Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

24 октября, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Содержание

С возможностью возврата: с какими сложностями сталкиваются семьи с приемными детьми

Больше половины приемных семей сталкиваются со сложностями при воспитании и адаптации ребенка, усыновленного или взятого ими под опеку. Абсолютное большинство — 83% — сталкиваются со сложностями в процессе обучения, в том числе с неспособностью детей усваивать школьную программу наряду с «домашними» детьми, свидетельствуют данные опроса, проведенного фондом «Катрен». Полученные такими детьми психологические травмы и имеющийся жизненный опыт определяют их поведение, которое может существенно отличаться от поведения детей, не сталкивавшихся с отвержением. Для того чтобы успешно с этим справиться, приемным родителям нужна дополнительная подготовка. Недостаток подготовки, помноженный на ложные ожидания от такого опыта, нередко приводит к тому, что ребенка возвращают в сиротское учреждение, обращают внимание эксперты. Это, в свою очередь, может быть одинаково болезненно как для детей, так и для самих приемных родителей. В том, как можно подготовиться к такому опыту и реально ли сократить количество отказов, разбирались «Известия».

Счастливая четверть

Почему при назначении опекуна в приоритете у суда биологическое родство, а не интересы несовершеннолетнего

Данные исследования о трудностях, с которыми сталкиваются приемные родители в России, были опубликованы в начале декабря. Исследование проводили благотворительный фонд «Катрен» и онлайн-школа Skysmart вместе с исследовательской компанией Tiburon Research. Всего в нем приняло участие около 400 семей, опрос проводился в октябре-ноябре этого года.

Чаще всего в семье воспитывают одного приемного ребенка (45%), почти треть респондентов (27%) сообщили, что в семье два приемных ребенка; 26% пришлось на семьи с тремя, четырьмя, пятью или более приемных детей.

— 70% семей не имеют родных несовершеннолетних детей, — отмечается в материалах исследованиях.

Чаще всего детей принимали в семью либо до года (41%), либо в возрасте 4–6 лет (43%). К моменту проведения опроса в большинстве семей дети достигли возраста 7–10 либо 11–14 лет (44% и 46% соответственно).

ребенок

По трети семей с приемными детьми сталкивались либо с умеренными, либо с серьезными проблемами. В четверти семей — как правило, тех, где воспитывалось не более одного приемного ребенка, принятого в раннем возрасте, часто — в случае родственной опеки, — вообще не было специфических для такой ситуации проблем. В 15% семей речь шла о так называемых «профессиональных проблемах» — но это чаще всего были семьи, воспитывающие от двух и более приемных детей.

К умеренным проблемам в таких семьях исследователи отнесли трудности со здоровьем и учебой, задержку развития, повышенную потребность во внимании, склонность к обманам, неспособность сосредоточиться и низкую самооценку. К серьезным — расстройство привязанности, вспышки гнева, аутоагрессию, несоблюдение норм поведения и плохую гигиену в дополнение к уже перечисленным. В случае с профессиональными проблемами речь также идет о сексуализированном поведении, агрессии и побегах из дома.

К наиболее существенным из распространенных проблем сами приемные родители отнесли задержки развития (48% случаев в приемных семьях и примерно 7% в обычных семьях), проблемы с психикой (34% и 13% соответственно); слабое здоровье и частые болезни (28% против 34% в обычных семьях).

Среди поведенческих проблем родители выделили в том числе склонность к обманам (52% и 29%), сексуализированное поведение (17% и 5%), самоповреждения (19% и 5%) и склонность к побегам (4%).

С трудностями в обучении так или иначе сталкивались 83% приемных семей. Около трети (32%) также пожаловались на неверную информацию о прошлом ребенка. Респонденты также обращали внимание на сложности с получением квалифицированной помощи извне. В том числе на неинформированность медиков и психологов об особенностях приемных детей и отсутствие поддержки со стороны школы.

школа

— Школа работает как обвинитель, помощи от них нет. Только вечная борьба за успеваемость. Редкий учитель знает о сложностях в приемных семьях, — цитируют исследователи одного из респондентов.

Всего в России ежегодно возвращают в детские дома около 5 тыс. детей, попавших в приемную семью, подсчитали в фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Это прежде всего люди, которые оказались не готовы к тому, что означает на практике воспитание ребенка, пережившего в раннем возрасте психологические травмы.

