Семья группы риска как социально-педагогическая проблема современного обществастатья на тему

1 июня, 2022 0 Автор ewermind

 

Семья «группы риска» как объект социальной работы

Семья как социальный институт. Семья опасного положения как степень неблагополучия. Медико-социальные, экономические, демографические и криминальные факторы риска. Особенности раннего реагирования на проблемы семьи для предотвращения неблагополучия.

РубрикаСоциология и обществознание
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления04.04.2016
Размер файла15,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Статья по теме: Семья «группы риска» как объект социальной работы

Ахлюстина Елена Викторовна

Согласно исследованиям российских социологов (В.М. Медкова, Л.В. Карцева) для начала 21 века характерной тенденцией социального развития является значительный рост семейного неблагополучия. Существенные изменения экономических, социально-политических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи. В настоящее время семья как социальный институт испытывает тяжелый кризис. В этих кризисных условиях семья не готова взять на себя абсолютную ответственность за воспитание своих детей, так как меняющиеся экономические условия вынуждают родителей большую часть своего времени искать средства к существованию в ущерб воспитания детей. Как отмечает Т.К. Ростовская, пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и увеличением числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье [5, с. 64].

Все чаще и чаще говорят о семьях «риска». «Группа риска» — это категория семей, которая в силу определенных условий своей жизни более других подвержена отрицательным влияниям со стороны общества. К данной категории часто относят неблагополучные семьи с безнравственной и асоциальной направленностью. Тем не менее, проблема семейного риска, рассматриваемая в научной и специальной литературе значительно шире.

Вместе с понятием семья «группы риска» употребляются такие категории как: «неблагополучная семья», «проблемная семья», «негармоничная семья», «семья опасного положения» и др. Трудности, с которыми сталкиваются подобные семьи, затрагивают, прежде всего, социальной, материальной, правовой, психологической, медицинской, педагогической аспектов её жизни.

Для более подробного понимания проблемы раскроем содержание некоторых понятий: неблагополучные — это семьи, в которых изменена структура, обесцениваются и пренебрегаются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, затруднено удовлетворение основных потребностей членов семьи. Семья, опасного положения — семья, где родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, а также негативно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [3, с. 17]. Таким образом, семья опасного положения — это крайняя степень семейного неблагополучия. Можно говорить, что неблагополучные семьи и семьи опасного положения являются крайними вариантами проявления семейных дисфункций.

Ситуацию семейного неблагополучия можно рассматривать как ситуацию затруднения либо невыполнимости семьёй в полной мере её главных функций и удовлетворения необходимых потребностей членов семьи. В зависимости от глубины нарушений в исполнении внутрисемейных функций можно говорить о риске перехода семьи в социально опасное положение, поскольку особенностью семей, испытывающих те или иные трудности является отрицательное, разрушительное влияние на формирование личности ребёнка.

Основной же причиной отнесения семьи к категории «группы риска», являются сложные жизненные обстоятельства. Такие жизненные обстоятельства разнообразны и достаточно подробно описаны в литературе профессора Ю.П. Платонова. Рассматривая их с позиции благополучия ребенка, мы выделяем основные из них [4]:

— алкоголизм родителей, их безнравственное поведение;

— отсутствие родителей или одного из них;

— агрессивное поведение родителей;

— низкий материальный доход семьи, отсутствие работы у одного или обоих родителей.

В целом же учёные обобщают неблагоприятные жизненные обстоятельства в виде факторов (С.А. Беличева, В.Е. Летунова и др.).

Наиболее удачным является подход С.А. Беличевой., которая выделяет следующие факторы риска:

1) медико-социальные: (плохая наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);

2) социально-экономические (низкий материальный уровень семьи, неблагоприятные жилищные условия);

3) социально-демографические (многодетные; неполные; повторный брак);

4) социально-психологические (негативный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, халатность родителей в воспитании детей, жестокость);

5) криминальные факторы (безнравственный образ жизни родителей, алкоголизм, наркомания, семейные дебоши, наличие судимости у членов семьи) [1, с. 110].

