Л. Н. Толстой. Тема семьи и дома

23 июня, 2022 0 Автор ewermind

 

Сочинение: Отношения в семье Болконских в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

(670 слов) В романе-эпопее «Война и мир» автор часто обращается к семейству Болконских. Оно является одним из эталонных в произведении. Поскольку роман-эпопея «Война и мир» включает в себя четыре тома и эпилог, а каждый том повествует об определённом промежутке времени, мы можем проследить становление и развитие нескольких поколений. Взаимоотношения героев очень интересны и позволяют узнать многое о быте и нравах лучших представителей дворянства того времени.

В своем произведении автор изображает семейство Болконских, члены которого принадлежат к древнему роду князей. Особое место в повествовании занимает образ главного героя — Андрея Болконского. Персонаж вступает в брак с Лизой Мейен. Впоследствии у супругов рождается наследник — Николенька Болконский. Читатель узнает, что Андрей является сыном князя Николая Болконского, но живет отдельно. Свою жену в дом отца он привозит только накануне отъезда в армию и родов Лизы. В «Лысых горах» мы застаем все семейство в сборе.

Князь Николай строго относится к детям и придирчиво оценивает жену сына. Она кажется ему легкомысленной и пустой, как и все светские женщины. Еще более высокие требования он предъявляет к дочери. Николай сурово воспитывает Марью и контролирует каждый ее шаг. Герой читает ее письма, критически оценивает ее увлечения, смеется над ее религиозностью. Николай настаивает, чтобы дочь получила серьезное образование, поэтому лично преподает геометрию и часто проявляет вспыльчивость, обнаруживая полное непонимание предмета. Марья почитает и любит отца, поэтому безропотно терпит его выходки. Она слишком уважает его, чтобы критиковать подходы к воспитанию. Единственное, что она позволяет себе в знак протеста, — это тайные встречи со странниками и помощь нуждающимся. В остальном Марья является примерной дочерью и сестрой.

Отношения отца к сыну еще более суровое. Провожая Андрея на войну, Николай больше думает о боевой славе рода: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет … А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно !». Но долгое молчание и выражение глаз — вот что указывает на истинные чувства старика. Он не привык к сентиментальности, воспитал сына в строгости, поэтому даже в день прощания не проявляет слабости. Но в тоне его голоса, в торжественном обращении выражается отцовская гордость за сына. А Андрей отвечает отцу тем же: он немногословен, но очень привязан к старику. При этом герой может критически оценивать его поведение. Поэтому он спрашивает у сестры, не слишком ли тяжело ей живется с отцом.

В сцене прощания отца и сына мы замечаем и деятельную любовь Болконского к супруге. Он просит у отца позаботиться о ней и сделать все возможное для благоприятного исхода родов. Несмотря на все разногласия, Андрей любит жену и хочет от нее детей. А вот отношение Лизы к Андрею не совсем ясно. На приеме она флиртует с Ипполитом Курагиным и наслаждается его вниманием. В деревне она откровенно скучает, ведь изначально она не хотела туда ехать. Видимо, светская жизнь ей дороже семейной.

Более трогательным и нежным является отношение сестры к брату. Перед прощанием она дает ему образок со словами:

«Против твоей воли он спасет и помилует тебя, и обратит тебя к себе, потому что в нем одном и истина, и успокоение».

В этих словах выражается любовь сестры. Она искренне желает брату добра, чтобы он нашел гармонию в сердце и перестал искать себя на поле брани. Андрей также преданно любит сестру. Он интересуется ее жизнью в доме и готов даже поссориться с отцом, чтобы облегчить ее долю.

В дальнейшем читатель узнает, что супруга Андрея Лиза умирает во время родов. Болконский остаётся один с сыном Николенькой. Когда мальчику исполнилось семь лет, его отец умирает. Но даже далекий пример Андрея отражается на формировании его личности. Ребенок не может вспомнить своего отца, однако он желает вырасти честным и порядочным человеком, подобно ему.

А вот Марья состоялась в семейной жизни и нашла себя в материнстве. В ее семье царят гармония и взаимоуважение. Она переняла строгость и методичность отца, вела дневники, где фиксировала все свои педагогические успехи и неудачи. Но в ее семье к детям относились более ласково и тепло.

