Личностный и семейный кризис после рождения ребенка

8 августа, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Ребенок в молодой семье

Рождение ребенка создает серьезный кризис в семейной системе, делает ее особенно уязвимой и неустойчивой под воздействием различных стрессов. Все трудности семейной жизни отступают на второй план, когда семья сталкивается с проблемами ожидания ребенка, беременностью, родами и уходом за младенцем.

Зарождение новой жизни всегда связано с колоссальной нагрузкой на женский организм. Беременность не только переводит работу всех жизненно важных функций на режим предельной физиологической нагрузки, но и может привести к эмоционально-психическому перенапряжению. Некоторые женщины во время беременности становятся мнительными, капризными, плаксивыми, легко расстраиваются, раздражаются по пустякам. Мелкие семейные ссоры трудно забываются, угнетают психику.

Если отрицательные эмоции сильны и под их воздействием будущая мать находится продолжительное время, страдает внутреннее развитие плода, поскольку нарушение функции центральной нервной системы женщины влечет за собой расстройство деятельности различных органов, желез внутренней секреции, сердечно-сосудистой системы, мускулатуры и т.д. Ухудшается питание и дыхание плода, расстраивается выведение конечных продуктов обмена веществ. Рост и развитие его задерживается, искажаются, особенно страдает нервная система. Иногда эти изменения заходят так далеко, что беременность самопроизвольно прерывается или заканчивается преждевременными родами. Маленькое существо отзывается на каждое материнское физическое и душевное движение. Если спокойна и жизнерадостна мать, спокоен тот, кого она вынашивает, а если нервничает женщина, то дискомфортное состояние испытывает и плод.

Создание условий, исключающих действие отрицательных эмоций и нервных перегрузок, — обязательный фон, на котором должно протекать внутриутробное развитие ребенка. От желания и умения близких создать в доме спокойную атмосферу зависит здоровье и счастье будущей человеческой жизни. Особая роль в этом отводится молодому мужу, будущему отцу, святая обязанность которого — окружать жену вниманием, лаской, обеспечить всем необходимым, оберегать ее здоровье и душевный покой.

Рождение ребенка влечет за собой сложную реорганизацию семьи, связанную с появлением ее новой подструктуры, что подчас ставит под угрозу существование самой семьи. В большинстве семей первенец появляется в первые полтора-два года супружества, когда супруги еще только учатся вести хозяйство, распоряжаться финансами и разумно делить обязанности по дому, чувство Мы только зарождается. Не все молодые супруги готовы к этим изменениям. Именно тогда молодая семья особенно сенсетивна к воздействию стрессов. С этим периодом связывают второй после заключения брака кризис семьи. Нередко браки распадаются, что свидетельствует о сложности задач данной стадии жизненного цикла семьи и недостаточной психологической готовности молодых супругов к их решению.

Приход в семью нового члена — малыша влечет за собой множество проблем, которые могут привести к серьезным нарушениям, казалось бы, установившейся гармонии отношений. Возникает объективная необходимость пересмотра прежнего распределения ролей и обязанностей в семье, изменяются возможности сохранения реакреционных видов активности и общения вне пределов семьи. Значительно ухудшается материальное положение семьи, так как супруги вынуждены жить на одну зарплату мужа. Как правило, жена отдает приоритет родительской и семейной ролям, отказываясь от прежнего образа жизни и активности в профессиональной деятельности. Муж, напротив, становится более активным на работе, поскольку именно он принимает на себя всю полноту ответственности за материальное благополучие семьи.

Отношения между супругами реализуются теперь в двух планах: в плане собственно супружеских отношений — между мужем и женой и в плане родительских отношений — между отцом и матерью, воспитывающими ребенка. Трудности обычно еще усугубляются тем, что молодые родители чаще всего не обучены элементарным навыкам ухода за новорожденным, не знают, как должен развиваться и вести себя малыши в разные периоды своей жизни. Любые изменения в поведении ребенка вызывают тревогу и беспокойство молодой матери. У отца же в этот период обычно нет столь тесной связи с ребенком, а постоянное беспокойство жены не всегда ему понятно и может вызвать раздражение. Координация этих двух планов отношений составляют особую, далеко не простую задачу. Функция родительства и воспитания детей определяет характер изменения супружеских отношений на данной стадии. Особую значимость приобретает вопрос о том, когда и в какой форме будет происходить возвращение жены к профессиональной деятельности и как и между кем будет осуществлено перераспределение функций воспитания ребенка. Успешное совмещение супругами двух важнейших сфер жизнедеятельности — семейной и профессиональной — одна из центральных проблем данной стадии развития семьи.

С рождением ребенка дом наполняется новыми психологическими отношениями членов семьи. Психологическая перестройка, связанная с перераспределением супружеских и родительских ролей, не всегда проходит гладко. Иногда самим супругам бывает трудно понять, почему в их отношениях вдруг исчезло былое взаимопонимание, хотя они оба искренне рады появлению ребенка.

