КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

5 июля, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Обязанность мужа по отношению к жене

Можем ли мы переоценить значение семьи в жизни Церкви и в обществе в целом. Вряд ли. Это утверждение верно уже по той причине, что с первых глав Бытия мы читаем о создании семьи самим Богом. Бог, создавая первого мужчину и женщину, определил между ними отношения, субординацию, а так же определил их сферу влияния в сотворённом Им мире. Этот союз должен был явить славу Божью по замыслу Творца.

С грехопадением, поменялось практически всё, кроме самого Бога. Изменился, прежде всего, сам человек, в нём появилось «своё видение» на многие аспекты жизни и на семейные в том числе. Грех изменил первоначальный замысел Творца, он привнёс в жизнь людей то, чего Бог не вкладывал и не хотел.

Через призму греха, у Адама и Евы поменялись взаимоотношения, поменялось также их отношение ко всему тому, что их окружало. Поэтому в данной работе, нам важно открыть, какие же это требования были у Бога к первой созданной Им семье. Это важно знать, поскольку каждая последующая семья после Адама и Евы, начала строить свою структуру взаимоотношений, которая не всегда соответствовала стандарту Божьего замысла. Появилось множество форм различных взаимоотношений. Практически каждая культура или религия внесли в эти отношения свои коррективы. Сейчас мы можем наблюдать союз одного мужчины и одной женщины – моногамия, в некоторых восточных странах всё ещё есть полигамия – это когда брачный партнёр одного пола имеет более одного брачного партнёра противоположного пола. До девятнадцатого века существовала такая форма брака, как полиандрия — редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. Прошлый, двадцатый век оставил также свой след в истории – гражданский брак. С 1905 года, когда церковь отделилась от государства, мужчина и женщина могли регистрировать свои отношения в государственных учреждениях, не фиксируя эти отношения в церковной книге. В конце двадцатого столетия и в уже в двадцать перовом веке гражданский брак создаёт новую форму отношений – незарегистрированный «союз». Такой незарегистрированный союз сейчас многие и называют: «гражданским браком». Такой «брак» становится популярным: около половины пар, которые живут совместно, как социально, так и в интимной близости – не зарегистрированы. Но поскольку в них нет Божьего благословения, то по статистике, даже те браки, которые были ранее зарегистрированы в гос. учреждениях – распадаются. В результате между мужчиной и женщиной нет ответственности, нет должного воспитания, нет единства. Отсюда огромное количество брошенных детей, как физически, так и духовно. Помимо проблемы отношений, растут и другие проблемы: социальные, медицинские, психологические и т. д. Это говорит, что общество нуждается в том взгляде, которое было первоначально у Бога.

Каждая форма не Библейского брака ставит в разные позиции мужчину и женщину. Соответственно, обязанности мужчины, которые он имеет по отношению к своей жене и к своим детям – так же отличаются. В этих формах есть положительные и отрицательные стороны, но тем не менее, их нельзя назвать эталоном, поскольку они искажены.

Поэтому в данной работе нами будут рассмотрены те требования, что есть у Бога по отношению к мужчине такими, какими они описаны в Библии. Нас будут интересовать духовные, душевные и физические требования, которые стоят перед мужем для того, чтобы отношения мужчины и женщины, что состоящим в браке, были крепкими, такими, как первоначально видел их Бог.

Каждый мужчина должен знать и исполнять эти требования по нескольким причинам: потому что этого хочет Бог, потому что знание и исполнение этих требований сделает счастливым брак между мужем и женой и в третьих – эти требования помогут воспитать достойное поколение. А это значит, что будут последователи Христа и Евангелие будет звучать по всему миру до самого прихода Иисуса Христа…

1.; СЕМЬЯ И БРАК – ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Чтобы понять те обязанности, что Бог возложил на мужа по отношению к жене, дадим определение, что же такое брак и семья. Брак – это добровольный союз между женщиной и мужчиной зарегистрированный перед людьми и Богом. В этом союзе муж и жена обещают поддерживать и любить друг друга до самой смерти. Они обещают заботиться друг о друге, восполняя нужды, иметь общее имущество, быть верными в интимной близости, то есть не заниматься блудом и прелюбодействием, совместно воспитывать детей.

Семья – это ячейка общества. Это ячейка имеет свои границы. Будучи структурой общества, семья определяет отношения не только между отдельными людьми этого общества, например, между мужем, женой и их детьми и со старшим поколением, но также формирует определённые взаимосвязи с другими семьями, далее родами, культурой и межнациональными отношениями.

Естественно в этих отношениях кто-то берёт на себя главенствующую роль, кто то роль помощника, возникает структура. Во главе семьи может быть муж или жена и они вместе формирует мировоззрение своих детей; в другом случае главенство в воспитании детей может взять на себя государство и оно так же формирует в детях свой взгляд, давая ответ на вопрос откуда мы взялись, для чего и куда мы идём. Как однажды сказал Гитлер: «кто контролирует учебники, тот контролирует будущее нации». Кроме того, органы государственной власти, могут вмешиваться в отношения между мужем и женой. Главенство, как правило продиктовано стремлением – что же и как лучше для государства и для семьи.

Но успех нации и государства не зависит от того, как государственные структуры вмешиваются в семейные отношения, успех зависит от того насколько члены семьи знают, понимают и применяют в своей жизни Библию, поскольку Писание учит строить крепкие, здоровые отношения между мужем и женой. Успех любого общественного строя зависит от того, как хорошо люди живущие в браке, знают и исполняют свои функции, данные им Богом. Эти обязательства даны нам нашим Творцом и описаны в первых главах книги Бытия. Именно к этому источнику нам следует обратить свой взор. «Начало» нам даёт понять замысел Бога и Его требования к каждому из нас, и к мужчине в частности, иначе мы будем жить только в догадках – каким же образом должна формироваться семья и на каких фундаментальных условиях она должна существовать. Ни государственные институты, ни сам человек, не знает лучшего подхода к тому, что мы называем «семья», лучше нас всех знает только Бог. Уход от Библейских принципов и породило такое большое количество взглядов на семейную жизнь.

Дело в том, что если брать отношения между мужем и женой, то сейчас в обществе сформировалось несколько типов отношений:

;; Равное отношение между мужем и женой. В таких семьях общее имущество, дружеское взаимопонимание. При озвучивании определённого решения, кто-то из двоих берёт на себя инициативу и говорит: «мы подумали и мы решили».

;; Следующий тип отношений очень похож на предыдущий. В этом типе, муж и жена так же совместно советуются в различных вопросах семейной жизни, но при возглашении вердикта, выступает вперёд муж, который говорит: «мы подумали и я решил».

;; Мужчина своей властью и авторитетом подчинил себе волю женщины.

;; Мужчина может находиться полностью или частично во власти женщины. В наше время женщина может занимать более высокое социальное положение в обществе и в связи с этим, быть более обеспеченной, что позволяет ей диктовать свои правила отношений.

Очень часто мужчина и женщина живут практически каждый своей жизнью хотя и имеют общее имущество. При внешнем благополучии, они стремятся к индивидуальной независимости. Материальное богатство, как им кажется, подчёркивает эту свободу. Перед людьми, они как бы считаются мужем и женой, но не имеют эмоциональной и физической близости. Они могут так сильно быть поглощены своей работой или карьерой, что им не хватает времени на «сентиментальности». Даже воспитание детей они доверяют посторонним людям, нанимая воспитателей, нянь, учителей. Эмоциональная и физическая близость в таких семьях происходит редко, как говорится «от случая к случаю». Такие отношения возникают не только в богатых семьях, но и во многих других. Меняются не отношения, а всего лишь декорация. Например, бывает, что мужчина и женщина живут совместно только для воспитания детей. У них нет общих тем для разговора, они практически чужие, но вынуждены, как они считают, жить под одной крышей из-за детей. Другой случай, это когда людям просто некуда идти. Их финансовое положение не позволяет купить ещё одну квартиру или какое-то другое жильё, чтобы жить отдельно.

