Развод в семье влияние развода на ребенка

24 июля, 2022 0 Автор ewermind

 

Содержание

Как дети разного возраста переживают развод родителей?

Когда мама с папой расстаются, крайним оказывается ребенок. Ему сложно смириться с «непогодой» в семье, и он, в зависимости от возраста, может дать соответствующую ответную реакцию. В чем она проявляется, и что сделать родителям для того, чтобы развод прошел без последствий для малыша?

Влияние развода на детей от рождения до 1,5 лет

В младенчестве дети могут ощущать напряженную обстановку дома (и между родителями), но в силу возраста не понимать сути конфликта. Если тяжелая атмосфера сохраняется, у детей могут появляться признаки раздражительности, эмоциональной нестабильности и даже задержки в развитии.

Как помочь детям в возрасте от 0 до 1,5 лет пережить развод родителей?

График малышей этого возраста построен на последовательности одинаковых действий и каждодневной «рутине», поэтому во время развода и после него важно поддерживать привычный распорядок дня, особенно в отношении сна и еды.

Пускай малыша всегда сопровождают его любимые игрушки. Постарайтесь уделять ему дополнительное время. Положитесь на помощь друзей и семьи и убедитесь, что вы достаточно отдыхаете!

Влияние развода на детей от 1,5 до 3 лет

В первые годы жизни самой главной связью в жизни малыша являются его отношения с родителями, поэтому ребенку трудно принять любой разлад в семье.

Более того, дети в этом возрасте эгоистичны и могут даже думать, что являются главной причиной расставания родителей. Малыши становятся плаксивыми, требуют больше внимания, начинают сосать большой палец, отказываются от горшка, испытывают проблемы не только со сном, но и не хотят спать одни, а также боятся оказаться брошенными.

Как помочь детям в возрасте от 1,5 до 3 лет пережить развод родителей?

Взрослые должны по мере возможности совместно работать над тем, чтобы после разрыва у ребенка сформировались свои ритуалы и традиции с каждым из родителей. Важно проводить качественное время с ребенком, уделять ему особое внимание и не бояться просить друзей и родственников о помощи.

Обсудите с ребенком, что он чувствует (если он достаточно взрослый, чтобы говорить), вместе прочитайте книги на тему расставания. Убедите малыша в том, что он не несет никакой ответственности за развод.

Влияние развода на детей в возрасте от 3 до 6 лет

Дошкольники не понимают всего «механизма» развода и не хотят, чтобы родители разлучались — вне зависимости от того, насколько напряженной является обстановка в доме. Фактически, им сложно принять развод потому, что они подспудно ощущают свое бессилие перед решением родителей.

Как и малыши, дошкольники считают, что в конечном итоге они несут ответственность за разрыв родителей. Они могут испытывать неопределенные чувства по поводу будущего, держать гнев внутри себя, страдать от навязчивых мыслей или кошмаров.

Как помочь детям в возрасте от 3 до 6 лет пережить развод родителей?

Взрослые должны стараться, насколько это возможно, максимально открыто и положительно относиться к грядущим изменениям, ведь дошкольники чувствительны к настроениям родителей.

Детям нужен кто-то, с кем они смогут обсудить происходящее (бабушка или дедушка). Прочитайте вместе книги, рассчитанные на дошкольный возраст и посвященные теме развода.

Дети в возрасте 3-6 лет должны чувствовать себя в безопасности и знать, что они будут продолжать встречаться с родителем, который переедет. Установите расписание регулярных посещений и старайтесь его придерживаться.

Влияние развода на детей в возрасте от 6 до 11 лет

Если дети школьного возраста выросли в комфортной, доброжелательной среде, вполне естественно для них бояться остаться без мамы или папы.

Дети младшего школьного возраста (от 5 до 8 лет) не понимают смысла развода и могут чувствовать, что их родители разъезжаются не друг от друга, а от них. Они могут переживать по поводу расставания с отцом отца (если остаются жить с матерью) и мечтать о том, чтобы взрослые воссоединились. На самом деле, дети часто верят в то, что могут спасти брак родителей.

Дети от 8 до 11 лет могут занять позицию одного из родителей и начать «дружить» против другого, обвиняя его в разладе. Они нередко говорят взрослым, что они злые и эгоистичные. Дети по-разному дают выход своим чувствам: мальчики — накидываются на одноклассников, дерутся, девочки — испытывают беспокойство, отстраненность или депрессию.

