Неполная семья: социально-экономические проблемы
Проблемы неполных семей – помощь психолога
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Николаевич Толстой. Именно это изречение вспоминается при анализе неблагополучных семей. Но если рассматривать не все неблагополучные семьи, а только одну подгруппу, например, неполные семьи, то можно выделить общие проблемы для каждой семьи. К слову, неполная семья необязательно становится неблагополучной, но обо всем по порядку.
Что такое неполная семья
Неполная семья – нуклеарная семья, которая состоит из одного родителя и детей. В России неполная семья чаще состоит из матери и детей. Семьи становятся неполными по двум причинам:
- ;
- смерть одного из супругов.
Социологи и психологи выделяют третий фактор – рождение ребенка вне брака. По сути, до родов семьи не было, потому сложно назвать это причиной, скорее предпосылка. Но специалисты ставят ее на второе место по влиятельности (первое – разводы). Особое место среди внебрачной рождаемости отведено родам несовершеннолетних матерей.
Еще одна значимая предпосылка возникновения неполных семей – рождение детей «для себя», что вызвано эмансипацией женщин.
Неполные семьи отличаются по типу отношений, всего их четыре:
- Мать не говорит об отце, делает вид, что его никогда и не было.
- Мать старается обесценить отца, выставить в плохом свете в глазах детей.
- Мать говорит об отце как об обычном человеке со своими достоинствами и недостатками.
- Если отец не ушел, а погиб, то чаще встречается идеализация его образа.
Лучший вариант – рассказать детям все как было, как есть. Не нужно навязывать им свое отношение к ушедшему супругу, свое видение и понимание ситуации. Дети вырастут и сами сделают выводы.
Не так давно западные ученые ввели новый термин – бинуклеарная семья. Так называют союзы, которые распались как брак, но сохранились как семья. То есть супруги поддерживают между собой нормальные отношения, один из них хочет видеться с детьми, а другой позволяет это делать в любое время. Специалисты считают, что такие семьи неполными являются только формально.
Хочу продолжить теорию ученых и отметить, что у нас встречаются формально полные семьи, но неполные и неблагополучные фактически, внутри семьи. Потому деление семей получается условным, как и связь состава семьи с проблемами, которые мы рассмотрим дальше.
Проблемы неполных семей
Неполные семьи сталкиваются со следующими трудностями:
- Малообеспеченность. Один источник дохода или пособие по уходу за ребенком и другие государственные выплаты (зависит от ситуации) не всегда могут удовлетворить даже первичные нужды всех членов семьи.
- Проблемы с трудоустройством. Этот пункт во многом зависит от возраста ребенка, но, как правило, родителю нужна работа рядом с домом, высокой оплатой труда, гибким графиком, без ночных смен и командировок.
- Детская безнадзорность. Найти работу, соответствующую такому описанию непросто, из чего вытекает третья проблема неполных семей – безнадзорность детей.
- Чувство неполноценности, угнетенности у детей и родителя. со стороны сверстников в школе, детском саду, на улице.
- Чувство вины у родителя, которое превращается в гиперопеку. И чувство вины у детей, если они видят в себе причину распада семьи.
Таким образом, неполные семьи сталкиваются с социально-экономическими и психолого-педагогическими проблемами. Ситуация усугубляется еще больше, если у кого-то из членов семьи есть проблемы со здоровьем или инвалидность.
Проблемы неполных семей можно рассматривать не только обобщенно, но и отдельно с точки зрения развития детей и с позиции родителя.
Личные проблемы родителя
Если другой родитель не участвует в жизни ребенка, то родителю, живущему с детьми, приходится играть роль и матери, и отца. Быть одновременно заботливым, но требовательным, мягким, но строгим. Обычно за дисциплину и подчинение авторитету отвечает отец, а за нежность, заботу и ласку – мать. В неполной семье все ложится на плечи одного человека.
Усталость, раздражение, эмоциональные перепады, давление общества мешают матери. Из-за непростых условий даже благие воспитательные намерения иногда вредят детям. Или мать не может воспитывать детей так, как она бы этого хотела, как должна в своем понимании.
Все это предпосылки депрессии, нервного срыва, невроза, расстройства. Нельзя растворяться в детях или работе, нужно уделять время себе, найти группу поддержки.
Дети из неполных семей
Каждая пятая российская семья с несовершеннолетними детьми является неполной. Дети страдают от последствий воспитания в неполной семье:
- проблемы с полоролевой идентификацией;
- девиации;
- трудности в отношениях с мачехой или отчимом;
- проблемы со здоровьем.
Полоролевая идентификация
Главная проблема детей из неполных семей – трудности в полоролевой идентификации и сексуальной ориентации. Отношения родителей – образец отношений мужчины и женщины. В будущем в собственных отношениях дети ориентируются на этот пример.
У детей из неполных семей наблюдается скудный набор представлений о поведении мужчины и женщины в той или иной ситуации. Из-за этого в их семьях возникают противоречия, недопонимание, конфликты, разлады и разводы.
На развитие женственности у девочек и мужества у мальчиков влияют первые пять лет жизни ребенка. Чем дольше в этот период не было ролевого образца (необязательно наличие родного отца или матери), тем хуже последствия.
Чаще неполные семьи состоят из матери и детей. Давайте рассмотрим последствия воспитания без мужского примера.
Девушки страдают от неуверенности в отношениях с мужчинами, становятся жертвами, попадают в зависимости или ведут беспорядочную сексуальную жизнь. Американский психолог Мэвис Хетерингтон, посвятивший всю карьеру изучению неполных семей, в одном из исследований определил, что девочки, чей отец погиб, ведут себя сдержанно с мужчинами, избегают контакта. Девушки, чей отец ушел из семьи, наоборот предрасположены к контакту, флирту, общению.
Что характерно для мальчиков:
- преобладание женских черт;
- агрессивность;
- склонность к зависимостям;
- нарочитая мужественность, агрессия и жесткость как форма гиперкомпенсации.
Мальчики с тремя первыми признаками нередко становятся жертвами издевательств. Мальчики с реакцией гиперкомпенсации становятся агрессорами, хулиганами, девиантами. Из-за отсутствия примера они решают действовать от противного или выбирают другие образцы мужского поведения, к сожалению, часто негативные.
