Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие

29 августа, 2022 0 Автор ewermind

 

Типы родительских отношений, стили семейного воспитания и их влияние на личность ребенка

Семейные отношения — это сложный социально-психологический феномен, включающий мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основания. Семейные отношения охватывают субъективное время индивида, личную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Тип родительского отношения, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

А. Я. Варга и В. В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения :

1. Принимающие – авторитарный – субъективное благополучие родителей : теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.

2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации – эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.

3. Симбиотический – стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.

4. Симбиотическо-авторитарный – гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации.

Параметры измерения родительского отношения : «Принятие – отвержение», «Кооперация» (социальная желательность, «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник» (инфантилизация – инвалидизация).

Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте (Захаров А. И., 1998)

Так, один из основоположников отечественной психиатрии И. М. Балинский (1859) считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение – причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований – причиной душевной слабости ребенка.

И. А. Сикорский (1884) пришел к выводам, что жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще.

В. Н. Мясищев (1934, 1939, Е. К. Яковлева, Р. А. Зачепицкий (1960, С. Г. Файнберг (1967) указывают на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.

В работах зарубежных авторов также можно найти подтверждение того, какую огромную роль играет родительское отношение в возникновении нарушений и отклонений психического развития ребенка.

А. Адлер (1928, 1930) отмечал, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию, вплоть до тирании.

С. Блюменфельд, И. Александреско, Т. Георгиу (1970) считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводят к неустойчивости и агрессивности детей.

Б. Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер (Захаров А. И., 1998).

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т. е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

И. С. Кон пишет о том, что родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания : отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными чем матери, так что семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины. При этом доминирует такой воспитательный метод как требование. Принуждение является основным путем передачи социального опыта детям. Степень принуждения определяется тем насколько ребенок имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опта и ценностной системы- семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценности религии и т. п. В деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности всезнайства.

По мнению Т. А. Куликовой, авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства доминированием единоначалия. В этом случае родитель единолично принимает, и отменят решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих детей является приказы, которые могут отдаваться в жесткой и мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный родитель всегда очень строго контролирует и поведение детей, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива детей не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

Было обнаружено, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью. Почти или совсем не стремятся к независимости. Обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными, агрессивными. Девочки же чаще всего остаются пассивными, зависимыми. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Пассивные незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, СМИ- часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор «Равный среди равных» и «Первый среди равных».

Первый вариант – это стиль отношений между родителями и детьми в рамках которого отец или мать в основном выполняют необходимые обязанности по координации действий ребенка в организации его учебной деятельности, самообразования досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.

Вторая позиция реализуется в отношениях между родителем и подростком, в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие к ребенку и уверенность в правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае родители признают его право на автономию и в основном видят задачу в координации самостоятельных действий ребенка, в оказании помощи при обращении к нему самого ребенка.

Было обнаружено, что дети демократичных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.

Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия отца или матери в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без их активного участия и руководства. Для выполнения какой-либо работы им нередко приходится уговаривать своих детей. Они решают в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируют работу ребенка, его поведение от случая к случаю. Здесь детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, которые не устанавливают каких- либо ограничений. В целом такой родитель отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Попустительский стиль подразумевает под собой отсутствие воспитания как такового.

На практике ни один из приведенных стилей не может проявляться в «чистом виде». Так, по мнению ряда авторов (А. Бандура, Л. А. Волошина, В. В. Устинова и др.) применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. В каждой семье могут применяться разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях.

Итак, рассмотрев основные стили семейного воспитания необходимо отметить, что в общем виде существуют четыре стиля воспитания детей в семье. К ним относят : демократический, либеральный, авторитарный и попустительский. Несомненно, перечисленные стили и методы семейного воспитания оказывают различное влияние на ребенка. Наиболее благоприятным стилем для развития ребенка, как полноценной, развитой и самостоятельной личности, является демократический стиль. Остальные же стили вызывают у ребенка отклонения в формирование каких-либо черт, качеств личности, способствуют развитию агрессивности, замкнутости, тревожности и неуверенности в себе. В следующей части нашей работы мы подробнее на практике изучим влияние различных стилей семейного воспитания на развитие и поведение детей.

