Им нечего больше хотеть: как воспитать ребенка в условиях материального изобилия
Им нечего больше хотеть: как воспитать ребенка в условиях материального изобилия
Растущие в условиях материального изобилия дети находятся в зоне риска, так же как и дети из неблагополучных семьей. Моими исследованиями подтверждено, что они больше, чем выходцы из среднего класса, склонны к употреблению наркотиков и асоциальному поведению, в их среде высок уровень суицидов.
Но если у детей из бедных районов есть сильное желание вырваться из нищеты и это дает им шанс, то богатые наследники не могут ухватиться даже за эту соломинку – им нечего хотеть, у них и так все есть. Они ни к чему не стремятся и мало чего достигают.
Сегодняшние родители даже со средним достатком стараются исполнять любые желания детей, мы ведь так хотим, чтобы они росли счастливыми. Но в итоге мы видим в детях безразличие, безволие, инфантилизм и откровенную меркантильность.
В последнее время ученые все больше говорят о роли фрустрации в воспитании детей. Ребенку совершенно необходим опыт неудовлетворенности, несоответствия желаний и возможностей – без этого его развитие прекращается. Хотите сделать своего ребенка несчастным – давайте ему все, что он только пожелает, и немедленно!
Представим себе ребенка, стоящего у яблони. Достать яблоко не так-то просто. Сначала надо обдумать, как лучше действовать, потом потрясти дерево или залезть на него, и только после этого заветный плод окажется в руках. Придется потратить время, силы, возможно, пойти на риск, справиться со страхом, и все это сделает награду еще более желанной. А теперь вообразим ребенка, который даже не успел захотеть, как на него посыпались яблоки в неограниченном количестве. Как он себя поведет? Будет уворачиваться и прикрывать голову от падающих плодов, или начнет жадно хватать их и прятать за пазуху? А может быть, просто развернется и уйдет подальше – и от яблони, и от яблок.
Когда дети получают все «просто так», они не чувствуют взаимосвязи между собственными усилиями и успехом. Они не способны ставить цели, отодвинутые на неделю, месяц, год. Фантазировать, воображать себя актрисой, срывающей аплодисменты, или руководителем огромной компании, отдающим распоряжения, они могут, а предпринять что-нибудь для осуществления своей мечты – нет.
На пути от возникновения желания до его реализации мы учимся ставить задачи, обуздывать свои порывы, смиряться, ждать, бороться, ценить достигнутое, падать и подниматься, двигаться дальше, чтобы в конце концов добиться своего. А формула «Захотел = Получил» – скучная и бессмысленная, она ничему не учит и никуда не ведет. Если между желанием и его исполнением «пуля не пролетит», ребенок не взрослеет, его внутренний мир остается бедным и примитивным, а внешний воспринимается им как легкий и приятный.
Многие слышали о знаменитом «зефирном» тесте американского ученого Уолтера Мишеля: в ходе эксперимента четырехлетнему ребенку предлагали зефир, но он должен был выбрать – съесть одну штуку сразу или подождать, пока вернется лаборант, и получить две. Из 653 детей, принимавших участие в эксперименте в 60–70-е годы, только треть продержалась 15 минут до прихода лаборанта. Многие вытерпели лишь 30 секунд, а некоторые хватали зефир еще до того, как взрослый успевал договорить. В середине 1980-х Мишель сравнил, есть ли разница между тем, как ведут себя «терпеливые» и «нетерпеливые» дети уже в подростковом возрасте. И оказалось, что те, кто в четыре года удержался и не съел зефира, выросли более волевыми и уверенным в себе, чем нетерпеливые, они смелее принимали вызовы и решали проблемы. Еще через десять лет стало ясно, что они более успешны и в учебе.
Чтобы материальное изобилие не обернулось в будущем большими проблемами, а напротив, а стало благоприятной средой для развития, мы должны целенаправленно, продуманно создавать для детей не «жизнь-сказку», а «нормальное детство». А значит – учить их терпеть, делать выбора, ждать и преодолевать.
