Культура семейных отношений

19 июня, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Культура семейных отношений в молодой семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чукреева Лариса Николаевна

В статье рассматривается роль культуры в семейной коммуникации как источника сохранения стабильности. Особое внимание отводится вопросу формирования ценностно-нормативной структуры молодой семьи . Приводятся данные социологического исследования по анализируемой проблеме.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чукреева Лариса Николаевна

Culture of family relations in a young family

This paper considers the role of culture in family communication as a source of maintaining stability. Special attention is paid to formation of valuable and normative patterns of a young family . The data of sociological research on analyzed case study problem are submitted.

Текст научной работы на тему «Культура семейных отношений в молодой семье»

Ильиных Светлана Анатольевна, доктор социологических наук, профессор кафедры социальных коммуникаций и социологии управления Новосибирского государственного университета экономики и управления, г. Новосибирск, e-mail: ili.sa@mail.ru

Ilinykh Svetlana Anatolievna, doctor of sociological sciences, professor, department of social communications and sociology of management, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, e-mail: ili.sa@mail.ru

УДК 316.356.2 © Л.Н. Чукреева

КУЛЬТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ

В статье рассматривается роль культуры в семейной коммуникации как источника сохранения стабильности. Особое внимание отводится вопросу формирования ценностно-нормативной структуры молодой семьи. Приводятся данные социологического исследования по анализируемой проблеме.

Ключевые слова: культура семейных отношений, семья, ценности.

CULTURE OF FAMILY RELATIONS IN A YOUNG FAMILY

This paper considers the role of culture in family communication as a source of maintaining stability. Special attention is paid to formation of valuable and normative patterns of a young family. The data of sociological research on analyzed case study problem are submitted.

Keywords: culture of family relations, family, values.

Семья является одним из источников социальной стабильности общества. И сегодня вопросы, касающиеся устойчивости и благополучия российской семьи остаются актуальными, особенно в отношении молодых семей. Несмотря на то, что государство стремится улучшить социально-экономические условия функционирования как семьи в целом, так и молодой семьи, в частности, реализуя различные целевые программы, оно не может гарантировать обществу устойчивость молодой семьи, поскольку данная проблема имеет ряд специфических особенностей.

Хотя, законодательно в Российской Федерации не закреплено понятие «молодая семья», в ряде федеральных законов указывается, что молодой семьей является семья с детьми, в которой оба супруга (мать или отец, если семья неполная) не старше 35 лет [1]. С позиции научного осмысления под молодой семьей понимается семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка. Молодая семья является особым социальным субъектом, имеющим свои характерные отличия от семьи «более старшего возраста».

Н.А. Тырнова определяет молодую семью как субъект воспроизводства населения и объект социальной политики: это супруги активного

репродуктивного возраста (до 28 лет), проживающие совместно с момента фактического образования супружеского союза не менее двух лет, с родственниками или без них, с детьми или без них, с любыми ориентациями на детность [2]. Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей, а также социализации семьи в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнения функций как социального института.

Существенным вкладом в решение этой важнейшей проблемы могут стать эффективные действия по реализации принятой в России «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» [3]. Это позволит создать условия для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации. Достижение заданных целей возможно при условии государственной поддержки семьи путем разработки и реализации программы государственной поддержки семьи, включающей пропаганду через средства массовой информации, систему образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры семейных ценностей, приоритетов ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимости ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей. В то же время, невозможно решать проблему устойчивости без участия самой семьи, поэтому важную

роль приобретает культура внутрисемейных отношений и семейно-бытового взаимодействия. Она отражает не только сложный комплекс взаимоотношений супругов и членов семьи, но и связь поколений.

На разных этапах своего развития семья выполняет различные функции, следовательно, меняется и ее ценностно-нормативная структура. Такой процесс адаптации позволяет ей не только приспособиться к выполнению «новых» функций, но и делает ее более устойчивой в изменяющихся социально-экономических, социокультурных условиях.

Исследование культуры семейных отношений многогранно. Каждый исследователь определяет не только проблемное поле в семейной культуре, но и, обладая собственным методологическим подходом, определяет переменные для его изучения. В этом контексте представляют определенный интерес результаты комплексного исследования условий функционирования молодой семьи в Республике Бурятия, проведенного творческим коллективом, включая автора, в 2014 г. по заказу Комитета по молодежной политике Министерства образования и науки Республики Бурятия. Выборочная совокупность составила 200 человек (100 семейных пар, состоящих в зарегистрированном браке).