Общение как важнейший фактор становления детско-родительских отношений Все мы с Вами родители и ежедневно общаемся с детьми, воспитываем их. Психологами выделены и структурированы стили родительского воспитания.

Читать статью  Про любовь в бракеЕкатерина Бурмистрова

«Влияние стилей семейного воспитания на становление личности ребенка дошкольного возраста» (Буклет-памятка) Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. «Что такое семейное воспитание?» Целенаправленные, сознательные воспитательные.

Игры и упражнения для гармонизации детско-родительских отношений Игры и упражнения, направленные на гармонизацию родительско-детских отношений. 1.«НАДУЙ КУКЛУ» Цель: Эмоционально-телесное контактирование.

Проектная деятельность — основа детско-родительских отношений Цель: — повышение профессиональной компетентности педагогов с небольшим опытом работы в дошкольных образовательных организациях в эффективном.

Проект детско-родительских отношений «Умные игры своими руками»

Проект детско-родительских отношений «Умные игры своими руками» Актуальность проекта. В соответствии с Федеральными государственными требованиями педагог детского сада является сопровождающим семьи в.

Развитие детско-родительских отношений средствами игровой деятельности Развитие детско-родительских отношений через игровую деятельность ИГРАЕМ ОТ ДУШИ, ИГРАЕМ ВМЕСТЕ В обыденной жизни со словом «игра» люди.

Родительское собрание-лекция «Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка» (продолжение) Родительское собрание-лекция: «Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка» Продолжение А какому сказочному персонажу.

Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья»

Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой,.

Влияние семьи и стилей семейного воспитания на становление личности ребенка

Влияние семьи и стилей семейного воспитания на становление личности ребенка Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается.

Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.

Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А.Я. Варга, 1987).

Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В.Н. Дружинин, 1996).

Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С. Макаренко).

Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».

Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

  • его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
  • возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
  • темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
  • религиозность;
  • национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
  • социальное положение;
  • профессиональная принадлежность;
  • уровень общей и педагогической культуры.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) (В.Н. Дружинин).

Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению 3. Матейчека, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.

  1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.
  2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.
  3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.
  4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях.

Выделяют также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность (А.С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Одним из основных психолого-педагогических понятий для Наделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями).

Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев). Выделяются четыре типа воспитания (Г. Крайг, 2000).

  • Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).
  • Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).
  • Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).
  • Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

Наиболее активно проблема связи стилей воспитания, нарушений родительского отношения и отклонений в психическом развитии и даже здоровье детей исследуется с клинико-психологических позиций; определен ряд параметров воспитательного процесса (А.И. Захаров, 1982).

  1. Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям: гиперопека, опека, принятие, непринятие.
  2. Параметр контроля: разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный.
  3. Последовательность – непоследовательность.
  4. Аффективная устойчивость – неустойчивость.
  5. Тревожность – нетревожность.

Различные сочетания этих параметров воспитания соотносятся г различными видами неврозов у детей. Например, ограничительство, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха. Сверхпринятие, «разрешительство», непоследовательность – к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство – к неврозу навязчивых состояний.

Читать статью  Синдром эмоционального выгорания: как его распознать и как от него защититься?

Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них (Э. Г. Эйдемиллер, 1996):

  • уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;
  • полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных);
  • степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;
  • степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;
  • строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;
  • устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.

При помощи разработанного Э.Г. Эйдемиллером опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) можно установить тип воспитания и причины, закрепившие его в семье.

Типы негармоничного семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция.

«В реальной жизни, – замечает В.С. Мухина, – все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи» (Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – С. 259.).

Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.