Заметны и личностные психофизиологические изменения. Психологи из Лейпцигского университета провели исследование среди взрослых мужчин и женщин, выросших в неполных семьях. Вот что удалось выяснить:
- Мужчины страдают от повышенной усталости, недоверия к миру, депрессивных расстройств.
- У женщин наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания, слабость, нервное истощение.
Как мужчины, так и женщины подвержены стрессу, неврозам. У них наблюдается слабый самоконтроль, склонность к зависимостям, самоубийствам и смертям от передозировки.
Девиантное поведение
Нарушение школьной дисциплины, драки, зависимости, бродяжничество – примеры девиаций у детей из неполных семей. У девочек чаще наблюдается алкогольная зависимость и сексуальная распущенность, а у мальчиков – преступное поведение, алкоголизм. Подробнее об этом читайте в статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».
«Новый папа» или «новая мама»
Третья по популярности детская проблема – взаимоотношения с «новым папой», «новой мамой» или периодически приходящими и уходящими личностями. Это тема для другого разговора, но в рамках нашей статьи стоит отметить, что последствия могут быть разными: от благополучных, когда семья становится полной, до неблагополучных последствий типа конфликтов, скандалов, насилия, жестокости.
Проблемы со здоровьем
Педиатры отмечают, что дети из неполных семей чаще страдают острыми и хроническими заболеваниями. К причинам врачи относят стресс на фоне распада семьи и ненадлежащий уход матери за ребенком, невнимательность (возможно, обусловленная занятостью). В неполных семьях чаще наблюдаются плохие санитарно-гигиенические условия, бытовая неустроенность, вредные привычки и самолечение.
Поддержка неполных семей
Поддержка неполных семей должна быть комплексной:
- помощь службы занятости в трудоустройстве родителя;
- помощь медицинских учреждений в обеспечении профилактических осмотров, патронажа;
- помощь образовательных организаций в предоставлении льгот на питание, обучение;
- помощь социальной службы и юристов в оформлении документов, получении пенсий, пособий, алиментов;
- общение с другими неполными семьями, обмен опытом, поддержка, совместный отдых, взаимопомощь.
Большая роль отводится активности самой семьи. Нужно знать свои права, ознакомиться с нормативно-правовой базой, обратиться в социальную службу. Базовая поддержка неполных семей есть в каждом городе, для этого не нужно посещать платные консультации психолога или другого специалиста. А между тем принятие и подтверждение статуса неполной семьи, отстаивание прав может решить ряд проблем. Достаточно обратиться к социальным работникам, описать проблемы и трудности, попросить помощи – они направят, скоординируют.
Что касается психологической поддержки, то нужно обязательно найти единомышленников, людей с подобной ситуацией. Это нужно не только для общения и совместного досуга, но и для обмена опытом, а также взаимной помощи: посидеть с ребенком, отвезти детей в школу, встретить из школы. Если дети ходят в одно учебное заведение, то можно договориться с другими родителями и по очереди провожать детей (зависит от рабочего графика каждого родителя).
Что еще важно учесть родителям из неполных семей:
- По возможности сохранить полноценное общение ребенка с обоими родителями.
- По возможности поддерживать хорошие отношения с супругом. Ученые доказали, что конфликты между родителями негативно сказываются на состоянии ребенка, даже если тот может видеться с другим родителем. Ссоры бывших супругов нейтрализуют положительно влияние общения ребенка и родителя.
- Поощрять детскую самостоятельность и инициативу, не привязывать детей к себе.
- Не «отыгрываться» на детях, создавая из них идеального мужчину или женщину. Не проецировать на них свои отношения с супругом. Если вы видите причину развода в ребенке, или он раздражает вас тем, что очень похож на ушедшего супруга, то обратитесь к психологу. Это серьезная проблема.
- Избегать гипер- и гипоопеки, воспитания по типу кумира семьи.
Хочу отметить, что неполный состав семьи – предпосылка, мощный фактор для возникновения проблем. Но только от родителя и других участников семьи зависит будущее.
Это особенно важно для создания будущего детей. Важно, чтобы ребенок, став взрослым, понял: прошлое не определяет его как человека, он не обязан повторять опыт родителей, он может создать счастливую полноценную семью и освоить в полной мере социальную и гендерную роль.
Трудности возникают не столько из-за ухода родителя, сколько из-за занятости второго супруга, дефицита внимания и любви, усталости оставшегося родителя, низкого социального статуса и плохого материального положения семьи. Если мать (отец) может решить финансовые вопросы, обратиться к друзьям и родным за поддержкой, уделять достаточно времени ребенку, построить новые полноценные здоровые отношения, то психолого-педагогических последствий неполной семьи можно избежать.
В то же время полная, но дисфункциональная семья, где один или оба родителя не справляются с обязанностями, играют несоответствующую роль, может стать причинной неблагополучия детей, социальных и психологических проблем в семье.
«Нет полных или неполных семей, есть семьи счастливые или несчастливые», – В. В. Леонов.
Неполная семья: социально-экономические проблемы
Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.
Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи.
Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания.
Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.
Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот.
Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести, себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неадекватная полоролевая социализация.
Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).
Недавно стала распространенной новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения
Определение, причины неполной семьи
Неполные семьи — это семьи с одним родителем и детьми. В целом по России показатель роста доли неполных семей увеличивается.
В неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет.
Среди неполных семей есть так называемые прочие семьи, их еще называют неполными расширенными семьями (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки).
Средний размер таких семей всегда меньше среднего размера семей с брачными парами.
В городах неполных семей больше, чем в сельской местности. Рост числа и доли неполных семей является фактором, снижающим средний размер семьи.
Причины неполных семей
Развод родителей. Уровень разводимости повышается. Примерно 22 % мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились, и, судя по статистике ЗАГСов, уровень компенсации разводов повторными браками даже у мужчин не превышает 60 %.
Внебрачные рождения. На фоне снижения общего коэффициента рождаемости происходит рост доли детей, родившихся вне брака.
Каждый 5‑й ребенок рождается вне брака своих родителей. Около 40 % детей, рожденных вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа по совместному заявлению отца и матери. Это может быть фактический брак с наличием семейных связей, но с общей неустойчивостью отношений. Мужчины не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребенку. Часто детей вне брака рожают женщины в зрелом возрасте, не имеющие возможности создать семью.
Смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем женщин.
Расширенные неполные семьи, число которых растет в последнее время. В результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) внуков берут на воспитание представители старшего поколения, чаще всего пенсионеры.
Проблемы неполных семей
Материально-бытовые (финансовые) проблемы
Если семья имеет один трудовой доход, она считается малообеспеченной. При неработающих родителях семья вынуждена жить на пособие по безработице и на детские пособия.
Детские пособия низкие, несвоевременно выплачиваются, как и пенсия по случаю потери кормильца (СПК), при разводе могут быть проблемы с выплатой алиментов.
Проблема трудоустройства. Решение этой проблемы, особенно матерью-одиночкой, затруднена из-за того, что одинокому родителю нужна хорошо оплачиваемая работа, близко от дома, возможность иметь свободный график, выполнять работу дома, без командировок и ночных смен.
Одинокий родитель берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, часто дополнительные заработки, чтобы обеспечить нормальную жизнь своим детям.
В расширенных неполных семьях доход низкий, складывается в основном из пенсии воспитывающих внуков стариков пенсионеров.
Жилищная проблема. Может возникать во всех неполных семьях, особенно при невозможности размена жилплощади. Разведенные родители вынуждены проживать совместно, что служит поводом для конфликтов.
Одинокая мать с ребенком вынуждена жить со своими родителями из-за необеспеченности жильем. Возможность улучшить свое жилье минимальна.
Психологические проблемы
«Проблема родителей» — проблема совмещения ролей, когда в силу обстоятельств одинокий родитель должен выполнять функции другого родителя. В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспринимает такие семьи.
Отсутствие опыта семейной жизни, особенно у матерей-одиночек, нормальных семейных отношений с противоположным полом.
После развода отношения между родителями могут остаться нормальными (бинуклеарная семья, соучастие родителей в воспитании детей после развода) или находятся в состоянии конфронтации. Чаще мать препятствует общению детей с отцом, участию его в воспитании детей или отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально.
Проблема воспитания и социализации детей. Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, возникает несбалансированность между двумя группами членов семьи — тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и тех, кто обеспечивает это удовлетворение, поэтому в таких семьях возникает перегрузка у второй активной части. Кроме того, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания (ребенок многого недополучает).
Сверхзанятость родителей на работе, материальные и другие проблемы нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях больше педагогически запущенных детей.
Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, приводящая к избалованности детей, умению манипулировать взрослыми в своих интересах (отсутствие самостоятельности).
В других случаях мать вымещает свою обиду за неудачную жизнь на детях (постоянные отношения конфликтности).
В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками.
В последнее время можно видеть преобладание женских неполных семей — «бабушка — мать — ребенок», где каждое поколение как бы повторяет судьбу родителя. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно подготовлен к семейной жизни и созданию собственной семьи и вероятность распада брака у воспитанных в неполной семье выше, чем у выросших в обычной.
В расширенных семьях нет доминирующей роли родителей, воспитывающие детей старики часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно сказывается на воспитании, особенно подростков.
Проблема создания новой семьи
Опыт прошлой семейной жизни мешает создать новую семью: разведенным — боязнь повторить ошибку; овдовевшим — память по умершему супругу; одиноким — отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс. Повторный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происходит «возвратный» брак, когда родители вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и недостатки друг друга. Но он может иметь и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением.
У детей возникает проблема отношения к отчиму, мачехе. Повторный брак может изменить жизнь детей; вызвать проблему отношений с новым членом семьи, особенно если в семью входит родитель со своим ребенком; создать проблему отношений между родителями — проблему рождения общего ребенка; обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторному браку.
Проблемы детей
Дети часто являются свидетелями и участниками семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера (распад семьи, проживание с отчимом, мачехой, жизнь в конфликтной семье, смерть родителей, проблема приходящих родителей). Все это негативно влияет на ребенка, деформирует его психику, нравственное и эмоциональное развитие. Дети чувствуют обиду, угнетенность, собственную вину за распад семьи, у них может развиться чувство собственной неполноценности.
Чаще всего развод происходит до 8‑летнего возраста ребенка, когда начинается становление психологической идентификации ребенка с родителем того же пола, а представление о противоположном поле деформируется.
Тесные контакты с родителями, оставшимися в одиночестве, неудовлетворенность личной жизнью, которую родитель остро переживает, негативно влияют на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами. Все это не способствует четкой полоролевой идентификации ребенка. Отсутствие одного из родителей, а также супружеских отношений существенно влияет на формирующуюся систему ценностей, в которой центральное место, особенно для подростков, занимают любовные переживания. Они рано начинают половую жизнь, еще до совершеннолетия.
Дети из неполной семьи во что бы то ни стало пытаются преодолеть судьбу родителей, с их несложившейся личной жизнью, что сужает систему ценностей, делая ее однобокой, ведет к неадекватному разрешению любого психологического стресса, например, в виде суицида.
В мотивах суицидентов в 92 % случаев ведущим является неблагополучие в отношениях с противоположным полом и неумение правильно построить эти отношения.
Дети перестают общаться с родителями. Отчим, мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения чаще всего становятся формальными.
Дети из неполных семей нуждаются в психотерапевтической помощи, в помощи социального педагога.
Проблема взаимоотношения детей
В случае рождения в такой семье общего ребенка, может возникнуть проблема отношения пасынков и падчериц к этому ребенку, а также проблема отношения к новой семье родственников с обеих сторон.
Медицинские проблемы. Неустроенные в семейном положении женщины часто имеют внебрачную беременность, в 2 раза чаще заканчивающуюся рождением недоношенных детей или детей с низкой массой тела. Каждый 2‑й ребенок рождается с аномалией
развития, с внутричерепной травмой. В большинстве случаев это связано с распространением вредных привычек у одиноких матерей (курение и алкоголь).
В последние годы отмечаются неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости увеличился в 2 раза, чем в полных семьях, хроническая патология встречается в 3 — 4 раза чаще.
Социальные исследования НИИ педиатрии АМН показали, что 10,5 % женщин после развода страдают нейропсихическими заболеваниями, особенно те, которые имеют маленьких детей. Среди разведенных в 2,5 раза больше женщин-инвалидов, чем среди женщин, состоящих в браке.
