Учебный материал на тему Проблемы социальной защиты семьи. статья

11 июня, 2022 0 Автор ewermind

 

Содержание

Проблемы социальной защиты семьи

Социально-экономические события, происходящие в нашей стране за последние годы, выявили множество проблем семьи, нуждающейся в помощи и поддержке со стороны государства и общества. Значение социальной защиты и социального обеспечения семьи сегодня возрастает из-за низкого материального уровня семьи с детьми и, как следствие, парадоксальной ситуации, когда двое работающих родителей не в состоянии прокормить двоих детей, при этом с появлением каждого следующего ребенка уровень жизни семьи резко снижается. Согласно статистическим данным, в России семья с детьми в наибольшей степени в сравнении с другими группами населения подвержены риску бедности. Так, в 2015 году в целом по стране, доля семей с детьми в общем количестве семей с доходами ниже величины прожиточного минимума, все еще остается высокой (62,5 %). При этом величина прожиточного минимума на ребенка в возрасте до 15 лет составила — 9197 руб. (10187 руб. трудоспособное население). Следовательно, уровень бедности детей выше среднего в целом по населению [11, с. 14].

Ввиду отсутствия эффективных мер социальной защиты, семьи с детьми рискуют оказаться за чертой бедности. Рождение детей сегодня стало фактором, значительно усиливающим риски для семьи оказаться в категории бедных. Так, 32% российских семей с детьми относятся к бедным семьям, т.е. имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума; в бедности живут примерно Ѕ семей с двумя детьми и ? семей с тремя и более детьми; появление 2-го ребенка ухудшает материальное положение семьи в 2 раза, 3-го — в 4 раза по сравнению с материальным положением однодетной семьи; ј детей проживает в семьях, испытывающих трудности с обновлением одежды и обуви, а 24 % с доступом к медицинской помощи и лекарствам, 16 % проживает в семьях, вынужденных ограничивать питание; каждый 5-й ребенок живет в семье, имеющей плохие жилищные условия, в том числе каждый 3-й из них — в возрасте до 1 года [28, с. 16].

Более того, бедность воспроизводит бедность: дети, лишенные возможности жить достойно, вытесняются из социума, опасным следствием бедности является дезинтеграция населения (алкоголизм, наркомания, беспризорность и социальное сиротство). Тенденции увеличения в российском обществе «застойной» бедности и воспроизводства ее в новых поколениях, убедительно доказывает необходимость признания семью с детьми социальным риском. Да и появление новых видов социальной поддержки, изменение их размера и порядка предоставления также не всегда привело к позитивным результатам. Так, наряду с введением материнского (семейного) капитала; индексацией размера пособий; установление компенсации за часть средств, потраченных на содержание ребенка в ДОУ, законодателями принимаются спорные решения. Например, такие как:

-перевод ежемесячных пособий на ребенка на региональный уровень,

-сокращение сроков выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком,

-изменение порядка начисления размера пособия по беременности и родам, что привело к существенному сокращению размера пособий.

Одним из направлений поддержания экономической устойчивости семьи, повышения уровня ее доходов является создание условий занятости. При этом, проблема совмещения родителями семейных и профессиональных обязанностей для семей, имеющих малолетних детей, тесно связана с обеспечением доступа к услугам детских дошкольных учреждений. По данным Минобрнауки очередь в дошкольные учреждения для детей от 3 до 7 лет в 2015 году ликвидирована.

Однако, как показывает практика, численность детей, находящихся в очереди на получение места в детском саду, все еще значительна. Потребность семей в местах в дошкольных организациях для детей раннего возраста оценивается экспертами как более актуальная и значимая, чем такая потребность для детей старшего возраста. Здесь путями решения проблемы может стать организация негосударственных дошкольных образовательных учреждений, а также развитие вариативных форм ухода и присмотра за детьми.

Особо актуальным вопросом в жизнеобеспечении семьи является высокая нуждаемость в улучшении жилищных условий, приобретение собственного жилья. Лишь четверть граждан проживают в отдельной квартире или доме со всеми коммунальными удобствами, где на одного человека приходится не менее 18 метров квадратных. Наиболее нуждающимися в государственной поддержке в вопросе обеспечения жильем являются молодые и многодетные семьи. Почти половина всех многодетных семей, испытывают значительные проблемы с жильем (либо не отвечающее установленным нормам, либо жилье аварийное, требующее срочного ремонта). Среди многодетных семей «без удобств» проживают около 60 %, в котором отсутствуют центральное отопление, водопровод, канализация и пр. В сельской местности доля такого жилья достигает 80 % [17, с. 72].