У детей может начаться расстройство желудка или головные боли. Школьники даже иногда могут симулировать симптомы заболеваний, лишь бы остаться дома после занятий, никуда не идти.

Как помочь детям в возрасте от 6 до 11 лет пережить развод родителей?

Младшие школьники могут испытывать чувство утраты и отторжения, именно поэтому взрослым очень важно вернуть ребенку ощущение безопасности и высокой самооценки. Для этого оба родителя должны по отдельности проводить время с ребенком, проговаривать их чувства, убеждать в том, что никогда не бросят.

Объясните, что развод был общим решением взрослых, и воздержитесь от обвинений другой стороны. В эти непростые для всей семьи времена важно поддерживать регулярный график посещений.

Помогите ребенку почувствовать себя значимым и полезным — поощряйте его участие в различных мероприятиях, соревнованиях, ведь школа, дружба и внеклассные занятия в этом возрасте играют особенно важную роль.

Психология и влияние развода: как дети переживают расставание родителей?

foto15063-1 (5)

Развод родителей редко идет во благо ребенку. Расставание взрослых полезно в ситуациях, когда малыш или подросток регулярно испытывает стресс из-за ссор, конфликтов, асоциального образа жизни одного родителя.

Но такие ситуации редки. Большинству детей распад полной семьи причиняет серьезную психическую травму.

Детские переживания, страхи отрицательно сказываются на самочувствии и поведении, негативно влияют на будущую роль супруга и родителя. То, как реагируют, поступают, говорят отец и мать, либо уменьшает страдания ребенка, либо усугубляет проблему.

Что чувствует и думает?

foto15063-1 (2)

Дети наблюдательны. Они понимают, что в семье есть конфликт и недомолвки, задолго до решения о разводе.

Многие малыши и подростки не выражают открыто мысли, опасения, переживания. Но они испытают множество сложных, противоречивых, гнетущих чувств. Типичные реакции, мысли, переживания:

  • отказ принять происходящее;
  • отрицание распада семьи;
  • отчуждение от одного или обоих родителей;
  • злость, гнев, ярость;
  • беспокойство из-за неопределенности будущего;
  • страх лишиться любви и внимания;
  • потеря чувства стабильности;
  • идея собственной вины;
  • ощущение одиночества, ненужности;
  • беспомощность из-за невозможности изменить ситуацию.
Читать статью  Консультация «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»консультация

Мысли и чувства детей проявляются по-разному. В зависимости от возраста, особенностей характера, обстоятельств развода ребята становятся угрюмыми, замкнутыми, подавленными. У них могут возникать мысли о бессмысленности жизни и самоубийстве. Подростки нередко становятся агрессивными, вовлекаются в разрушительное поведение – прием наркотиков, употребление алкоголя, сексуальную жизнь.

Важно! Негативные реакции проявляются интенсивно, если бракоразводный процесс внезапный, неожиданный. Дети сильно страдают, если один из родителей отказывается от обязанностей.

Как реагируют в зависимости от возраста?

Крохи до 5 лет имеют некоторое представление о роли взрослых в их жизни. При разводе они чувствуют, что их предали, забыли, что они не нужны маме и папе. Возникает боязнь остаться без поддержки авторитетных лиц. Родителям следует поговорить в обнадеживающей манере. Дошкольникам важно чувствовать себя любимыми, понимать, что, несмотря на происходящие изменения, мать и отец будут проявлять заботу.

foto15063-1 (6)

Дети от 6 до 8 лет лучше понимают ситуацию. Они задают вопросы, которые передают чувства, опасения. В этом возрасте начинают развиваться отношения вне дома.

Это окрашивает мышление и реакции дошкольников.

Они сравнивают происходящее в семье с примерами приятелей. Их тревожит мысль, почему родители расстались. Ребенок ищет аргументы, подтверждающие его виновность в распаде семьи.

Он страдает от беспомощности из-за невозможности возвратить былое.

Когда ребенку исполняется 9 лет, способности к суждению становятся сфокусированными. Дети любопытны к происходящему в мире. Но у них отсутствует эмоциональный контроль. Ребята могут винить в разводе одного родителя, занимают сторону или мамы, или папы. В зависимости от сделанного выбора они избегают контактов с другим родителем или ведут себя умышленно непристойно.

