НАТАША РОСТОВА — ИДЕАЛЬНАЯ ЖЕНА И МАТЬ

7 июня, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Наташа Ростова

Наташа Ростова – главная героиня эпопеи «Война и Мир», дочь известного московского графа Ильи Ростова. Лев Толстой прослеживает эволюцию этой героини на протяжении пятнадцати лет – от простой и естественной тринадцатилетней девочки до зрелой женщины, жены и матери четверых детей. Прототипами Наташи были как реальные люди, так и персонажи некоторых литературных произведений. Заслуга Толстого состоит в том, что комбинируя черты их характеров, ему удалось сотворить яркий, почти идеальный образ одной из своих самых любимых героинь.

Описание героя

Внешность, поведение

Впервые Наташа появляется в романе в день своих именин. В семье Ростовых этот праздник устраивается сразу для двух Наташ – старшей, графини и ее тринадцатилетней дочки. Толстой так описывает внешность этой девочки-подростка: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках».

Юная Наташа преподносится автором как живая и непосредственная девочка, готовая вот-вот превратиться в девушку. Она игрива и забавна, ей сходит с рук нарушение светских правил, потому что на нее невозможно сердиться. У нее такое же большое сердце, как у матери, и она утешает кузину Соню, одновременно переживая за брата Николая. Ее непривлекательная внешность теряется на фоне внутреннего обаяния – она активная, веселая, натуральная, безумно любит жизнь, родителей, братьев и сестер. Именно в день своих именин Наташа впервые целуется с Борисом Друбецким, испытывая к нему первую, робкую влюбленность. Это происходит в прекрасной цветочной оранжерее, и сцена эта проникнута непередаваемой девичьей чистотой и невинностью. На этом же празднике ее впервые видит граф Пьер Безухов, ее будущий супруг.

Роль семьи в формировании характера героини

Главным фактором, который повлиял на формирование Наташиного характера, явилась ее семья. Девочка выросла атмосфере дружелюбия и высокой нравственности. Недаром семью Ростовых считали в Москве одной из самых благополучных и гармоничных, доброжелательных и радушных. Именно в семье Наташе были привиты любовь к культуре, искусству, здесь сформировалась ее духовность, ставшая частью общей духовной культуры русского народа. Наташины поступки всегда исходят из сердца, поэтому лишены фальши или наигранности.

Благодаря опытным педагогам, Наташа получила музыкальное образование, овладела элементами хореографии и вокала. Очень ярко Толстым дано описание душевного состояния Николая, которое он испытал во время пения Наташи. Музыка вызвала в нем нахлынувшее предвкушение счастья, которое властно вторглось в его внутренний мир. «Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа».

Как и родители, она очень близка к народным традициям. Она является любимицей для простых людей, которые находят приют в доме Ростовых. Наташа неравнодушна к природе. Она тонко чувствует очарование лунной ночи в Отрадном: «Ах какая прелесть!…Так вот бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки…и полетела бы. Вот так!».

Первый бал

Первый бал Наташи можно назвать превращением «гадкого утенка» в «прекрасного лебедя». К своему первому выходу девушка отнеслась очень ответственно. Сколько волнений было пережито всей семьей, пока она готовилась к этому событию! Наконец, наступил долгожданный день. То, что открылось ей на балу, не могло уместиться в ее сознании: великолепие, роскошь, залитая светом зала и сам император! Все чувства в этот момент отражались на ее лице: «блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе».

Через некоторое время ее глаза уже полны слез: вновь играет музыка, а ее так никто и не приглашает на танец. Она не понимает, почему мужчины не смотрят на нее? Ведь она так хорошо танцует! Состояние Наташи не укрылось от глаз добряка Пьера. Он просит Андрея Болконского пригласить девушку и издали наблюдает, как светятся от счастья глаза Наташи. И князь Болконский уже не может оторвать от нее своего взгляда. Он любуется ее юностью, грацией и чувствует себя помолодевшим. Он влюбился в эту особенную девушку, на которой не было ни грамма светского налета, но от этого она казалась еще прекрасней.

Любовь

Для характера Наташи и для всей ее натуры свойственна потребность постоянно кого-то любить. Это чувство останется главным в ее жизни. Еще совсем девочкой она была влюблена в Бориса Друбецкого и выпросила у него поцелуй. После этого испытала девичье томление к учителю танцев. В шестнадцать лет она была не прочь стать женой Василия Денисова, который вызывал у нее восхищение. На самом деле, все эти влюбленности можно рассматривать как подготовку и преддверие большой, настоящей любви.

Глубокое чувство пришло к Наташе после знакомства с князем Болконским. Это чувство было сильным и взаимным, и ей стоило переждать лишь год до полного воссоединения с Андреем. Но молодая неопытная Наташа не выдержала разлуки и попала в сети обольстительного красавца Анатоля Курагина, лживого и порочного развратника. Эта связь расторгла помолвку Андрея и Наташи и разрушила отношения между любящими людьми.

Связь с Наташей оказалась для Анатоля очередным приключением. После неудачной попытки ее похищения на следующий день он уже спокойно гулял по Москве. Для нее же это обернулось настоящей трагедией и попыткой суицида. После этой истории девушка долго не появлялась на публике, от бывшей жизнерадостной Наташи осталась лишь ее печальная тень. Но поддержка близких и, в первую очередь, Пьера Безухова, помогла ей вновь обрести душевное здоровье и желание жить.

Патриотизм

Семья Ростовых по-настоящему любит родину, не бросаясь при этом пышными фразами. Доблестно борется с врагами старший сын Николай Ростов. Младший Петя также готов сбежать на войну, он всем сердцем рвётся на фронт. При отъезде семьи из Москвы Наташа освобождает подводы от всего лишнего, чтобы отдать их раненым солдатам, которым необходимо выбраться из осажденной Москвы. Она уговаривает отца отдать повозки, взяв с собой только самые необходимые вещи.

Сила характера

Если раньше Наташа создавала впечатление жизнерадостной, беззаботной девушки, то теперь, когда наступили трудные времена и для семьи, и для отечества, перед читателем предстает другая Наташа – сильная духом, способная принимать правильные решения. Она все свои силы отдает на выздоровление матери, которая слегла после гибели Пети. Своей дочерней любовью и заботой, духовной поддержкой она не дает графине окончательно погибнуть от горя. Взвалив на себя все тяготы ухода за тяжелобольным человеком, она ухаживает за смертельно раненым Болконским. Ее руки нежно обрабатывают его раны, стараясь облегчить боль любимого человека. Она достойна прощения, потому что заслужила его своим самопожертвованием и любовью.

Наташа и Пьер

В самые трудные периоды своей жизни Наташа «рада была только Пьеру. Нельзя было нежнее, осторожнее и вместе с тем серьезнее обращаться, чем обращался с нею граф Безухов. Наташа бессознательно чувствовала эту нежность обращения и потому находила большое удовольствие в его обществе». Он был единственным, кто приносил хоть немного радости в дом Ростовых. Когда Наташа изменила Андрею, она не увидела в глазах Пьера ни упрека, ни осуждения. Он все так же продолжал боготворить ее. А она, в свою очередь, боготворила его за одно лишь то, что он – единственное ее утешение и поддержка. «Я вам верю во всем. Вы не знаете, как вы для меня важны и как вы много для меня сделали. Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека».

