Актуальные проблемы социальной работы с семьей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

7 сентября, 2022 0 Автор ewermind

 

Социальные проблемы современной семьи. Структура и функции семьи. Социальная работа с семьей: этапы, содержание, методы

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

Семья осуществляет следующие функции:

2. хозяйственно-бытовая – для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья;

3. эмоциональная: культурное и духовное общение;

4. первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания;

5. репродуктивная и сексуальная – это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения.

Социальные проблемы семьи

Семья является одним из главных объектов социальной работы.

Современная семья переживает сложный этап в эволюции — переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.

Основные социальные проблемы семьи:

1. трудное материальное положение семьи;

2. ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;

3. злоупотребление алкоголем и наркотиками;

4. жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;

5. антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;

6. социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения.

Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты при живых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.

Отказные дети – это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме. Основные причины отказа от ребенка:

1. тяжелая болезнь или уродства (около 60 %);

2. сложные материальные и бытовые условия (около 20 %).

Среднестатистическая семь — семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.

Молодая семья- здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть – межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.

Вторичная семья- это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов – для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи.

Неполная семья- это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы – это изменение статуса в обществе – низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности.

Многодетная семья — где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений.

Типы семейных взаимоотношений

Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи. По силе власти в семье кого-либо из супругов, можно выделить четыре типа брака:

1. доминирующий муж и пассивная жена;

2. доминирующая жена и пассивный муж;

3. открытая борьба или соперничество;

4. изоляция или эмоциональное отчуждение;

5. псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем времени.

Социальная работа с семьей

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.

Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов с семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей(например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы, неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие.

Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных структур) в семье возможны при организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий, поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии хронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с семьей – это распад ее как простейший вариант этой ломки), и тогда применение дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или желаемого результата.

Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста с семьей включает следующие компоненты:

— наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, также о форме ее оказания;

— дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур;

— разработка программы (соответственно выделяемым в ходе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

— вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;

— отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.

Диагностирование межсемейных отношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик.

Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.

Благополучные семьи на основе дальнейшего анализа делились на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.

Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества специалисты подразделили на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.

— Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. По данным исследований такие семьи составляют около 60 % из общего числа неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений.

Разрушается чувство любви, уважения; долга, ответственности друг за друга. Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и общественных местах.

Читать статью  Если увести мужчину из семьи, буду ли я счастлива с ним?

— Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить.

Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Также конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против грубости, отчужденности от коллектива, а затем от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

— Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде (семье) усваивают стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятыми, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей, сверстников и т.д.) и неумением их завоевать.

Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Дети из таких семей становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

При организации работы с семьей важен следующий принцип: любая система стремится к неизменному самосокращению. Это осложняет оказание влияния на семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы).

Актуальные проблемы социальной работы с семьей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

БРАК / СЕМЬЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ / ДУХОВНЫЕ ФАКТОРЫ / ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕМЬИ / СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ СЕМЬИ / MARRIAGE / FAMILY / ECONOMIC / SOCIAL / AND SPIRITUAL FACTORS THAT DETERMINE THE POSITION OF THE FAMILY / THE STRUCTURE OF INCOME OF THE FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коровина Т. Ю., Антипова Е. В.

В статье рассматриваются актуальные проблемы современной россий-ской семьи . На основе статистического анализа прослеживаются основные тенденции развития семьи в республике Татарстан. Предлагаются новые на-правления социальной работы с семьей с учетом новых социально-экономических условий

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коровина Т. Ю., Антипова Е. В.

The note of an article. The article deals with topical problems of modern Russia’s family . Based on the statistical analysis of the traces the major trends of family development in the republic of Tatarstan. We propose new directions of social work with families to meet new socio-economic conditions

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы социальной работы с семьей»

Т. Ю. Коровина, Е. В. Антипова

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Ключевые слова: брак, семья, экономические, социальные, духовные факторы, определяющие положение семьи, структура денежных доходов семьи. Marriage, family, economic, social, and spiritual factors that determine the position of the family, the structure of income of the family

В статье рассматриваются актуальные проблемы современной российской семьи. На основе статистического анализа прослеживаются основные тенденции развития семьи в республике Татарстан. Предлагаются новые направления социальной работы с семьей с учетом новых социальноэкономических условий.

The note of an article. The article deals with topical problems of modern Russia’s family. Based on the statistical analysis of the traces the major trends of family development in the republic of Tatarstan. We propose new directions of social work with families to meet new socio-economic conditions.

