— родительский контроль — непосредственные и опосредованные действия со стороны родителя, направленные на осуществление проверки и/или надзора за поведением, действиями и поступками своего ребёнка в целях приведения их в соответствие со своими требованиями норм и правил: разрешающий, умеренный и чрезмерный (доминирующей гиперпротекции). Родительский контроль сопровождается определёнными требованиями-обязанностями и требованиями-запретами. Требования обязанности определяют место и роль ребёнка в семье, круг его непосредственных обязанностей и могут носить рациональный, потворствующий и чрезмерный характер; требования запреты: чрезмерность требований; недостаточность требований.

В воспитании ребёнка в семье встречаются многочисленные проблемы. Причины их самые разнообразные. Большинство из них обусловлены педагогической подготовленностью родителей к воспитанию, их индивидуальным своеобразием и своеобразием воспитанника. Систематизация таких проблем позволяет выделить типичные, обусловливающие негативное воспитательной воздействие родителей на ребёнка в семье:

1. «Близорукость» воспитательных представлений (недостаточность знаний, представлений о воспитании, воспитательных ситуациях на различных этапах возрастного развития ребёнка). Как следствие — неумение создавать и использовать возможности воспитательной ситуации; появление необоснованных для индивидуальности ребёнка требований, предписывающих и предсказывающих ожидания родителей, нереализо-ванность значимых целей воспитания.

2. «Фальцстарт в воспитании» или нехватка терпения, выдержки перед началом активного этапа воспитательного процесса. Активность многих родителей, занявшихся ребёнком после его рождения (ведение дневника, замеры физиологических данных, тенденции развития речи и т. п.), резко падает нередко к 1,5-2 годам. К 2,5-3-летнему возрасту ребёнка у родителей наблюдается своего рода последствия «фальцстар-та» — преждевременная трата сил, известный уровень усталости, переходящий в беспечность

и устранение от воспитания. Прозрение, наступающее к 4-5-летнему возрасту ребёнка, подтверждает, что время упущено.

3. Воспитание детей «по образу и подобию» своего детства — это наиболее распространённая форма воспитательной деятельности родителей. Такой опыт бывает далеко не лучшим, но он трансформируется родителями с большим упорством, без замечаний негативных последствий в воспитании ребёнка.

4. Противопоставление родительских отношений к детям. Оно возникает: при длительном отсутствии одного из родителей в семье в силу каких-либо причин; самоустранении одного из родителей от воспитания детей; амбициозности родителей (одного из родителей) и др.

5. Потворствующая гиперпротекция как отражение хронического «синдрома маленького ребёнка» или предпочтение видения в подростке детских качеств. Родители как бы игнорируют взросление детей, чрезмерно опекают их в различных жизненных ситуациях. Рассматривая подростка как «ещё маленького и беззащитного», они проявляют к нему чрезмерную жалость и опеку, чем снижают уровень требований, сдерживая его развитие, стимулируя инфантилизм (сохранение в психике и поведении взрослеющего человека особенностей, присущих детскому возрасту).

6. Снисходительная гиперпротекция проявляется как пониженный уровень требований к ребёнку, что проявляется в неуверенности родителей; умение подростка найти к своему родителю (своим родителям) подход, при котором создаётся ситуация — «минимум требований — максимум прав».

7. Атрибутивная проекция — характерная проекция чего-либо на другого человека. Она является следствием развитого у родителя эффекта «проекции родителем на подростка собственных нежелаемых качеств». Проявляется в эмоциональном отвержени или жестоком обращении.

8. Избирательная гиперпротекция при воспитании двух и более детей, проявляется в виде покровительства, благосклонности по отношению, как правило, к младшему ребёнку.

9. Доминирующая гиперпротекция как чрезмерная опека и мелочный контроль. Чаще всего это вызывается фобией утраты ребёнка, что вследствие перенесения им тяжёлого заболевания, особенно если оно было длительным. Страх заставляет одних родителей тревожно прислуши-

ваться к любому пожеланию ребёнка и спешить удовлетворить его (потворствуя гиперпротекции), в других — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

10. Гиперпротекция и жёсткое обращение — неразвитость родительских чувств, переросшая в эмоциональное отвержение, жёсткое обращение. Оно может иметь место у родителей, которые сами в детстве испытывали дефицит родительского тепла и любви; имеют гипертрофированную потребность самоутверждении (с возрастом она может ослабеть), не видят другого способа в воспитании ребёнка.