Характеризуя семьи группы риска, исследователи (Т.В. Андреева, В.Е. Летунова, Е.И. Казакова и др.) отмечают: слабую способность членов этих семей к анализу того, что происходит в их семье, неспособностью по этой причине самостоятельно ставить цели по улучшению жизни своей семьи и добиваться эффективных результатов; слабую способностью обсуждать проблемы семьи со специалистами, отказываются понять причины семейного неблагополучия; присутствием в семье эмоций, связанных с агрессией в противовес таким эмоциям, как любовь, забота, понимание, взаимопомощь; наличие высокой степени риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков.

На основании вышеизложенного представим наше понимание семьи «группы риска». Итак, семья «группы риска» — это семья, которая находится в трудной жизненной ситуации и эта ситуация объективно нарушает жизнедеятельность семьи. В результате затруднено, либо невозможно выполнение семьёй в полном объёме её основных функций. Данную ситуацию семья не может преодолеть самостоятельно. В этом случае социальному работнику необходимо оказать своевременную помощь и грамотно организовать межведомственное взаимодействие.

Организуя практическую работу с данной категорией семей, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Магнитогорска ставит неблагополучные семьи на учёт и вносит в «Банк данных семей группы риска». При этом учитываются следующие критерии [3, с. 7]:

Проживание несовершеннолетнего в обстановке, не соответствующей требованиям к его воспитанию или содержанию, отсутствие у родителей постоянного заработка, жилья.

Отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, нарушение санитарно-гигиенических условий проживания несовершеннолетнего.

Злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств, безнравственный образ жизни родителей.

Вовлечение несовершеннолетних детей в совершение антиобщественных действий (правонарушения, распитие спиртных напитков, бродяжничество, попрошайничество и т.д.).

Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (причинение вреда физическому, психическому здоровью детей).

Неисполнение родителями обязанностей по обучению детей, отсутствие связи школой, невнимание родителей к успеваемости ребёнка, отсутствие контроля за проведением свободного времени.

Совершение преступления или правонарушения несовершеннолетними.

Нерегулярный доход, низкий материальный уровень.

Инвалидность, хронические заболевания членов семьи.

Семья с эмоционально-конфликтными отношениями.

Родителями ведут асоциальный образ жизни.

При работе с семьями, у которых проявляются вышеперечисленные факторы риска, в практике социальной работы целесообразен превентивный подход. Суть этого подхода заключается в раннем реагировании на проблемы семьи для предотвращения семейного неблагополучия. Он основан на мерах ранней профилактики. Чем раньше будет определено семейное неблагополучие и выявлены факторы, препятствующие успешному функционированию семьи, тем успешнее будет организовано социальное сопровождение семьи «группы риска». В случае выявления причин семейного неблагополучия решение проблемы возможно только с привлечением специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. В этом случае первоочередной задачей является организация грамотного и результативного межведомственного взаимодействия.

Список литературы

семья неблагополучие риск фактор

1. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье: Монография. — М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005. — 284 с.

2. Грицай А.Г., статья «Семья группы риска в структуре типологии неблагополучных семей» журнал «Вестник Адыгейского государственного университета. Выпуск № 3/2009. Библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/semi-gruppy-riska-v-strukture-tipologii. (дата обращения 26.01.2016)

3. Информационный бюллетень учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по Ленинскому району. Магнитогорск, 2011.- 58с.

4. Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие в семье: Научно- методическое пособие / Под ред. проф. Ю.П. Платонова. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2002. -234 с.

5. Ростовская Т.К. Молодая семья в современном российском обществе. — Иваново: Изд-во Иван. Гос. Ун-та, 2005. — 107 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика семей группы риска. Факторы риска, воздействующие на семьи «группы риска». Воздействие семейного неблагополучия на детей. Основное содержание социальной работы с проблемными семьями. Методы социальной работы с неблагополучными семьями.

дипломная работа [73,9 K], добавлен 05.01.2011

Семья группы риска как социальный феномен. Причины и показатели семейного неблагополучия. Теоретические модели общественной работы с семьей группы риска в России и за рубежом. Направления деятельности и перспективы развития центров психологической помощи.

дипломная работа [75,4 K], добавлен 25.04.2012

Брак и семья как важнейшие социальные институты и их функции. Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений. Перспективы развития семьи и брака. Экономические и социальные причины кризисного положения современных семей.

курсовая работа [28,6 K], добавлен 31.10.2011

Семья как фундаментальный социальный институт. Общая характеристика и социальные проблемы молодой семьи. Основные функции семьи. Традиционная, нетрадиционная, эгалитарная семья. Мотивы вступления в брак у молодоженов. Принципы социальной работы с семьей.

