Особенности семейного воспитания одаренного ребенка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Особенности семейного воспитания одаренного ребенка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

1 ноября, 2022 0 Автор ewermind

 

Содержание

доклад «Проблемы одаренного ребенка в семье».
статья по теме

Проблема воспитания одарённого ребёнка в семье не нова, но в настоящеее время очень актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
kopylova_natalya_nikolaevna.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Копылова Наталья Николаевна

МОУ Заворонежская СОШ, учитель английского языка

Проблемы одаренного ребенка в семье.

Проблема воспитания одаренных детей в семье не нова, но в настоящее время особо актуальна. Ребенок — продолжение родителей, их любовь, надежда. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоровым и счастливым, однако, ссылаясь на нехватку времени, не может заботиться о развитии ума и души ребенка. Матери, отцу, другим членам семьи нужно увидеть в каждом малыше личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, распознать индивидуальность, оказать помощь в саморазвитии. Для развития творческих способностей развивающейся личности первостепенное значение имеет семейная среда.

Таким образом, развитие врожденных способностей ребенка, воспитание интеллектуально развитой личности начинается в семье. Создание в семье развивающей среды способствует раскрытию творческого потенциала одаренных детей. В микросоциуме нужны условия для развития способностей, то есть организация деятельности ребенка. Активному развитию творчества помогает включение одаренного ребенка в игровую, художественную, познавательно-практическую деятельность, а также экспериментирование в разных сферах.

Однако, эффективна лишь та система детско-родительских отношений, в которой выполняются следующие условия: признание безусловной ценности ребенка; создание обстановки его безусловного принятия, то есть ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание; предоставление ребенку свободы выражения; креативность способна развиваться и реализовываться через проявление индивидуальности ребенка. У детей собственная судьба и будущее, зависящее, в первую очередь, от семьи и семейного воспитания.

Поэтому родителям необходимо увидеть в каждом ребенке личность, оказать помощь в саморазвитии, сделать все возможное, чтобы сформировать у детей желание жить, развить способности, помочь им совершенствоваться и состояться.

Воспитание одаренного ребенка в семье — сложный и тяжелый труд, так как такие дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У большинства детей высокая самооценка, поэтому родителям следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного мышления, преодолевать барьер зазнайства.

Одаренный ребенок в семье — ее гордость. Но часто одаренность ребенка остается незамеченной. Особенно, если это первый ребенок или если все дети одинаково талантливы. Одаренность — комплексная характеристика сферы способностей, включающая: качественно своеобразное сочетание способностей к выдающемуся исполнению какой-либо деятельности; интеграцию способностей, обуславливающую широту возможностей человека; умственный потенциал, целостную характеристику познавательных возможностей и способностей к учению; совокупность задатков, четко выраженных природных предпосылок способностей. Самые яркие проявления ребенка не служат достаточным залогом будущего таланта.

Признаки необычных способностей у ребенка неотделимы от возраста и во многом зависят от темпа созревания и возрастных изменений. Ранние проявления одаренности, независимо от того, что именно делает ребенок, обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности. В этом случае отмечается быстрое развитие умственной одаренности и специальных способностей в области искусства и науки. Ребенок достигает успехов в каком-либо одном или нескольких видах деятельности, например, математике, музыке и др. Бывает, что одаренность ребенка не замечена в детском возрасте, а проявляется лишь в подростковом периоде. Часто под одаренностью понимается потенциал личности, характерные личностные свойства, которые при различных обстоятельствах могут остаться нереализованными.

Поэтому стремление к формированию и развитию качеств личности одаренного ребенка является одной из задач семейного воспитания. Так как одаренные дети проявляют повышенную активность в поиске новых знаний и ощущений, то родителям и другим членам семьи следует оказать им эту помощь, то есть способствовать их умственному и личностному развитию.

Если ребенок живет в атмосфере свободы и уверенности, он может реализовать свои возможности, получить нужную поддержку и мотивацию для дальнейшего развития. Дети, которые таким образом приходят к самосознанию, ищут новые способы, которые позволили бы им развить их личность и интеллект.

