Ребёнок в неполной семье: какая стратегия воспитания правильная?

19 июля, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Содержание

ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ И ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ, ОБРАЗОВАВШЕЙСЯ ВСЛЕДСТВИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ

В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Особенно это заметно в семье разведенных супругов. Процесс воспитания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщены. При этом в поведении матери, касающемся ее взаимоотношений с ребенком, наблюдается два крайних варианта.

Первый из них может быть связан с проявлением более жестких мер воспитательного воздействия. Это касается в первую очередь мальчиков. Обусловливается подобное отношение, по мнению специалистов, тем, что мать ревниво относится к встречам сына с отцом, испытывает по отношению к сыну постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства из-за неприятия в мальчике нежелательных черт характера бывшего мужа. «Со стороны матерей угрозы, порицания и физические наказания чаще применяются к мальчикам… Сыновья здесь становятся нередко своеобразными „козлами отпущения» для уменьшения у матери нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности… Это связано с нетерпимостью матерей к общим с отцами чертам у детей в случае предшествующих конфликтных отношений в семье» [10] .

Второй вариант материнского поведения в семье после развода прямо противоположен первому. Мать стремится своим влиянием компенсировать то, чего, по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. По отношению к детям такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую, сдерживающую инициативу ребенка позицию, что способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, подверженной внешним влияниям, «извне управляемой» эгоистической личности.

Б. И. Кочубей выделяет несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся с ребенком без мужа. Эти соблазны приводят к ошибочному поведению матери в отношениях с детьми, что в конечном итоге приводит к разного рода деформациям в их психическом и личностном развитии.

Первый соблазн – жизнь для ребенка. Потеряв мужа, женщина возлагает на ребенка свои надежды, видит в его воспитании единственный смысл и цель своей жизни. Для женщины не существует ни родных, ни друзей, ни личной жизни, ни досуга – все посвящено ребенку, направлено на его благополучие и гармоничное развитие. Она избегает любых изменений в своей личной жизни, опасаясь, что это может не понравиться ребенку и отвлечет ее от воспитательных задач. Формула, которой она руководствуется в своей послеразводной жизни: «Я не могу себе позволить…» Девочка в поисках пути высвобождения, в протесте против материнских ограничений, против ее навязчивой близости и контролирующей любви, имея самые отдаленные представления о мужчинах, может совершить непредсказуемые поступки.

Весь спектр отношений матери к ребенку окрашивается в тревожные тона. Любая его неудача, любой проступок становятся трагедией – это угроза краха ее родительской карьеры. Ребенок не должен ничем рисковать, не должен проявлять самостоятельность, прежде всего в выборе друзей, так как это может привести его в дурную компанию и он наделает непоправимых ошибок. Мать постепенно сужает не только круг своего общения, но и круг общения сына (дочери). В результате пара «мать – ребенок» все больше замыкается сама на себя, и привязанность их друг к другу с годами усиливается.

Такие отношения первоначально ребенку нравятся, но затем (чаще всего это происходит в раннем подростковом возрасте) он начинает чувствовать себя дискомфортно. Приходит понимание того, что она не только пожертвовала своей жизнью ради него, но и требует, часто не осознавая этого, чтобы он отвечал тем же, поступаясь собственными жизненными планами и установками: он должен принести в жертву свою жизнь ради стареющей матери. В ее любви преобладает мотив «не отпустить!». Рано или поздно это вызывает бунт ребенка, подростковый кризис которого протекает в такой ситуации с симптомами бурного протеста против материнской тирании, в каких бы мягких формах она ни выступала.

Подобная ситуация чревата серьезными последствиями как для мальчиков, так и для девочек. Молодой человек, выросший в чисто женском окружении, часто всю жизнь ищет для себя подругу, созданную по образу и подобию мамы – такую же нежную и заботливую, так же с полуслова его понимающую, опекающую, любовно контролирующую каждый его шаг. Он боится самостоятельности, к которой не был приучен в материнской семье.

Второй соблазн – борьба с образом мужа. Факт развода с мужем для большинства женщин представляет собой серьезную драму. Чтобы оправдать это событие в своих глазах, женщина нередко утрирует, подчеркивает в своем сознании отрицательные черты бывшего супруга. Таким способом она старается снять с себя свою долю вины за неудавшуюся семейную жизнь. Увлекшись такой тактикой, она начинает навязывать отрицательное представление об отце ребенку. Негативное отношение матери к бывшему мужу особенно сильно влияет на детей шестисеми лет и оказывает менее глубокое воздействие на подростков старше десяти лет. Второй вариант последствий «антиотцовского» воспитания состоит в том, что матери так и не удается убедить ребенка до конца в том, что отец действительно плохой. Ребенок продолжает любить отца и мечется между равно любимыми им и ненавидящими друг друга родителями. В будущем подобная семейная атмосфера может стать причиной раздвоения психической жизни и личности ребенка.

Такая мать обычно крайне отрицательно относится к встречам ребенка с «плохим» отцом, а иногда и вообще их запрещает. Возможны два варианта последствий подобного «антиотцовского» воспитания. Первый заключается в том, что старания матери создать у ребенка отрицательные представления об отце увенчались успехом. Сын, разочаровавшись в отце, может полностью переключить на мать все запасы своей любви и привязанности. Если при этом негативное отношение матери распространяется не только на бывшего супруга, но и на мужчин вообще, мальчику становится еще труднее вырасти мужчиной, и у него формируется «женский» тип психологических качеств и интересов. У дочери плохое отношение к отцу, оставившему семью, с еще большей легкостью переходит в недоверие ко всему мужскому роду, представители которого – опасные существа, способные только обманывать женщин. Девушке с такими взглядами создать семью, построенную на любви и доверии, будет нелегко.

