Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровьястатья на тему

3 сентября, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Одним из направлений работы с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, является преодоление трудностей семейного воспитания, поскольку сам факт рождения больного ребенка является дезадаптирующим семью в целом. Необходимо отметить, что при рождении диагностируется незначительное количество заболеваний, приводящих к отклонениям в развитии. К таковым относят некоторые синдромальные нарушения (например, синдром Дауна) и врожденные аномалии челюстно-лицевой области (например, врожденные расщелины губы и нёба).

Большинство родителей испытывают состояние шока после сообщения диагноза ребенка. В последние годы родители более толерантно относятся к заболеванием детей, однако шоковое состояние испытывает большое количество семей.

Шоковое состояние родителей можно квалифицировать как кризисное, поскольку оно порождается вставшей перед ними проблемой, от которой они не могут уйти и которую не могут разрешить в быстрое время и привычным способом [4].

Выделяют три фазы преодоления кризисного состояния. Первое время после рождения родители ребенка наиболее остро переживают факт рождения ребенка с ОВЗ (первая фаза – фаза острого кризиса). Мать задает себе вопрос: «Почему именно у меня родился такой ребенок?». Состояние острого кризиса усугубляется не всегда корректным поведением медицинского персонала родильных домов. Так, 23 % матерей предложили отказаться от ребенка. Некорректным является и объяснение причин, вызывающих данную патологию. В первую очередь, врачи называют в качестве причин алкоголизм и наркоманию. Можно представить эмоциональную реакцию социально благополучных матерей (82 % случаев). Матери отмечали, что в этот период они испытывали чувство подавленности и страха перед будущим: «Что я скажу родным и знакомым?», «Как я буду жить?», «Что ждет моего ребенка?».

Во время второй фазы острое состояние притупляется, родители начинают искать причину рождения такого ребенка, что часто связано со взаимообвинениями, конфликтами между отцом и матерью и другими близкими родственниками. 5 % семей распались именно в это время. В этот период формируются механизмы психологической защиты. Наиболее часто (46% случаев) психологическая защита проявляется в ограничении социальных контактов.

Другой вид психологической защиты проявляется в том, что женщина начинает рьяно выполнять роль матери, а отец уходит «с головой» в работу. И в том и в другом случае каждый из родителей чувствует себя одиноким и забытым. Подобная рассогласованность взаимоотношений родителей обостряет кризис семьи, так как каждый из родителей начинает ощущать себя «брошенными». М. П. Краузе отмечает, что этот вид психологической защиты подчинен общей для родителей цели – не замечать проблему и уходить от ее обсуждения. Однако в определенный момент такое положение дел приводит к столкновению. У некоторых родителей (12 % случаев) наблюдается повышенная конфликтность с окружающими. По мнению М. П. Краузе подобные психологические защиты только усугубляют проблемы семей и усиливают психологическое напряжение.

Во время третьей фазы у родителей появляется страх за жизнь ребенка, т. к. дети с ОВЗ требуют особого ухода, в большей степени подвержены различным заболеваниям (сердечно-сосудистым, заболеваниям ЛОР-органов, неврологическим заболеваниям, многим детям требуется поэтапное хирургическое лечение. В виду специфики физического и психического развития родители такого ребенка обеспокоены его состоянием здоровья, уделяя ему больше внимания, чем другим детям. Такие дети растут в условиях гиперопеки, что вызывает у них эгоистичность. Как правило, эта фаза примиряет родителей с фактом рождения ребенка с врожденной расщелиной губы и нёба. Родители часто начинают испытывать чувство вины перед ребенком, что также усугубляет психоэмоциональное напряжение в семье.

Все семьи, имеющие ребенка с ОВЗ, проходят все три фазы выхода из кризисного состояния, отличием психодинамики семей является скорость его преодоления. Так, первая и вторая фазы обычно длятся от нескольких дней до нескольких месяцев, третья фаза – от нескольких месяцев до нескольких лет.

Однако опыт работы с детьми с ОВЗ и их семьями, а также литературные данные по проблеме воспитания детей с ОВЗ, показывают, что эмоциональные переживания родителей, связанные с рождением такого ребенка не исчезают совсем, а сопутствуют дальнейшей семейной жизни, являясь эмоциональным фоном. В трудные периоды жизни они всплывают и дезадаптируют семью.

Тяжесть кризисного состояния и скорость его преодоления определяют дальнейший стиль взаимоотношений в семье, а также решение возникающих в процессе воспитания проблем.

