Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

23 августа, 2022 0 Автор ewermind

 

Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Для ребёнка с ОВЗ значение правильного семейного воспитания возрастает вдвойне.

Скачать:

ВложениеРазмер
proekt_na_kursy.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Важным звеном в построении воспитательной работы школы является взаимодействие педагога с родителями учащихся. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Для ребёнка с ОВЗ значение правильного семейного воспитания возрастает вдвойне.

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, вынуждены зачастую решать все проблемы, связанные с инвалидностью ребенка самостоятельно.

Основными проблемами семьи , имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются:

— медицинские проблемы : получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;

— экономические проблемы : в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми.

— проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому;

— психологические проблемы , которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задача педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот.

Дети, поступающие в такие школы, не являются однородной группой. В нашей работе мы встречаем широкий спектр нарушений развития: ДЦП, , расстройство аутического спектра, генетические аномалии, СДВГ, снижение интеллектуального уровня от легкой до умеренной степени.

К сожалению, по данным исследований, более половины семей отрицательно влияют на развитие ребенка с ОВЗ, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.

Большинство родителей болезненно реагируют на рекомендацию обучать их ребёнка в коррекционной школе. Мы часто сталкиваемся с большими трудностями: родители, обращающиеся к нам за помощью, имеют разные способы реагирования, личностные установки, представления о собственных функциях воспитателя, модели семейного воспитания. Часто для изменения позиции родителей необходимо много времени..

В связи с этим наша задача смягчить, сгладить переживания родителей, дать им уверенность в том, что жизнь ребенка может быть налажена.

Учитывая сказанное, следует выделить следующие специфические обязанности коррекционной школы по отношению к родителям:

— вселять в них уверенность , что обучение и воспитание будет иметь успех;

— поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с ОВЗ.

— важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.

Сложность взаимодействия состоит ещё и в том, что потенциал родительского социума на примере нашей школы недостаточно высокий: только 9% родителей имеют высшее образование,32%- среднеспециальное, 43% — среднее образование, 15%- неполное среднее образование, 1% (2 человека) родителей не грамотные. 10% закончили коррекционную школу.

Работа с семьей — одно из приоритетных направлений воспитательной работы. В каждой из функционирующих в школе воспитательных систем классов ведётся большая работа по организации эффективного взаимодействия с семьями учащихся . В папке психолого-педагогического сопровождения содержится блок работы с родителями учащихся, в котором размещаются результаты диагностического исследования семей, паспорт их социального статуса , нормативные документы для родителей в сфере образования и план работы классного руководителя с семьями учащихся, в котором реализуются основные направления воспитательной работы школы вида с семьями учащихся:

• Повышение психолого-педагогической грамотности родителей

• Оптимизация детско-родительских отношений

• Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

• Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

Данные направления работы с семьями учащихся реализуются посредством разнообразных форм.

Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

Традиционно 2 раза в год в нашей школе проводятся общешкольные родительские собрания. Тематика собраний определяется анализом ожиданий родителей от образовательного учреждения. К выступлению на собраниях привлекаются школьные специалисты, работники социальных, правоохранительных служб города.

Кроме того, в начале года проводятся собрания для родителей первоклассников, их знакомят с общей организацией учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего обучения в школе. Собрания для родителей пятиклассников помогают им правильно подойти к вопросу адаптации детей при переходе из начального звена в среднее.

Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты , которую я раздаю родителям, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. Основными задачами воспитательной системы моего класса на этот учебный год являются: формирование дружного и сплочённого классного коллектива, воспитание в детях уважительного отношения к окружающим людям. В связи с этим, а также исходя из результатов психолого- педагогического исследования типов семейного воспитания я запланировала проведение следующих родительских собраний :

• «Учите ребёнка быть добрым»

• «Поручения ребёнка в семье»

• «Кодекс семейного здоровья»

• «Воспитание без наказания».

Работа с родителями осуществляется в тесном взаимодействии с педагогом- психологом, социальным педагогом, медицинским работником . Данные специалисты выступают на родительских собраниях, тематических практикумах, организуют индивидуальные консультации, давая информацию об особенностях их ребёнка, о необходимости сохранения его физического, психологического здоровья. Родители получают квалифицированную психотерапевтическую и консультативную поддержку.