Третий соблазн – наследственность. Некоторые матери начинают борьбу не только с образом ушедшего отца, но и с теми его отрицательными, по их мнению, чертами, которые они находят у своих детей. Чаще всего это наблюдается в неполных семьях «мать – сын». Мать начинает искать в ребенке наследственные черты ушедшего из семьи отца. Зачастую те качества, которые такая мать приписывает «дурным генам» отца, являются не чем иным, как проявлением мужских черт в их традиционном понимании: избыточной активности, агрессивности. Под видом «отцовской наследственности» мать обычно отрицает в ребенке наличие самостоятельности, его нежелание подчиняться ей во всем и стремление иметь собственные взгляды на жизнь и свою дальнейшую судьбу. А отклонения от нормы в его поведении она расценивает как невозможность что-либо изменить по причине «дурных генов», и этим как бы пытается снять с себя ответственность за допущенные в воспитании ошибки.

Четвертый соблазн – попытка купить любовь ребенка. После развода ребенок чаще всего остается с матерью, и это ставит родителей в неравное положение: мать бывает с ребенком ежедневно, а отец встречается с ним обычно по выходным. Отец лишен ежедневных забот и может целиком посвятить себя тому, что так нравится детям, – преподнесению подарков. С мамой – тяжелые будни, а с папой – веселый праздник. Неудивительно, что в какой-нибудь мелкой ссоре с матерью сын или дочь могут ввернуть что-то вроде: «А вот папа меня не ругает…», «А вот папа мне подарил…» Преувеличенное внимание родителей к ребенку может к тому же вызвать в нем нескромность и завышенную самооценку, потому что, оказавшись в центре всеобщего интереса, он не осознает того, что борьба родителей за его любовь не связана ни с какими заслугами с его стороны [11] .

Такие эпизоды больно ранят мать. В подобных ситуациях у матери возникает естественное желание превзойти бывшего мужа в этом отношении и «перекупить» у него детскую любовь. Со своей стороны она обрушивает на ребенка поток подарков: пусть не думает, что только отец о нем заботится. Отец и мать вступают в соревнование за любовь ребенка, стремясь доказать не столько ему, сколько самим себе и окружающим: «Я люблю его ничуть не меньше и не жалею для него ничего!» Как мы уже говорили, в такой ситуации ребенок начинает ориентироваться преимущественно на материальную сторону своих отношений с родителями, пытаясь любым путем добиться для себя выгод.

В основе всех перечисленных соблазнов лежит неуверенность женщины в своей любви к ребенку, в прочности своих связей с миром. После потери мужа она больше всего боится, что и ребенок может ее «разлюбить». Именно поэтому она любыми средствами пытается добиться детской благосклонности. Как правильно сообщить ребенку о разводе родителей 6. Желательно не изменять образ жизни самого ребенка. Например, после развода лучше, чтобы ребенок ходил в тот же детский сад или школу. Это важно, поскольку позволяет сохранить прежний круг общения и интересов ребенка.

Таким образом, распад семьи всегда болезненно переживается и взрослыми и детьми. Не всегда умеющие контролировать собственные переживания взрослые изменяются и в отношении к ребенку:

• кто-то видит в нем причину развала семьи и, не стесняясь, говорит об этом;

• кто-то (чаще всего мать) настраивает себя на то, чтобы всецело посвятить свою жизнь воспитанию ребенка;

• кто-то узнает в нем ненавистные черты бывшего супруга или, напротив, радуется их отсутствию.

В любом случае внутренняя дисгармония взрослого в послеразводном кризисе накладывает отпечаток на формирование личности ребенка, потому что дети во многом воспринимают события, ориентируясь на реакцию взрослых. Нередко взрослые используют детей в качестве объекта разрядки своих отрицательных эмоций, транслируют на них негативные аспекты переживаемой ситуации. При этом родители упускают из виду то, что ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Развод неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Поэтому взрослым необходимо учитывать те обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации. Именно на это советует родителям обратить внимание один из ведущих специалистов США в области педиатрии, детской психологии и психиатрии Аллан Фромм. Основные положения его семейного «кодекса», адресованного разведенным родителям, сводятся к следующему:

Читать статью  Фото по запросу Happy Family

«1. Разделению семьи или разводу супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые сильно волнуют его. Мало того, родители, занятые своими ссорами, с ним тоже обращаются плохо, даже если стараются уберечь его от разрешения собственных проблем.

2. Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход как отказ от него. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы.

3. Очень часто после разделения семьи или развода мать вновь вынуждена пойти на работу и в результате может уделять ребенку меньше времени, чем прежде. Поэтому тот начинает чувствовать себя отвергнутым и матерью.

4. Какое-то время после разделения семьи или развода отец регулярно навещает ребенка. Во всех случаях это очень глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод окажется для ребенка еще мучительнее и необъяснимее. Кроме того, он с недоверием и обидой будет смотреть на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно, ребенок начнет спрашивать себя, почему, собственно, он должен с ним видеться, и в результате у него может зародиться комплекс вины. Если родители охвачены вдобавок желанием мстить один другому, они заполняют сознание ребенка вредным вздором, ругая друг друга и подрывая тем самым психологическую опору, которую обычно малыш получает в нормальной семье.

5. В этот период ребенок может, воспользовавшись расколом семьи, сталкивать родителей друг с другом и извлекать нездоровые преимущества. Заставляя их оспаривать свою любовь к нему, ребенок будет вынуждать их баловать себя, а его интриги и агрессивность со временем могут даже вызвать их одобрение.

6. Отношения ребенка с товарищами нередко портятся из-за нескромных вопросов, сплетен и его нежелания отвечать на расспросы об отце.

7. С уходом отца дом лишается мужского начала. Матери гораздо труднее прививать мальчику чисто мужские интересы, например водить на стадион. Ребенок больше не видит столь же отчетливо, какую роль в доме играет мужчина. А что касается девочки, то ее правильное отношение к мужскому полу может легко исказиться из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери. Кроме того, ее представление о мужчине сложится не на основе естественного, изначального знакомства с ним на примере отца и потому может оказаться неверным.

8. На малыше так или иначе отражаются страдания и переживания матери. В новом положении женщине, конечно, гораздо труднее выполнять свои материнские обязанности» [12] .