В неполных семьях дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Психические травмы при разводе или смерти одного из родителей имеют большое значение в формировании пограничных нервно-психических расстройств у детей. Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются недолеченными.
Среди причин часто болеющих детей одно из первых мест занимает низкая медицинская культура и низкая медицинская активность матерей. Женщины не считают, что развод — психическая травма для ребенка, не обращают внимание на проявления таких неврозов у детей, как тики, энурез, заикание; не лечат хронические заболевания у них (заболевания ЖКТ, почек, кожи и т.д.).
Советы родителям, воспитывающим детей в неполной семье:
- старайтесь, как можно чаще говорить с ребенком и слушать его, чтобы находиться с ним в постоянном контакте;
- хвалите ребенка за любое его достижение, а не наказывайте, тем более по пустякам, стабильная в эмоциональном плане и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе;
- относитесь с пониманием к ребенку, если он вспоминает о прошлом;
- не возлагайте роль отсутствующего родителя на плечи своих детей;
- старайтесь во всем помогать ребенку, чтобы освоить навыки поведения, соответствующие его полу;
- пытайтесь развивать социальные связи своей семьи, это поможет ребенку активно общаться и устанавливать отношения со знакомыми мужчинами.
Субъекты, способные оказать поддержку неполной семье
Соседи: проблема общественного мнения и помощи семье.
Бывший родитель: проблемы конфликтных ситуаций.
Исполнительная власть: жилье.
Церковь: материальная и натуральная помощь.
Торговые организации: снабжение продуктами питания и др.
Психолог: проблемы психологического климата в семье.
Органы здравоохранения: вопросы здоровья всех членов семьи; организация медико-социального патронажа.
Служба занятости: поиск удобной работы для родителей.
Отдел народного образования: вопрос о группе продленного дня, проблема бесплатного питания, материальная помощь, обеспечение учебниками, психологические проблемы детей, проблемы досуга (отдыха) детей, детские диспансерные учреждения (ДДУ).
Юрист: вопрос алиментов, пособий, пенсий по случаю потери кормильца (СПК), вопросы жилья, проблемы по работе, вопрос о взаимоотношениях бывших супругов.
Отдел социальной защиты: все виды пособий и пенсий.
Место работы родителей: все льготы по работе, ДДУ, материальная помощь, жилищный вопрос, вопрос психологического климата в коллективе, проблема отношений на месте работы родителей.
Аналогичные семьи: обмен опытом, организация совместного отдыха, вопросы совместного межсемейного предприятия, взаимопомощь (одежда, обувь, коляски, игрушки и т.д.).
Типичные проблемы неполных семей
Одна из типичных проблем неполной семьи материальная. Основная «кормилица» — женщина, которая в большинстве случаев не в состоянии содержать себя и ребенка (детей). Средняя заработная плата женщин в целом. По Российской Федерации ниже, чем у мужчин. Централизованная государственная поддержка одиноких и вдовых матерей не покрывает необходимые расходы на содержание детей, особенно в условиях инфляции. Размер алиментов, которые получают разведенные женщины, варьирует в широком диапазоне, и нередко эта сумма бывает просто мизерной. В целом в наихудшем положении чаще оказываются матери с низким собственным доходом (студентки, женщины находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; имеющие низкую заработную плату — по разным причинам); а также женщины с двумя и более детьми. Однако, в ряде случаев отнести неполную семью к категории материально нуждающихся на основании, какого — либо из названных формальных критериев просто невозможно. Некоторые одинокие матери зарабатывают более чем хорошо, а иные находятся на грани потери работы, а значит и полной нищеты. У многих одиноких матерей фактически отсутствует нормальное жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этом отношении вполне обеспечены. [41, с.210-211; 28, с.13-15]
2. Проблема совмещения профессиональной и родительской ролей
Эта проблема тесно связана с предыдущей. В случае, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно исследованиям, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% подруги, коллеги по работе, 3% соседи, 3% родители отца ребенка, 4% отец ребенка. [36, с.136]
3. Проблема «неполноты» семьи
Одна из специфических проблем неполной семьи — трудности, возникающие, у одинокого родителя (обычно матери) при воспитании ребенка, и собственно проблемы ребенка, растущего в неполной семье.
В нашей стране и за рубежом проведено множество исследований, посвященных анализу влияния фактора «неполноты» семьи на особенности развития ребенка, а также влияния факта развода родителей на детей различных возрастов.
Проведенный анализ позволил сделать вывод в том, что неполная семья чаще, чем полная не обеспечивает детям нормальной адаптации в школе, что приводит к низкой успеваемости, к второгодничеству и отсеву. Сравнения полных и неполных семей с детьми, подростками свидетельствует, что школьники из неполных семей «чаще ориентированы на самостоятельную трудовую деятельность и учебу в ПТУ, чем на поступление в ВУЗ». С одной стороны это свидетельствует о большей самостоятельности, а с другой — связано с худшей успеваемостью, и вероятно с худшими материальными возможностями неполной семьи. Также в неполной семье в большей мере, чем в полной матери ориентированы на активное привлечение подростков к выполнению хозяйственных обязанностей, и соответственно, дети из неполных семей чаще помогают в уборке квартиры, приготовлении пищи, починке одежды, бытовых приборов и т.д. В тоже время «отношения с матерью оценили как хорошее 73% подростков из полных и лишь 58% из неполных семей. Последние реже рассказывают матери о своих делах, у них чаще не совпадают мнения по многим вопросам». Последний фактор — межличностные отношения в семье — имеет видимо, более важное значение, нежели сам факт неполноты.
Теплые, дружеские отношения одинокого родителя с ребенком часто вполне могут компенсировать отсутствие второго родителя. Очевидно, в этом и состоит причина расхождений специалистов во мнениях по поводу того. Является ли факт воспитания ребенка в неполной семье фактором «риска» с точки зрения отклоняющегося поведения, хотя большинство исследований свидетельствуют, что несовершеннолетние правонарушители и преступники чаще всего выходят из неполных семей. Причины здесь разные: одинокие родители располагают меньшим количеством времени на воспитание ребенка, поскольку должны постоянно заботиться, о материальном достатке семьи; собственно педагогические проблемы возникают зачастую из-за отсутствия авторитета отца. Асоциальное поведение ребенка может быть реакцией на развод родителей, а также и на свой особый «социальный статус». [17, с.25-31]
4. Ошибки в процессе воспитания в не полной семье
Гиперопека — это, когда ребенок и его проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных целей и ориентаций.
