Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

1 августа, 2022 0 Автор ewermind

 

Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания приемных детей
статья на тему

Приемная семья дает возможность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на получение семейного воспитания. Детей и раньше брали на воспитание в семью, но законодательно приемная семья была оформлена только с принятием Семейного кодекса РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
problemy_priemnoy_semi_kak_formy_semeynogo_vospitaniya_detey.docx13.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания приемных детей

К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены. Другие формы семейного устройства, как опека и приемная семья являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемная семья дает возможность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на получение семейного воспитания. Детей и раньше брали на воспитание в семью, но законодательно приемная семья была оформлена только с принятием Семейного кодекса РФ.

Основой приемной семьи в основном составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей. Отношения в приемной семье являются примером для будущей семьи приемного ребенка. Поэтому процедура выбора приемных родителей и их обучение является важным этапом.

Также чаще приемными родителями выступают те супруги, у которых уже есть свои дети. Поэтому приемные дети, попадая в приемную семью, сразу начинают осваивать навыки общения не только с приемными родителями, но и с другими детьми.

В приемную семью могут передать сразу несколько детей. Это могут быть родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети. Проживая в семье, они привыкают друг к другу, становятся родными, быстрее развиваются и обучаются.

Целью приемной семьи является создание благоприятных условий для развития , воспитания, социализации ребенка, для получения возможности воспитываться в семье. Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в приемной семье имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. Приемный ребенок учится трудиться, получает навыки самообслуживания. Воспитание в приемной семье обходится намного дешевле чем содержание детей в детских учреждениях. Увеличение приемных семей в какой-то мере способствует решению такой социальной проблемы, как безработица. К сожалению, приемные семьи не получили широкого распространения.

Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и другие причины, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации.

Недостаточное использование приемной семьи на практике в немалой степени связано с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Государственная поддержка приемной семьи должна выражаться, прежде всего, в предоставлении материальной помощи лицам, взявшим на себя заботу о ребенке. Однако, например, размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, зависят от числа взятых на воспитание детей, что устанавливается законом субъекта, на территории которого создана приемная семья. Это тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать сегодня своевременное и достаточное финансирование приемной семьи. Целесообразно установить гарантированный минимум оплаты труда приемных родителей, для чего следовало бы внести изменения в законодательство субъектов РФ.

Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киселева Надежда Анатольевна

Рассматриваются социально-психологические проблемы сиротства в современном обществе, роль замещающей семьи и особенности семейной адаптации приемных детей и родителей.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Киселева Надежда Анатольевна

Мальчишеское лицо социального сиротства в России: социализация мальчиков в условиях интернатного учреждения и замещающей семьи

THE PROBLEM OF THE ADAPTATION OF ORPHANED CHILDREN AND PARENTS IN FOSTER FAMILIES

The article presents the results of the project aiming to study the psychosocial problems of orphaned children in modern society, the role of a substitute family, and peculiarities of family adaptation of foster children and parents.

Текст научной работы на тему «Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях»

УДК 159.9:316.356.2; 159.9:64

Н. А. Киселева ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ*

Рассматриваются социально-психологические проблемы сиротства в современном обществе, роль замещающей семьи и особенности семейной адаптации приемных детей и родителей.

Ключевые слова: дети-сироты, приемные дети, замещающие семьи, адаптация, социализация.

THE PROBLEM OF THE ADAPTATION OF ORPHANED CHILDREN AND PARENTS

IN FOSTER FAMILIES

The article presents the results of the project aiming to study the psychosocial problems of orphaned children in modern society, the role of a substitute family, and peculiarities offamily adaptation offoster children and parents.

Key words: orphaned children, foster children, substitute families, adaptation, socialization.

Проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из острейших проблем современности. По словам председателя думского комитета по делам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной в 2010 году в России насчитывалось больше детей-сирот (679 тысяч), чем в военные 1940-е годы (678 тысяч). При этом по последним данным по количеству детей-сирот Россия обгоняет Европу и Америку в 4-5 раз и является третьим по величине источником приемных детей в США после Китая и Эфиопии [1].

Несмотря на это в российских детских домах продолжают проживать около 700 тысяч детей, и число их со временем не уменьшается. Горько сознавать, что более 80 % детей (по данным доклада Министра образования и науки Российской Федерации Д. В. Ливанова от 30.08.2012 года) попадают под разряд «социальные сироты», которые становятся сиротами при живых родителях, лишенных родительских прав по разным причинам, в том числе по собственному желанию. Каждый год только в Москве примерно 500 родителей официально отказываются от ребенка сразу после его рождения. Причинами этого становятся бедность, бытовая неустроенность, боязнь осуждения окружающими и т. д.