Особого внимания заслуживают социологические данные, характеризующие морально-психологический климат семьи, поскольку он отражает не только нормы и правила поведения в семье, но и их согласованность с общепринятыми моделями поведения в обществе. Были выявлены преимущественно положительные оценки семейного морально-психологического климата (94,5%). Причем, 27% респондентов оценили его как «скорее благоприятный», что свидетельствует о наличии некоторых противоречий в семье, которые супруги стремятся решать. При распределении ответов респондентов следует учитывать и тот факт, что у 69% опрошенных продолжительность семейной жизни составляет не более 7 лет, а образовательный уровень достаточно высокий — 63% имеют высшее образование.

Отношения внутри семьи — процесс сложный и многообразный, поэтому важную роль в этих отношениях играет каждый участник. Во многом, благодаря духовному родству, в семье формируется круг значимых социальных субъектов, которые вносят свой «особый» вклад в выстраивание этих отношений, а, значит, именно от них зависит уровень духовной и бытовой культуры семьи, настроение ее членов и их психологический комфорт. Данные проведенного

Читать статью  Как сделать семейные отношения идеальными? 10 советов

опроса молодых семей свидетельствуют, что настроение в семье «задают» оба супруга (28,5%). Это является подтверждением того факта, что молодые семьи ориентированы на эгалитарный тип семьи (совместное руководство в семье). При этом особенностью является то, что молодые супруги совместно участвуют не только в распределении доходов своей семьи, но и в воспитании детей (52%), планировании и организации досуга семьи (63%), приглашении гостей и выстраивание социальных связей вне семьи (61,5%), совместно заботятся о сохранении здоровья (62%).

В молодых семьях Республики Бурятия, как и в целом по России за мужчиной традиционно закрепляется роль «добытчика» (51%). В то же время, наряду с патриархальными семьями в обществе усиливается позиция эгалитарной семьи. Доля молодых семей в республике, разделяющих такой взгляд на семью, составила 38,5%. Для женщины традиционными семейными обязанностями остаются бытовые заботы (56,5%) и обязанность поддерживать уют и комфорт в доме (65,5%). Полученные данные, с одной стороны, свидетельствуют о тенденции к перераспределению гендерных ролей в реализации функций семьи, прежде всего, экономической и воспитательной. С другой стороны, в обществе формируются «двойные стандарты» по отношению к женщине в вопросе выполнения социальных ролей. Успешная женщина сегодня это не только замужняя женщина, имеющая детей, но и активно занимающаяся своей карьерой. Данная ситуация не всегда благоприятно сказывается на внутрисемейных отношениях и часто является почвой для семейных разногласий. От активного участия женщины в функционировании семьи, как малой социальной системы, зависит социальное самочувствие семьи, ее репродуктивные установки.

Развитие, поддержание культуры брачно-семейных отношений предполагает умение членов семьи решать возникающие конфликты. Наиболее частыми причинами семейных конфликтов являются личные отношения супругов (30%). Этот факт объясняется тем, что в молодой семье происходит процесс адаптации к совместной семейной жизни, освоению новых для них социальных ролей, выстраиванию значимых социальных отношений с родственниками су-пруга(и). Ценности и нормы переосмысливаются во взаимодействии с членами семьи. Не менее важной причиной конфликтов в семье является ее материальное положение (24,5%): низкие доходы, отсутствие собственного жилья, высокая закредитованность населения и пр. По данным

органов статистики, у семей с низким уровнем дохода (ниже черты прожиточного минимума) в 1,5-2 раза снижены возможности для развития детей. Выходом в данной ситуации могло бы стать снижение уровня безработицы, развитие малого и семейного предпринимательства, повышение экономической самостоятельности семей.

Третьей по значимости причиной семейных конфликтов является распределение обязанностей по дому (11%). Хотя эта проблема не является феноменом современности, тем не менее, ее обострение происходит из-за роста однодетных семей, где ребенок занимает свое исключительное место. В дальнейшем он, транслируя собственный социальный опыт, опыт родительской семьи, стремится к выстраиванию аналогичных отношений уже в созданной ими семье. Разрешению проблемы нарастания эгоистических настроений в молодых семьях и эскалации конфликтов может способствовать повышение уровня культуры семейных отношений. Следующую позицию по причинам конфликта разделили проблемы воспитания детей (10%) и распределения семейного бюджета (10%). Причины последнего были описаны выше среди экономических факторов, влияющих на формирование неблагоприятных материальных условий. Нередко стиль воспитания становится причиной не только конфликтов между матерью и отцом, но и между родителями и бабушками, дедушками. В результате опроса были выявлены тенденции: снижение роли старшего поколения в формировании личности ребенка и усиление роли отца в воспитательном процессе детей, что в современных условиях очень важно.