А что делать, если время упущено, ребенку уже почти двадцать, а он ничего не хочет и живет за родительский счет? Рецепт тот же. Просто надо изменить требования: не как раньше – убрать разбросанные игрушки, чтобы пойти кататься на велосипеде, а сдать все экзамены без хвостов, чтобы поехать отдыхать на море. И мы не должны уступать. Конечно, конфликты со взрослым ребенком переносить намного тяжелее, чем с малышом, но выбора нет. Если родители чувствуют безысходность, я предлагаю им действовать по «методике швейцарского сыра» – начинать по одной просверливать дыры в стене беспросветных проблем.
Находим вместе с ребенком подходящую задачу – что-нибудь вполне конкретное, осмысленное, трудное, но посильное. Например, подготовить ко дню рождению бабушки альбом с фотографиями, переоформить на свое имя отцовскую машину, сделать ремонт в своей комнате. И дальше добиваемся результата «железной рукой в бархатной перчатке». Здесь очень важно быть не столько контролером, сколько союзником своему ребенку.
● Научим его алгоритмизировать задачу — разложить на составляющие, спланировать с чего начать и чем закончить, рассчитать время, чтобы успеть в срок. Если речь об альбоме, значит надо его купить, выбрать и напечатать фотографии, подумать над тем, как их разместить, сделать подписи.
● Очень важно отмечать даже промежуточные результаты. Выбрал и купил краску для стен чтобы сделать ремонт в своей комнате — молодец! Теперь надо подобрать плинтус и электрические розетки. И с этим справился — это тоже надо отметить и одобрить.
● У ребенка может случиться «затык», и нам надо помочь ему с ним справиться. Например, он поехал оформлять машину, но забыл какой-нибудь документ или не подумал записаться заранее, сидеть долго в очереди «не мог» и вернулся ни с чем. Теперь все никак не выберет время, чтобы закончить начатое. Любые напоминания вызывают раздражение — «ну, я сделаю, сказал же». Значит надо изменить тактику — обсудить проблемы, поделиться своим опытом выхода из непростых ситуаций, а если это не помогает – то, может, и просто забрать ключи от машины.
Довести дело до конца трудно будет обеим сторонам — и детям, и родителям. Нам нужно научиться выдерживать недовольство и «подавлять бунты», спокойно переносить обиду и раздражение, не давать слабину, когда ребенок требует «все и сразу», иначе усилия пойдут насмарку. И, конечно, стоит полностью исключить привычные приемы вроде вздохов разочарования, пожимания плечами, замечаний типа «я так и знал» и «ну, если даже это не можешь сделать». Родителям тоже придется ждать, терпеть и добиваться. Будет много искушений все бросить, поэтому нужно настроится не на спринт, а на марафон – на долгую и «тягомотную» работу. Но если мы не изменимся сами, то не сможем ничего изменить в ребенке. Зато, если все получится, то это даст и дополнительный бонус — мы наладим отношения с ребенком.
Дети сами хотят быть эффективными, просто не умеют и не знают как. Мы должны им помочь и тогда успех гарантирован.
Как воспитывают детей богатые и знаменитые?
То, каким человек станет, напрямую зависит от установок, прививаемых с детства. В каждой семье есть свои взгляды на этот вопрос, не являются исключением и известные люди. Принципы воспитания детей у богачей и знаменитостей, несомненно, заслуживают внимания.
- Рокфеллеры
- Билл Гейтс
- Марк Цукерберг
- Дени Джонсон
- Кейт Миддлтон
- Виктория Бекхем
- Мадонна
Достаток не обязательно означает вседозволенность, как может показаться на первый взгляд. Многим звездным родителям не чужды строгость, принципиальность и консервативность. Предлагаем узнать, как воспитывают своих детей те, кто может дать им все.