Среди проявлений кризиса семьи как социального института ослабление репродуктивной функции воспринимается наиболее отчетливо. И неудивительно: снижение рождаемости медленно, но верно изменяет к худшему демографическую ситуацию в обществе. С 1992 года в России наблюдается естественная убыль населения. По самым пессимистическим оценкам специалистов при сохранении тенденции превышения смертности над рождаемостью России грозит демографическая катастрофа, которая может привести к следующим опасным последствиям.

Экономические. В связи с падением рождаемости и увеличением средней продолжительности жизни в обществе начинает все больше и больше преобладать нетрудоспособное население, как экономически неактивное. Такая ситуация создает увеличенную нагрузку на трудоспособное население по материальному обеспечению пенсионеров. Работающим будет необходимо платить все большие налоги, чтобы обеспечить возросшие потребности в расходах на пожилых. На рабочих должностях с каждым годом можно увидеть все больше иностранных граждан, которые приезжают в Россию на заработки, в то время как российские граждане остаются без работы. Заработные платы иностранных рабочих уходят в другие страны, тем самым не решая экономических проблем России. Да и демографическую проблему путем легкого въезда в страну решить невозможно.

Социальные. Из-за притока иностранной рабочей силы, в основном имеющей низкий уровень образования и квалификации, меняется социальная структура населения. Увеличивается процент криминальных слоев за счет иностранцев, незаконно проживающих в Российской Федерации.

Духовные. Низкий уровень культуры иностранных рабочих, конфликт культур, пессимистические настроения среди образованной части населения.

Проблема снижения рождаемости прослеживается не только в России, но и на Западе. Но причины такого снижения различны. На Западе доминируют такие как эмансипация женщин, увеличение их роли в политической, социальной и духовной жизни, угроза терроризма, духовный кризис и влияние на экономическую, духовную жизнь страны эмигрантов — выходцев из стран Восточной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и т.п.

В России пока преобладают социально-экономические причины. У большого

числа семей прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой

нагрузки на одного работающего члена семьи. Родителям становится все тяжелее вырастить и обеспечить большое количество детей в семье, поэтому в современном обществе семья в своем развитии стремительно идет от многодетной к малодетной. В настоящее время появилось много бездетных семей. Все это естественно влияет на демографическое положение.

Одним из важных аспектов демографической проблемы выступает проблема искусственного прерывания беременности. Обратимся к официальным данным Комитета по статистике Республики Татарстан (рис. 1).

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

□ Число родившихся (без мертворожденных)

□ Число абортов, включая мини-аборты

Рис. 1 — Число родившихся и прерываний беременности (абортов) (тысяч человек, тысяч абортов)

Мы видим (рис. 1), что увеличения рождаемости за эти 10 лет не наблюдается. 2006 год по этому показателю составляет к уровню 1996 года лишь 97,9%. Но прослеживаются и положительные моменты. Уменьшилось количество прерванных беременностей. Так в 2006 году число абортов в Республике Татарстан составило 42,9 тысячи человек и это меньше, чем в 1996 году на 34,4 тысячи человек. Если в 1996 году количество абортов в два с лишним раза превысило количество родившихся, то в 2006 году процент значительно ниже (115%). Тем не менее количество абортов все же превышает количество решений рожать ребенка.

Довольно часто это связано с тем, что все чаще заключаются ранние браки, в которых супруги сначала хотят самостоятельно чего-то добиться, встать на ноги, а потом уже думать о рождении ребенка. Статистика свидетельствует, что доминирующее положение по количеству абортов занимает возрастная группа от 20-34 лет. Это довольно опасная тенденция, ибо по мнению медиков для женщины этот возраст является наиболее благоприятным для рождения ребенка. Чаще всего в этом возрасте в семье уже есть один ребенок, и супруги не всегда решаются на дополнительные моральные, а главное материальные нагрузки. Сохранившийся в целом высокий уровень экономической активности женщин обусловлен не столько сложившимися общественными традициями и уровнем профессионального образования женщин, сколько тем, что в большинстве семей один работающий супруг не может обеспечить желаемый уровень благосостояния.

Читать статью  Лицензионные стоковые фото и изображения Семья с детьми

Неуверенность в стабильности материального положения семьи, недостаточная поддержка и защита со стороны государства — все это влияет на репродуктивное поведение населения.

В нашей республике также количество многодетных семей неуклонно падает. Если на начало 2002 года их было 35750, в 2004 году — 27722, то к началу 2007 года осталась уже 22321 семья. То есть за этот период количество многодетных семей снизилось на 37,5%.

Одним из оснований малодетности в современной российской семье выступает снижение уровня среднедушевых доходов в семье.