11. Эмоциональное отвержение родителем сына или дочери, проявляемое в виде неприятия одного из детей по различным причинам.

12. Гипопротекция — предоставление ребёнка самому себе. Родители не интересуются им и не контролируют его.

13. Скрытая гипопротекция — формальный контроль и реальная невключенность в жизнь ребёнка.

Негативные последствия воспитания нередко обусловливают типичные ошибки семейного воспитания — это те действия (бездействия), которые неосознанно или как будто неосознанно осуществляют родители в интересах воспитания ребёнка. С. Ф. Спиваковская выделила более 50 разнообразных ошибок в воспитании ребёнка. Она сгруппировала типичные ошибки в зависимости от их влияния на социализацию ребёнка:

1-я группа обусловлена индивидуально-личностным своеобразием родителей:

а) родители неправильно компенсируют чувства и переживания: тревожное чувство, страх одиночества, нервный срыв в виде окрика и физических наказаний, желание быть авторитетом, бесконечные замечания и назидания;

б) взрослый переносит свои недостатки на личность своего ребёнка, обвиняя его во всём;

в) разрыв между словом и делом в поведении родителей.

2-я группа обусловлена степенью сформиро-ванности родительских качеств, необходимых для воспитания детей:

— неприятие детей вследствие несформирован-ности материнского чувства;

— непонимание ребёнка, особенно в период подросткового возраста;

— слишком высокие требования к ребёнку;

— противоречивость требований к ребёнку на различных этапах его развития;

— негибкость в отношениях с детьми: заострение внимания на пустяках, неумение учитывать изменившуюся ситуацию, трафаретные требования, навязчивость мнений.

Непосредственное проявление типичных ошибок семейного воспитания заключается в следующем:

— чрезмерное внимание родителей к единственному сыну (дочери), ведущее к гиперопеке. Тепличные условия, отстранение ребёнка от любых жизненных проблем, от любой активной деятельности, способствующие формированию чёрствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческие трудности и трагедии, преодолевать жизненные трудности в критической ситуации. Такие дети имеют низкую адаптивность, легко подаются влиянию других, становятся стадными людьми;

— стремление родителя (чаще матери) сделать так, чтобы у ребёнка детство было беззаботным и лёгким, так как у него (неё) оно было трудным. В этом случае мать старается максимально обеспечивать его материальное благополучие своего ребёнка в ущерб личного, чтобы это обеспечить, она работает на пределе своих физических и психических сил, подрывая свои возможности. Такая позиция и действия родителя ведут к материальному извращению дитя. Ребёнок привыкает, что деньги и материальное благополучие достаются легко и мать обязана их обеспечивать в том объёме, в каком проявится его фантазия;

— нетребовательность родителей к сыну (дочери), непредъявление к нему (ней) необходимых требований из-за его (её) болезни, боязни ухудшить здоровье. По своей сущности — это не что иное, как гиперопека со всеми её негативными последствиями;

— неумение пользоваться методами воспитания, особенно поощрением и наказанием; чрезмерная строгость (грубая родительская власть, применение физических наказаний) или попустительство;

— противоречивость воспитательных воздействий (то чрезмерная строгость, то нетребовательность, попустительство, то запугивание, то завышенная строгость, то неуместные наказания и пр.);

— отсутствие единства требований родителей в воспитании ребёнка. В подобной воспитательной ситуации ребёнок быстро адаптируется и начинает паразитировать. Он старается спекулировать на позиции того воспитателя, которая в большей степени его устраивает, сталкивая в конфликте своих родителей;

— поддержка недовольства сына (дочери) школой, учителями. Такая позиция родителя снижает авторитет учителя (учителей) и негативно сказывается на его их воспитательной деятельности, а также на отношении ребёнка к изучению учебных дисциплин, которые они преподают;

— избирательность в отношении к детям. Подобное явление имеет место в семьях, где несколько детей, в том числе детей из разных браков. Такая позиция родителей сталкивает детей их между собой и негативно сказывается на каждом из них;