Особая опасность для одинокого родителя (особенно для одинокой матери) заключается в том, что она может воспитать «маменькиного сынка или дочку». Неосознанно, не желая этого. Так как в семье нет мужчины, мать сильно привязывается к ребенку, особенно если это мальчик. Эта привязанность выражается в стремлении окружить ребенка повышенным вниманием, защитить даже при отсутствии реальной опасности. Постоянно удерживать его около себя, «привязать» к своему настроению и чувствам, обязать поступать, таким образом, наиболее безопасным скорее для родителя, чем для ребенка способом. Ребенка насильственно втягивают в этот эмоциональный круг, в котором он уже не может свободно раскрыть себя. Он стеснен, находится в зависимости от матери, часто в течение всей жизни не может проявить самостоятельности. Он не в состоянии добиться успеха, принять решения, он беден в проявлении любви — все это признаки неправильного воспитания. Такие дети вряд ли смогут в последствии реализовать себя. Гиперопека, свойственна не очень общительным матерям, с ограниченным, заранее определенным кругом контактов. Недостаточную общительность они компенсируют в отношениях с детьми. В большей степени гиперопека, свойственна доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольную установку на создание зависимости у детей Они сами выбирают друзей ребенку, организуют его досуг, навязывают свои взгляды, вкусы, нормы поведения. В результате у ребенка формируется комформный тип личности. Ребенок вырастает безвольным, зависимым от микросреды, у него развито чувство ответственности за свои поступки и действия.
Лежащее в основе гиперопеки стремление матери «привязать» к себе ребенка, не отпускать от себя часто мотивируется чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство матери, и, прежде всего страх одиночества.
Другой распространенный мотив гиперопеки — это существование у родителя постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь. Здоровье, благополучие. Им кажется с детьми обязательно что — то может случиться, что их нужно во всем опекать. Предохранять от опасностей, большинство из которых оказывается плодами мнительного воображения.
Самая неблагоприятная сторона гиперопеки — передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение несвойственной возрасту тревогой. Это выражается зависимостью, инфантилизмом, неуверенностью в себе, избежанием риска и противоречивыми тенденциями в формировании личности, отсутствием развитых навыков общения.
Означает ли, что родительская забота вредна ребенку? Как говорили древние: «Все есть лекарство, и все есть яд, важна только мера». Безусловно, недостаток родительского внимания обедняет мир ребенка, вызывает многие эмоциональные затруднения. Но и избыток заботы, как видим, чреват серьезными проблемами. Утрированные формы заботы оборачиваются на практике психологическими отклонениями и задержками в интеллектуальном развитии детей, формируют у них заниженную самооценку, способствуют подавлению их самостоятельности. [4, с.6-7; 5, с.8; 33, с.28]
Отстраненность одинокого родителя от собственно воспитательного процесса, чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке.
Этот вид воспитания обнаруживается чаще всего у детей, живущих в зажиточных семьях, члены которых занимают высокое положение в обществе. Например, одинокая мать или отец, слишком много времени уделяют своей карьере, материальному достатку семьи, не занимаются достаточное время со своими детьми, отделываются от них подарками. Они считают, что главное для ребенка это обеспечить его материально. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получать от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них сурогаты любви. Родитель перепоручает воспитание ребенка или детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им работать. При всем при этом родитель такого ребенка, которому в жизни будут раскрыты все дороги в силу его высокого положения, думают, что они дают своему ребенку все, что вообще вряд ли можно лучше воспитывать детей. Они как бы для него и стараются, а в итоге затем искренне удивляются почему их дети зачастую вырастают без вольными и нерешительными, часто находятся к ним в резкой оппозиции, убегают из дома, который даже не полная чаша, а переполненная. Таким детям, конечно приятно, что мама или папа занимает выдающееся положение, но мечтают они о простых радостях, которых они лишены (поехать загород, или поговорить с мамой по душам).
Подобное дисгармоничное воспитание отражается на психике детей, мешает им чувствовать себя счастливым и нужным другим людям.
Также эта проблема может касаться и не обеспеченных одиноких женщин или мужчин, которые имеют небольшой заработок. Пока ребенок маленький, мать старается купить ему все самое хорошее (чтобы он был не хуже других детей). В последствии же запросы у такого ребенка начинают увеличиваться, он начинает требовать от матери все большего, но поскольку она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы это становится причиной обоюдных переживаний и частых конфликтов. [28, с. 19-20]
Стремление матери сделать ребенка «образцовым», несмотря на то, что у него нет отца.
Положение ребенка, который живет только с матерью, в школьный период жизни можно охарактеризовать как определенную ситуацию, обычно складывающуюся в семье с единственным ребенком. Такая ситуация чаще всего сопровождается щепетильным воспитанием. У каждого воспитателя существуют свои идеалы. Обычно желание родителей состоит в том, чтобы их ребенок «дотянул» как можно выше и дальше, чем они сами. В неполной семье матери порой не с кем поделиться своей ответственностью за будущее ребенка, обсудить свои цели и методы воспитания, некому подметить опасность, когда несбыточные мечты матери переходят через край.
Иногда одинокая мать хочет показать, что ей все под силу, что она докажет свои способности на воспитании ребенка. Тогда она стремится к тому, чтобы ее ребенок был во всем образцовым. В связи с этим он должен овладеть всем тем, что полезно: спортом, иностранными языками, игрой на рояле, изобразительным искусством, петь, танцевать и т.д. Например, такой ребенок учится в двух школах, одна к тому же специализированная. А для полного гармоничного развития, вынужден посещать и спортивную секцию. И всюду от него требуют только отличных результатов, не соизмеряя с его силами, не считаясь со склонностями. В такой ситуации мать очень легко выходит из роли защитника и спутника жизни, а оказывается в роли домашнего надзирателя. Все это не редко заканчивается крахом. В большинстве случаев результатом бывает горькое разочарование, т.к. обычно ребенок противится чрезмерному образовательному и воспитательному давлению. Иногда он становится пассивен («делайте со мной что хотите, и этому все равно не научусь») или начинает «бунтовать» с помощью решительного отпора. Некоторые дети переходят в поиск какого — либо компенсированного удовлетворения собственной фантазии, например, включаются в жизнь не желательной детской компании.