Какими бы не были эти отношения, но у мужчины есть та ответственность, которая лежит именно на нём, как на муже. Ни государство, со своими законами, ни обстоятельства не могут уменьшить перед Богом, ту ответственность, что несёт муж перед своей семьёй. Это значит, что у мужчины есть определённые обязательства перед женой, которые он должен выполнить. Функция и ответственность этих обязательств зависит в свою очередь от того, в какой семье рос мужчина, зависит от его личного определения семьи и от того, какие у него отношения с Богом. Мнение мужчины в том, кого он считает инициатором семьи, во многом определяет его будущие решения. Считает ли он, что автором формирования семьи Бога или же это намерение исходит от самого человека, а может от нации или государства – будет исходной точкой того, чьё мнение будет для него более важно. На формирование семейных ценностей и на формирование отношений между мужем и женой могут так же влиять огромное количество людей и обстоятельств. Поэтому, семейные отношения многогранны. Они охватывают практически все сферы жизни взрослого человека: духовные, душевные, физические, социальные, культурные, религиозные, личные, безличные. Какие же взаимоотношения ближе к библейским требованиям, будут рассмотрены нами далее.

Чтобы понять в этих отношениях роль мужчины, нам лучше всего вернуться к истоку возникновения человека и к первой семье. Об этом нам открывает пророк Моисей в книге Бытие. Кстати, другое название этой книги – «Начало». Именно «начало» нам может многое объяснить и в дальнейшем поможет понять многие стихи из Библии. Поэтому, давайте обратим наше внимание на следующие стихи Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:27-28)[1]. Уже из этих стихов нам многое может быть ясно:

Во-первых, человек создан по образу и подобию Бога. Это значит, что мужчина и женщина являют друг другу образ Бога и их отношения во многом показывают, какое же на самом деле у них отношение к Творцу. Другой перевод «образ» — это тень. Тень повторяет все движения того, кому она принадлежит. Если Бог – есть любовь, то христиане призваны дарить любовь друг другу. Любовь подразумевает в себе источник и объект любви. Поэтому слова «по образу и подобию» — говорит о том, что муж призван показать жене ту любовь и заботу, что Бог излил на каждого из нас.

Кроме того, выражение «созданы по образу Своему» говорит о том, что Бог вложил в первых людей Свою божественную мудрость. И на родителях лежит ответственность, чтобы они передали эту мудрость своим детям. В Библии есть следующие строки: «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф» (Быт.5:3) [1]. Как видим, Адам родил Сифа уже по образу своему. Если брать физиологически, то мужчина вообще не может родить. Поэтому рождение от мужчины – это не что иное, как формирование новой личности, через передачу определенного учения, истории, культурных, религиозных, моральных и нравственных ценностей. Женщина вынашивает ребёнка, но воспитание лежит в основном на мужчине – это его обязанность перед детьми и их матерью.

Во-вторых, Бог благословляет интимные отношения мужчины и женщины. Он говорит: «плодитесь и размножайтесь». Этого нельзя сделать, если между мужем и женой нет сексуальных отношений. Бог благословляет интимную близость семейной пары: одного мужчины и одной женщины. Уже в этом, Бог учит мужчину быть верным в этих отношениях и соответственно считать вот эту сексуальная связь между мужем и женой – священной. Через эту связь рождаются дети. Библия говорит, что Бог создаёт детей в утробе матери. Бог не стал бы прикасаться к чему-то нечистому. Поэтому факт того, что Бог участвует в формировании человеческого тела после интимной близости, это говорит о том, что брак в глазах Бога – священен. Именно поэтому Бог бережёт эти отношения и говорит в своей седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй».

В-третьих, Бог создаёт человека, чтобы тот возделывал и хранил землю. Этим человеком был Адам. В книге Бытия во 2 главе можно прочитать: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15) [1]. Эти стихи говорят о следующем: Бог делегирует власть Адаму, чтобы тот возделывал землю и хранил созданное Богом творение. Женщина – часть творения. Следовательно, обязанность мужа – это заботиться и хранить свою семью: жену, детей и стареющих родителей.

Интересный момент. На тот момент, когда Бог говорил предыдущие стихи, женщины ещё не было. Но она уже была в планах Бога, поскольку Он говорит: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18) [1]. До этого момента в творении Бога было всё хорошо, Он Сам неоднократно об этом говорил. Но когда Бог вновь посмотрел на Адама, то Он понял, что мужчине нужна помощница «соответственно ему».

Слово «помощница» нас может натолкнуть на следующие два размышления, которые различны по своему смысловому значению:

;; Женщина по замыслу Творца, должна находиться на втором, после Адама месте. Она дана Адаму в помощницы, как подмастерье помогает мастеру

;; Слово «помощница» говорит о возвышенном статусе женщины. Например, учитель может помогать ученику в решении задачи. В этом смысле «помощница», понимается некоторыми женщинами, как советница последней инстанции.

Но если обратить внимание, на словосочетание «соответственного ему», которое стоит рядом со словом «помощница», то становится ясно, что первоначально женщина была создана равной мужчине. Но что же тогда означает слово «помощница»? Смысл этого слова нам открывают следующие стихи книги «Бытия»: Бог создал животных и птиц и приводит их к Адаму, чтобы тот дал им имена. Он даёт им имена и по-видимому устаёт, потому что не было ещё помощницы соответствующей ему (Быт.2:19-20). По мнению автора данной работы, Бог подошёл к Адаму и спросил его: «Трудно тебе было давать всему живому имена и запомнить их»? Адам ответил: «Да, Господь! У меня даже был период, когда я не знал какое имя дать слону, он такой большой и смешной!».

— А хочешь я тебе создам помощницу, она будет женщиной и поможет тебе, когда ты окажешься в такой ситуации!

— Да, Господь, — ответил Адам, — я буду только рад ей.

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт.2:21-23) [1]. Из данных стихов становится понятно, в каком статусе находятся муж и жена по отношению друг к другу. Женщина находится в равном положении по отношению к мужчине. Она в равной степени может принимать решения, но вся ответственность лежит на плечах мужчины. Муж должен и обязан советоваться с женой, но как бы она не подсказывала ему, он не может потом обвинить её в неправильном совете. Решение принимает муж – это его обязанность перед женой и об этом нам говорит Библия.

Следующие стихи так же, как и предыдущие открывают нам важный принцип в отношениях между мужем и женой. В 24-25 стихах, 2 главы Бытия написано: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт.2:24-25) [1].

У Адама с Евой не было земных родителей. Тем не менее, Бог говорит, что оставит человек отца своего и мать свою. Говоря эти слова, Бог уже знал, что у потомков первых людей будут дети, и со временем, Адам и Ева, будут матерью и отцом. Любая полная семья, где есть муж и жена, призваны к тому, чтобы у них были дети. Ранее об этом уже было написано. Но нюанс заключается в том, что задача мужа отлепиться от семьи, где он вырос и прилепиться к своей жене, образовав новую семью.

Читать статью  Об интимных отношениях в православной семье

Жена была сотворена из ребра Адама, она была взята из его части. И по логике вещей, это жена должна была вновь прилепиться к своему мужу, но Бог говорит, что это муж должен прилепиться к своей жене, так, чтобы они были одним целым. Этот факт так же говорит нам о следующем. Муж, как будущий глава семьи, оставляет своих родителей (впрочем, как и жена), но муж в следующем своём действии идёт и берёт к себе в жёны невесту, но не смотря на такую активность, это он прилепляется к жене, а не она к нему. В этом должна быть его воля, его решение и его ответственность. По всей вероятности, именно с тех пор пошёл обычай, когда инициатива брака пошла от мужской части населения. Если провести аналогию с церковью, как с невестой, то станет ясно, почему Бог нас избрал. Ответ прост, Он нас любит и Он хочет, чтобы мы были едины с ним, мы не смогли бы познать Бога, если бы Он этого не захотел.