Вышеуказанные обстоятельства в сочетании с ошибками, которые допускают матери в воспитании детей в разведенной семье, могут привести не только к нарушениям психического развития ребенка, но и к деформации его личности в целом. Чтобы не допустить этого и помочь ребенку справиться с неожиданно свалившейся на него неразрешимой проблемой расставания самых близких для него людей, снизить переживания тревоги и страха в ситуации формирования новой системы отношений с родителями, разводящиеся супруги должны совместными усилиями помочь ему в формировании нового образа семьи. Для это им необходимо придерживаться следующих психологических рекомендаций.

1. Нельзя скрывать от ребенка ситуацию развода, таинственность и отсутствие информации многократно усиливают тревогу.

2. Необходимо сообщить ребенку в четкой и ясной форме, что оба родителя остаются для него любящими мамой и папой, они всегда будут оставаться рядом с ним и заботиться о нем.

3. Сообщать о разводе должны оба родителя – ребенок должен быть уверен в своей ценности для обоих и отсутствии между ними разногласий в том, как будут строиться их отношения с ним после развода.

4. Нельзя ставить перед ребенком вопрос, с кем он будет жить, вплоть до старшего подросткового возраста. Если в семье не один, а двое или трое детей, то родители часто начинают их «делить». Общих правил в отношении того, с кем останется ребенок, нет, но принимаются во внимание следующие обстоятельства:

Степень привязанности сиблингов друг к другу . Если разлучают братьев и сестер, привязанных друг к другу, то второе событие может оказать еще более психо-травмирующее воздействие, чем сам развод.

Планы каждого из родителей. Если кто-то из них предполагает создать новую семью, то решать вопрос о том, с кем останутся дети, необходимо всем вместе, включая потенциальных отчима и мачеху.

Степень привязанности ребенка к родителям. Безусловная любовь матери и привязанность к ней ребенка заведомо перевешивают на чаше весов материальный достаток и экономическое благополучие отца. Материальные условия можно создать разовым усилием – любовь и чувство безопасности нужны ребенку как воздух ежечасно и ежесекундно.

5. Необходимо предоставить ребенку возможность свободно обсуждать проблему развода с каждым из родителей, пока у него существует потребность в этом.

Одной из проблем послеразводного периода является противодействие матерей, их негативизм и сопротивление попыткам отцов сохранить отношения с детьми после развода. Необходимо знать основные принципы , которыми должны руководствоваться родители при достижении договоренности об участии отцов в воспитании детей. Их несколько: 6. Необходимо сохранять доброжелательные отношения между супругами, не ставить ребенка перед необходимостью выбора, избегать подозрительности, не расспрашивать ребенка о супруге, его новой семье, если она существует, не комментировать поступки, подарки, высказывания бывшей «второй половины», помнить о том, что бывший партнер – значимый и важный для ребенка человек.

1. Формирование нового образа семьи у детей. Основная проблема развода для ребенка – сепарация с эмоционально значимым родителем, страх потерять его любовь и заботу, чувство потери безопасности. Не менее важной для постразводной стадии становится задача формирования новой системы отношений с родителями. Страх и тревога ребенка усиливаются в тех случаях, когда взрослые оставляют его в неведении или табуируют тему развода. (Психологические рекомендации по формированию нового образа семьи у ребенка см. выше.)

2. Оптимизация детско-родительских отношений. Достаточно часто развод влечет за собой изменение типа семейного воспитания в сторону гипопротекции (недостаток внимания и заботы о ребенке), повышенной моральной ответственности, возрастания неустойчивости и противоречивости воспитания. В этом случае возникает необходимость коррекции типа семейного воспитания в сторону более близкого и равноправного общения и сотрудничества.

Другим видом искажения детско-родительских отношений может стать максимальное сближение ребенка и родителя по типу эмоционального «слипания», симбиоза матери и ребенка. Так, недифференцированность личностных границ матери и дочери-подростка представляет собой искажение детско-родительских отношений, приводящее к трудности личностного самоопределения. Мать может проецировать на сына ожидания любви, тепла и принятия, компенсирующие потерю супруга. Стремление ограничить независимость и самостоятельность подростка часто приводит к бунту, протесту и разрыву отношений.

3. Ребенок должен быть уверен в том, что он любим и дорог обоим родителям. Надо постоянно подкреплять уверенность ребенка в любви, принятии и уважении его как отцом, так и матерью. Если родитель, проживающий отдельно, длительное время не общается с ребенком, нужно суметь найти для ребенка возможные объяснения этому факту, не подвергая сомнению чувства к нему такого родителя.

4. Образ каждого из родителей должен быть позитивным. Ребенок должен быть уверен в том, что его мама и папа – достойные люди, заслуживающие любви и уважения.

5. Разведенным супругам нужно принять нынешнее семейное положение как естественное и сформировать такую же установку у ребенка. Не стыдиться развода, не говорить о разводе как постыдной недостойной ситуации и не умалчивать о нем. Объяснить ребенку, что неполная семья – ничем не хуже любой другой семьи, что существуют такие отношения, когда отцы живут отдельно, но продолжают заботиться о детях.

Читайте также

ПЕРЕЖИВАНИЕ ДЕТЬМИ СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ

ПЕРЕЖИВАНИЕ ДЕТЬМИ СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ Развод, как считают психологи, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка. Родители не

ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ МАТЕРИ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВОДА

ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ МАТЕРИ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВОДА В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношений матери к этой проблеме: 1. Мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было. 2. Мать пытается обесценить отца, старается изгладить

Приложение 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ

Приложение 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ Сталкиваясь с переменами, связанными с разводом родителей, дети должны знать, на что могут рассчитывать во время долгого периода замешательства, чего ждать от матери и отца. Вот почему

19.9. Отношение детей к матери и отцу

19.9. Отношение детей к матери и отцу Отец в глазах детей — это сильный, смелый, уверенный, решительный, выносливый, активный и ответственный человек. Мать же в их представлении — это заботливая, ласковая, нежная, ответственная, мягкая, активная женщина (Т. А. Арканцева и Е. М.