В ряде субъектов предоставляется региональная поддержка многодетным семьям, нуждающихся в улучшении жилищных условий, например, в 23 регионах страны, им предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения. Но, очевидно, что принимаемые меры не привели к желаемому результату. Согласно результатам исследований условий жизни, семья с детьми в 2,5 раза чаще, чем семья без детей, испытывает стесненность в жилищных условий, а семья, имеющая три и более детей, чаще почти в четыре раза. В тоже время, следует отметить, что жилье — одна из главных предпосылок молодой семьи к рождению ребенка, о чем свидетельствует тот факт, что более 95,0% всех получателей материнского (семейного) капитала направляют его на улучшение жилищных условий [25, с. 79]. Потребность молодых семей в жилье и улучшении жилищных условий в целом по стране остается высокой.

Трудности, которые испытывает семья, в том числе связанные с материальными проблемами и жилищной необеспеченностью, нередко влекут за собой проблемы, лежащие в плоскости человеческих взаимоотношений: внутрисемейные конфликты, в результате которых могут оказаться нарушенными права и законные интересы детей; социальное сиротство, безнадзорность; преступные посягательства со стороны взрослых. При этом проблемы семьи не зависят от ее социального статуса, они затрагивают самые различные социальные группы, могут быть присущи как обеспеченной, интеллигентной, так и малообеспеченной или малообразованной семье [22, с. 9].

В категории семей, нуждающихся в особом внимании, на первом месте находится молодая семья, и именно она является одной из самых незащищенных групп населения, и должна стать одним из главных объектов социальной работы. Современная молодая семья не имеет того уровня стабильности и благополучия, необходимый для ее оптимальной жизнедеятельности и реализации в полной мере возложенных на нее функций. Доказательством того служит высокий процент разводов, малодетность. По данным Росстата, сегодня в России число супружеских пар, в которых оба супругам моложе 30 лет, составляет более 3 млн. семей. В 2015 году было создано 623,3 тысячи новых семей, в тоже время было зафиксировано 376,5 тысяч разводов [23, с. 70].

Читать статью  Как общаться с токсичными родителями: 6 шагов к личным границам

Среди ученых и исследователей рост числа разводов отмечаются как одна из сложных социальных проблем, которые приводят к нарушениям процессов воспроизводства населения, воспитания подрастающего поколения, формирования деструктивных типов поведения, невротизации детей и других членов семьи [30, с. 155]. По целому ряду причин молодая семья способна определять пути развития и существование самого института семьи. В тоже время, в молодой семье содержится кризисный потенциал, который связан с не малым опытом молодоженов в организации семейной жизни, в связи с чем молодой семье более, чем другим ее типам, нужна поддержка со стороны как государства, так и общества для предотвращения негативных явлений, укрепления основ ее жизнедеятельности [15, с. 154]. Поэтому, молодой семьи необходимо обеспечить условия по преодолению неблагоприятных тенденций развития. При этом наиболее востребованным направлением социальной помощи является социальное обслуживание, который носит нематериальный характер и выступает в виде индивидуальной поддержки молодой семье в решении ее разнообразных проблем, а осуществляется через центры специализированной социальной помощи семье и детям [16, с. 16]. О востребованности молодых семей в социальной помощи свидетельствуют ответы молодых семей. Наиболее высока в среде молодых семей потребность в следующих услугах: «кредитование на приобретение жилья, улучшение жилищных условий» (29,2%), «приобретение необходимых товаров на льготной основе» (28, 3%), «комплексное медицинское обслуживание» (26, 2%), «по присмотру за детьми» (16,8%), «в рабочих местах с гибким графиком, который позволит совмещать семейные обязанности и профессиональные (25,9%), заинтересованы в помощи по трудоустройству (23,5%).

Таким образом, данные опроса показывают остроту проблем молодых семей в материальной и бытовой сфере, социальной и профессиональной сфере, и воспитания детей [14, с. 6].

Чтобы стабилизировать жизнедеятельность молодой семьи, предоставить ей возможность развития, необходимо формирование комплекса мер социальной, экономической и правовой защиты молодых семей. Причем, наибольшее внимание следует уделить благополучной молодой семье, поскольку дети в такой семье получают от родителей собственные духовные ценности, формируя, таким образом, соответствующие ценностные ориентации.