Хорошая система воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать его слабости. Это, в свою очередь, укрепляет и помогает ему самостоятельно преодолевать слабости.

Говоря о воспитании одаренного ребенка в семье, нельзя не затронуть проблемы, с которыми сталкиваются все участники данного воспитательного процесса. Так, выделяют два уровня проблем: одаренный ребенок в семье и в обществе.

С первым уровнем проблем родители сталкиваются вскоре после рождения такого ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном, едой и тому подобное. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью одаренного ребенка: родителей удручают бесконечные детские вопросы, а также сложности, возникающие у него на ранних этапах обучения. Дело в том, что у одаренного ребенка достаточно часто формируется зона особых интересов. На школьные предметы, которые часто оказываются вне этой зоны, у него не остается ни времени, ни желания.

Таким образом, основную роль в развитии одаренных детей. Прежде всего они должны быть заинтересованы в развитии высокоинтеллектуальной и творческой личности своего ребенка.

Копылова Наталья Николаевна

МОУ Заворонежская СОШ, учитель английского языка

Особенности развития одаренного ребенка.

Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всех индивидуальных проявлениях детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Эти проявления легко заметить в познавательной деятельности; поведении одаренного ребенка; его общении со сверстниками, родителями, братьями, сестрами и другими взрослыми в семье, образовательных учреждениях и других.

Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем — рисовании). В области науки раньше всего проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между умственным уровнем ребенка и выраженностью более специальных способностей. Но даже самые выдающиеся проявления ребенка неотделимы от возраста: они во многом обусловлены темпом созревания и возрастными изменениями. В определение одаренных детей часто входит положение о необходимости обеспечения для них специальных условий обучения, поскольку их высокие познавательные возможности и потребности не находят ответа в традиционной школе, ориентированной главным образом на возраст.

Читать статью  Поздравление с днем семьи в прозе — поздравления своими словами

Одаренные дети часто преувеличенно эмоциональны, вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а проявление богатства их натуры. Творческие дети редко бывают спокойными, они часто страдают из-за своей исключительности, однако многих из них спасает тонкое чувство юмора. Сами они если и острят, то ценят хорошую шутку. От других детей они отличаются особенностью речи, моторикой и восприятием.

Ребенок с высокоразвитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, недоразвитием психомоторной сферы. Среди одаренных также встречаются дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью в уровне сформированности эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психики. Эта особенность их развития во многом обусловливает необходимость оказания им педагогической и психологической помощи, а также моральной поддержки со стороны родителей и педагогов.

Среди наиболее характерных и часто встречающихся особенностей одаренных детей выделяют:

  1. Неприязнь к школе;
  2. Особую направленность игровых интересов;
  3. Неконформность;
  4. Погруженность в философские проблемы;
  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;

Ю.З. Гильбух к важнейшим особенностям одаренных детей относит:

  1. — необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности;
  2. — быстроту и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и оперативной памятью;
  3. — сформированность навыков логического мышления;
  4. — богатство активного словаря;
  5. — быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций;
  6. — выраженную установку на творческое выполнение заданий;
  7. — развитость творческого мышления и воображения, владение основными компонентами умения одаренных детей.

Если ребенок живет в атмосфере свободы и уверенности, он может реализовать свои возможности, получить нужную поддержку и мотивацию для дальнейшего развития. Дети, которые таким образом приходят к самосознанию, ищут новые способы, которые позволили бы им развить их личность и интеллект.

Хорошая система воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать его слабости. Это, в свою очередь, укрепляет и помогает ему самостоятельно преодолевать слабости.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе: «Одаренному ребенку одаренный педагог»

«Одаренному ребенку—одаренный педагог». Суюндукова Емысхан Зинадиновна – учитель английского языка ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159.САО г.Москва. Эпиграфом своего педа.

Модель взаимодействия школы с семьей одаренного ребенка.