Родительское отношение к ребенку: определение и типы

Понятийный аппарат для анализа детско-родительских отношений довольно неоднороден: тут родительские установки и отвечающие им разновидности поведения; родительские убеждения; типы родительского отношения; виды отношений «мать — ребенок»; стили воспитания детей; свойства патогенных типов воспитания; разновидности положительного и неверного родительского авторитета; параметры воспитательного процесса; манеры общения, которые предлагаются взрослыми в семье и школе; семейные роли ребенка.

«Родительское отношение» обладает наиболее общим характером, направляя на взаимную связь, на зависимость родителя и ребенка. Это понятие содержит в себе сознательно-избирательное и субъективно-оценочное мнение о ребенке, которое устанавливает признаки восприятия ребенка, схему общения с ним, характер приемов влияния. Зачастую, в структуре родительского отношения отмечают экспансивный, познавательный и поведенческий компоненты. Определения «родительское убеждение» и «родительская установка» применяются практически как синонимы понятия «родительское отношение», иногда отличающиеся степенью осознанности [10].

Характер и степень влияния родителя на ребенка зависит от множества отдельных факторов. Прежде всего, это характеристики родителя как непосредственного субъекта взаимодействия:

1) его пол (противоположный или такой же, как у ребенка);

3) темпераментальные и характерологические особенности родителя (энергичный, нетерпеливый, несдержанный, диктаторский, толерантный, невнимательный, спокойный и др.);

4) национально-культурная принадлежность (немецкая, европейская, японская, английская и другие модели воспитания);

5) социальное положение (низкие или средние социально – экономические слои, высокопоставленность родителя);

6) профессиональная принадлежность;

7) степень педагогической и общей культуры.

Принимая во внимание взаимность связей в семье, отношения изображают через те роли, какие реализовывает ребенок. По представлению А.С. Спиваковской, роль ребенка четко можно выделить именно в дисгармоничной семье, в которой члены относятся друг к другу стереотипно, нейтрально, годами сберегая замершие, ригидные, далеко не отвечающие реалиям взаимоотношений. Роль представляет собой набор стандартов поведения по отношению к ребенку в семье; это комбинирование чувств, действий, ожиданий, оценок, обращенных к ребенку от взрослых членов семьи» [60].

Наиболее обыденны четыре образа: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» выполняет роль объекта для канализации недовольства супругов, т.е. родителей. «Любимчик» наполняет эмоциональную пустоту в отношениях между супругами, любовь и попечительство к нему излишне утрированы. И, наоборот, при сильной близости супругов друг к другу их ребенок в семье останется только ребенком с очень ограниченными правами. В роли «примирителя» он вынужден исполнять роль взрослого, ликвидировать и регулировать супружеские конфликты, таким образом, занимает основное место в структуре семьи.

Обозначают и прочие роли: ребенок-раб; ребенок-обуза; ребенок как средство в битве с супругом; ребенок — заместитель супруга (с него спрашивают стабильного интереса, опеки, затем чтобы он был вместе с ним и делился своей интимной жизнью); ребенок-любовник (мать настаивает на «связях для двоих», закрепощает ребенка в оковах своей любви) [10].

Мы допустили, что наиболее непосредственный и предпочтительный для родителя вариант поведения живописнее всего будет выражаться в напряженных, конфликтных ситуациях. Рассматривая литературные источники, бесед, тренингов и опросов с родителями мы попробовали раскрыть как сами конфликтные обстоятельства, свойственные для детей различных возрастов, так и нейтральные методы поведения родителей в них.

Были условно выделены семь вариантов родительского поведения (стиля).

1. Классический – родитель влияет в основном силовыми, руководящими методами, навязывать свое мнение, порядок требований и склонные решения ребенку. Родитель строго ориентирует ребенка по пути общественных успехов и достижений, при этом нередко блокируя личную энергичность и инициативность ребенка. Ребенок показывается родителю мало зрелым, неспособным принимать независимые решения, его суждение редко учитывается родителем. Предоставленный стиль в целом отвечаетавторитарному стилю, многократно изображенному в психологической литературе.