От 12 до 14 лет дети усваивают сложные идеи, связанные с взаимоотношениями мужчины и женщины. Эмоциональные устои терпят крах из-за скачков гормонального фона. Распад семьи приводит к резким перепадам настроения. Сейчас они плачут от ощущения потери, рыдают из-за обиды. Через час они враждебны, конфликты, агрессивны.

Спустя некоторое время погружаются в депрессию, отказываются от общения. Через небольшой временной отрезок девочка или мальчик веселится, забыв о недавнем разводе родителей. Однако в глубине души дети сильно нуждаются в любви, внимании, эмоциональной поддержке значимых взрослых.

Подростки старше 15 лет находятся на пути к независимости. Они пытаются справиться с эмоциональной травмой развода самостоятельно. Некоторые юноши и девушки отгораживаются от родителей, стараются найти утешение в молодежных коллективах. Этот период – этап нездоровых попыток: пробы наркотиков, сигарет, алкоголя, половых связей. Старшие школьники перестают интересоваться учебой, утрачивают мотивацию к развитию.

Подростковый дух бунтарства проявляется вандализмом, вступлением в секты, инициацией грубых издевательств над сверстниками, кражами, драками. Юноши и девушки демонстрируют ненависть, презрение к родителям, которые не сохранили полноценную семью. Сообщения взрослых должны быть последовательными и любящими, несмотря на гнев, получаемый взамен.

Каковы краткосрочные психологические эффекты?

То, как маленькая личность справляется с переживаниями, зависит от ряда факторов: качества взаимодействия в семье до развода, насколько интенсивный и противоречивый бракоразводный процесс, как хорошо взрослые сосредотачиваются на потребностях малышей. Каждый ребенок реагирует по-разному, но есть некоторые модели поведения, типичные для всех разводов.

Отказ повиноваться

foto15063-1 (1)

Дети перестают слушаться взрослых, не исполняют справедливые требования, не реагируют на важные замечания.

Протест усугубляется, если отдельно живущий родитель опаздывает на встречу, не выполняет обещания, не уделяет требуемого внимания.

Малыши нередко устраивают истерики, ломают игрушки, кидают предметы. Дети дошкольного возраста часто разыгрывают близких, пытаются спровоцировать раздражение у родителей.

Школьники отказываются выполнять правила учебного заведения: прогуливают уроки, не выполняют домашние задания, препятствуют работе педагогов. Склонность к неповиновению – механизм, призванный привлечь внимания окружающих, срабатывающий при дефиците любви.

Отрицание

Этот элемент психологической защиты часто встречается у малышей. Отрицание проявляется в упорном отказе принять реальные обстоятельства. Дети используют ложь, придумывание нелепых историй как способ выразить переживания. Часто ребенок искренне верит в правдоподобность «сказаний». Путем фантазирования он старается минимизироваться дискомфорт от разлуки с одним родителем.

Злость

Выражается вербально через оскорбления, критику, так и через физические действия. Дети набрасываются с кулаками на братьев и сестер, родителей, приятелей. Карапузы царапаются, кусаются, чтобы избавиться от нервного напряжение. Злость толкает школьников на организацию буллинга. Путем издевательств над слабым ребенок выплескивает негодование по поводу произошедшего развода.

Враждебность

Часто сосредоточена на взрослом, который оценивается как ответственный за разрушение семьи. Малыш отказывается от общения с этим родителем. При встрече умышленно игнорирует вопросы, ведет себя дерзко и вызывающе.

Депрессия

Расстройство возникает, если человек долго сдерживает, вытесняет, подавляет эмоции. Признаки депрессии – социальная изоляция, вялость, проблемы со сном, отказ от еды, отсутствие интереса к обычным делам. Если подросток принимает на себя вину за распад семьи, не видит перспектив, могут возникнуть суицидальные идеи.

Обвинение

foto15063-1 (3)

Дети не только укоряют родителей, но и подсознательно принимают ответственность за разрушение семьи на себя.

Чувство собственной виновности возникает, когда человек убеждается, что собственные действия стали причиной разногласий.

Идеи вины лишают смысла жизни. Ребенок перестает интересоваться происходящим, поскольку убежден в ничтожности, неспособности быть полноценным членом общества.

