Как живут приемные семьи с детьми инвалидами — юридические аспекты
Приемный ребенок-инвалид: как оценить свои силы?
Человек, берущий в семью больного ребенка, должен, прежде всего, хорошо разбираться в себе и спросить себя: зачем я это делаю?
Мария Пригожина, педагог-психолог ГКУ ЦССВ «Центральный», руководитель школы приемных родителей
Правильно выбрать Школу приемных родителей
– Когда Милосердие.ру опубликовало истории приемных мам детей-инвалидов «Иду на риск: как взять в семью ребенка-инвалида и не пожалеть», для многих главным был вопрос: как правильно оценить свои духовные, эмоциональные, физические ресурсы родителям, желающим взять в семью ребенка с ограниченными возможностями?
– Самому человеку это сделать очень трудно. Здесь может помочь Школа приемных родителей (ШПР). Но ее надо правильно выбрать. В Москве сейчас много таких школ, но уровень подготовки везде разный. Очень важно выбрать подходящую, грамотно подготавливающую школу.
При выборе нужно исходить из того, какого ребенка хотят взять родители.
Например, тем, кто собирается взять ребенка с особенностями, я бы советовала выбирать себе школу при том учреждении, где содержатся такие «особенные» дети.
Это важно потому, что, как правило, в ШПР при этих учреждениях работают те же специалисты, которые работают там с детьми, знают этих детей длительное время, знают их диагнозы, и могут рассказать, каков ребенок в реальном общении.
Понятно, что это не должен быть медицинский курс, но
родителям совершенно необходимо разобрать специфику диагноза, его проявления в быту, в уходе и общении с ребенком.
Чтобы родители, столкнувшись с неожиданной реакцией или поведением детей, не недоумевали и не паниковали, а были бы готовы. Чаще всего у будущих родителей уже имеются устоявшиеся мифические представления о тех или иных особенностях развития ребенка. В этом случае очень важно развенчать эти мифы, потому что у абсолютно любого ребенка есть свои слабые и сильные стороны. Просто нужно знать, как их увидеть и что с этим делать. Осведомлен – значит, вооружен.
Также необходимо пройтись по всем основным синдромам, которые характерны для детей с особенностями: двигательные нарушения, синдром Дауна, фетально-алкогольный синдром, умственная отсталость, шизофрения.Нужно рассказывать про сильные и слабые стороны разных диагнозов.
Например, объяснять, что из ребенка с шизофренией, совершенно не обязательно вырастет маньяк, который будет всех преследовать: ведь и аллергия имеет свои вспышки, и эпилепсия, – и шизофрения тоже. Какой-то период человек находится во вполне благоприятном состоянии.
Или о том, что фетально-алкогольный синдром может проявляться в агрессии, самоагрессии, и предложить родителям варианты грамотного реагирования на нее.
Особое внимание нужно уделить ресурсным особенностям мамы, физическим и психологическим.
Важно обсудить особенности общения с ребенком, стиль, скорость, темп (есть дети, с которыми надо разговаривать медленно, постоянно повторять слова и действия). Чтобы приемной маме было понятно: при всем желании хватит ли ей сил на вот этого ребенка.
Необходимо проговорить компенсирующие моменты для мамы и папы, возможность отдыха, смены друг друга в уходе.
Есть люди, психофизика которых просто не работает, если человек не имеет возможности выспаться или, например, побыть некоторое время один. А если ребенок таков, что требует внимания 20 часов в сутки – значит, это не ваш вариант.
Понаблюдать со стороны, не вступая в общение
Но, кроме теории, необходима практика: на мой взгляд, было бы неплохо, если бы родители присоединились перед принятием решения к какому-нибудь благотворительному фонду или договорились непосредственно с детским учреждением походить туда на субботники, например.
То есть сначала я бы советовала понаблюдать деток со стороны, не выстраивая с ними личностных отношений – ведь может так сложиться, что родители передумают – а для ребенка будет еще один стресс, ведь кто-то дорогой вновь взял и испарился.