Статья из опыта работы.

Модель взаимодействия школы с семьей одаренного ребенка.

Школьная модель включает в себя:1.Организацию информационно- просветительского пространства, которое включает: А) пропаганду ЗОЖ на учебных и внеклассных занятиях ,Б) психологическую помощь родителям.

Взаимосвязь семьи и школы в обучении и развитии одаренного ребенка. Роль социального педагога в работе с одаренными детьми.

Выступление на районном семинаре.

Одаренный ребенок в семье: рекомендации родителям

Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых.Ребенок может часами занимать.

Одаренный ребенок в семье

Одаренный ребенок в семье.

Родительское собрание в 5 классе на тему: «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»

Материал направлен на обеспечение психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка.

Особенности семейного воспитания одаренного ребенка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Несмотря на значительную роль и вес наследственных данных ребёнка, а так же влияние целенаправленного обучения и воспитания, на выявление и развитие одаренности младшего школьного возраста влияют особенности семейного воспитания республики Дагестан.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гичиева Д. Г.

Определение и развитие одаренности у воспитанников через реализацию образовательной программы «Одаренный ребенок» в учреждении дополнительного образования детей

Текст научной работы на тему «Особенности семейного воспитания одаренного ребенка»

взаимной ответственности и консолидации усилий всех субъектов общественных отношений следует рассматривать как опережающий фактор и стратегическую парадигму развития регионального профессионального образования в рамках современного этапа процесса модернизации.

1. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: Эгвес, 2000. — 272 с.

2. Основы регионализации базового профессионального образования / Е.В. Ткаченко, А.Т. Глазунов. — М.: Изд. центр НПО, 2001. — 46 с.

3. Понятийно-терминологический метод анализа нормативных документов в сфере образования / В.М. Полонский, Л.М. Сидон, Г.Г. Самбуро-ва // Инновации в образовании . -2008. — № 2. — С. 34-41.

4. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. — 1990. — № 3. -С. 134-148.

5. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Дис. . докторапед. наук:13.00.01. — Ставрополь, 1997. — 311 с.

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Несмотря на значительную роль и вес наследственных данных ребёнка, а так же влияние целенаправленного обучения и воспитания, на выявление и развитие одаренности младшего школьного возраста влияют особенности семейного воспитания республики Дагестан.

Проблема развития и выявления одаренных детей, является одной из наиболее интересных и сложных проблем в современной, отечественной и зарубежной педагогики. Она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Лишь талантливые люди, которых поддержали и помогли максимально развить их природный потенциал, делают кардинальные открытия и перевороты в науке и обществе. Обучение и воспитание юных талантов в настоящее время вызывает острый интерес во всем мире.

Ученые, занимающиеся этой проблемой, дают следующее определение понятия:

Одаренность — это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренные дети — выделяются из среды своих сверстников, прежде всего высоким уровнем активности, любознательностью, повышенной сообразительностью. По мнению многих ученых к ним требуется особый подход.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из основных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, выражающими нестандартность в поведении и мышлении, малограмотность родителей в данном вопросе, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности.

Матюшкин считает, что исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Необходима специальная психологическая помощь и поддержка в развитии талантливой личности. По его мнению, необходимо выполнять фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей, психологии и психофизиологии индивидуальных различий, генетическим предпосылкам индивидуальных различий, психологии творческого учителя, разрабатываются факультативы дифференцированного обучения.

Личность одаренного ребенка несет на себе очевидные свидетельства его необыкновенности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется, прежде всего, его личностью. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, побуждают педагога предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей. На развитие одаренности влияют множество факторов, остановимся более подробно на некоторых из них — семья одаренного ребенка.

Читать статью  Готовь платок: самые трогательные ролики о семье

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере.

В бедных семьях воспитание, равно как и интеллектуальная стимуляция, чаще всего находятся не на должном уровне. Одной из главных проблем потенциально одаренных детей в малоимущих семьях является их почти неизбежно низкая самооценка. Они живут в ожидании неудач и, в конце концов, не могут их избежать.

