Современная семья — зеркало противоречий и проблем общества
Социальные проблемы семьи
В статье рассматривается социальные проблемы отдельных категорий семей. Сегодня в той или иной социальной помощи и поддержке нуждаются разные типы семей. Поэтому задача состоит в создании семье наиболее благоприятных условий для ее нормального функционирования.
Ключевые слова
Текст научной работы
Семья, являясь наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает практически все социальные проблемы, которые существуют в обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, насилие над детьми и женщинами, юное материнство и многое другое.
Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания [1; 2].
Семья осуществляет следующие функции:
- воспитательную;
- хозяйственно-бытовую – для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья;
- эмоциональную: культурное и духовное общение;
- первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания;
- репродуктивную и сексуальную – это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения [3].
Социальная проблема семьи является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции – переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека – в городе и 3,3 – в селе. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью [4].
Основные социальные проблемы семьи:
- трудное материальное положение семьи;
- ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;
- злоупотребление алкоголем и наркотиками;
- жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
- антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
- социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения [5; 6].
Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты при живых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.
Отказные дети – это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме. Основные причины отказа от ребенка:
- тяжелая болезнь или уродства (около 60 %);
- сложные материальные и бытовые условия (около 20 %).
Существует несколько типов семей:
Среднестатистическая семья: семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.
Молодая семья: здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть – межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.
Вторичная семья: это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов – для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи.
Неполная семья: это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы – это изменение статуса в обществе – низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности.
Многодетная семья: где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений.
Все они в той или иной мере нуждаются в социальной помощи и поддержке [7; 8].
В помощи специалистов по социальной работе могут нуждаться в различных ситуациях даже те семьи, которые не относятся официально к группе риска. Проблемы экономического, психологического, межличностного характера могут нарушать гармонию семейных отношений и привести семью к кризису и краху.
Семейные проблемы могут быть самыми разнообразными: связанными с напряженностью отношений между супругами, между родителями и детьми, с малообеспеченностью, с алкоголизацией и наркотизацией одного или всех членов семьи и так далее. К сожалению, в нашем обществе принято решать проблемы семьи, когда они достигли пика напряженности и конфликтности. Профилактике же семейных дисфункций в предкризисном состоянии внимания уделяется недостаточно. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы сегодня. Иногда сравнительно небольшая помощь, оказанная в нужный момент, может снять напряжение и сохранение стабильности в семье. Даже сравнительно благополучные полные малодетные семьи, не относящиеся официально к группе риска, могут переживать конфликтные и кризисные ситуации и попадать в зону внимания социальных работников и педагогов [8;9].
Типы семейных взаимоотношений:
Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи.
По силе власти в семье кого-либо из супругов, можно выделить несколько типов брака:
- доминирующий муж и пассивная жена;
- доминирующая жена и пассивный муж;
- открытая борьба или соперничество;
- изоляция или эмоциональное отчуждение;
- псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем времени.
- неравные браки, муж намного старше жены или жена старше мужа.
В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где адекватное исполнение ролей мужчины и женщины, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные проблемы, такие, как:
- обвинение, когда один из супругов утверждает, что дефект в другом супруге;
- успокоение, когда супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в нем;
- отвлечение, когда поведение одного из супругов отвлекает его от напряженной ситуации в семье;
- чувство обиды, возникает в том случае, когда один из супругов дает больше, чем получает;
- чувство вины, когда один из супругов получает больше, чем дает;
- паралояльные отношения (ревность, озлобленность, подозрительность) [10].
Примеры: мужчина рано женится на женщине, проявляющей заботу о нем, видит в ней свою мать, или, когда жена уделяет большое внимание детям, а муж ищет заботу на стороне. К дисгармоничным семьям относятся семьи, находящиеся на грани развода.
Развод – это одна из форм прекращения брака путем его юридического расторжения. Стадии распада брака:
- эмоциональный распад, т.е. когда проходит любовь;
- физический распад, прекращение интимных отношений;
- фактический распад, это прекращение совместного ведения хозяйства, единого бюджета, иногда совместного воспитания детей, разъезд и раздельное проживание [11].
Дети – наше будущее, это аксиома. Но она остается мертвой фразой, если мы сегодня не дадим им возможность жить по законам будущего. Детский коллектив – модель общества завтрашнего дня; он не только готовится к жизни, но уже живет. Пусть же эта жизнь поменьше будет обременена пережитками прошлого. Это вовсе не означает, что мы воспитываем беспочвенных мечтателей. Практика показывает, что особенно трудно приходится тем ребятам, кто не имеет твердой основы, кому не на что опереться. Этой нравственной опорой, особенно в первые годы самостоятельной жизни, должна явиться школа, школа с эффективной системой воспитания и специализированные центры по социальной работе с детьми.