2. Пояснительный – родитель сводиться к рациональной важности ребенка,прибегаетк словесному истолкованию. По взгляду родителя, ребенок довольно воспитан и способен ухватить причинно — следственные взаимоотношения между явлениями, на базе которых родитель основывает свои разъяснения.

3. Автономный – родитель разрешает ребенку самому отыскать выход из сформировавшейся обстановке, дает ему максимум независимости в выборе и установлении решения, максимум независимости, самостоятельности. Родитель безмятежно имеет отношение к помехам правил и дисциплины ребенком, доверяя всю ответственность за содеянное ребенком на него же самого. Планируется, что ребенок сам должен узнать все на личном опыте.

4. Компромиссный – для постановления темы родитель может предложить ребенку что-то привлекательное в обмен на совершение ребенком нужного или непривлекательного для него поступка, либо предлагает распределить трудности, обязанности пополам. Родитель находится в интересах и выборах ребенка, его слабостях, знает то, что нужно предложить в обмен, на то, чтобы перевести интерес ребенка.

5. Содействующий – тип родителя ориентируется, в какое время необходима ребенку его содействие и как он должен ему оказать. Такие родители сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтных условиях и этим подтверждает свое участие в жизни ребенка, разбирается в его надобностях, увлечениях, вопросах и конфликтах, жаждет помочь ребенку, поделить с ним его трудности.

6. Потакающий– абсолютная установка на надобности и увлечения ребенка, которые ставятся возвышеннее родительских, а иногда и выше пристрастий семьи в целом. Родитель расположен предпринять всякие поступки, даже если это может доставить какой-либо вред или убыток ему, для оснащения телесного и психологического комфорта ребенка.

7. Ситуативный – родитель принимает надлежащее решение в подчиненности от той обстановки, где он находится; у этого типа родителя нет определенной стратегии воспитания ребенка. Поэтому родительская стратегия вырабатывается каждый раз снова из массы причин: состояния ребенка, его воззрения, его пристрастий на данный момент, своеголичного родительского состояния, надобностейи целей, а также контекста той обстановке, в которой они находятся.

При всем том, характеризуя манеру воспитания в целом можно заявлять лишь о сравнительной выраженности (т.е. доминировании) той или иной версии, как у определенного родителя, так и у группы родителей в целом. Подобный подход санкционирует соорудить неповторимый профиль родительского поведения, который парирует наиболее свойственный стиль воспитания (в субъективном случае или для родителей установленной группы детей) [2].

В любой семье беспристрастно формируется установленная, далеко не всегда постигнутая ею система воспитания. Здесь существует и постижение целей воспитания, и выражение его задач, и более или менее целеустремленное использование методов и приемов формирования, что можно и чего запрещено допустить в отношении ребенка. Психологами выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 вида семейных взаимоотношений: диктат, «невмешательство», опека и сотрудничество.

Попечительство в семье — это способ организации взаимоотношений, при которых родители, обеспечивая собственным трудом, удовлетворение всех надобностей ребенка,предохраняют его от каких-либо усилий, забот и трудностей, принимая их на себя. Вопрос о действующем создании персоны уклоняется на второй план. В средоточии воспитательных влияний попадает другая проблема — удовлетворение нужд ребенка и оберегание его от тяжестей. Родители, по существу, блокируют своим детям ход основательной подготовки к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти предоставленные дети оказываются неприспособленными к существованию в коллективе.

Как раз данные дети, которым казалось бы не на что пожаловаться, инициируют бунтовать против неимоверной родительской заботы. Если диктат помышляет принуждение, директиву, строгий авторитаризм, то опека — попечительство, ограждение от нелегкости. При всем при этом результат во многом сходится: у детей отсутствует независимость, инициатива, они так или иначеотведены от решения проблем, лично их затрагивающих, а тем более совместных проблем семьи [45].