Таким образом, взаимоотношения в семье Болконских нельзя назвать сердечными, но узы, соединяющие их сердца, крепки и священны для каждого члена семьи. Всех героев из этой семьи объединяют высокие моральные ценности и строгие требования, обращенные, прежде всего, к себе.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Сочинение: Характеристика Николая Ростова в романе «Война и мир» (+ таблица)

Автор: Самый Зелёный · Published 31.10.2019

Сочинение: Поиск смысла жизни человека

Автор: Самый Зелёный · Published 22.06.2022

Сочинение: Художественные функции пейзажа в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Published 25.12.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’6’>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7’>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>

Л. Н. Толстой. Тема семьи и дома

В романе Л.Н.Толстого отражены темы войны и мира, и мирную жизнь автор предлагает увидеть через внутренний уклад нескольких семей, их традиции, взаимоотношения детей и родителей.
С семьёй Ростовых первое знакомство происходит в день именин матери и младшей дочки, когда съехались знакомые, друзья, родственники. Отношения показаны самые непринуждённые, разговоры идут о городских событиях и семейных делах.
Читатели отмечают, что родители в этой семье любят своих детей, они заботятся об их будущем, стремятся дать хорошее образование и воспитание. Со стороны детей видим не только уважение и почтительность, но также, теплоту, любовь, искренность. Например, Наташа доверяет матери свои секреты, посвящая даже в тайны первой влюблённости. Исключением является только «очень правильная», красивая, но холодная и чопорная Вера.

С семьёй Болконских читатель знакомится в имении Лысые горы, куда приехал князь Андрей и где семья проживает почти постоянно.
Автор раскрывает семейные традиции, отношения между членами семьи. Отец, Николай Андреевич, был известным человеком, честно служившим при Екатерине, а позже, при восшествии на престол Павла, он был отстранён от службы и сослан в имение в чине генерал-аншефа. Старший Болконский был лично знаком с Кутузовым, но не собирался просить за сына (с целью протекции), когда Андрей едет в армию, чтобы участвовать в военных действиях.
Старый князь очень строг с детьми, он во всём устанавливает свои порядки «осмысленной» жизни и требует неукоснительного их исполнения. Сын Андрей живёт отдельно, но, приезжая к отцу, подчиняется заведённым порядкам и разговаривает с отцом по многим проблемам современности, так как старший Болконский всегда был в курсе событий. Сын во многом соглашается с отцом, поскольку они оба отдают первенство уму, а не чувствам.
При прощании с Андрееем старый князь говорит, что ему больно будет, если сын погибнет на войне.
«А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет. стыдно!»
Княжна Марья – взрослая девушка, но признаёт контроль отца: она ежедневно занимается математикой и музыкой, а уроки математики ей даёт отец, который уверен в необходимости «тренировать мозги».

Семьи Ростовых и Болконских вызывают симпатию, а вот Курагины изображаются автором с полной противоположностью. Глава семейства, князь Василий – значительное лицо, важный сановник, служащий при дворе. В его семье трое детей: Ипполит, Элен и Анатоль. Каковы семейные отношения, можно судить по фразе, произнесённой старшим Курагиным: «Дети – обуза моего существования». Анатоля отец называет «беспокойным дураком», а Ипполита «дураком покойным».
Дети от отца хотят видеть обеспечение всех своих немалых запросов, а отец надеется выгодно женить Анатоля и выдать замуж дочь за богатого человека. Он так устроил отношения Элен с Пьером Безуховым, что неопытный молодой человек вынужден будет согласиться на сговор о свадьбе. И позже князь Василий завладевает немалой частью состояния Пьера. Существовали ли родственные связи, близкие отношения в этой семье? Толстой эти взаимоотношения рисует резко отрицательно.
В семье Курагиных члены семьи связаны только внешними приличиями, они вместе бывают на светских приёмах, но духовной близости между ними нет, они всегда разобщены. Стиль их разговоров – отчуждённый или равнодушно-холодный, иногда снисходительно родственный. Авторские ремарки подчёркивают неприглядные стороны в характерах, во внутреннем мире членов семьи Курагиных. Например, князь Василий говорил
«с всегдашнею фамильярностью и скукой в голосе».