Как видно из статистических данных, в семьях, имеющих детей, на протяжении последних лет сохраняется тенденция к сокращению их среднедушевого расхода, обусловленного ростом числа детей. Так в семьях, имеющих одного ребенка, на одного члена семьи в 2002 году расходовалось 1820 рублей в месяц, а в семьях с четырьмя и более детьми всего лишь 327,1 рублей (18% от расходов семьи с одним ребенком). В 2006 году это соотношение еще более плачевное — 13,3%. Хотя сами расходы значительно возросли и составили 5574,7 и 743,3 рубля соответственно. Та же ситуация прослеживается и по среднедушевым доходам. Если соотнести среднедушевой доход с прожиточным минимумом, то в семьях, имеющих одного ребенка, в 2006 году это соотношение составило 210,3%, то есть среднедушевой доход в 2 раза превышает прожиточный минимум. А в семьях, где четыре и более детей среднедушевой доход составляет лишь 38,6% от прожиточного минимума. Следовательно, эти семьи не могут обеспечить своих детей даже самым необходимым, что свидетельствует об отчетливой тенденции к формированию застойной бедности среди семей с четырьмя и более детьми. А когда в доме нет достатка, то нет и уверенности в завтрашнем дне, нет стабильности. Это значительный повод для семейных конфликтов.

К сожалению, наиболее частым вариантом разрешения семейных конфликтов является развод. В России распадается каждый третий брак, 30% молодоженов не довольны своим браком, 40% — подумывают о разводе в первый год после свадьбы, 15% разводятся на втором. Не лучше ситуация и в Республике Татарстан.

С 1990 по 2000 год в республике наблюдалось резкое сокращение браков и рост разводов. На динамику этих процессов определяющее влияние оказывали сложности переходного периода, которые выразились в ухудшении экономической ситуации, спаде производства, увеличении безработицы, что в свою очередь вызывало сомнения в возможности создания и содержания семьи. В последние годы ситуация несколько стабилизировалась. Но, несмотря на то, что с 2004-2006 год общее число заключенных браков увеличилось (24350 — в 2004 году, 26969 — в 2005, 27997 — в 2006), увеличилось и количество разводов (12842 — в 2004 году; 14279 — в 2005 году, 15245 — в 2006 году). Если сопоставить число разводов с числом заключенных браков, то видно, что это соотношение увеличивается в сторону разводов. Так в 2004 году разводы составляли 52,7% от заключенных браков, в 2005 году — 52,9%, а в 2006 — уже 54,5%. В результате разводов в неполных семьях осталось 11172 ребенка.

Таким образом, зарегистрированные браки становятся менее стабильными. Результаты социологических опросов показывают, что все большее количество молодых пар предпочитают не регистрировать свои отношения. Гражданские браки весьма распространены среди молодежи до 30 лет. По переписи населения 2002 года среди 20-24- летних и 25-29-летних соответственно каждый пятый и седьмой брачный союз не были юридически оформлены (среди населения всех возрастов старше 16 лет — 7,8%). Распространение добрачных сожительств, брачных союзов, не оформленных юридически, увеличение числен-

ности лиц, никогда не состоявших в брачных отношениях — факторы, способствующие росту числа детей, родившихся вне зарегистрированного брака. За десять лет (1996 -2006гг.) их доля среди новорожденных увеличилась с 16,5% до 24,5%. В 2006 году каждый четвертый ребенок родился вне брака. Общество во все времена заинтересовано в функционировании прочной семьи, способной вырастить здорового ребенка, не только физически, но и нравственно. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения — это здоровье нации в целом. Семья же, являясь основным фундаментальным институтом общества, должна придавать ему стабильность и восполнять население в каждом последующем поколении.

Кризис, к которому пришел институт семьи, не мог оставить руководство страны равнодушным. В последнее время для укрепления семьи делается достаточно много. Разработаны такие национальные проекты, как «Здоровье», «Доступное жилье», федеральная программа «Дети России».

Производится выплата материнского капитала и выдача родовых сертификатов. Кроме того, в каждой республике принимаются и реализуются территориальные комплексные программы по вопросам социальной поддержки семьи, материнства и детства. В нашей республике разработана Комплексная программа демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года. Цель этой программы -повышение рождаемости и выработка мер по снижению смертности.

Проблемы семьи занимают центральное место в деятельности различных организаций социальной сферы. Семья выступает главным объектом деятельности Центров по социальному обслуживанию населения. Как показывает наше исследование, их усилия направлены главным образом на оказание различных видов помощи семьям, которые нуждаются в социальной защите и поддержке или находятся в зоне социального риска. Вместе с тем, относительно благополучной с точки зрения материального положения и социального статуса семье внимания уделяется недостаточно.