Пьер всегда скрывал свои чувства к Наташе. «Представление о ней переносило его мгновенно в другую, светлую область душевной деятельности, в которой не могло быть правого или виноватого, в область красоты и любви, для которой стоило жить». Наташе необходимо было перенести многие испытания и страдания, чтобы найти свое счастье. Пьер с Наташей преодолели все трудности и сохранили до конца свою любовь.

Семья, которую создали двое этих прекрасных людей, есть, по мнению Толстого, образец идеального союза. Там нет места условностям и наигранности, там царят любовь и счастье, для которых не нужны никакие высокие слова. Наташа «чувствовала, что те очарования теперь только были смешны в глазах её мужа, она чувствовала, что связь её с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, а чем-то другим, неопределенным, твердым, как связь её собственной души с её телом».

Роль героя в произведении

В образе Наташи Ростовой Толстой воплотил идею о том, что красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Именно от нее исходит энергия обновления, освобождения от всего наносного, ложного, фальшивого. Эта героиня стала идеалом жизни, созданным самим писателем. Ни положение, ни богатство, ни перипетии судьбы не уничтожили в ней человека, способного пожертвовать собой ради других.

Развитие героя по мере сюжета

Толстой прослеживает жизнь героини на протяжении полутора десятилетий. Читатель видит, как происходит становление ее образа. Из наивной девочки Наташа превращается в прекрасную девушку, а затем в мудрую женщину. В детстве Наташа жила по велению сердца, не подчиняясь мнению людей. В пору юности ей пришлось столкнуться с лицемерным и лживым светским обществом, которое чуть не погубило в ней все чистое и светлое, что составляло основу самой ее сущности. Наташа совершила большую ошибку, но нашла в себе силы признать ее и продолжать жить дальше. Преодолев страдания, которые принесла ей история с Анатолем, она пришла к духовному очищению.

Война 1812 года обнажила в героине обостренное чувство любви к родине, которое проявилось в ее патриотизме. Ее жертвенность стала своеобразным актом покаяния перед умирающим Андреем Болконским. Ее самоотречение ярко проявляется и в уходе за матерью. О душевном состоянии Наташи Толстой говорит так: «Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Постепенно Наташа взрослеет, и в ее характере все более заметными становятся такие качества, как оптимизм, усердие, отзывчивость.

После замужества с Наташей произошли еще большие перемены. Она родила детей, пополнела, но теперь в ней было совсем другое – беззаветная преданность семье, забота о муже, глубокое уважение к нему как к отцу ее детей. Ее благополучие – это награда за ее стойкость во всех испытаниях, которые ей довелось перенести.

Отношение автора к герою

Л.Н. Толстой не скрывал, что для него образ Наташи Ростовой в романе является самым светлым, чистым и положительным. Его симпатия проявилась в том, что в своей героине он видел идеал истинно русской женщины. В ней он воплотил все то, что было ценно для него самого: открытость, дружелюбие, доброту и, самое главное – умение любить.

Традиционно разделяя своих героев на «хороших» и «плохих», он предоставляет первым возможность меняться, направляет их по пути совершенствования и развития. Это читатель и наблюдает на примере Наташи Ростовой, которая из непосредственной девочки превращается в идеальную, с точки зрения автора, женщину, жену, мать, личность.

Прототипы

Многие литературные критики настаивали, что образ Наташи Ростовой Толстой по чуть-чуть «списал» из образов женских героинь литературных произведений. Некоторые видели в ней пушкинскую Татьяну Ларину, другие находили в ней схожесть с грибоедовской Софьей из «Горя от ума». Но ближе всего соответствует истине тот факт, что Л.Н. Толстой взял в качестве прототипов Наташи двух сестер – Татьяну и Софью Берс. Причем, Софья была его женой, а Татьяна – свояченицей, которая практически все детство провела в семье писателя.

Сам писатель говорил, что Наташа появилась после того, как он «перетолок Таню с Соней». Юная Наташа – это Татьяна Берс, в ее жизни был точно такой же эпизод с поцелуем куклы. Наташа во взрослом состоянии списана с супруги писателя Софьи. Он передал в образе Наташи преданность своей жены, ее хозяйственность и многодетность.

Экранизации героя

За все время своего существования знаменитый роман Л.Н. Толстого пережил пять экранизаций. Первый фильм производства США вышел на экраны в 1959 году. Роль Наташи в нем исполнила обворожительная Одри Хепберн. Во второй раз зрители познакомились с экранной версией романа в 1967 году. Этот четырехсерийный фильм стал классикой советского кинематографа и получил Главный приз Московского международного кинофестиваля, а также удостоился «Оскара».

Режиссер Сергей Бондарчук долго выбирал актрису на роль Наташи Ростовой. В пробах принимали участие Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева – одни из самых красивых и эффектных актрис того времени. А вот Людмила Савельева сначала совсем не понравилась ему: невыразительная внешность, светлые волосы, вместо карих глаз – голубые, неопытность. Но когда фильм вышел на экраны, он понял, как он ошибался. В его Наташу – Савельеву влюбились зрители всего мира, она была признана лучшей актрисой, воплотившей этот образ. Ею восхищались Федерико Феллини и Джульетта Мазина, ее портрет украшал обложки зарубежных газет и журналов. В Европе многие мамы называли новорожденных дочерей Наташами.

НАТАША РОСТОВА — ИДЕАЛЬНАЯ ЖЕНА И МАТЬ

«Семейная идея» в творчестве Л.Н. Толстого является одной из ведущих. В течение всей жизни Лев Николаевич проявлял неустанный интерес к проблемам семьи, воспитанию детей, отношениям между мужчиной и женщиной. Взгляды его на эти вопросы не оставались неизменными.

«Семейная идея» находит своё наивысшее воплощение в укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими людьми в семействах Ростовых и Болконских, в эпилоге — Николая Ростова и княжны Марьи, Пьера и Наташи в романе «Война и мир». Поэтому нас особенно интересуют предыстория образов любимых героев Толстого и их прототипы.