Поставить в невыносимые условия

Основные трудности, с которыми сталкиваются приемные родители, связаны с тем, что дети из детских домов очень отличаются от своих «домашних» ровесников, рассказывает директор благотворительного фонда «Найди семью» Елена Цеплик.

— В детских домах, как правило, оказываются дети из социально неблагополучных семей, в которых родители по разным причинам не могли нормально о них заботиться. Это может быть употребление алкоголя или наркотиков либо какая-то иная форма социального неблагополучия. Такая жизнь создает у ребенка не только физические проблемы, но и душевные травмы, — рассказывает она.

Когда ребенок оказывается в детском доме, его базовые потребности в тепле и питании удовлетворяются, но заниматься лечением детских травм в учреждении никто не будет — ребенок будет расти в физически безопасной, но крайне неблагоприятной для реабилитации и развития среде.

— В результате ребенок «замораживается», его травмы уходят глубоко внутрь, — рассказывает собеседница издания.

ребенок

В полной мере сталкиваются с последствиями этих травм, как правило, уже приемные родители. Когда ребенок, переживший такой опыт, оказывается в приемной семье — в ситуации физической и психологической безопасности, — всё это дает о себе знать.

— Выражается это в различных особенностях поведения. Бывшие сироты могут хронически не слушаться, не реагировать на просьбы, провоцировать родителей на агрессию или проявлять агрессию сами, могут воровать, драться, проявлять различные виды сексуализированного поведения, может быть самоагрессия, — перечисляет Елена Цеплик.

Пытаясь избежать новых травм, оказавшись в приемной семье, дети будут «проверять» приемных родителей. Как правило, используя для этого достаточно жесткие сценарии, говорит психолог, руководитель школы приемных родителей Алексей Рудов.

— Это естественно, с их точки зрения. Если ты хочешь быть уверенным в том, что человек тебя не бросит, ты должен поставить его в невыносимые условия и убедиться, что он тебя не оттолкнет, — отмечает он.

детдом

Кроме того, когда ребенок годами живет в состоянии стресса, его развитие замедляется, поэтому на поведенческие сложности накладываются «очень серьезные» проблемы с обучением и внешним социальным взаимодействием. Люди с «обычным» жизненным опытом к таким проблемам оказываются не готовы. Поэтому кандидатам в приемные родители нужно проходить специальное обучение, а абсолютному большинству приемных семей нужно грамотное, профессиональное экологичное сопровождение.

Мотивация жалости

Отдельная категория проблем, как правило, связана с мотивацией потенциальных приемных родителей и отсутствием четкого представления о том, что в действительности означает решение взять приемного ребенка, отмечает Алексей Рудов.

— Мотивация жалости, мотивация из желания потренироваться или вырастить идеального человека, попытка самореализации родителя, часто встречается в приемном родительстве. Но это не конструктивная мотивация, это мотивация про родителя, а не про ребенка. На жалости еще можно взять котенка и месяц ухаживать за ним, но с ребенком предстоит прожить всю жизнь, — отмечает он.

В действительности отношения приемного родителя и приемного ребенка, вне зависимости от возраста, скорее напоминают отношения двух партнеров, каждый из которых уже имеет за плечами определенный опыт — и исходя из него пытается выстроить близость в новой обстановке.

Поэтому еще на этапе подготовки крайне важно проработать мотивацию, которая позволит обеспечить длительное конструктивное взаимодействие в семье.

дети

— Действительно, иногда причиной бывают неоправданные ожидания, несбывшиеся мечты о красивом, успешном ребенке, самозабвенно играющем на скрипке, непременно в лучшем оркестре мира, — подтверждает директор благотворительного фонда «Измени одну жизнь», занимающегося содействием семейному устройству детей-сирот, Яна Леонова.

Бывает, что семья возвращает ребенка, потому что родитель попытался справиться со всеми стоящими перед ними задачами и сложностями в одиночку и оказался просто не в состоянии это сделать — при этом часто люди даже не знали о том, что могли обратиться за помощью, рассказывают в фонде.

Читать статью  Как наладить взаимоотношения между родителями и подростками?