Распределение ответов респондентов полностью отражает процессы, происходящие в молодой семье: идет адаптация к роли жены/мужа, матери/отца, в семьях рождаются и подрастают дети, что ведет к перестройке личных отношений внутри семьи между супругами, родителями и детьми. Расширение семьи требует больших материальных затрат, но именно в этот период женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, ограничены в своей профессиональной деятельности, что создает дополнительные трудности. «Бичом» современного общества стали кредиты, которые также вносят свою долю раздора в семьи, деформируя процессы распределения семейного бюджета, поскольку существующие социально-экономические условия невозможно полностью ликвидировать. Важно показать молодым супругам, что трудности проходят и научить находить компромисс в любой

ситуации. Это позволит стабилизировать молодые семьи.

Конфликт по своей социальной природе противоречив: в нем есть как позитивные стороны, так и негативные. Преодолевая конфликты, семья не только разрешает возникшие противоречия, но и «социально взрослеет». Опрос показал, что в 56% молодых семьей способом разрешения конфликтных ситуаций являются переговоры, то есть респонденты идут по конструктивному пути, при этом 30% опрошенных стараются уступать. Данный способ выхода из конфликтной ситуации не всегда является конструктивным, хотя этот способ позволяет сохранить семейное спокойствие и позволяет снять напряженность в отношениях, но не ликвидирует причины конфликта. Это, в свою очередь, может приводить к негативным последствиям в последующей семейной жизни, когда обиды накапливаются, решения нет, частота конфликтов может увеличиваться, также как и их продолжительность, что в конечном итоге ведет к разрушению семьи. Неразрешенные конфликты внутри семьи негативным образом сказываются не только на супругах, но и их детях. Накопленную агрессию взрослые выплескивают на детей, что выражается в проявлении актов насилия. Данные рисунка 1 показывают, что именно дети становятся объектами критики чаще, чем супруги. Если критика в меру и по существу, то она может носить воспитательный характер. Но если она постоянная, да еще на фоне низкой семейно-бытовой культуры, то возможно это уже проявление насилия в форме психологического давления.

Такие факты вызывают обеспокоенность и тревогу, поскольку общество отстранилось от участия в решении острой проблемы современности — домашнее насилие, переложив ее на государственные органы и структуры, занимающиеся вопросами семьи и детей. С молчаливого согласия большинства насилие становится угрозой стабильности общества, жизни и здоровью членов семьи.

В выстраивании семейных отношений, как уже отмечалось выше, важен каждый член семьи, поскольку семья это «миниатюрная» социальная система, в которой каждый член семьи выполняет определенную функцию: от адаптации до интеграции системы и поддержания образца. При таком понимании семьи актуализируется необходимость достижения взаимопонимания и учета интересов близких, родных людей порой выше своих собственных, ради поддержания целостности системы и ее эффективного функционирования. В целях анализа данной си-

Читать статью  Как проявляется стокгольмский синдром в семейной жизни?

туации респондентам были заданы вопросы: «Отмечаете ли Вы достижения и успехи членов вашей семьи?» и «Критикуете ли Вы действия членов своей семьи?». Ответы респондентов представлены на рисунке 1.

Из представленных данных видно, что чаще всего в семье отмечают успехи и достижения детей, но, в тоже время, они же в большей мере становятся и объектами критики. Что касается супругов, то здесь респонденты отметили, что и хвалят и критикуют супругов также как и себя. Более постоянным вниманием, по мнению респондентов, все-таки пользуется супруг(а), на фоне постоянной самокритики. Данное распределение показывает, что в культуре семей осо-

Анализируя культуру брачно-семейных отношений, необходимо отметить, что она проявляется в умении жить в семье и напрямую зависит от уровня нравственности, воспитанной с детства. Исследование показало, что супружество занимает второе место в иерархии культурных ценностей. Возможно, это особенность молодой семьи, поскольку именно в период репродуктивного родительства внимание переключается на детей, в то время как супруги начинают испытывать его дефицит. Согласно мнению респондентов, в вопросах формирования общих семейных норм они чаще руководствуются жизненными правилами и принципами как жены (38%), так и мужа (37%). Правила старшего поколения (23%) оттесняются на второй план.