дипломная работа [83,0 K], добавлен 12.08.2010

Понятие «неполная семья» в научной литературе. Социальные проблемы и причины появления неполных семей. Специфический образ жизни семьи с одним родителем. Обобщение практического опыта социальной работы с неполными семьями в Управлении социальной защиты.

Читать статью  Всероссийский Интернет-фотоконкурс «Семьи счастливые моменты»

курсовая работа [107,3 K], добавлен 08.01.2016

Неблагополучные семьи как объект социальной работы. Определение феномена семейного неблагополучия. Классификация неблагополучных семей. Социальные проблемы семьи. Социальная защита и социальное обслуживание семьи, помощь ей в виде социальных пособий.

курсовая работа [64,9 K], добавлен 11.01.2011

Брак как основа и ядро семьи. Исследование истории института семьи в разных культурах. Семья как ячейка первичной социализации. Особенности воспитательной функции семьи. Основные тенденции развития семейно-брачных отношений. Кризис института семьи.

Семья «группы риска» как социально-педагогическая проблема современного общества
статья на тему

Семья, как уже отмечалось – первичная ячейка социализации ребенка, именно в ней закладываются основы его будущих мировоззрении, взглядов, традиции. Именно от семьи зависит, чтобы родившаяся «звезда» не стала падающей или гаснущей. Взаимоотношения семьи и школы неразрывно связаны между собой. На протяжении длительного времени, а точнее всего времени существования такого института, как школа, шло взаимодействие..

Скачать:

ВложениеРазмер
sem_semya_kak_socc_ped_problema.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семья «группы риска»,

как социально-педагогическая проблема

Семья, как уже отмечалось – первичная ячейка социализации ребенка, именно в ней закладываются основы его будущих мировоззрении, взглядов, традиции. Именно от семьи зависит, чтобы родившаяся «звезда» не стала падающей или гаснущей. Взаимоотношения семьи и школы неразрывно связаны между собой. На протяжении длительного времени, а точнее всего времени существования такого института, как школа, шло взаимодействие.. Ещё в XIX веке В.В. Розанов предупреждал нас о том, что образование «в правильных своих формах есть высший для человека дар истории, но дар, могущий стать в своей неправильности истинным его несчастьем (7, 185)».

Из нашего сознания, индивидуального и общественного, постепенно уходит понимание, что семья — не только «ячейка» общества, но также и «первичное лоно человеческой культуры», и «живая лаборатория человеческих судеб», и «духовный очаг», и школа «духовно-религиозной, национальной и отеческой традиции(7, 186)», и институт первоначального воспитания единения и общежития, авторитета и дисциплины. Школа, призванная заложить в человека основы духовного и нравственного опыта, воспитать в нём качества личности, необходимые для жизни в современных условиях, в своей повседневной практике отходит от выполнения этой высокой миссии, отдавая приоритеты обучению в ущерб воспитательной работе с учащимися.

В этой тревожной ситуации необходимо рассмотреть проблему воспитания учащихся в контексте истории. «Каждое время имеет, в сущности, ту школу, которую оно заслуживает», — заметил В.В. Розанов (7, 185). Это утверждение актуально и сегодня.

В опубликованной в XIX веке переписи московского студенчества содержались следующие данные. Большинство опрошенных студентов принадлежали к интеллигентным семьям — у 60% отцы получили образование не ниже среднего. На вопрос, имела ли семья влияние на выработку этических идеалов, эстетических вкусов, чувства товарищества, 56% опрошенных отвергли влияние семьи и только 44% признали ее наличность. На вопрос, имела ли семья влияние на выработку определённого мировоззрения, 58% дали ответ отрицательный, 42% — положительный. Три четверти студентов указали, что семья совершенно не руководила их чтением, а из четверти признавших наличность такого руководства 73% отметили, что это было лишь в детском возрасте. И только у 172 студентов из 2094 опрошенных семья руководила чтением и в юношеском возрасте (7, 185).