«Война и мир» — это не только величайшее произведение искусства слова, это сама эпоха первой четверти XIX века, оживающая всякий раз на страницах романа в зримых, осязаемых, завершённых формах. К концу 60-х годов Л. Толстой достигает небывалой творческой высоты, на которой художник становится творцом. В «Войне и мире» жизнь предстаёт в её глубочайшей сущности и закономерностях, более того, в её перспективе. Особым, художническим чутьём писатель улавливает в реальной действительности нечто такое, что существует или существовало лишь как скрытая возможность. В эпических образах он творит новое бытие, в котором, однако, присутствует вся правда частной и общей, исторической жизни, освещенная более ярким, сильным светом. Произведение необычайно гармонично, объёмно. семейная женщина образ ростова

Читать статью  Сериал гадалка серия моя счастливая семья

Для Льва Николаевича Толстого Наташа — идеальный тип девушки, женщины, «…взял Таню, перетолок с Соней, и вышла Наташа», — говорил Лев Николаевич о своем образе [4, с. 115]. Он имел в виду двух реальных женщин, которые стали прототипами главной героини романа. Речь идет о двух сестрах Берс: Татьяне Андреевне и Софии Андреевне. Татьяна была всегда веселой, смешливой, прекрасно пела, с запалом танцевала, а София (именно она со временем стала женой писателя) умела быть преданной, искренней, доброй и любящей. В них обеих писатель видел тот тип женщины, который он показал на страницах романа «Война и мир». За пять лет Лев Николаевич смог написать такое большое произведение, поскольку он сам находился под влиянием влюбленности, приподнятости, вдохновения.

Бракосочетание с Софией Берс подарило так много радости в жизни, что книга писалась легко. Разделы разрастались, сюжетные линии сходились и расходились, и мысль о грандиозности размаха произведения повлияла на творчество и сотворчество (ведь София Андреевна была не просто прототипом, она была вдохновительницей и помощницей в работе — много разделов начисто переписанные именно её рукой).

Над образом Наташи Л.Н. Толстой работал с особой тщательностью: «Наталья, 15 лет. Щедра безумна. Верит в себя. Капризна, и всё удаётся, и всех тормошит, и всеми любима. Музыкой обладает, понимает до безумия чувствует. Вдруг грустна, вдруг безумно радостна. …Глупа. Но мила, необразованна, ничего не знает и всегда умеет скрыть. Влюблена в учителя, в Бориса, кукла Биби, дружба с Соней. Первый бал, влюблена в царя. Деревня, Михаил, влюблена, падение. Ужас и весёлость. Концерт. Отношения полудружбы с Аркадием. С Петром. Она хочет погубить себя. Он ранен. Она бегает от него. Объяснение. Свадьба — платья» [8, с. 232].

Описание приобретает эстетически законченную форму. И, вероятно, неслучайно автор уменьшил возраст Наташи до 13 лет. В ней ещё чувствуется непосредственность детского обаяния. И мы имеем возможность проследить более сложный путь развития и становления характера.

В образе Наташи автор воплотил, по его мнению, идеал женщины-матери. Автор рисует Наташу в развитии, он прослеживает ее жизнь на протяжении длительного времени. С годами меняются ощущения и мировосприятие героини.

Впервые в романе Наташа появляется тринадцатилетней девочкой, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая» [14, т. 4, с. 126]. Подчеркивая внешнюю непривлекательность своей героини, Толстой утверждает, что гораздо важнее красота души, внутренний потенциал; одаренность, способность к пониманию, чуткость, тонкая интуиция. Простота, естественность и одухотворенность Наташи побеждают ум и хорошие манеры.

Душевность Наташи, точнее даже, строй ее души позволяли ей чувствовать любое малейшее изменение в природе. Об этой героине можно сказать, что она живет сердцем, а не разумом. А ведь искренность, естественность — бесценный дар, именно этого дара, заложенного в близких нам людях, как раз зачастую и не хватает в этом мире.

«Нет, ты посмотри, что за луна. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!» [14, т. 5, с. 112].

Это были первые слова, которые услышал из уст Наташи Ростовой Андрей Болконский. И эти слова, а также великая энергия радости и счастья словно перевернули весь его внутренний мир, всю его прошлую жизнь. Наташа, как прекрасная птица, летела по жизни, увлекая за собой не только князя Андрея, но и всех, кто с ней сталкивался. Внутренний мир героини Толстого открывается нам уже через отдельные штрихи к ее портрету. Достаточно обратить внимание на ее глаза: «любопытные», «умоляющие», «сияющие», «несколько насмешливые» или «печально-вопросительные».

Русская природа — это ее стихия. Вспомним дни, проведенные героиней в Отрадном: скачки на тройках святочной морозной ночью, пляски с ряжеными, игры, пение. В этих сценах отражается вся прелесть натуры Наташи Ростовой, ее тесная связь с народной жизнью. Ее простота и естественность объясняются тем, что она » умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке» [14, т. 5, с. 137]. Боль и страдания солдат, защищавших родину, она переживает как свои собственные. Именно потому она ощущает невероятный прилив душевных сил. Она отдает все подводы раненым, оставляет вещи, потому что просто не представляет себе, что можно поступить иначе в данной ситуации. Что значит теперь все богатство, когда речь идет о спасении русских солдат и офицеров?!

Героиня Толстого живет не умом, а сердцем. А сердце вообще никогда не обманывает. Потому Наташа Ростова так хорошо понимала людей и всегда могла прийти им на помощь. Она понимает чувства Николеньки, когда он проиграл почти все состояние. В тот вечер Наташа пела только для брата, и он, слушая ее голос, забыл обо всех неприятностях. Она хорошо понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она жалеет его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал». В преуспевающем Борисе Друбецком, своем детском женихе, она без труда сумела разглядеть мелкого, тщеславного себялюбца и карьериста. Этот человек никак не мог стать спутником такой чуткой и открытой девушки, как Ростова. Обладая огромной способностью к состраданию, Наташа начинает плакать вместе с Соней, даже не зная причины слез подруги, а «только оттого, что Соня плакала».

По мнению В.И. Бурсова, «все действия Наташи определены требованием ее натуры, а не рациональным выбором, поэтому она не просто участник определенной частной жизни, ибо она принадлежит не одному семейному кругу, а миру всеобщего движения» [5, c. 124]. И может быть, и ее имел в виду Толстой, говоря об исторических персонажах романа: «Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью» [6, с. 206]. Она, не пытаясь понять его роль, тем самым уже определяет ее для себя и для других. «Весь мир разделен для меня на две половины: одна — она, и там все — счастье, надежда, свет; другая половина — все, где ее нет, там все уныние и темнота», — скажет князь Андрей четыре года спустя [14, т.7, с. 220]. Но пока она сидит за именинным столом, смотрит на Бориса по-детски влюбленным взглядом. «Этот же самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться, не зная чему» [14, т. 4, с. 66]. Так и обнаруживает себя Наташа в бессознательном движении, и мы видим ее натуральность, то качество, которое составит неизменное свойство ее жизни.

Первый бал Наташи Ростовой стал местом ее встречи с Андреем Болконским, которая повлекла за собой столкновение их жизненных позиций, оказавшее огромное влияние на них обоих.