Воспитание детей после развода родителей

Воспитание детей после развода родителей На мой взгляд, развод является крайней мерой разрешения семейных конфликтов. Хотя допускаю, что в некоторых случаях это может быть единственно правильным решением. Но развод способен сильно психологически усложниться, если у

6.2.1. Потеря одного или обоих родителей вследствие политических репрессий

6.2.1. Потеря одного или обоих родителей вследствие политических репрессий Давид Бэккер (Becker, 1992) указывает на то, что процесс скорби сильно затруднен, если люди погибают вследствие политических репрессий. Их близкие родственники лишаются ритуалов и поддержки со стороны

6.2.2. Потеря одного или обоих родителей вследствие насильственного исчезновения

6.2.2. Потеря одного или обоих родителей вследствие насильственного исчезновения Б?льшая часть того, что сказано о гибели родителей вследствие политических репрессий, справедливо и в случае их исчезновения. Хотя исследования, которые будут приведены в данной работе ниже

1.2. К проблеме «кооперативности» родителей после развода

1.2. К проблеме «кооперативности» родителей после развода Во всей психологической литературе о разводах нет ни одной работы, где не говорилось бы о том, что продолжение отношений с отцом после развода жизненно важно для ребенка. Думаю, нет необходимости повторять, почему

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЛЮБВИ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЛЮБВИ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Потребность ребенка в любви после того, как родители развелись, не уменьшается. Ему по–преж- нему нужна привязанность. Разница в том, что ребенок пережил серьезную травму и его уверенность в родительской любви поколеблена. Чтобы

Как улучшить отношения в семье

Как улучшить отношения в семье Этот же самый метод оказался полезен и для семейных отношений. Фактически, основные положения данного метода были разработаны Вирджинией Сатир, являющейся пионером в семейной терапии. В следующей главе мы покажем, каким образом можно

Отношения в семье

Отношения в семье Хэл. Я думал, что когда Бекки переехала к нам, мой. мой старший сын. он так нуждался в любви, и у нас с ним был конфликт по этому поводу, иногда я очень сердился, потому что считал, что он требует от нее слишком много времени, а ведь ее время нужно было мне.

Читать статью  Как ошибки восприятия помогают нам покупать?

12.5. Вдовство и отношения в семье

12.5. Вдовство и отношения в семье Общеизвестно, что вдов много, а вдовцов мало (к 65 годам и старше на 8,5 млн вдов приходится только 1,9 млн вдовцов). Поэтому после смерти мужа у вдовы, даже не имеющей ребенка, мало шансов выйти замуж вторично. Оставшись в преклонном возрасте

Подросток в неполной семье и детском доме

Подросток в неполной семье и детском доме Изменения половой морали в конце прошедшего и начале нового века поставили перед наукой и практикой много новых проблем. Нарушается ли психологическая комфортность подростка, если его воспитывает одна бабушка, мама или,

Конфликтные отношения в семье

Конфликтные отношения в семье У семилетнего Саши К. в рисунке семьи представлена сплоченная группа, состоящая из бабушки, мамы и папы, а он сам нарисован в стороне, резко уменьшенного размера (рис. 153). Особенно мала голова, размер которой в наибольшей мере отражает

Ребёнок в неполной семье: какая стратегия воспитания правильная?

Как вырас­тить ребёнка в непол­ной семье? Увы, эта про­блема сего­дня акту­альна и для пра­во­слав­ной среды. Как дер­жаться вер­ной линии вос­пи­та­ния? Как мини­ми­зи­ро­вать душев­ные травмы ребёнка? При­слу­ша­емся к сове­там психолога.

Вос­пи­ты­вать детей непро­сто, даже если в вос­пи­та­тель­ном про­цессе участ­вуют оба роди­теля, а также под­клю­ча­ются бабушки, тетушки и при­хо­дя­щие няни. Если же ребёнка вос­пи­ты­вает один роди­тель, то на него падает двой­ная нагрузка.

depositphotos 32422703 xl e1482389080633 1068x686 1 - Ребёнок в неполной семье: какая стратегия воспитания правильная?

Как не допу­стить вос­пи­та­тель­ного крена, неиз­беж­ного без про­ти­во­веса? Как не надо­рваться оди­но­кому роди­телю? Ведь не только вос­пи­ты­вать — и рабо­тать при­хо­дится за двоих, чтобы поста­вить ребёнка на ноги.

И, несмотря на то, что харак­тер про­блем для всех роди­те­лей-оди­но­чек схо­жий, но вдове, раз­ве­ден­ной, неза­муж­ней жен­щине и оди­но­кому отцу при­дется решать эти про­блемы по-разному.

Как воз­никла непол­ная семья? Фак­торы, при кото­рых это слу­чи­лось, неоди­на­ково воз­дей­ствуют на ребёнка. Это как при состав­ле­нии исто­рии болезни: раз­ные симп­томы ука­зы­вают на раз­ные забо­ле­ва­ния. Итак, для начала нужно отве­тить на сле­ду­ю­щие вопросы:

  • Кто отсут­ствует в семье?
  • Как долго?
  • В каком воз­расте был ребё­нок, когда семья распалась?
  • Кем был заме­нен отсут­ству­ю­щий родитель?
  • Каким был отсут­ству­ю­щий родитель?
  • Каким явля­ется при­сут­ству­ю­щий родитель?
  • Каков сам ребёнок?

Без­условно, в деле вос­пи­та­ния мело­чей нет. А в непол­ной семье – тем более. Имеют зна­че­ние и соци­аль­ный фон, и мате­ри­аль­ный ста­тус, и куль­тур­ная среда, и нали­чие бабушки с дедушкой…

Отдельно стоит при­чина воз­ник­но­ве­ния непол­ной семьи. Отец умер от несчаст­ного слу­чая или совер­шил само­убий­ство? Сел в тюрьму или уехал за границу?

Раз­вод про­изо­шел по вза­им­ному согла­сию или папа про­сто бро­сил семью? Раз­ные ситу­а­ции нано­сят душе ребёнка травмы раз­ной сте­пени тяже­сти — и эту сте­пень обя­за­тельно нужно учитывать.