Результат не заставил себя ждать. Сбылись пророческие слова Н.А. Некрасова: «. И порвалася цепь великая, хлестнув одним концом по барину, другим по мужику(7, 186)». Семейные устои изначально играли существенную роль в усилении асоциальных настроений школьников. Русская школа конца XIX — начала XX в. систематически выслушивала многочисленные обвинения со стороны общества. Педагоги довольно часто говорили об отсутствии единства между школой и семьёй, о безразличном отношении родителей к задачам воспитания, отмечали враждебное отношение семьи учебно-воспитательному строю образовательных учреждений. Вследствие этого у большинства учеников бессознательно вырабатывался узкопрактический, даже меркантильный взгляд на школу, где не было места для радостного ощущения высоких духовных плодов образования и для их самодеятельного поиска. Обучение в глазах ученика получало характер отбывания тяжёлой повинности ради получения аттестата.

В обширной области образовательного пространства, охватывающей физическое развитие, гигиенические навыки, дисциплину, семейные влияния нередко носили прямо отрицательный характер. Особенно сложное положение складывалось в отдалённых уездных городах. Во многих случаях семья не только не поддерживала благотворное влияние школы, но скорее действовала разрушительно. Многие из родителей «были далеки от знания элементарных правил гигиены, не могли понять этих требований школы». Отмечалось, что среди ученических недостатков было немало, имеющих свой источник и постоянное подпитывание в семейной обстановке. «Изнеженность, леность, нервозность, наклонность к чувственным удовольствиям, распущенность вообще, наклонность к жестокости и прочее — это ли не яркое отображение ненормальности нашей семьи? Борьба с ними в школе затруднительна не только потому, что они уже глубоко пустили корни в душе ребёнка, но и потому, что непрерывно поддерживаются той же семьёй. И только при содействии самой семьи возможна действительная борьба с ними».

Руководители гимназий констатировали такое ненормальное, даже враждебное отношение семьи к работникам школы. В.Г. Комарницкий, А.И. Шестов и другие отмечали, что «семья смотрит на воспитателя, прежде всего, как на представителя школьной администрации, да ещё, пожалуй, такой, которая, по мнению некоторых, совсем не имеет в виду интересов детей, а жаждет лишь предлога к их наказанию. Во многих конфликтах (по мнению родителей) виновата многострадальная школа с её «сухими, чёрствыми педагогами», нисколько не считающимися с «прекрасными» качествами их ребёнка(7, 186)…».

Проблемой для школы стало и то, что «значительные родители» требовали снисхождений для своих детей и прибегали к воздействию «сильных мира», в борьбе с которыми и учитель, и директор были совершенно бессильны. Русские педагоги отмечают, что как «в магазины являлись мамаши, папаши, дядюшки и тётушки для приобретения в подарок своим детям и племянникам подстрочников, решений задач, сборников тем, готовых сочинений и т.д.». Существование такой литературы поддерживалось родителями под видом «учебных пособий», ничего общего с ней не имевших (7, 187).

Одной из причин этого была та, что семья не имела законных путей и возможностей влиять на организацию школы. Правильного, систематически действующего органа для своего представительства в школе у семьи не было. Правда, в то время действовали родительские комитеты. Однако их официальная и строго определённая деятельность не удовлетворяла ни семью, ни школу. «В самом деле, какое значение может иметь родительский комитет, если только счастливая и крайне редкая случайность, собравшая на заседание в самом начале учебного года три четверти родителей, не знающих друг друга, поможет организовать комитет из случайных, ни школе, ни обществу неведомых людей, или если вся деятельность в течение года сведётся к одному заседанию с массой речей и полным отсутствием действительной помощи школе (7, 186)». К тому же пределы возможностей родительских комитетов ограничивались только материальной помощью школе.

Вторая причина отсутствия плодотворных отношений между школой и семьёй заключалась в невысоком общем культурном уровне русского общества и, в частности, в слабости развития педагогического просвещения. «Согласованности в действиях школы и семьи нет и ещё долго не может быть, ибо семья ещё очень некультурна в смысле понимания педагогических воздействий».

Вследствие указанных обстоятельств школа и семья по-разному смотрели на цель образования. Первая истолковывала её преимущественно в идеалистическом направлении, очень отвлечённо, а вторая понимала эту цель главным образом утилитарно, с точки зрения материальных прав и преимуществ.

