Выявление социальных проблем семьи и детей
Социальные проблемы семьи
В статье рассматривается социальные проблемы отдельных категорий семей. Сегодня в той или иной социальной помощи и поддержке нуждаются разные типы семей. Поэтому задача состоит в создании семье наиболее благоприятных условий для ее нормального функционирования.
Ключевые слова
Текст научной работы
Семья, являясь наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает практически все социальные проблемы, которые существуют в обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, насилие над детьми и женщинами, юное материнство и многое другое.
Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания [1; 2].
Семья осуществляет следующие функции:
- воспитательную;
- хозяйственно-бытовую – для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья;
- эмоциональную: культурное и духовное общение;
- первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания;
- репродуктивную и сексуальную – это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения [3].
Социальная проблема семьи является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции – переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека – в городе и 3,3 – в селе. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью [4].
Основные социальные проблемы семьи:
- трудное материальное положение семьи;
- ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;
- злоупотребление алкоголем и наркотиками;
- жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
- антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
- социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения [5; 6].
Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты при живых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.
Отказные дети – это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме. Основные причины отказа от ребенка:
- тяжелая болезнь или уродства (около 60 %);
- сложные материальные и бытовые условия (около 20 %).
Существует несколько типов семей:
Среднестатистическая семья: семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.
Молодая семья: здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть – межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.
Вторичная семья: это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов – для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи.
Неполная семья: это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы – это изменение статуса в обществе – низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности.
Многодетная семья: где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений.
Все они в той или иной мере нуждаются в социальной помощи и поддержке [7; 8].
В помощи специалистов по социальной работе могут нуждаться в различных ситуациях даже те семьи, которые не относятся официально к группе риска. Проблемы экономического, психологического, межличностного характера могут нарушать гармонию семейных отношений и привести семью к кризису и краху.
Семейные проблемы могут быть самыми разнообразными: связанными с напряженностью отношений между супругами, между родителями и детьми, с малообеспеченностью, с алкоголизацией и наркотизацией одного или всех членов семьи и так далее. К сожалению, в нашем обществе принято решать проблемы семьи, когда они достигли пика напряженности и конфликтности. Профилактике же семейных дисфункций в предкризисном состоянии внимания уделяется недостаточно. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы сегодня. Иногда сравнительно небольшая помощь, оказанная в нужный момент, может снять напряжение и сохранение стабильности в семье. Даже сравнительно благополучные полные малодетные семьи, не относящиеся официально к группе риска, могут переживать конфликтные и кризисные ситуации и попадать в зону внимания социальных работников и педагогов [8;9].
Типы семейных взаимоотношений:
Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи.
По силе власти в семье кого-либо из супругов, можно выделить несколько типов брака:
- доминирующий муж и пассивная жена;
- доминирующая жена и пассивный муж;
- открытая борьба или соперничество;
- изоляция или эмоциональное отчуждение;
- псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем времени.
- неравные браки, муж намного старше жены или жена старше мужа.
В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где адекватное исполнение ролей мужчины и женщины, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные проблемы, такие, как:
- обвинение, когда один из супругов утверждает, что дефект в другом супруге;
- успокоение, когда супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в нем;
- отвлечение, когда поведение одного из супругов отвлекает его от напряженной ситуации в семье;
- чувство обиды, возникает в том случае, когда один из супругов дает больше, чем получает;
- чувство вины, когда один из супругов получает больше, чем дает;
- паралояльные отношения (ревность, озлобленность, подозрительность) [10].
Примеры: мужчина рано женится на женщине, проявляющей заботу о нем, видит в ней свою мать, или, когда жена уделяет большое внимание детям, а муж ищет заботу на стороне. К дисгармоничным семьям относятся семьи, находящиеся на грани развода.
Развод – это одна из форм прекращения брака путем его юридического расторжения. Стадии распада брака:
- эмоциональный распад, т.е. когда проходит любовь;
- физический распад, прекращение интимных отношений;
- фактический распад, это прекращение совместного ведения хозяйства, единого бюджета, иногда совместного воспитания детей, разъезд и раздельное проживание [11].