— недооценка роли личного примера родителей. В этом случае родители позволяют требовать от ребёнка одно, сами демонстрируя ему совершенно другой пример. На это в своё время обращал внимание Л. Н. Толстой (1828—1910). Он писал: «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было». Ожидать от ребёнка в подобных ситуациях выполнения требований родителя очень сложно;

— неоправданная идеализация своих детей («мой ребёнок самый умный, талантливый, необыкновенный») и пр.;

— отстранение детей от посильного домашнего труда, что формирует иждивенчество;

— отсутствие такта в отношении с ребёнком;

— ссоры родителей в присутствии детей;

— переоценка родителями своих воспитательных возможностей.

Таким образом, негативных факторов семьи, существенно сказывающихся на воспитании, социализации ребёнка, достаточно много. Все они по-разному проявляются воспитании ребёнка и требуют постоянного учёта в воспитательной деятельности родителей.

1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. М. : Аргументы и факты, 1993.

2. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. М. : Академия, 1999.

3. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение / П. Ф. Лесгафт // Избр. пед. соч. М. : Педагогика, 1988.

4. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко // Пед. соч. : в 8 т. Т. 5. М. : Педагогика, 1985.

Читать статью  13 советов для улучшения отношений между детьми в семье

5. Меньшутин, В. П. Помощь молодой семье (заметки психолога) / В. П. Меньшутин. М. : Мысль, 1987.

Сведения об авторе

Мардахаев лев Владимирович — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета, Москва. Россия.

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 13 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 173-178.

FAMILY EDuCATIoN: PRoBLEMS AND FEATuRES

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Social and Family Pedagogy of the Russian State Social

University, Moscow. Russia. mantissa-m@mail.ru

Family education. The main types of family education. Types of family education depending on the status, social purpose, character traits (style), orientation. Typical options (types) of parental behavior in the process of upbringing their children. The factors that significantly affect the upbringing in the family. Typical problems, causing negative educational influence of parents on the child in the family. Typical errors of family education.

Keywords: education, family education, family upbringing, errors education in the family.

1. Azarov, Yu. P. Semeyjnaya pedagogika [Family pedagogy] / Yu. P. Azarov. M. : Argumentih i faktih, 1993.

2. Kulikova, T. A. Semeyjnaya pedagogika i domashnee vospitanie [Family education and home education] : ucheb. dlya stud. sred. i vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj / T. A. Kulikova. M. : Akademiya, 1999.

3. Lesgaft, P. F. Semeyjnoe vospitanie rebenka i ego znachenie [Family upbringing of the child and its value] / P. F. Lesgaft // Izbr. ped. soch. M. : Pedagogika, 1988.

4. Makarenko, A. S. Kniga dlya roditeleyj [Book for parents] / A. S. Makarenko // Ped. soch. : v 8 t. T. 5. M. : Pedagogika, 1985.

5. Menjshutin, V. P. Pomothj molodoyj semje (zametki psikhologa) [Help a young family] / V. P. Menjshutin. M. : Mihslj, 1987.

Типы семейного воспитания ребенка. Типы семей, семейных отношений и семейного воспитания

Семья — это основная ценность любого человека. Все ее члены прочно связаны между собой множественными обязательствами и обещаниями, все это делает семью не только источником удовлетворения разных потребностей, но и своеобразным голосом совести, к которому необходимо прислушиваться в любой ситуации. Еще большее значение имеет эта ячейка общества для детей, ведь именно здесь формируются и оттачиваются все основные грани растущей личности. Типы семейного воспитания играют в этом процессе ключевую роль. В зависимости от них выстраиваются и заполняются физические, эмоциональные, интеллектуальные и иные аспекты развития ребенка. Сегодня мы рассмотрим типы семейного воспитания и их характеристики, а также обсудим ошибки, которые могут привести к роковым последствиям.

типы семейного воспитания

Структура и описание семьи с точки зрения психологии

Современные психологи и педагоги уделяют большое значение воспитанию ребенка в семье. Эта тема волновала умы специалистов еще в древние времена и на сегодняшний день накопилась достаточно обширная база, позволяющая классифицировать типы семейных отношений и семейного воспитания. Однако в первую очередь психолог либо психиатр, работающий с ребенком, проводит анализ семьи. Уже по его результатам можно работать по выявлению типов семейного воспитания в конкретно взятой ячейке общества, а также выдать ряд рекомендаций.