Читать статью  Лев Толстой и его дети: сложное отцовство гениального писателя

Полной противоположностью Курагиным является семья Ростовых, где все живут сердцем. Они эмоциональны, искренни и непосредственны, могут шутить, громко смеяться или играть, петь, танцевать. Естественность и живость Наташи обезоруживают даже суровую гостью Марью Дмитриевну Ахросимову, которую в Москве побаивались за прямоту и строгость суждений. Обращение друг к другу у членов семьи доброе, трогательное, часто используются ласковые слова, например: «Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф» (целуя руку жены).
В семье Болконских отец привык контролировать детей, поэтому может поинтересоваться даже перепиской дочери с подругой, заранее предупредив, что «третье письмо» он уж обязательно прочитает, чтобы противостоять вздору и пошлости, не допустить ущерба нравственности, желая видеть в княжне Марье добропорядочную представительницу своего рода. Старый князь бывает резок, может назвать дочь «дурой» за «бестолковость» в решении задач, но отходчив, сожалеет о несдержанности, может погладить дочь по голове.
Марья отца побаивается, однако они любят друг друга. Дети уважают отца, зная, что требователен он не только к ним, но и к себе. Мужчины в семье иронически относятся к проявлению сентиментальности, но уважают чувства Марьи, поэтому Андрей принимает от сестры образок перед отъездом на фронт. Ласковых слов Болконские почти не употребляют, однако отец заботится о своих детях, особенно беспокоится о будущем дочери.

В 19-м веке в светских кругах стало общепринятым общение на французском языке, дворянские дети обучались не на родном русском и читали, большей частью, французские книги. Но лучшие из дворян, кого можно назвать настоящими патриотами, стремились сохранить как родной язык, так и культуру русскую, народные обычаи и традиции.
Языком общения в семье Курагиных был, конечно, французский. Например, князь Ипполит говорит по-русски, как француз, проживший год в России: «И она имела ещё большой росту». Русский язык он применил в данном случае для рассказывания анекдота, но юмора никто не понял.
Ростовы же разговаривают между собой на русском языке, прибегая к французскому только в случае необходимости. Например, где-либо в свете, на приёмах или с людьми, говорящими на французском. Но они знают народные русские песни, читают русскую литературу.
В семье Болконских разговаривают и на русском языке, и на французском (за исключением жены Андрея, Лизы). Особенно часто по-французски говорит Андрей, так как это стало для него привычкой благодаря службе и жизни в Петербурге. Княжна Марья переписку ведёт на французском языке, но в разговоре использует и русский.

Очень многое можно понять о семье по запросам и интересам её членов.
В семье Курагиных у каждого свои индивидуальные потребности и запросы, но есть качества, свойственные им всем: это эгоизм, самовлюблённость и безответственность в поступках. Анатоль ведёт беспутный образ жизни: кутежи, игра в карты, недостойные выходки вроде развлечения с медведем и квартальным. Готов жениться по расчёту, не задумывается о чувствах других людей, может причинить боль и страдания невинной девушке, как это произошло в его отношениях с Наташей Ростовой.
Элен так же безнравственна, как и её брат Анатоль, но прикрывается маской приличия. Бесчеловечная и жестокая, насквозь фальшивая, она проявила своё истинное лицо в период жизни с Пьером. Главная цель – жить в роскоши и богатстве, блистать в свете. Она не способна на любовь, на верность и порядочность, и готова «продавать» себя, то есть жить в замужестве без любви, изменяя мужу. И её брат Ипполит с удовольствием «волочится» за хорошенькой женщиной, как поступали многие в свете, его не волнует проблема нравственности (то есть он не желал думать, порядочно ли он поступает). Никто из детей Василия Курагина не стремился послужить Отечеству, но они могли лицемерно поговорить об этом.