Дети – наше будущее, это аксиома. Но она остается мертвой фразой, если мы сегодня не дадим им возможность жить по законам будущего. Детский коллектив – модель общества завтрашнего дня; он не только готовится к жизни, но уже живет. Пусть же эта жизнь поменьше будет обременена пережитками прошлого. Это вовсе не означает, что мы воспитываем беспочвенных мечтателей. Практика показывает, что особенно трудно приходится тем ребятам, кто не имеет твердой основы, кому не на что опереться. Этой нравственной опорой, особенно в первые годы самостоятельной жизни, должна явиться школа, школа с эффективной системой воспитания и специализированные центры по социальной работе с детьми.
В теории конфликта самым лучшим способом его разрешения считается компромисс. Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса между супругами, между родителями и детьми, а также коррекцию поведения и обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии и игровой терапии. Причины конфликтов могут быть разными, поэтому в первую очередь необходимо самым тщательным образом изучить проблемы, существующие в конкретной семье, ознакомиться с особенностями личностей супругов, их семейными и брачными установками. Ведь расхождения в семейно-брачных установках могут довольно долго оставаться не выявленными, а в трудные моменты семейной жизни или под влиянием внешних проблем может обнаружиться, что супруги придерживаются разных взглядов на семью, имеют несовпадающие представления о воспитании детей, решении финансовых и других проблем [12].
Семья, как социальный институт, и малая социальная группа, выполняет важнейшие общественные функции – воспроизводит новые поколения, нравственные нормы и образцы поведения, активно участвует в социализации личности. Следовательно, задача состоит в том, чтобы создать семье наиболее благоприятные условия для ее нормального функционирования [13].
Выявление социальных проблем семьи и детей
§ 1. Социально-психологическая диагностика проблем семьи
Множество социально-психологических проблем семьи можно свести к двум основным группам:
1) общесемейным (супруги, дети, родители супругов);
В свою очередь, те и другие распадаются на проблемы более детальные: статусно-ролевых семейных отношений (распределение обязанностей, ведение семейного бюджета и пр.), нормативного поведения, конфликтов, совместимости, стиля общения, эмпатии, мотивов вступления в брак и разводов (распад семьи).
Одним из главных направлений работы практических психологов является работа с семьей (супругами, родителями и детьми). Ключевой момент в этой работе — получение полной и надежной информации. В отечественной психологии наиболее полно представлены методики для сбора информации о межсупружеских отношениях и менее объемно — о родительски-детских.
Методика PARIпредназначена для изучения отношений родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Делл.
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительски-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: 1) оптимальный эмоциональный контакт; 2) излишняя эмоциональная дистанция с ребенком; 3) излишняя концентрация на ребенке [18].
Тест Р. Жиля опубликован в 1959 г. Стимульный материал состоит из 42 стандартных картинок, на которых изображены дети или дети и взрослые, а также тестовые задания.
Перед началом работы ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает на них.
Ребенок должен либо выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В тестовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических.
Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям и явлениям.
Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее легкой для испытуемого ребенка, но и расширяют возможности относительно большей формализации.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы:
1. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), к другу или подруге, к авторитарному взрослому и т. д.
2. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.
Всего выделяют 12 признаков, характеризующих отношение к матери, к отцу; к матери и отцу как семейной чете; к братьям и сестрам; к бабушке и дедушке; к другу; к учителю, а также любознательность, стремление к доминированию; общительность, адекватность.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов ребенка, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения [27].
В семье может складываться патогенная ситуация, обусловливающая состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Это резкое расхождение между осознаваемыми или неосознаваемыми ожиданиями индивида по отношению к семье и действительной жизни семьи. Психические травмы семейной этиологии могут быть единичными и повторными, короткими и длительными.
Под семейной тревогой понимаются состояния нередко плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги у обоих или одного из членов семьи. Для выяснения указанных состояний служит методика «Типовое семейное состояние».
В рамках обобщенного типа семьи с выраженными нервно-психическими расстройствами выделяют три подтипа: неустойчивый, конструктивный и деструктивный.