Не отличаясь высотой педагогического понимания и не имея в своём распоряжении достаточного количества материальных, образовательных и педагогических средств, русская семья, в массе своей, постоянно стремилась переложить ответственность воспитания детей на школу и совершенно забывала, что эта задача непосильна только для школы, недостижима и для единоличных усилий семьи. Русские педагоги настаивали на необходимости поднятия культурного уровня семьи и на совершенствовании педагогических идеалов в семье.

Исторический опыт подсказывает следующее: помнить, что образование — историко-культурный феномен, который развивается во времени и в пространстве, что это средоточие, условие и показатель духовного состояния и развития нации. Помнить, что семья — это основа родового строительства нации. Понимать, что без взаимодействия этих социальных институтов — семьи и школы — не может быть осуществлено воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, отражающего в себе исторический разум, культуру человечества, чувствующего свою ответственность перед будущим, зависящим от его действий в настоящем.

Разумеется, что солидарность семьи и школы в то же время предполагает педагогическую компетентность, устойчивость в идеалах, добросовестность, энергию и любовь к делу обеих заинтересованных сторон. Правильная организация учебно-воспитательного процесса требует напряжённой, серьёзной, проникнутой глубоким взаимным пониманием и сочувствием совместной работы семьи и школы. Это единение может быть достигнуто лишь на основе стремления школы и общества привести школьное дело в соответствие с требованиями теоретической педагогики. Иначе нельзя достигнуть положительных результатов в образовании, поскольку не будет объективного критерия, примиряющего взгляды семьи и школы. У современной школы была и будет существовать проблема взаимодействия в системе «ученик – учитель — родитель» ибо само общество дает подпитку для этого, да и государство своими реформами «простимулировало» рост появления так называемых семей «группы риска».

Понятие семьи «группы риска». Семья для маленького человечка это оплот его спокойствия и благополучия, где он получает первые уроки жизни, где на протяжении основного отрезка его жизни происходит социализация. Однако все это перечеркивается, когда на первый план выходит неблагополучие, выраженное в том или ином признаке. Сделаем попытку рассмотреть несколько определений семьи и вывести понятие семьи «группы риска», обозначив ее проблемы, заботы и чаяния.

Читать статью  Как научиться позитивно мыслить и избегать конфликтов?

Социальная педагогика под семьей понимает основанную на браке и кровном родстве малую группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в которой вырабатывается совокупность норм, санкции и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями, детьми между собой (58, 345).

Семья это также сложная, многофункциональная система, выполняющая ряд взаимосвязанных функции. В частности под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности ее членов. Функции семьи, по мнению педагогов и социологов, заключаются в экономических, хозяйственно-бытовых, реактивных, репродуктивных, воспитательных воздействиях и взаимодействиях. По Т. Ф. Ефремовой семья – это группа близких родственников, живущих вместе. Таким образом, можно приводить множество синонимичных определений семьи, обозначающих, прежде всего взаимодействие и сотрудничество ее членов. Несколько иначе ситуация в семьях «группы риска», или маргинальных, неблагополучных, асоциальных семьях(64, 163).

Под семьей «группы риска» понимается семья с низким материальным достатком, низкой педагогической культурой, асоциальным образом жизни.

Проблемы семьи «группы риска» определяются, прежде всего, общегосударственными проблемами, в частности не только низким экономическим уровнем жизни, но неустойчивостью относительно своего будущего и своих детей, а также проводимой социальной политикой государства. К тому же стоит отметить, что отсутствие уверенности в завтрашнем дне, личная неустроенность, безработица, толкают современную семью в асоциальный круг, со всеми вытекающими последствиями. Это не только семьи, где родители злоупотребляют спиртным, но и семьи с авторитарным стилем воспитания или полным безразличием к своим детям, а также семьи, где дети своего рода рабы, «золушки».

Почему так происходит? Ответ на этот вопрос одинаково прост и сложен. Прост, потому, что все беды можно переложить на государство, на общество; сложен, так как, перекладывая вину за случившееся на других, проблемы не решить, поэтому, прежде всего причины неблагополучия необходимо искать в каждой семье индивидуально. Список причин, ведущих к неблагополучию, этим далеко не ограничивается, ведь каждая семья по своему индивидуальна, обладает своим психологическим климатом, и своей же, присущей только ей способностью противостоять трудностям современной жизни. На основе вышеизложенного попытаемся обобщить классификацию семей, исходя из существующих причин неблагополучия.