Как следствие, семьи, где растет ребенок с ОВЗ, ограничивают круг своего общения, родители избегают новых знакомств, прогулок на детских площадках. Таким образом, социальная среда ребенка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована», что отрицательно сказывается на процессе социализации ребенка.

Таким образом, можно выделить основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.

1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка, избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

3. Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

4. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

5. Неприятие личности ребенка.

6. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним.

7. Страх ответственности.

8. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание.

9. Гиперболизация проблем ребенка.

11. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо.

Именно помощь педагога в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Опыт работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей, в период самоизоляции»

Опыт работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей, в период самоизоляции» Из-за пандемии коронавируса привычный уклад жизни большинства семей резко поменялся. Не работают детские сады и школы, закрыты кружки и.

Читать статью  Основные начала семейного законодательства

План работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей»

План работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей» План работы консультативного пункта предоставляющего психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям (законным.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Для ребёнка с ОВЗ значение правильного семейного воспитания возрастает вдвойне.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_na_kursy.docx 21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Важным звеном в построении воспитательной работы школы является взаимодействие педагога с родителями учащихся. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Для ребёнка с ОВЗ значение правильного семейного воспитания возрастает вдвойне.

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, вынуждены зачастую решать все проблемы, связанные с инвалидностью ребенка самостоятельно.

Основными проблемами семьи , имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются:

— медицинские проблемы : получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;

— экономические проблемы : в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми.

— проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому;

— психологические проблемы , которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задача педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот.

Дети, поступающие в такие школы, не являются однородной группой. В нашей работе мы встречаем широкий спектр нарушений развития: ДЦП, , расстройство аутического спектра, генетические аномалии, СДВГ, снижение интеллектуального уровня от легкой до умеренной степени.

К сожалению, по данным исследований, более половины семей отрицательно влияют на развитие ребенка с ОВЗ, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.

Большинство родителей болезненно реагируют на рекомендацию обучать их ребёнка в коррекционной школе. Мы часто сталкиваемся с большими трудностями: родители, обращающиеся к нам за помощью, имеют разные способы реагирования, личностные установки, представления о собственных функциях воспитателя, модели семейного воспитания. Часто для изменения позиции родителей необходимо много времени..

В связи с этим наша задача смягчить, сгладить переживания родителей, дать им уверенность в том, что жизнь ребенка может быть налажена.

Учитывая сказанное, следует выделить следующие специфические обязанности коррекционной школы по отношению к родителям:

— вселять в них уверенность , что обучение и воспитание будет иметь успех;

— поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с ОВЗ.

— важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.

Сложность взаимодействия состоит ещё и в том, что потенциал родительского социума на примере нашей школы недостаточно высокий: только 9% родителей имеют высшее образование,32%- среднеспециальное, 43% — среднее образование, 15%- неполное среднее образование, 1% (2 человека) родителей не грамотные. 10% закончили коррекционную школу.

Работа с семьей — одно из приоритетных направлений воспитательной работы. В каждой из функционирующих в школе воспитательных систем классов ведётся большая работа по организации эффективного взаимодействия с семьями учащихся . В папке психолого-педагогического сопровождения содержится блок работы с родителями учащихся, в котором размещаются результаты диагностического исследования семей, паспорт их социального статуса , нормативные документы для родителей в сфере образования и план работы классного руководителя с семьями учащихся, в котором реализуются основные направления воспитательной работы школы вида с семьями учащихся:

• Повышение психолого-педагогической грамотности родителей

• Оптимизация детско-родительских отношений

• Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

• Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

Данные направления работы с семьями учащихся реализуются посредством разнообразных форм.

Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

Традиционно 2 раза в год в нашей школе проводятся общешкольные родительские собрания. Тематика собраний определяется анализом ожиданий родителей от образовательного учреждения. К выступлению на собраниях привлекаются школьные специалисты, работники социальных, правоохранительных служб города.

Кроме того, в начале года проводятся собрания для родителей первоклассников, их знакомят с общей организацией учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего обучения в школе. Собрания для родителей пятиклассников помогают им правильно подойти к вопросу адаптации детей при переходе из начального звена в среднее.

Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты , которую я раздаю родителям, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. Основными задачами воспитательной системы моего класса на этот учебный год являются: формирование дружного и сплочённого классного коллектива, воспитание в детях уважительного отношения к окружающим людям. В связи с этим, а также исходя из результатов психолого- педагогического исследования типов семейного воспитания я запланировала проведение следующих родительских собраний :

Читать статью  Разрыхлитель и сода: соотношение

• «Учите ребёнка быть добрым»

• «Поручения ребёнка в семье»

• «Кодекс семейного здоровья»

• «Воспитание без наказания».