Фраза о том, что они оба были наги и не стыдились, учит нас о том, чтобы муж и жена не скрывали ничего друг от друга. В каждом из нас, могут быть какие – то изъяны или что-то такое, что нам может быть не по вкусу: в физиологии, характере, в поступках. Но Бог учит нас и особенно мужчину, чтобы муж не смотрел на эти недостатки, но чтобы он смотрел на красоту своей жены. Любовь не ищет недостатков, она всё покрывает (1Кор 13).

Если подвести итог первым главам Бытия в вопросе образования мужа и жены и в формировании их отношений, то можно сделать следующие выводы:

;; Брак создан Богом и Им благословлён

;; Мужчина и женщина равны, они призваны быть одним целым и любить друг друга

;; Общая ответственность, воспитание детей, обеспечение и охрана лежит на мужчине. Поэтому они совместно принимают решения, но при этом, если решение было не верным, муж не может сказать, что виновата жена. Об этом будет сказано чуть позже. В виду этого, муж должен сказать, что это он так решил, если вдруг что-то пошло не так от его решения

;; Жена призвана помогать и поддерживать своего мужа, а не быть контролирующим органом. Женщина не может требовать, чтобы мужчина руководил, потому что это противоречит самому понятию «руководство». Желание руководить должно идти у мужа изнутри, оно должно идти от Духа Святого и Библии.

Несоблюдение этих важных принципов привело к грехопадению Например, Адам позволил разговаривать змею с Евой, хотя он должен был оберегать её. По всей вероятности, Бог уже предупреждал Адама об опасности, но Адам не послушался. Змей обольстил Еву, она даже не посоветовалась со своим мужем в вопросе – есть ли ей плод с дерева познания добра и зла. Как следствие, Адам и Ева стали скрываться от Божьего присутствия. Это взаимосвязь с Богом стала рваться по причине не желания и стыда Адама и Евы.

С грехопадением были искажены и другие Божьи требования. Например, на Божий вопрос: «не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт.3:11) [1], — Адам обвинил Бога, что именно Он дал ему жену, которая подтолкнула его к опрометчивому поступку (Быт.3:12), вместо того, чтобы попросить прощения и по достоинству взять на себя ответственность за всё то, что произошло в Эдемском саду.
Отсутствие раскаивания, привело к тому, что сейчас мы зарабатываем на жизнь в поте лица.

Приговор так же прозвучал и по отношению к женщине: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16) [1].

Рождение детей, которое должно было приносить только радость, будет происходить в боли и скорби.

«…и к мужу твоему влечение твое» привело к тому, что женщина стала стремиться к своему мужу — это противоположное тому, что было ранее сказано: муж должен прилепляться к жене. Влечение к мужу, поставило жену в определённую зависимость от мужа. В результате чего, были времена, когда женщину не считали за полноправного члена общества. Жена считалась частью собственности мужа, и многие жёны соглашались с таким положением, поскольку у них было «влечение» к мужу. В противовес такому положение в восемнадцатом веке возникает феминистское движение за права женщин. В наше время это движение привело к тому, что женщины выходят на лидирующие позиции и даже в семьях, многие жёны перестают советоваться со своими мужьями, считая их за слабаков, безхребетных. Конечно же, всё это перекосы и это не входило в замысел Божий.

Даже произнесённое проклятие из уст Бога, не входило в Его планы. Бог озвучил то, что люди получат в результате их не желания общаться с Ним, а не из-за того, что в Нём есть какое-то зло. Любой человек, отвергающий мудрость, обретёт глупость, нежелающий жить в любви, построит свою жизнь в ссорах, обвинениях, конфликтах. Поэтому в конце этого проклятия Бог говорит, что муж будет главенствовать над женою. Но эти слова – не первоначальный Божий план и на страницах данной работы нами ещё будет разобрано главенство, которое сказано в первом послании к Коринфянам в 11 главе, 3 стих: «жене глава – муж» [1].

Что касается нашего времени, то многие люди утратили гармонию отношений Эдемского сада и живут под проклятием: мужья не берут ответственности за свои семьи полностью или частично. Некоторые считают, что их обязанность только в финансовом обеспечении и при этом мало участвуют в воспитании детей; во многих семьях ссоры и измены.

Но приняв Христа, мы стали «новым творением» (2Кор.5:17), а это значит, что Бог хочет, чтобы мы вернулись к тем истокам, что были до грехопадения. Поэтому, в дальнейшей нашей работе, разбирая Библейские стихи, мы будем отталкиваться на обязанности мужа перед женой от тех стихов, что были написаны в первых главах Бытия.

3. ЗАВЕТ ИЛИ ДОГОВОР

Мы знаем, что Бог един и Он в трёх Личностях. Поэтому написано: «создадим», то есть в создании человека участвовал Отец, Сын и Святой Дух. Когда Бог сказал, что мужчина и женщина будут одной плотью, то это значит, что в замысле Бога, было единство, которое Он хотел видеть между мужем и женой. Это единство должно быть такое же, как между этими тремя Личностями. Как бы не любили друг друга муж и жена, единство в браке можно достичь только с помощь Бога и только в Нём. Библия говорит о нитке скрученной втрое (Еккл.4:12). Семья должна иметь «Одно тело и один дух», она призвана к одной надежде звания, которое открывает, что «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4:4,5). Именно поэтому Бог уделяет такое большое значение семьи. Наша семья, помогает нам понять единство Бога, раскрывает нам отношения между Христом и Церковью, поскольку Христос – это жених, а Церковь – это Невеста. Семейные отношения учат нас так же служить друг другу, как Иисус Христос служил людям. Никогда не будет единства, если каждый член семьи будет ставить свои интересы выше других. «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10:9) [1].

Брак Нового Завета и Ветхого отличаются друг от друга. Брак Нового Завета ставит свой акцент на святости и единстве, открывая нам природу Бога. Во времена Ветхого Завета, семья существовала, прежде всего, для продолжения рода. Мужчина мог позволить себе содержать гарем и наложниц, которые рожали ему детей. Но в Новом Завете Бог семейные отношения поднимает совершенно на новый уровень. Бог говорит, что жена – слава мужа (1Кор.11:7).

Завет – это когда каждый член семьи жертвует своими правами и берёт на себя ответственность.

Мир без Бога, искажает этот завет, он предлагает контракт. Контракт – это когда каждый защищает свои права, но при этом ограничивает свою ответственность. Дьявол ничего нового придумать не может. Он может лишь дать искажённое понятие истины. А истина говорит о том, что в браке Бог учит нас любить.

Каждый человек индивидуален, у каждого из нас свой неповторимый характер и темперамент. Тем более отличаются между собой мужчина и женщина. Мужчина рационален, твёрд в своих решениях, мужественен, волевой; женщина же, более интуитивна, женственна, чувствительна, эмоциональна. Не смотря на то, что женщина и мужчина, такие разные, Бог всё равно соединяет нас, чтобы научить нас единству в любви. Как сказал один человек: «Брак создан не для того, чтобы нас сделать счастливыми, он создан для нашего освящения. В браке мы меняемся, удаляя из нашей жизни личный эгоизм. В браке мы служим друг другу. В таком случае, брак приносит нам удовлетворение, иначе, в своём эгоизме мы делаем несчастными как минимум два человека».

Христианство – это не просто обязанность, которую мы выполняем воскресным утром; быть христианином – значит придерживаться определённого образа жизни и это наше благочестивое поведение – следствие нашей веры в жертву Иисуса Христа. «Образ жизни включает в себя всю совокупность привычек и взглядов, мыслей и действий; это – стиль жизни и способ жизни». [8]

Каждый брачный союз важен для Бога, так важен, как будто лишь он один и существует на этой Земле.