Кроме того, у некоторых одиноких матерей иногда, к сожалению, возникает представление, что за всеми ее поступками, и тем более за воспитанием ребенка, внимательно следят окружающие люди. Поэтому она не может упустить что — либо. Каждое, ее упущение будет будто — бы ставиться ей в вину, а в недостатках ребенка, увидят ее беспомощность. [10, с.128-129; 5, с.92]
Препятствие контактам ребенка с отцом.
Это препятствие может доходить вплоть до настойчивого «искоренения» унаследованных ребенком от отца качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу. Некоторые женщины даже пытаются воспитать у детей отрицательное отношение к мужчинам вообще. Такая ситуация может быть и в «отцовской» семье.
В процессе воспитания ребенка, у родителя, который при разводе остался с детьми, возникает несколько стилей поведения по отношению к другому супругу:
- 1. Никогда не упоминает о бывшем отце (матери) и делает вид перед детьми, что его просто нет, несмотря на то, что дети помнят его, хорошо знают, что он жив, так как посылает алименты, и даже иногда его видят на улице.
- 2. Старается изгладить из памяти детей даже самое маленькое положительное воспоминание, очернив отца или мать, чтобы дети считали его плохим человеком. При этом мать или отец не учитывают то, что дети растут, умнеют и каждое давление на них вызывает противодействие. Любой ценой ребенок стремится в такой ситуации получить скрываемую от него информацию. Неправильно также поступает мать, когда пытается очернить отца. Если ребенок не помнит отца, а узнать его нет возможности или ребенок знает отца по кратким посещениям, то дети очень часто считают отношение матери к нему несправедливым. Вместо того чтобы ценить мать, с которой ребенок живет, он начинает смотреть на мать критически и возможно с таким же пристрастием, с которым она осуждает отца.
- 3. Иногда матеря воспринимают встречи детей с отцом, как должное и не препятствуют этим встречам. [5, с.86-87; 28, с. 20]
Практическая отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания.
Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, являющемуся для женщины напоминанием о ее неудачах в личной жизни, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения. В некоторых случаях, поведение родителя выходит за границы нормальной психики, поэтому ребенок должен быть изъят из такого окружения, чтобы его развитию не был причинен большой ущерб.
Однако в жизни можно встретиться и с такими семьями, в которых запущенность ребенка является результатом завуалированного, недоброжелательного отношения одинокой матери и отца к ребенку, который остался с ней или с ним как бы в качестве напоминания, о ее жизненном разочаровании и неудачах в личной жизни. Недружелюбное отношение матери иногда может быть замаскировано даже чрезмерным стремлением «помочь ребенку» например, поисками для него места в больнице при каждом обычном заболевании ребенка или стремлении сдать ребенка в интернат, объясняя все свои действия желанием как можно быстрее предоставить ему «самостоятельность». Совершенно ясно, что такое «воспитание может плохо повлиять на развитие характера ребенка. [4, с.7; 10, с.124-125; 5, с.93-94]
Нестабильное отношение к ребенку.
Это такое отношение к ребенку, которое проявляется, то во вспышках раздражения, когда на нем вымещаются собственные беды и разочарования, то в «приступах» чрезмерной любви. Такой стиль воспитания чреват в последствии развитием у ребенка невроза. [4, с.7]
Зарубежные исследования долгосрочных последствий разводов, а так же вдовства свидетельствуют, что дети из заспавшихся семей в дальнейшем испытывают затруднения в следовании принятым в обществе моделям поведения, соответствующим полу. У мальчиков, потерявших отца до 5 лет, это проявляется в большей психологической зависимости от окружающих, пониженном уровне самоконтроля, импульсивности, не высоком предпочтении мужских видов деятельности. Эти особенности, проявляющиеся уже в младшем, школьном и подростковом возрасте, часто бывают причиной отклоняющегося поведения. У девочек в подростковый период наблюдаются сложности в сфере гетеросексуальных отношений. Женщины, росшие в распавшихся семьях, в последствии испытывают трудности в установлении удовлетворяющих их взаимоотношений с мужчинами и построении счастливой семьи.
На основании анализа многих исследований делается вывод, что в целом дети, которые воспитывались в семьях возглавляемых матерью, в большей мере страдают нарушениями в умственном развитии и в эмоциональной сфере, а так же в области социальной адаптации, нежели дети из полных семей. При этом подчеркивается, что причиной является «не сам по себе факт отсутствия отца, а постоянные стрессы, переживаемые членами неполной семьи, отсутствие системы социальной поддержки». Стрессы в таких семьях, в свою очередь часто являются результатом низкого уровня жизни. Поэтому трудно отделить последствие психологических особенностей воспитания ребенка в неполной семье от последствий бедности как таковой.
Таким образом, на воспитание ребенка в неполной семье может отрицательно воздействовать ряд отдельных или вместе взятых факторов:
вовлечение ребенка в супружеский конфликт в период развода и после него.
неучастие отца в воспитании ребенка, при отсутствии других представителей мужского пола (дедушки, дядей, друзей матери и т.д.), способных хотя бы частично компенсировать отсутствие отца как образца для осознания себя в качестве представителя соответствующего пола.
грубые ошибки одинокой матери или одинокого отца в процессе воспитания до полного пренебрежения своими родительскими обязанностями.
низкий материальный уровень жизни неполной семьи.
травмирующая ребенка реакция на него со стороны социального окружения (коллектива сверстников, воспитателей, учителей и др.) как на представителя особой категории.
отсутствие помощи и психологической поддержки матери со стороны ее ближайшего окружения (родственников, подруг, коллег, соседей).
отсутствие помощи со стороны социальных институтов и социальных служб. [28, с. 20-22; 10, с.130]
5. Депривация у детей воспитывающихся в неполной семье.
Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не представляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. [16, с. 19; 4, с.29]
В условиях семейной жизни, могут возникнуть такие ситуации, при которых происходит неудовлетворение основных потребностей ребенка, то есть может возникнуть депривация. Данные условия можно выделить в две группы.