На признании целесообразности и даже возможности самостоятельного наличия взрослых от детей, основывается тактика «невмешательства». Здесь планируется, что, возможно, сосуществование двух миров: взрослые и дети. Таким образом, никому не надлежит переходить намеченную линию. Зачастую на базе этого типа связей лежит бездействие родителей как наставников.

Диктатв семье проявляется в регулярном поведении членами семейства инициативы и чувства собственного совершенства у других его членов. Эти родители, несомненно, могут и обязаны предъявлять запросы к своему ребенку, отталкиваясь от целей воспитания, норм нравственности, абстрактных ситуаций, в которых необходимо приобретать морально оправданные и педагогические постановления. Но даже если отпор оказывается сломленным, совместно с ним оказываются сломленными и многие бесценные свойства личности: независимость, чувство своего достоинства, предприимчивость, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, пренебрежение пристрастий и взглядов ребенка, регулярное лишение его права высказать свое мнение при решении проблем, которые имеют к нему отношения, — это все гарантия основательных неуспехов развитие его личности.

Сотрудничество как разновидность взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных связей в семье совместными целями и вопросами совокупной деятельности, ее системой и высокими этическими ценностями. Собственно в этой обстановке преодолевается альтруистический индивидуализм ребенка. Та семья, где первостепенным типом взаимоотношений приходит сотрудничество, принимает предназначенное свойство, становится группой высокого степени формирования – коллективом [6].

Читать статью  Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Большую роль в становлении самооценки располагает стиль семейного развития; семейные ценности.

Выделяют три стиля семейного воспитания: авторитарный, демократический и попустительский (либеральный).

При демократической манере учитываются увлечения ребенка. Это стиль «согласия». А при авторитарном стиле родителями напрашивается свое воззрение ребенку. Стиль «усмирения». При попустительском стиле ребенок дается сам себе [21].

Ученик видит себя глазами близких взрослых, его развивающих. Если ожидания и оценки в семье не отвечают гендерным и персональным качествам ребенка, его мнение о себе выглядят искаженными. М.И. Лисина проследила формирование самосознания младших школьников в подчиненности от специфик семейного воспитания. Дети с реальным мнением о себе воспитываются в тех семьях, где родители уделяют им довольно много времени; позитивно оценивают их умственные и физические данные, но не считают степень их созревания выше, чем у большинства ровесников; предсказывают положительную успеваемость в школе. Данных детей нередко поощряют, но не подарками; карают, чаще всего, отказом от общения. Такие дети вырастают в семьях, в которых с ними не обучаются, но спрашивают подчинения; низко оценивают, часто обвиняют, учат, иногда — при чужих; не ждут от них успехов в школе и внушительных достижений в будущей жизни [22].

От условий формирования в семье зависит неадекватное и адекватное поведение ребенка. В семьях, где дети с заниженной самооценкой, они в основном недовольны собой. Чаще всего это бывает в семье, где родители стабильно осуждают ребенка, или устанавливают перед ним завышенные задачи. Ребенок ощущает, что он не отвечает запросам родителей. Не заявляйте ребенку, что он уродлив, из-за этого начинаются комплексы, от которых потом неосуществимо освободиться.

Неадекватность также может выражаться с завышенной самооценкой. Происходит это в семье, где ребенка нередко превозносят, за мелочи и за достижения преподносят ему подарки (дите привыкает к вещественному вознаграждению). Так же ребенка карают очень редко, порядок требования весьма беззлобен.