«Жертва, на которой основывается завет христианского брака, — это смерть Иисуса Христа за нас. Он является той жертвой, через которую, верой, мужчина и женщина могут вступить в брачные взаимоотношения таким образом, как Сам Бог предопределил тому быть. Так же, как Господь и Авраам прошли между частями убитых животных, так и в браке мужчина и женщина проходят через смерть Иисуса Христа за них в совершенно новую жизнь и совершенно новые взаимоотношения, которые были бы невозможны без смерти Иисуса Христа. Завет христианского брака заключается у подножия Креста» [9].

Жертва Иисуса Христа даёт нам по новому взглянуть на наших близких. За каждую жену, как и за каждого мужа, Христос отдал Свою жизнь. И мужья отдадут отчёт, как они оберегали жён, которые были выкуплены такой дорогой ценой. Всё что имеют люди – всё принадлежит Христу. Если наши жизни принадлежат Христу, то могут ли жена и муж делить имущество? Конечно нет.

«Все, чем владеет муж, — принадлежит жене. И все, что имеет жена, — принадлежит мужу. Ничто не скрывается и не удерживается. Это полное соединение, а не партнерство» [9].

Как Христос говорил, что Он в Отце и Отец в Нём (Ин.14:10), так и христиане прибывают в Нём. Жена, принявшая Христа, как и муж, спасённый, через веру в Спасителя, прибывают во Христе Иисусе. Таким образом, они и живут в единении друг с другом. Союз христианского брака освящён кровью Иисуса Христа. Ни один мирской контракт не опечатан жизнью и кровью нашего Бога.

Завет между мужем и женой, перед лицом Бога, благословляет их будущих детей. Дети освящаются, через родителей. Но чтобы таким образом муж и жена могли освятить детей, они сами всецело должны быть отделены от греха для служения Богу. Союз между мужем и женой, одобренный Богом, служит дальнейшим благословением для будущих поколений.

Для контракта нужно 2 стороны. Для завета, достаточно одной стороны.

4.; ОБЯЗАННОСТИ МУЖА

Каковы же обязанности у мужа по отношению к жене? В этой главе нами будет рассмотрен этот вопрос более подробно. Прежде всего, обратим наше внимание, что мужья призваны любить своих жен так, как Христос возлюбил свою Церковь (Еф.5:25). Это значит, что любовь мужа к жене должна быть такой силы, что он готов отдать свою жизнь за неё, как и Христос отдал свою жизнь за Церковь.

В отношениях между мужем и женой, на первом месте всегда Бог и уже после Бога, жена – первая для мужа, а муж – первый для жены. Они отказываются от своего первенства для Бога и для служения друг другу. Это правило касается не только отношений, но и собственности. В христианской семье есть только общее. Бог дал нам образец заботы и любви.

Любовь мужа к своей жене, показывает окружающим людям, насколько сильно мужчина уважает и любит самого себя. Мужчине трудно, а точнее невозможно добиться уважения и почтения в обществе, если он не любит своей жены. Сейчас «мир» мало обращает внимания, как муж относится к своей жене, считая, что отношения мужа к жене – это их личное дело, но при выборе епископа и дьякона, апостол Павел акцентирует внимание Тимофея именно на том моменте, как муж относится к своей жене. Тот, кто заботится о своей кровной семье, тот будет внимательно и с любовью пасти семью духовную. Это возможно по той причине, что по настоящему, мы можем быть едины только во Христе Иисусе.

Человек не совершенен. У каждого из нас есть изъяны. Наше совершенство мы увидим в Царствии Небесном, когда у нас будут «новые тела» и отточенный божий характер. Поэтому наша любовь друг к другу, а особенно любовь мужа к жене: «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. » (1Кор.13:4-8)[1].

Последние слова, которые мы читаем: «Любовь никогда не перестает», это значит, что любовь Христова никогда не прекратится по отношению к нам; не смотря на то, что христианин может семь раз упасть. Каждый раз, когда кто-то из нас спотыкается и падает, Христос покрывает нас Своей милостью и любовью, и вновь поднимает нас. Бог верит в каждого из нас. Так и мужья, если любят своих жён, то они должны понимать, что любовь никогда не перестаёт. Многие мужья жалуются, что у них прошла любовь, что они разлюбили, но тогда возникает вопрос: «а была ли любовь, если она прошла?». Влечение и любовь разные по своей сути. Влечение временно, оно связано с чувствами, эротической страстью; Любовь же постоянна – это решение, это – отдача. Библия говорит, что нет той большей любви, если кто положит душу за другого (Ин.15:13). Поэтому, любящий муж должен забыть такое слово, как «развод».

Библия говорит, что Моисей разрешил писать разводное письмо по жестокосердию. В Новом Завете говорится, что развод разрешён по вине прелюбодеяния (Матф.5:32). Автор данной работы считает, что даже эта вина не даёт права разводиться, если муж любит свою жену. Бог прощает всякий грех, кроме хулы на Духа Святого. Если Бог прощает, то это в силах сделать и муж, если в нём прибывает Христос. Кроме того, у нас есть пример Осии, который любил свою жену, не смотря на то, что она изменяла ему.

Любящий муж, хранит брак от развода.

Причиной развода часто бывают банальные бытовые обязанности. Члены семьи делят порой обязанности на мужские и женские. Во многих семьях считается, что мужчина должен зарабатывать, а за уютом в доме, должна следить женщина. Ничего плохого в этом нет, если на такие условия согласны оба и муж действительно зарабатывает достаточно, чтобы безбедно содержать свою семью, в то время, когда его жена считается домохозяйкой и соответственно следит за порядком в доме. Но не всегда так бывает. Бывает так, что жена работает также, как и муж — восьмичасовой рабочий день. Не смотря на одинаковые усилия в затрате сил на полезном для обществе труде, обязанности по дому, всё также для неё остаются в силе и муж настаивает, чтобы жена сама готовила, стирала, делала уборку. Но если муж действительно любит, он с радостью разделит эти домашние обязательства с женой, если не возьмёт большую их часть на себя: купит продукты, совместно приготовят пищу, помоет посуду.

От мужчины зависит, какой будет порядок в доме. Муж не может обвинять свою жену в том, что в доме нет порядка. В его силах мудро руководить семьёй, оберегать и защищать. Этот вопрос уже был рассмотрен, когда Адам обвинил Бога, за то, что у него есть Ева, которая уговорила его съесть запретный плод.

Муж не может обвинять кого-то, он глава семьи, «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф.5:23) [1].

Обычно этот стих трактуют в том смысле, что муж имеет большую власть, чем жена. Но первая семья, как было выявлено нами ранее, имели равные отношения. То, что жена в следствии проклятия оказалась в подчинении мужа не означает, что она стала менее ценна в глазах Бога. Во Христе, нет ни мужского пола, ни женского, все христиане – части тела Христова (Гал.3:28).

В следствии чего, главенство мужа – это напоминание о том, что на мужских плечах лежит руководство домом. Помимо этого, Иисус говорил, что если кто хочет быть первым, тот да будет слугою (Мтф.20:27; Мк.9:35). Иисус Был нам примером этого. Он оставил славу небес, чтобы прийти на землю и служить страждущим, немощным, служить людям. Поэтому главенство мужа – это не только власть, не только ответственность, но это готовность служить жене.

Читать статью  Как почистить ананас

Как Христос – первосвященник народа своего, так и муж – священник в доме своём. Муж обязан следить за духовной атмосферой своей семьи, он – пастор, который кормит членов семьи, как духовной, так и физической пищей.

Христиане имеют Небесного Отца. Отец земной, в свою очередь показывает своим детям любовь Бога.

В свете этих стихов, Библия рекомендует жёнам быть послушными мужьям и бояться их (Еф.5:22;33).