Но иногда причиной становится недостаток информации со стороны государственных органов.

— Иногда родители вполне хорошо подготовлены, у них есть ресурсы, они приняли осознанное решение, но информация о ребенке оказалась либо ложной, либо недостаточной. Родители, понимая, на что именно они были готовы, вынуждены принимать решение о возврате, — продолжает Яна Леонова.

При этом отказ часто оказывается даже более травматичным для родителей, чем для самого ребенка, обращает внимание Рудов.

— Ребенок подсознательно к этому готов, он в такой ситуации уже оказывался. Но представьте, как чувствуют себя взрослые, когда понимают, что должны предать человека, который им доверился, — говорит он.

«Одного желания не всегда достаточно»

Сегодня в России прохождение курса в школе приемных родителей является обязательным условием перед усыновлением или оформлением опеки над ребенком.

ребенок

В идеальной ситуации курс включает в себя работу с психологами, блоки, касающиеся поведенческих проблем, с которыми можно столкнуться, юридических аспектов и взаимодействия с опекой, которая в дальнейшем будет контролировать проживание приемного ребенка в семье.

Чтобы опека засчитала документы о прохождении курса, школа должна быть сертифицирована. Однако школы сильно отличаются между собой, и само по себе наличие сертификата необязательно говорит о том, что обучение будет качественным, обращает внимание Алексей Рудов.

— Как и в случае с выбором врачей или учителей ориентироваться нужно прежде всего на отзывы. Кроме того, очень поможет, если при школе есть реальный общественный совет — люди, которые сами прошли через такой опыт, смогут передать намного больше, чем не имеющий практического опыта психолог, перед которым стоит задача просто пройти по программе, — отмечает он.

Обучение в школе может занять пару месяцев, а вся подготовка с учетом самостоятельной работы — около полугода.

Программа обучения в школе приемных родителей должна адаптироваться под сегодняшнюю ситуацию, она не может быть вырублена в камне, уверена Яна Леонова.

— Нынешних кандидатов надо готовить к тем детям, которые сейчас находятся в системе государственной заботы, — утверждает она.

дети

Кроме того, процесс подбора семьи для ребенка должен производиться исходя из его интересов и потребностей. Это в том числе позволит сократить роль ошибки при подборе семьи для ребенка, которая впоследствии может привести к отказу.

— В силу отсутствия алгоритмов и методик, обязательных для использования специалистами, не учитывается огромное количество факторов, которые очевидно повлияют на будущую семью. Одного желания семьи или ребенка, к сожалению, далеко не всегда достаточно, — говорит Леонова.

«Увидела и заревела»: на Урале женщина обвинила власти в том, что они лишили ее опеки над девочкой с ДЦП из-за квартиры

По ее словам, затем девушку довели до истощения в медицинском центре. Историей занимаются чиновники и правозащитники

В отсутствие единых требований

Существующая система несовершенна, но хорошо уже то, что она, в принципе, существует, считает Елена Цеплик.

Прохождение школы приемных родителей как обязательное условие для получения разрешения на усыновление она называет большим шагом вперед в развитии семейного устройства. Проблема, по ее словам, заключается прежде всего в том, что институт школы приемного родительства, как и институт сопровождения семей, в России пока развит слабо.

— У нас нет единых регламентов, единых требований к специалистам сопровождения, нет прописанных и понятных всем целей сопровождения и допустимых инструментов. Более того, в формате государственной поддержки сопровождение должны осуществлять органы опеки. И в их же компетенции находится контроль за приемными семьями. А совмещение функции сопровождения и контроля — это путь в никуда, — отмечает Цеплик.

Школы с высоким уровнем подготовки существуют в основном только в крупных городах. Там действуют некоммерческие организации, способные принять участие в их работе. То же самое относится и к сопровождению. Оно, как правило, необходимо семьям в течение первого полугода после того, как приемный ребенок попал домой.

дети

— Сопровождение в нормальном его виде реализуют опять-таки некоммерческие организации. Но, как правило, они работают в тех же крупных городах, — объясняет Цеплик. — У нас в фонде есть дистанционная служба поддержки приемных семей, мы оказываем дистанционные услуги сопровождения по всей России, но мы такие одни.