Успеваемость в школе является значительным критерием оценки ребенка как персоны со стороны сверстников и родителей. Отношение к себе как к ученику обусловливается семейными ценностями, традициями. У ребенка на первостепенно выходят те качества, которые главным образом волнуют его родителей – это поддержание авторитета (дома часто задаются вопросы: «Кто еще заработал пятерку?»), повиновение («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького ученика смещаются упоры, когда родителей заботят не учебные, а повседневные обстоятельства в его школьной жизни(«Что вам сегодня давали на обед?», «А в вашем классе не дует из окон?»), или наоборот, мало что их беспокоит. Зачастую школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Весьма безразличный вопрос: «Что у вас было сегодня в школе?» все равно приведет к надлежащему ответу: «Ничего необычного», «У меня все хорошо» [2, 6, 29].

Родители формируют первоначальный уровень притязаний у своего ребенка — это то, на что он претендует в отношениях и учебной деятельности. Эти дети с высокой степенью притязаний, престижной мотивацией и завышенной самооценкой надеются только лишь на успех. Их суждения о будущем так жежизнерадостны. Дети с невысоким уровнем притязаний не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Эти дети не устанавливают себе высоких целей, а также колеблются в своих потенциалах, стремительно примиряются с таким уровнем успеваемости, который начинает определяться в самом начале обучения.

Индивидуальной особенностью в таком возрасте иногда возникает смятенность. Высокая беспокойность приобретает постоянство при долговременной неудовлетворенностью учебой со стороны близких ему людей. Когда ребенок болеет и отстает от учебной программы и ему тяжело включиться в ход обучения. И если испытываемые им преходящие трудности нервируют взрослых, появляется тревожность, боязнь сделать что-то нехорошо, ошибочно. Тот же итог достигается в условиях, когда ребенок учится довольно успешно, но родители ждут чего-то другого от своего ребенка и предъявляют ему завышенные, зачастую несбыточные требования [15].

Поэтому нарастания беспокойности и связанной с ней низкой самооценки уменьшаются учебные достижения, фиксируется неудача. Нерешительность в себе приводит к ряду других специфик — желанию слепо руководствоваться правиламвзрослого, оказывать влияние только по стандартам и шаблонам, страха проявить инициативу, формальному овладению способов действий и знаний.

Взрослые, недовольные падающей плодотворностью учебной работы ребенка зачастую фокусируются на этих проблемах в общении с ним, что увеличивает эмоциональный дискомфорт.

Выходит замкнутый круг: неблагоприятные личностные качества ребенка отпечатываются на его учебной деятельности, низкая эффективность деятельности активизирует надлежащую реакцию окружающих, а эта негативная реакция в свою очередь, приумножает сформировавшиеся у ребенка качества. Прервать этот круг можно, модифицировав предпочтения и оценки родителей. Взрослые, устремляют свое внимание на любые достижения ребенка. Тем не менее, не осуждая его за некоторые изъяны, уменьшают уровень его тревожности и этим содействуют благополучному выполнению учебных поручений.

Второй вариант — демонстративность — специфика личности, объединенной с повышенной надобностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности как правило становится нехватка заинтересованности взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье «недолюбленными». Бывает, что ребенку уделяется достаточное внимание, но оно его не устраивает в силу гипертрофированной необходимости в экспансивных контактах. Завышенные запросы к взрослым предъявляются не заброшенными, а напротив, наиболее разбалованными детьми. Такой ребенок будет завоевывать внимания, даже преступая правила поведения. («Пусть лучше меня ругают, чем не замечают»). В этом случае задача взрослых — необходимо обойтись без наставлений и назиданий, и как можно менее эмоционально делать замечания, не устремлять внимание на невесомые провинности и карать за немалые (скажем, отказом от намеченного похода в зоопарк). Это существенно тяжелее для взрослого, чем само осторожное отношение к неугомонному ребенку. Даже если для ребенка с высокой неспокойностью главная проблема — стабильное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка — нехватка одобрения.

Третий вариант — «бегство от действительности». Замечается в таких происшествиях,когда у детей демонстративность совпадает с беспокойностью. Такие дети имеют большую нужду во внимании к себе, но осуществить ее не могут из-за личной смятенности. Эти дети мало видимы, боятся инициировать порицание своим поведением, стараются выполнить запросы взрослых. Их потребность во внимании приводит к нарастанию бездействия, непримечательности, что затрудняет и без того избыточные контакты. Поощрение взрослыми инициативности детей, проявлении внимания к их школьной деятельности и поисках путей созидательной самореализации достигается сравнительно легкая коррекция их формирования [14].