Современная российская семья имеет множество проблем, переживает кризис, который с особой силой вылился в отказе семьи от рождения детей и выполнения воспитательной функции, что является прямым следствием неэффективности настоящей системы социальной защиты семьи. Из-за все возрастающей бедности семьи, связанной с рождением ребенка и преимуществ бездетности дети вытесняются из семьи [21, с. 21]; с каждым годом нарастают тревожные тенденции увеличения социального сиротства.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что необходимы действенные меры по сохранению социальной, воспитательной, экономической функции семьи; такие, когда помощь и поддержка семье предоставляется комплексно.

Крайне важно принимать меры, пропагандирующие традиционные семейные ценности, здоровый образ жизни и осознанное родительство. Необходимо повышение статуса семьи, в основе которой лежат прочность брачных отношений, здоровое материнство, ответственное отцовство.

В качестве основных направлений повышения эффективности социальной защиты семьи, а также решения выше обозначенных проблем, на территории города Октябрьска, можно предложить следующие:

— усиление материальной поддержки семей, имеющих детей, независимо от материального статуса семьи, включая развитие адресной системы денежных выплат, поскольку пособия, направленные на социальную поддержку семей с детьми в сегодняшних условиях, являются минимальными;

— повышение качества государственных услуг в направлении профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, социальной реабилитации семей и детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию;

— повышение уровня информирования населения о социальных услугах, предоставляемых семьям;

— разработка новых программ профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с семьей в социальной сфере; организация стажировок по обмену успешным опытом;

— содействие в трудоустройстве членов молодых семей, посредством формирования системы стимулирования работодателей в создании и предоставлении рабочих мест для членов молодых семей;

— усиление ответственности работодателей за выполнение норм и правил охраны труда женщин;

— создание общественного родительского контроля, за деятельностью органов исполнительной власти, отвечающих за реализацию политики в сфере семьи; участие родителей через доступные формы местного самоуправления в реализации семейной политики;

— расширение организации отдыха, оздоровления и занятости детей из социально незащищенных категорий семей, а также детей из семей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации и социально-опасном положении;

— разработка мер по созданию дружественной среды для семей с детьми (информационной, культурной, досуговой, спортивной и образовательной);

— формирование общественного мнения в поддержку семьи, посредством активной информационной и рекламной кампанией, посредством организации выпуска социальной рекламы по вопросам формирования основ здорового образа жизни, профилактики семейного и детского неблагополучия.

А поскольку эффективность решения проблем семьи во многом зависит от межведомственной координации действий всех служб, так или иначе причастных к социальной политике в области защиты семьи, необходимо формирование единой системы мер, направленных на профилактику семейных проблем.

Таким образом, обзор литературных источников, посвященный проблемам семьи, позволяет говорить о том, что в современных социально-экономических условиях проблема социальной защиты семьи является одной из наиболее острых проблем страны.

Учебный материал на тему «Проблемы социальной защиты семьи».
статья

Рассмотрены современные проблемы социальной поддержки семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
problemy_sotsialnoy_zashchity_semi.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный материал на тему:

«Проблемы социальной защиты семьи»

Прежде чем рассмотреть вопрос «Проблемы социальной защиты семьи», дадим определение самому понятию «семья» . Согласно толковому словарю Ожегова, «семья — это группа живущих вместе близких родственников». На мой взгляд, данное понятие более широко представлено в «Википедии». «Семья-это социальный институт, базовая ячейка общества. Для нее характерны: добровольное вступление в брак; общность быта; стремление к рождению, социализации и воспитанию детей».