Классификация семей «группы риска». Семья в классификаторе социального педагога имеет несколько значении: это и ячейка общества, и малая группа, и объединение людей, основанное на кровном родстве или брачных узах. Стоит, однако, отметить, что особое значение в социально-педагогической деятельности занимают семьи «группы риска». Над классификацией данной группы семей работают много известных педагогов, ученых, и каждый предлагает что-то свое, основываясь на личном профессиональном опыте, на особенностях своего региона. Например, А. Иванцова предлагает классификацию семей, основываясь на трех позициях – ассоциальность; педагогическая культура и педагогическая запущенность, безнадзорность и беспризорность. Соответственно она выделяет: семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей; семьи с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми; семьи, в которой дети безнадзорны по разным причинам: развод, разлад в семье, занятость родителей (23, 18).

Более расширенную классификацию предлагает М.А Галагузова. Основной критерий классификации – невыполнение семьей жизненно важных для развития и социального становления ребенка функций: семьи с низким материальным достатком; семьи, ведущие асоциальный образ жизни; семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения, т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие (35, 116). Также представляют ценность и исследования В.М. Целуйко, комплексно обозначив понятие «неблагополучная семья», как семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания. И, следовательно, на основе этого выделяет две категории семей: семьи с явной формой неблагополучия (конфликтные, проблемные, аморально-криминальные, асоциальные, семьи с недостатком воспитательных ресурсов); внешне респектабельные семьи, ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями (10, 9-10).

М. В. Шакурова также выделяет семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, причем прошлый опыт не служит ориентиром для поведения в будущем. Данные семьи имеют хаотическую структуру, низкоорганизованные, конфликтны и почти не имеют собственного потенциала разрешения кризисных ситуаций. Она же предлагает классификацию семей на основе функциональности и нефункциональности, относя к нефункциональным семьи «группы риска». Остановимся более подробно на классификации семей именно группы риска по М. В. Шакуровой:

Конфликтные семьи (от 50 до 60% составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами), где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстраненно-равнодушный, попустительско-снисходительный и т.п. Как правило, родители осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, потому что далеко не всегда без помощи специалиста способны понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта. Таким семьям может помочь сеть служб социально-психологической помощи. Вместе с тем есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность. Очевидно, что дети из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны, в помощи сотрудников ПДН, участковых милиционеров, представителей правоохранительных органов.

Семьи с недееспособными по разным причинам родителями. Среди них значительное число, имеющее тенденцию к увеличению, составляют семьи с несовершеннолетними либо учащимися родителями, несовершеннолетними одинокими матерями, родителями-инвалидами, хронически больными, нетрудоспособными родителями, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение (но не всегда, иногда таким родителям просто нужна социально-педагогичеческая поддержка).

Асоциально-аморальные семьи. К данному типу семей относят семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни — достаточно высоким, но духовные стремления подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Данная категория семей и несовершеннолетних особенно трудна для коррекционно-профилактической работы. Несмотря на негативное влияние, которое оказывается на детей родителями, как правило, нет формального повода для принятия решения об изъятии ребенка из таких семей. Здесь высокий уровень материального благосостояния, трезвый образ жизни, стремление родителей заботиться о своих детях. По отношению к подобным семьям чаще всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах «обратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций.

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают» затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи.

Таким образом, семья «группы риска» напрямую зависит от социальной политики государства, сбалансированности действий всех его институтов. Список критериев неблагополучия можно продолжить, сделав упор на стили воспитания. На мой взгляд, данная классификация наиболее приемлемая, так как отражает весь спектр причин неблагополучия, одновременно систематизируя их. Основываясь на классификации Шакуровой, можно осуществлять планирование социально-педагогической деятельности с различными категориями семей группы риска. К тому же любая типология семей, их классификация формируется под влиянием причин этого неблагополучия.

Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей

Слюсарева, И. П. Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей / И. П. Слюсарева, А. Г. Грицай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 425-428. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85525/ (дата обращения: 27.10.2022).

Цель — определить место и специфику семей группы риска в структуре типологии неблагополучных семей. В статье актуализируется проблема изучения семейного неблагополучия; выявляется специфика семей группы риска; на основе определения ведущих факторов риска, которые создают вероятную опасность для социализации ребенка, представляется комплексная типология семей группы риска.

Ключевые слова: неблагополучные семьи, семьи группы риска, превентивные, условно-адаптированные семьи, факторы неблагополучия, риск, степень риска, типология семей группы риска.

Согласно исследованиям российских социологов, для начала XXI века одной из характерных тенденций социального развития является рост семейного неблагополучия. Экономический кризис в последние годы только усугубляет и так достаточно сложное материальное состояние большого количества семей, нравственные проблемы общества усложняют систему ценностных отношений в семье, достаточно низкий уровень педагогической культуры снижает воспитательный потенциал семьи.

Читать статью  Скачать Счастливая семья весело на ПК с помощью эмулятора GameLoop

Сложившаяся социальная ситуация перед педагогической наукой ставит задачу изучения современного проявления семейного неблагополучия, особенностей семей группы риска и оказания им социально-педагогической помощи. Специалист должен уметь выделять из социума семьи данной категории, четко квалифицировать характер семейных проблем, степень их проявления и прогнозировать возможные «социально-педагогические риски». В связи со сказанным возникает необходимость четкого определения сущности и специфических особенностей семей группы риска.

Анализ отечественной, зарубежной литературы и научно-исследовательской практики свидетельствует, что отсутствует единая и четкая квалификация семей, отличающихся той или иной формой, степенью неблагополучия. В науке однозначно не выделены необходимые и достаточные признаки, на основании которых специалист может диагностировать семью, как семью группы риска, а также характер возможных неблагоприятных последствий функционирования семьи и планировать соответствующую «помогающую» деятельность.

Возникает правомерный вопрос: «Какую семью можно квалифицировать как семью группы риска? В последнее время в педагогической практике наметилась проблема не совсем верного, на наш взгляд, представления о семьях «группы социального риска». К этой категории часто относят неблагополучные семьи с аморальной и асоциальной направленностью, однако проблема семейного риска, как мы полагаем, просматривается значительно шире. Далее попытаемся определить психолого-педагогические подходы к определению специфики понятия «семья группы риска».

Несмотря на широкое употребление в научной и специальной литературе понятия «семья группы риска», во всем многообразии работ, посвященных данной проблеме, трудно встретить четкую его формулировку. Наряду с понятием «семья группы риска» используются такие, как «неблагополучная семья», «проблемная семья», «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни.

Несмотря на разные наименования семей, испытывающих те или иные проблемы, главной их особенностью, как мы думаем, является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. В чем проявляется специфика семей группы риска, речь пойдет ниже.

Риск, как известно, это ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствий (3). «Риск» рассматривается как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности успеха и степени неблагоприятных последствий и условий социализации (3). Исходя из сказанного, категорию семей группы риска можно выделять в связи со степенью неблагополучия того или иного характера.

Ситуации семейного неблагополучия можно рассматривать как ситуации затруднения или невозможности выполнения семьей ее основных функций и удовлетворения ведущих потребностей членов семьи в условиях неэффективной деятельности семейных механизмов адаптации и интеграции. В соответствии со сказанным, под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, затруднено удовлетворение ведущих потребностей членов семьи. Необходимо отметить, что существуют такие формы семейного неблагополучия, которые, с одной стороны, являются довольно распространенными в современном обществе, а с другой, -не всегда открыто проявляются на социальном уровне и поэтому не вызывают особой обеспокоенности, хотя их деструктивное влияние на формирование личности ребенка не менее опасно, чем в семьях, где прямо культивируются антиобщественные ориентации и демонстрируются образцы асоциального поведения.

С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания, на первый взгляд, незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.

Неблагополучие в семье, как указывалось выше, может проявляться в различной мере. Исследователи в области социальной педагогики (4) выделяют три группы семей, в которых степень неблагополучия проявляется в различной степени.