Испытания на верность

В поисках утешения маленькая личность пытается проверить чувства близких. Малыш навязывает взаимодействие между взрослыми с целью восстановить семью. Если ребенок принимает на себя роль миротворца, он может симулировать симптомы болезни, чтобы привлечь к уходу обоих родителей.

Регресс

Некоторые дети возвращаются к поведению, характерному для раннего возраста. Например, школьник ведет себя как трехлетний малыш, чтобы сыскать любовь ближних. Регресс – способ вспомнить время, когда существовала цельная семья, попытка избежать нынешней конфликтной атмосферы.

Что желает видеть малыш в маме и папе?

Чтобы предупредить негативные последствия распада семьи для психики ребенка, необходимо посмотреть на ситуацию с его точки зрения. Типичные мысли, желания детей:

  • Необходимость, чтобы оба родителя участвовали в жизни. Уделяли внимание, звонили, писали, интересовались происходящим.
  • Отсутствие ссор. Ребенок хочет, чтобы взрослые ладили между собой, смогли договориться, прекратили вражду.
  • Возможность проводить время с мамой и папой. Малыш любит обоих родителей, хочет наслаждаться совместным времяпровождением.
  • Нежелание быть посредником. Ребенку не приятно быть в качестве почтового голубя, доставляющего сообщения конфликтующим сторонам.
  • Запрет на критику и обвинения. Ребята не готовы слышать грубости, ругательства, оскорбления в адрес другого родителя. Они хотят доброты в словах.

Как влияет на психику в зависимости от возраста?

Признаки негативного эмоционального состояния проявляются по-разному в зависимости от возраста.

Дошкольников

foto15063-1 (7)

Младенцы и малыши становятся назойливыми. Возникают трудности с засыпанием и поддержанием сна. Они отказываются ходить на горшок, ведут себя некрасиво за столом.

Родитель, воспитывающий кроху, столкнется с истериками, плачем, всплеском антиобщественных действий.

Дети от 3 до 5 лет могут сосать палец, откусывать ногти, отказываться ходить в туалет. Из-за страха быть брошенными карапузы не отпускают ни на шаг мать или отца. Они испытывают беспокойство перед сном, страдают от пугающих сновидений. Малыши часто проявляют агрессию к родителю, с которым живут.

Младших школьников

Дети от 6 до 8 лет страдают от приступов неукротимого плача, глубокой печали, ощущения себя брошенными, ненужными, отвергнутыми. Имеют бурные фантазии о примирении. Возникают проблемы с контролем над импульсивным поведением.

Дети от 9 до 12 лет сильно обижаются на родителей. Переживания отражаются на физиологическом уровне в виде проблем со здоровьем, таких как головные боли, расстройства пищеварения, аллергические реакции. Младшие школьники часто стыдятся за случившийся развод, особенно, если отец ушел из семьи к другой женщине. Некоторые в этом возрасте экспериментируют с наркотиками или алкоголем, убегают из дома, чтобы спастись от тревожных мыслей.

Подростков

Подростки испытывают страх перед будущем. Они беспокоятся о собственном браке. Изменяются представления о любви, верности, преданности. Их преследует чувство одиночество. Подростки убеждены, что окружающие их не понимают, родители не хотят учитывать их потребности.

Возникают проблемы с успеваемостью. Из-за отсутствия концентрации внимания они не способны выполнять типичные задания. Девушки и юноши жалуются на хроническую усталость. Они обращаются к наркотикам, алкоголю, чтобы притупить душевную боль.

Последствия

Проблемы, связанные с разводом родителей, нередко отражаются во взрослой жизни детей. Возникает трудность во взаимодействии с противоположным полом из-за отсутствия доверия к избраннику. Дети, выросшие в неполной семье, убеждены, что каждый человек способен на предательство, измену. Недоверие, подозрительность делает проблемным создание счастливой семьи.

Читать статью  Брачно-семейные отношения в древней Руси

Ребята, воспитанные разведенными родителями, не рассматривают брак как постоянный и долгосрочный союз. Они не способны соблюдать пожизненные обязательства, нередко меняют партнеров. Нестабильность в отношениях прослеживается не только в браке, но и в период свиданий.

foto15063-1 (4)

Мужчины, которые росли с матерью без отца, более враждебны к лицам своего пола. Они рассматривают парней, не как конкурентов в борьбе за сердце понравившейся дамы, а в качестве врагов.

Они часто становятся патологическими ревнивцами, стремятся контролировать спутницу жизни, устанавливают нелепые ограничения на круг общения.