При этом, как показывают результаты нашего опроса среди клиентов центров обслуживания семьи г. Казани, семьи, состоящие на учете в социальных центрах, ориентированы и высоко оценивают возможность получения материальной или натуральной помощи. Это ярко отражает иждивенческую позицию характерную для большинства семей, потребляющих услуги социальных центров. На наш взгляд, это в целом отражает позицию значительного числа граждан, не отвыкших еще от ожиданий всесторонней социальной поддержки государства, характерной для периода существования Советского Союза. Так как работа центров социального обслуживания построена на принципе добровольности, то социальная помощь семье оказывается в основном после обращения семей за какой-то конкретной помощью, на основе их заявлений. Исключение составляют семьи, находящиеся в кризисном состоянии и требующие активного вмешательства со стороны не только социальных центров, но и правоохранительных органов, учреждений здравоохранения и образования.

На наш взгляд, сегодня наметилась более адекватная социально-экономической ситуации в стране тенденция социальной работы с семьей. Суть ее заключается в том, что главными направлениями помощи семье становятся образовательные и консультационные услуги специалистов, нацеленные на развитие экономической и социальной активности семьи.

Так, нам представляются весьма перспективными усилия экономистов и педагогов по формированию нового экономического мышления, соответствующего нынешним рыночным реалиям. С этой целью можно организовывать на базе социальных центров эконо-

Читать статью  «Золотые правила» искусства полемики. Как нужно спорить?

мические лектории. Лекционные занятия, гармонично сочетающиеся с активными формами обучения (тренингами, ролевыми и деловыми играми), безусловно будут способствовать формированию экономической компетентности членов семьи. Молодые супруги или родители взрослеющих детей могут приобрести там умения правильной ориентации на рынке труда. Тогда выбор профессиональной деятельности членов семьи станет определяться не столько престижностью профессии, сколько ее востребованностью на рынке труда. Весьма важными умениями, независимо от стажа семейной жизни и благосостояния семьи являются умения ведения бюджета семьи. Именно такие умения даже при скромной доходной части позволяют удовлетворять в полном объеме потребности всех ее членов и правильно выстроить экономическое поведение в условиях экономического кризиса. Одним из наиболее перспективных направлений экономического просвещения, на наш взгляд, должны стать различные аспекты организации семейного предпринимательства.

Не менее важным направлением деятельности, как социальных центров, так и органов образования должна стать работа по психологическому просвещению. Очевидно, что экономические причины выступают важным, но не единственным основанием для разводов. Семейные конфликты, причинами которых весьма часто является психологическая безграмотность, также занимают одно из ведущих мест среди причин разводов. Целесообразно, на наш взгляд, использовать опыт зарубежных стран и организовывать в доступной форме работу по формированию психологических знаний, начиная с детского сада. Тогда представления о том, что все люди обладают неповторимой индивидуальностью, станут подлинной основой толерантности столь необходимой в гармонизации семейных отношений. Важно также, проводить основательную психологическую подготовку молодых людей, готовящихся к вступлению в брак или к появлению первенца. Такая практика до недавнего времени существовала в службах загсов, однако в последнее время, очевидно по финансовым причинам, была забыта.

Не менее важной для полноценного функционирования семьи с детьми представляется нам реализация педагогического направления в работе с семьей. Часто основой семейного неблагополучия, конфликтов выступает именно неадекватная педагогическая модель воспитания детей. Опытные педагоги на основе глубокой психологической и педагогической диагностики могут помочь создать такую систему воспитания детей, которая будет отвечать как традициям семьи, так и объективным потребностям детей и супругов.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что в социальной работе с семьей сегодня существует множество неиспользованных резервов, которые совсем не требуют больших финансовых вложений. Вдумчивая совместная работа различных организаций должна помочь семье сформировать активную социальную позицию. Благодаря ей, она станет подлинным субъектом своего развития — экономического, социального, психологического — и преодолеет, наконец, иждивенческие настроения, доставшиеся ей от советского прошлого.

© Т. Ю. Коровина — канд. психол. наук, доц. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, kaspp@mail.ru; Е. В. Антипова — студ. КГТУ, kaspp@mail.ru.

Психолого-педагогические проблемы социальной работы с семьей

Повышение роли семьи в развитии (обеспечении) социальной активности своих членов в условиях внедрения в обществе новых экономических реформ обнажило очередную из ряда важнейших — проблему работы с семьями. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений то, что придание забвению этой работы в области социальной политики России в сложившейся обстановке не может не отразиться на характере самих социально-экономических преобразований и перспективах их развития.