Для первого характерны высокая нервно-психическая нагрузка на семью в целом, нарушение семейных взаимоотношений, снижение социального статуса семьи. В результате в семье возникает неудовлетворенность, выраженное чувство тревоги и вины.
Конструктивная семья знает личностные особенности индивида с нервно-психическими расстройствами, находит значительные резервы влияния на него, т. е. оказывает помощь.
Деструктивная семья снимает нервно-психическое напряжение за счет отчуждения от индивида.
Для диагностики указанных подтипов семьи используется опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС).
У каждой семьи имеются нормативные представления. Методика «Нормативное сопротивление» (НС) позволяет диагностировать данное явление.
Методика включает набор фактов из жизни различных семей. Каждый такой факт отпечатан на отдельной карточке. Члену семьи предлагается ознакомиться со всеми карточками и ответить себе самому на вопрос: «Если бы вы узнали это о семье знакомого, как бы изменилось ваше отношение к нему?» Затем карточки ранжируются от самого «позорного» факта до наименее «позорного» [37]. Если в левой стороне окажется 12 и более карточек, то имеет место нормативное сопротивление.
Тест «Кинетический рисунок семьи» предложен Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка. Для выполнения рисунка предлагают стандартный чистый лист бумаги, карандаш 2М, ластик. Дополнительно можно предложить цветные карандаши.
В протоколе фиксируется время выполнения задания, все вопросы и высказывания испытуемого, ситуация, поправки и пр.
Беседа после окончания рисования включает в себя примерно такие вопросы:
1. Кто нарисован на рисунке?
2. Что делает каждый член семьи?
3. Где они находятся?
4. Им весело или скучно?
5. Кто из них самый счастливый и почему?
6. Кто самый несчастный, почему?
Кроме вопросов ребенку можно предложить решение нескольких ситуаций для выявления позитивных и негативных отношений в семье:
1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал пойти с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и у тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь N число билетов (на один меньше, чем членов в семье) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там пожить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть? [ 1 ].
Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В. В. Сталиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования браком у той или иной социальный группы.
Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.
Имеются популярные тесты о ревности, взаимопонимании супругов и т. д. [28].
Практические социальные психологи должны знать, что помимо муниципальных служб существуют научные центры исследования семьи, опытные специалисты которых способны всегда оказать помощь в установлении диагноза. Кроме того, по проблемам семьи проводятся конференции, издаются журналы. Все это создает условия для повышения эффективности социально-психологической диагностики проблем семьи.
Технология социальной диагностики семьи
Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях [1] [2] .
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьей» (функциональная карта вида профессиональной деятельности) включает следующие обобщенные трудовые функции и трудовые функции: 1) деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им помощи; 2) выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия; 3) проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации.
Учитывая особенности категорий семей с детьми, нуждающихся в социальном обслуживании, представим модель, основанную на характере трудной жизненной ситуации (ТЖС), социально опасном поведении (СОП) (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Классификация семей с детьми в зависимости от характера нуждаемости в социальном обслуживании
Определим диагностический инструментарий специалиста по работе с разными категориями семей с детьми.
Социальная диагностика семьи с детьми — деятельность специалиста по работе с семьей, направленная на выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия.
О. В. Краснова и Т. В. Шинина выделяют следующие маркеры семейного неблагополучия:
- 1) неисполнение родительских обязанностей (асоциальное поведение родителей, нарушение стилей воспитания, поведенческие нарушения у детей);
- 2) трудности в обучении, воспитании ребенка (пропуски занятий, внутри ш кол ьн ые конфликты);
- 3) нарушение детско-родительских отношений;
- 4) внутрисемейные конфликты (в том числе жалобы родственников);
- 5) жестокое обращение (в том числе отказы от детей);
- 6) психические нарушения;
- 7) конфликт с законом;
- 8) множественные проблемы [3] .