Крайние, самые неблагоприятные для созревания ребенка случаи — строгий,тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти абсолютное отсутствие проверки, когда ребенок оказывается безнадзорным, предоставленным самому себе. Существует немало промежуточных вариантов:

— ребенок хочет высказать свою точку зрения, но родители, принимая решение, не прислушиваются к его мнению;

— родители регулярно ориентируют детей на то, что им необходимо делать;

— ребенок может принимать различные решения сам и должен заработать одобрение родителей. Исходя из этого, родители и ребенок обладают почти равными правами, принимая конкретные решения;

— также решение зачастую принимает сам ребенок;

— ребенок сам выносить решение покоряться ему родителям или нет [14].

Итак, остановимся на наиболее популярных манерах семейного воспитания, обусловливающего черты отношений ребенка с родителями и его личностное формирование.

Демократичные родители дорожат в поведении ребенка самостоятельностью и дисциплинированностью. Эти родители сами предоставляют ему право быть свободным в собственной жизни; не ущемляя его прав, и совместно с тем спрашивают выполнения обязанностей. Эта проверка, организованная на теплых чувствах, а также рациональной заботе, как правило, не слишком нервирует; ончасто прислушивается к разъяснениям, почему не стоит делать одно, а лучше всего сделать другое. Воспитание взрослости при похожих отношениях, овладевает без конфликтов и волнений. Авторитарные родители спрашивают от ребенка безоговорочного повиновения и не полагают, что должны ему разъяснять причины своих распоряжений и запретов. Они строго проверяют все слои жизни, и могут это делать совершенно не корректно. В таких семьях дети, как правило, становиться замкнутым, и общение их с родителями расстраивается. Некоторые из подобных детей идут непосредственно на конфликт. Но все-таки чаще всего дети авторитарных родителей привыкают к манере семейных взаимоотношений и зачастую становятся нерешительными и неуверенными в себе.

Ситуация осложняется, когда жесткий контроль и высокая требовательность сочетаются с эмоционально бездушным, отвергающим отношению к ребенку. В этом месте неминуема абсолютная утрата контакта.

Так же более тяжелый случай — безразличные и бессердечные родители. Дети в подобных семьях редко относятся к людям с доверием, испытают трудности в общении, очень часто сами безжалостны, хотя и обладают сильной надобностью в любви. Комбинирование безразличного родительского отношения с отсутствием контроля — гипоопека — так же является неблагоприятным вариантом семейных отношений. Детямразрешается делать все, что им заблагорассудится, потому, что никто не интересуется их делами. Поведение таких детей делается неконтролируемым. Несмотря на то, как бы эти дети не бунтовали, они неизменно будут, нуждаться в родителях как в опоре. Таким детям необходимо видеть положительный образец взрослого на который можно было бы полагаться ребенку. Гиперопека — это излишняя забота о ребенке, неимоверный контроль за его жизнью, созданный на близком экспансивном контакте, который приводит к бездействию, несамостоятельности итрудностями в общении со сверстниками.

Важнейшей способностью современных родителей должна быть способность к рефлексии на персональные и возрастные специфики ребенка, готовность к осознанному розыску наиболее результативного манеры его личного воспитания.Как раз в наше время настолько много потенциалов обучаться и продвинуться в формировании своего неповторимого стиля семейного воспитания [10].

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/tipy-roditelskih-otnoshenii-stili-semeinogo-vospitanija-i-ih-vlijanie.html

Источник https://psylist.net/family/00056.htm

Источник https://studopedia.ru/21_91274_roditelskoe-otnoshenie-k-rebenku-opredelenie-i-tipi.html