Это долгий, тонкий, «ювелирный процесс», говорит собеседница издания:

— Настроить его в масштабах страны сложно, но это не значит, что невозможно. Самое узкое место — это совмещение функции контроля и сопровождения, а также подготовка специалистов.

Пока, отмечают общественники, ни один вуз в России таких специалистов не готовит.

Большая проблема для приемных родителей также заключается в том, что при принятии решения им часто не хватает данных, прежде всего о ребенке и о его потребностях, о своих ресурсах, добавляет Яна Леонова.

— Зачастую ребенка передают в семью совершено без истории, без понимания, что с ним произошло, как он это переживал, кто ему смог помочь и смог ли, — обращает внимание она.

Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киселева Надежда Анатольевна

Рассматриваются социально-психологические проблемы сиротства в современном обществе, роль замещающей семьи и особенности семейной адаптации приемных детей и родителей.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Киселева Надежда Анатольевна

Мальчишеское лицо социального сиротства в России: социализация мальчиков в условиях интернатного учреждения и замещающей семьи

THE PROBLEM OF THE ADAPTATION OF ORPHANED CHILDREN AND PARENTS IN FOSTER FAMILIES

The article presents the results of the project aiming to study the psychosocial problems of orphaned children in modern society, the role of a substitute family, and peculiarities of family adaptation of foster children and parents.

Текст научной работы на тему «Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях»

УДК 159.9:316.356.2; 159.9:64

Н. А. Киселева ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ*

Рассматриваются социально-психологические проблемы сиротства в современном обществе, роль замещающей семьи и особенности семейной адаптации приемных детей и родителей.

Ключевые слова: дети-сироты, приемные дети, замещающие семьи, адаптация, социализация.

THE PROBLEM OF THE ADAPTATION OF ORPHANED CHILDREN AND PARENTS

IN FOSTER FAMILIES

The article presents the results of the project aiming to study the psychosocial problems of orphaned children in modern society, the role of a substitute family, and peculiarities offamily adaptation offoster children and parents.

Key words: orphaned children, foster children, substitute families, adaptation, socialization.

Проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из острейших проблем современности. По словам председателя думского комитета по делам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной в 2010 году в России насчитывалось больше детей-сирот (679 тысяч), чем в военные 1940-е годы (678 тысяч). При этом по последним данным по количеству детей-сирот Россия обгоняет Европу и Америку в 4-5 раз и является третьим по величине источником приемных детей в США после Китая и Эфиопии [1].

Несмотря на это в российских детских домах продолжают проживать около 700 тысяч детей, и число их со временем не уменьшается. Горько сознавать, что более 80 % детей (по данным доклада Министра образования и науки Российской Федерации Д. В. Ливанова от 30.08.2012 года) попадают под разряд «социальные сироты», которые становятся сиротами при живых родителях, лишенных родительских прав по разным причинам, в том числе по собственному желанию. Каждый год только в Москве примерно 500 родителей официально отказываются от ребенка сразу после его рождения. Причинами этого становятся бедность, бытовая неустроенность, боязнь осуждения окружающими и т. д.

В 2011 году по данным ведомства 67,5 тысяч российских детей-сирот обрели семью. Одних взяли под опеку, других приняли к себе приемные семьи, третьи были усыновлены. Но есть и нерадостные цифры: в том же 2011 году отменено по меньшей мере 6337 решений о передаче детей на воспитание в семьи. За последние 2 года в детские социальные учреждения из приемных семей вернулись около 30 тысяч детей [1]. Сначала такие дети оказались без своих родителей, а потом они стали ненужными и в приемной семье — возникла двойная потеря, шок, потрясение. Подобные действия со стороны взрослых психологи называют «гуманитарным ударом» по детям, что наносит непоправимый ущерб личностному развитию детей.

Происходят эти тяжелые жизненные ситуации по разным причинам, чаще всего из-за непосильности обязанностей, взятых на себя приемными родителями, их неподготовленно-

Читать статью  Приемный ребенок оказался «трудным» – почему?

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта N° 13-16-60002.

сти к крутому повороту в своей жизни, к тем дополнительным трудностям и заботам, которые неизбежно входят в их дом вместе с новым приемным членом семьи.