Конечно, хорошо, когда ребё­нок вос­пи­ты­ва­ется в пол­ной семье, где все друг друга любят, ува­жают, друг другу дове­ряют. Но сама по себе пол­ная семья не явля­ется гаран­тией сча­стья и успеш­ного вос­пи­та­ния. Она лишь создает более выгод­ные пред­по­сылки. И забы­вать об этом не стоит.

Особенности воспитания в неполной семье

Рас­пад семьи нано­сит ребёнку травму. Это неиз­бежно, как бы ни ста­ра­лись роди­тели смяг­чить удар. А ино­гда они и не пыта­ются его смяг­чить: в своих душев­ных мета­ниях мама и папа забы­вают о ребёнке, и вот он уже поки­нут не одним, а обо­ими роди­те­лями… И как раз в тот момент, когда он осо­бенно остро нуж­да­ется в их любви и поддержке.

Часто после раз­рыва мамы пыта­ются взять на себя геро­и­че­скую мис­сию: стать для сво­его ребёнка и мате­рью, и отцом. Ска­жем сразу: мис­сия невыполнима.

В пол­ной семье мама и папа зани­мают каж­дый свою нишу, и на стыке их вос­пи­та­тель­ных пози­ций, как пра­вило, и нахо­дится та золо­тая сере­дина, кото­рая помо­гает пра­вильно вос­пи­ты­вать ребёнка.

Оди­но­кая мама бро­са­ется в край­но­сти. Она хочет заме­нить сыну отца – и ста­но­вится стро­гой, тре­бо­ва­тель­ной, жест­кой. В резуль­тате маль­чик лиша­ется не только отца, но и матери – ее любви, теп­лоты, ласки.

А ведь в ран­нем воз­расте именно эти мате­рин­ские каче­ства ста­но­вятся для ребёнка зало­гом уве­рен­но­сти в себе, дове­рия к окру­жа­ю­щим, общего поло­жи­тель­ного самоощущения.

Чеш­ский пси­хо­лог З. Матей­чек счи­тает, что вос­пи­та­ние в непол­ной семье – это такое же обыч­ное, нор­маль­ное вос­пи­та­ние, только оно осу­ществ­ля­ется в более труд­ных условиях.

Важ­ное зна­че­ние имеет лич­ность того чело­века, кото­рый остался с ребён­ком один на один. Каче­ства самого вос­пи­та­теля сыг­рают в фор­ми­ро­ва­нии ребёнка гораздо боль­шую роль, чем факт непол­ной семьи.

Ребё­нок спо­со­бен отли­чить мать от отца, поэтому не при­ки­ды­вай­тесь тем, кем вы не явля­е­тесь. Основ­ным ору­жием в борьбе за вос­пи­та­ние должно стать осо­зна­ние своей ответственности.

Ребёнку необ­хо­димо чув­ство­вать, что он может поло­житься на каж­дое слово и дей­ствие взрос­лого неза­ви­симо от того, что это будет: обе­ща­ние, угроза или откро­вен­ный раз­го­вор. Авто­ри­тет и ува­же­ние нельзя про­бу­дить упре­ками или при­зы­вами к сочувствию.

Авто­ри­тет дол­жен расти посте­пенно, как резуль­тат куль­тур­ного обще­ния с людьми, серьез­ного, рас­су­ди­тель­ного, понят­ного для ребёнка под­хода к реше­нию про­блем и вопро­сов, но, прежде всего, прав­ди­во­сти и искрен­но­сти воспитателя.

Кроме того, не стоит забы­вать, что ребё­нок не пас­сив­ный участ­ник вос­пи­та­тель­ного про­цесса. Он тоже фор­ми­рует свою лич­ность своим тем­пе­ра­мен­том. А жизнь в непол­ной семье есть такое же сотруд­ни­че­ство, как и жизнь в семье по любым кри­те­риям полной.

О трудностях отцов-одиночек

У отца-оди­ночки поло­же­ние еще менее выгод­ное, чем у оди­но­кой мамы. Мать свя­зана с ребён­ком физи­че­ски; отец этой связи лишен. Он не мучился ток­си­ко­зом во время бере­мен­но­сти, не кри­чал в родо­вых схват­ках, не кор­мил ребёнка грудью…

А ведь именно эти ста­дии создают тот интим­ный кон­такт матери и ребёнка, кото­рый невоз­можно ничем заменить.

И все же нет осно­ва­ний дис­ква­ли­фи­ци­ро­вать отцов-оди­но­чек, хотя их путь к сво­ему ребёнку будет более дол­гим и более сложным.

Повторный брак

К повтор­ному браку нельзя отно­ситься одно­значно хорошо или одно­значно плохо. Все зави­сит от того, чем он обер­нется для матери и ребёнка.

Хорошо, если новый брак повы­сит внут­рен­нюю жиз­нен­ную уве­рен­ность матери, а тем самым и ребёнка. Но если есть веро­ят­ность ослаб­ле­ния такой уве­рен­но­сти, воз­ник­но­ве­ния кон­флик­тов, напря­жен­ных отно­ше­ний, то новый брак нежелателен.

Потребности ребёнка для здорового развития

У ребёнка есть 4 круга потреб­но­стей. Он дол­жен пройти все эти круги, чтобы на выходе полу­чить здо­ро­вое раз­ви­тие и хоро­шие отно­ше­ния со сверст­ни­ками. В пол­ной семье этот резуль­тат дости­га­ется, как пра­вило, есте­ствен­ным путем. В непол­ной семье необ­хо­димо при­ло­жить ряд усилий.

Пер­вый круг: вза­им­ное обще­ние между ребён­ком и родителем

Мать может легко удо­вле­тво­рить эту потреб­ность. Но жен­щины часто бро­са­ются в край­но­сти. Либо она слиш­ком пере­гру­жена рабо­той и лич­ными про­бле­мами, и малыш ока­зы­ва­ется забро­шен­ным. Либо она пуга­ется того, что мало забо­тится о ребёнке, и начи­нает душить его своей любовью.

Но избы­ток заботы так же вре­ден, как и недо­ста­ток: он может при­ве­сти к рав­но­ду­шию или актив­ному сопротивлению.