Во время бала ее не интересуют ни государь, ни все важные лица, на которых ей указывают, она не обращает внимания на придворные интриги. Она ждет радости и счастья. Толстой однозначно выделяет ее среди всех присутствующих на балу, противопоставляя ее светскому обществу. Восторженная, замирающая от волнения Наташа описана Л. Толстым с любовью и нежностью. Его иронические замечания об адъютанте-распорядителе, просящим посторониться всех «еще куда-то», о «какой-то даме», о пошлой суете вокруг богатой невесты представляют нам свет мелочным и фальшивым, тогда как Наташа среди всех них показана единственным естественным существом. Толстой противопоставляет живую, кипучую, всегда неожиданную Наташу холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным правилам, никогда не совершающей необдуманных поступков. «Оголенные шеи и руки Наташи были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тыс. яч взглядов, скользивших по ее телу» [14, т.1, с. 305], и от этого оно кажется пошлым. Это впечатление усиливается, когда мы вспоминаем, что Элен бездушна и пуста, что в ее словно высеченном из мрамора теле живет каменная душа, алчная, без единого движения чувства. Здесь раскрывается отношение Толстого к светскому обществу, еще раз подчеркивается исключительность Наташи.

Что дала встреча с Андреем Болконским Наташе? Как истинно природное существо, она хотя и не задумывалась об этом, но стремилась к созданию семьи и могла обрести счастье лишь в семье. Встреча с князем Андреем и его предложение создали условия для достижения ее идеала. Готовясь образовать семью, она была счастлива. Однако счастью не суждено было длиться долго. Князь Андрей стремился к Наташе, но не понимал ее, в нем не было природного чутья, поэтому он отложил свадьбу, не поняв, что Наташа должна любить постоянно, что она должна быть счастлива каждую минуту. Он сам спровоцировал ее измену.

Портретная характеристика дает возможность обнажить основные качества ее характера. Наташа жизнерадостна, естественна, непосредственна. Чем старше она становится, чем быстрее из девочки превращается в девушку, тем больше она хочет, чтобы ею восхищались, чтобы ее любили, чтобы она была в центре внимания. Наташа любит себя и считает, что все должны ее любить, она говорит о себе: «Что за прелесть эта Наташа». И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа как лучик света в скучном и сером светском обществе.

Наташа — воплощение любви, любовь — сущность ее характера.

Наташа — патриотка. Не задумываясь, она отдает все подводы под раненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в данной ситуации.

Наташе близок русский народ. Она любит народные песни, традиции, музыку. Из всего этого можно сделать вывод, что пылкая, живая, любящая, патриотическая Наташа способна на подвиг. Толстой дает нам понять, что Наташа поедет за декабристом Пьером в Сибирь. Разве это не подвиг?

Героиня Толстого отличается удивительной эмоциональностью, открытостью, душевной цельностью. Она способна ни глубокую привязанность и сильные чувства, она чистосердечна и искренна как в радости, так и в страдании.

Согласно В.Г. Одинокова, «предназначение Наташи состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. Разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут Андрей Болконский и Пьер Безухов» [11, c. 159]. У самой же героини нет склонности оценивать и анализировать поступки и явления. В этом смысле она обладает собственным, прямым знанием ценностей жизни. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни.

Таким образом, Лев Николаевич совсем не собирался делать свою героиню интеллектуалкой или героиней. Как раз наоборот — он хотел, чтобы его героиня была эмоциональной, доброй, искренней. Конечно, Наташа должна была быть человеком достойным — ведь она была предназначена на роль жены декабриста (таким был еще начальный замысел автора, когда до «Войны и мира» он начал писать роман «Декабристы»). Толстой знал о подвигах княгини Волконской, княгини Трубецкой, которые пошли в Сибирь за своими мужьями, и хотел найти образец такого человеческого поведения.

Следует отметить, что Наташа Ростова и Андрей Болконский — разные люди. Он живет разумом, она — сердцем, инстинктом, и поэтому чужда интеллектуальному миру князя Андрея. В том, что Наташу влечет к Анатолю Курагину, который противопоставлен князю Андрею полнотой жизни, проявляется естественность Наташи, ее близость к природным началам. Ведь именно жажда жизни в Анатоле так привлекла ее. Она выполняет естественное предназначение женщины (стремление к любви); остальное, по мнению писателя, является наносным и неважным. Все ее метания, в конечном счете, имеют целью создание семьи и рождение детей.

Также следует отметить, что «в окончательный текст не были внесены эпизоды из деревенской жизни Наташи, раскрывающие её близость и любовь к природе. Летом, действительно, Наташа устроила себе такую жизнь, что она, не притворяясь, говорила, что она чрезвычайно счастлива. Она вставала рано утром и с дворовыми девушками, и гувернанткой, и Соней отправлялась за грибами, ягодами или орехами. Когда становилось жарко, она подходила к реке и там купалась в устроенной купальне. Наташа с радостною гордостью выучилась плавать. Потом она пела, обедала и отправлялась одна, в сопровождении Митьки — охотника, верхом в любимые места, поля и луга. С каждым днём она чувствовала, как она крепнет, полнеет, хорошеет и лучше и лучше плавает, ездит верхом и лучше поет. Она постоянно была счастлива в поле и вне дома. И когда за обедом или вечерним чаем она опять слышала те же толки о скуке в деревне и о бедности, она ещё более чувствовала себя счастливой в поле, в лесу, верхом, в воде или в лунную ночь на своем окне. Она не была влюблена ни в кого и не чувствовала в этом никакой надобности» [15, с. 237].

Почему же писатель исключил это прекрасное описание, так много объясняющее в становлении внутреннего мира героини? Возможно, потому, что оно слишком разъясняет образ девушки. В романе показаны близость и любовь Наташи к природе и простым людям, но более тонко и более художественно, в самой сюжетной линии. Иногда это незначительные детали и штрихи (во время охоты), иногда скульптурно отделанная сцена (пляска у дядюшки), пейзажные зарисовки (лунная ночь в Отрадном, святки). Мы знаем, что пейзаж у Толстого выполняет дополнительную психологическую функцию: как правило, он дан через восприятие героев и раскрывает их душевные тончайшие движения.

Сюжетная линия: князь Андрей, Наташа, Пьер — также претерпела много изменений. В одном из вариантов раненый князь Андрей и Наташа встречаются как друзья. Любви между ними нет.

«- Ты удивляешься, я думаю, мой друг, нашим отношениям с Ростовой?

  • — Да, я хотела…
  • — Прежнее всё забыто. Я искатель, которому отказано, и я не тужу. Мы дружны и навсегда останемся дружны…
  • — Но я понимаю, — сказала княжна Марья и подумала, что гордость князя Андрея не могла ему позволить вполне простить её.
  • — Да, да, — сказал князь Андрей, отвечая на её мысли» [8, с. 305].

Наташа выходит замуж за Пьера. Князь Андрей выздоравливает.

Читать статью  ГЛАВА 10. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В другом варианте князь Андрей и Наташа обручились. Через некоторое время Болконский умирает, но ни предсмертное состояние, ни сама смерть не описаны.

Эти эпизоды, доработанные Толстым для окончательного варианта, — чудо художественного совершенства. Сцена свидания Наташи и раненого князя Андрея как бы мягко освещена высшим духовным светом, проникающим во всё их существо. Слов очень немного, но они и не нужны: происходит таинственное общение душ. Образы приобретают удивительную легкость и грацию.

«Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить тою новою, чистою, божескою любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, соя на коленях, испуганно, но приковано (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо её было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что-то.

Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.

— Вы? — сказал он. — Как счастливо!

Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать её, чуть дотрагиваясь губами.

  • — Простите! — сказала она шёпотом, подняв голову и взглядывая на него. — Простите меня.
  • — Я вас люблю, — сказал князь Андрей.
  • — …Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, — сказал князь Андрей, поднимая рукой её лицо так, чтобы он мог глядеть в её глаза.

Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно любовно смотрели на него» [14, т. 7, с. 356].

После душевного кризиса Наташу вновь посещает радостное и новое чувство. Оно и возвращает ее к жизни. Важную роль сыграл здесь и Пьер, «детская душа» которого была столь близка Наташе. Он был единственным, кто вносил радость в дом Ростовых, когда она мучилась угрызениями совести, страдала и ненавидела себя за случившееся. Пьер боготворил Наташу, а она была благодарна ему только за то, что он есть и что он для нее единственное утешение. Пьер, как и Наташа, живет чувствами и эмоциями, поэтому эти герои так близки друг другу по своему внутреннему содержанию.

Тёплыми красками рисует Толстой «особенную» любовь Пьера к Наташе. Пьер с трудом узнал Наташу, но когда она улыбнулась, его охватывает давно забытое счастье. Пьера поражает облик теперешней Наташи: «Ее нельзя было узнать, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь не было и тени улыбки, были одни глаза, внимательные, добрые и печально-вопросительные» [14, т.7, с. 425]. Эта печаль не только из-за личных утрат: на лице Наташи отразились все печали людей, столько переживших за последний год. Наташа не только свое горе понимает — она умеет проникнуться страданиями другого человека, понять их. Она слушала рассказ Пьера о его приключениях «на лету ловя невысказанное еще слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце». Так может слушать только человек, сердце которого раскрыто для других людей, человек, в котором бьется живая жизнь. Теперь в финале, после эпических и трагических глав, звучит лирическая песня любви. Из этой темы любви двух человек друг к другу вырастает тема любви к жизни. Много сделали люди, чтобы прекратилась жизнь, и главное преступление против жизни — война. Но война кончилась, уходят в прошлое страдания, которые она принесла. Раны зарубцовываются. В конце романа Толстой утверждает право людей на любовь, на счастье, на жизнь.

Наташа меняется под влиянием любви к Пьеру. Она смотрит на него «блестящими, оживленными глазами». Оживленными, потому что в них проснулась любовь к жизни. У нее появляется и шаловливая улыбка. «… Сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения» [14, т. 7, с. 431]; ей было радостно и весело. Как в исканиях Пьера и Андрея отразилось богатство человеческого разума, жажда человека к познанию смысла жизни. Так в развитии Наташи отразилось все богатство настоящего человеческого сердца, с его способностью к бесконечной тоске и бесконечному счастью.

В конце концов, Наташа выходит замуж за Пьера, и главной ее целью становится забота о детях. Кажется, образ ее обмелел, всё свелось к уровню бытовых интересов. Дом, мужчина, дети, семья — вот сфера, в которой теперь кружится мир Наташи. Все так и должно быть. Толстой напоминает каждому, что женщины всегда должны заботиться о главном: о своих детях и о своей семье. В этом ее главное назначение. В этом и есть ее преданность отчизне. И когда придет время решать, что для нее главное, она никогда надолго не задумается и будет всегда рядом с мужчиной, так как для него она является опорой, основой жизни. И радостный свет льется потоком из ее прекрасных глаз, когда она слушает Пьера, и она готова верить, что мысль ее мужчины — это глобальная мысль, которая «открывает перед ней новый мир».

Андрей и Наташа разные люди, поэтому Толстой как бы помогает своему герою, освобождая его от этого тягостного брака. Позднее он так же «спасет» Пьера, тоже хлебнувшего невзгод в семейной жизни с Элен. Но ничего в жизни не бывает напрасно. Наверное, Пьеру нужно было получить этот страшный опыт жизни с подлой и развратной женщиной, чтобы испытать полное счастье во втором браке. Никто не знает, была бы счастлива Наташа, выйди она замуж за князя Андрея, или нет. Но Толстой чувствовал — с Пьером ей будет лучше. Спрашивается, почему он не соединил их раньше? Зачем заставил пройти через столько страданий, соблазнов и лишений? Ведь очевидно, что они созданы друг для друга. Однако Толстому было важно проследить формирование их личностей. И Наташа, и Пьер выполнили огромную духовную работу, которая подготовила их к семейному счастью. Пьер пронес любовь к Наташе через долгие годы, и за эти годы в нем накопилось столько духовного богатства, что и любовь его стала еще серьезнее и глубже. Он прошел плен, ужас смерти, страшные лишения, но душа его только окрепла и стала еще богаче. Наташа, пережившая личную трагедию — разрыв с князем Андреем, потом его смерть, а затем смерть своего младшего брата Пети и болезнь матери, — тоже выросла духовно и смогла другими глазами посмотреть на Пьера, оценить его любовь.

Когда читаешь о том, как изменилась Наташа после замужества, сначала становится обидно. «Пополнела и поширела», радуется детской пеленке «с желтым вместо зеленого пятна», ревнивая, скупая, пение забросила — да что же это такое? Однако надо разобраться — почему: «Она чувствовала, что те очарования, которые инстинкт ее научал употреблять прежде, теперь только были бы смешны в глазах ее мужа, которому она с первой минуты отдалась вся — то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него. Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекли его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом» [14, т. 7, с. 432]. Ну как тут не вспомнить бедную маленькую княгиню Болконскую, которой было не дано понять то, что открылось Наташе. Та считала естественным обращаться к мужу кокетливым тоном, как к постороннему, а Наташе казалось глупым «взбивать локоны, надевать роброны и петь романсы, для того чтобы привлечь к себе своего мужа». Наташе было гораздо важнее чувствовать душу Пьера, понимать, что его волнует, и угадывать его желания. Оставаясь с ним наедине, она разговаривала с ним так, «как только разговаривают жена с мужем, то есть с необыкновенной ясностью и быстротой познавая и сообщая мысли друг друга, путем противным всем правилам логики, без посредства суждений, умозаключений и выводов, а совершенно особенным способом». Что же это за способ? Если проследить за их разговором, он даже может показаться забавным: иногда их реплики выглядят совершенно бессвязными. Но ведь это — со стороны. А им не нужны длинные, законченные фразы, они и так понимают друг друга, потому что вместо них говорят их души.