Однако, происходящие в современном российском обществе социально-экономические изменения оказали значительное влияние на институт семьи, семейные отношения, духовно нравственные ценности. Прежние социальные институты семьи практически разрушены, а новые еще продолжают формироваться. Появляются неблагополучные семьи, даже с высоким уровнем достатка. Становятся недостаточными ресурсы, необходимые для успешной реализации функции семьи. Семья — основа любого государства. От состояния здоровья, уровня образованности, культуры, физического и духовного развития всех членов семьи зависит будущее страны. В связи с этим, представляется возможным согласиться с точкой зрения А.А. Кагармановой в том, что проблема социальной защиты семьи и детства является актуальной в современном обществе. Социальная защита семьи является основным объектом исследования многих ученых. Характеристику социально- экономического положения семей мы видим в работах А.Г. Вишневского, Т.М. Малевой, Л.Н Овчаровой. Труды Н.А. Александровой, Е.М. Рыбинского посвящены анализу нормативно-правовой базы по охране материнства и детства в нашей стране. Отдельные вопросы социальной защиты семьи рассматривают Е.Г. Азарова, Е.В. Кравченко. На мой взгляд, значение социальной защиты семьи сегодня возрастает из-за низкого материального уровня семьи с детьми, когда двое работающих родителей не в состоянии прокормить двоих детей. При этом с появлением каждого следующего ребенка уровень жизни семьи резко снижается. Семьи с детьми рискуют оказаться за чертой бедности. Дети из таких семей вытесняются из социума. Отсюда алкоголизм, наркомания, беспризорность и социальное сиротство. Появление новых видов социальной поддержки не всегда приводит к позитивным результатам. Так, наряду с введением материнского капитала, индексацией размера пособий, установлением компенсаций за часть средств, потраченных на ребенка в ДОУ, законодателями принимаются спорные решения. Например: перевод ежемесячных пособий на ребенка на региональный уровень; сокращение сроков выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком. Чтобы поддержать экономическую устойчивость семьи, необходимо создать условия занятости. Необходимо создать доступ к услугам ДОУ. Как показала практика, численность детей, находящихся в очереди на получение места в детском саду, все еще значительна. По-моему, пути решения проблемы здесь – организация негосударственных дошкольных образовательных учреждений. Актуальным, на мой взгляд, вопросом является и жизнеобеспечение семьи – высокая нуждаемость в улучшении жилищных условий. Почти половина всех многодетных семей испытывает проблемы с жильем. Прежде всего это связано с тем, что нет достаточной поддержки таким семьям. В 23 регионах страны предоставляется социальная выплата многодетным семьям на приобретение жилого помещения. Но очевидно, это не привело к желаемому результату. А ведь жилье- главная предпосылка молодой семьи к рождению ребенка. Потребность молодых семей в жилье в целом по стране остается высокой. Отсюда появляются разводы, малодетность. Здесь я соглашусь с мнением Т.Н. Поддубной и А.О.Поддубного, что «социальная защита – это организационные, правовые, финансово-экономические, социально-психологические мероприятия по обеспечению гарантий условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и гармоничного развития в семье. Молодая семья способна определить пути развития и существования самого института семьи. Я считаю, что здесь необходима индивидуальная поддержка через центры специализированной социальной помощи. Например: низкие ставки по кредитам на приобретение жилья; приобретение необходимых товаров на льготной основе; гибкий график работы для женщин с малолетними детьми.

Читать статью  ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ

Можно сделать вывод что, современная российская семья переживает кризис, отказывается от рождения детей, что является следствием неэффективности настоящей системы социальной защиты семьи. Необходимы действенные меры по сохранению социальной, воспитательной, экономической функции семьи. Помощь должна предоставляться семье комплексно. Например: усилить материальную поддержку семей, имеющих детей , независимо от материального статуса семьи; повышение качества государственных услуг, а также повышение уровня информирования населения о социальных услугах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационный педагогический измерительный материал по МДК.02.01. Организация работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации и учреждений социальной защиты населения

Рабочая программа учебной практики ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (.

Рабочая программа ПМ.03. Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения для специальности «Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка)»

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 030912 Право и организация социального обеспечения (углубленная п.

Экзаменационный материал по ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. для специальности: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Экзаменационный материалпо ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.для специальности: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Рабочая программа ПМ 02ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МДК 02.01.Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов ПФ РФ

Рабочая программа ПМ 02ПМ 02 «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного Фонда Российской Федерации» МДК 02.01. «Организаци.

Слово для защиты выпускной аттестационной работы «Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов»

Данная выпускная аттестационная работы была представлена к защите по итогам обучения по программе дополнительного профессионального образования «Социальная работа». В слове для защиты указан.

Учебная программа ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми 39.02.01 Социальная работа.

Актуальные проблемы реализации программы государственной поддержки семей, имеющих детей

Михайлова, О. А. Актуальные проблемы реализации программы государственной поддержки семей, имеющих детей / О. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77292/ (дата обращения: 27.10.2022).