В семье происходят процессы сохранения, производства и трансляции культурных ценностей. Одни ценности общекультурные, другие семейные, но, так или иначе, семья это один из важных агентов социализации, который помогает усваивать не только социальные нормы, но и способствует формированию ценностной структуры в целом. Наиболее значимые нравственные

бую ценность имеют дети. Это важно отметить на фоне малодетности современной семьи. Высокая критика действий ребенка свидетельствует об активном участии родителей в воспитании детей, с одной стороны, а, с другой, это является свидетельством гиперопеки, либо приверженности родителей к жесткому стилю воспитания. Также разброс ответов респондентов говорит об отсутствии предпочтений в выборе конкретных моделей воспитания детей. Аналогичная ситуация наблюдается и в ответах на вопрос о целях воспитания, поскольку современные молодые родители стремятся к всестороннему развитию ребенка при минимальных временных затратах на его воспитание.

ценности, формируемые в семье, представлены на рисунке 2.

Как видно по ответам респондентов, самой значимой ценностью семьи является нравственная ценность — забота о близких (61%). Она базируется на принципах альтруизма, поэтому ориентирована на бескорыстное участие в жизни родных, взаимопомощь. Благоприятными условиями формирования этой ценности является, на наш взгляд, расширенная семья, поддержание родственных связей и отношений с близкими родственниками. Тому же принципу отвечает и ценность «уважение к старшим» (21%). В ней нередко заменяется личностно-нормативный (чувство морального долга) мотив действия на эмоциональный (сочувствие).

Важнейшими базовыми ценностями российского общества являются: соборность и стремление к правде. Под соборностью понимается устремленность к высшим духовно-нравственным ценностям, основанная на единстве людей, она реализуется через такие ценности как: доброта (24%), трудолюбие (16%), милосердие (4%), честность (34,5%), справедливость (17%), верность (34,5%). Представленные на рисунке 2

Рис. 1. Оценка респондентами действий членов семьи

показатели свидетельствую об их не достаточно высоком уровне. Это имеет существенное значение, поскольку соборность представляет собой компромисс между поколениями, которые

Подводя итог, необходимо акцентировать внимание на то, что наличие культуры семейных отношений является основой для существования стабильных семей и поступательного развития общества. Проведенное исследование показало:

1. Современная молодая семья — эгалитарная семья. Распределение обязанностей в семье имеет тенденцию закрепления гендерного равенства;

2. В формировании культуры семейных отношений участвуют оба супруга в равной степени, оттесняя старшее поколение, но, не исключая его;

3. Формирование ценностно-нормативной структуры в молодой семье несет отпечаток компромисса между поколениями, что позволяет сохранять преемственность и снижает кон-фликтогенность в семьях;

4. Особого внимания заслуживает культура общения родителей и детей, поскольку молодые родители имеют размытое представление о цели и стиле воспитания, у них не отработан социокультурный механизм влияния на личность ребенка в процессе взаимодействия.

Для повышения уровня культуры семейных отношений необходимо:

формирование у молодежи высоких нравственных ценностей и культуры добрачного поведения молодежи;

• широкая пропаганда положительного опыта современной семьи в целом, ответственного материнства, отцовства и детства;

• проведение психологами, социальными педагогами и социальными работниками более широкой просветительской работы по расшире-

сформировались в эпоху СССР, и современным молодым поколением, и это нельзя не учитывать в социальной практике.

нию знаний о семье и детях, детской и тендерной психологии в рамках образовательных программ образовательных учреждений, тренингов, консультаций и иных методов;

• организация «школ молодой семьи», которые позволили бы реализовать систему подготовки молодежи к семейной жизни;

• проведение мониторинговых социологических исследований с целью изучения состояния молодежи, ее настроений и своевременное диагностирование проблем.

1. Федеральный закон от 29.12.2006 г. №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [Электронный ресурс]. — URL: http: //mol7ya.ru/zakon-gospodderzhka.html (дата обращения 11. 09.2014).

2. Тырнова Н.А. Молодая семья в современной России: проблемы и тенденции развития: дис. . канд. социол. наук. — М., 2005 [Электронный ресурс]. — URL: http: //www.lib.ua-ru.net/diss/cont/125863.html (дата обращения 01.10.2014).