Рокфеллеры
Состояние семьи нефтяных магнатов Рокфеллеров исчисляется миллиардами долларов. Но их основное богатство – теплые семейные взаимоотношения. Сохранность и приумножение их капитала с годами стали возможны благодаря правильному воспитанию наследников. Основные педагогические принципы Рокфеллеров:
- Развитие чувства причастности к семье. Среди Рокфеллеров приняты частые встречи в обширном семейном кругу, помогающие сохранить связи между родственниками. Во время них каждый может обменяться новостями, попросить совета, обсудить идеи и проекты.
- Сохранение семейной истории. Все, что имеет отношение к значимым моментам прошлого семьи, бережно сохраняется. В особенности это касается домов и усадеб, их обстановки. Также уделяется внимание ведению родословной.
- Поощрение независимости. На детей не оказывают давления при выборе направления для деятельности, не обязывают быть продолжателями дела родителей. Желающие попробовать что-то новое всегда получают поддержку.
- Приучение к благотворительности. В детях развивают умение сопереживать и желание помогать тем, кто в этом нуждается. Участие в благотворительности поощряется с раннего возраста.
Билл Гейтс
Миллиардер Билл Гейтс, основатель компании Microsoft, является отцом троих детей и относится к ним весьма строго. Его основной принцип – ребенок должен всего добиваться самостоятельно. Поэтому дети унаследуют лишь 0,2% от его состояния, а остальные средства будут переданы на благотворительность.
В других сферах жизни отношение к ним также нельзя назвать мягким. В целях профилактики цифровой зависимости смартфоны, планшеты и другие гаджеты покупаются детям только после 14-го дня рождения. Да и в старшем возрасте их использование разрешается только в полезных целях.
Дети получают скромные суммы на карманные расходы и выполняют работу по дому. Большое внимание уделяется учебе. Отец приучает их к реалиям жизни – чтобы чего-то достичь, нужно много трудиться, создавая себе имя и репутацию.
Марк Цукерберг
Программист-миллиардер, основавший Facebook Марк Цукерберг, воспитывает двух дочек. Несмотря на управление крупной компанией, семья для него стоит на первом месте.
В воспитании детей он использует проверенный подход, позаимствованный у своего отца.
Его основные принципы:
- Ощущение тыла.По мнению Марка Цукерберга, родители должны обеспечить детям финансовый тыл и дать возможность искать себя. Конечно, это не означает пожизненного содержания.
- Посвящение детей в некоторые рабочие моменты. Наблюдая за трудом родителей, малыши учатся понимать его ценность.
- Поощрение интересов. Давление в вопросе выбора профессии не допускается, наоборот, любая инициатива детей должна поддерживаться.
- Четкие границы допустимого поведения. С раннего возраста до малыша нужно донести, что можно, а что нельзя. Инструментом должны выступать разговоры и объяснения, а не физические наказания.
- Похвала. Детям важно знать, что родители ими гордятся. Повод для похвалы при желании всегда можно найти.
- Детство должно оставаться детством. Учеба и развивающие занятия необходимы, но в жизни ребенка должно быть место играм.
Дени Джонсон
Бизнесвумен Дени Джонсон, обладательница миллионного состояния, заработанного с нуля, и при этом мать 5-и детей. Она не сторонница попустительского подхода и всегда делала акцент на адаптации к реальной жизни.
Ее принципы воспитания детей:
- Цель в жизни формируется с детства.Чем раньше ребенок определится со своим призванием, тем лучше. Нельзя воспитывать детей надеясь, что в последний момент все как-то само разрешится.
- Смартфоны и телевизор – под запретом. По мнению Дени Джонсон, интернет и современные мультфильмы пагубно сказываются на формировании психики подрастающего поколения. Доступ к личным гаджетам ее дети получают после 16-ти лет.
- Раннее приучение к работе.Важно развивать в малышах позитивное отношение к труду, учить их преодолевать сложности без негатива, осознавая свой вклад в семью. Дети Дени Джонсон выполняли посильные задания уже с двух лет, а к 11 годам были в состоянии делать основную работу по дому. Семья принципиально не пользуется услугами домработниц, поваров и т. д.