Для начала нужно некоторое время поработать как бы не с детьми, а словно «сами по себе» – то есть посмотреть на ребенка «со стороны», общаясь не тет-а-тет, а во время какой-то общей игры, занятия, – чтобы дети не воспринимали это общение адресно – словно взрослые пришли именно к ним, за ними. Дети ведь часто видят взрослых за забором, и это не так их травмирует, как если люди приходят к ним в группу, дарят игрушки и т.д.
Наблюдая ребенка со стороны, родители могут прислушаться к себе, своим чувствам, реакциям.
Есть и более практические вещи: например, многие родители опасаются брать детей-колясочников, потому что нужно много чисто физических сил для пересадки их с коляски и т.д. Но бывают дети-колясочники, у которых отлично развиты ручки, и они сами способны и пересаживаться, и по лестнице спуститься и много чего еще.
Просить помощи, искать единомышленников
Очень важно, чтобы родители, даже если они многодетные и многоопытные, не считали, что они «и так все знают». Самоуверенность очень вредит.
Приемные родители должны обладать очень важным качеством: уметь просить помощи. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. И этому тоже учат в ШПР.
На мой взгляд две самые главные мысли, которые обязаны донести до родителей в ШПР, – что их путь намного ответственней, чем чей-либо еще, а вторая мысль – что просить о помощи – это не постыдно, не страшно, а наоборот, хорошо и правильно. Эти вещи связаны между собой, ведь если я готов попросить о помощи, значит, я очень ответственно подхожу к данному вопросу.
Помощь приемным родителям нужна на любом этапе. Поэтому, кроме ШПР сейчас активно работают службы сопровождения семей, взявших приемного ребенка. В их работе есть различные спектры – если мы говорим о ребенке с ОВЗ, то учреждение, в котором родители взяли малыша (или, по желанию родителей, любое другое учреждение, уполномоченное ПО сопровождению) может оказывать комплексные услуги: и медицинские, и психологические, и педагогические – как ребенку, так и взрослому совершенно бесплатно.
Родителям очень важно найти на каждом из этапов «своего» специалиста, выстроить с ним доверительные отношения. А не по территориальному признаку. Это очень важно.
Потому что одной семье, без поддержки, какими бы умными и добрыми люди не были, на мой взгляд, не справиться с такой многосторонней задачей как взятие в семью приемного ребенка-инвалида.
Самообольщение здесь практически равно провалу. Человек, который идет на такой риск как принятие в свою жизнь больного, не родного по крови ребенка, должен, прежде всего, хорошо разбираться в себе, понимать, что он делает, зачем, с какой целью?
Существует очень глубинный вопрос: каждая ли мать готова к материнству, у каждого ли родителя хватит сил на воспитание «особенного ребенка». Здесь нужно уметь быть честным с собой.
Никакие примеры со стороны, героические подвиги матерей, взявших 2-3-5 детей не должны быть решающими в вашем выборе.
Только вы сами, только конкретно ваши силы, ваше желание, ваши способности, – с учетом того, что вы готовы просить помощи, а не делать все «сама».
И здесь нет общего рецепта: у всех свои сроки принятия решения, осознания, подготовки. Сроки – это очень условная вещь.
Когда приемный родитель получает направление на посещение малыша, которого думает взять в семью, согласно нашим законам, у него есть 10 дней, чтобы дать отказ или согласие.
Конечно, постановлением предусмотрены и те случаи, когда будущей семье нужно больше времени на знакомство. В этом случае семья подписывает согласие и продолжает навещать малыша в учреждении, пока обе стороны не будут готовы к началу своей новой совместной жизни.
Иногда, хоть и крайне редко, бывает, что родители и ребенок за одну встречу понимают, что это «он самый». А другим, конечно, нужно гораздо больше времени, чтобы понять себя, не ошибиться.
Если не сложилось
– Бывает, что родители прошли ШПР, успешно справились с первыми сложностями, взяли ребенка, пожили вместе какое-то время, а потом поняли – не справляются. Как быть?
Приемный ребенок – это всегда риск. Гарантий, что «все будет хорошо», здесь никто никому не дает.