3. Указ Президента РФ от 1.06. 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» [Электронный ресурс]. — URL: http: //base.garant.

ru/70183566/ (дата обращения 16.09.2014)

Чукреева Лариса Николаевна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социальных технологий Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: chukreeva_water@mail.ru Chukreeva Larisa Nikolaevna, candidate of sociological sciences, senior lecturer, department of social technology, Eastern-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: chukreeva_water@ mail.ru

Культура семейных отношений

Культура семейных отношений – совокупность знаний, представлений, ценностей и традиций устройства семьи и взаимоотношений в ней, понимание ее назначения и функций, определяющие умение выстроить гуманные и гармоничные семейные отношения.

Семья как один из основных социальных институтов обеспечивает взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Но к семейной жизни нужно систематически и последовательно детей готовить, формируя у них основы семейно-бытовой культуры, которая опирается на систему нравственного воспитания и все компоненты, составляющие базовую культуру личности, включает в себя половое и гендерное: воспитание.

Половое воспитание – систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей; процесс адекватной половой ориентации и идентификации и овладения подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов.

Читать статью  Чтобы любили друг друга до старости: какие вещи нужно разместить в изголовье кровати супругов согласно фэншуй

Задачи полового воспитания:

· правильная половая идентификация (отождествление);

· формирование нравственных межполовых взаимоотношений;

· подготовка подрастающего поколения к семейно-брачным отношениям, воспитание культуры чувств – привязанности, дружбы, любви, верности, долга, заботливости, ответственности, бескорыстия, сострадания и т. п.;

· формирование репродуктивной установки (на рождение и воспитание детей);

· половое просвещение, формирование научных понятий о биологических и социальных проблемах пола, особенностях развития и поведения мужчины и женщины.

Половое созревание – сложный процесс, в котором физиологические изменения не только воздействуют на психику, но и сами в известной мере контролируются сознанием, зависят от образа жизни ребенка. Возникающие у детей неосознанные сексуальные ощущения корректируются путем воспитания чувств, воли, нравственных привычек.

Сексуальное развитие человека – это постепенное развитие, начиная с раннего возраста и до степени, свойственной взрослому человеку, комплекса свойств и качеств, характеризующих половую принадлежность каждого человека. Важнейшая педагогическая задача, с учетом этапов и особенностей сексуального развития ребенка – предупредить гипертрофированный интерес к половому развитию, но не игнорировать его значимость.

Ребенка с раннего возраста надо сознательно программировать на определенную половую роль – мальчика-юноши-мужчины, девочки-девушки-женщины. Это делается в интересах общества и государства, чтобы происходила правильная половая идентификация – отождествление себя с соответствующим полом и формирование ролевого поведения, свойственного этому полу. Происходящие в мире маскулинизация женщин и феминизация мужчин – явление, имеющее негативные последствия в масштабах всего народонаселения Земли.

М. Козакевич описывает три модели полового воспитания.

Рестриктивная(репрессивная). Объем информации: чем меньше, тем лучше. Содержание информации: нельзя делать то-то и то-то, потому, что . и это единственно хороший путь. Общий тон: нет.

Пермиссивная(либеральная). Объем информации: вся информация. Содержание информации: могут быть следующие пути . Все пути хороши. Общий тон: да.

«Золотой середины»(демократическая). Объем информации: необходимая информация. Содержание информации: делай так, а не иначе, ибо . Есть много путей – выбирай лучший. Общий тон: да, но.

В. Е. Коган перечисляет следующие требованияк организации полового воспитания и просвещения:

· использование научных знаний, реальных ситуаций и явлений в качестве примеров;

· соотнесение целей и задач полового воспитания с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых;

· направленность против нежелательных проявлений;

· выработка индивидуальных нравственных приемлемых ориентации и мотивов;

· адресность полового воспитания (по возрасту, полу, социальному и культурному уровню и т. п.);

· последовательность, непрерывность, преемственность процесса полового воспитания;

· доверие к переживаниям и проблемам воспитанников;

· деловое и серьезное отношение к обсуждению проблем пола и секса;

·контроль и поддержка.

В целях полового воспитания целесообразно организовывать совместные коллективные формы работы, совместный отдых и труд мальчиков и девочек с ненавязчивым, но целенаправленным формированием межполовых взаимоотношений, установлением границ возможных отношений, накоплением опыта неполовой любви. Большое значение имеет передача детям и подросткам и усвоение ими на каждом возрастном этапе необходимой информации в области сексуально-полового просвещения.