- Родители – не банкомат. Дети получают только простую одежду и обувь, а при желании иметь больше обновок должны подрабатывать или учиться экономить.
- Бережливость – залог успеха. Дени Джонсон мотивирует своих детей не тратить деньги на пустяки, быть рациональнее. Если ребенку удается самостоятельно накопить 10 долларов, он получает от матери еще столько же. Тратить накопления разрешается только на вещи, способствующие развитию.
- Быть щедрым – хорошо. Успешные люди, как правило, щедры и не завистливы. В семье принято жертвовать десятую часть заработка на помощь нуждающимся.
Кейт Миддлтон
Королевская семья известна своей приверженностью традициям. И, конечно, воспитанию будущих наследников престола уделяется огромное внимание.
Принц Уильям и его супруга Кейт Миддлтон растят троих детей и стараются сделать их достойными продолжателями рода, но при этом не лишить детства. Им не чужды отступления от традиционной британской сдержанности и строгого протокола.
Принципы воспитания в семье герцога и герцогини Кембриджских:
- Минимум гаджетов. Смартфоны, планшеты и тому подобное находится под запретом. Электронные устройства выдаются только для учебы и развития.
- Традиционные игрушки.В королевской семье стараются обходиться самым простым – кубиками, машинками, куклами и т. д. Часто это те же игрушки, с которыми играли еще их родители.
- Развитие в общении с природой. Предпочтение отдается активному досугу, подвижным играм, общению с животными.
- Детям позволено быть детьми. Малыши могут бегать, шалить и дурачиться, родители их за то не ругают.
- Мультики разрешены. Дети смотрят современные мультики, конечно, с ограничениями по времени.
- Приучение к домашним делам и обязанностям родителей. Несмотря на титул и высокую занятость, в семье принято, по возможности, готовить и убирать самостоятельно. Дети с удовольствием помогают в этом. Также они сопровождают родителей в поездках и на мероприятиях.
- Пресечение истерик. Если дети не в духе, мать старается увлечь их разговором и другими занятиями. Плохое поведение во время мероприятий или прогулок – повод для отправления маленького бунтаря домой.
- Возможность жить обычной жизнью.Дети посещают обычные детские сады и школы, родители настаивают, чтобы к ним относились так же, как и ко всем.
- Изучение иностранных языков.Для наследников престола владение разными языками – необходимость. Обучение происходит без принуждения, путем регулярного общения с нянями-иностранками.
Виктория Бекхем
Жена известного футболиста Девида Бекхэма, в прошлом певица, а теперь – модельер Виктория Бекхэм, воспитывает четверых детей. Успехи пары в этом деле не вызывают сомнений – их сыновья и дочь ведут себя образцово.
Чтобы дети росли здоровыми, воспитанными и просто достойными людьми, Виктория рекомендует придерживаться нескольких правил:
- Стабильный режим дня. Дети ежедневно встают, принимают пищу, занимаются и развлекаются в одно и то же время. Отход ко сну происходит не позже 21:30.
- Спорт нужен всем. В семье Бекхэмов борются с малоактивным образом жизни с помощью плавания, фитнеса, футбола, баскетбола, тенниса и других активных занятий.
- Открытость. Пара считает, что дети должны свободно общаться со сверстниками, не превращаясь в «звезд» и не ограничивая себя узким кругом подходящих по статусу знакомств.
- Поощрение достижений.Заслужить новый гаджет или другую желанную вещь можно хорошими оценками, спортивными успехами и т. д. Но просто так капризы и прихоти детей не выполняются.
- Наказание за проступки. Виктория не применяет физических наказаний, но если один из детей провинился, просит его сесть на стул и подумать о своем поведении. По ее утверждению, этот метод очень эффективен.
Мадонна
Знаменитая певица Мадонна хотя и не отличалась примерным поведением в юности, стала на удивление строгой матерью. Она воспитывает 6 детей и, по ее словам, единственное, чего она желает – чтобы они стали хорошими людьми.