Вто­рой круг: потреб­ность соци­аль­ного учения

И на этом круге нельзя ска­зать, что оди­но­кая мать в невы­год­ном поло­же­нии. Она учит малыша с пер­вых дней его жизни так же есте­ственно, как и любая дру­гая мать. И у нее даже есть пре­иму­ще­ство: никто не спо­рит с ней о взгля­дах на воспитание.

Но это пре­иму­ще­ство имеет и обрат­ную сто­рону. Истина, как известно, рож­да­ется в споре. А если никто не спо­рит, зна­чит, ошибки оста­нутся неисправленными.

Лег­кое при­ви­тие раз­лич­ных навы­ков ребёнку еще не гово­рит о том, что они сфор­ми­ро­ваны хорошо и полезно. Ребё­нок дол­жен уметь целе­устрем­ленно направ­лять свои жела­ния, инте­ре­со­ваться всем, что про­ис­хо­дит вокруг него, дол­жен уметь ори­ен­ти­ро­ваться в новых, непри­выч­ных для него условиях.

Тре­тий круг: эмо­ци­о­наль­ные потребности

И здесь мать-оди­ночка не столк­нется с непре­одо­ли­мыми про­бле­мами. Как пра­вило, дети в непол­ных семьях очень хорошо эмо­ци­о­нально раз­ви­ва­ются, если матери готовы наход­чиво отве­чать на их вопросы, ком­мен­ти­ро­вать их поступки, про­яв­лять инте­рес к их «откры­тиям».

Для этого нет необ­хо­ди­мо­сти долго и много зани­маться с ребён­ком, надо только созда­вать ему усло­вия, при кото­рых он сам бы «откры­вал мир». Ребёнка надо под­дер­жи­вать сове­том, ока­зы­вать ему помощь в любой момент, когда он в этом нуждается.

Чет­вер­тый круг: вклю­че­ние ребёнка в обще­ствен­ную жизнь

Да, здесь дети из непол­ных семей ока­зы­ва­ются в менее выгод­ном поло­же­нии. Ребёнку зна­кома прак­ти­че­ски одна соци­аль­ная роль — его матери. В связи с этим пси­хо­логи З. Матей­чек, В. Сатир, А.И. Заха­ров опре­де­ляют самый ост­рый вопрос непол­ной семьи: как сфор­ми­ро­вать для ребёнка здо­ро­вую поло­вую идентификацию?

Модели для такой иден­ти­фи­ка­ции он вынуж­ден искать вне семьи, и слож­ность в том, есть ли она побли­зо­сти, а если есть, то какого качества?

Для выпол­не­ния этой задачи в обще­стве суще­ствуют поло­вые роли. Это соци­аль­ные нормы, кото­рые опре­де­ляют, чем должны и не должны зани­маться пред­ста­ви­тели каж­дого пола.

Это фор­ми­ро­ва­ние должно начи­наться с дошколь­ного воз­раста. Иначе неиз­бежны откло­не­ния в раз­ви­тии, кото­рые позже поме­шают нор­мально выпол­нять семей­ную и обще­ствен­ную функ­ции. Такие про­блемы все­гда при­во­дят к сни­же­нию само­оценки и общему пси­хо­ло­ги­че­скому дискомфорту.

Подводим итоги

Если оди­но­кий роди­тель при­мет к све­де­нию все эти фак­торы, он имеет реаль­ную воз­мож­ность вырас­тить чело­века, пре­красно при­спо­соб­лен­ного к жизни в обществе.

Для малень­кого ребёнка обще­ство – это семья. Именно в ней изме­ня­ется «я» ребёнка. И не имеет боль­шого зна­че­ния число окру­жа­ю­щих людей. Гораздо важ­нее каче­ство отношений.

Ребё­нок может жить с одной мате­рью и хорошо пони­мать, что они с боль­шим ува­же­нием отно­сятся друг к другу. Ребё­нок ясно осо­знает, что в меч­тах матери он силь­ный и хоро­ший чело­век, что она с ним счи­та­ется, мно­гого от него ждет. Такое поло­же­ние не все­гда бывает и в пол­ных семьях.

Есть немало поло­жи­тель­ных при­ме­ров вос­пи­та­ния детей в непол­ных семьях несмотря на опре­де­лен­ные труд­но­сти, кото­рые испы­ты­вают родители.

Глав­ное, что нужно пом­нить: несчаст­ный роди­тель не смо­жет вырас­тить счаст­ли­вого ребёнка. Не смо­жет сфор­ми­ро­вать у него пози­тив­ные чув­ства и радост­ные эмо­ции. Поэтому будьте счаст­ливы. Хотя бы тем, что у вас рас­тет ребёнок.

Мама и я — неполная семья

Как вырастить из мальчика мужчину, когда в семье нет отца?

Наталья Зайлер (Мелешкова) психолог

Когда мы оказываемся одинокими? Когда сами изгоняем людей из своего сердца и чувств, принижая их значение в нашей жизни. Тогда наша душа становится маленькой и пустой.

Без мужского влияния.

Как воспитывать ребенка без отца

Размышляя об одиноких мамах, многие люди часто задаются вопросом: «Как отражается на детях отсутствие мужского влияния?» Особенно они переживают за мальчиков. Как вырастить из них мужчин, когда таковых нет в семье?

Надеясь улучшить ситуацию, некоторые мамы поощряют детей чаще общаться с учителями и родственниками-мужчинами или стараются устроить свою личную жизнь в надежде «найти отца ребенку».

Однако представления ребенка о мужском и женском складываются не только в ходе взаимодействия с конкретными людьми, но транслируются ему от всего окружения. Как только человек появляется на свет, он тут же попадает в культурную среду, пропитанную представлениями о мужском и женском. Они проявляются в наших чувствах, мечтах, идеях и поведении. Они закодированы в искусстве, литературе и даже в том, как разложены товары на магазинных полках.

Читать статью  Социальные проблемы современного семейного воспитания

Настоящая проблема заключается не в том, испытывает ли ребенок на себе мужское влияние, а в том, способен ли он соединиться и идентифицироваться с мужским.