В семьях с низкими доходами число так или иначе проявляющих свою одаренность детей, скорее всего, меньше числа потенциально одаренных, поскольку их повседневная действительность не дает им тех возможностей, которые доступны детям из среднего и высшего социоэкономического слоя.

Исследования Фримана (1979) в Англии и Уорда (1971) в Соединенных Штатах дают пищу для невеселых размышлений о влиянии социальных факторов на взаимодействие между детьми и родителями в области развития интереса и постановки задач.

Умные дети чаще бывают в тех семьях, которые достигли определенного уровня благополучия, так как эмоциональное и материальное благополучие в семье помогает ребенку развитию его способностей.

В 60-х годах доктор Дуглас обследовал 5000 британских детей, чтобы выяснить, какие условия жизни влияют на их успеваемость. Во внимание принимались роль матери и образ жизни семьи; дети подвергались тестированию в возрасте 8, 11 и 15 лет. Дуглас обнаружил, что важнейшие факторы, влияющие на успеваемость, — это заинтересованность родителей в своих детях, их ожиданиям относительно будущего детей. Дети, чьи родители мало заботились об образовании, начинали отставать еще в начальной школе. Было также установлено, что чем больше семья, тем ниже интеллект младших детей. В бедных многодетных семьях, живущих в тесноте и не имеющих денег для развлечений и покупку книг, возникает множество затруднений для полноценного умственного развития детей.

Проблема заключалась в том, что родители не воспринимали ребенка как развивающуюся личность, росту которой они могли бы поддержать. Они чувствовали себя беспомощными и не стимулировали познавательного развития в ребенке. Матери не чувствовали и не демонстрировали никакой ответственности за предоставление ребенку чего-либо, помимо пищи, оде>вды и дисциплинарных установок. Ребенок не воспринимался как человек, с которым можно разговаривать, на которого нужно обращать внимание. По их мнению, «хороший» ребенок — тот, который молчит или гуляет во дворе.

Мы позволим себе заметить, ранние различия в окружении объяснить чрезвычайно высокую долю детей из семей среднего и высшего классов среди тех, кого мы определяем как одаренных. Сами поведенческие модели, которые более образованные родители научились распознавать как проявления одаренности, — ненасытное любопытство, опережающее языковое развитие и высокий энергетический уровень — во многих семьях «низшего слоя» считаются негативными и подавляются наказанием или неприятием.

Родители, замечая сложившиеся увлечения своего ребенка, желая дальнейшего их развития, содействуют его формированию и становлению. Родители всегда были и остаются главным примером для своих детей, их интересы, кругозоры, увлечения в той или иной степени переходят детям. Современная педагогика считает, что детям необходимо обладать свободой выбора, а семья обязана им в этом помочь.

Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребёнка. Нередко с радостью и гордостью такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, осторожно приглядываются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. В других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребёнка восторгаются, охотно демонстрируя его знакомым и незнакомым.

Семьи обследованных нами одаренных детей в Республики Дагестан, очень отличались ме^ду собой как стилями воспитания, так и отношением к способностям ребенка (вплоть до игнорирования высоких способностей). Однако их объединяет явное или подсознательное ожидание высоких результатов от ребенка.

Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И в этом заслуга семейной атмосферы, и в системе семейных ценностей.

Мы обследовали 50 выявленных одаренных детей младшего школьного возраста, в Республике Дагестан г. Махачкала, г. Буйнакска, с. Гуниб. Наряду с выяснением условий и характера семейного воспитания исследование выяснялся и социальный статус, образовательный уровень родителей, количество детей в семье, национальность и какое место в числовом ряду ребенок занимает. Все 50 выявленных нами младших школьников были из благополучных полных семей, а также 44 родителя имели высшее образование, а 6 из них имели среднее специальное образование. Большинство наших испытуемых, имели преимущество в культурном влиянии со стороны родителей. Мы пришли к выводу, что решающее значение в развитии одаренности ребенка имеет — образовательный уровень родителей, а также и социальный статус семьи, поскольку большее количество детей из материально благополучных семей.