Однако ее методы достижения этой цели многим кажутся спорными. Возможно, именно из-за чрезмерной строгости в отдельных моментах отношения у певицы с уже повзрослевшими детьми весьма прохладные.
Принципы воспитания от Мадонны:
- Вегетарианство. Певица придерживается здорового образа жизни и считает, что детям пойдет на пользу растительная пища, мясные продукты запрещены в доме и вне его.
- Запрет на телепередачи и чтение газет. Мадонна поощряет чтение книг. Пользоваться интернетом и смотреть мультики дети могут ограниченно – не больше часа в день и только по выходным. Гаджеты получает только подростки старше 15 лет.
- Неизменный режим дня и индивидуальное расписание. Мать составляет для каждого из детей свой распорядок – учеба, домашние задания, работа по дому, тренировки и т. д. Спать они ложатся не позже 21:00.
- Приучение к порядку. Если кто-то из детей разбрасывает вещи или игрушки, все это немедленно отправляется в мусорное ведро.
- Пресечение капризов.Дети получают простую, скромную одежду, недовольных мать заставляет носить нелюбимые вещи по нескольку дней подряд.
- Строгие наказания за провинности.Мать старается любыми путями искоренить дурные наклонности. К примеру, узнав, что одна из дочерей курит, она посадила ее под домашний арест, лишила денег и запретила пользоваться интернетом.
Как показывает практика, богатые и знаменитые родители не склонны потакать всем желаниям детей, а, напротив, со всей строгостью прививают им основы дисциплины, бережливость, любовь к труду. И такой подход оправдан, ведь у наследника богатых родителей куда больше соблазнов.
Конечно, не все принципы воспитания применимы и актуальны в обычной жизни. Но некоторые из них стоит взять на заметку – развитие уважительного отношения к родителям и умения сопереживать, акцент на активных играх и разумное ограничение гаджетов еще никому не навредили.
Как воспитывают детей миллиардеры: 5 правил, чтобы подняться без денег
О детях звезд шоу-бизнеса мы знаем почти все: какие игрушки покупают им родители, в какие школы они ходят, какие кружки посещают. Но не так много известно о детях самых богатых людей планеты.
Как воспитывают наследников миллиардеры из списка Forbes?
Азарт исследователя
Познавать мир во всем его многообразии через свободную игру и общение с родителями — к сожалению, для многих детей это роскошь. Однако самые богатые люди мира считают это основой правильного развития.
Джефф Безос
Основатель Amazon, владелец аэрокосмической компании Blue Origin и издательства The Washington Post, отец четырех детей.
— К воспитанию детей мы с женой подходим нестандартно. Дети устраивают научные эксперименты на кухне, учат мандаринское наречие, осваивают сингапурскую программу математики, а также играют в различные игры с соседскими детьми. Я разрешаю наследникам пользоваться острыми ножами с четырех лет. Электроприборы от маленьких Безосов также никто не прячет. Мы уверены, что так дети смогут познать мир гораздо раньше и свыкнуться с его устройством. Я бы предпочел быть отцом ребенка с девятью пальцами, чем ребенка, у которого нет возможности узнать мир.
Самостоятельность
Баловство не их метод. Позволить детям самим решать проблемы — вот основная методика воспитания в семьях миллиардеров. Посмотрите 4 признака, что родителям пора ослабить контроль — возможно, это ваш случай.
Илон Маск
Изобретатель, основатель компании SpaceX, отец пятерых детей.
— Я беру детей в поездки. Но я никогда бы не пошел в поход по собственному желанию, я делаю это лишь для того, чтобы они хоть иногда сталкивались с трудностями. Они должны сами готовить, и убирать, и делать все, что делают в походах.
Игорь Рыбаков
Совладелец корпорации «Технониколь» и сооснователь «Рыбаков Фонда», отец четырех детей.