Моя личная позиция, не привязанная к другим психологам и к позиции центра, в котором я работаю:
если человек понимает, что совсем не складывается, что это вредит его семье или кровным детям, а помощь службы сопровождения и специалистов не помогает, – лучше (несмотря на то, что это вторичная травматизация для ребенка) дать ему возможность найти «свою» семью, чем насиловать себя и его.
Я не считаю такие жертвы конструктивными.
Но это кардинальный вывод. А бывает, что это родители просто переживают обычные этапные трудности. И важно отличить одно от другого.
Есть общепринятые сроки адаптационных этапов: период острой адаптации длится 3 месяца. Весь процесс привыкания и встраивания ребенка в семью длится в течение года.
Но и здесь все индивидуально: бывает так, что пока ребенок маленький, все хорошо, а к подростковому возрасту, например, у него обостряется шизофрения до такой степени, что приходится обращаться в ПНИ, и родитель понимает, что к этому совсем не готов.
Бывает всякое, и очень важно в таких случаях советоваться с органами опеки и попечительства, которые должны курировать семью в течение длительного времени. Нужно обязательно обратить внимание на то, чтобы в органах опеки была психологическая служба, принимающая участие в жизни семьи. Ведь именно специалисты этой службы должны «ловить» момент «крайней точки».
В третий раз повторюсь: приемным родителям, прежде всего, нужна грамотная сопроводительная помощь.
– Как родители могут помочь самим себе, чтобы не дойти до этой «крайней точки»?
– Это называется «профилактика выгорания». Это очень важный вопрос не только по отношению к приемным деткам, но и по отношению к родным.
Очень важно общаться друг с другом и с другими людьми, находящимися в схожей ситуации. Самый безболезненный и приятный, на мой взгляд, (и очень эффективный!) способ профилактики выгорания – это стать частью сообщества.
Ощущать себя частью группы людей с теми же заботами и проблемами – молодых мам, родителей детей с ОВЗ.
Нужно общаться с людьми, у которых больше именно практического опыта в этом вопросе, делиться с ними и задавать вопросы. Когда ты понимаешь, что не один такой, вот рядом твои друзья тоже переживают и ничего, живут, – на мой взгляд, это самый эффективный способ.
Другой способ, например, если ты живешь в маленьком городке, где нет единомышленников, – творческий подход к проблеме. Сделайте с ребенком что-то вместе: испеките, слепите, нарисуйте, покрасьте. Повозитесь с домашним питомцем. Сделайте то, что обоим доставит удовольствие. Отпустите сложную ситуацию, упростите ее и напряжение спадет.
Даже если в итоге все сделает мама, – участие ребенка, совместный труд, – это как раз то, что я называю «искусственной ситуацией успеха». Это как бы тренировка в том, чтобы научить и ребенка, и самого себя создавать что-то конструктивное, позитивное, радостное, подкрепляющее.
То есть нужно заранее продумать тот вид деятельности, которым вы собираетесь заняться, чтобы и ребенок мог в нем принять результативное и позитивное участие и вы получили от этого удовольствие. При этом мама абсолютно не ограничена в выборе занятия, ребенок может принимать участие во всем, нужно просто продумать какое именно задание для него по плечу, таким образом это становится и профилактикой выгорания и релаксацией для мамы и веселой и развивающей игрой для малыша.
И в очень тяжелые моменты мама может посмотреть на созданную вместе с ребенком картинку и понять: вот это же мы смогли с ним создать вместе, значит, и сейчас можем справиться, и с этой задачей.
Но конечно, когда речь идет об истощенном человеке – одной коллективной деятельностью здесь не поможешь. В этом случае необходима помощь профессионала.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Как живут приемные семьи с детьми инвалидами — юридические аспекты
При намерении взять на воспитание нездорового ребенка вполне объяснимо желание людей узнать, на какую помощь от государства могут рассчитывать приемные семьи с детьми инвалидами, компенсируются ли затраты на лечение и как будет проходить самостоятельная жизнь инвалида, после достижения им совершеннолетия.
Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
Есть ли отличия в требованиях к родителям, если они хотят взять ребенка-инвалида?
Уход за ребенком-инвалидом — нелегкая миссия, требующая как моральных усилий, так и крепкого физического здоровья.
Законодательная база в отношении образования и существования приемных семей представлена такими документами:
- ст. ст.54, 151-155 СК РФ; ; .
В этих законодательных актах перечислены требования к приемным родителям. Не могут претендовать на звание приемных родителей такие граждане:
- признанные судом недееспособными полностью или частично;
- ранее признанные судом ограниченными в родительских правах или лишенными таковых;
- те, кто был ранее усыновителем, опекуном и не справился с возложенными обязанностями (был отстранен за ненадлежащее их исполнение);
- больные, если их заболевание входит в список патологий, исключающих совместное проживание с ребенком;
- судимые за тяжкие преступления.
Приемные родители должны подготовить свежие справки, в том числе и о наличии жилплощади достаточного размера, а также об уровне обеспеченности. Приемная семья — особая среда воспитания детей, при этой форме, граждане оказывают государству услуги, взваливая на себя заботы по воспитанию, обучению, лечению нездорового дитя. Услуги приемных папы с мамой, оплачиваются на основании договора с органами опеки.
Однако ни в одном документе нет отдельных указаний относительно дополнительных требований, предъявляемых к приемным родителям, желающих опекать ребенка-инвалида.
Круг лиц, имеющих право взять в семью серьезно больного ребенка, остается тем же, что и при патронаже здоровых детей.
Помощь приемной семье с ребенком инвалидом
Помощь на ребенка инвалида в приемной семье в 2017 г. складывается из таких выплат, установленных на федеральном уровне:
- пенсия инвалиду- 11 903,51 руб.;
- ежемесячная выплата — 1478,09 руб.
Начиная с февраля 2017г., выплачиваемые суммы индексируются, и к выплате ребенок-инвалид получит еще на 7% больше.
Установлен размер пособий за уход неработающему лицу, равный 5500 руб., если это близкий человек, а не родственнику положено всего 1200 руб.
Региональное законодательство вправе регулировать размер помощи приемным семьям, где есть ребенок-инвалид. Выплаты патронажным родителям включают:
- вознаграждение за заботы;
- средства на содержание.
К примеру: в Москве, как субъекте РФ, установлены постановлением Правительства Москвы № 376-ПП от 2005 г. такие размеры плат:
- ежемесячное пособие на сироту-инвалида — 27500 руб.;
- вознаграждение родителю за патронаж больного — 28390 руб.
Несовершеннолетний, в статусе инвалида, требует еще и средств на лечение, на постоянное приобретение медикаментов.
Компенсация за лечение
Мед. помощь малолетнему инвалиду оказывается совершенно безвозмездно.
При наличии заключений о необходимости спец. питания или технических средств, вопрос об обеспечении ими больного дитя также решается без внесения плат.
На компенсацию затрат по санитарно-курортному лечению ежегодно выделяется на 1-го малолетнего инвалида — 807.94 руб. (или в натуральном виде лекарств на ту же сумму). При выделении путевки в санаторий положены такие выплаты:
- на путевку — 124,99 руб.;
- на проезд до санатория — 116,04 руб.
Ребенку с особыми потребностями, ограниченному в движении из-за болезни опорно-двигательного аппарата, положено 2 коляски: одна для перемещения по улице, а другая — домашняя. На такую услугу государство выделяет 296 тыс. руб., но выплачивает их только после покупки колясок и предъявления оплаченных счетов. Очередное приобретение колясок разрешено (с компенсацией от государства) через 6 лет.
Существует также государственная программа «Доступная среда», в рамках которой предусмотрено получение компенсации за лечение, но только 1 раз в год. Самая высокая сумма, которую можно получить, равняется 50 тыс. руб. Обращаться патронажным родителям больного ребенка необходимо в местный Департамент здравоохранения и соц. защиты.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:
+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19
Это быстро и бесплатно!