Покорность – это ценность в глазах Бога. Покорность – это внутренняя красота, выраженная во внешнем послушании. В покорности нет духа бунта, но есть доверие. В обязанность жены входит поддерживать мужа в его служении семье. Тем не менее, нам следует отметить, что покорность не является:

• Постоянным согласием тому, что говорит муж, потому что муж – не Христос, а значит не всегда прав

• Покорность не обязывает отказываться от здравого смысла и проявление волевых качеств после бракосочетания

• Покорность не приводит к отказу от усилий

• Покорность не ставит волю мужа выше воли Христа

• Покорность не ограничивает в источнике получения духовных сил

• Покорность не предполагает, что жена будет действовать из чувства страха.

Немного слов об этом чувстве. Страх, о котором говорится в 33 стихе отличается от того страха, что испытывают люди, когда они одни, без Бога. Божий страх – начало мудрости. Разве будет жена бояться животным страхом своего мужа, если он заботится о ней, как о собственном теле (Пс.30:20)? Конечно же нет.

Это извращённый ум может толковать страх жены перед мужем, как страх, который чувствует кролик перед волком. Именно такой страх не должен быть причиной послушания жены перед мужем.

Муж, который сеет любовь и заботу в жизнь своей жёны, пожнёт почтение. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7) [1]. Любая женщина нуждается в общении, комплиментах, внимании. И не смотря на то, что мужчина более молчалив, в его обязанность входит общение с женой.

Общение в семьях – проблема нынешнего времени. Приходится много работать, мужья приходят домой усталыми. Понятно, что порой мужья не хотят рассказывать своим жёнам того, что у них происходит на работе, особенно если работа связана с одними и теми же действиями (работа за конвейером, водители, монтажники) или же она связана с опасностью (милиция, военные, пожарники, медики). Факт монотонной работы, стресс, они считают причиной, которые их оправдывают в том, что они не хотят разговаривать со своими женами. Но это не повод для того, чтобы мужья не общались со своими жёнами. Очень хороший повод общения – это разбор Божьего слова и совместная молитва, которая помогает решить эти и многие другие проблемы. У нас есть совместная возможность, рассмотреть любую жизненную ситуацию в свете Писания. Но чтобы это осуществить, мужья и жёны должны вместе читать и обсуждать Библию. Дети – настоящие или будущие, — это ещё одна тема для богатого обсуждения. Любящие друг друга люди всегда найдут тему для разговора.

«Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол.3:19) [1]. Другой перевод слова «суровы», означает так же: не быть резким в разговоре, не огорчать и не ожесточать. Именно отсутствие любви становится причиной раздражения, ожесточения и ссор. Хорошее лекарство от всего этого – любовь, выраженная в общении.

Общение не может быть, если мужья не могут выслушать. А именно жёны, так любят поговорить и рассказать о всём том, что у них произошло за целый день. Мужья показывают мудрость, данную им от Бога, выслушивая своих жён и давая им ответ. «Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (Притч.18:14) [1]. «Любовь не ищет своего, но пользы другого» (1Кор.10:24) [1].

Любящая жена, не смотря на то, что сама работала целый день, часто встречает своего мужа ещё на пороге дома, предлагает ему ужин. Часто подобные действия со стороны жён, ответ на любовь своих мужей. Таким образом, они показывают своё почтение.

«Добродетельная жена для мужа – выше жемчугов» (Притч.31:10) [1].

Но как бы гладко не хотелось нам прожить жизнь, в каждой семье бывают разногласия и ссоры. Чтобы преодолеть их, Бог нам рекомендует прощать. Иисуса Христа однажды спросили, сколько раз прощать на день. Иисус ответил «до седмижды семидесяти раз» (Мтф.18:22), то есть 490 раз. Конечно же, это большое число для оскорблений. Но Иисус говорит: «прощайте». Муж, как глава семьи, должен быть примером. Бог нас учит, чтобы христиане учились применять наставления в своей жизни. Есть мнение, что обучение – есть дисциплина, а дисциплины нет без практического применения знания. Поэтому мужья, как более сильные, показывают пример подражания своим близким в любви и в прощении.

«…но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32) [1].

Прощению мешает гордость. В гордости, человек ставит своё «я» на первое место. В гордости – мне и моё. Гордость разрушает взаимоотношения, разрушает брак (Прит.16:18). Поэтому так важно взять за правило семейным парам, что между мужем и женой есть только «наше».

Помимо отношений, внимания, подарков, помощи и заботы, мужья обязаны заботиться материально о своих жёнах и детях. Библия говорит, что если кто не заботится о своих семейных, тот хуже неверных (1Тим.5:8). Апостол Павел пишет, что такой человек отрёкся от веры, поскольку даже неверные заботятся о своих семьях. В Царствие Небесное, христианин не может взять то, что ест моль и ржавчина, а значит материальный мир – не самое главное в деле спасения. Христиане спасаются, через веру, но вера без дел – мертва, как и тело без духа. Материальная забота, таким образом, открывает жёнам любящее сердце их мужей. Еще не было человека, который ненавидел бы свою плоть. Наоборот, он питает ее и лелеет, как Христос – Церковь. Каждый христианин делает то, что делает Христос, потому что мы — части Его тела. (Еф.5:28-30). Поэтому мужья ответственны за то, чтобы в семье было что есть, что пить, во что одеваться. Мужчина, назвал себя мужем, дал обещание, что он будет восполнять все нужды свой семьи, а он в свою очередь, берёт эти силы у Бога.

Силы не приходят так, между прочим. Они даются нам, когда мы соглашаемся на служение семье, церкви, стране.

Таким образом, муж защищает свою семью, он стоит в первых рядах перед проблемами и трудностями, он ходатай Нового завета и Бог даёт ему силу на это, благословляя Своим благословлением.

«Когда замужняя женщина поистине защищена — защищена эмоционально, защищена экономически, защищена социально — в большинстве случаев это является достаточным основанием того, что ее взаимоотношения с мужем будут хорошими, и что он исполняет свои обязательства по отношению к ней. Но если замужняя женщина является объектом частой или постоянной незащищенности, почти всегда можно усмотреть одну из двух причин: или же муж не выполняет свои обязанности по отношению к ней, или же между ними стоит что-то такое, что препятствует пользоваться жене тем, что ей дает ее муж. Что же, главным образом, на практике должен делать муж, чтобы исполнить свои обязанности по отношению к своей жене? Я бы предложил выразить это двумя словами: защищать и обеспечивать» [9].

Первая семья зафиксированная в Библии — это семья Адама и Евы. Бог был автором этой семьи, Он создал первого мужчину и первую женщину, Он привёл Еву к Адаму, как обычно делает отец, выдавая замуж свою дочь. И эта первая семья, по замыслу Творца должна была быть примером для всех будущих поколений. Ева и Адам были в общении друг с другом и в общении с Богом. Несмотря на то, что они оба были одинаково дороги для Творца, Ева была так же «за» мужем, в том смысле, что она была за Адамом, в обязанность которого входило оберегать и защищать её. Это никак не унижало её, но подчеркивало её женственность и в тоже самое время давало определённый статус мужчине — любящего защитника, который трудился во Славу Божью.

В связи с повелением Божьим, Адам отвечал за жизнь и обеспечение Евы. Такое положение первого мужчины, вполне естественно ставило Еву в положении помощницы, никак не унижая её.

Бог, как Автор семьи, сделал всё необходимое, чтобы первые люди жили счастливо. Но желание Адамы и Евы, которое не соответствовало желанию Бога, перечеркнуло всё, в результате чего, первая семья попала под проклятие.

В жизнь людей вошло такое понятие, как развод, жестокосердие, унижение, измена, блуд, прелюбодеяние, безотцовщина, равнодушие… Отношения во многих семьях были разбиты, ответственность забыта.

Бог, за которым последнее слово, заплатил за проклятие своей дорогой кровью и предложил каждому человеку стать новым творением, стать частью Иисуса Христа, стать членом Его Божественной семьи. Он восстановил утерянные отношения не только людей с Ним, но и отношения между мужем и женой.