Дети Ростовых воспитаны в духе патриотизма, они хотят быть полезными обществу. Николай Ростов идёт в армию, он участвовал в кампании 1805-1807 годов, затем в войне 1812 года. Наташа, в отроческом возрасте интересовавшаяся больше пением и танцами, проявит себя как истинная патриотка в войне 1812 года, когда предложит отдать подводы раненым, вместо того чтобы спасать имущество семьи, в том числе, своё приданое. Младший из Ростовых, Петя, в шестнадцать лет отправится защищать Отечество и погибнет на войне.
Исключением была Вера Ростова, в которой эгоизм, разумность, расчётливость преобладали над другими качествами. Выйдя замуж, она обустраивала свой дом, заботилась о личной выгоде и благополучии даже в трудное военное время.
В семье Болконских автор отмечает многие добрые традиции. Николая Андреевича Болконского интересовало всё, что связано с Российским государством. Он много читает, пишет, находится в курсе современной политики. Сына просит использовать позже его размышления, изложенные в многолетних записях.
Князь Андрей всегда стремился быть полезным Отечеству, но вначале, как многие молодые люди, мечтал о «собственном Тулоне», то есть хотел прославиться. Пережив разочарование в поисках славы, князь Андрей обращается к общественной деятельности, думает участвовать в преобразованиях, в реформах и написании законов. Младший Болконский постоянно в поиске истины, он стремится к совершенствованию жизни.
Марья Болконская, имея самые добрые, благородные намерения, принимает участие в судьбе крестьян, она воспитана отцом в духе патриотизма, любви и сострадания к другим людям и не остаётся безучастной к судьбе народа в годы Отечественной войны.
Марья готова проявлять послушание, она может подчиниться воле отца, если будет решаться вопрос о её замужестве, так как хочет стать достойной женой и матерью.
В каждой семье имеются какие-либо общие черты, как во внешности, так и в характерах. Между отцом и сыном Болконскими сходство не внешнее, между ними больше духовного родства: это люди с чувством собственного достоинства, с чувством долга перед обществом, с высоким осознанием ответственности, каким обладали честные и деятельные граждане. Богатство и знатность не сделали их самоуверенными или высокомерными: именно Болконские занимаются реформированием помещичьего землевладения, устройством жизни крестьян.
Брат и сестра имеют мало сходства как внешне, так и по характеру. Андрей красив, держится гордо и с достоинством, не скрывает своего неприятия светской фальши, пустоты и праздности. Княжна Марья отличается робостью, кротостью, неуверенностью в поведении, и красивой внешне она не была, но Толстой отмечает прелесть её глаз, излучающих любовь, теплоту, искренность чувств.

А вот дети князя Василия, обладая внешней красотой (особенно Элен), отличались бездуховностью, ущербностью внутреннего мира. Ипполит при сходстве «с сестрою-красавицею» был, как отмечали многие, «поразительно дурен собой». «У брата. лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо». Сестра же привлекала всеобщее внимание цветущим видом и античной красотой телосложения. Анатоль, как и Элен, был красив, но его внешний облик выдавал высокомерие и полное безразличие по отношению к окружающим. С помощью особенностей художественного стиля автором переданы противоречивость и нежизнеспособность этой семьи, где, говоря словами Л.Н.Толстого, не может быть истинной красоты, потому что нет в этих людях «простоты, добра и правды».

Читать статью  Как найти девушку для серьезных отношений и брака: подробное руководство

Главной отличительной чертой членов семьи Ростовых можно назвать приветливый и открытый взгляд (как у родителей, так и у детей). Автор также отмечает искренность смеха и улыбки, то есть отсутствие «масок» и «наклеенных» вежливых, неестественных улыбок. Но при этом постоянно подчёркивается особенность, отдалённость от всех Веры Ростовой, которая стремилась стать достойной представительницей высшего света. Она хотела, чтобы у неё всё было, как у всех знатных и известных людей. И в описании внешности Веры автор часто использует эпитет «красивая», что, однако, не добавляет симпатии к ней. В то же время Толстой говорит о некрасивости Наташи (например, упоминает её «большой рот») и отмечает, что именно Наташа выглядела очень привлекательной, грациозной, милой, потому она и нравилась людям.

При изображении этих трёх семей Толстой использует принцип противопоставления семьи Курагиных семьям Ростовых и Болконских, поэтому Курагины изображаются отрицательно, что подчёркнуто авторскими «ремарками»: эпитетами, сравнениями, портретными и речевыми характеристиками. Например: «Князь Василий сидел на кресле, в своей фамильярной позе, высоко заложив ногу на ногу». Князь Ипполит «упорно смотрел прямо на неё (на Лизу Болконскую) в лорнет», стоя с ней рядом. Элен на приёме у А.П.Шерер во время беседы посматривала изредка то «на свою полную красивую руку, то на ещё более красивую грудь. », то есть любовалась собой, не затрудняя себя мыслями по теме разговоров, так как судьба армии и страны её не волновала.
Фальшь во всём была определяющей чертой членов семьи Курагиных: в свете они придавали своему лицу такое выражение, какое требовалось в данный момент.