Государство всегда уделяло и продолжает уделять пристальное внимание семье как важнейшему институту общества [12]. Среди приоритетных направлений государственной политики можно отдельно выделить демографическую. Так, на сегодняшний день программа повышения рождаемости в стране действует уже тринадцать лет. Базовым нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», которым было введено понятие «материнский (семейный) капитал» (далее — МСК) — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом [11]. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — 256-ФЗ) претерпевал свое изменение не один раз, и в каждой редакции законодатель прямо или косвенно устранял «белые пятна» [6].

Тем не менее, на практике некоторые очевидные «пробелы» таковыми остаются и по сей день. Так, например, при определении права женщины на дополнительные меры государственной поддержки, особое значение приобретает наличие гражданства на момент рождения ребенка сертифицированного ребенка. Часть 1 статьи 3 256-ФЗ утверждает, что «право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;

5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года».

Часть 7 статьи 3 256-ФЗ гласит, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей). Иными словами, если у женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации на момент рождения ребенка, при рождении потенциально сертифицированного ребенка, право не возникает, даже при условии приобретения ею и (ребенком) детьми гражданства нашей страны после факта рождения [6].Такая позиция была закреплена Верховным судом в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016. В судебной практике имеется значительное число судебных решений, опирающихся на данную позицию Верховного Суда Российской Федерации. Существует Проект приказа Минтруда, который используется Пенсионным фондом в работе при определении права, и не ставит в зависимость от факта рождения приобретение гражданства по рождению или при приеме в гражданство. [10]

К тому же, важнейшим фактором, влияющим на право на дополнительные меры государственной поддержки, является отсутствие лишения прав на сертифицированного ребенка на основании части 3 статьи 3 256-ФЗ [6]. Такую информацию Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные подразделения вправе получить в рамках межведомственного взаимодействия у органов опеки и попечительства.

Представим ситуацию, бывшая гражданка СНГ приобретает гражданство на себя и на рождённых ею детей. Второй (по информации из заявления такой гражданки) ребенок, рожденный после 2007 года, потенциально дает право своей матери на материнский (семейный) капитал. Возможность проверки очередности рождения, подлинности данных свидетельств о рождении и наличия ограничений в родительских правах, лишения родительских прав, у территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации отсутствует. Выдача сертификата осуществляется на веру заявительнице.

Читать статью  Проблемы организации устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Другим проблемным моментом является выделение доли несовершеннолетним гражданам родителями, которые воспользовались средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. Какой минимальной долей должен по закону (ч.4 ст.10 256-ФЗ) обладать несовершеннолетний гражданин? Прокуратура следит за выделением доли членам семьи, но ее минимальный размер не имеет прямого отражения ни в одном нормативном акте.

«256-ФЗ определил субъектов (родители и дети), в чью собственность поступает жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала, и установлен вид собственности — общая долевая, возникающий у названных субъектов на приобретенное жилое помещение. В соответствии со статьями 38, 39 Семейного кодекса Российской Федерации [4] разделу между супругами подлежит только общее имущество, нажитое ими во время брака.

К нажитому во время брака имуществу (общему имуществу супругов) относятся в том числе полученные каждым из них денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (пункт 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации). Между тем, имея специальное целевое назначение, средства МСК не являются совместно нажитым имуществом супругов и не могут быть разделены между ними. Исходя из положений указанных норм, дети должны признаваться участниками долевой собственности на объект недвижимости, приобретенный (построенный, реконструированный) с использованием средств материнского капитала» [7].

Одной из проблем реализации государственных мер поддержки семей является мошенничество со средствами Пенсионного фонда Российской Федерации. Ярким примером является обналичивание материнского (семейного) капитала через кредитные финансовые учреждения с целью покупки жилья путем предоставления займа. В махинациях с материнским (семейным) капиталом зачастую участвуют оценочные компании. Такие организации за отдельную плату предоставляют фиктивный отчет о состоянии объекта недвижимости, завышая его реальную стоимость в разы. Подобный механизм может использоваться неоднократно. Государству следовало бы ввести некий реестр допустимых, прошедших жесткий отбор финансовых учреждений, предоставляющих заемные средства. Причем непосредственно сами одобренные микрофинансовые организации выдавали бы заем, а не их филиалы. Потому как в договоре и расписке о принятии в члены кредитно-потребительского кооператива значатся без указания делегирования полномочий агенты территориальных подразделений. Или указывают в преамбуле головное учреждение, а подписывает агент территориальной структуры и скрепляется такой договор печатью фирмы с отличным наименованием от головного кредитно-потребительского кооператива. Более того размер ставки, под которую выдается займ, в разы превышает предельный размер, установленный Центробанком на соответствующий квартал.