Могут ли дела повлиять на спасение? Нет. Мы спасаемся только верой в искупительную и заместительную жертву Иисуса Христа. Христос заплатил за нас сполна. Приняв Его спасение и пригласив Христа в свою жизнь, мы стали храмом для Него. Он живёт в нас, пробуждая наш дух. Мы становимся другими. Как тело мертво без духа, так и вера мертва без дел. Дела не спасают, но они показывают нашу веру. Обязанности мужа, добровольно выполненные им, открывают миру, каким видит Христос отношения между мужем и женой.

Будучи равным жене, муж берёт духовную ответственность перед своей семьёй, он становится священником, который следит за взаимоотношениями членов семьи с Богом, жена, будучи помощницей, поддерживает его и помогает ему. Муж, как глава семьи показывает пример духовной жизни: он читает Библию, объясняет прочитанное, молится, постится, учит, привносит Божью мудрость в жизнь. Он так же заботится и в повседневной жизни.

В обязанность мужа Бог возложил материальную заботу о своей жене. Помимо этого, муж обязан поддерживать жену физически. эмоционально, оказывая жене знаки внимания. Секс для них – возможность показать свою любовь и иметь детей. Он освящён Богом, а поэтому всякий сексуальный интерес одной из сторон к третьим лица, вплоть до взгляда с вожделением, строго осуждается Им.

Муж — отец семьи, как Христос — глава мужу. Жена, как часть мужа, всегда рядом с ним, помогает ему в воспитании детей. Вполне естественно, что от такого взаимодействия между ними возникает единство во всём. Такое единство хочет видеть Христос, когда сказал, что муж и жена — одна плоть.

В этом единстве муж и жена дополняют друг друга и служат друг другу.

Приняв Христа, каждый муж может восстановить и укрепить свои семейные узы. У нас есть всё необходимое для этого: примеры, описанные в Библии и не только, мудрость, сила и любовь Христа.

1.; Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Канонические. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Украинское библейское общество. Киев 1997.

2.; Алексей Ледяев. Камень преткновения. Рига 2005, 165 с.

3.; Боб Яндиан. Одна плоть. Благая весть. «Пикорп». Минск-96, 254 с.

4.; Джон Пейсти. Чтобы семья была крепкой. «Смирна». Черкассы-2011, 234 с.

5.; Джоэл Остин. Твоя лучшая жизнь сегодня. «Светлая звезда». Киев 2007, 409 с.

6.; Крейг Хилл. Куда девалась собака? «Основания семьи». Украина, 272 с.

7.; Д-р Эд Уит / Глория Оукс Перкиинс. Любовь в браке. «Сим». Харьков-2012, 233 с.

8.; Священник Алексей Йонг. «Православный брак». Доступен из:
9.; Дерек Принс. «Завет». Доступен из: http://www.kingdomjc.com/Books/Prins22/03.htm

11.; Автор не известен. «ХРАНИЛИЩА и ВОСКРИЛИЯ ОДЕЖД». Доступен из: http://www.evangelie.ru/forum/t120916.html

Очень интересный разбор слова и темы.
Я думаю, что лучше было бы брать у Адама не ребро, а часть его мозга. Не было бы таких «непоняток» в отношениях мужчина-женщина, думали бы одной головой. А так мужчины теперь слегка дефектные, у них не хватает одного ребра?!
А с другой стороны — нельзя и мозг было бы трогать. Ведь это Адам первым не послушался Бога, расслабился и перестал интересоваться тем, что Ева долго отсутствует. Наверное, наелся райских яблочек и переваривал. И мозг отключил.
Однако, мужчины до сих пор обвиняют Еву и всех женщин в том, что они изгнаны из Рая. Как всегда, переводят стрелки на женщин. Только бы их не обвинили в несовершенстве. И Бог мог бы поровну разделить наказание — пусть женщины рожали бы девочек, а мальчиков — мужчины. Грешили оба когда-то. И в случае прелюбодеяния мужчина боялся бы забеременеть и принести жене ребенка «в подоле».
Богом не было задумано, чтобы женщины работали по 8 часов, а до революции и по 12-16 часов. Если хранительница очага так долго отсутствует дома, то очаг затухает.
Ой, всякие мысли у меня еще появлялись во время чтения, но разлетелись все от жары.
Спасибо за доставленное удовольствие. Ставлю «понравилось». пусть люди почитают.

Спасибо. передам свои чувства — улыбнуло). Наверное Бог создал нас разными, чтобы мы могли побороть свою гордость, а не для того, чтобы превозноситься. Но каждый выбирает свое. если бы мы были одинаковыми, то как бы мы могли показать терпение, уступчивость, требовательность, заботу и т.д? мы разные, потому что Бог хочет, чтобы мы менялись, познавая его понимали других.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Отношение мужа к жене в христианской семье

Современный мир стремительно меняется: исчезают устаревшие и появляются новые профессии, человек становится все более мобильным и вместе с тем значительную часть жизни проводит в виртуальном пространстве. Эти изменения неизбежно затрагивают и семью. Социальные роли мужчин и женщин смешиваются, в очень редкой семье сегодня сохраняется традиционный уклад. Идут ли эти метаморфозы на пользу? Справляются ли с их неизбежными следствиями современные пары? Как эти изменения согласуются с теми образцами христианского брака, которые даны нам в Евангелии и наследии святых отцов? Об этом мы поговорили с настоятелем храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона села Усть­Курдюм Саратовского района, духовником Саратовской епархии протоиереем Владимиром Пархоменко.

Учиться женской мудрости влияния

— Отец Владимир, судя по количеству комментариев под Вашими интервью о семейной жизни на епархиальном сайте, тема супружеских отношений — одна из самых обсуждаемых, вызывающих наибольший отклик читателей. В редакционной почте накопились вопросы, касающиеся распределения нагрузки в семье между мужчиной и женщиной и принципов, на которых в современных реалиях должен строиться брачный союз. Первый вопрос такой: «Традиционно муж — добытчик, жена — хранительница очага. Если работают оба и приносят равный достаток, дом и дети все равно остаются на женщине. Получается, что муж имеет право на отдых после работы, а жена — нет? Правильно ли просить мужа помыть посуду и полы, приготовить ужин, сделать уроки с детьми, если он сам не проявляет такого желания?».

— Нормальный брак предполагает взаимопомощь. Многие авторитетные священники, отвечая на подобные вопросы, подчеркивают, что муж должен жену беречь, а значит, брать на себя бытовую нагрузку. Как раньше в крестьянской среде было? Вся тяжелая работа была на мужчинах. Сегодня у сильного пола таких задач нет, а значит, мужчина должен подключаться к другим домашним делам.
Честно говоря, если возникает вопрос, правильно ли попросить мужа о помощи, это говорит о ненормальности семейных взаимоотношений между этими людьми в целом. Супругам нужно срочно садиться за стол переговоров и пытаться понять, что между ними происходит. В норме в семье должна царить любовь. Как муж может отказаться помочь жене, которую любит? Понятно, что мы все люди немощные, но основа все равно неизменна.

— Допустим, к Вам как священнику придет женщина с такой проблемой. Какую рекомендацию Вы ей дадите?

— Поговорить с мужем, объяснить, что без его помощи она не справляется. Нужно учиться женской мудрости влияния. Как, например, заставить мужа чистить ботинки? Начистить ему один ботинок. Он же не пойдет в одном начищенном, а в одном грязном — поневоле приведет в порядок и второй. Это анекдотический пример, но, увы, иногда женщинам приходится подключать все свое остроумие, чтобы добиться желаемой цели. Хотя кардинально такими приемами ситуацию не поправишь: если в отношениях царит непонимание, все гораздо более серьезно. Но главное тем не менее одно: чтобы муж и жена разговаривали друг с другом. Почему в семьях происходят скандалы? Претензий друг к другу много, но супруги молча копят обиды и неудовлетворенность, потом все это выплескивается и отношения вообще оказываются под угрозой развала. Если на стадии ухаживания юноша и девушка тянутся друг к другу, обсуждают духовные и мировоззренческие темы, то в браке это постепенно сходит на нет, быт начинает угнетать и в итоге все общение сводится к обсуждению хозяйственных вопросов. Душевность в общении пропадает. Внутренний мир самого дорогого, любимого человека оказывается для тебя закрытым. Это неправильно! Так многие живут, но потому так часто и угасают браки, потому так мало примеров настоящего супружества. Нужно обязательно супругу говорить о том, что наболело, что беспокоит, делиться своим видением того, что происходит в семье.