Таким образом, в эпилоге Наташа показана уже не той веселой, наивной девочкой. Она любящая и любимая жена, мать четверых детей. Бывшая модница, героиня не интересуется более своей внешностью, поскольку теперь это для нее не имеет значения. Она максимально приблизилась к ответу на вопрос о смысле человеческого бытия. Фальшивое светское общество чуждо Наташе; после замужества она практически перестает бывать в свете. Только через любовь к Пьеру и семью Наташа обретает душевное спокойствие. Создав образ Наташи Ростовой, Толстой дал понять, что она последует за Пьером Безуховым в Сибирь и повторит судьбу жен декабристов. Повторимся ещё раз, что Толстой образом Наташи Ростовой показал свое видение женщины, ее место в обществе. Наташа, в конце произведения, любит и любима. Она счастлива и это счастье подарил ей на страницах своего романа великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Только такой должна быть настоящая семья — так считал Лев Толстой. Одна идея на двух, одна карьера на двух. Это определенные социальные роли. Жизнь — как театр. И если мы красиво сыграем свои роли, то нам следует аплодировать. Наташа привлекательная девочка, замечательная светская красавица, волшебная жена, преданная мать — именно такой и должна быть идеальная женщина.

Отвечая по-своему на вопрос о равноправии женщины и о её роли в обществе, Толстой утверждает, что счастье женщины заключается лишь в высоком назначении быть женой и матерью. Такой он и рисует в конце романа свою любимую героиню.

В произведении Толстого мир предстает многогранным, здесь находится место самым разнообразным, подчас противоположным характерам. Писатель передает нам свою любовь к жизни, которая является во всей прелести и полноте. И рассматривая женские образы романа, мы лишний раз убеждаемся в этом.

Тема семьи и личного счастья в романе Толстого «Война и мир» — примеры сочинений

Тема семьи и личного счастья в романе Толстого

Л. Н. Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир» стремился раскрыть две могучих мысли: народную и семейную. Они неслучайно стоят рядом, переплетаясь друг с другом, ведь народ состоит из людей, каждый из которых мечтает о семье и о счастье.

Впрочем, для некоторых персонажей романа семья вовсе не равна счастью. Например, только ради денег вступает в брак с Пьером красавица Элен. Счастья ей это ничуть не приносит, ведь в этом браке нет любви и взаимного уважения.

Не приносит счастья и Андрею Болконскому его женитьба на Лизе. Князь уважает и даже в какой-то степени любит свою жену, но они слишком разные люди, между ними нет взаимопонимания. Ни один из них не готов поступиться чем-то своим ради другого, ни один не хочет по-настоящему понять и принять другого.

Совсем иначе могли бы сложиться отношения князя Андрея и Наташи Ростовой. Наташа стала для Болконского воплощением жизни и радости. Она кажется ему воплощением всего светлого и чистого, что только есть в мире. Но Наташа оказывается слишком нетерпеливой и несерьезной; она совершает ошибку и теряет доверие князя. Могли бы они быть счастливы? Ведь, когда князь и Ростова встречаются вновь, их чувство снова вспыхивает. Болконский простил ее, его любовь стала настоящей – понимающей и лишенной эгоизма. Наташа, похоже, тоже горячо любит князя. Но все же, мне кажется, гармоничной парой они бы не стали. Болконский и Ростова – очень разные люди, хотя оба хорошие и порядочные. Но, я думаю, их брак был бы ошибкой: вскоре им стало бы тяжело жить вместе и осознавать отсутствие единодушия в их отношениях.

Очень удачным и гармоничным стал брак Наташи и Пьера. У них много общего. Оба они добры, великодушны и впечатлительны. Их эмоциональность нередко создает им проблемы. К тому же, оба они настроены на создание большой и дружной семьи. У Наташи самой была такая в детстве: ее родители всегда были единодушны, между родителями и детьми царило доверие, прощение и понимание. Пьер же был в детстве лишен нормальной семьи, но всегда остро в ней нуждался, мучительно нуждаясь в любви и дружбе. Поэтому отношения этих людей в браке сложились так удачно: они изумительно дополняют друг друга.

Мне кажется, Л. Н. Толстой хотел нам сказать, что для создания хорошей семьи надо очень многое. Безусловно, здесь не место лжи и расчету. Между супругами должны быть любовь и доверие. Но и этого может оказаться недостаточно. Важно, чтобы муж и жена были единодушны, понимали и поддерживали друг друга всегда.

Пример сочинения 2

Лев Николаевич Толстой является одним из самых ярких писателей «золотого века» в русской литературе. Его произведения остаются актуальными и в наше время, ведь в них автор затрагивает важные и вечные темы. Одной из них является тема семьи.

Для самого писателя семья представляет высшую ценность. Именно поэтому положительные герои Толстого не бывают одинокими. Рассмотрим поподробнее, как раскрывается тема семьи в роман-эпопее «Война и мир». Автор сосредоточил свое повествование вокруг трех семей — Ростовых, Болконских и Курагиных. Чтобы понять, какие качества он выше всего ставит в социальных институтах, нужно охарактеризовать оба семейства.

Илья Андреевич — глава семьи Ростовых. Человек с доброй и щедрой душой, который обожает свою супругу и детей. Также герой отличается своей душевной простотой, из-за чего он не способен вести хозяйство. Так, большая семья оказывается на грани разорения. Однако добрая душа Ростова не позволяет ему в чем-то отказать домочадцам. Герой ведёт роскошный образ жизни и безотказно оплачивает долги своего сына. Основной принцип этой семьи — дети должны почитать родителей, а родители должны уважать детей. Читателю нетрудно заметить, насколько отзывчивой и доброй является семья Ростовых. Ведь члены этой семьи всегда готовы протянуть руку помощи. Неудивительно, что у них много друзей. Именно эти люди вырастили и воспитали настоящих патриотов своей страны — Петю, Николая, Наташу. Верные своим убеждениям Ростовы достойны подражания. Безусловно, уважения заслуживает поистине благородный поступок Наташи Ростовой, когда главная героиня уговорила родителей увезти из осажденной Москвы не ценности, а раненых солдат. Ведь для Ростовых доброта превыше всего. Они готовы даже остаться без гроша в кармане, но при этом совершить благородный поступок. Наташа Ростова вообще является одной из самых любимых героинь писателя. Ведь это девушка с естественной и открытой душой. По мнению Толстого, героиня воплощает в себе идеал русской женщины. И главную роль в ее формировании сыграли родители. Таким образом, именно Ростовы олицетворяют представление автора об идеальной семье. Благодаря ее описанию, читатель понимает, насколько важен этот социальный институт в жизни каждого человека.