В связи с этим в 2012 году принят приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей [2], в котором речь идёт о внедрении в субъектах Российской Федерации новых эффективных технологий оказания социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи детям и семьям, в том числе находящимся в трудной жизненной ситуации. В целях расширения возможностей социализации детей-сирот планируется обеспечить модернизацию системы государственного банка данных о таких детях; реформировать детские дома и интернаты, переориентировав их на содействие семейному устройству с учетом международных норм и современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках данного направления планируются меры поддержки некоммерческих организаций, оказывающих услуги семьям с детьми (в том числе в области дошкольного образования, психолого-педагогической помощи, подготовки приемных родителей), а также создание условий для развития деятельности молодежных и детских общественных объединений в целях расширения участия детей в общественной жизни и принятии решений, затрагивающих их интересы.

План мероприятий согласуется с другими стратегическими документами, определяющими приоритетные направления государственной политики страны в отношении детства. Это Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, приоритетные национальные проекты, федеральные, государственные, региональные стратегии и программы действий в отношении детей.

Таким образом, актуальной является задача изучения роли замещающей семьи в современном обществе и особенностей семейной адаптации приемных детей и приемных родителей. О необходимости исследования психологии замещающей семьи пишут А. Н. Голик,

О. В. Заводилкина, Н. П. Иванова, А. С. Спиваковская, А. Б. Холмогорова и многие другие ученые.

Исследования в области психологии сиротства, проведенные И. В. Дубровиной, В. С. Мухиной, Г. В. Семья, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, показывают, что практика институционального воспитания не всегда способствует успешной социализации и адаптации к жизни в обществе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последние годы альтернативой институциональному воспитанию в государственных учреждениях для детей-сирот стали приемные семьи, семейные детские дома, детские деревни.

На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией личности к новым условиям, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, социологии. В научных исследованиях зарубежных и отечественных авторов можно выделить основные подходы к определению сущности процесса адаптации и социализации: субъект-объектный (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Д. Б. Томас и др.), субъект-субъектный (Д. Г. Мид, У И. Томас, Т. Шибутани и др.) и интегральный (Г. М. Андреева, Л. М. Попов, А. Л. Свенцицкий и др.).

Учеными изучены особенности личностного развития детей-сирот в условиях институционального воспитания (И. В. Дубровина, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых); проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот (И. А. Бобылева, А. В. Гаврилин, Г. В. Семья); обоснована необходимость создания новых форм жизнеустройства детей-сирот (В. Н. Ослон, А. М. Прихожан, Г. В. Семья, Н. Н. Толстых). Однако явно недостаточно изучены особенности их адаптации в новых социальных условиях замещающей семьи.

Адаптация является очень важным этапом вхождения ребенка в приемную семью. От того, насколько быстро и качественно сформируются новые межличностные семейные отношения, будет во многом зависеть дальнейшее полноценное развитие детской личности. Современная система специализированного психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи имеет определенные достижения в решении задач диагностики и коррекции нарушений в новой семье, однако в недостаточной мере уделяется внимание протеканию самого процесса адаптации, который носит сложный, неравномерный, поэтапный, многоуровневый характер. Недооценка значения особенностей адаптации приемного ребенка и взрослого влечет за собой не только общий дефицит объективных представлений о развитии личности в условиях замещающей семьи, но и искаженную трактовку признаков возможных нарушений.

Изучение феномена адаптации позволяет говорить о том, что адаптация — это процесс, при котором организм приспосабливается к изменяющимся условиям среды, в результате чего достигается равновесие между средой и организмом. Адаптация в приемной семье — это объективный и регулируемый процесс включения ребенка в новую замещающую семью, сопровождающийся построением новых взаимоотношений и взаимного приспособления, в результате чего создаются условия для жизнедеятельности ребенка и развития семейной системы. Только двусторонний процесс изменения — приемного ребенка и замещающей семьи — можно назвать полноценной адаптацией.

Рассматривая процесс адаптации человека, ученые выделяют три уровня: физиологический, психологический и социальный, которые тесно связаны между собой и являются интегральной характеристикой функционального состояния организма. В зависимости от целей исследования выделяются и различные их сочетания, или подуровни, например, биохимический, психофизиологический, социально-психологический; соответственно выделяются различные типы адаптации: психофизиологическая, социально-психологическая и т. д. Например, приемный ребенок, помещенный в новую семью, привыкает не только к своим новым родителям, но и к новому дому, новому образу жизни, новой пище, а зачастую и к новому климату и новой культуре (особенно при усыновлении иностранцами, что приводит к так называемому культурному шоку). В результате происходит серьезная перестройка функциональных и адаптивных систем ребенка на всех уровнях.