Читать статью  Основные проблемы молодых семей

Смиряться или действовать?

— Чаще всего женщину останавливает страх, что если она будет прояснять с мужчиной вопросы отношений, он сочтет это «выносом мозга», ответит агрессией или вообще уйдет.

— А это вопрос выбора и вопрос, на что женщина согласна. Отец Димитрий Смирнов, который возглавляет Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства, часто об этом в своих интервью говорит: «Если боитесь, живите в этом». Я с ним согласен. Спросите себя: «Меня устраивает такое положение вещей?». Если устраивает, нет проблем. Если хотите чего-то другого, надо перебарывать страх и действовать. Все Евангелие на этом построено. Господь предлагает нам следовать за Ним, но есть условие: взять свой крест. Тот, кто хочет быть со Христом, должен постоянно преодолевать свой страх, свою немощность, бороться со страстями — и тогда будет результат. Так и в семейных отношениях. Решиться на разговор бывает непросто, особенно если ситуация запущена и женщина не один год живет в подавленном и испуганном состоянии. Но нужно понимать: нормальный мужчина свою жену обязательно услышит и поймет. Если, конечно, она будет обращаться к нему по-человечески, а не со сплошными претензиями и критикой. Надо учиться правильному общению, читать литературу по семейной психологии, выбирать подходящее время для разговора. В любом случае действует простое правило: если проблему не решать, она не решится.

— А если просто смириться? Смирение же христианская добродетель?

— Знаете, такое складывается ощущение, что есть только два пути: обострять ситуацию или смиряться. Но есть же третий путь — конструктивного диалога. О чем говорит пословица «Муж — голова, жена — шея»? О том, что женщина имеет в отношении мужчины некую силу, способную его перенаправлять. И если она руководствуется при этом в своем поведении не эгоизмом, а интересами семьи, то эта сила обращается во благо. В прямом столкновении женщина мужчину не одолеет — он от природы сильнее. Ее преимущество в мудрости, нежности, ласке. Вообще, уважительное и ласковое общение — это норма в семейной жизни.

— Вы знаете, многие женщины-христианки как норму воспринимают оскорбления и унижения, считая, что семейная жизнь — это крест и надо его нести, то есть терпеть и смиряться, что бы муж ни вытворял. Они полагают, что такая модель взаимоотношений прописана в Священном Писании.

— Такое представление о семейной жизни — утрированное, примитивное, имеющее в корне неверное понимание взаимоотношений в христианском браке. В Священном Писании говорится об иерархичности брака, о том, что муж — глава семьи. Но это совершенно не означает, что глава может быть деспотом, от которого плачут его близкие.

— А в чем главенство мужа должно заключаться?

— Он принимает окончательное решение в сложных ситуациях и отвечает за его последствия. Это не значит, что жена в решении не участвует: муж может согласиться с ее мнением, если найдет его разумным. Но его слово должно быть главным. В этой иерархии есть священный смысл. Полнота ответственности за брак лежит на муже. Это то, что современные мужчины и женщины часто отрицают, но это фундаментальный духовный закон, который нельзя недооценивать. Когда статус мужчины как главы семьи признается всеми ее членами, включая правильное понимание этого им самим, в нем просыпается созидательное начало, он начинает заботиться и о материальном, и о духовном благе своих близких. То есть не женщина, выбиваясь из сил, утром собирает детей и тащит в храм, а муж ведет свою семью в церковь как ее духовный лидер.

На стороне друг друга

— В вопросах, которые мы разбираем, все время предполагается некий антагонизм между мужчиной и женщиной. Мы словно ставим их мысленно по разные стороны баррикад, в некую враждебную по отношению друг к другу позицию. И в этом ощущается что-то неправильное…

— Конечно, это в корне неверно. Семейные отношения — это не отношения тирана и народа, это отношения Христа и Церкви. Апостол Павел говорит, что муж должен так любить свою жену, как Хрис­тос возлюбил Церковь. А жена должна любить мужа так, как Церковь любит Христа (см.: Еф. 5, 24–25). Христос за Церковь Свою жизнь отдал, а Церковь Ему повинуется из любви и благодарности.

— А почему в семьях такие отношения не получается построить? Потому что любить не умеем?

— В основе всех проблем в браке лежит простое и понятное явление — грех. Мы вместо любви проявляем свои страсти. И потом сами от этого страдаем, и наши «вторые половины» страдают тоже. Чем больше человек стремится к добродетельной жизни, тем легче с ним в браке жить. Но я понимаю, почему у верующих людей так много вопросов про неумение любить. Их задают церковные женщины, живущие с нецерковными супругами, — таких в наших приходах среди замужних 95 процентов. Женщина пытается жить по христианской модели, но отклика со стороны супруга не находит. И это очень большая проблема. Поэтому хочется сказать девушкам и юношам: смотрите хорошенько, кого берете в жены и за кого выходите замуж. Разница в восприятии мира, разница в ценностях и целях в жизни — это то, что потом делает совместную жизнь трудной, а порой невыносимой. Ищите для совместной жизни единомышленника.

— Но ведь часто так бывает, что когда люди поженились, они оба были далеки от Церкви, а потом кто-то один начал воцерковляться. И, как правило, это именно женщина.

— Такой женщине придется, по слову апостола Петра, спасать мужа житием своим (см.: 1 Пет. 3, 1–6). Она может только по-женски — через любовь, понимание, заботу — спасти своего супруга. И другого совета тут никто не даст. Ни священника муж не послушает, ни Евангелия он не воспримет. Один инструмент — любовь.

Если женщина — лидер

— В европейских странах вполне допустима такая модель семейных отношений, когда женщина хорошо зарабатывает, а мужчина ведет хозяйство, занимается детьми. Каждый делает то, что у него лучше получается, и ни у кого по этому поводу нет комплексов, нет осуждения со стороны общества. Но в нашей стране на аналогичные ситуации смотрят косо. Как быть, если складывающийся в конкретной семье уклад не вписывается в общепринятые нормы и попытки его изменить терпят крах?

— Лично я не замечал, чтобы кто-то неодобрительно отзывался о таких браках. В нашей стране это тоже распространенная модель. Церковь не утверждает, что традиционное распределение обязанностей является единственно возможным с точки зрения христианского уклада семьи. Вы не найдете ни одного канона, постановления или святоотеческого высказывания о том, что женщина должна сидеть дома и заниматься только детьми и бытом. Уж если даже в Ветхом Завете в период Судей судьями были женщины, то что говорить о дне сегодняшнем… Женщина больше зарабатывает, а мужчина занимается хозяйством? Я бы не взялся говорить о том, что это неправильно с духовной точки зрения. Главенство в семье определяется не профессией, статусом или количеством заработанных денег. Если такая ситуация не мешает жить в любви, то почему нет? Это личное дело супругов. Церковь в это не вмешивается, и никто другой не имеет права вмешиваться.