В изображении семейного уклада, быта и привычек, нравственных ценностей и личностных качеств, например, членов семьи Ростовых, автор использует такие приёмы и художественные средства, которые позволяют читателям испытывать симпатию к этим героям. Толстой рисует милые привычки в отношениях внутри семьи, также показывает впечатления от общения с другими людьми, говорит о симпатии окружающих и к старшим Ростовым, и к их детям. Так, пением Наташи или её пляской в русском стиле восхищаются все присутствующие.
Но не бывает во всём идеальных людей, поэтому читатели узнают о беспечности старшего Ростова, разорившего семью игрой в карты, и о некоторых чертах Николая, имевшего определённую расчётливость в женитьбе, а также жёсткость в ведении хозяйства.

Автор прямодушен, как и его герои, которым он симпатизирует, поэтому речевые и портретные характеристики часто нелестны, зато правдивы. И потому не приукрашиваются «чудачества», резкость или даже бестактность старого князя Болконского. Не маскируется холодное, нечуткое, даже иногда неуважительное отношение князя Андрея к беременной жене, но в характеристике «маленькой княгини», в описании её манер и поведения даётся объяснение этому отношению, так как фальшь и неестественность, свойственные светским дамам, были присущи и жене Андрея, Лизе. Но в то же время Андрей при отъезде переживал из-за необходимости оставить беременную жену.
В семье Болконских фальшь отсутствовала, здесь проявляются такие черты, как честность, искренность, прямодушие, поэтому лицемерие окружающих вызывало у старого князя и его сына досаду. Но князь Андрей, которому приходилось вращаться в свете, прибегал иногда к притворству, умел при необходимости промолчать, скрыть истинные чувства.

В семье Ростовых автор также не отмечает лжи или фальши в проявлении чувств или в поведении. Для детей и родителей характерны такие качества, как естественность, искренность, доброта в отношениях. Например, графиня не может скрыть, что очень «расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги». Она просит у мужа денег, чтобы дать Анне Михайловне Друбецкой на обмундирование для её сына.

По отношению к людям незнатным и небогатым, к слугам или к крестьянам можно судить об истинной доброте и сердечности отдельных представителей дворянства.
У Курагиных отношение к слугам барски-презрительное, они к людям относятся, как к вещам обихода.
Цели общения с представителями высшего света у них строго избирательны: по богатству, знатности, близости к придворным кругам.
В семье Ростовых отношение к слугам ровное и спокойное, без надменности и барского превосходства, но графиня, если была не в духе, выговаривала горничной за её промедление, нерасторопность: «Что вы, милая, не хотите служить, что ли? Так я вам найду место». И граф иногда горячился, испытывал гнев, чего потом стыдился. Но далеко не в каждой семье обращаются к слугам «на Вы». И к праздникам слуги получали подарки от хозяев.
Барства в отношениях к слугам не проявлялось и в семье Болконских, хотя старый князь мог обругать при случае. Однако высоким своим положением Болконские не кичились: «Князь, твёрдо державшийся в жизни различия состояний и редко допускающий к столу даже важных губернских чиновников, вдруг на архитекторе Михайле Ивановиче. доказывал, что все люди равны, и не раз внушал дочери, что Михайла Иванович «ничем не хуже нас с тобой».

Отношение к войне 1812 года и проявление патриотизма также позволяют говорить о воспитании в семьях чувства национального самосознания или об отсутствии такового. Например, князя Василия Курагина, государственного служащего, политические вопросы волнуют гораздо меньше, чем борьба за наследство или выгодные браки его детей. А дети его вообще не интересовались политикой. Но в дискуссиях Василий Курагин считал нужным высказать патриотические настроения, что на самом деле являлось лжепатриотизмом.
Семейство Курагиных не является идеалом семьи в понимании Толстого. Отсутствие общих интересов, искренних родственных чувств и близости делает семью формальной, когда люди только по крови родные, а не по духу. Такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни, не формирует у молодого поколения ответственности перед обществом, перед страной. В дальнейшем автор разовьёт мысль о том, что люди такой «породы», как князья Курагины, обречены на деградацию, они не создают хороших семей, их роль в эволюционном развитии общества ничтожна.