Работа с родителями осуществляется в тесном взаимодействии с педагогом- психологом, социальным педагогом, медицинским работником . Данные специалисты выступают на родительских собраниях, тематических практикумах, организуют индивидуальные консультации, давая информацию об особенностях их ребёнка, о необходимости сохранения его физического, психологического здоровья. Родители получают квалифицированную психотерапевтическую и консультативную поддержку.

Большое внимание в нашей школе уделяется работе с неблагополучными семьями, родителями детей «группы риска ». Число таких семей, к сожалению, в последние годы не уменьшается.

Количество неполных семей в нашей школе 54%, малообеспеченные семьи составляют 62 %, семьи опекаемых детей 9% (13 чел.), 25% родителей не работают. 10% (14 семей) имеют статус неблагополучных. Из них 8 семей «группы риска», 6 семей находятся в социально-опасном положении.

Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и поддержке. У нас создана общешкольная комплексно-целевая программа «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся», одним из направлений которой является работа с такими семьями, включающая комплексную диагностику, реабилитационные мероприятия с семьёй.

Для родителей проводятся психологические тренинги, тематические консультации, практикумы, правовые лектории с привлечением сотрудников правоохранительных органов, их приглашают на Школьный Совет по социально-правовой защите прав обучающихся для помощи в разрешении семейных проблем.

И всё-таки, доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью определенных педагогических приемов. Прежде всего классный руководитель должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка.

Процесс воспитания длительный, кропотливый, трудоёмкий. Судить о результатах всей огромной комплексной работы, проведённой с сегодняшними учениками и их родителями мы будем ещё не скоро.

Вышеперечисленная работа формирует предпосылки для возникновения осознанного желания у родителей к реализации воспитательной функции своего «особенного» ребенка, способствует преодолению гиперопеки и инвалидизации, формированию установки на поощрение его активности. «Деятельность и творческий процесс, направленный на созидание, могут вывести мать из состояния тревоги, отчаяния и позволят ей обрести новые жизненные ориентиры». (С.Л. Рубинштейн).

Несмотря на заметные трудности, которые мы испытываем в работе в этих семьях, личностные особенности родителей, семейные ситуацией, в большинстве случаев мы отмечаем заметное изменение отношение родителей к ситуации, в которой оказалась семья в связи с рождением такого ребенка. Постоянное взаимодействие со специалистами нашей школы: получение информации о проблеме, освоение методов и форм работы с ребенком, участие в работе родительских групп, общение с семьями других детей, повышают уверенность родителей в собственных силах, способствуют снятию тревожности, снижают уровень стресса у родителей, способствуют формированию новых смыслов во внутрисемейных отношениях.

Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Статья посвящена вопросам изучения проблем семьи , воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Описаны модели взаимоотношений в семье , отношение к ребенку с ОВЗ, психологический и социальный уровень данной проблемы. Также представлены виды отношения родителей к своему ребенку. Дифференцированы группы семей , имеющих детей с особыми образовательными потребностями.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Арутюнян А.М.

Формирование навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Социально-психологические детерминанты негармоничного воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья

Текст научной работы на тему «Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Вся эта работа классного руководителя развивает личность ребенка, он учится проявлять себя и тем самым он учится взаимодействовать с окружающими, т.е. от классного руководителя зависит и социализация школьников.

1. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя [Текст] /Л И. Маленкова. — М.: Ноосфера, 2009. — 248 с.

2. Ковалев, А.Г. Личность воспитывает себя [Текст] /А.Г. Ковалев. — М.: Политиздат, 2000. —

3. Куприянов, Б.В. Классификация форм воспитательной работы [Текст] /Б.В. Куприянов // Воспитание школьников -2012,-№4.-С. 19-26.

4. Актуальные вопросы интереса в обучении [Текст] / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2004. — 204 с.

5. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов и начинающих педагогов-воспитателей [Текст] /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Пед. о-во России, 2002. — 114 с.

6. Классному руководителю о воспитательной системе класса: методическое пособие [Текст] / Под ред. E.H. Степанова. — М.: Пед. поиск, 2000. — 122 с.

7. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] /Н.Г. Морозова. — Кострома, КГУ, 2010.-98 с.

8. Муравьева, И.Т. Классный час на тему: «Конфликты в нашей жизни» [Текст] /И.Т. Муравьева, Д.Б. Соколова // Воспитание школьников — 2011. — № 1.-С. 24-38.

