Сборник _Методики диагностики детско-родительских отношений_тест по психологии

13 августа, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Содержание

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Практикум по диагностике детско-родительских отношений

Практикум по диагностике детско-родительских отношений
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология
Индекс материала
Практикум по диагностике детско-родительских отношений
Представление об идеальном родителе
Родительское сочинение «История жизни моего ребенка»
Опросник «Сознательное родительство»
Все страницы

Вводные замечания:
В консультативной практике исследование детско-родительского взаимодействия не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и характеристики детско-родительского взаимодействия.

Психолога-консультанта интересует в этом смысле, по крайней мере, четыре аспекта:
1) актуальные отношения между ребенком и родителями;
2) их история, особенно в критических точках онтогенеза;
3) детско-родительское взаимодействие глазами их участников — детей и родителей;
4) объективно фиксируемые особенности детско-родительского взаимодействия (детей и родителей) глазами психолога.
Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений можно разделить на:
— предназначенные только для детей;
— предназначенные только для родителей;
— одинаково пригодные как для обследования детей, так и родителей;
— методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для детей и для родителей, соотносимые друг с другом;
— методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель-ребенок.

Оснащение:
— Опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) (Э.Г.Эйдемиллер и В.Юстицкис) (Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис. — СПб.Питер, 1999. — С. 523 — 532.)
— Опросник «Взаимодействие родитель — ребенок» (И.М.Марковская) (Марковская, И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми/ И.М.Марковская//Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. — С. 94-108.) (Бене, Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»/ Е.Бене// Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. — С. 14-41.)
— Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Е.Бене, Д.Антони/ под общей редакцией А.Г.Лидерса, И.В.Анисимовой)
— Рисунок семьи (КСР) (Р.Бернс, С.Кауфман) (Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М.Минияров. — М.: МПСИ. — 2000. — 256 с.)
— Методика «Представление об идеальном родителе» (Р.Г.Овчарова) (Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства /Р.В.Овчарова. — М.: Изд- во Института психотерапии. — 2003. — 319 с.)
— Родительское сочинение «История жизни моего ребенка»
(О.А.Карабанова) (Слепкова, В.И. Психологическая диагностика семейных отношений /В.И.Слепкова, Т.А.Заеко. — Мозырь: Содействие, 2006. — 196 с.)
— Опросник «Сознательное родительство» (Р.В.Овчарова, М.О.Ермикина)

2. Опросник «Взаимодействие родитель — ребенок»

Назначение методики
Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.

Описание методики
Опросник «Взаимодействие родитель — ребенок» является «зеркальным» и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Кроме того, имеется два варианта опросника:
• Вариант для подростков и их родителей;
• Вариант для родителей дошкольников и младших школьников.

Таким образом, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.
Текст опросника включает 10 шкал — критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей, и которые могут считаться базовыми в родительско-детских отношениях. Это шкалы «автономия-контроль» и «отвержение-принятие», в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы — по 5 утверждений.
Взрослый вариант опросника для родителей подростков тоже включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.
При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:
1 балл — совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит;
5 баллов — совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.

Шкалы опросника «Взаимодействие родитель — ребенок» (ВРР)

В опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) для подростков и их родителей, представлены следующие 10 шкал.
1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.
2 шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.
9 шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают
самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в Целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности-негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале.
10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительскодетских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьников были изменены некоторые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал «несогласие-согласие» и «авторитетность родителя» (7 и 9 шкалы) были введены две новых шкалы:
7 шкала: «тревожность за ребенка»
9 шкала: «воспитательная конфронтация в семье»
Многие авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребенка как на важный фактор для понимания возникновения невротических реакций у детей. А.И. Захаров выделяет также в качестве черты патогенного, типа воспитания низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи. Кроме того, замена 7-ой и 9-ой шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношениями к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность.
Опросник (все три формы) прошел проверку на валидность и надежность.

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР)