Кроме того с учетом качества деятельности человека можно говорить о различных видах адаптации: учебная, трудовая, профессиональная, семейная, бытовая и др. В данном случае ребенок вливается в новые социальные группы и коллективы: новые родственники, новые соседи, группа детского сада, школьный класс, кружки и клубы по интересам, которые имеют свои устоявшиеся социальные нормы поведения и предъявляют к новичкам определенные требования.

Процесс адаптации происходит параллельно с процессом социализации, в ходе которых, оказываясь в различных проблемных жизненных ситуациях, человек использует уже имеющиеся или приобретает новые механизмы социального поведения и решения задач, способы реагирования и личностные черты. По мнению А. А. Налчаджяна, каждый такой процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, который при благоприятном течении приводит человека к состоянию адаптированности [3].

Под социально-психической адаптированностью личности понимается «такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей» [4, с. 18].

Применительно к приемным семьям процесс взаимной адаптации ее членов имеет ряд особенностей, которые выделяют А. В. Гаврилин, В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова и другие

исследователи. Так, для разных типов замещающих семей прослеживаются последовательность периодов социально-психологической адаптации: начальный период адаптации, период регрессии, период прогресса, которые могут длиться от нескольких недель или месяцев до нескольких лет.

Л. Н. Большакова, М. Миллер, Л. В. Фимина [5] выделяют ряд важных моментов на каждом этапе адаптации: например, изменение социальных ролей при появлении нового члена семьи, миф о возникновении мгновенной привязанности приемных детей и родителей (феномен «отсутствие привязанности»), предупреждение у приемных родителей чувства неполноценности и вины за возникающие проблемы, перекладывание вины на ребенка и др.

При появлении приемного ребенка все члены семьи переживают эмоциональные трудности: ребенок переносит на приемных родителей обиды, накопившиеся на своих кровных родителей, приемные родители часто испытывают чувство вины и разочарования, сложную амбивалентность чувств к новому члену семьи. Постепенно приемный ребенок воспринимает нормы и стиль поведения, установленные в данной семье. В свою очередь, семья также подстраивается к особенностям ребенка и претерпевает определенные изменения.

Необходимым условием адаптации ребенка в новой семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей. Важную роль здесь играет жизненный опыт ребенка, который оказывает влияние на процесс его идентификации с семьей. Идентификация ребенка с приемным родителем является важнейшим критерием эффективности адаптации ребенка в замещающей семье. В традиции психоанализа взросление человека понимается как интеграция личности и эго-функций, тесно связанных с идентификацией. Приемный ребенок в замещающей семье не может принять на себя роль биологического, поэтому его идентификация затруднена, что проявляется в отсутствии статуса в новой семье, проблемах верности приемным и биологическим родителям, чувстве униженности и т. д. Это во многом объясняет тот кризис, который переживают все члены замещающей семьи на первых этапах совместной жизни.

Читать статью  Семейные отношения

Дети-отказники, не знающие ничего о своем прошлом и о причинах сиротства, приходя в замещающую семью начинают вести борьбу за собственную идентичность. При этом важнейшим условием развития идентичности ребенка является наличие заботливого взрослого и формирование привязанности у ребенка. В таких случаях у детей наблюдается высокий темп развития уже в первые месяцы жизни в новой семье, улучшение речи, укрепление и развитие межличностных отношений, появление чувства уверенности, расширение кругозора и т. д. По результатам наблюдений уже к подростковому возрасту развитие приемных детей, адаптация которых в замещающих семьях прошла успешно, ничем не отличается от развития детей в родных семьях [5].

При изучении перспективы развития взаимоотношений между членами приемных семей к группе риска в плане успешности адаптации ребенка в замещающей семье ученые относят такие семьи, в которых имеет место слишком солидный возраст приемных родителей, длительное отсутствие собственных детей, недостаточная информированность родителей о психологических особенностях ребенка, неадекватное представление родителей о трудностях воспитания приемных детей и т. д.