Все мы слышали об обрядах инициации в первобытных племенах, когда подросших мальчиков забирали от женщин и передавали на воспитание и обучение мужчинам. Из нашей жизни эти обряды уже ушли. Но каждой маме приходится проводить для ребенка такой ритуал в своей душе. Именно она в своих чувствах и мыслях должна отпустить ребенка к его отцу и ко всему мужскому. Маме приходится разрешать или не разрешать детям любить отца и стремиться к нему так же сильно, как они любят и стремятся к ней.

«Отпускание к отцу» — это не конкретные слова и поступки, а внутренняя позиция. Это смирение с существованием мужского мира и с необходимостью для ребенка подойти к нему.

Почему мы, женщины, держим детей вдалеке от мужского пространства? Во-первых, волнуясь, что они повторят судьбу своих отцов, некоторые из которых пили, рано ушли из жизни, перенесли несчастья или обижали женщин. Во-вторых, мы отлучаем ребенка от отца, пытаясь «восстановить справедливость». Мы считаем, что сделали значительно больше, чем папа, поэтому именно нам принадлежат права на детскую любовь и привязанность. К тому же так мы можем насладиться ощущением собственной власти.

Как мы разъединяем ребенка с мужским пространством? Нередко внешне мы не препятствуем, а даже приветствуем контакты отца и ребенка. Но в наших чувствах и мыслях звучит: «Если ты полюбишь его, если захочешь быть, как он, ты разочаруешь меня!» А за этой фразой стоит угроза отвергнуть ребенка в наказание за привязанность к отцу.

Можно назвать целый ряд последствий непозволения мальчикам примкнуть, а девочкам соприкоснуться с мужским миром.

Прежде всего — несамостоятельность. Отделяя детей от мужской сферы, мы не пускаем их в мир деятельности, предприимчивости, творчества, познания, смелости.

Как ни удивительно это звучит, но многие современные психотерапевты видят причину склонности к любым видам зависимостей — алкогольной, наркотической, игровой, эмоциональной — в отлучении детей от мужского. Как человек становится зависимым? В нашем внутреннем мире мужское и женское, материнское и отцовское должны быть уравновешены и одинаково позитивно эмоционально окрашены. Если что-то не принято, изгнано из души, в ней возникает пустота, которую человек пытается заполнить алкоголем, наркотиками, нездоровыми привязанностями и т.д.

Некоторые особенности характера также обусловлены оторванностью от мужского мира. Приходилось ли вам когда-нибудь встречать мужчину, постоянно недовольного женщинами и с ними соперничающего? Он непрерывно говорит, что и как они должны делать: как выглядеть, растить детей и даже как чувствовать себя после родов. Почему же он раздражен тем, как ведут себя женщины? Именно потому, что так и не перешел из женского мира в мужской и считает, что сам знает лучше, что и как делать, чтобы быть настоящей женщиной.

Нужно ли восполнять роль отца?

Мы думаем, как восполнить роль отца, когда сами ее отняли у него. Компенсировать ее нельзя, ведь принадлежит она только законному правообладателю. Мы изгоняем отца, обесценивая его роль в нашей жизни и в жизни ребенка. А после ищем людей, которые выполнили бы роль отца лучше его самого, — нового мужа, дедушку, брата и т.д.

Мы все находимся в некотором психологическом поле, в котором у каждого из нас есть свое место — отца, матери, ребенка и т.д. Попытка заместить, компенсировать одного человека другим приводит к напряжению в психологическом пространстве семьи.

К примеру, когда мы хотим, чтобы дядя, дедушка, отчим играли роль отца, вынуждаем их разрываться в ролях и обязанностях. А если признать, что отец, какой бы он ни был, уже есть, ребенок получает полноценного дядю, дедушку и отчима.

Нередко, как только мама знакомится с мужчиной, готовым стать ребенку отцом, биологический отец тут же заявляет о своих правах, и между мужчинами возникает психологическая борьба. Иногда ребенок не принимает нового мужа мамы, потому что подсознательно бережет папино место в семье. Кроме того, дети пытаются сохранить присутствие папы в доме, повторяя его судьбу. Мужчина, которого мы выбрали с целью заменить ребенку отца, начинает «ломать» его природу под себя. А вот если мы сами и наш новый избранник признаем ту роль, которую биологический отец сыграл в жизни ребенка, то отчим вдруг начинает замечать особенности пасынка, находит с ним общий язык и становится ему близким любящим другом.

Обычно нам сложно отдать должное отцу, потому что он не соответствует нашим представлениям о том, каким ему следует быть. Но даже если женщина сделала искусственное оплодотворение и понятия не имеет, кто папа ее малыша, было бы полезно подумать с теплотой, что где-то на свете есть человек, благодаря которому она смогла стать мамой.

Кто такой бывший муж?

Однажды мне довелось работать посредником в конфликте между разведенными родителями четырехлетнего мальчика. Сперва папа выкрал малыша и заставил называть мамой свою новую жену. Он потратил несколько лет, собирая справки о невменяемости матери ребенка. Женщина решила ситуацию через суд и тут же захотела лишить отца родительских прав.

Отношения с отцом после развода

У многих из нас существует иллюзия, что можно развестись, запретить бывшему мужу или жене встречаться с ребенком и заменить их кем-то получше. В таких случаях конфликты продолжаются до тех пор, пока мы не осознаем, что окончательно развестись с отцом или матерью своего ребенка невозможно. Когда у людей есть общие дети, они уже навсегда связаны между собой. Мы можем не общаться с отцом и постараться о нем забыть, но от этого он не перестанет существовать. Это человек, который постоянно зримо или незримо присутствует в нашей жизни.

Лучше всего к отцу ребенка относиться как к родственнику, которого нельзя изменить и перевоспитать, но с которым приходится решать общие вопросы, учитывая его особенности. Когда люди занимают такую позицию, они примиряются с особенностями друг друга и находят устраивающую обоих дистанцию в отношениях.