Определенный процент детей в настоящее время начинает половую жизнь в 12–13 лет, не зная самых элементарных вещей о предохранении от беременности, заражении инфекционными заболеваниями, тяжелых последствиях ранней половой жизни для дальнейшей взрослой жизни, создания семьи, рождения детей.

В современной ситуации половой распущенности, снижения общественного влияния нравственных норм, регулировавших раньше взаимоотношения между полами, бесконтрольности и чрезмерной раскрепощенности средств массовой информации в вопросах половых взаимоотношений (особенно телевидения) роль школы и семьи в вопросах сексуально-полового воспитания и просвещения значительно возросла.

Культура семейных отношений

kultura1

Культура молодой семьи складывается из опыта мужа и жены, который они получили в своих родительских семьях. Каждый их них привносит свои устои и привычки, которые сформировали живя с родителями, впитывая их взгляды на жизнь, на семью, на отношения в паре. Перенимая их поведение, учась на примерах родителей.

И так культура новой семьи (назовем ее Культура-3), формируется из Культуры-1 (семья мужа) и Культуры-2 (семья жены). В каждой из культур есть свои плюсы и минусы. Очень важно, что приносят молодые в свои отношения: плюсы или минусы.

Например, в семье родителей мужа всегда поддерживался порядок, каждая вещь знала свое место, а в семье родителей жены царил творческий беспорядок, и часто, чтобы найти что-то, требовалось время, окрашенное переживаниями и досадой.

Или, в семье мужа все трудности встречались эмоциональными переживаниями, а в семье жены, решались через диалоги и поиск решений.

Если новая семья усвоит минусы старшего поколения, то будет много хаоса и криков, поиска виноватых и накопления обид.

Поэтому необходимо осознанно или неосознанно привносить в семью положительное поведение из родительских семей. Тогда в молодой семье будет порядок и спокойное решение сложных вопросов.

Я помню, как в первый год моего замужества мы вместе с мужем и свекровью поехали в лес за грибами на машине свёкра. Мы уже отъехали далеко от города, как неожиданно камень от встречной машины попал в лобовое стекло, и оно разлетелось на мелкие осколки. Мы остановились. К счастью, никто не пострадал.

kultura2

В тот момент меня больше всего удивила реакция мужа и свекрови. Они были в растерянности несколько минут, потом стали решать, что делать в этой ситуации, возвращаться домой или продолжить поездку в лес.

Не было бурных переживаний по поводу разбитого стекла, которые я ждала, сожалений, где “достать” новое, тогда всё было в дефиците, это было начало восьмидесятых. Именно такие реакции были свойственны моим родителям. Постепенно, я училась новым способам реагирования.

В развитии семейных отношений иногда возникают помехи, которые мы создаем сами. Я бы назвала их «ошибками взаимоотношений», которые можно подразделить на четыре уровня.

Ошибки первого порядка просто лежат на поверхности. Это яркие, эмоциональные проявления, когда супруги пускают стрелы друг в друга в виде оскорблений.

Ошибки второго порядка – это желание воспитать и переделать свою вторую половину под себя, то есть позиция «учителя» в паре.

Ошибки третьего порядка – недоговоренность или умалчивание: «догадается сам», «поймёт без слов» или «промолчу, лишь бы не обидеть».

Ошибки четвертого порядка – осуждение своего супруга в его отсутствие, по сути обесценивание его.

Эти ошибки могут приходить из родительской семьи или других источников. В любом случае они влияют на отношения в паре. Если вы замечаете появившийся дискомфорт в супружеских отношениях, попробуйте проанализировать и отследить, что мешает. Какая ошибка отношений поселилась в вашей паре? Заметив помеху в развитии отношений, вы сможете её устранить.

Это будет формировать позитивную культуру ваших здоровых и крепких отношений в семье и сохранять любовь.

labodina small

Татьяна Василец — врач психотерапевт высшей категории, Директор Центра «Вдохновение», Анапа

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-semeynyh-otnosheniy-v-molodoy-semie

Источник https://studopedia.ru/5_34442_kultura-semeynih-otnosheniy.html

Источник https://psygazeta.ru/rubriki/nashi-otnosheniya/708-kultura-semejnykh-otnoshenij.html