В условиях коренной реорганизации всех сфер жизни российского общества, наряду с обострением социальных проблем, со всей очевидностью обнажились психолого-педагогические проблемы семьи. На фоне общеизвестных и трудно решаемых вопросов жилищного обеспечения, неуклонно падающего материального достатка семей, трудоустройства по специальности, профессионального определения выпускников вузов, остро ощущается дефицит внимания к семье в общественном мнении и сдержанное отношение на деле к развитию семейной инфраструктуры в местах компактного проживания семей и другие.

Сегодня российская семья оказалась в сложном социальном, экономическом и психологическом положении. В силу этого и ряда других обстоятельств в ней наметились ряд совершенно необычных тенденций:

  • — заметно снизилась активность семей в социально-психологических процессах — курс на рыночный характер экономических реформ способствует развитию у них социальной пассивности и угасанию социально значимых мотивов жизнедеятельности;
  • — налицо разбросанность жизненных целей — до 75% семей не видят перспективных целей в ряде основных функций своей жизнедеятельности, а в области воспитания детей, трудоустройства членов семьи, организованности отдыха представителей сложных профессий — и ближайших целей;
  • — отчетливо проявляется замкнутость семьи на себя — в интерактивной и коммуникативной сферах общения она стала еще более насторожена и недоступна, хотя первые контакты по социальным проблемам создают иллюзорное представление о более открытом ее образе мыслей и отношений;
  • — ослабевает адаптивность семьи в микросоциальных отношениях в силу резкого обострения внутрисемейного эгоизма на почве развития разногласий по важнейшим семейным ценностям, особенно между родителями и детьми подросткового возраста;
  • — практически в каждой второй, ранее считавшейся благополучной семье наблюдается потеря социально-ролевой адекватности из-за возросшего числа конфликтов между приписанной ролью (муж — отец, мужчина, лидер, добытчик; сын — наследник трудовой династии; жена, мать, хозяйка дома, хранительница домашнего очага и т.д.) и личностью, а вслед за этим теряется способность семьи к коррекции индивидуальных действий и подавлению дезорганизующих поступков ее членов.

В развитии подобных тенденций следует выделить несколько важных обстоятельств. Во-первых, процесс социально-экономических реформ сопровождается значительным повышением уровня уязвимости прежде всего среднестатистических семей от ситуативных факторов. В результате воздействия этих и ряда других факторов резко снижена мотивация каждой второй семьи на обеспечение профессионального долголетия ее членов и принуждение их нередко к оставлению уникальных профессий, дорогостоящих для государства с точки зрения подготовки таких специалистов и освоению быстродоходного промысла.

Во-вторых, осуществляемый в стране переход на рыночные отношения в условиях падения жизненного уровня и усиления дискомфорта личности в обществе, непосредственно затронул сложившиеся стереотипы российской семьи и перспектив ее развития в сравнении с положением семей в западных странах. Все это вызывает неадекватные психические состояния, настроения в семьях.

В-третьих, возросшее в два раза за годы экономических реформ количество проблемных, конфликтных и кризисных семей под воздействием таких факторов как: жилищная неустроенность, дефицит общения с родителями, длительное проживание супругов врозь из-за вынужденного покидания мест прежнего проживания семей, нереали- зованность системы социального и медицинского страхования и другие, формируют неадекватные требованиям современных социально- экономических реформ уровень психологического здоровья семьи (как правило, заниженный, и не только не компенсируемый в социальной среде, но и обостряемый ею). Нередко этот фактор остается вне поля зрения специалистов.

Традиционно сложившаяся система работы с семьями, в большей мере возлагаемая на органы социального обеспечения и направленная преимущественно на экономические проблемы и общественные организации, как становится все очевиднее, решает лишь ограниченное число вопросов, причем с качеством, зависящим от многих факторов: профессионализма и психолого-педагогических способностей социального работника, его личностных качеств и возможностей «отвлекаться» на решение проблем семьи психолого-педагогического свойства.

Социальная работа, находящаяся на стадии своего становления, еще не в силах обеспечить различным категориям семей в полной мере социальную заботу, научить вполне адекватно и профессионально реагировать на воздействие многочисленных социально-психологических и других факторов переустройства проблемы.

Источник https://studopedia.ru/10_211549_sotsialnie-problemi-sovremennoy-semi-struktura-i-funktsii-semi-sotsialnaya-rabota-s-semey-etapi-soderzhanie-metodi.html

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-sotsialnoy-raboty-s-semiey

Источник https://studme.org/319488/sotsiologiya/psihologo_pedagogicheskie_problemy_sotsialnoy_raboty_semey