Жизнь инвалидов после совершеннолетия в приемных семьях
В 18 лет больной молодой человек должен пройти мед. переосвидетельствование, статус инвалида после достижения им совершеннолетия меняется.
Теперь ему установят группу инвалидности, в соответствии с тяжестью состояния, и он сможет получать социальную пенсию по инвалидности.
Приемные родители лишаются оплаты своих услуг.
Важно знать, что инвалиды с детства при установлении им 1-й или 2-й групп, получают значительно больший размер пенсии, чем лица с приобретенными ограничениями в жизнедеятельности. Если присвоена 3-я группа с детства, или это приобретено после 18 лет, значения не имеет: сумма пенсии при наличии 3-й группы одинакова.
Ставший взрослым, молодой человек с ограниченными возможностями (взрослый инвалид в приемной семье) получает доступ к управлению личным счетом, теперь своими выплатами вправе распоряжаться самостоятельно.
Приемная семья больше не актуальна, и гражданин с особыми потребностями вправе воспользоваться законном на льготное получение жилья в соответствии с Законом 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ. Пока что жилье предоставить всем сиротам сразу государство не имеет возможности, но есть шанс арендовать на льготных условиях квартиру, комнату, и найти способ зарабатывать на жизнь.
Если ребенок по достижения им 18 лет признан недееспособным, то самостоятельно такой гражданин жить не сможет.
Опекунство над недееспособным
В случае, когда родители изъявят желание продолжать жить с недееспособным приемным ребенком перешагнувшим 18-летний рубеж, необходимо оформить опекунство.
Недееспособность должна быть признана судом на основании мед. освидетельствования, с учетом всей истории ребенка инвалида, выросшего, но остающегося таким же беспомощным.
Недееспособность может быть признана как при наличии физических проблем, так и при психическом расстройстве. В последнем случае будет назначена судебно-психиатрическая экспертиза, ее вердикт примут в суде в качестве основания признания недееспособности.
Имея на руках решение суда о недееспособности ставшего взрослым ребенка, бывшие патронажные родители для оформления попечительства должны собрать нужные бумаги и подать их в службу опеки.
Если все справки есть в наличии, а сами желающие стать опекунами подходят под требования закона, тогда процесс длительным не будет: больному, неспособному себя обслуживать, лучше находиться в привычной обстановке приемной семьи, под присмотром хорошо знакомых, приветливых бывших патронажных родителей.
Никакими деньгами невозможно измерить ту услугу, которую оказывают обществу патронажные родители берущие на себя заботу о больном сироте.
В реальной жизни те пособия, которые выделяются приемным семьям, далеко не покрывают расходы на лечение и реабилитацию ребенка с инвалидностью, но усилия государства позволяют надеяться на полное замещение детских домов приемными семьями.
Дорогие читатели! Наша статья могла устареть.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа
Дело в любви. Почему дети-сироты с ОВЗ обязательно должны жить в семьях?
— Известный факт, что искренняя родительская любовь способна преодолеть даже самые страшные диагнозы. В семье все дети социально адаптируются, раскрываются, малыши с проблемами со здоровьем скорее идут на поправку или резко прогрессируют из-за ощущения нахождения в безопасности. Дело в том, что в детском доме мозг ребёнка настраивается на самозащиту, выстраивает некий кокон, не дающий как негативу, так и положительным эмоциям, поступающих из вне, нарушить хрупкий мир. Если хотите, это можно назвать внутренней борьбой за выживание. Находясь в этом куполе, даже самый здоровый малыш начинает регрессировать. Если вовремя не оказать ему помощь, регрессия может дойти до точки невозврата.
— Что вы имеете в виду?
— Расскажу историю знакомства с одной из своих приёмных дочерей. Моей младшей девочке было два года, когда я случайно увидела её в больнице во Владивостоке. Её только изъяли из семьи, она прожила в больнице не больше недели, но огромный стресс вызвал такие страшные последствия для юного организма, что она разучилась ходить и даже просто стоять. Позже, уже дома, мы несколько лет работали с неврологами, чтобы поставить малышку на ноги и развить её до нормы по возрасту. Прошло пять лет со дня, когда я перенесла её через порог своего дома. Дочурка бегает, прыгает, диагноз умственная отсталость снят, готовимся поступать в первый класс. Небольшие отличия от сверстников ещё видны, но совсем скоро и от них не останется следа.