  1. Семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление, находящиеся на начальной стадии развития неблагополучия. Их называют превентивными, условно-адаптированными. Это в целом благополучные семьи, но испытывающие временные сложности, проблемы. У каждой семьи есть риск попасть в трудную жизненную ситуацию.
  2. Семьи, в которых несколько функций подвергаются деструкции, а социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня. Данный тип семей квалифицируют как кризисные или семьи «группы риска».
  3. Семьи, которые столкнулись с большим количеством сложностей и зачастую потеряли всякую жизненную перспективу по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей. В данных типах семей неблагополучие проявляется в большей мере, поэтому большинство исследователей называет их собственно неблагополучными семьями.
  4. Практика свидетельствует, что если благополучная семья не справляется с возникшими временными проблемами, трудными жизненными ситуациями, то она может быть квалифицирована как семья группы риска. Аналогично, если семья группы риска не решит сама или с помощью специалистов возникшие противоречия и кризисная ситуация затянется, обострится и, как следствие, активизирует другие противоречия, то она может перейти в разряд неблагополучных. В то же время может наблюдаться обратное обращение. Так, например, вовремя оказанная социально-педагогическая помощь семье группы риска позволит ей в дальнейшем не стать неблагополучной, а может перейти в статус условно-адаптированной и даже благополучной.

Таким образом, согласно вышеприведенной классификации, семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные. Чаще всего эти семьи сочетают задачи воспитания ребенка с большими жизненными трудностями. Родители данного типа семей, как правило, не справляются с возложенными на них функциями семейного воспитания, так как их адаптивные способности существенно снижены, и поэтому процесс воспитания ребенка в таких семьях мало результативен. Следовательно, семьей группы риска можно считать ту семью, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют в полной мере своих обязательств по воспитанию детей или отрицательно влияют на их поведение, либо совершают в их отношении противоправные действия.

Как свидетельствуют социально-педагогические исследования, педагогическая практика, семьи группы риска не однородны как по характеру проявления неблагополучия, так и по структуре, общей культуре родителей. Анализ научной литературы подтверждает отсутствие единой, общепринятой типологии семей группы риска. Выделение типов и видов неблагополучия производится авторами на основе изучения отдельных характеристик семьи: нарушения одной или нескольких функций семьи; структуры семьи и т. п., что не обеспечивает интегрированное знание об изучаемом феномене в рамках единой теории. Существующие в педагогике классификации семей группы риска дополняют, а иногда и повторяют друг друга, при этом охватывая широкий спектр критериев, порой выходящих за рамки направленного воспитательного воздействия. Имеющиеся в литературе классификации, по сути, дополняют, а иногда и повторяют друг друга.

Анализ классификаций неблагополучных семей (Т. В. Андреева, Л. С. Алексеева, Е. И. Казакова, В. Е. Летунова и др.) позволил разработать следующую комплексную типологию семей группы риска на основании определения ведущих факторов риска, которые создают вероятную опасность для социализации ребенка. Семья группы риска, согласно давней классификации, может быть квалифицирована как таковая по проявлению одного или нескольких факторов риска.

1) медико-биологические факторы (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в физическом и психическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери, ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и пр.);

2) социально-экономические факторы (малообеспеченные, многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни, неприспособленные к жизни в обществе);

3) социально-культурные факторы (семьи, родители которых характеризуются различным уровнем общей культуры, имеют различный уровень образования: среднее, высшее);

4) демографический фактор как показатель структуры и состава семьи (полная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная), а также места и условий проживания (сельская местность, город, мегаполис);

5) психологические факторы (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности в общении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми);

6) педагогические факторы (низкий уровень педагогической и духовной культуры родителей, низкий уровень общения, отсутствие примера положительного поведения родителей, отсутствие единой тактики воспитания детей).

С учетом выявленных факторов нами была проведена работа по выявлению семей группы риска. Для обследования были определены 56 семей, воспитывающих детей 10–12 летнего возраста. В качестве ведущего критерия базы исследования был выбран фактор неблагополучия социокультурной среды. Ведущими методами изучения семей явились: анкетирование, интервьюирование членов семе, беседы с детьми, соседями, анкетирование педагогов. Диагностические методы были направлены на определение проявления вышеотмеченных показателей семейного неблагополучия. Так был осуществлен анализ социальных паспортов семей.

По общим критериальным показателям было выявлено 17 семей группы риска. На следующем этапе исследования полученные данные были проанализированы с учетом выше отмеченных факторов риска. Полученные данные отражены в таблице.

Источник https://otherreferats.allbest.ru/sociology/00665004_0.html

Источник https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2018/06/05/semya-gruppy-riska-kak-sotsialno-pedagogicheskaya

Источник https://moluch.ru/archive/389/85525/