Во — первых, это такие обстоятельства, когда по внешним причинам в семье царит совершенный недостаток социально — эмоциональных стимулов, которые необходимы для здорового развития. Это имеет место, когда в семье отсутствует отец или мать, если одинокий родитель преобладающую часть дня находится вне дома, если экономическое или культурное состояние семьи настолько низко, что у ребенка отсутствует стимуляция для развития.
Во — вторых, имеются случаи, где данные стимулы и имеются, но для ребенка они не доступны, так как в отношениях воспитывающих его лиц образовался определенный внутренний психический барьер. Последний препятствует удовлетворению потребностей, хотя источник находится почти под рукой. Например, это может быть ребенок одинокой матери. Мать настолько занята, что не успевает создать свои отношения с ребенком, отдавая весь свой интерес только своей профессии, она не использует даже то ограниченное время, которое у нее фактически остается на ребенка. Также это может быть отвергающее отношение матери к ребенку, у которого отсутствует отец. Она переносит на него свои чувства разочарования и горечи, возникающие из-за трудного общественного положения. [16, с.117]
Депривация в семье по внешним причинам.
Семья в нашем современном обществе имеет центральное значение для психического развития ребенка. Здесь каждый отдельный член выполняет естественным, спонтанным образом определенную роль и удовлетворяет жизненные потребности ребенка — физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные. В первый период при обычных условиях — это мать, которая за ребенком не только ухаживает, но и предоставляет ему первые интенсивные эмоциональные стимулы, нянча его на руках, лаская, улыбаясь ему и разговаривая с ним. Роль отца, представляющего определенный пример поведения, а также источник уверенности и авторитета, осознается в более позднем возрасте, но существенна, уже в ранние годы жизни ребенка.
Следовательно, если в семье, отсутствует какой либо основной член, то возникает опасность депривации для ребенка, так как не всегда можно заменить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять в отношении ребенка и в отношении всей семейной единицы. Период, когда подобным образом выбыла одна состовляющая часть (с момента рождения или позднее, временно или постоянно), а также причина такой диссоциации (ребенок одинокой матери, смерть, служба в армии и военные события, развод) определяют затем дальнейшие условия депривации и возможных сопровождающих конфликтов, способствуя, таким образом, созданию окончательной клинической картины.
а) О значении распада семьи для возникновения депривационных нарушений свидетельствует статистика различных ретроспективных исследовательских работ, которые в группах детей, педвергшихся исследованию и лечению по поводу различных психических расстройств, показывают в процентах значительно повышенное число некомпетентных семей.
И. Грегори, (в 1958 году), подверг критическому рассмотрению данные приводимые исследователями, за последние 25 лет о состоянии психического заболевания и ранней потерей родителей или одного из родителей. Грегори пришел к заключению, что у лиц с противозаконным, антисоциальным или психопатическим поведением отмечается частое наличие смерти родителей или ранняя сепарация (то есть ситуация прекращения тесной связи между ребенком и его окружающей социальной средой, в данном случае матерью или отцом) ребенка от родителей, причем безразлично по какой причине.
Наибольшая опасность для развития ребенка, особенно в раннем возрасте, наступает, несомненно, тогда, когда нет матери («материнская депривация»). От матери зависит не только уход, но также удовлетворение большинства его психических потребностей — она представляет основу для отношения ребенка к людям, для его доверия к окружающему миру, прежде всего именно мать создает для ребенка «дом». Однако собственную мать в большинстве случаев удается приемлемым образом заменить. Многие мачехи бывают любящими и заботливыми воспитательницами, хотя на них часто и сосредотачиваются предрассудки общества. Многие бабушки несут недостаточно оцениваемую службу беззаветной жертвенности, а многие приемные матери идеально заботятся о детях. В большинстве случаев на ребенке сосредотачивается достаточно, много внимания, заботы и любви. Следовательно, нет условий для депривации. Представляется только, что тут легче и чаще, чем в естественной семье, возникают различные конфликты, так как взаимосвязи здесь являются более сложными. Собственное депривационное влияние здесь может проявляться еще скорее всего там, где после смерти матери воспитывает детей отец самостоятельно, без чужой помощи, хотя и тут не редко приходиться встречаться со случаями весьма тщательной и вполне удовлетворительной заботы.
Значительно более частым, хотя и мнимо не столь трагичным обстоятельством является отсутствие отца (патериальная депривация).
Последняя касается многих детей, живущих со своими не замужними или по иным причинам одинокими матерями. Если нет ни вспомогательного, ни уравновешивающего влияния отца, то естественно, что значение личности матери становится на много больше, чем при нормальных обстоятельствах. А так как именно в случае одиноких матерей имеется достаточно поводов для предположения большего участия недостаточно уравновешенных личностей, следует предполагать также угрозу повышенной опасности из-за скопления неблагоприятных факторов. К этому необходимо добавить еще несколько важных обстоятельств. Как показывает обычный опыт, и как это было доказано социологическими исследованиями, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые и серьезные изменения. В современном обществе — правда, не равномерно во всех слоях населения — отцы значительно больше, чем ранее, принимают участие уже в уходе за грудными детьми и в их воспитании, причем в семьях возникает сотрудничество между мужчиной и женщиной, которые прошлые поколения не знали. На фоне данного социального развития отсутствие отца проявляется, таким образом, намного тяжелее, чем в прошлом, когда вся работа с ребенком и около ребенка представляла исключительно «женское дело». Речь идет не только о физическом труде и времени, которое здесь затрачивается, но, прежде всего о психической нагрузке.
Ребенок, растущий без отца, лишен, таким образом, важного мужского примера, который особо значителен для мальчиков старшего возраста в регуляции их поведения, но важен также и для девочек в качестве модели их будущего партнера. Ребенок, без отца страдает также как правило, от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, которые в нормальных условиях олицетворяются отцом.
Ребенок, растущий, главным образом без отцовского авторитета, бывает часто недисциплинирован, агрессивен в отношении взрослых и детей.