Самая развернутая схема анализа принадлежит психиатру Личко. Ею пользуются многие специалисты, так как она дает наиболее полное представление о типах семьи и стилях семейного воспитания. Итак, Личко предлагает проводить анализ по следующим характеристикам:

  • Структура семьи. Здесь необходимо учитывать такие факторы как полноценная семья, неполная, а также варианты с отчимом либо мачехой.
  • Функциональные особенности. Эта характеристика включает в себя множество нюансов. К примеру, насколько гармонична семья. Ведь в случае выявления дисгармонии будет наблюдаться несоблюдение интересов и неудовлетворенность всех членов этой ячейки общества, ведущих к множественным проблемам. По данному пункту специалисты всегда работают максимально глубоко.
  • Партнерство родителей.
  • Уровень конфликтности и просчет рисков развода.
  • Оценка эмоциональной связи между членами семьи.

Сложив в единую картину показатели по всем перечисленным пунктам, опытный специалист сможет определить тип семьи и семейного воспитания. Причем стоит иметь в виду, что на сегодняшний день психологи и педагоги используют разную классификацию, основываясь на работах тех или иных авторов. Большинство современных специалистов ссылаются на типологию, созданную Дианой Баумринд в середине двадцатого века. О ней мы поговорим немного позже.

Классификация семьи

Диагностика типа семейного воспитания невозможна без определения варианта семьи, в которой растет ребенок. Современная наука выделяет три типа:

  • традиционная семья;
  • детоцентрическая;
  • супружеская.

В данной типологии традиционная семья подразумевает формирование четкой вертикали власти. У детей воспитывается уважение к старшему поколению и подчинению требованиям. В подобной семье ребенок быстро учится вписываться в предложенные условия и четко понимает свое место в сложившейся структуре. Однако это лишает взрослеющую личность гибкости и инициативности, что в дальнейшем плохо сказывается при построении собственных семейных отношений.

Детоцентрическая семья ориентирована на счастье своего ребенка. Родители делают все, чтобы ненаглядное чадо испытывало только позитивные эмоции. Взаимодействие в семье осуществляется снизу вверх, то есть, отталкиваясь от желаний, настроений и потребностей ребенка. Обычно подобное отношение значительно поднимает самооценку маленькому человеку, но лишает его способности контактировать с другими людьми в обществе. Таким детям очень тяжело пройти адаптационный период в школе, они постоянно конфликтуют со сверстниками и педагогами, а также воспринимают окружающий мир в черных тонах.

типы семейных отношений и семейного воспитания

Основа супружеской семьи — это доверие. Здесь вместо вертикали выстраивается горизонталь взаимодействия, где всегда в равной степени учитываются интересы всех членов семьи. Причем с каждым пройденным этапом взросления ребенок получает большее количество прав. В такой среде дети вырастают гармонично развитыми, уверенными в своих силах, самостоятельными и эмоционально устойчивыми. Однако, несмотря на высокую адаптивность, ребенок из супружеской семьи плохо приспосабливается к условиям, требующим беспрекословного подчинения. Ему всегда будет некомфортно вписываться в вертикаль власти, что может существенно затормозить его карьерный рост во взрослой и самостоятельной жизни.

Классификация типов семейного воспитания

Американка по происхождению Диана Баумринд всю свою жизнь посвятила семейной психологии. Она успела провести наблюдение над большим количеством разных семей и сумела выделить три стиля и типа семейного воспитания. Под этой формулировкой она понимала совокупность методик, отношений и средств воздействия, которые родители применяют в ежедневном общении со своими детьми.

Согласно наблюдениям Баумринд, можно выделить следующие стили:

  • авторитарный;
  • авторитетный;
  • попустительский.

Каждый из перечисленных типов семейного воспитания накладывает на личность ребенка определенный и четко читаемый отпечаток, который влияет на всю его дальнейшую жизнь.