Другие мужчины, воспитанные без папы, действуют как спасатели по отношению к понравившимся женщинам. В зрелом возрасте они нередко берут «опекунство» над молоденькими девушками, становясь щедрыми, но требовательными к порядочности покровителями.

Если мужчина в детстве жил в доме отца без материнской любви, он переносит ненависть на спутницу жизни. Это недружелюбный, неуступчивый, циничный и критичный супруг, высмеивающий жену за малейшую оплошность. Такой человек склонен к совершению актов домашнего насилия.

Женщины из разведенных семей в собственном браке будут чрезмерно кроткими или слишком доминирующими. В первом случае они хотят видеть в избраннике доброго, заботливого отца, которого уважают, боготворят. Они редко противоречат супругу, занимая позицию жертвы.

При ином варианте женщины стремятся подчинить волю мужчины. Девочки, воспитанные с установкой, что от парней необходимо брать по максимуму становятся властными, эгоистичными, меркантильными персонами, думающие исключительно о собственном удобстве.

Взросление в неполной семье увеличивает вероятность:

  • споров и разногласий с супругом, неуступчивости, неспособности пойти на компромисс;
  • капризности, демонстративного поведения;
  • неверности или ревности;
  • чрезмерного употребления алкоголя, приема наркотиков.

Некоторым людям не удается наладить качественные романтические узы. Они не заводят семью, страдают от одиночества. Другие импульсивно бросаются в несчастливые браки, обрекая собственных детей на страдания.

Когда родители разводятся после совершеннолетия детей, молодым людям легче удается преодолеть стресс. Девушки и юноши в дальнейшем способны создать собственные семьи, но в их браках типичны манипуляции, что ухудшает семейную динамику. Когда взрослые дети имеют собственное твердое мнение на развод родителей, могут возникнуть напряженность в отношениях. Поскольку зрелые личности склонны отстаивать твердую точку зрения, это вызывает непонимание, гнев, конфронтацию.

Почему труден?

Развод часто сказывается на финансах. Для неработающих или мало зарабатывающих женщин расставание с мужем приводит к необходимости делать выбор, куда направить средства. Сокращается бюджет на одежду, развлечения, путешествия. Под вопросом становится оплата услуг репетиторов ребенку, посещение платных секций. Развод может потребовать переезда в менее комфортную квартиру. Ухудшение материального положение влияет на благополучие ребенка.

Дочь или сын, оставшиеся с необеспеченной матерью, часто винят ее в снижении качества жизни. Они требуют привычных обновок, модных гаджетов, дорогостоящих забав. Детям сложно отказывать себе в покупке сладостей, когда раньше имели достаточно карманных денег. Некомфортно чувствуют себя подростки, которые из-за материальных трудностей не могут выглядеть модно, как сверстники. Они стыдятся старых телефонов, отсутствия дорогой компьютерной техники.

Важно! Исследования показали, что подростки, столкнувшись с финансовыми сложностями, начинают употреблять алкоголь, марихуану, табак. Нередко юноши идут на мелкие преступления, стремясь пополнить личный бюджет.

Повторный брак одного из родителей после развода сильно травмирует детскую психику. Ребенок сравнивает отчима или мачеху с биологическим родителем, причем такое сравнение проводится не в их пользу. Нередко дети начинают плести интриги против нового взрослого в семье. Им трудно примириться, что место любимого предка занял посторонний человек.

Видео по теме

О том, как дети переживают развод родителей, рассказано в видео:

Заключение

Расставание родителей – потрясение для ребенка независимо от его возраста. Малыш или подросток испытывает негативные или противоречивые эмоции, которые проявляются в изменении поведения. Чуткость, любовь, внимание взрослых – основа для психического благополучия детей.

Наука конфликтной компетентности. Как на ребенка влияет развод и как защитить его от негативных последствий

Развод и сопутствующие ему семейные конфликты влияют не только на саму пару, но и на детей — если они есть. В каких случаях развод негативно влияет на ребенка и как с опорой на современные исследования предотвратить психологические последствия распада семьи? Разбирается Соня Вередина.

С 1970-х годов во всем мире наблюдается общая тенденция к росту числа разводов. Однако рост значительно варьируется в отдельных странах.

Источник

По сравнению с данными за 2020 год количество разводов в России увеличилось на 20,8%. По данным Росстата, в среднем в России каждый месяц 50 тысяч пар принимают решение о разводе.