Как не надорваться одной

Действительно, тяжело растить ребенка без помощи папы: зарабатывать деньги, принимать решения, нести ответственность. Как же нам себя поддержать?

Когда мы чувствуем себя несчастными? Когда наша жизнь не совпала с нашим собственным образом счастья. Эти образы ограничивают нас, наши знания о себе и мире. Мир, жизнь, окружающие и сами мы гораздо глубже и многограннее, чем любые наши идеи о них. И если с нами случилось то, с чем мы не ожидали столкнуться, не стоит тратить силы на переживания. Каждая непредвиденная ситуация нам открывает нас самих с новой, незнакомой стороны. Так мы становимся сильнее, взрослее и интересней.

Мы также обременены установками о том, кто, как и в каком количестве должен нам помогать. Мы не желаем принять то, что нам дают, а хотим только того, что соответствует нашим идеям о помощи. Когда же этого не случается, мы считаем себя одинокими и обманутыми.

Поэтому нам пора отвлечься от того, что, как и сколько нам не сделал отец ребенка, и начать замечать помощь других людей: врачей, учителей, воспитателей, родственников. Чувство благодарности к ним поддержит нас, сделает увереннее и немного счастливее. Так мы научимся принимать помощь, а окружающим будет приятно оказывать нам ее.

Если не становится легче

Иногда с момента расставания с отцом ребенка проходят годы, а женщина остается обиженной и несчастной. Скорее всего, за этим эмоциональным состоянием стоят не события ее личной жизни, а совсем иные психологические причины.

К примеру, женщина бывает идентифицирована, эмоционально связана с кем-то из семьи, кто перенес большое горе. Тогда она перенимает чувства этого человека и считает их полностью своими. Но ей кажется, что ее переживания вызваны неудачами в личных отношениях.

Иногда женщине кажется, что всеми своими мыслями она ушла вслед за покинувшим ее мужем. На самом же деле в своей душе она последовала за ребенком, убитым в аборте, оставившими жизнь родителями, или братьями и сестрами, или другими любимыми людьми.

Бывают и совсем иные причины того, что человеку не смириться со своей судьбой. Я уже рассказывала о мужчинах, соперничающих с женщинами, потому что в своем сердце им не удалось соединиться с собственным отцом. То же самое происходит с женщинами, которые не смогли принять свою мать. Тогда они все время недовольны тем, как поступают мужчины, и демонстрируют, что мужчины вообще и отец их ребенка в частности ни на что не способны. А все это происходит потому, что бессознательно они стремятся стать лучшими мужчинами, чем сами мужчины. Развод же позволяет этим женщинам попасть в ситуацию, когда их недовольство мужчинами выглядит обоснованным.

Наконец, некоторые женщины надеются сохранить контакт с бывшим мужем, вызывая у него чувство вины. А для этого им постоянно приходится быть несчастными и нуждающимися. К сожалению, в эту игру обычно включен и ребенок, и с ним тоже должно происходить то, что делает его неблагополучным и неполноценным.

Мамино счастье

Я уже затронула некоторые вопросы, о которых стоит задуматься, строя личную жизнь после развода. Сейчас же только хочу сказать, что независимо от того, как складывается личная жизнь родителей, нам нужно максимально оградить детей от участия в разрешении всех взрослых вопросов. Мы должны снять с них ответственность за отношения старшего поколения.

Как мы втягиваем ребенка в наши проблемы? Думая, что развелись, или, наоборот, сохранили семью ради него. Пытаясь выстроить отношения с мужчиной, чтобы он стал ребенку новым отцом. Ребенок видит, что мы приносим ради него огромные жертвы. И, чтобы не чувствовать себя виноватым, сам того не осознавая, он начнет приносить в жертву свое счастье.

Когда дети подрастают, нам хочется сделать их своими друзьями и спросить совета о том, как вести себя с тем или иным человеком и выходить ли нам замуж. Тогда в психологическом пространстве семьи ребенок смещается из своего собственного в более старшее поколение. В итоге он долгие годы занимается делами родителей, а не своей жизнью.

Помощь бабушек, дедушек, тетушек.

Многим одиноким мамам приходится самим зарабатывать деньги на семью. В результате они целый день работают, а детьми занимаются бабушки, дедушки или другие родственники. Перед нами возникает очередной вопрос: «Как сказывается на ребенке постоянное нахождение с мамиными и папиными родителями, притом, что он не видит своих?»

Важно не только количество часов, которые мама проводит с ребенком, но и то, как к ней относятся люди, которые воспитывают детей. Нужно признать, что именно она родила этого ребенка, дала ему жизнь и тем самым сделала для него то, больше и драгоценнее чего быть не может.

Иногда старшие, особенно бабушки, стремятся стать для мальчиков и девочек лучшей мамой, чем их собственная. В таких случаях между женщинами возникает соперничество, на которое уходят все эмоциональные силы, а дети остаются одни.

Как помочь бабушке быть именно бабушкой, не пытаясь стать лучшей матерью своим внукам? Ответ прост: как мать ее должны оценить и отдать ей должное ее собственные дети, зятья и невестки.

В заключение

Не нужно относиться к тому, о чем я говорила в этой статье, как к руководству к действию. Например, не следует пытаться разыскивать отца ребенка, налаживать с ним отношения или пытаться снова выйти за него замуж.

Эти отношения с детьми, их папой, окружающими людьми и с собственной судьбой нужно наладить в своей собственной душе. Это займет время. Скорее всего, нам не удастся одним махом поменять свое восприятие отца ребенка, собственной жизни, помощи и т.д. Но иногда, чувствуя внутреннюю готовность, мы можем делать в душе всего лишь маленький шаг к принятию мужского мира, к смирению с тем, что дети похожи на своих отцов, к умению поддерживать самих себя. Но эти маленькие движения постепенно приведут нас к новому ощущению себя и жизни.

Источник https://psy.wikireading.ru/3646

Источник https://azbyka.ru/deti/rebjonok-v-nepolnoj-seme-kakaja-strategija-vospitanija-pravilnaja

Источник https://www.7ya.ru/article/Mama-i-ya-nepolnaya-semya-2018/