Читать статью  6 рецептов постной пиццы, которая не уступает обычной

В 2011 году по данным ведомства 67,5 тысяч российских детей-сирот обрели семью. Одних взяли под опеку, других приняли к себе приемные семьи, третьи были усыновлены. Но есть и нерадостные цифры: в том же 2011 году отменено по меньшей мере 6337 решений о передаче детей на воспитание в семьи. За последние 2 года в детские социальные учреждения из приемных семей вернулись около 30 тысяч детей [1]. Сначала такие дети оказались без своих родителей, а потом они стали ненужными и в приемной семье — возникла двойная потеря, шок, потрясение. Подобные действия со стороны взрослых психологи называют «гуманитарным ударом» по детям, что наносит непоправимый ущерб личностному развитию детей.

Происходят эти тяжелые жизненные ситуации по разным причинам, чаще всего из-за непосильности обязанностей, взятых на себя приемными родителями, их неподготовленно-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта N° 13-16-60002.

сти к крутому повороту в своей жизни, к тем дополнительным трудностям и заботам, которые неизбежно входят в их дом вместе с новым приемным членом семьи.

В связи с этим в 2012 году принят приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей [2], в котором речь идёт о внедрении в субъектах Российской Федерации новых эффективных технологий оказания социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи детям и семьям, в том числе находящимся в трудной жизненной ситуации. В целях расширения возможностей социализации детей-сирот планируется обеспечить модернизацию системы государственного банка данных о таких детях; реформировать детские дома и интернаты, переориентировав их на содействие семейному устройству с учетом международных норм и современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках данного направления планируются меры поддержки некоммерческих организаций, оказывающих услуги семьям с детьми (в том числе в области дошкольного образования, психолого-педагогической помощи, подготовки приемных родителей), а также создание условий для развития деятельности молодежных и детских общественных объединений в целях расширения участия детей в общественной жизни и принятии решений, затрагивающих их интересы.

План мероприятий согласуется с другими стратегическими документами, определяющими приоритетные направления государственной политики страны в отношении детства. Это Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, приоритетные национальные проекты, федеральные, государственные, региональные стратегии и программы действий в отношении детей.

Таким образом, актуальной является задача изучения роли замещающей семьи в современном обществе и особенностей семейной адаптации приемных детей и приемных родителей. О необходимости исследования психологии замещающей семьи пишут А. Н. Голик,

О. В. Заводилкина, Н. П. Иванова, А. С. Спиваковская, А. Б. Холмогорова и многие другие ученые.

Исследования в области психологии сиротства, проведенные И. В. Дубровиной, В. С. Мухиной, Г. В. Семья, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, показывают, что практика институционального воспитания не всегда способствует успешной социализации и адаптации к жизни в обществе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последние годы альтернативой институциональному воспитанию в государственных учреждениях для детей-сирот стали приемные семьи, семейные детские дома, детские деревни.

На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией личности к новым условиям, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, социологии. В научных исследованиях зарубежных и отечественных авторов можно выделить основные подходы к определению сущности процесса адаптации и социализации: субъект-объектный (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Д. Б. Томас и др.), субъект-субъектный (Д. Г. Мид, У И. Томас, Т. Шибутани и др.) и интегральный (Г. М. Андреева, Л. М. Попов, А. Л. Свенцицкий и др.).

Учеными изучены особенности личностного развития детей-сирот в условиях институционального воспитания (И. В. Дубровина, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых); проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот (И. А. Бобылева, А. В. Гаврилин, Г. В. Семья); обоснована необходимость создания новых форм жизнеустройства детей-сирот (В. Н. Ослон, А. М. Прихожан, Г. В. Семья, Н. Н. Толстых). Однако явно недостаточно изучены особенности их адаптации в новых социальных условиях замещающей семьи.

Адаптация является очень важным этапом вхождения ребенка в приемную семью. От того, насколько быстро и качественно сформируются новые межличностные семейные отношения, будет во многом зависеть дальнейшее полноценное развитие детской личности. Современная система специализированного психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи имеет определенные достижения в решении задач диагностики и коррекции нарушений в новой семье, однако в недостаточной мере уделяется внимание протеканию самого процесса адаптации, который носит сложный, неравномерный, поэтапный, многоуровневый характер. Недооценка значения особенностей адаптации приемного ребенка и взрослого влечет за собой не только общий дефицит объективных представлений о развитии личности в условиях замещающей семьи, но и искаженную трактовку признаков возможных нарушений.

Изучение феномена адаптации позволяет говорить о том, что адаптация — это процесс, при котором организм приспосабливается к изменяющимся условиям среды, в результате чего достигается равновесие между средой и организмом. Адаптация в приемной семье — это объективный и регулируемый процесс включения ребенка в новую замещающую семью, сопровождающийся построением новых взаимоотношений и взаимного приспособления, в результате чего создаются условия для жизнедеятельности ребенка и развития семейной системы. Только двусторонний процесс изменения — приемного ребенка и замещающей семьи — можно назвать полноценной адаптацией.

Рассматривая процесс адаптации человека, ученые выделяют три уровня: физиологический, психологический и социальный, которые тесно связаны между собой и являются интегральной характеристикой функционального состояния организма. В зависимости от целей исследования выделяются и различные их сочетания, или подуровни, например, биохимический, психофизиологический, социально-психологический; соответственно выделяются различные типы адаптации: психофизиологическая, социально-психологическая и т. д. Например, приемный ребенок, помещенный в новую семью, привыкает не только к своим новым родителям, но и к новому дому, новому образу жизни, новой пище, а зачастую и к новому климату и новой культуре (особенно при усыновлении иностранцами, что приводит к так называемому культурному шоку). В результате происходит серьезная перестройка функциональных и адаптивных систем ребенка на всех уровнях.

Читать статью  6 советов, как наладить отношения в семье

Кроме того с учетом качества деятельности человека можно говорить о различных видах адаптации: учебная, трудовая, профессиональная, семейная, бытовая и др. В данном случае ребенок вливается в новые социальные группы и коллективы: новые родственники, новые соседи, группа детского сада, школьный класс, кружки и клубы по интересам, которые имеют свои устоявшиеся социальные нормы поведения и предъявляют к новичкам определенные требования.

Процесс адаптации происходит параллельно с процессом социализации, в ходе которых, оказываясь в различных проблемных жизненных ситуациях, человек использует уже имеющиеся или приобретает новые механизмы социального поведения и решения задач, способы реагирования и личностные черты. По мнению А. А. Налчаджяна, каждый такой процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, который при благоприятном течении приводит человека к состоянию адаптированности [3].

Под социально-психической адаптированностью личности понимается «такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей» [4, с. 18].

Применительно к приемным семьям процесс взаимной адаптации ее членов имеет ряд особенностей, которые выделяют А. В. Гаврилин, В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова и другие

исследователи. Так, для разных типов замещающих семей прослеживаются последовательность периодов социально-психологической адаптации: начальный период адаптации, период регрессии, период прогресса, которые могут длиться от нескольких недель или месяцев до нескольких лет.

Л. Н. Большакова, М. Миллер, Л. В. Фимина [5] выделяют ряд важных моментов на каждом этапе адаптации: например, изменение социальных ролей при появлении нового члена семьи, миф о возникновении мгновенной привязанности приемных детей и родителей (феномен «отсутствие привязанности»), предупреждение у приемных родителей чувства неполноценности и вины за возникающие проблемы, перекладывание вины на ребенка и др.

При появлении приемного ребенка все члены семьи переживают эмоциональные трудности: ребенок переносит на приемных родителей обиды, накопившиеся на своих кровных родителей, приемные родители часто испытывают чувство вины и разочарования, сложную амбивалентность чувств к новому члену семьи. Постепенно приемный ребенок воспринимает нормы и стиль поведения, установленные в данной семье. В свою очередь, семья также подстраивается к особенностям ребенка и претерпевает определенные изменения.

Необходимым условием адаптации ребенка в новой семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей. Важную роль здесь играет жизненный опыт ребенка, который оказывает влияние на процесс его идентификации с семьей. Идентификация ребенка с приемным родителем является важнейшим критерием эффективности адаптации ребенка в замещающей семье. В традиции психоанализа взросление человека понимается как интеграция личности и эго-функций, тесно связанных с идентификацией. Приемный ребенок в замещающей семье не может принять на себя роль биологического, поэтому его идентификация затруднена, что проявляется в отсутствии статуса в новой семье, проблемах верности приемным и биологическим родителям, чувстве униженности и т. д. Это во многом объясняет тот кризис, который переживают все члены замещающей семьи на первых этапах совместной жизни.

Дети-отказники, не знающие ничего о своем прошлом и о причинах сиротства, приходя в замещающую семью начинают вести борьбу за собственную идентичность. При этом важнейшим условием развития идентичности ребенка является наличие заботливого взрослого и формирование привязанности у ребенка. В таких случаях у детей наблюдается высокий темп развития уже в первые месяцы жизни в новой семье, улучшение речи, укрепление и развитие межличностных отношений, появление чувства уверенности, расширение кругозора и т. д. По результатам наблюдений уже к подростковому возрасту развитие приемных детей, адаптация которых в замещающих семьях прошла успешно, ничем не отличается от развития детей в родных семьях [5].

При изучении перспективы развития взаимоотношений между членами приемных семей к группе риска в плане успешности адаптации ребенка в замещающей семье ученые относят такие семьи, в которых имеет место слишком солидный возраст приемных родителей, длительное отсутствие собственных детей, недостаточная информированность родителей о психологических особенностях ребенка, неадекватное представление родителей о трудностях воспитания приемных детей и т. д.

На течение адаптации ребенка в замещающей семье не могут не оказывать влияние внешние факторы, среди которых можно выделить повышенное внимание посторонних людей к членам профессиональных замещающих семей, подозрительное отношение общества к мотивам усыновления и патронирования детей, обвинение приемных родителей в корысти, высокая сензитивность профессиональных семей к проблемам взаимоотношений с социумом, ухудшение отношений родителей с кровными детьми.

Выявлены прямые и косвенные характеристики адаптации приемных детей и родителей в замещающей семье: эмоциональные состояния (тревога-спокойствие, напряжение-расслабление, уверенность-неуверенность, удовлетворенность-неудовлетворенность, фрустрация, агрессия, страхи, обида, вина, тоска, растерянность и др.), самосознание, самооценка, фор-

мирование привязанности, изменение ролевых позиций, система отношений, поведение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми и другие.

При нарушениях процессов адаптации личность оказывается в состоянии дезадаптиро-ванности, которое выражается, с одной стороны, в неспособности удовлетворять собственные потребности и притязания, продуктивно выполнять ведущую деятельность, а с другой стороны, в невозможности идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней новая социальная среда и новая социальная роль. Важным признаком социально-психологической дезадаптированности личности является переживание ею длительных конфликтов различного типа (внутренних и внешних, внутриролевых и межролевых) при неразвитости психологических защитных механизмов и адаптивных стратегий поведения, необходимых для их разрешения.

Социальная дезадаптация тесно связана с низким уровнем социализации личности, поскольку неуспешная социализация на любом этапе выражается в социальной дезадаптации. С. И. Розум выделяет следующие последствия неудачной социализации [6, с. 298]: тяжелые формы социальной дезадаптации вследствие социальной изоляции и эмоциональной депривации в детском возрасте; личностные дисгармонии у детей, лишенных родительского попечения и с раннего возраста воспитывающихся в институционализированных учреждениях; последствия социальной и педагогической запущенности; психопатии и акцентуации характера как следствие неудачной социализации в семье; формирование личности в антисоциальной среде; формирование аддиктивных форм поведения; психические расстройства, в развитии которых в качестве важного фактора выступают искаженные детско-родительские отношения.

Дети, имеющие такие особенности, при попадании в приемную семью требуют к себе повышенного внимания, понимания, любви, терпения, ответственности приемных родителей. Квалифицированная помощь и поддержка замещающих семей будет способствовать смягчению личностных нарушений и повышению уровня адаптации приемных детей в семье и обществе.

Читать статью  Как проходит первый прием у семейного психолога

1. URL: http://www.newsru.com

2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» // Российская газета. 31 августа 2012.

3. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. 368 с.

4. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван: Изд-во АН Армении, 1988. 263 с.

5. Большакова Л. Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Ярославль. 2004.

6. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь. 2006. 365 с.

Какие проблемы возникают в приемных семьях

проблемы приемных семей

Проблемы приемных семей нужно знать, прежде, чем вы примете решение усыновить или взять опеку над ребенком. В России каждый год без родителей остается около 100 000 ребятишек разного возраста. Детский дом, даже с самыми замечательными условиями быта и профессиональными воспитателями, не может дать детям любви и заботы, которые он получал в семье. Поэтому выпускники этих учреждений чаще встают на путь правонарушений, им труднее создать семью, вырастить своих детей. Приемная семья – хороший выход для осиротевших детей. Но почему приемные семьи не получают должного распространения?

Проблемы приемных семей

В первую очередь, мешают материальные проблемы. Несмотря на все льготы, пособия и зарплату родителей, очевидно, что эти средства лишь с натяжкой могут обеспечить нормальные условия жизни приемной семьи. Чтобы ребенок не выглядел изгоем в компании сверстников, кроме питания, одежды и бесплатного проезда, ему нужен телефон, компьютер, возможность сходить с друзьями в кино или в кафе и т.д. Хорошо, если приемные родители находят для нужд детей бизнесменов, желающих помочь обездоленным, но и эти меры временные.

Многие приемные семьи получают помощь от благотворительных фондов, местной власти, заинтересованной в их развитии и распространении на территории области.

Второй проблемой является жилье. В обычной квартире с удобством могут расположиться 2-3 детей, а если родители чувствуют, что могли бы взять на воспитание 5 детей?

проблемы приемных семей

В некоторых регионах многодетная приемная семья получает в свое распоряжение большой дом, или же местная администрация всеми силами помогает им, выделив участок под строительство и обеспечив средствами или стройматериалами. К сожалению, чаще бывает наоборот, так как не каждый регион располагает бюджетом, из которого безболезненно можно выделить необходимые деньги, нет жилищного фонда, из которого можно было бы бесплатно выделить квартиру, да и многие чиновники более чем прохладно относятся к просьбам приемных родителей помочь им с жильем.

А именно многодетные приемные семьи могли бы решить проблему сирот и детей, лишившихся родительской заботы по разным причинам.

Воспитание приемного ребенка

Это третья – и немаловажная причина, по которой приемные семьи не распространяются по России так, как было бы нужно.

Бездетные пары боятся взять ребенка из приюта или детского дома, потому что их пугают возможные трудности в его воспитании, в особенности, наследственные склонности. Многие считают, что в государственные учреждения попадают дети алкоголиков, наркоманов, преступников. Конечно, родители могут быть всякими, но малыши, живущие в больнице или Доме малютки, не виноваты, что им не повезло с родителями.

Часто уже приняв ребенка в семью, взрослые с тайным страхом наблюдают за его взрослением, принимая склонность к шумным играм за агрессивность, детское желание взять чужую игрушку – за склонность к воровству, и стараясь подавить в зародыше эти аномалии развития, причем достаточно жесткими методами. Ребенок, не понимая, что он сделал не так, естественно, начинает сопротивляться, зарождается конфликт, который, из-за непонимания ситуации взрослыми, может стать причиной ухода ребенка из дома.

проблемы приемных семей

Подготовка, которую проводят для взрослых, желающих стать приемными родителями, предостерегает от таких шагов. Специалисты дают будущим родителям советы и рекомендации, как избегать конфликтных ситуаций, и все же часто бываю случаи, что взрослые, взяв в семью ребенка, особенно старшего возраста, через некоторое время расторгают договор о приемной семье и возвращают ребенка в детдом, объясняя поступок несходством темпераментов или чем-то подобным. На самом деле, такая причина может и возникнуть, но чаще это непонимание психологии чужого ребенка, который не оправдывает возложенных на него ожиданий и не кланяется в ножки приемным родителям за каждый кусок хлеба.

Привыкание родителей и детей в приемной семье – это тонкий осенний лед, который может хрустнуть от любого неправильного шага. Дети, потерявшие семью, пережили настоящее горе, они любят своих родителей – и алкоголиков, и наркоманов, и боятся привязаться к новой семье, чтобы не предать старую. По этой причине в период привыкания дети или замыкаются в себе, или начинают дерзить, на ласковые слова отвечать грубо и вызывающе. Только терпение и такт, понимание приемными родителями того, сколько страданий пришлось пережить этой неокрепшей детской душе, смогут помочь ребенку понять, что в этой семье никто не претендует на роль его мамы и папы без его желания.

Приемные родители, нашедшие подход к каждому ребенку, делятся опытом с новичками, помогая им преодолеть самую первую высоту – привыкание друг к другу чужих людей, есть возможность попросить совета у родителей, побывавших в сходной ситуации, посещать семинары и курсы для приемных родителей и вместе решать проблемы приемных семей.

Если вы думаете, что надо бы взять ребенка из детдома на воспитание – не сомневайтесь, берите. Органы опеки не оставляют без помощи людей, спасающих детские души и воспитывающих полноценных граждан нашей страны.

В России до революции детских домов не было вообще. Если ребенок оставался один, его брали к себе родственники, соседи, друзья родителей. Так что приемная семья – это исторически оправданная для нашей страны форма воспитания сирот.

Источник https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2018/09/13/problemy-priemnoy-semi-kak-formy-semeynogo

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/problema-adaptatsii-priemnyh-detey-i-roditeley-v-zameschayuschih-semyah

Источник https://tvoiyapravda.ru/for-semya/priemnaja-semia/problemy.html