— Сейчас детские дома переквалифицированы в центры содействия семейному устройству детей-сирот, система воспитания из казённой перешла в семейную. Воспитатель — в роли родителя, разновозрастные дети живут, словно в маленьких квартирах, заботятся друг о друге. Разве этих условий не достаточно, чтобы «разбить» кокон?
— Каким бы домашним и уютным не казался детский дом, какие бы хорошие условия не создали там, это всё равно не сравнится с настоящей семьёй. Даже у самого любящего и чуткого воспитатели физически не хватит рук, чтобы в полной мере одарить теплом всех здоровых детей. А особенному ребёнку нужен индивидуальный подход. Ему необходим «собственный» взрослый, который всё своё внимание и заботу будет дарить ему одному. Без привязанности к взрослому, вселяющего безопасность, ни о каком развитии ребёнка-инвалида речи быть не может. Как бы грубо это не звучало, но малыши в казённых учреждениях бессознательно ставят себе установку «я не хочу жить, развиваться не буду».
Мысль «я кому-то нужен» — одна из трёх важнейших потребностей человека при любом состоянии здоровья. Первая потребность — еда, вторая — безопасность, и третья — социальное признание и «нужность». Мой опыт показывает, что именно исполнение последней потребности заставляет ребёнка верить в себя и совершать маленькие шаги к выздоровлению. Был один невероятный случай: в семью взяли 5-летних двойняшек с тяжёлой формой задержки психоэмоционального, физического и умственного развития на четыре года. Через три года они заиграли на сложных музыкальных инструментах — скрипке и флейте, пошли в первый класс обычной школы. В концу первого учебного года их задержку как рукой сняло — тесты показали, что они ничем не отличаются от одногодок.
У меня есть пример приёмных родителей, которые не испугались неожиданно всплывших проблем со здоровьем ребёнка. Супруги усыновили здоровую 6-тимесячного мальчика, ничего не предвещало беды, но позже врачи диагностировали у него серьёзную задержку умственного развития в связи с органическими поражениями организма. Разумеется, это был шок, паника, непонимание, как быть, но родители решили взять себя в руки и сделать всё возможное, чтобы их ребёнок не уходил ещё глубже в своё состояние. Сейчас у ребёнка развиты навыки самообслуживания, он помогает родителям в быту, ходит в третий класс обычной школы и маленькими ежедневными шагами выстраивает себе дорогу во взрослую жизнь. Да, ведущим инженером он, возможно, не станет, но хорошим строителем или поваром — вполне. Хотя изначально врачи говорили, что он даже ходить не сможет научиться.
Доброе слово лечит
— Как вы относитесь к практике так называемых профессиональных приёмных семей, которые берут в семьи здоровых детей и малышей с ОВЗ?
— Это замечательно! Обычные дети учатся проявлять заботу, доброту, любовь к слабому, а у особенных включаются зеркальные нейроны, работающие на повторение недостающего умения: ходить, говорить, рисовать и т. д. Здесь важно, чтобы сами родители искренне приняли ребёнка с ОВЗ, а дети подхватят. Если в семье нет здоровых детей, нужно помогать особенным ребятам налаживать общение со сверстниками: во дворе, в садике, в гостях, на мероприятиях. Не обязательно заставлять его находиться в кругу детей по пол дня. Достаточно нескольких часов, главное, чтобы ребёнок видел перед собой других, здоровых детей и тянулся за ними.