На течение адаптации ребенка в замещающей семье не могут не оказывать влияние внешние факторы, среди которых можно выделить повышенное внимание посторонних людей к членам профессиональных замещающих семей, подозрительное отношение общества к мотивам усыновления и патронирования детей, обвинение приемных родителей в корысти, высокая сензитивность профессиональных семей к проблемам взаимоотношений с социумом, ухудшение отношений родителей с кровными детьми.

Выявлены прямые и косвенные характеристики адаптации приемных детей и родителей в замещающей семье: эмоциональные состояния (тревога-спокойствие, напряжение-расслабление, уверенность-неуверенность, удовлетворенность-неудовлетворенность, фрустрация, агрессия, страхи, обида, вина, тоска, растерянность и др.), самосознание, самооценка, фор-

мирование привязанности, изменение ролевых позиций, система отношений, поведение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми и другие.

При нарушениях процессов адаптации личность оказывается в состоянии дезадаптиро-ванности, которое выражается, с одной стороны, в неспособности удовлетворять собственные потребности и притязания, продуктивно выполнять ведущую деятельность, а с другой стороны, в невозможности идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней новая социальная среда и новая социальная роль. Важным признаком социально-психологической дезадаптированности личности является переживание ею длительных конфликтов различного типа (внутренних и внешних, внутриролевых и межролевых) при неразвитости психологических защитных механизмов и адаптивных стратегий поведения, необходимых для их разрешения.

Социальная дезадаптация тесно связана с низким уровнем социализации личности, поскольку неуспешная социализация на любом этапе выражается в социальной дезадаптации. С. И. Розум выделяет следующие последствия неудачной социализации [6, с. 298]: тяжелые формы социальной дезадаптации вследствие социальной изоляции и эмоциональной депривации в детском возрасте; личностные дисгармонии у детей, лишенных родительского попечения и с раннего возраста воспитывающихся в институционализированных учреждениях; последствия социальной и педагогической запущенности; психопатии и акцентуации характера как следствие неудачной социализации в семье; формирование личности в антисоциальной среде; формирование аддиктивных форм поведения; психические расстройства, в развитии которых в качестве важного фактора выступают искаженные детско-родительские отношения.

Дети, имеющие такие особенности, при попадании в приемную семью требуют к себе повышенного внимания, понимания, любви, терпения, ответственности приемных родителей. Квалифицированная помощь и поддержка замещающих семей будет способствовать смягчению личностных нарушений и повышению уровня адаптации приемных детей в семье и обществе.

1. URL: http://www.newsru.com

2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» // Российская газета. 31 августа 2012.

3. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. 368 с.

4. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван: Изд-во АН Армении, 1988. 263 с.

5. Большакова Л. Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Ярославль. 2004.

6. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь. 2006. 365 с.

Какие проблемы возникают в приемных семьях

проблемы приемных семей

Проблемы приемных семей нужно знать, прежде, чем вы примете решение усыновить или взять опеку над ребенком. В России каждый год без родителей остается около 100 000 ребятишек разного возраста. Детский дом, даже с самыми замечательными условиями быта и профессиональными воспитателями, не может дать детям любви и заботы, которые он получал в семье. Поэтому выпускники этих учреждений чаще встают на путь правонарушений, им труднее создать семью, вырастить своих детей. Приемная семья – хороший выход для осиротевших детей. Но почему приемные семьи не получают должного распространения?

Проблемы приемных семей

В первую очередь, мешают материальные проблемы. Несмотря на все льготы, пособия и зарплату родителей, очевидно, что эти средства лишь с натяжкой могут обеспечить нормальные условия жизни приемной семьи. Чтобы ребенок не выглядел изгоем в компании сверстников, кроме питания, одежды и бесплатного проезда, ему нужен телефон, компьютер, возможность сходить с друзьями в кино или в кафе и т.д. Хорошо, если приемные родители находят для нужд детей бизнесменов, желающих помочь обездоленным, но и эти меры временные.

Многие приемные семьи получают помощь от благотворительных фондов, местной власти, заинтересованной в их развитии и распространении на территории области.