Читать статью  Трудности взаимоотношений родителей с приемными детьми Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Семья Болконских несколько отличается от семьи Ростовых. Мужчины в этом роду служат на военном поприще, а каждая женщина является талантливой и одухотворенной личностью. Болконские — это сильные люди, наделенные умом и волей. Глава этой семьи — Николай Андреевич, человек с достаточно резким характером. Однако и жестоким его назвать нельзя. Он строг, но справедлив. Николая почитают, уважают и даже немного побаиваются его собственные дети. Герой высоко ставит умных и образованных людей, поэтому он всеми силами пытается привить детям эти качества. Андрей Болконский унаследовал от отца прекрасные качества: ум, благородство, гордость, решительность. На долю этого персонажа выпало немало испытаний и трудностей, которые привели к его духовному преображению. В конце своей жизни Болконский все же понял свое истинное предназначение и смысл жизни. Именно тогда герой осознал, что счастливым можно стать только тогда, когда с тобой рядом находятся родные и близкие люди. Сестра Болконского, Марья, будучи внешне непривлекательной, отличается прекрасной душой. Она верит в Бога и выполняет все его заветы: помогает бедным, сносит без ропота все обиды, держит себя скромно и все свое сердце отдает любви. Автор показывает, как эта хрупкая и романтичная девушка терпит все грубости отца, не переставая его искреннее любить. Она приносит в жертву семье свои желания и потребности и не просит ничего взамен. Таким образом, дети Николая унаследовала от него самые лучшие качества, но не переняли грубость и властность своего отца. Марья и Андрей Болконские способны развиваться духовно, потому что они способны на искреннюю и чистую любовь.

Семья Курагиных является полной противоположностью двух рассмотренных семей. Князь Василий отличается алчной и лицемерной натурой. Для героя важнее всего деньги, власть и общественное положение. Он не любит семью и постоянно жалуется на детей, которые дорого ему обходятся. Но дети лишь являются точной копией отца. Ипполит, Анатоль и Элен, будучи внешне привлекательными людьми, являются пустыми и бесцельными внутренне. Они поглощены жаждой наживы, роскоши, признания, поэтому не имеют никаких духовных ценностей. В их доме мать завидует дочери, а сын разоряет отца. По мнению писателя, эта семья символизирует мир «светской черни». А Толстому до глубины души были неприятны такие люди.

Можно утверждать, что тема семьи является одной из главных тем знаменитого произведения Льва Толстого. Автор мастерски показал, как воспитание героев влияет на их дальнейшее мироощущение, отношение к людям и духовным ценностям.


Пример сочинения 3

Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” – произведение, в котором автор стремился представить жизнь во всем ее многообразии. Широкий охват исторических событий, глубочайший психологический анализ, гениальное проникновение в самые основы жизни и поведения человека, постижение дум и чаяний народа – все это ярко отразилось на страницах бессмертной эпопеи. “Войну и мир” можно назвать поэмой о счастье. Тема личного счастья пронизывает всю ткань романа и раскрывается в динамике образов и характеров.

Кто же эти герои романа, познавшие настоящее счастье? Что же понимает под личным счастьем писатель? Понимание личного счастья великим художником и мыслителем вытекает из главной поэтической идеи, пафоса его творчества: утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения и разъединения.
По-настоящему были счастливы Пьер, Андрей, Наташа. По-своему были счастливы княжна Марья и Николай. По мере того, как человеческая душа открывается людям, человек познает счастье. Только слияние личного и общего делает человека счастливым.

Счастье приходит к князю Андрею лишь тогда, когда он нашел свое место в народной войне. И это помогло ему понять Наташу, понять свою любовь к ней. Толстой еще в повести “Юность” открыл одну из сторон человеческого общения, которую назвал пониманием. Взаимопонимание Наташи и Николая, их духовное родство помогает им понять общее, русское, народное. Наташа “умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”.

Счастье – это свобода от всего мелочного, материального, это естественность и непосредственность в поведении, раскрывающем внутреннее богатство души человека. Так счастливы Наташа, Илья Андреевич и даже в какой-то степени графиня, когда по настоянию Наташи освобождаются подводы для раненых. В конце романа Наташа находит свое счастье в семье, в любви к детям, но и здесь основой всему является взаимопонимание.

Наташа и Пьер стали одним существом, при этом не потеряв себя, а, наоборот, расширив, глубже поняв свой внутренний мир. То, что Наташа со свойственной ее натуре увлеченностью отдается материнству, не обеднило ее. Для Наташи мысль о ее детях – это вместе с тем и мысль об участии ее мужа в важном общем деле, которым он занят, о помощи ему в этом деле.

Исключительно важным для развития художественной идеи всего романа и понимания личного счастья является философский спор Андрея и Пьера в Богучарове, где сталкивается позиция духовности, жизни для других и позиция жизни только для себя. “… И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь жить для других, только теперь я понял все счастье жизни”. Но этот спор и для Пьера, и для Андрея лишь ступенька к пониманию подлинного счастья, которое приходит к героям после Бородинского сражения, ибо личное счастье понимается Толстым как высшее единение, единение людей между собой, единение с природой, землей, со всем миром.


Пример сочинения 4

Лев Толстой – один из величайших прозаиков 19 века, «золотого века» русской литературы. Его произведения вот уже два столетия читают во всем мире, потому что эти поразительно живые и яркие словесные полотна не просто занимают читателя, а заставляют задуматься над многими важными для человека вопросами – и дают ответы на некоторые из них. Яркий тому пример – вершина творчества писателя, роман-эпопея «Война и мир», в котором Толстой затрагивает животрепещущие для всякого мыслящего человека темы. Тема семьи в романе «Война и мир» Толстого очень важна, как и для самого автора. Именно поэтому герои Толстого практически не бывают одинокими.

В тексте полнее всего раскрываются устройство и взаимоотношения трех совершенно разных семей: Ростовых, Болконских и Курагиных – из которых первые две в большинстве своем соответствуют мнению самого автора по этому вопросу.

Ростовы, или великая сила любви

Глава большой семьи Ростовых, Илья Андреевич – московский дворянин, человек очень добрый, щедрый и доверчивый, обожает жену и детей. Ввиду крайней душевной простоты он совершенно не умеет вести хозяйство, поэтому семья находится на грани разорения. Но Ростов-старший не может ни в чем отказать домочадцам: ведет роскошную жизнь, оплачивает долги сына.

Ростовы очень добры, всегда готовы прийти на помощь, искренны и отзывчивы, поэтому у них много друзей. Неудивительно, что именно в этой семье вырос настоящий патриот Родины Петя Ростов. Семье Ростовых совершенно не присуща авторитарность: здесь дети уважают родителей, а родители – детей. Именно поэтому Наташа смогла уговорить родителей вывезти из осажденной Москвы не ценные вещи, а раненных солдат. Ростовы предпочли остаться без гроша в кармане, а не преступить законы чести, совести и сострадания. В образах семьи Ростовых Толстой воплотил собственные представления об идеальном родовом гнезде, о нерушимой связи настоящей русской семьи. Это ли не лучшая иллюстрация, могущая показать, насколько велика роль семьи в «Войне и мире»?

«Плод» такой любви,

Для Наташи мысль о ее детях – это вместе с тем и мысль об участии ее мужа в важном общем деле, которым он занят, о помощи ему в этом деле.