В теории конфликта самым лучшим способом его разрешения считается компромисс. Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса между супругами, между родителями и детьми, а также коррекцию поведения и обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии и игровой терапии. Причины конфликтов могут быть разными, поэтому в первую очередь необходимо самым тщательным образом изучить проблемы, существующие в конкретной семье, ознакомиться с особенностями личностей супругов, их семейными и брачными установками. Ведь расхождения в семейно-брачных установках могут довольно долго оставаться не выявленными, а в трудные моменты семейной жизни или под влиянием внешних проблем может обнаружиться, что супруги придерживаются разных взглядов на семью, имеют несовпадающие представления о воспитании детей, решении финансовых и других проблем [12].
Семья, как социальный институт, и малая социальная группа, выполняет важнейшие общественные функции – воспроизводит новые поколения, нравственные нормы и образцы поведения, активно участвует в социализации личности. Следовательно, задача состоит в том, чтобы создать семье наиболее благоприятные условия для ее нормального функционирования [13].
Современная семья — зеркало противоречий и проблем общества
Мясникова, И. С. Современная семья — зеркало противоречий и проблем общества / И. С. Мясникова, Е. Д. Шатохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 458-460. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38428/ (дата обращения: 27.10.2022).
Проблема семьи в современных условиях всестороннего реформирования российского общества, становления демократического, правового государства не только чрезвычайно актуальна, но и отличается определенной сложностью, как в теоретическом, так и практическом отношениях. Данная тематика носит комплексный и межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, включая в себя проблемы трансформации понятия, структуры, форм семьи, развития и изменения институтов родительства, супружества, проблему сиротства, а также вопросы демографической и семейной политики, социальной защиты и социальной работы с современными семьями, отношения молодежи к браку.
Актуальность выбранной темы обусловлена, прежде всего, уникальным значением семьи в воспроизводстве общественной жизни и жизни каждого отдельного человека. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависит стабильность и устойчивость существования общества. Исследователи подтверждают, что семейная жизнь является определяющей чертой человечества, а семья — приоритетной ценностью любого современного общества, поскольку положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются своего рода социальными индикаторами, раскрывающими общее положение дел в стране, реальные перспективы конкретного общества.
Семья. В современном мире отношение к этому институту как основной единице общества неоднозначное. С наступлением третьего тысячелетия современная семья изменилась качественно. Всё чаще встречаются так называемые гражданские браки, увеличивается число детей, рожденных вне брака, с каждым годом уменьшается количество многодетных семей, достаточно велико еще число неполных и неблагополучных семей. Сегодня в семье, как в зеркале, видны все противоречия и проблемы общества [1].
Как известно (к сожалению или к счастью), осуществляющаяся в старших классах подготовка к семейной жизни является последним по времени этапом формирования юношей и девушек как мужей и жен, непосредственно предшествующим их соответствующему поведению. Далеко позади осталось серьезно предопределяющее их взрослую жизнь прямое усвоение родительского опыта в общении со взрослыми членами семьи и неизбежных для дошкольного возраста ролевых играх; незаметно прошел период расширения этого опыта во внутри- и внешкольном общении, и вот уже на повестку дня настоятельно встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в их семейной жизни. И естественно, возникает вопрос: а что же должно входить в «список» этого необходимого?
По мнению специалистов в этот «список» входит повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью; увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение психологической готовности юношей и девушек к браку; предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основным проблемам взаимоотношений между супругами; наконец, освещение вопросов наиболее рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи [2].
Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т. к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников [3].
Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.
Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.
Важно разобраться, что же происходит с семьей сегодня? Каково ее будущее?
Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей — 15 %), сознательный отказ от рождения единственного ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.
Причина кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические — такие как потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда — являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей — трудные дети, трудные подростки, из числа рекрутируются юные правонарушители.
Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер [4].
Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи — персоналитарную (от лат. persona — особа, личность) о означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе.
Важной задачей для семьи и общества является урегулирование и профилактика межпоколенных конфликтов, особенно в социально недозволенных формах проявления, приводящих к негативным последствиям для личности, семьи и общества. Для этого необходимы как государственные, общественные меры, так и личные. Государство и общество должны помогать молодым семьям в решении жилищных проблем, важность решения экономических проблем (низкая заработная плата, безработица, удорожание жизни). Необходимо участие государства в развитии социального обслуживании семьи, семейного консультирования [5]. Необходимыми условиями этого считаю стабильность в государстве, соответствующую законодательную базу, правоохранительные нормы. От семьи и личностей требуется взаимопомощь поколений, повышение культуры взаимоотношений в семье. Притом, что треть населения полагают, что в семье поколения могут самостоятельно урегулировать свои отношения, без постороннего вмешательства, некоторые обращаются за помощью к авторитетным членам семьи, старшим представителям рода. Многие обратились бы к специалистам: психологам, социальным работникам, юристам, педагогам, в отдельных случаях — к медицинским работникам и сотрудникам милиции. Это также указывает на важную роль социальных служб в оказании всесторонней помощи семьям, на необходимость укрепления семейной политики в целом.