Наиболее распространенными причинами развода являются экономические факторы, ролевые конфликты, стремление к независимости, алкоголизм партнера, сексуальная несовместимость, неудовлетворенность социальными, интеллектуальными или хозяйственно-бытовыми навыками партнера.

Процесс развода обычно влечет за собой многочисленные события, которые большинство детей воспринимают как стрессовые. Эти стрессоры, в свою очередь, увеличивают риск негативных эмоциональных, поведенческих и медицинских последствий для детей. Тяжесть и продолжительность этих негативных последствий различаются в зависимости от наличия смягчающих и защитных факторов в жизни детей. К защитным факторам можно отнести ресурсы самого ребенка, например самоэффективность, навыки преодоления трудностей, а также социальную поддержку, особенно со стороны родителя.

Результаты метаанализа исследований показали, что дети, пострадавшие от родительского развода, имеют более высокий риск развития психических заболеваний (включая эмоциональные и поведенческие расстройства, депрессии, тревоги), суицидальных мыслей, попыток самоубийства, курения и злоупотребления психоактивными веществами.

Известно, что степень влияния развода на ребенка зависит от качества родительских отношений и способа реализации развода. Конфликтные ситуации возникают во всех семейных отношениях и не обязательно негативно сказываются на детях. Наиболее важно здесь то, как родители преодолевают разногласия.

Конфликт, который разрешается совместно, с помощью переговоров, рассуждений и активного слушания, связан с более положительным влиянием на ребенка.

Результаты исследований показали, что дети, которые столкнулись с более высокими уровнями межродительского конфликта, как правило, оценивают такие конфликты значительно негативнее и воспринимают их как более угрожающие.

Чтобы определить характеристики, которые делают родительский конфликт более или менее стрессовым для детей, исследователи изучили немедленную реакцию детей на стандартизированные аудио- или видеозаписи взаимодействий, которые варьировались в зависимости от конкретных аспектов конфликта. Эти исследования показали, во-первых, что степень гнева и агрессии, проявляемых во время разногласий, влияет на то, насколько дети расстроены и насколько опасным они считают конфликт. Во-вторых, дети чувствительны к тому, насколько хорошо разрешаются конфликты. Хотя их разрешение не может полностью устранить последствия наблюдения агрессии и враждебности, эффективное преодоление конфликтов существенно снижает уровень стресса у детей.

Наконец, разногласия по поводу проблем, связанных с детьми, как правило, вызывают больше самобичевания и попыток вмешаться в конфликт и теснее связаны с негативными последствиями для ребенка, чем конфликты по темам, которые детей не касаются. Исследования также показали, что у детей стрессовые реакции на конфликт уменьшались даже тогда, когда извинения произносились гневным тоном и когда родители говорили ребенку, что конфликт скоро разрешится.

Несмотря на то, что конфликта иногда нельзя избежать, им можно научиться управлять.

Конфликтная компетентность подразумевает способность человека развивать и использовать когнитивные, эмоциональные и поведенческие навыки, которые повышают продуктивные результаты конфликта при одновременном снижении вероятности эскалации или вреда.

К полезным навыкам решения конфликтов можно отнести уважительный тон и громкость голоса, желание услышать и понять точку зрения другого человека, уточняющие вопросы без навязывания своей точки зрения, непредвзятость, открытость к дискуссии.

Распространенные ошибки, которые могут усугубить конфликтную ситуацию:

1. Использование невербальных подсказок

Использование невербальных подсказок или тонких комментариев с верой, что они могут успешно решить конфликт, является неудачной стратегией.

Это может относиться к ситуациям, когда вместо того, чтобы высказать человеку словами свое недовольство, мы решаем намекнуть ему об этом через движения, жесты или мимику.

2. Неискренняя доброжелательность

Большинство людей замечают неискренность и чувствуют, что ими манипулируют, что усугубляет ситуацию и уменьшает шансы на мирное разрешение конфликта.

3. Эгоистичная справедливость

Вместо того чтобы решать, что справедливо с позиции нейтралитета, мы акцентируем внимание на том, что было бы наиболее справедливо по отношению к нам, а затем оправдываем это предпочтение на основе справедливости.

Читать статью  Технология «Родительский консилиум»

Однако нужно признать, что все мы предвзято воспринимаем справедливость и каждая сторона конфликта обычно считает, что права она.