9. Березовин, К.А. Воспитание у школьников интереса к учению [Текст] /К.А. Березовин, А.П. Сманцер. — Минск, МГУ, 2000. — 98 с.

10. Ильюшенкова, Р.И. Организация воспитательного процесса в школе: локальные акты [Текст] /Р.И. Ильюшнкова // Классный руководитель — 2014. — № 4. — С. 26-30.

11. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина. — Саратов, СГУ, 2010. — 104 с.

ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ

Арутюнян A.M., 2016 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирский государственный педагогический

университет», студент, г. Армавир

Аннотация: Статья посвящена вопросам изучения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Описаны модели взаимоотношений в семье, отношение к ребенку с ОВЗ, психологический и социальный уровень данной проблемы. Также представлены виды отношения родителей к своему ребенку. Дифференцированы группы семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: семья, дети с ОВЗ, взаимоотношение в семье, социальный уровень, психологический уровень.

Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельных категорий семей, находящихся в жизненно трудной ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных возможностей человека. В подобной ситуации возникает комплекс проблем, среди которых наиболее значимой является то, что личность не реализует своих потенциальных возможностей, а общество лишается огромного потенциала в собственное развитие, неоправданно снижая социальный статус отдельных групп или категорий граждан.

Читать статью  Семейные отношения / Family Relationship

Взаимоотношения в семье. Рождение малыша с нарушением в развитии изменяет весь ход жизни семьи и является причиной ее продолжительной дезадаптации. Лишенными внимания оказываются другие дети в семье. Часто родители отдаляются от знакомых, друзей и даже родственников, которые тоже испытывают кризис; многие из них избегают встреч с такой семьей. Семья попадает в группу риска. Накладывается табу на репродуктивную функцию из страха, что несчастье может повториться. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду.

Отношение к ребенку. Любая семья мечтает, что их родившийся малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой. Ничего удивительного нет в том, что родители волнуются в ожидании ребенка: каким он родится, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них это глубокое потрясение. Поначалу у них наблюдаются смешанные чувства вины, гнева, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Иногда возникает желание убить ребенка и себя. Первый вопрос, который задают себе семьи, в которых родился ребенок в ОВЗ: «Почему?», «За что?», «Почему это случилось именно со мной?». Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, к упованиям на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим. Не секрет, что родители к такому ребенку испытывают двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают.

Основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка с нарушениями в развитии, является отношение родителей к его дефекту. В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения. Этот момент сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое, депрессивное состояние, чувство беспомощности и растерянности, очень часто служит причиной распада семьи. Положение родителей можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Изменения, имеющие место в семьях данной категории, проявляются на нескольких уровнях.

Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Длительный и постоянный стресс оказывает сильное негативное воздействие на психику родителей и является условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Все надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на очень длительный период.

Социальный уровень. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей.

Рождение ребенка с нарушением в развитии оказывает, по большей мере, деформирующее влияние на взаимоотношения между родителями. В некоторых случаях подобные трудности сплачивают семью, однако гораздо чаще наблюдается ее распад.

Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, зачастую превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различного рода соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.

Семьи, имеющие детей с нарушениями в развитии, можно дифференцировать на четыре группы.

Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный стиль воспитания для них — это гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей-одиночек.

Вторая группа характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны родителей

собственных нежелательных качеств. Они фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

Третья группа характеризуется стилем сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и его сильные стороны, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

Четвёртая группа — репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований часто прибегают к физическим наказаниям.

Рассматривая семьи, имеющие детей с ОВЗ, американский педиатр Бенджамин Спок, выделял следующие виды отношений родителей к своему ребенку:

Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.

Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.

Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.

Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.

Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.

Таким образом, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеют много аспектов психологического, социального и соматического характера. В таких случаях необходима конкретная адекватная помощь со стороны специалистов.

¡.Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. -Екатеринбург, 2001.

2.Дементева Н.Ф. Социальная работа с семей ребенка с ограниченными возможностями. — М.: Институт социальной работы, 1996.

3.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. -М.: ВЛАДОС, 2004.

4.0лиференко Л.Я., Шульга Т.П., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2002.

5.Шипицина Л.М. Мир семьи ребенка с проблемами в развитии, Минск, 2006 г.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/problemy-semei-vospityvayuschih-detei-s-ovz.html

Источник https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2017/10/23/problemy-semey-vospityvayushchih-detey-s

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-semi-vospityvayuschey-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya