МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ

9 октября, 2022 0 Автор ewermind

 

Социальные проблемы семьи

В статье рассматривается социальные проблемы отдельных категорий семей. Сегодня в той или иной социальной помощи и поддержке нуждаются разные типы семей. Поэтому задача состоит в создании семье наиболее благоприятных условий для ее нормального функционирования.

Ключевые слова

Текст научной работы

Семья, являясь наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает практически все социальные проблемы, которые существуют в обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, насилие над детьми и женщинами, юное материнство и многое другое.

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания [1; 2].

Семья осуществляет следующие функции:

  • воспитательную;
  • хозяйственно-бытовую – для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья;
  • эмоциональную: культурное и духовное общение;
  • первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания;
  • репродуктивную и сексуальную – это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения [3].

Социальная проблема семьи является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции – переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека – в городе и 3,3 – в селе. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью [4].

Основные социальные проблемы семьи:

  • трудное материальное положение семьи;
  • ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
  • антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
  • социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения [5; 6].

Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты при живых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.

Отказные дети – это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме. Основные причины отказа от ребенка:

  • тяжелая болезнь или уродства (около 60 %);
  • сложные материальные и бытовые условия (около 20 %).

Существует несколько типов семей:

Среднестатистическая семья: семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.

Молодая семья: здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть – межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.

Вторичная семья: это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов – для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи.

Неполная семья: это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы – это изменение статуса в обществе – низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности.

Многодетная семья: где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений.

Все они в той или иной мере нуждаются в социальной помощи и поддержке [7; 8].

В помощи специалистов по социальной работе могут нуждаться в различных ситуациях даже те семьи, которые не относятся официально к группе риска. Проблемы экономического, психологического, межличностного характера могут нарушать гармонию семейных отношений и привести семью к кризису и краху.

Семейные проблемы могут быть самыми разнообразными: связанными с напряженностью отношений между супругами, между родителями и детьми, с малообеспеченностью, с алкоголизацией и наркотизацией одного или всех членов семьи и так далее. К сожалению, в нашем обществе принято решать проблемы семьи, когда они достигли пика напряженности и конфликтности. Профилактике же семейных дисфункций в предкризисном состоянии внимания уделяется недостаточно. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы сегодня. Иногда сравнительно небольшая помощь, оказанная в нужный момент, может снять напряжение и сохранение стабильности в семье. Даже сравнительно благополучные полные малодетные семьи, не относящиеся официально к группе риска, могут переживать конфликтные и кризисные ситуации и попадать в зону внимания социальных работников и педагогов [8;9].

Типы семейных взаимоотношений:

Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи.

По силе власти в семье кого-либо из супругов, можно выделить несколько типов брака:

  • доминирующий муж и пассивная жена;
  • доминирующая жена и пассивный муж;
  • открытая борьба или соперничество;
  • изоляция или эмоциональное отчуждение;
  • псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем времени.
  • неравные браки, муж намного старше жены или жена старше мужа.

В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где адекватное исполнение ролей мужчины и женщины, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные проблемы, такие, как:

  • обвинение, когда один из супругов утверждает, что дефект в другом супруге;
  • успокоение, когда супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в нем;
  • отвлечение, когда поведение одного из супругов отвлекает его от напряженной ситуации в семье;
  • чувство обиды, возникает в том случае, когда один из супругов дает больше, чем получает;
  • чувство вины, когда один из супругов получает больше, чем дает;
  • паралояльные отношения (ревность, озлобленность, подозрительность) [10].

Примеры: мужчина рано женится на женщине, проявляющей заботу о нем, видит в ней свою мать, или, когда жена уделяет большое внимание детям, а муж ищет заботу на стороне. К дисгармоничным семьям относятся семьи, находящиеся на грани развода.

Развод – это одна из форм прекращения брака путем его юридического расторжения. Стадии распада брака:

  • эмоциональный распад, т.е. когда проходит любовь;
  • физический распад, прекращение интимных отношений;
  • фактический распад, это прекращение совместного ведения хозяйства, единого бюджета, иногда совместного воспитания детей, разъезд и раздельное проживание [11].

Дети – наше будущее, это аксиома. Но она остается мертвой фразой, если мы сегодня не дадим им возможность жить по законам будущего. Детский коллектив – модель общества завтрашнего дня; он не только готовится к жизни, но уже живет. Пусть же эта жизнь поменьше будет обременена пережитками прошлого. Это вовсе не означает, что мы воспитываем беспочвенных мечтателей. Практика показывает, что особенно трудно приходится тем ребятам, кто не имеет твердой основы, кому не на что опереться. Этой нравственной опорой, особенно в первые годы самостоятельной жизни, должна явиться школа, школа с эффективной системой воспитания и специализированные центры по социальной работе с детьми.

Читать статью  Как приготовить солянку: 5 рецептов и 5 секретов

В теории конфликта самым лучшим способом его разрешения считается компромисс. Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса между супругами, между родителями и детьми, а также коррекцию поведения и обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии и игровой терапии. Причины конфликтов могут быть разными, поэтому в первую очередь необходимо самым тщательным образом изучить проблемы, существующие в конкретной семье, ознакомиться с особенностями личностей супругов, их семейными и брачными установками. Ведь расхождения в семейно-брачных установках могут довольно долго оставаться не выявленными, а в трудные моменты семейной жизни или под влиянием внешних проблем может обнаружиться, что супруги придерживаются разных взглядов на семью, имеют несовпадающие представления о воспитании детей, решении финансовых и других проблем [12].

Семья, как социальный институт, и малая социальная группа, выполняет важнейшие общественные функции – воспроизводит новые поколения, нравственные нормы и образцы поведения, активно участвует в социализации личности. Следовательно, задача состоит в том, чтобы создать семье наиболее благоприятные условия для ее нормального функционирования [13].

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ

Социально-психологические проблемы семьи можно свести к трем основным группам: добрачные (часто являются основными детерминантами супружеских проблем), супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей.

Одним из главных направлений работы практического семейного психолога является диагностика, она позволяет получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни.

Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.

Остановимся на описании метода тестирования и представим некоторые методики, позволяющие семейному психологу осуществлять диагностику супружеских и детско-родительских отношений.

Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период

Характер предбрачного ухаживания позволяет выявить истоки зарождения тех трудностей, которые прямо или косвенно могут проявиться на каком-либо из этапов жизненного цикла.

Тесты, используемые психологом в практической деятельности, можно разделить на две группы:

первая – позволяет исследовать оценку юношами и девушками себя как будущих супругов и родителей;

вторая – направлена на оптимальный подбор пар для знакомства и потенциального супружества, помогает прогнозировать супружеские отношения в перспективе.

Первая группа тестов включает в себя методики, предложенные СВ. Ковалевским:

методика оценки старшеклассником себя как будущего семьянина позволяет определить, как подросток представляет себе эту роль и в какой последовательности выделенные им качества выражены у него самого в настоящее время;

тест на превентивную удовлетворенность браком показывает, насколько юноши и девушки в перспективе будут удовлетворены своим браком;

методика «Функционально-ролевая согласованность» помогает определить структуру распределения ролей в семье. Для анализа функционально-ролевой согласованности используются три структуры ролей: нормативная (как должно быть); желаемая (как хотелось бы); квазиреальная (как скорее всего сложится). Рекомендуется также выделить в качестве предмета обсуждения представления старшеклассников о распределении семейных ролей в нормативном, желаемом и квазиреальном планах.

Вторую группу составляют:

анкета-интервью «Вы вступаете в брак» (В. А. Сысенко) – позволяет выявить мнение вступающих в брак о различных проблемах, с которыми сталкиваются невесты. Анкета-интервью – хороший инструментарий для работы психолога ЗАГСа, центров молодежи и т.д.;

тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юн-да) – помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции: создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитание детей, интимная жизнь супругов, налаживание здорового семейно-бытового режима и т.д. Кроме этого с помощью данной методики можно наметить перспективы благополучия семейных отношений;

методика определения психологической совместимости в браке (Ю.А. Решетняк, Г. С. Васильченко) – модифицированный вариант теста Т.Лири. Несовместимость супругов хотя бы на одном из четырех уровней супружеских отношений – психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом, социокультурном может привести к дисгармонии супружеских отношений. С помощью этой методики практический психолог прогнозирует степень совместимости будущей супружеской пары на психологическом уровне. Методика может быть использована также в целях оптимального подбора пар для знакомства и потенциального супружества. Прогноз совместимости будущей супружеской пары строится и на основании результатов опросников, диагностирующих динамические особенности личности. Пример мы приведем позже, когда будем рассматривать методы диагностики супружеских отношений.

Шкалы любви и симпатии (3. Рубина) – эту методику можно использовать как при индивидуальном, так и при групповом проведении. Ее преимущество – в простой обработке и легкости заполнения. Используя эту методику, психолог может выявить особенности эмоционального отношения респондента к любимому человеку.

Методы диагностики супружеских отношений

Необходимую информацию, позволяющую дать квалифицированную оценку взаимоотношений супругов, психолог получает с помощью диагностирующих опросников, выявляющих особенности общения и взаимоотношений, качества личности супругов, способы проведения семейного досуга, общность интересов и ценностей, а также позволяющих понять нравственно-психологические основы супружеских отношений.

Методы изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре. Общение между супругами лежит в основе семейного благополучия и включает очень важную функцию – помогает человеку обеспечить личный комфорт себе и своим близким. Общение дает возможность проявиться одной из важнейших супружеских ролей – психотерапевтической.

Общение и взаимоотношения супругов в благополучных семьях характеризуют открытость, интимность, доверие друг другу, высокий уровень взаимной симпатии, конструктивность, рефлексивность, гибкий, демократичный характер распределения ролей в семье, моральная и эмоциональная поддержка (Е.В.Новикова, 1994).

Особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары исследуются с помощью специальных методик.

Опросник «Общение в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.

Проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье.

Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.

Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман, Е. М.Дубовская) определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта.

Методика «Типовое семейное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное – неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность.

Известно, что характер общения и взаимоотношений в супружеской паре детерминирован эмоциональной атмосферой в родительской семье. Истоки модели общения супругов можно представить с помощью проективной методики «Семейная гемограмма» (Э.Г.Эйдемиллер). Методика позволяет изобразить в виде графической схемы родственные связи в семье, представить характер взаимоотношений, неосознаваемый членами семьи.

Методы исследования индивидуальности супругов. Результаты индивидуально-психологического исследования используют для установления меры личностной совместимости и информирования супругов об особенностях характера друг друга (А. Н. Волкова, Т.М.Трапезникова).

Личностная совместимость (психологический уровень супружеской совместимости) – это автоматическое распределение психологической нагрузки, выработка оптимальных способов общения, понимание спонтанных проявлений партнера и адекватное реагирование на них.

Читать статью  Отношения отца и ребенка после развода

Использование результатов исследования индивидуальности супругов – одна из форм коррекционной работы, направленной на улучшение взаимопонимания. Она осуществляется с помощью таких методик, как определение типа темперамента (Г.Айзенк), «16 личностных факторов» (Р. Кеттелл), тест «MMPI» (Дж. Мак-Кинм, С.Хатэуэй), методика рисуночной фрустрации (С. Розе-цвейг), цветовой тест (М.Люшер) и др.

Методы исследования семейного досуга, интересов и ценностей. Духовное взаимодействие партнеров, их духовная совместимость, проявляется на социокультурном уровне супружеских отношений. Это общность ценностных ориентации, жизненных целей, мотивации, социального поведения, интересов, потребностей, а также общность взглядов на проведение семейного досуга. Известно, что сходство интересов, потребностей, ценностей и т.д. является одним из факторов супружеской совместимости и стабильности брака.

Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, кафедра социальной психологии МГУ) дает возможность выявить взгляды человека по десяти сферам жизни, наиболее значимым в семейном взаимодействии: 1) отношение к людям; 2) альтернатива между чувством долга и удовольствием; 3) отношение к детям; 4) ориентация на преимущественно совместную или преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или зависимость супругов друг от друга; 5) отношение к разводу; 6) отношение к любви романтического типа; 7) оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни; 8) отношение к «запретности секса»; 9) отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи; 10) отношение к деньгам.

Опросник «Интересы – досуг» (Т.М.Трапезникова) выявляет соотношение интересов супругов, меру их согласия в формах проведения досуга.

Самоактуализационный тест (CAT) (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гоз-ман, Е.М.Дубовская) разработан на основе опросника личностных ориентации (РОУ) Шострома и используется индивидуально и в группах в исследовательских целях, а также в отдельных случаях коррекционной работы; позволяет определить ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность к себе, самоуважение и самопринятие и т. д.

Методы изучения нравственно-психолотических основ супружеских отношений. Большое число разводов свидетельствует о том, что неблагополучие семьи остается одной их актуальных общественных проблем. Условно среди них выделяют конфликтные, кризисные, проблемные (В.А. Сысенко), а также невротические (Э.Г. Эйдемиллер). В каждой из таких семей имеются постоянные сферы, где интересы, потребности, намерения и желания супругов приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. В таких случаях говорят об отрицательном психологическом климате семьи, в основе которого лежат нравственно-психологические факторы супружеских отношений.

Практический психолог, приступая к изучению нравственно-психологических основ супружеских отношений, может использовать тесты, диагностирующие супружеские конфликты, удовлетворенность браком, его стабильность.

Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бу-тенко, Т.Л.Романова, факультет психологии МГУ) предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности–неудовлетворенности, а также согласования–рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. Опросник применяют индивидуально в консультативной практике и в процессе исследования той или иной социальной группы.

Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман) дает возможность охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.

Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС) (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис) облегчает диагностику отклонения семьи от конструктивного направления.

Кроме тестирования в исследовании супружеской пары можно использовать опрос, беседу, интервью.

Метод опроса позволяет практическому психологу выявить социально-экономические и демографические характеристики супружеской пары: жилищные условия, семейный бюджет, стаж брака, возраст супругов и разницу в возрасте, образование, род занятий, количество и возраст детей. Положительное влияние на супружеский брак оказывают хорошие жилищные и материальные условия, приблизительное равенство возрастов супругов или более старший (3–7 лет) возраст мужа, отсутствие разницы в образовании, число детей от одного до четырех человек.

Метод беседы или интервью может быть использован в случае необходимости изучения микроокружения семьи. Этот фактор также имеет значение для стабилизации брака и семьи в целом. Кроме того, необходимо знать, на какой стадии супружества находится пара, так как для каждой стадии характерны типичные проблемы, структура отношений, уклад и образ жизни семьи. Эти знания психолог может получить только в результате свободной беседы.

Целесообразно после каждого комплексного исследования добрачного и брачного периодов супружеской пары составлять психограмму супружества (А.Н.Волкова, Т.М.Трапезникова) по следующим направлениям:

1) зоны конфликтов супружества, потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон;

2) степень личной совместимости;

3) общая мера взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни;

4) общий прогноз отношений в паре;

5) рекомендации по формам и содержанию коррекционной работы с парой в целом и с каждым супругом в отдельности.

В основе психограммы супружества лежит сравнительный анализ результатов, полученных в процессе всестороннего исследования супружеских взаимоотношений.

Диагностика детско-родительских отношений

Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительскою тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями – важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Чтобы понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье, практический психолог должен знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений он может получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель–ребенок» глазами родителя, другие – глазами ребенка.

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель–ребенок» глазами родителя. Важнейшая сфера деятельности семейного психолога – работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития.

Изучая межличностные отношения в системе «родитель–ребенок» глазами родителя, практический семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания:

родительские установки и реакции;

отношение родителей к ребенку и жизни в семье;

нарушения воспитательного процесса в семье;

причины отклонений в семейном воспитании;

уровень родительской компетентности и т. п.

Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью социальных методик.

Тест «Родителъско-детские отношения» (PARI) (американские психологи Е. С. Шефер, Р. К. Белл; адаптирован Т. Н. Нещерет)

Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варг, В. В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-роди-тельского взаимодействия (Е.И.Захарова).

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель– ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы

Читать статью  Дети считаться членами семьи после развода

Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.

Эффективна методика А.Г.Лидерса и И.В.Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье», разработанная для двух возрастных групп: для дошкольников и младших школьников; для подростков.

Вопросы и задания

1. Подготовьте программу исследования супружеской пары.

2. С помощью выбранной методики проведите диагностику проблем, возникающих в детско-родительских отношениях.

3. Сформулируйте тему исследования, подберите и обоснуйте методический инструментарий исследования добрачного периода.

Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М., 1987.

Ковалев СВ. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М., 1991.

Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской терапии и психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В.В.Столина. – М., 1987.

Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. – Л., 1990.

Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. – М., 1986.

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М., 1996.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. – Л., 1990.

Юнда И.Ф., Юнда Л. И. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни. – Киев, 1990.

Технология социальной диагностики семьи

Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях [1] [2] .

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьей» (функциональная карта вида профессиональной деятельности) включает следующие обобщенные трудовые функции и трудовые функции: 1) деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им помощи; 2) выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия; 3) проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации.

Учитывая особенности категорий семей с детьми, нуждающихся в социальном обслуживании, представим модель, основанную на характере трудной жизненной ситуации (ТЖС), социально опасном поведении (СОП) (рис. 2.2).

Классификация семей с детьми в зависимости от характера нуждаемости в социальном обслуживании

Рис. 2.2. Классификация семей с детьми в зависимости от характера нуждаемости в социальном обслуживании

Определим диагностический инструментарий специалиста по работе с разными категориями семей с детьми.

Социальная диагностика семьи с детьми — деятельность специалиста по работе с семьей, направленная на выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия.

О. В. Краснова и Т. В. Шинина выделяют следующие маркеры семейного неблагополучия:

  • 1) неисполнение родительских обязанностей (асоциальное поведение родителей, нарушение стилей воспитания, поведенческие нарушения у детей);
  • 2) трудности в обучении, воспитании ребенка (пропуски занятий, внутри ш кол ьн ые конфликты);
  • 3) нарушение детско-родительских отношений;
  • 4) внутрисемейные конфликты (в том числе жалобы родственников);
  • 5) жестокое обращение (в том числе отказы от детей);
  • 6) психические нарушения;
  • 7) конфликт с законом;
  • 8) множественные проблемы [3] .

Процесс диагностики семейных отношений целесообразно организовывать и проводить по следующему алгоритму:

  • 1-й этап — подготовительный. В ходе этого этапа конструируются методики изучения семьи и психодиагностические процедуры;
  • — 2-й этап — исследовательский. На этом этапе комплексно применяются методы, включенные в исследовательскую методику;
  • — 3-й этап — анализ результатов. Данный этап позволяет обобщить полученные результаты диагностирования;
  • — 4-й этап — интерпретационно-рефлексирующий. Результатом данного этапа являются интерпретация полученных данных, определение психологического семейного диагноза, частичное осознание и понимание типов семейных проблем членами семьи, а также выход на дальнейшее изменение семейных отношений и общения [4] .

Рассмотрим примерный перечень диагностических методик, способствующих качественной оценке нуждаемости в социальном обслуживании семьи с детьми, специалистами по работе с семьей (табл. 2.3).

Социальные диагностические методики семьи с детьми

Социальные проблемы семьи

Акт обследования жилищно-бытовых условий. Методика ЕФОРС.

Семейная социограмма (Э. Г. Эйдемиллер). Методика ОРВ (Оценка рисков и возможностей). Опросные методы

Трудности в обучении, воспитании ребенка

Опросник стиля родительского поведения (Э. Г. Эйдемиллер). Анамнестический опросник.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Стол и на

Л. Предлагаемые ребенку’.

  • 1) методика рисунка семьи и ее модификации;
  • 2) адаптированный вариант методики Рене Жиля;
  • 3) различные варианты методики «Незаконченные предложения»;
  • 4) модификация оценочно-самооценочной методики;
  • 5) детский апперцептивный тест КАТ;
  • 6) методика «Модель личностной сферы»;
  • 7) детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Бене — Антони.

Б. Предлагаемые родителям:

  • 8) опросник стиля родительского поведения (Э. Г. Эйдемиллер);
  • 9) анамнестический опросник;

Продолжение табл. 23

Социальные проблемы семьи

  • 10) родительское сочинение «История жизни моего ребенка»;
  • 11) ОРО — опросник родительских отношений Варги — Столица. В. Предлагаемые поочередно детям и родителям:
  • 12) самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка,

а затем идет обсуждение ее отличия от самооценки, полученной от самого ребенка, и наоборот;

13) опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.

Г. Предлагаемые диаде «ребенок — родитель»:

14) варианты пробы на совместную деятельность, известной под общим названием «Архитектор-строитель», где ребенок

и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести.

Д. Одинаково пригодные для детей и взрослых:

15) цветовой тест отношений Эткинда [5]

Диагностика межличностных отношений (ДМО) (Г. С. Васильченко, Ю. С. Решетняк, Л. Н. Собчик);

Модифицированный вариант теста Т. Лири;

Удовлетворенность браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова,

Ролевые ожидания и притязания в браке;

Дифференциальная оценка отношений (А. Н. Волкова); Распределение ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман,

Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская).

Проективные методы: Совместный тест Роршаха (В. Блан- шир, М. Сингер, Е. Т. Соколова); Цветовой тест отношений (Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд); Семейная социограмма (Э. Г. Эйдемиллер)

Опросники группы ICAST;

Опросник сильных сторон и трудностей (Strength and Difficulties Questionnaire);

Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения»;

Методика интервью для диагностики насилия;

Методика «Письмо другу»

Психолого-психиатрическая диагностика специалистом медицинского профиля

Конфликт с законом

Методика ОРВ (Оценка рисков и возможностей)

Окончание табл. 23

Социальные проблемы семьи

Диагностика коммуникативных проблем в семье;

Диагностика поведения родителей в трудной жизненной ситуации; Диагностика личностных проблем взрослых членов семьи

Правильная социальная диагностика социальных проблем семьи с детьми (постановка правильного социального диагноза) позволит своевременно предотвратить нарушение воспитательной функции, что обусловливает главный фактор семейного неблагополучия. Диагностика функционирования семьи является основой раннего выявления семейного неблагополучия.

Источник https://novainfo.ru/article/6577

Источник https://studopedia.ru/8_181618_metodi-sotsialno-psihologicheskoy-diagnostiki-problem-semi.html

Источник https://studme.org/192307/sotsiologiya/tehnologiya_sotsialnoy_diagnostiki_semi