4. Агрессивное поведение

Агрессивное поведение подразумевает крики, оскорбительные выражения, запугивание и физически агрессивные действия.

5. Пассивно-агрессивное поведение

Пассивно-агрессивное поведение включает в себя преднамеренное недопонимание, нетерпение к вопросам, расовые, общие или религиозные шутки и подразумеваемые угрозы.

6. Избегание

Без прямого обсуждения и действий конфликты редко исчезают сами по себе, наоборот, они могут усиливаться, становясь более сложными и разрушительными.

Многие дети испытывают чувство утраты, когда один из родителей покидает семейный дом, но некоторые ощущают облегчение.

Когда домашняя обстановка вызывает сильный стресс, развод может снизить его уровень у детей, что приведет к улучшению их психоэмоционального состояния.

Напротив, для детей, в чьих семьях был низкий уровень конфликтных отношений, развод может стать большим сюрпризом, и они могут рассматривать его как угрозу своему благополучию. Во-первых, таким детям сложнее понять и принять причины расставания родителей.

Если дети не понимают, почему их родители развелись, они сочиняют собственную историю на основе того, что им известно, во многих случаях это приводит к тому, что дети начинают винить себя.

Во-вторых, дети, которые не ожидали развода родителей, могут чувствовать, что они мало контролируют события собственной жизни. Детское самообвинение и локус контроля, в свою очередь, негативно влияют на переживание развода. Результаты исследований показали, что воспринимаемое детьми отсутствие контроля над событиями усиливало стресс, связанный с разводом.

Дети, вероятно, воспримут развод в таких обстоятельствах как неожиданное, нежелательное и неконтролируемое событие, которое может привести в действие ряд стрессовых обстоятельств (снижение уровня жизни, потеря контакта с одним из родителей и переезд) без каких-либо компенсирующих преимуществ. В этих условиях у детей могут проявляться различные симптомы, связанные со стрессом, в том числе более низкая успеваемость, поведенческие и эмоциональные проблемы, потеря привязанности к родителям и трудности в установлении тесных, долгосрочных связей с другими людьми.

Исследования показали, что дети, в чьих семьях родительские отношения были очень хорошими или очень плохими, пострадали от развода больше, в то время как дети, в чьих семьях родительские отношения были умеренно хорошими или умеренно плохими, пострадали меньше.

Реакция на развод родителей в подростковом возрасте различна в зависимости от гендера. Девочки чаще начинают ранние сексуальные отношения из-за отсутствия уверенности в себе, в то время как мальчики реагируют на развод агрессивным и преступным поведением. Риск злоупотребления алкоголем и наркотиками присутствует у обоих гендеров.

Известно, что развод родителей может изменить взгляд детей на любовь и отношения, вызывая у них ассоциации с нестабильностью и разочарованием. Высокий уровень родительского конфликта может быть передан в качестве негативной модели управления отношениями, в результате чего будут развиваться наименее подходящие для преодоления конфликтов в паре навыки.

Дезадаптация детей в развитии вызвана не самим разводом, а связанными с ним факторами риска, такими как межродительские конфликты, родительская психопатология, снижение социально-экономического уровня, непоследовательность в стилях воспитания, параллельные и противоречивые отношения со-воспитания между родителями и низкий уровень социальной поддержки. Такие факторы риска запускают неадекватные механизмы развития, которые характеризуются психопатологическими симптомами, плохой успеваемостью, ухудшением физического здоровья, рискованным поведением, обострением психофизиологических реакций на стресс и ослаблением иммунной системы.

Родители-одиночки наиболее часто сталкиваются с такими трудностями, как недостаток финансов, перегруженность и нехватка времени.

Например, известно, что дети с матерями-одиночками гораздо чаще живут в бедности, чем дети, проживающие с обоими родителями.

Ребенок может проводить меньше времени с родителем, поскольку тому требуется больше часов работы, чтобы содержать семью. Результаты исследования показали, что матери-одиночки гораздо чаще практикуют отклоняющиеся стили воспитания, что может приводить к высокому уровню депрессивных симптомов и тревоги у детей в подростковом возрасте.

Так как последствия развода возникают не из-за самого разлучения, а из-за неадекватного способа справиться с ним со стороны родителей, неблагоприятные последствия можно предотвратить.