Процесс диагностики семейных отношений целесообразно организовывать и проводить по следующему алгоритму:
- 1-й этап — подготовительный. В ходе этого этапа конструируются методики изучения семьи и психодиагностические процедуры;
- — 2-й этап — исследовательский. На этом этапе комплексно применяются методы, включенные в исследовательскую методику;
- — 3-й этап — анализ результатов. Данный этап позволяет обобщить полученные результаты диагностирования;
- — 4-й этап — интерпретационно-рефлексирующий. Результатом данного этапа являются интерпретация полученных данных, определение психологического семейного диагноза, частичное осознание и понимание типов семейных проблем членами семьи, а также выход на дальнейшее изменение семейных отношений и общения [4] .
Рассмотрим примерный перечень диагностических методик, способствующих качественной оценке нуждаемости в социальном обслуживании семьи с детьми, специалистами по работе с семьей (табл. 2.3).
Социальные диагностические методики семьи с детьми
Социальные проблемы семьи
Акт обследования жилищно-бытовых условий. Методика ЕФОРС.
Семейная социограмма (Э. Г. Эйдемиллер). Методика ОРВ (Оценка рисков и возможностей). Опросные методы
Трудности в обучении, воспитании ребенка
Опросник стиля родительского поведения (Э. Г. Эйдемиллер). Анамнестический опросник.
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Стол и на
Л. Предлагаемые ребенку’.
- 1) методика рисунка семьи и ее модификации;
- 2) адаптированный вариант методики Рене Жиля;
- 3) различные варианты методики «Незаконченные предложения»;
- 4) модификация оценочно-самооценочной методики;
- 5) детский апперцептивный тест КАТ;
- 6) методика «Модель личностной сферы»;
- 7) детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Бене — Антони.
Б. Предлагаемые родителям:
- 8) опросник стиля родительского поведения (Э. Г. Эйдемиллер);
- 9) анамнестический опросник;
Продолжение табл. 23
Социальные проблемы семьи
- 10) родительское сочинение «История жизни моего ребенка»;
- 11) ОРО — опросник родительских отношений Варги — Столица. В. Предлагаемые поочередно детям и родителям:
- 12) самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка,
а затем идет обсуждение ее отличия от самооценки, полученной от самого ребенка, и наоборот;
13) опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.
Г. Предлагаемые диаде «ребенок — родитель»:
14) варианты пробы на совместную деятельность, известной под общим названием «Архитектор-строитель», где ребенок
и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести.
Д. Одинаково пригодные для детей и взрослых:
15) цветовой тест отношений Эткинда [5]
Диагностика межличностных отношений (ДМО) (Г. С. Васильченко, Ю. С. Решетняк, Л. Н. Собчик);
Модифицированный вариант теста Т. Лири;
Удовлетворенность браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова,
Ролевые ожидания и притязания в браке;
Дифференциальная оценка отношений (А. Н. Волкова); Распределение ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман,
Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская).
Проективные методы: Совместный тест Роршаха (В. Блан- шир, М. Сингер, Е. Т. Соколова); Цветовой тест отношений (Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд); Семейная социограмма (Э. Г. Эйдемиллер)
Опросники группы ICAST;
Опросник сильных сторон и трудностей (Strength and Difficulties Questionnaire);
Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения»;
Методика интервью для диагностики насилия;
Методика «Письмо другу»
Психолого-психиатрическая диагностика специалистом медицинского профиля
Конфликт с законом
Методика ОРВ (Оценка рисков и возможностей)
Окончание табл. 23
Социальные проблемы семьи
Диагностика коммуникативных проблем в семье;
Диагностика поведения родителей в трудной жизненной ситуации; Диагностика личностных проблем взрослых членов семьи
Правильная социальная диагностика социальных проблем семьи с детьми (постановка правильного социального диагноза) позволит своевременно предотвратить нарушение воспитательной функции, что обусловливает главный фактор семейного неблагополучия. Диагностика функционирования семьи является основой раннего выявления семейного неблагополучия.
Источник https://novainfo.ru/article/6577
Источник http://yurpsy.com/files/biblio/spsy/060.htm
Источник https://studme.org/192307/sotsiologiya/tehnologiya_sotsialnoy_diagnostiki_semi