В семье Ростовых ценились такие качества, как национальная гордость, патриотизм и миролюбие. Отношение к войне у членов семьи отрицательное, но они считают службу в армии долгом для сынов Отечества, и родители не пытаются отговаривать Николая от участия в военной кампании 1805 года, как позже и в войне против французов в 1812-м году.
А о Наполеоне, например, старший Болконский говорил, что это «ничтожный французишка, имевший успех только потому, что не было уже Потёмкиных и Суворовых противостоять ему» в его победном шествии по Европе. Но сын Болконского Андрей до Аустерлица имел к Наполеону уважительное отношение. Позднее он многое переосмыслил. В войне 1812 года князь Андрей сражался в боях за Россию, был ранен, и жизнь его оборвала война.
Если говорить о тех выводах, которые предлагает нам автор, то примерами добрых семейств, конечно же, мы можем назвать Ростовых, Болконских, к которым присоединился и Пьер Безухов, создавший семью с Наташей Ростовой.
Чувствуется большая симпатия автора к семье Ростовых, в которой писатель воплотил свою мечту о семейных ценностях, когда дети наследуют от родителей лучшие качества: искренность, открытость, порядочность и бескорыстие, стремление любить всё и всех вокруг. Можно также сказать, что, по мнению автора, семьи Ростовых и Болконских – это гордость нации. Такие семьи дают Отечеству достойных граждан, защитников Родины, и будут продолжать лучшие традиции русского общества. Ростовы и Болконские – это «порода» людей, которые являются опорой государства и гарантией его процветания.

В конце романа Толстой объединяет семьи Ростовых и Болконских, так как одним домом живут Николай, женившийся на Марье Болконской, и его сестра Наташа с Пьером Безуховым. Они воспитывают своих детей и сына князя Андрея, Николеньку. Это идеальный вариант единения лучших семей, когда каждая семья независима и имеет собственные стремления и ценности, но вместе они сильны и дружны, представляя собой своеобразное сообщество. «Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоничное целое». И такой дом становится островком, крепостью, местом сбережения нравственных, духовных, культурных традиций общества и народа.
Таким образом, можно сделать вывод, что Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» действительно воплотил свою мечту о семейных ценностях. Дом тогда будет началом начал, если дети наследуют от родителей лучшие качества и становятся гордостью нации.

Читать статью  МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Зоя, ОГРОМНОЕ спасибо за статью! Я счастлив, что спросил в интернете о семье в романе Л.Н. Толстого «Война и Мир» И он дал и ссылку на ПРОЗУ.РУ. Так мы с внуком и нашли тебя.
О! Так глубоко, так связано, так наглядно в сравнениях сказано . и в высшей степени сказано грамотно — вот уж русский язык налицо!
Зоя, ты точно либо учитель РУССКОГО ЯЗЫКА старой закалки (щас так не напишут стрекозы молодые), либо профи по словам — филолог, критик или публицист. как-то так?
Нет, нет, мы не «сдирали» в сочинение всё подряд — учились держать костяк мысли. чтоб не развалилось наше сочинение на фразы и мысли старались сказать своими словами — попроще, ведь детё так не скажет. Получилось на 4 с плюсом. где-то ошибку сделали.
Спасибо. От тебя и не уйду ниак — щас буду читать уже сам, без внука, про А.С. Пушкина, у меня стихи есть старые «Встреча в Болдино», там моя мысль о поэте есть. хочется соотнести с классикой и сравнить — не далеко ли напортачил своим представлением о Великом А. С. Пушкине.
Храни тебя Христос

Я рада, Сергей, что мои работы помогают детям учиться. Вы очень хороший дедушка.
Правильно делаете, что используете с умом, обучая внука самостоятельному мышлению с опорой на тексты.
А я действительно учитель (теперь уже пенсионерка).
С Вашими работами тоже буду потихоньку знакомиться.
Всего доброго!