— Я считаю, что родители наносят травму детям, когда вовремя не дают необходимой самостоятельности. Зачем рождать в них вынужденную беспомощность? Дети хотят — и мы что, обязаны удовлетворить их хотелки? Мы решили с женой, что мы как родители передадим им нашу, во-первых, фамилию, это очень мощный капитал и репутация, второе — генетику, дальше — готовность принимать решения в непредсказуемых обстоятельствах. Я пытаюсь научить детей не впадать в панику и использовать свое мышление.
Запрет на гаджеты
Когда основателя Apple и изобретателя планшета Стива Джобса спросили, любят ли его дети iPad, тот ответил, что не позволяет наследникам пользоваться гаджетами дома. Как и многие его коллеги, он разрешал пользоваться гаджетами для учебы, а не для развлечения.
Билл Гейтс
Самый богатый человек мира по версии Forbes, филантроп, основатель фонда Билла и Мелинды Гейтс, отец троих детей.
— Мы устанавливаем время, после которого нельзя пользоваться гаджетами. В их случае это помогает уснуть в разумное время. Мы не давали смартфоны нашим детям, пока им не исполнилось 14 лет.
Эван Уильямс
Основатель социальной сети Twitter, отец двоих детей.
— Я говорю детям: дома есть несколько сот бумажных книг. Если хотите развлечься — читайте сколько вам угодно!
Финансовая грамотность
Дети миллиардеров не сорят родительскими деньгами и не купаются в роскоши. Родители стараются сами не совершать глупые ми-ми-ми-покупки, и пресекают любое транжирство своих детей.
Например, когда дети в семье Рокфеллеров начинали работать, родители объясняли им, как распорядиться заработанным: одна часть шла в накопления, вторая — на благотворительность, а третья — на личные нужды.
Игорь Рыбаков
Совладелец корпорации «Технониколь» и сооснователь «Рыбаков Фонда», отец четырех детей.
— Дети могут взять у меня целевой заем. Например, Полина Рыбакова взяла заем на образование. На этот заем она кушает, снимает квартиру, и ей известно следующее: ей придется его возвращать.
Роман Авдеев
Владелец ФК «Торпедо», миллиардер из списка Forbes, отец 6 родных и 17 приемных детей.
— Небрежное обращение приводит к порче вещей. Мы с женой не бежим покупать замену. Как-то приехали на дачу, и оказалось, что один из сыновей забыл сменную одежду. И всю неделю каждый вечер он сам стирал свои вещи.
Образование вместо денег
«Дать удочку, а не рыбу» — этому принципу следуют богатейшие люди мира в воспитании детей.
Билл Гейтс
Самый богатый человек мира по версии Forbes, филантроп, основатель фонда Билла и Мелинды Гейтс, отец троих детей.
— Мы с Мелиндой решили, что вместо огромных денег наши дети получат хорошее образование, которое поможет им раскрыть свои способности. Они должны сами найти себя в жизни, а не полагаться на родительские миллиарды.
Уоррен Баффет
Глава холдинга Berkshire Hathaway, филантроп, отец троих детей.
— Я видел, как многие управляют собственными детьми, и нет ничего хуже, чем добиваться чего-то от ребенка при помощи денег. Своим я всегда говорил, что они могут заниматься чем угодно: окончить колледж, стать врачами или юристами. Я призывал их любым способом применять имеющиеся у них таланты на благо окружающего мира. Я оставлю детям достаточно денег, чтобы они могли сделать, что угодно. Но денег будет не так много. Нужно, чтобы у них осталось желание сделать хоть что-нибудь.
Поделитесь этой статьей с другими мамами, если нашли в ней что-то любопытное для себя.
Источник https://www.forbes.ru/forbes-woman/349469-im-nechego-bolshe-hotet-kak-vospitat-rebenka-v-usloviyah-materialnogo-izobiliya
Источник https://mama66.ru/journal/kak-vospityvayut-detejj-bogatye-i-znamenitye
Источник https://www.yapokupayu.ru/blogs/post/pedagogicheskie-strategii-kotorye-milliardery-primenyayut-k-svoim-detyam