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).
1. Если уж он(а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.
2. Он(а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.
3. Я редко говорю ему (ей), куда илу и когда вернусь.
4. Он(а) считает меня вполне самостоятельным человеком.
5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.
6. Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.
7. Он(а) чаше замечает во мне недостатки, чем достоинства.
8. Он(а) часто поручает мне важные и трудные дела.
9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
10. Иногда он(а) может разрешить то, что еще вчера запрещал(а).
11. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.
12. Я бы хотел(а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как к нему (к
ней).
13. Я редко делаю с первого раза то, о чем он(а) меня просит.
14. Он(а) меня редко ругает.
15. Он(а) старается контролировать все мои действия и поступки.
16. Считает, что главное — это слушаться его (ее).
17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (с ней).
18. Он(а) не разделяет моих увлечений.
19. Он(а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.
20. Он(а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.
21. Он(а) часто идет у меня на поводу.
22. Никогда не скажешь наверняка, как он(а) отнесется к моим словам.
23. Могу сказать, что он(а) для меня авторитетный человек.
24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
25. Дома он(а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.
26. Бывает, что применяет ко мне физические наказания.
27. Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он(а).
28. Считает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.
29. Он(а) всегда мне сочувствует.
30. Мне кажется он(а) меня понимает.
31. Он(а) хотела бы во мне многое изменить.
32. При принятии семейных решений он(а) всегда учитывает мое мнение.
33. Он(а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.
34. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.
35. Он(а) является для меня эталоном и примером во всем.
36. Я считаю, что он(а) правильно воспитывает меня.
37. Он(а) предъявляет ко мне много требований.
38. По характеру он(а) мягкий человек.
39. Обычно он(а) мне позволяет возвращаться домой, мота я захочу.
40. Он(а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.
41. Он(а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.
42. Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.
43. Он(а) часто критикует меня по мелочам.
44. Он(а) всегда с готовностью меня выслушивает.
45. Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
46. Он(а) наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам(а).
47. Я разделяю большинство его (ее) взглядов.
48. Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).
49. Он(а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.
50. Прощает мне то, за что другие наказали бы.
51. Он(а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т.п.
52. Я не советуюсь с ним (с ней), с кем мне дружить.
53. Могу сказать, что он(а) — самый близкий мне человек.
54. Он(а) все время высказывает недовольство мной.
55. Думаю, он(а) приветствует мое поведение.
56. Он(а) принимает участие в делах, которые придумываю я.
57. Мы по-разному с ним (с ней) представляем мою будущую жизнь.
58. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.
59. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).
60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.

Сборник _Методики диагностики детско-родительских отношений_
тест по психологии

Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

Скачать:

Вложение Размер
sbornik_metodiki_diagnostiki_detsko-roditelskih_otnosheniy_.pdf 1.26 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики диагностики детско-родительских отношений «Анализ семейных взаимоотношений»

Опросник для родителей в двух вариантах – детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей.

Диагностика детско-родительских отношений «Лики родительской любви»

Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку.

Сборник методик, диагностик, анкет.

Нашла в инете замечательный сборник различных методик, анкет, диагностик. Использую в работе.

Методы диагностики стилей детско-родительских отношений.

В работе отражена тематика диагностики детско-родительских отношений. Дано описание смысловой нагрузки контекста детско-родительских отношений, закономерностей развития данных отношений, движущих факт.

Диагностика особенностей детско-родительских отношений.

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (ДРО)Дата заполнения: ________________ Ф.И. ребенка __________________________________Родители:Мать (краткая характиристика):____________________.

Методики коррекции детско-родительских отношений в работе педагога-психолога СРЦН

Материал описывает методики коррекции детско-родительских отношений в работе педагога-психолога СРЦН.

Экспресс-методика изучения детско-родительских отношений

Описание экспресс-методики, которая может существенно обогатить методическую копилку практикующего педагога-психолога.

Психологические тесты про внутрисемейные отношения онлайн

Как увидеть любовь? Как ее почувствовать? И как узнать любят ли тебя? Хотите знать — любит ли вас мужчина? Данный тест даст Вам возможность понять действительно ли любит Вас ваш молодой человек. Испытывает ли он к вам настоящую любовь, и серьезно ли это для него на все 100%? Действительно ли чувства горячи? Или только теплятся? Или же к настоящей любви это не имеет никакого отношения?

Диагностика родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) проверенный временем психодиагностический метод, ориентированный на выявление родительского отношения, родительских установок, и наклонностей родителя к определенному стилю воспитания.Тест поможет вам выявить степень гармоничности отношений с ребенком, возможные трудности и их причины. Тест поможет принять решение о необходимости обращения за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник разработан и впервые опубликован ведущими отечественными учеными А. Я. Варгой, под руководством В. В. Столина.

Как вы общаетесь с мужчинами?

Есть ли доверие в ваших отношениях с партнером

Доверие — один из важнейших параметров взаимоотношений. Гармоничные и счастливые взаимоотношения характеризуются искренностью и доверием.

Тест «Стратегия семейного воспитания»

Настоящий тест поможет вам выявить тенденцию к воспитанию ребенка в семье по определенному стилю. В современной психологическй науке доказанно, что стили воспитания могут определять особенности формирования личности ребенка, а так же определять собенности детско-родительских отношений в семье, и восприятия родителя ребенком.

Удачен ли ваш брак? (вопросы к жене)

Тест по соционике на определение социотипов и подтипов.

Данный тест позволит вам максимально полно понять ваши основные социотипы и подтипы.

Источник http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/103-educational-psychology/3801-praktikum-po-diagnostike-detsko-roditelskix-otnoshenij

Источник https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2022/01/13/sbornik-metodiki-diagnostiki-detsko-roditelskih-otnosheniy

Источник https://onlinetestpad.com/ru/tests/psychological/intrafamily-relations

Читать статью  Видели видео? 6