Семейная политика государства признается не только одной из актуальных проблем современного общества, но и является предметом острых научных дискуссий.
Семейная политика как разновидность социальной политики по укреплению семьи с детьми и семейного образа жизни должна, разумеется, отличаться от политики в других сферах социальной жизни, и прежде всего по своим принципиальным целям, а не по тому, что эта политика действует в своеобразной сфере, непохожей на все остальные. Политика, направленная на повышение уровня жизни, остается таковой и среди одиночек, и среди семей. Точно также нельзя включать в семейную политику охрану здоровья матери и ребенка — это политика в области здравоохранения. Меры, регламентирующие режимы труда и отдыха, условия работы женщин матерей и беременных женщин, — это охрана материнства и детства в рамках социальной политики в области труда и занятости.
Рассматривая вопрос о сущности семейной политики, хотелось бы отнести к таковой все те социальные воздействия на семью, которые изменяют ее положение в обществе как социального института среди других социальных институтов. Конечно, для этого должны быть известны тенденции социальных процессов и изменений, их оценка с точки зрения общепринятых ценностей существовании человека и человечества. Во всяком случае, семейная политика должна быть направлена на успешное функционирование семьи, взятой в качестве социального института (а не массы отдельных семей). Социальный институт семьи на макроуровне характеризует само состояние общества и успех социальной системы в целом. Сохранение последней, ее адаптация к окружающим условиям происходит эффективнее, если жизнеспособны порожденные ее социальные институты, отвечающие за выполнения одной или нескольких из числа доставшихся им функций системы. Институт семьи представлен определенной семейной структурой населения, выражающей не просто пропорции состоящих и не состоящих в браке групп, но и направленность образа жизни людей на семью и семейность. Другими словами, то или иное функционирование института семьи в обществе, раскрывает, в какой мере образ жизни является семейным или внесемейным, в какой мере происходящее в социальной системе изменения укрепляют или ослабляют семейный образ жизни. Исходя из этого, и семейная политика в самых общих чертах должна содействовать сохранению семейного образа жизни и нейтрализовать тенденции, препятствующие этому [6].
К сожалению, политическая и экономическая ситуация в стране не способствует пониманию семейной политики как преобразования всего строя жизни, ценностных приоритетов. Но если общественное мнение иногда проявляет интерес к специальной семейной политике, то оно не выходит за пределы улучшения материальных условий жизни, т. е. за рамки тактических задач. Проведение просемейной политики предполагает также существенную корректировку других видов социальной политики (жилищной, образовательной, здравоохранительной и т. д. и т. п.).
Определение целей семейной политики, ее стратегии и тактики, а тем более ее проведение — не одномоментный акт, а социальный процесс, развернутый во времени, затрагивающий всех и вовлекающий в себя как органы государственной власти, так и широкие слои населения, социальные и территориальные общности, партии, общественные движения, группы и объединения. Поэтому программы семейной политики государства — это всегда компромисс между устремлениями различных социальных групп и различными научными концепциями, взятыми за основу при их разработке.
Это компромисс, в конечном итоге, между двумя парадигмами общественной жизни — той, которая отстаивает сложившееся положение вещей (массовую малодетность и многоразводность) с позиций «здравого смысла», и парадигмой кризиса семьи, выступающей против общепринятых ценностей и практики малодетности [7]. Различие между этими парадигмами обнаруживается не только в научных теориях и концепциях, но и в массовой психологии, в поляризации общественного мнения, в противостоянии политических группировок. Это различие отношений задевает всех и никого не оставляет равнодушным — поэтому столь сильно научное противостояние в социологии семьи между фамилистами и всеми остальными интерпретаторами семейных изменений.
1. Антонова А. И. Социология семьи. Учебник для вузов М, 2005.
2. Вдовина М. В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье // Социс, 2005.
3. Лыткина Т. С. Трансформация семье и домашнее хозяйство // Социс, 2008. № 5.
4. Варламова С. Н. Брачный договор в России: от прошлого к будущему // Социс, 2008. № 1.
5. Шевченко И. О., Шевченко П. В. Большая семья — какая она? // Социс, 2005.