Читать статью  Здоровая семья-счастливый ребенокконсультация на тему

Большое внимание в нашей школе уделяется работе с неблагополучными семьями, родителями детей «группы риска ». Число таких семей, к сожалению, в последние годы не уменьшается.

Количество неполных семей в нашей школе 54%, малообеспеченные семьи составляют 62 %, семьи опекаемых детей 9% (13 чел.), 25% родителей не работают. 10% (14 семей) имеют статус неблагополучных. Из них 8 семей «группы риска», 6 семей находятся в социально-опасном положении.

Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и поддержке. У нас создана общешкольная комплексно-целевая программа «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся», одним из направлений которой является работа с такими семьями, включающая комплексную диагностику, реабилитационные мероприятия с семьёй.

Для родителей проводятся психологические тренинги, тематические консультации, практикумы, правовые лектории с привлечением сотрудников правоохранительных органов, их приглашают на Школьный Совет по социально-правовой защите прав обучающихся для помощи в разрешении семейных проблем.

И всё-таки, доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью определенных педагогических приемов. Прежде всего классный руководитель должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка.

Процесс воспитания длительный, кропотливый, трудоёмкий. Судить о результатах всей огромной комплексной работы, проведённой с сегодняшними учениками и их родителями мы будем ещё не скоро.

Вышеперечисленная работа формирует предпосылки для возникновения осознанного желания у родителей к реализации воспитательной функции своего «особенного» ребенка, способствует преодолению гиперопеки и инвалидизации, формированию установки на поощрение его активности. «Деятельность и творческий процесс, направленный на созидание, могут вывести мать из состояния тревоги, отчаяния и позволят ей обрести новые жизненные ориентиры». (С.Л. Рубинштейн).

Несмотря на заметные трудности, которые мы испытываем в работе в этих семьях, личностные особенности родителей, семейные ситуацией, в большинстве случаев мы отмечаем заметное изменение отношение родителей к ситуации, в которой оказалась семья в связи с рождением такого ребенка. Постоянное взаимодействие со специалистами нашей школы: получение информации о проблеме, освоение методов и форм работы с ребенком, участие в работе родительских групп, общение с семьями других детей, повышают уверенность родителей в собственных силах, способствуют снятию тревожности, снижают уровень стресса у родителей, способствуют формированию новых смыслов во внутрисемейных отношениях.

Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Статья посвящена вопросам изучения проблем семьи , воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Описаны модели взаимоотношений в семье , отношение к ребенку с ОВЗ, психологический и социальный уровень данной проблемы. Также представлены виды отношения родителей к своему ребенку. Дифференцированы группы семей , имеющих детей с особыми образовательными потребностями.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Арутюнян А.М.

Формирование навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Социально-психологические детерминанты негармоничного воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья

Текст научной работы на тему «Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Вся эта работа классного руководителя развивает личность ребенка, он учится проявлять себя и тем самым он учится взаимодействовать с окружающими, т.е. от классного руководителя зависит и социализация школьников.

1. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя [Текст] /Л И. Маленкова. — М.: Ноосфера, 2009. — 248 с.

2. Ковалев, А.Г. Личность воспитывает себя [Текст] /А.Г. Ковалев. — М.: Политиздат, 2000. —

3. Куприянов, Б.В. Классификация форм воспитательной работы [Текст] /Б.В. Куприянов // Воспитание школьников -2012,-№4.-С. 19-26.

4. Актуальные вопросы интереса в обучении [Текст] / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2004. — 204 с.

5. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов и начинающих педагогов-воспитателей [Текст] /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Пед. о-во России, 2002. — 114 с.

6. Классному руководителю о воспитательной системе класса: методическое пособие [Текст] / Под ред. E.H. Степанова. — М.: Пед. поиск, 2000. — 122 с.

7. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] /Н.Г. Морозова. — Кострома, КГУ, 2010.-98 с.

8. Муравьева, И.Т. Классный час на тему: «Конфликты в нашей жизни» [Текст] /И.Т. Муравьева, Д.Б. Соколова // Воспитание школьников — 2011. — № 1.-С. 24-38.

9. Березовин, К.А. Воспитание у школьников интереса к учению [Текст] /К.А. Березовин, А.П. Сманцер. — Минск, МГУ, 2000. — 98 с.

10. Ильюшенкова, Р.И. Организация воспитательного процесса в школе: локальные акты [Текст] /Р.И. Ильюшнкова // Классный руководитель — 2014. — № 4. — С. 26-30.

11. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина. — Саратов, СГУ, 2010. — 104 с.

ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ

Арутюнян A.M., 2016 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирский государственный педагогический

университет», студент, г. Армавир

Аннотация: Статья посвящена вопросам изучения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Описаны модели взаимоотношений в семье, отношение к ребенку с ОВЗ, психологический и социальный уровень данной проблемы. Также представлены виды отношения родителей к своему ребенку. Дифференцированы группы семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: семья, дети с ОВЗ, взаимоотношение в семье, социальный уровень, психологический уровень.

Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельных категорий семей, находящихся в жизненно трудной ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных возможностей человека. В подобной ситуации возникает комплекс проблем, среди которых наиболее значимой является то, что личность не реализует своих потенциальных возможностей, а общество лишается огромного потенциала в собственное развитие, неоправданно снижая социальный статус отдельных групп или категорий граждан.

Взаимоотношения в семье. Рождение малыша с нарушением в развитии изменяет весь ход жизни семьи и является причиной ее продолжительной дезадаптации. Лишенными внимания оказываются другие дети в семье. Часто родители отдаляются от знакомых, друзей и даже родственников, которые тоже испытывают кризис; многие из них избегают встреч с такой семьей. Семья попадает в группу риска. Накладывается табу на репродуктивную функцию из страха, что несчастье может повториться. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду.

Отношение к ребенку. Любая семья мечтает, что их родившийся малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой. Ничего удивительного нет в том, что родители волнуются в ожидании ребенка: каким он родится, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них это глубокое потрясение. Поначалу у них наблюдаются смешанные чувства вины, гнева, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Иногда возникает желание убить ребенка и себя. Первый вопрос, который задают себе семьи, в которых родился ребенок в ОВЗ: «Почему?», «За что?», «Почему это случилось именно со мной?». Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, к упованиям на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим. Не секрет, что родители к такому ребенку испытывают двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают.

Читать статью  Допустим ли обман в семье?

Основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка с нарушениями в развитии, является отношение родителей к его дефекту. В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения. Этот момент сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое, депрессивное состояние, чувство беспомощности и растерянности, очень часто служит причиной распада семьи. Положение родителей можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Изменения, имеющие место в семьях данной категории, проявляются на нескольких уровнях.

Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Длительный и постоянный стресс оказывает сильное негативное воздействие на психику родителей и является условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Все надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на очень длительный период.

Социальный уровень. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей.

Рождение ребенка с нарушением в развитии оказывает, по большей мере, деформирующее влияние на взаимоотношения между родителями. В некоторых случаях подобные трудности сплачивают семью, однако гораздо чаще наблюдается ее распад.

Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, зачастую превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различного рода соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.

Семьи, имеющие детей с нарушениями в развитии, можно дифференцировать на четыре группы.

Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный стиль воспитания для них — это гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей-одиночек.

Вторая группа характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны родителей

собственных нежелательных качеств. Они фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

Третья группа характеризуется стилем сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и его сильные стороны, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

Четвёртая группа — репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований часто прибегают к физическим наказаниям.

Рассматривая семьи, имеющие детей с ОВЗ, американский педиатр Бенджамин Спок, выделял следующие виды отношений родителей к своему ребенку:

Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.

Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.

Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.

Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.

Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.

Таким образом, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеют много аспектов психологического, социального и соматического характера. В таких случаях необходима конкретная адекватная помощь со стороны специалистов.

¡.Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. -Екатеринбург, 2001.

2.Дементева Н.Ф. Социальная работа с семей ребенка с ограниченными возможностями. — М.: Институт социальной работы, 1996.

3.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. -М.: ВЛАДОС, 2004.

4.0лиференко Л.Я., Шульга Т.П., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2002.

5.Шипицина Л.М. Мир семьи ребенка с проблемами в развитии, Минск, 2006 г.

Современные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Корнеева, Е. Н. Современные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. Н. Корнеева, Н. К. Мокеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88388/ (дата обращения: 27.10.2022).

В статье представлены особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, полученные в ходе научно — исследовательской работы. Авторами описаны обобщенные результаты эмпирического исследования. Предметом исследования выступили личностно-развивающий потенциал семьи, особенности отношения родителей к ребенку с нарушениями в развитии и к родительству в целом.