Данные факты подтверждают гипотезу, что, несмотря на важную роль и вес наследственных данных ребенка или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, роль атмосферы в семье все же является решающим. Даже неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются, относительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность обра -зования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это фактор является благоприятным обстоятельством, в значительной мере обуславливающим развитие высоких способностей ребенка.

Главная, особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезмерное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сконцентрирована на нем. Зачастую такое внимание приводит к тесному

переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, бесспорно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей.

Развитию одаренности таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними появляются устойчивые дружеские отношения.

В заключение хотелось бы отметить, что необходимо бережно относиться к одаренности детей, для развития духовных, интеллектуальных способностей человека. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Именно поэтому основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Родители, не имеющие, никаких интересов вряд ли смогут воспитать одаренного ребенка, и вряд ли раскроют все возможности его дарования.

Читать статью  Какие есть жилищные программы для молодых семей?

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: Раскрыть, понять, поддержать. -М., 1998.

2. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. — М., 1985.

3. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. — 1989. — № 6. — С.29-33.

4. ЮркевичВ.С. «Одаренностьребенок: иллюзии и реальность. — М., 1996.

5. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. — М., 2004.

6. Фримен Дж. Ваш умный ребенок. — М.: Семья и школа, 1996.

О ПОНЯТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОСТРАНСТВА В ПЕДАГОГИКЕ

Оренбургский техникум железнодорожного транспорта Оренбургского института путей сообщения — филиала Самарского государственного университета путей сообщения, г. Оренбург

В статье представлен аналитический обзор понятий «пространство» в философии, психологии и педагогике. Проанализировав сущность образовательного и профессионально-образовательного пространства,

Сложности воспитания одаренных детей

Когда родители понимают, что их ребёнок обладает большими способностями, чем его сверстники, они могут испытывать самые противоречивые чувства. С одной стороны, мать и отец чувствуют радость и гордость — в семье растет настоящий талант! С другой — они могут бояться за его будущее и не знать, что им делать дальше для полноценного развития способностей ребёнка. Тревога взрослых по этому поводу является оправданной, потому что одаренные дети должны воспитываться с соблюдением определенных условий.

Среди них: правильный режим дня, полноценный отдых, поиски настоящих друзей, умение взрослых и детей не потерять личность за талантами, зависть и конкуренция со стороны сверстников, нарциссические проявления в ребёнке и так далее.

В этой статье можно узнать о том, чем отличаются одаренные дети от всех остальных, как правильно воспитывать их и с какими сложностями могут столкнуться взрослые во время непростого пути обнаружения и развития талантов.

Одаренный ребёнок — какой он?

Одаренный ребёнок — какой он?

Одаренные дети отличаются высоким уровнем развития и способностей. Они с раннего детства очень любознательны, интересуются самыми разными вещами и событиями, любят погружаться в какую-либо тему «с головой», шокируют родителей и педагогов неожиданными и глубокомысленными вопросами, строят рассуждения, пользуясь логикой и другими аналитическими методами.

Понять, что ребёнок одаренный, можно, если по мере его взросления становится видно, что его способности выходят за рамки, соответствующие возрастным нормам.

Например, одаренный ребёнок может начать разговаривать, читать, декларировать или сочинять стихи в раннем детстве, разбираться в точных науках или создавать своими руками вещи, делать которые даже взрослые люди учатся годами — мастерить, рисовать, лепить, строить и так далее.

Одаренность ребёнка может быть творческой, спортивной, интеллектуальной, социальной. Как правильно воспитывать одаренных детей?

Дети, чувствительные к критике

Воспитание — это процесс, который включает в себя обучение, похвалу и критику. Отношение детей к последнему воздействию может быть самым разным. Если родители понимают, что за проступок нужно критиковать не ребёнка, а то, что он сделал, то детская психика не подвергается отрицательному влиянию обесценивания. В обратном случае дети могут страдать от негативных оценок своей личности со стороны. Это проявляется в снижении самооценки и уверенности в себе, появлении ощущения ненужности. Если постоянно критиковать ребёнка, то однажды у него появится чувство, что он плохой, неспособный и неумелый.