1. Постарайтесь объяснить ребенку причину развода и позвольте ему задать вопросы об этом

Некоторые родители не считают нужным сообщать детям о своем намерении развестись, чаще всего это происходит, когда ребенок еще маленький. Такое необдуманное поведение может привести к тому, что ребенок начнет выдумывать нереальные причины развода, чтобы компенсировать недостаток информации и придать ситуации какой-то смысл.

Именно поэтому необходимо четко объяснить ребенку, что брак будет расторгнут, приведя причины, наиболее понятные для его возраста.

Постарайтесь объяснить ребенку, что оба родителя по-прежнему остаются его родителями даже после развода.

Родителям стоит помочь детям укрепить доверие и подтвердить стабильность новой семейной организации. Детям нужны напоминания о том, что развод окончательный и дети в нем не виноваты.

2. Следите за психоэмоциональным состоянием ребенка

Родители из-за личного стресса могут не обращать внимания на психоэмоциональное состояние ребенка и уделять ему мало времени.

Важно помнить, что задача быть родителем остается прежней, ребенок всё еще нуждается в вашей опеке.

Необходимо обеспечить детям возможность открыто выражать свои чувства. Стоит дать знать ребенку, что испытывать гнев, горе или замешательство в данной ситуации совершенно нормально. Люди могут обижаться или злиться на проблемы, которые они не могут решить, однако гнев или ярость должны быть выражены конструктивно.

Чувство вины в сочетании с характерным для детского возраста эгоцентризмом часто заставляет детей винить себя в проблемах родителей и разводе. Поэтому стоит объяснить ребенку, что он не был причиной расставания, что он не мог повлиять или предотвратить развод и что от него не зависит возможность примирения родителей.

Стоит ограничить степень, в которой можно делиться своими проблемами с детьми, и держать в секрете те ситуации, которые ребенок еще не готов полностью понять, например юридические, сексуальные или финансовые вопросы.

3. Не отзывайтесь негативно о втором супруге

Даже если вы чувствуете ненависть или ярость по отношению к бывшему супругу, при ребенке не следует делать никаких негативных критических замечаний о нем.

Стоит поощрять детей в поддержании счастливых и теплых отношений с другим родителем и делать всё возможное в этом отношении, в случае если общение со вторым родителем не навредит ребенку.

4. Ребенок никогда не должен рассматриваться как сострадатель или плечо, на котором можно плакать

Такая ответственность слишком тяжела для ребенка и приведет к негативным последствиям для его развития.

Известно, что эмоциональные проблемы родителей связаны с неблагоприятными последствиями для детей, поэтому эмоциональная адаптация родителей после развода является важным предиктором детского благополучия.

5. Совместная опека

Для облегчения перехода от семьи с двумя родителями к семье с одним родителем оба родителя могут участвовать в воспитании и образовании своих детей с одинаковыми правами и обязанностями, что предусмотрено концепцией совместной опеки.

Это система опеки, в которой отец и мать разделяют полномочия и ответственность за принятие решений в отношении детей и оба считают себя одинаково значимыми в их жизни.

Комплексный анализ исследований показал, что совместное воспитание является ключевым механизмом в рамках семейной системы для прогнозирования психического здоровья ребенка после расторжения брака. Результаты этого систематического обзора показали, что совместная опека позволяет избежать негативных последствий развода. Показано, что более высокий уровень поддержки и контроля со стороны родителей после развода положительно влияет на благополучие детей и их самооценку.

Было также замечено, что у подростков, находящихся под совместной опекой после развода, риск злоупотребления алкоголем значительно меньше, чем у тех, кто лишен такой опеки.

6. Последовательность в воспитании

Встречи со вторым родителем должны быть предсказуемыми, стабильными по частоте, с указанием точного времени, в которое ребенка заберут и привезут обратно. Важно, чтобы отец и мать соблюдали все обговоренные условия, чтобы у ребенка не пропадало доверие к родительским договоренностям. Стоит согласовать со вторым родителем вопросы, касающиеся дисциплины, комендантского часа, питания, внешкольной деятельности и т. п.

Источник https://www.vikids.ru/articles/kak-deti-raznogo-vozrasta-perezhivayut-razvod-roditeley

Источник https://lifemotivation.online/psychology/relationship/rasstavanie/pri-nalichii-detej/kak-d-perezhivayut

Источник https://knife.media/child-divorce/