Еще более важным может явиться отсутствие уверенности и устойчивости в социальном включении, так как профессия отца представляет реальную и символическую базу экономического обеспечения семьи, а ее основательность является порукой уверенности. В то время как мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу. По словам М.О. Шварца, мать нас приводит к человеку, а отец к людям. И, наконец, отец представляет для детей наиболее естественный источник познания о мире, труде, технике, способствуя как их ориентировке на будущую профессию, так и созданию социально полезных целей и идеалов. Если отца нет, то это имеет еще другое косвенное депривационное влияние. Дело в том, что если матери одной приходится нести все экономические и воспитательные заботы о семье, то она, как правило, бывает на столько занятой, что у нее ослабевает даже интерес к нему. Ребенок в таких случаях предоставлен большую часть дня самому себе, если же о нем не позаботится иначе, то легко может случиться, что он начнет бродяжничать, у него больше возможностей для правонарушений, и он может легче сбиться с пути.
Пробелы в неполной семье можно во многих случаях успешно возмещать повышенной заботой и вниманием остающихся членов семьи. Так объясняется тот факт, что во многих семьях без отца или даже без матери дети растут здоровыми. Компенсаторные обстоятельства и, напротив, источники конфликтов, со своей стороны определяются в некоторой мере обстоятельствами семейной диссоциации: иной бывает ситуация детей рожденных вне брака, а иной детей осиротевших, детей разведенных родителей и иной в семьях распавшихся по другим причинам. [44, с.244]
б) У детей рожденных вне брака, тоже имеется повышенный риск, заключающийся в предостаточной заботе и воспитании. По данным литературы можно судить, что дети, родившиеся вне брака, бывают чаще недоношенными, мертворожденными, у них более высокая заболеваемость, смертность, их школьная успеваемость хуже и у них больше трудностей при социальном приспособлении.
В положении одиноких матерей остается пока много нерешенных вопросов: общественных, экономических, рабочих, квартирных и т.д. Многие молодые, одинокие, матеря, ведут асоциальный образ жизни. Естественно что, детям таких матерей депривация угрожает больше всего.
Используя сосредоточенную индивидуальную направленную социальную, воспитательную, а в случае надобности и психотерапевтическую помощь, можно разорвать цепь депривационных и конфликтных ситуаций, не разлучать мать с ребенком, а наоборот социализировать мать посредствам ребенка.
Из числа одиноких матерей 8,5% выразило в разговоре отрицательное отношение к ребенку, тогда как 75% чувствуют себя, очень счастливыми.
В 1974 году были проведены исследования, которые показали, что внебрачные дети, все — таки чаще характеризуются большим числом неблагоприятных признаков развития — они бывают чаще больными, их заболевания бывают более тяжелыми.
Раньше много одиноких матерей под давлением неблагоприятных экономических и общественных обстоятельств покидало своих детей, сейчас же после рождения ребенка, это бывает реже. Возникает, однако, опасность поспешной потери интереса к ребенку. Материнство без мужа приносит женщине много ограничений и трудностей; если такая мать не может удовлетворительно с ними справиться, то она постепенно отдаляется от ребенка, становящегося для нее в данной ситуации основной обузой. [5, с.127-133]
в) Ребенок в семье, распавшейся из-за развода, находится в несколько иной ситуации. Развод происходит обычно не сразу, внутреннее единство и отношения членов семьи бывают, как правило, нарушены уже ранее. Часто у ребенка имеется лишь незначительная связь с тем из родителей, с которым он ныне разлучен, но иногда данная связь может быть, весьма тесной, и ребенок в таком случае переносит разлуку почти так же тяжело, как смерть. Внутренние связи в семье, которая внешне распалась, могут быть очень тесными, причем их могут даже еще компенсировать: в такой ситуации ребенок, в сущности, не страдает от депривации, хотя, конечно, заместить полностью отсутствующего родителя бывает не слишком легко. Во многих разведенных семьях, дети растут психически здоровыми и общественно хорошо адаптированы, однако, в среднем все же дети из разведенных семей приспособлены хуже, как это показал Трнка (в 1966 году) в своем обследовании 118 детей из разведенных семей. При оценке детей, производимой внутри всего коллектива класса (по социологическому методу), дети из разведенных семей значительно чаще оказывались нелюдимыми, уединяющимися, боязливыми, недисциплинированными, склонными к ссорам. Они, очевидно, лишены эмоциональной и нравственной уверенности, часто по этому испытывают недоверие и страх перед своим окружением, начинают стремиться к уединению и нередко впадают в мечтательное состояние, так что в школе их мысли «где-то витают». Недисциплинированность, как это показывает Трнка, представляет результат потери авторитета, склонность же к дракам — это компенсаторное проявление чувства неполноценности.
К сравнительно неожиданному заключению приходит другая исследовательская работа, охватившая более 2000 детей из так называемых проблемных семей (Дитрих с коллегами в 1981 году). Преобладающее число родителей, детей в дошкольном и почти половина родителей, детей в школьном возрасте предполагает, что дети являются, «еще столь малыми, что развод их не затрагивает», но в тоже время они приводят высокое число случае поведения детей, которое можно обозначить как, сепарационное» и которое явно указывает не только на травматический, но и на депривационный характер потери одного члена родительской пары.
В интересах полноты данного вопроса следует еще дополнить тем, что развод родителей является далеко не единственной причиной внешнего распада семьи. Весьма вероятно, что несколько иной отклик в отношениях оставшихся членов семьи вызывает уход матери или отца на длительное время в больницу (в особенности, в психиатрическую лечебницу), иным образом выглядит ситуация при тюремном заключении какого — либо члена семьи из-за асоциального поведения. [16, с.118-128]
Депривация в семье по психологическим причинам.
Неудовлетворительные отношения между одиноким родителем и ребенком могут, несомненно, являться результатом внутренних, психологических препятствий. Психологические препятствия бывают, как правило, глубже и сложнее, чем внешние общественные препятствия. Однако очень часто оба вида условий, внутренние и внешние, самым различным образом сочетаются и взаимообуславливаются, так что на практике их редко можно надежно различить.
Этот вопрос подробнее рассматривается в разделе «ошибки в процессе воспитания в неполной семье».
Источник https://psychologist.tips/4372-problemy-nepolnyh-semej-pomoshh-psihologa.html
Источник https://azbyka.ru/deti/nepolnaya-semya-socialno-ehkonomicheskie-problemy
Источник https://studwood.net/1843522/pedagogika/tipichnye_problemy_nepolnyh_semey