Второй проблемой является жилье. В обычной квартире с удобством могут расположиться 2-3 детей, а если родители чувствуют, что могли бы взять на воспитание 5 детей?

проблемы приемных семей

В некоторых регионах многодетная приемная семья получает в свое распоряжение большой дом, или же местная администрация всеми силами помогает им, выделив участок под строительство и обеспечив средствами или стройматериалами. К сожалению, чаще бывает наоборот, так как не каждый регион располагает бюджетом, из которого безболезненно можно выделить необходимые деньги, нет жилищного фонда, из которого можно было бы бесплатно выделить квартиру, да и многие чиновники более чем прохладно относятся к просьбам приемных родителей помочь им с жильем.

А именно многодетные приемные семьи могли бы решить проблему сирот и детей, лишившихся родительской заботы по разным причинам.

Воспитание приемного ребенка

Это третья – и немаловажная причина, по которой приемные семьи не распространяются по России так, как было бы нужно.

Бездетные пары боятся взять ребенка из приюта или детского дома, потому что их пугают возможные трудности в его воспитании, в особенности, наследственные склонности. Многие считают, что в государственные учреждения попадают дети алкоголиков, наркоманов, преступников. Конечно, родители могут быть всякими, но малыши, живущие в больнице или Доме малютки, не виноваты, что им не повезло с родителями.

Часто уже приняв ребенка в семью, взрослые с тайным страхом наблюдают за его взрослением, принимая склонность к шумным играм за агрессивность, детское желание взять чужую игрушку – за склонность к воровству, и стараясь подавить в зародыше эти аномалии развития, причем достаточно жесткими методами. Ребенок, не понимая, что он сделал не так, естественно, начинает сопротивляться, зарождается конфликт, который, из-за непонимания ситуации взрослыми, может стать причиной ухода ребенка из дома.

проблемы приемных семей

Подготовка, которую проводят для взрослых, желающих стать приемными родителями, предостерегает от таких шагов. Специалисты дают будущим родителям советы и рекомендации, как избегать конфликтных ситуаций, и все же часто бываю случаи, что взрослые, взяв в семью ребенка, особенно старшего возраста, через некоторое время расторгают договор о приемной семье и возвращают ребенка в детдом, объясняя поступок несходством темпераментов или чем-то подобным. На самом деле, такая причина может и возникнуть, но чаще это непонимание психологии чужого ребенка, который не оправдывает возложенных на него ожиданий и не кланяется в ножки приемным родителям за каждый кусок хлеба.

Привыкание родителей и детей в приемной семье – это тонкий осенний лед, который может хрустнуть от любого неправильного шага. Дети, потерявшие семью, пережили настоящее горе, они любят своих родителей – и алкоголиков, и наркоманов, и боятся привязаться к новой семье, чтобы не предать старую. По этой причине в период привыкания дети или замыкаются в себе, или начинают дерзить, на ласковые слова отвечать грубо и вызывающе. Только терпение и такт, понимание приемными родителями того, сколько страданий пришлось пережить этой неокрепшей детской душе, смогут помочь ребенку понять, что в этой семье никто не претендует на роль его мамы и папы без его желания.

Приемные родители, нашедшие подход к каждому ребенку, делятся опытом с новичками, помогая им преодолеть самую первую высоту – привыкание друг к другу чужих людей, есть возможность попросить совета у родителей, побывавших в сходной ситуации, посещать семинары и курсы для приемных родителей и вместе решать проблемы приемных семей.

Если вы думаете, что надо бы взять ребенка из детдома на воспитание – не сомневайтесь, берите. Органы опеки не оставляют без помощи людей, спасающих детские души и воспитывающих полноценных граждан нашей страны.

В России до революции детских домов не было вообще. Если ребенок оставался один, его брали к себе родственники, соседи, друзья родителей. Так что приемная семья – это исторически оправданная для нашей страны форма воспитания сирот.

Источник https://iz.ru/1260259/evgeniia-priemskaia/s-vozmozhnostiu-vozvrata-s-kakimi-slozhnostiami-stalkivaiutsia-semi-s-priemnymi-detmi

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/problema-adaptatsii-priemnyh-detey-i-roditeley-v-zameschayuschih-semyah

Источник https://tvoiyapravda.ru/for-semya/priemnaja-semia/problemy.html