— Если женщина-христианка понимает, что ее характер в большей степени мужской и это именно те качества, которые делают ее эффективной в профессии, но мешают в личной жизни, должна ли она переиначить свое устроение? Ведь мужчины ценят в женщинах мягкость, уступчивость…

— Мне с детства запомнилась одна история, которую рассказывала моя бабушка. В ее деревне жила примечательная семья: у женщины был врожденный дефект — стопы вывернуты в обратную сторону, но при этом она была необыкновенно сильной. А муж — маленький, щупленький. Они каждое воскресенье приезжали на ярмарку, а там устраивалась борьба на деньги. И эта женщина всегда в тех боях участвовала и мужиков легко клала на лопатки. Но при этом, как только муж ее окликал: «Машка, домой!», она тут же прекращала все дела и бежала к нему. Она была очень сильной, но муж для нее был главой. Для нее это было священное понятие. Если женщина по природе лидер, руководитель на работе, то внутри себя она должна решить, что дома есть человек, который главнее ее. Необходимо четко разделить сферу работы и семейную жизнь. Это на самом деле не духовный, а психологический вопрос. Если женщина хочет, чтобы рядом с ней был нормальный мужчина, она внутренне должна быть готова уступить ему первенство. Если она не готова, сильный мужчина с ней не будет, а со слабым она может попробовать создать семью, но в ней всегда будет неудовлетворенность. Есть прекрасный отечественный фильм «Москва слезам не верит», в котором эта ситуация отношений между двумя сильными людьми замечательно представлена. Там как раз показана возможность принятия сильной женщиной-директором главенства мужчины в семье, хотя он и ниже ее по социальному статусу — обычный слесарь.

— Катерина уступила Гоше лидерство в семье, потому что очень сильно любила.

— А я бы никому не советовал без любви семью создавать. Бог в природу человека эту жажду любви вложил, мы всегда любви будем искать и при ее нехватке будем страдать. Раскрыться полностью любовь может только в браке, но в зачаточном состоянии она должна быть уже на стадии влюбленности. Если этого чувства нет, семьи не получится. Вообще, раз уж мы говорим о женщине-христианке, надо Богу молиться о том, чтобы послал мужа — такого, какого нужно для нашего блага. Но при этом надо быть готовой к мужу. А то как Господь даст мужа, если женщина к нему внутренне не готова.

Борьба за любовь

— Еще вопрос из нашей почты: «Что делать, если кажется, что любовь ушла? Как возгревать чувство после десятилетий брака? Сохранять семью “из привычки”, ради детей? Как быть, если любовь не переросла в духовное родство? Иногда наступают очень страшные мгновения, когда думаешь, что человеку лучше быть свободным, не иметь семьи и детей и жить одному. Что делать в такие минуты?».

— Кризисы в браке, когда «кажется, что любовь ушла», — огромная проблема. Я это и по себе знаю. Если ловите себя на таких мыслях, это значит, что наступает тяжелый период борьбы за любовь. Очень много семей на этом этапе распадается, потому что люди не хотят и не умеют правильно за любовь бороться. Все хотят получить ее просто так. А так не бывает. Когда человек говорит: «Ой, во мне все погасло, я ничего не чувствую» — это животная позиция. Люди путают любовь и влечение. Христианин обязательно должен пройти нелегкий этап борьбы, чтобы любовь не просто вернуть, а возродить ее на более высоком духовном уровне. Как бороться за любовь? Как святые отцы говорили: творите дела любви, то есть заботьтесь о супруге, дорожите им и молитесь Богу, чтобы Он помог сохранить семью. Те, кто на этот пусть вступает, с Божией помощью такую любовь обретают.

Что такое христианская любовь в браке? или Правила прополки баобабов

Что такое христианская любовь в браке? Какая роль ей отводится? И как эту любовь верующий человек призван «строить»? Александр Ткаченко, постоянный автор «Фомы» и психолог, дает ответы на эти вопросы.

В чем смысл главный смысл любви в браке?

В любви супругов есть множество самых различных сторон, она настолько многогранна и богата оттенками и нюансами, что тысячи писателей, драматургов, философов и психологов говорят и пишут об этом уже не одно столетие.

Но если мы собираемся рассматривать именно христианскую любовь между супругами, тогда обязательно следует определить, чем же она отличается от всех прочих видов любви. Критерий такого определения очень простой: любовь — желание блага другому. А высшее благо в христианстве — спасение, наследование жизни вечной.

И христианская любовь между мужем и женой заключается именно в стремлении всячески содействовать, помогать друг другу на пути к этой цели. Если же речь идет о каких-то иных целях и задачах, тогда нужно сразу определиться, что это уже не христианский аспект любви, а некие другие ее проявления.

В Новом Завете есть прямые указания на такие отношения между супругами, которые будут определять судьбу каждого из них в вечности. Вера одного из супругов может оказаться спасительной для другого: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. …Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? (1 Кор 7:12–17).

Но описаны и трагические варианты исхода супружеской жизни христиан: Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится (Лк 17:34).

Поэтому взаимная помощь мужа и жены в деле совместного спасения без всяких преувеличений может быть названа самым главным делом христианской любви супругов в браке.

Как мужу и жене на практике осуществить такую христианскую взаимопомощь в деле спасения?

Прямым указанием на способ осуществления христианской любви в браке можно считать слова апостола Павла …Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (1 Гал 6:2). Эта фраза звучит в тексте Нового Завета не просто как некое благое пожелание, но как заповедь, не исполнив которую, человек не может считать себя христианином. И, конечно же, речь здесь идет не о помощи друг другу в переноске тяжестей. Святитель Феодорит Кирский так поясняет эти слова: «Один недостаток имеешь ты, а другого не имеешь. Он же, напротив, не имеет недостатка, какой имеешь ты, но имеет другой. Ты перенеси его недостаток, а он пусть переносит твой. Таким образом исполняется закон любви. Ибо любовь назвал Апостол законом Христовым».

Однако такое великодушное и участливое терпение недостатков друг друга вовсе не означает благодушного попустительства греху. Ведь если на твоих глазах любимый человек губит свою душу, развивая в себе какую-либо страсть, если он грешит день за днем, а ты не останавливаешь его, оправдывая себя апостольским словом о терпении тягот, тогда ты содействуешь не спасению его, а погибели.

Как совместить в христианском браке терпение к недостаткам и помощь в их искоренении?

Недостаток — это совсем не обязательно грех. Чаще всего под недостатками мы понимаем некие черты или привычки, которые могут не нравиться, раздражать, но грехом при этом не являются. В терпении таких проявлений как раз и происходит взаимная «притирка» характеров мужа и жены, без которой брак просто невозможен. Но по отношению к греху никакой терпимости у христианина быть не может, и брак тут не является каким-то исключением.

Муж и жена — одна плоть. А грех — смертельная болезнь. И заботясь о духовном исцелении любимого человека, супруг вовсе не вторгается на чужую территорию. Это его законное право, более того — это христианский долг, пренебрежение которым неминуемо повлечет за собой горе и страдание обоих.

В мире нет людей более близких, чем муж и жена. И поэтому супруги раньше, чем кто-либо на свете, способны увидеть друг в друге зачатки греховных навыков — едва проросшие семена зла, которые, войдя в полную силу, способны погубить человека для вечной жизни. В христианском браке каждый из супругов призван заботиться не только о чистоте своей души, но и о духовной жизни своей половины. Ведь очень часто какие-то проявления греха человек сам в себе не может увидеть до тех пор, пока они не дадут своих разрушительных плодов. А близкому человеку они видны сразу, еще на стадии возникновения.

В своей знаменитой сказке Экзюпери объясняет, почему Маленькому принцу приходилось пропалывать ростки баобабов на своем маленьком астероиде: «…Если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой, он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная».

Очевидно, что «молодыми ростками баобабов» в духовной жизни человека являются самые первые проявления греха и склонности к нему. И христианская любовь супругов заключается не только в терпении недостатков друг друга, но и в этой очень скучной, но совсем не трудной работе — прополке «баобабов» на своей планете, которая у них — одна на двоих.

Источник https://proza.ru/2018/03/12/488

Источник https://eparhia-saratov.ru/Articles/polnota-otvetstvennosti-za-brak-lezhit-na-muzhe

Источник https://foma.ru/pravila-propolki-baobabov.html