С покупкой имущества можно связать совершение родственной сделки как прикрытый вид мошенничества.

Близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии — дети и родители, бабушки, дедушки и внуки, а также полнородные и не полнородные братья и сестры. Сделки между близкими родственниками могут совершаться по общим правилам и должны соответствовать положениям Гражданского кодекса Российской Федерации [2].

Купля-продажа является одной из самых распространенных видов сделок. На сегодняшний день возросло количество сделок между родственниками, по которым они продают друг другу имущество. Если же сделка купли-продажи совершена фиктивно, без реальной передачи денег (например, лишь с целью получения налогового вычета), то такая сделка может быть признана мнимой.

Мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия — ничтожна. Следовательно, необходимо соблюдать все условия законности сделки, в частности представлять доказательства произведения расчета между сторонами. Нарушение этих правил влечет недействительность сделки.

Не соответствует закону продажа одним из супругов другому недвижимости, находящейся в совместной собственности. В данном случае, никакие правовые последствия, а именно отчуждение имущества и переход права собственности к другому лицу не происходит, так как имущество из совместной собственности» поступает» в совместную собственность тех же лиц. Улучшения жилищных условий в семье не происходит, собственно, именно на этот факт делает упор № 256-ФЗ.

Более того, с объемным охватом информатизации оказания государственных услуг, внедрением электронного документооборота возникает еще одна проблема, которая отражена в 256-ФЗ. В Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 12.12.2007 года № 862, в части 8, к примеру, указывается на то, что заявитель может не предоставлять документ-основание (то есть договор купли-продажи, кредитный договор, договор участия в долевом строительстве) [9]. Владелец сертификата на материнский (семейный) капитал в заявление вносит сведения из договора купли-продажи: кадастровый номер и адрес жилого объекта, номер расчетного счета, фамилию, имя и отчество лица, отчуждающего жилое помещение, номер и дату заключения договора. Таким образом, проверка текста договора сотрудниками территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации сводится к нулю. Всегда есть человеческий фактор, так, например, в преамбулу бывают не внесены все сособственники отчуждаемого жилого помещения, а денежные средства переводятся в согласованных долях всем. Таким образом, обработка документов происходит не от первоисточника — договора купли-продажи, а по заявлению обладателя сертификата. Было бы совсем неплохо, если бы заявитель нес бы обязанность по предъявлению договора-основания для перечисления федеральных средств, а не сведений из него.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс». 2020.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // СПС «Консультант Плюс». 2020.
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СПС «Консультант Плюс». 2020.
  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)// СПС «Консультант Плюс». 2020
  5. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 13.07.2020) // СПС «Консультант плюс». 2020.
  6. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 13.07.2020) // СПС «Консультант Плюс». 2020.
  7. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016 // СПС «Консультант Плюс». 2020.
  8. Распоряжение Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 12.03.2014 № 94р «Об утверждении Регламента организации работы с делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки» // СПС «Консультант Плюс». 2020.
  9. Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» (ред. от 19.10.2020) // СПС «Консультант Плюс». 2020.
  10. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении разъяснения по некоторым вопросам применения норм Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (по состоянию на 16.04.2018) (подготовлен Минтрудом России)// СПС «Консультант Плюс». 2020.
  11. Васякина Т., Перепелкина Н. Реализация права на материнский (семейный) капитал как субъективное гражданское право // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 9. С. 71–80.
  12. Салицева О. В., Хураськина Н. В. Правовые основы регулирования охраны семьи // Актуальные проблемы публичного и частного права в контексте современных процессов реформирования законодательства: сб. материалов II Междунар. заоч. науч.-практ. конф., посв. Дню юриста. Чебоксары, 2016. С. 114–116.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная поддержка, Пенсионный фонд, ребенок, мера, Верховный Суд, договор купли-продажи, капитал, сертифицированный ребенок, совместная собственность.

Источник https://studbooks.net/1134865/pravo/problemy_sotsialnoy_zaschity_semi

Источник https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2020/05/18/uchebnyy-material-na-temu-problemy-sotsialnoy

Источник https://moluch.ru/archive/343/77292/