Ключевые слова: семья, дети с ограниченными возможностями здоровья, взаимоотношение в семье, сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) количество детей с нарушениями в развитии значительно растет. Это объясняется рядом факторов: гуманность общества и современные медицинские технологии положительно влияют на сохранение жизни таких детей, у которых раньше шанс выжить был очень низок. Влияние на рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) оказывают и низкий социально-экономический уровень жизни некоторых семей, и неблагоприятная экологическая ситуация в современном мире.

Основную роль в воспитании и успешной социализации ребенка с нарушением в психологическом или физическом развитии играют родители и вся семья, в которой ребенок проводит свое основное время. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья — это семья с особым психологическим статусом, испытывающая многочисленные повседневные заботы и трудности, редко встречающиеся в жизни других семей [4; 5].

Родители, воспитывающие ребенка с особыми образовательными потребностями, имеют целый ряд психологических проблем, для преодоления которых им необходима помощь специалиста. Тем самым перед нами возникает проблема сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Причиной этому стала неготовность членов семьи адекватно принять случившуюся ситуацию.

Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, является одной из сложных проблем современной психологии, т. к. в образовательных учреждениях большее внимание уделяется именно психолого-педагогическому сопровождению детей с различными нарушениями в развития и особыми образовательными потребностями. В то время как психологическое сопровождение родителей и других членов семьи «особенного» ребенка уходит на второй план [5]. Следует учесть, что физиологические и психологические нарушения такого ребенка мешают его нормальной социализации, что является проблемой для него самого и его семьи.

Читать статью  Хотите, чтобы ваша семья была здоровой? Запомните эти простые правила

При воспитании ребенка с ОВЗ могут возникнуть трудности, приводящие к качественным изменениям жизни семьи. У родителей особенного ребенка повышается риск возникновения соматических и психологических расстройств на фоне переживаемого стресса. Нарушения в развитии ребенка могут повлиять на жизнь семьи в разной степени: в одном случае подобные трудности сплачивают членов семьи и являются предпосылкой к формированию новых жизненных ценностей, в другом случае может произойти распад семьи [4]. Рассматривая причины второго исхода жизни семьи, можно выделить следующие факторы: родители испытывают чувство вины, гнева и безысходности, изменяется привычный уклад семейной жизни. Также у семьи могут возникнуть сложности и проблемы в налаживании отношений ребенка со сверстниками, братьями и сестрами, если ребенок с ОВЗ не является единственным в семье.

В нашем исследовании, направленном на изучение личностно-развивающего потенциала семьи, воспитывающей ребенка о ОВЗ, были использованы следующие диагностические методики:

– Методика PARI. Тест-опросник изучения родительских установок, Шефер Е. С. и Белл Р. К., адаптированный Нещерет Т. В. «Семейная жизнь глазами матери», направленный на оценку представлений матери о своем ребенке, его особенностях, возможностях, ограничениях и рисках деструктивного развития.

– Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), направленный на изучение особенности родительского отношения к ребенку с нарушениями в развитии.

– Опросник «Сознательное родительство», (М. С. Ермихиной), направленный на оценку себя как родителя, своих родительских установок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля семейного воспитания; оценке источников знаний и представлений о родительстве.

В исследовании приняли участие 16 семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии в возрасте от 3 до 7 лет; всего 28 респондентов, из них — 15 матерей и 13 отцов.

Из 16 семей шесть (37 %) имеют статус неполной семьи либо родители ребенка находятся в разводе. В 5 семьях помимо ребенка с нарушениями в развитии есть еще дети, одна семья имеет статус многодетной. Сами дети с ОВЗ имеют официальный диагноз: шестеро — ЗПР (задержка психического развития), и восемь — ТНР (тяжелые нарушения речи).

Основные результаты исследования. Первоначально изучались представления родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, относительно разных сторон семейной жизни с помощью методики PARI. Полученные результаты оказались очень неоднородны. Для большинства матерей детей с ОВЗ характерен высокий уровень вербализации проблемы, чрезмерное вмешательство в жизнь ребенка. Матери проявляют чрезмерную заботу в воспитании, тем самым негативно влияя на самостоятельность и активность ребенка. Небольшая часть матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, напротив, показала очень низкий балл по показателям гиперопеки.