— Не страшно маме с ребёнком-инвалидом показываться во дворе? Ведь современные дети часто, увы, злые…
— Почему вы считаете, что дело в детях? А родители их что, совсем не принимают участие в их воспитании? Дети сами по себе не знают, что другие ребята — это плохо. Их агрессия — отзеркаленные страхи родителей. Так что это не дети злые, а родители не правильно подходят к воспитанию. А бояться выходить на улицу не надо. Прошли времена, когда особенные семьи прятались за семью замками — нужно выходить в свет и показывать, что детки с ОВЗ — обычные малыши, просто с небольшими особенностями. Хотя я бы ещё поспорила, кто особенный: они или общество, не принимающее их из надуманных страхов.
— В случае с особенными детьми важен каждый день, проведённый в стенах учреждения?
— Если в душе появилось желание помочь инвалиду, нельзя терять время на месячные слежки за ним в базе данных детей-сирот. Желающих принять его в семью немного, это факт, и в данном случае мысль: «а кто, если не я?» очень верна.
Ребёнка до трёх лет можно излечить от самых разных заболеваний без будущих последствий с гораздо большим успехом, чем семилетнего. У младенца мозг активно развивается, и мы может напрямую повлиять на этот процесс. Не забывайте, что в учреждении мозг ребёнка работает на «безопасность», выживание, он замирает в развитии. Исключение из правил бывают, но крайне редко.
Это не значит, что нужно поставить крест на всех детях старшего возраста — родительская поддержка творит чудеса даже в самых сложных и с виду кажущихся безнадёжных случаях. Несколько лет назад ко мне на занятия приводили девочку с запущенной формой ДЦП, она была прикована к инвалидной коляске и прогнозы были не утешительные, а через пару лет она с мамой зашла ко мне в кабинет на своих двоих. Но я бы всё равно очень попросила бы кандидатов в приёмные родители не затягивать с реабилитацией семьёй. Помните, что если ребёнок-инвалид прожил пять лет в учреждении, вам потребуется в два раза больше времени, чтобы наверстать упущенное.
Силы на маленький подвиг
— Гостевой режим подходит для детей-инвалидов?
— Всё индивидуально, но в большинстве случаев не просто подходит, а даёт толчок для прогресса. У меня есть знакомые, которые берут на выходные братьев-подростков из коррекционного интерната и всего через полгода «гостей» у ребята начали делать успехи в учёбе. Разумеется, ребята знают, что они идут в гости и воспринимают эту семейную пару как наставников, которые всегда придут на помощь, а не родителей.
— С каким чувством ни в коем случае нельзя подходить к усыновлению или опеке особенных детей?
— С чувством жалости. Ребёнку нужен взрослый, который верит в него. Существует множество методик для адаптации таких детей в социуме, это сложная, кропотливая работа ребёнка и родителей, но она непременно даст плоды, если верить и не опускать руки. Только мама с папой могут со своим большим открытым сердцем могут почувствовать в ребёнке зону ближайшего развития и идти к ней шаг за шагом. Строить иллюзии тоже не стоит, нужно видеть ресурс малыша сейчас и ни в коем случае не прыгать выше головы. Позвольте ему сначала дойти до одной ступени, например, сказать первое слово в пять лет, а там уже можно думать и о песнях.
Эта искренность придаёт веру в себя даже детям с несохранным интеллектом, даёт им силы на маленькие подвиги в виде улыбки, держания головы или складывания кубиков по порядку. А что почувствует малыш, если его держат рядом с собой из жалости? Чтобы вы почувствовали? Грусть, депрессию, желание немедленно уйти и… закрыться в кокон, верно?
Материал подготовлен в рамках проекта «АиФ-Приморья» «Ребёнку нужна семья!»
КСТАТИ
Родителям особенных детей не стоит забывать о своей личной жизни. Не надо всё бросать к ногам ребёнка, а брать его за руку и вести по жизни, показывая все её краски и красоты.
Источник https://www.miloserdie.ru/article/priemnyj-rebenok-invalid-proverit-algebroj-garmoniyu/
Источник https://uristjournal.com/semejnoe-pravo/usynovlenie-i-opekunstvo/priemnye-semi-s-detmi-invalidami.html
Источник https://vl.aif.ru/society/delo_v_lyubvi_pochemu_deti-siroty_s_ovz_obyazatelno_dolzhny_zhit_v_semyah