Зоя, спасибо за добрые слова. Учитель. У меня была учительница в школе по русскому языку и литературе Мария Ивановна. щас ей 91 год, она в добром здравии и уме, мы живём в глухомани. Она нас научила и читать. и писать. и литературу любить и дышать словом как духом Родины. Она выбивала у преда колхоза авто и возила нас( хорошистов из школы) в музеи в Тарханы к М. Ю. Лермонтову, в Наровчат к Куприну и даже в Константиново к С. а. Есенину. А ведь дома у самой на рукх и детки были, и старики, и муж и хозяйство, а тут мы ещё. Но она любила детей, а как рассказывала на литературе о писателях — заслушаешься. Вот и крестьянки простые — всё смогут сделать, если душа любит. Мне очень повезло быть её учеником «хорошим», так она говорит обо мне. А я краснею.
Зоя, вы чем — то похожи в моём восприятии вас.
С теплом души

Спасибо на добром слове! Здоровья Вашей учительнице!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Отношения в семье Болконских

Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал многообразие характеров. Особое внимание писатель уделяет различным семьям и их взаимоотношениям. Важную роль в повествовании играют отношения в семье Болконских, которые отличаются сложностью и неоднозначностью.

Члены семьи

В романе-эпопее описывается целое семейство Болконских, которое принадлежит к древнему роду князей. Важное место в повествовании занимает Андрей Болконский, который женится на Лизе Мейнен и получает наследника в лице Николеньки Болконского. Андрей – сын князя Николая Болконского. Отец семейства – важный образ в романе, олицетворяющий старые принципы дворянства. Интересны его взаимоотношения с дочерью – княжной Марьей.

К членам семьи можно отнести и мадмуазель Бурьен, которая долгое время находилась рядом.

Взаимоотношения князя Николая с детьми

Князь Николай Болконский – довольно строгий отец семейства. Поэтому взаимоотношения между Болконскими натянуты. Однако так кажется лишь на первый взгляд.

Сложны отношения князя Николая Болконского с княжной Марьей. Он очень суров с ней. Герой и сам понимает, что «мучает свою дочь» и делает ее жизнь очень тяжелой. Но несмотря на это, дочь искренне любит своего отца и уважает его за прямолинейность. Княжна Марья счастлива рядом со своим отцом. Она понимает, что жестокость отца связана не с самодурством, а с тем, что он пытается воспитать своих детей согласно чести и достоинству. В эпизоде кончины Николая Болконского видна вся любовь отца к дочери, которая была скрыта маской строгости на протяжении многих лет. Герой просит прощения перед своей дочерью за все те трудности, которые он доставил ей. Весь «стройный» порядок жизни семейства, который был всегда «доведен до последней степени точности», научил Андрея Болконского и княжну Марью строгости и последовательности собственных действий. Жесткие правила только закалили их характеры. Близость воспитания объединяет князя Андрея и княжну Марью с самого детства. Между собой они всегда были дружны. Героям удалось пронести сквозь года теплые взаимоотношения.

Л. Н. Толстой, показывая отношения между князем Николаем Болконским и Андреем с Марьей, поднимает вечную проблему «отцов и детей». Несмотря на ссоры между членами семейства, несмотря на их частые конфликты, между старшим и младшим поколениями было больше сходств, чем различий. Героев объединяло главное – любовь к Родине и желание защитить ее любым способом. Также для героев всегда была важна семья. Отношения были настолько тесными и нерушимыми, что члены семейства не могли оставить друг друга в трудных ситуациях и всегда заботились о своих близких.

Отношения в семье Андрея Болконского

В романе «Война и мир» показано несколько поколений. Л. Н. Толстой демонстрирует, как представитель «нового» поколения – Андрей Болконский – строит собственную семью.

Будучи совсем юным, князь Андрей женится на красивой светской девушке – Лизе. Их отношения нельзя назвать любовью. Героиня не любила своего мужа, для нее он служил необходимостью, предметом, наличие которого требует общество. Князь Андрей также не имел чувств к героине. Он быстро понимает, что совершил огромную ошибку, связав свою жизнь с нелюбимой женщиной. Он с досадой размышляет: «Счастлив ли я?

Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…». Герою становится тесно и трудно в своей семье. Именно из-за тяжести семейной жизни Андрей Болконский уезжает на войну.

В ходе повествования Лиза умирает при родах. Князь Андрей остается с сыном Николенькой, который в семилетнем возрасте теряет отца. Николенька не помнит князя Андрея, однако пытается вырасти честным человеком, которым бы гордился отец.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Отношения в семье Болконских», раскроет сущность семейных отношений, во главе которых стоял князь Николай Болконский, и отношений, которые строил князь Андрей.

Источник https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/otnosheniya-v-seme-bolkonskih-v-romane-vojna-i-mir-l-n-tolstoj/

Источник https://proza.ru/2016/04/06/2329

Источник https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/otnosheniya-v-seme-bolkonskih.html