Авторитарный стиль

С самого рождения родители принимают все решения за своего ребенка. Они настаивают на беспрекословном подчинении и держат под контролем каждый шаг своего чада. Самостоятельность ребенка постоянно ограничивается, ему никогда не объясняют причины тех или иных требований, а малейшее нарушение установленных правил жестко карается моральным давлением, словесным порицанием и даже физическим воздействием. В подростковом периоде это приводит к частым и тяжелым конфликтным ситуациям.

Большинство детей, воспитанных в авторитарном стиле, не имеют собственного внутреннего механизма контроля своих поступков. Они действуют, только соизмеряя свои проступки с наказанием, которое может последовать за действиями. Если в какой-то момент наказание не наступает, то этот ребенок может превратиться в антисоциальную и даже опасную личность.

Обычно данный тип семейного воспитания ребенка приводит к формированию зависимой или агрессивной личности.

типы неправильного семейного воспитания

Авторитетный тип воспитания

Его еще часто называют демократическим, ведь он считается наиболее правильным из всех с точки зрения психологии. В этом случае родители пользуются большим авторитетом у своих детей, но власть используют только в самых крайних случаях. Все решения в семье принимаются совместно с ребенком, в нем развивается ответственность, соразмерная возрасту.

При таком стиле воспитания между родителями и детьми формируются теплые и доверительные отношения, в которых всегда найдется место доброму совету. Ребенок, выросший в такой среде, независимо от пола, выйдет во взрослую жизнь гармоничной личностью.

Попустительский стиль

Влияние типов семейного воспитания на формирование личности трудно переоценить, поэтому любой перегиб в ту или иную сторону негативно сказывается на воспитательном процессе и самом ребенке. К примеру, при попустительском стиле родители практически не руководят своим чадом. Оно не знает отказов, запретов и каких-либо ограничений. Такие дети полностью игнорируют просьбы и потребности родителей, при этом не испытывают к ним эмоциональной привязки так как подсознательно воспринимают вседозволенность в качестве равнодушия.

В подростковом возрасте в такой семье могут возникать очень серьезные проблемы. Дети, нуждающиеся во внимании и тепле, могут связаться с дурной компанией или начать принимать наркотики. Одновременно с этим они испытывают сложности в общении со сверстниками и другими взрослыми людьми, которые отказываются потакать их капризам. В будущем такие дети с трудом находят себе спутника жизни и не могут выстроить крепких семейных отношений.

диагностика типа семейного воспитания

Другие типы семейного воспитания и их характеристика

Как оказалось, трех стилей воспитания оказалось недостаточно, чтобы охватить все нюансы и типы семей. Поэтому в дальнейшем возникла типология, дополняющая научные труды Дианы Баумринд:

  • хаотический стиль;
  • опекающий.

Для первого типа семейного воспитания характерно отсутствие определенного стиля родительского поведения как такового. Один день взрослые ведут себя авторитарно, а на другой вдруг становятся либералами. Это вызывает большие проблемы в формировании личности ребенка, ведь он всегда внутренне стремится к стабильности и нуждается в четких ориентирах. Особенно тяжело это сказывается на подростках, они начинают бунтовать, испытывая тревожность и неуверенность. В некоторых случаях хаотический стиль воспитания может спровоцировать подростковую агрессию и неуправляемость.

Опекающий тип заставляет родителей постоянно находиться в контакте со своим ребенком. Они в курсе всех событий в его жизни и мгновенно решают любую возникающую проблему. Однако это часто приводит к тому, что дети переоценивают свою значимость параллельно тому, что ощущают себя беспомощными и неприспособленными к жизни. Это провоцирует начало внутреннего психологического конфликта, который может вылиться в серьезные комплексы и проблемы.

Типология Джеймса Майкла Болдуина

Стоит заметить, что многие практикующие психологи в своей работе часто использовали собственные типологии стилей воспитания. К примеру, Д.М. Болдуин выделял всего лишь два стиля, впрочем, не исключая и не опровергая работы своих коллег. Психолог описал следующие типы воспитания:

  • демократический;
  • контролирующий.