Далее для исследования родительского отношения к ребенку с нарушением развития членам семьи был предложен тест-опросник (А. Я. Варга, В. В. Столин), включающий в себя пять шкал: принятие-отвержение; кооперация; симбиоз; авторитарная гиперсоциализация; отношение к неудачам ребенка. Результаты опросника показали, что уровень показателя принятия ребенка выше у матерей (21–23,5 б.), чем у отцов (18–20,6 б.). Можно отметить, что не все отцы готовы принять ребенка с особенностями в развитии здоровья и личности в целом, а, значит, принимая ответственность на себя, будут испытывать чувство вины, в случае же отрицания этой ответственности, будут склонны дистанцироваться от своего ребенка, стремиться игнорировать его проблемы. Полученный показатель по шкале кооперации говорит о том, что родители не готовы сотрудничать с ребенком ОВЗ, при этом видят его несамостоятельным и зависимым от взрослых. Так же нами получены низкие баллы по шкале «симбиоз». Это означает, что родители, особенно отцы, устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком. Следует отметить стремление матерей устанавливать излишний контроль над ребенком с ОВЗ и его действиями. Отцы же, напротив, готовы переложить все заботы по воспитанию особенного ребенка на плечи матерей. По шкале «отношение к неудачам ребенка» результаты находятся в пределах нормы. Члены семьи адекватно относятся к неудачам особого ребенка, не возлагая на него больших надежд и не предъявляя завышенных требований.

Анализ результатов по опроснику «Осознанное родительство» (М. С. Ермихиной, Р. В. Овчаровой) позволил констатировать нам высокий уровень осознанности по шкалам «чувства», «отношения», «ответственность», в целом результаты по шкале «степень осознанности родительства» относятся к достаточно высоким показателям (от 18,5 до 22,2 баллов). Это означает, что в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, члены семей сосредоточены на собственных переживаниях и отношениях, а также отношениях ребенка с ОВЗ с другими детьми, включая братьев и сестер. Они склонны принимать на себя повышенную ответственность за урегулирование вопросов социализации, и поддержания здоровья своего ребенка. Более низкий уровень осознанности выявлен по шкалам «семейные ценности», «родительские позиции», «установки и ожидания» (от 6,25 до 14,2 баллов). То есть респонденты мало задумываются о том, что является значимо ценным для их семьи и ее членов, чего они ждут от своего ребенка в будущем, какую позицию занимают по отношению к нему.

Проведенное исследование позволило выявить риски и психологические истоки проблем, возникающих в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. К числу рисков можно отнести риск снижения темпа психического развития ребенка с ОВЗ, связанного с пониженными требованиями к нему и негативными социальными ожиданиями со стороны членов семей. Следующий риск обусловлен рассогласованностью воспитательных позиций родителей в таких семьях, это может привести к дальнейшему росту напряженности в отношениях взрослых членов семьи, риску распада семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Факт неготовности принять своего ребенка таким как он есть сопряжен не только с проблемами в выстраивании и поддержании отношений с ним, но и с риском нарушения психологического благополучия и психического здоровья родителей, особенно матерей. Полученные результаты позволяют наметить направления в которых должна вестись особенно интенсивная работа по психологическому сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ. К их числу следует отнести: информирование и обучение родителей; консультирование; индивидуальная работа с семьей и ребенком; работа над внутрисемейными отношениями; активизация личностно-развивающих особенностей семей для создания благоприятных условий жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Галасюк И. Н. Проблемное поле семьи ребенка с интеллектуальными нарушениями: анализ зарубеж. исслед. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2015. — № 2. — С. 224–227.
  2. Корнеева Е. Н. Координация социальных ожиданий и представлений участников образовательного взаимодействия // Материалы международной научно — практической конференции «Наука и образование в современном мире». — Караганды: РИО «Болашак-Баспа» 2018. — 338 с. — 4 том. С. 89–91.
  3. Сереней В. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Интерактивная наука. — 2019. — № 8 (42). — С. 14–16.
  4. Федосеева О. А. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 346–349.
  5. Хазова С. А., Ряжева М. В. Динамика совладающего поведения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2012. — № 3. — С. 203–209.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, PARI, член семьи, нарушение, родительское отношение, семейная жизнь, особенный ребенок, Столин.

Источник https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2017/10/23/problemy-semey-vospityvayushchih-detey-s

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-semi-vospityvayuschey-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Источник https://moluch.ru/archive/399/88388/