Исключительно важным для развития художественной идеи всего романа и понимания личного счастья является философский спор Андрея и Пьера в Богучарове, где сталкивается позиция духовности, жизни для других и позиция жизни только для себя. “… И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь жить для других, только теперь я понял все счастье жизни”. Но этот спор и для Пьера, и для Андрея лишь ступенька к пониманию подлинного счастья, которое приходит к героям после Бородинского сражения, ибо личное счастье понимается Толстым как высшее единение, единение людей между собой, единение с природой, землей, со всем миром.


Пример сочинения 4

Лев Толстой – один из величайших прозаиков 19 века, «золотого века» русской литературы. Его произведения вот уже два столетия читают во всем мире, потому что эти поразительно живые и яркие словесные полотна не просто занимают читателя, а заставляют задуматься над многими важными для человека вопросами – и дают ответы на некоторые из них. Яркий тому пример – вершина творчества писателя, роман-эпопея «Война и мир», в котором Толстой затрагивает животрепещущие для всякого мыслящего человека темы. Тема семьи в романе «Война и мир» Толстого очень важна, как и для самого автора. Именно поэтому герои Толстого практически не бывают одинокими.

В тексте полнее всего раскрываются устройство и взаимоотношения трех совершенно разных семей: Ростовых, Болконских и Курагиных – из которых первые две в большинстве своем соответствуют мнению самого автора по этому вопросу.

Ростовы, или великая сила любви

Глава большой семьи Ростовых, Илья Андреевич – московский дворянин, человек очень добрый, щедрый и доверчивый, обожает жену и детей. Ввиду крайней душевной простоты он совершенно не умеет вести хозяйство, поэтому семья находится на грани разорения. Но Ростов-старший не может ни в чем отказать домочадцам: ведет роскошную жизнь, оплачивает долги сына.

Ростовы очень добры, всегда готовы прийти на помощь, искренны и отзывчивы, поэтому у них много друзей. Неудивительно, что именно в этой семье вырос настоящий патриот Родины Петя Ростов. Семье Ростовых совершенно не присуща авторитарность: здесь дети уважают родителей, а родители – детей. Именно поэтому Наташа смогла уговорить родителей вывезти из осажденной Москвы не ценные вещи, а раненных солдат. Ростовы предпочли остаться без гроша в кармане, а не преступить законы чести, совести и сострадания. В образах семьи Ростовых Толстой воплотил собственные представления об идеальном родовом гнезде, о нерушимой связи настоящей русской семьи. Это ли не лучшая иллюстрация, могущая показать, насколько велика роль семьи в «Войне и мире»?

«Плод» такой любви, такого высокоморального воспитания прекрасен – это Наташа Ростова. Она вобрала в себя лучшие качества родителей: от отца взяла доброту и широту натуры, желание осчастливить весь мир, а от матери – заботливость и хозяйственность. Одно из самых важных качеств Наташи – естественность. Она не способна играть роль, жить по светским законам, ее поведение не зависит от мнения окружающих. Это девушка с раскрытой нараспашку душой, экстраверт, способный целиком и полностью отдаваться любви ко всем людям вообще и ко своей второй половинке. Она – идеал женщины с точки зрения Толстого. И этот идеал воспитала идеальная семья.

Другой представитель младшего поколения семьи Ростовых, Николай, не отличается ни глубиной ума, ни широтой души, однако это простой, честный и порядочный молодой человек.

«Гадкий утенок» семьи Ростовых, Вера, выбрала для себя совсем другой путь – путь эгоизма. Выйдя замуж за Берга, она создала семью, не похожую ни на Ростовых, ни на Болконских. Эта ячейка общества основана на внешнем лоске и жажде обогащения. Такая семья, по мнению Толстого, не может стать фундаментом общества. Почему?
Потому что в таких отношениях не ничего духовного. Это путь разъединения и деградации, ведущий в никуда.

Болконские: долг, честь и разум

Семья Болконских, служивых дворян, несколько отличается. Каждый из членов этого рода – примечательная личность, талантливая, цельная и одухотворенная. Это семья сильных людей. Глава семьи, князь Николай, – человек крайне резкого и неуживчивого характера, но не жестокий. Поэтому его уважают и побаиваются даже собственные дети. Больше всего старый князь ценит умных и деятельных людей, и поэтому пытается воспитать в дочери такие качества. Андрею Болконскому от отца достались благородство, острота ума, гордость и независимость. Сын и отец Болконские – разносторонне образованные, умные и сильные духом люди. Андрей – один из самых сложных персонажей романа. С первых глав эпопеи и до конца своей жизни этот персонах проходит сложнейшую духовную эволюцию, пытаясь постичь смысл жизни и найти свое призвание. Тема семьи в «Войне и мире» во всей полноте раскрывается в конце жизни Андрея, когда он все-таки понимает, что счастливым может стать только семьянин, окруженный дорогими сердцу людьми.

Сестра Андрея, княжна Марья Болконская, показана в романе как абсолютно цельный физически, психологически и нравственно человек. Девушка, не отличающаяся физической красотой, живет в постоянном ожидании тихого семейного счастья. Это наполненная любовью и заботой лодка, ждущая терпеливого и умелого капитана. Эта умнейшая, романтичная и крайне религиозная девушка покорно сносит все грубости отца, ни на миг не переставая любить его сильно и искренне.

Таим образом, младшее поколение семьи Болконских унаследовало все лучшие качества старого князя, оставив без внимания лишь его грубость, властность и нетерпимость. Поэтому Андрей и Марья способны по-настоящему любить людей, а значит, способны развиваться как личности, подниматься по духовной лестнице – к идеалу, к свету, к Богу. Поэтому война и мир семьи Болконских так сложны для понимания большинства их современников, поэтому ни Мария, ни Андрей не любят светскую жизнь.

Курагины, или мерзость пустого эгоизма

Семья Курагиных прямо противоположна двум предыдущим родам. Глава семьи, князь Василий, за внешним лоском прячет прогнившую натуру алчного, насквозь фальшивого грубияна. Для него главное – это деньги и общественное положение. Его дети, Элен, Анатоль и Ипполит, ничем не уступают отцу: внешне привлекательные, поверхностно умные и успешные в обществе молодые люди на деле – пустые, хоть и красивые, сосуды. За собственными эгоизмом и жаждой наживы они не видят духовного мира – или не желают видеть. В общем, семья Курагиных – это мерзкие жабы, одетые в кружева и обвешанные драгоценностями; они сидят в грязном болоте и довольно квакают, не видя прекрасного бесконечного неба над головой. Для Толстого эта семья – олицетворение мира «светской черни», который сам автор презирал всей душой.

Выводы

Заканчивая сочинение «Тема семьи в романе война и мир», я хочу отметить, что эта тема – одна из основных в тексте. Эта нить пронизывает судьбы почти всех героев произведения. Читатель может в действии наблюдать причинно-следственную связь между воспитанием, атмосферой в родительском доме, дальнейшей судьбой повзрослевшего человека – и влиянием его на мир.

Источник https://spadilo.ru/geroi/natasha-rostova/

Источник https://studwood.net/1390432/literatura/natasha_rostova_idealnaya_zhena_mat

Источник https://www.chitalnya.ru/work/3215455/