Первый тип подразумевает очень тесную связь между родителями и детьми на всех уровнях. Ребенок мягко направляется взрослыми и всегда может рассчитывать на их поддержку. При этом родители всегда включают свое чадо во все семейные дела, он является полноценным членом семьи, несущим свою долю ответственности и имеющим право на удовлетворение собственных потребностей.

типы семей стили семейного воспитания

Контролирующий тип характеризуется четкими ограничениями в поведении ребенка, причины которых ему всегда подробно объясняются. На этой почве между родителями и детьми не возникают конфликты, ведь все запреты введены на постоянной основе и понятны. Интересно, что понимание сути запретов поддерживает взаимопонимание между всеми членами семьи.

Неправильные стили воспитания

Типология, приведенная в предыдущих разделах нашей статьи, не исключает определенных ошибок и перегибов в воспитании ребенка. Но сейчас мы перечислим типы неправильного семейного воспитания, которые негативно влияют на формирование характера ребенка:

  • неприятие;
  • гиперсоциализирующий тип;
  • эгоцентрический тип.

Стиль воспитания, характеризующийся неприятием, может сочетать в себе различные стили, перечисленные в начале статьи. Ведь в первую очередь родители не принимают определенные особенности характера своего ребенка. Это может касаться черт характера, умственных способностей или умения выражать свои эмоции. Некая отверженность сопровождается жестким контролем, который навязывает ребенку определенный сценарий поведения. Он преподносится как единственно верный и возможный. Также губительно для психики ребенка и недостаток контроля при подобном ошибочном стиле воспитания. Ведь он не ощущает поддержки родителей, осознает их неприятие, но не видит готового плана действий.

типы семейного воспитания и их характеристика

Гиперсоциализирующий тип воспитания связан с постоянной тревогой родителей за свое чадо. Они испытывают беспокойство по поводу его здоровья, эмоционального состояния, социального статуса или, например, оценок в школе. При этом к ребенку всегда предъявляют завышенные требования, независимо от его реальных возможностей.

Эгоцентрический тип воспитания создает в семье кумира. Все взрослые и даже другие дети, если они есть, должны существовать ради одного единственного ребенка. Внимание всех всегда приковано к его персоне, при этом интересы остальных членов семьи не учитываются при принятии важных решений и в повседневных делах.

Классификация нарушений

Не всегда в семье родителям удается на протяжении всей жизни ребенка придерживаться определенного типа воспитания. Они часто допускают ошибки, которые попадают под пристальное внимание психологов и подвергаются четкой классификации. Типы нарушений семейного воспитания можно кратко изложить в следующем списке:

  • связывание;
  • отвержение;
  • делегирование.

Связывание характеризуется регламентированным и стереотипным общением, складывающимся между родителями и детьми. Взрослые довольно жестко комментируют все действия ребенка, что лишает их инициативы. В итоге они полностью отказываются от принятия решений, становятся инфантильными и социально неадаптированными. Это существенно замедляет их эмоциональное развитие.

Отвержение заставляет ребенка отказаться от своих желаний, потребностей и характера в целом. Отношения с родителями убеждают его в несостоятельности всех своих действий и их неправильности. В случае с маленькими детьми это может привести к аутизму.

При делегировании родители осознанно или нет, но переносят на своих детей собственные амбиции и рухнувшие надежды. Победы ребенка, не связанные с родительскими амбициями, полностью игнорируются, и он превращается в марионетку. Психологи утверждают, что подобное нарушение в воспитании может оказывать влияние даже на взрослую и уже сформировавшуюся личность. Такие молодые люди всегда живут, ориентируясь на одобрение или порицание родителей. Эту связь практически невозможно разорвать.

типы нарушений семейного воспитания

Конечно, очень сложно вырастить ребенка, не совершив ошибок и не допустив досадных промахов. Каждый родитель мечтает стать самым лучшим для своих детей, поэтому готов делать все возможное, чтобы добиться признания. Как советуют психологи, не стоит бояться ошибок, главное — это успеть их вовремя исправить.

Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/04/03/tipy-semey-i-ih-harakteristika-v-pedagogike

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-vospitanie-problemy-i-osobennosti

Источник https://www.syl.ru/article/328021/tipyi-semeynogo-vospitaniya-rebenka-tipyi-semey-semeynyih-otnosheniy-i-semeynogo-vospitaniya