6. Ярмиева Р. М. Роль семьи в формировании и развитии языка // СОЦИС, 2008. № 5.
7. С. В. Ковалев — Психология семейных отношений, Москва, 1987 г.
Основные термины (генерируются автоматически): семейная политика, семья, общество, отношение, ребенок, семейная жизнь, семейный образ жизни, социальная политика, функция семьи, заработная плата.
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
Семья – это то, с чего все начинается. В жизни каждого из нас семья – это люди, с которыми мы встречаемся в первый раз в своей жизни. Именно в семье человек проводит свои первые годы, на протяжении которых набирается навыков и на протяжении которых формируются нормы поведения человека.
Просто создать семью недостаточно, нужно уметь правильно воспитать своих детей, сохранять в семье тепло и любовь. Семья должна являться опорой для каждого человека. Для человека не должно быть лучше общества, чем семья. В трудные моменты в своей жизни человек всегда должен иметь тех людей, которые смогли бы ему помочь, дать совет и просто поддержать. Бывает, что у человека нет семьи? Думаю, что не бывает, потому что даже если у человека нет биологических родителей и родственников, у человека могут быть близкие люди, которые смогут заменить ему семью и быть для него опорой.
Семья – это то место, где человек находит поддержку и понимание, где он узнает как вести себя, как общаться с окружающими его людьми. К сожалению, в современном обществе в семьях часто встречается такое, что родители отстраняют себя от процесса воспитания детей. Некоторые нанимают нянек, а некоторые просто оставляют детей бабушкам, дедушкам или в детских садах. Некоторые родители занимают своих детей мобильными телефонами и компьютерами. Это приводит к тому, что ребенок отдаляется от природы и общения, в результате чего становится одиноким и закрытым.
Выделяются основные модели воспитания:
•Диктатура. Родители воспитывают детей так, как по их мнению, должен выглядеть человек.
•Сотрудничество. Воспитания ребенка в хорошей обстановке. Присутствие совместного развития и времяпровождение с родителями.
•Опека. Попытки защитить ребенка от общества, от «грязи» в обществе, впоследствии чего ребенок, став взрослым, осознает, что не приспособлен к жизни.
•Невмешательство. Невмешательство родителей в жизнь ребенка в целях сделать его более самостоятельным и подготовленным к жизни в обществе.
Существует много методов воспитания в семье, самое главное – это понять, что в семье всегда должны быть хорошие взаимоотношения и уютная атмосфера. Дети, воспитанные в неблагополучной семье приобретают психические расстройства и чаще всего бывают несчастны.
Отношения между членами семьи, чувства, которые они питают друг к другу, отношение к ребенку – это всё создает среду для нравственного формирования личности. В процессе формирования личности именно семья играет важнейшую роль. С рождения у ребенка формируются черты характеры, привычки и нормы поведения в обществе. Поведение ребенка, его характер напрямую зависит от отношений и обстановки в семье, в которой он растет. Чтобы вырастить творческую, культурную и высоконравственную личность, родители должны подавать хороший пример своим детям, делиться с ними опытом и знаниями, ну и конечно же, делиться добротой и любовью. Именно в семье закладываются основы личности. Всё приобретенное в семье, человек проносит через всю свою жизнь.
Таким образом, именно семье принадлежит основная роль в формировании нравственности человека. Семья создает личность, но может и разрушить её. Семья может как укрепить, так и подорвать психическое здоровье членов. Чем лучше семья, тем лучше воспитание ребенка, лучше его нравственные качества. Родители – самые первые воспитатели, именно в их руках здоровье ребенка, его психическое состояние, его черты и качества. Между родителями и детьми должны быть добрые и теплые отношения. Отношение человека к миру, его взгляды на жизнь, его отношение к людям напрямую зависит от отношений в семье, от обстановки, в которой воспитывался человек. И даже то, по какой дороге человек пойдет, как он построит свою карьеру и будущую семью, тоже зависит от воспитания, которое давалось ему в семье.
Списоклитературы
Афонин И.Н. Здоровый и счастливый ребенок. – СПб: Питер, 2009. – 189 с.
Бердникова Ю.Л. Семейная жизнь на 5+. Гармония семейных отношений. Жизненные циклы семьи. Семейные конфликты и пути их разрешения. – СПб: Наука и техника, 2008. – 224 с.
Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб: Питер, 2008. – 176 с.
Эйдемиллер Э.Г. Психология семьи и психотерапия семьи. – СПб: Питер, 2009. – 672 с.
Источник https://novainfo.ru/article/6577
Источник https://moluch.ru/archive/137/38428/
Источник https://scienceforum.ru/2017/article/2017037045