Одаренные дети склонны принимать критику близко к сердцу, это объясняется тем, что они с малых лет замечают свое отличие от сверстников, поэтому им сложно принимать свою некомпетентность и примириться с тем, что они могут быть неуспешны. Признание этого одаренным ребёнком может вызвать серьезный стресс.

Поэтому родители должны быть осторожны в словах, не драматизировать, не обесценивать чувства ребёнка, давать ему понять, что проигрыш или ошибочные действия это не «конец света» и уже тем более не оценка личности.

Дети, не прощающие себе ошибок

Одаренный ребёнок растет с ощущением собственной уникальности. Поэтому, когда он что-то делает не так, это может нанести удар по его самооценке. Когда обычный ребёнок совершает ошибки и не ругает себя за это, одаренные дети не прощают себе ошибок. Для него ошибиться — равносильно утратить свои способности, перестать быть талантливым. Он искренне может считать, что если потеряет свои способности, не сможет быть лучшим, первым, то станет никому не нужен.

Родители должны дать понять детям, что это не так. Для этого их нужно учить позволять себе ошибаться, делать выводы, анализировать свое поведение и пользоваться жизненным опытом. Одаренных детей, так же как и других, следует окружать безусловной любовью. Так они смогут почувствовать себя любимыми не за выдающиеся склонности, а просто за то, что они есть.

Ребёнок понимает больше, чем сверстники

Ребёнок понимает больше, чем сверстники

Это проблема, которая может стать причиной раздора в детском коллективе. Одаренный ребёнок может перестать получать удовольствие от общения со сверстниками, потому что понимает, что знает гораздо больше чем они. Также это может привести к тому, что окружающие дети могут начать испытывать зависть или пытаться конкурировать. Все это отрицательно влияет на отношения детей между собой, может привести к потере друзей и появлению одиночества.

Чтобы этого избежать, стоит с детства прививать ребёнку ценности дружбы и человеческих отношений. Он должен наблюдать искреннее общение в семье и, кроме талантов, иметь личностные качества, за которые его можно ценить и уважать.

Ребёнок «перерастает» своих родителей

Бывает так, что ребёнок знает больше не только чем одноклассники, но даже больше, чем его родители. Это может порождать определенные сложности в детско-родительских отношениях, такие как отсутствие авторитета у взрослых, непослушание, обесценивание семейных правил и традиций.

Чтобы этого не случилось, родители должны, минуя одаренность ребёнка, оставаться на своем месте и в своей социальной роли — главного человека в семье. Для этого необходимо создание границ в семье, непререкаемых правил, которых ребёнок, несмотря на все свои таланты, должен придерживаться.

Рассеянный ребёнок

Одаренные дети часто бывают рассеянными. Причиной для этого выступают особенности их мышления. Они могут «витать» в облаках, чаще, чем их сверстники, размышляя о глубоких интеллектуальных или творческих вещах.

Погружаясь в одну деятельность, они часто упускают возможность качественно выполнять обыденные и необходимые вещи — они могут не следить за порядком в своей комнате и внешним видом, забывать положить в портфель нужные книги и тетради, подготовиться и собрать все необходимое к ответственному мероприятию.

Родителям нужно постоянно приучать детей к порядку, однако пытаться изменить их особенность быть рассеянным вряд ли удастся. Поэтому взрослые должны чаще следить, напоминать, спрашивать, интересоваться, подсказывать — помогать детям организовывать жизнь и пространство.

Источник https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2012/10/12/doklad-problemy-odarennogo-rebenka-v-seme

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-semeynogo-vospitaniya-odarennogo-rebenka

Источник https://medaboutme.ru/articles/slozhnosti_vospitaniya_odarennykh_detey/