Проблема заключается в том, что мужу — молодому отцу не хватает многого, к чему он успел привыкнуть до рождения ребенка. Ранее забота, ласка и нежность жены были обращены только к нему, а теперь она целиком сосредоточена на малыше. И мужчина болезненно воспринимает эту перемену. Ему кажется, что ребенок полностью вытеснил его из сердца жены, он страдает от непривычного невнимания с ее стороны. Жена, поглощенная своими новыми ролевыми функциями, даже не допускает мысли о том, что ее второй «ребенок» — муж — очень тяжело переживает свое отстранение от родительских хлопот, чувствует свою ненужность в семье. Поэтому важно подключить молодого отца к заботам о малыше с первых дней его жизни, совместно пеленать его, купать, играть с ним. Это не только позволит мужчине психологически еще больше сблизиться с семьей, но и будет способствовать пробуждению у него отцовского чувства, которое развивается и воспитывается в мужчине постепенно.

Для сохранения семейного благополучия либо муж должен «вырасти» и превратиться во взрослого мужчину, берущего на себя ответственность за благополучие семьи, либо жена должна взять на себя двойную нагрузку, оказавшись внезапно матерью сразу двух детей, между которыми необходимо делить свою любовь и заботу, либо сохранить прежние отношения между супругами, вытеснив ребенка на периферию семьи. Все эти варианты порождают определенный психологический дискомфорт. Резкое повышение требований к мужу, необходимость перехода от безответственности к серьезности и самостоятельности вызывает у него сопротивление, тревогу утраты любви. Если этот переход удается мужу, то нередко его растущая самостоятельность некоторых женщин беспокоит. Они испытывают, с одной стороны, чувство большей надежности и защищенности, с другой — неосознанное опасение, что уже не так нужны мужу.

Наиболее распространен вариант двойной нагрузки, когда женщина берет на себя груз ответственности за семью поначалу охотно, поскольку это дает ей ощущение незаменимости, но непосильная роль нередко превращает ее в несчастную, замученную, невротическую и раздражительную жену и мать.

Печальны последствия появления ребенка в семье, изначально воспринимающей его как угрозу сложившимся супружеским отношениям. Ребенок с раннего детства в такой семье чувствует себя ненужным и имеет немало шансов стать невротиком, у него могут возникнуть серьезные отклонения в поведении. Отверженный ребенок чувствует себя никому не нужным и очень рано начинает осознавать, что для родителей он словно «не существует». Это самая крайняя, самая худшая для ребенка ситуация.

Если бы будущие родители лучше осознавали характер своих супружеских отношений и мотивы, по которым они решили завести детей, возможно, некоторые, даже весьма отдаленные негативные последствия можно было бы предотвратить.

Рассмотренные проблемы, ведущие к дестабилизации супружеских отношений при рождении ребенка, возникают не в каждой молодой семье, но они являются наиболее распространенными и типичными. Поэтому знание о том, что они могут возникнуть, поможет молодым супругам если не избежать, то конструктивно разрешить их, по возможности меньше травмировать друг друга и неокрепшую психику своего ребенка. Не следует забывать о том, что в семейные взаимоотношения ребенок вовлекается с самого раннего детства, его психика, душевный склад, восприятие и отношения к окружающему миру, другим людям и себе самому формируются с раннего детства в родительской семье под влиянием атмосферы, которая царит в родном доме. Он впитывает в себя все происходящее вокруг него: и хорошее, и плохое, и полезное для себя, и вредное. Эмоциональная нестабильность семейных, супружеских и родительских отношений, отсутствие единства мнения и солидарности родителей в их педагогическом воздействии на ребенка часто приводят к формированию у него чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности, замкнутости, уходу в себя. Для полноценного нравственного и психологического развития каждый ребенок нуждается в принятии, проявлении эмоциональной поддержки со стороны отца и матери.

Читать статью  Особенности воспитания подростка в семье

Личностный и семейный кризис после рождения ребенка

Рождения ребенка ждут с тревогой и волнением, с каким-то предвкушением счастья и огромной любовью к еще не родившемуся человечку. Вместе с тем, появление малыша ведет к кардинальному изменению как жизни женщины, ставшей матерью, так и к изменению отношений всех членов в семейной системе. И эти изменения далеко не всегда бывают простыми, они требуют создания новых моделей поведения и новых ресурсов.

Наталья, 29 лет. Год назад стала мамой. Обратилась к психологу с жалобами: «Я злюсь на свою дочь, не могу с ней находиться, меня все в ней раздражает. Я плохо сплю, чувствую постоянную усталость, меня ничего не радует. Мне кажется, что я уже не люблю своего мужа и он меня тоже. Мы постоянно ссоримся. Он мне не помогает и постоянно пропадает на работе. Я ужасная мама. Разве хорошая мама может испытывать такие чувства к ребенку? Я так ждала этого события, а теперь я разочарована собой, отношениями с дочерью, отношениями с мужем и чувствую себя совершенно несчастной».

Молодые мамы, обращающиеся к психотерапевту и описывающие такие симптомы как раздражительность, плаксивость, сниженное настроение, усталость, испортившиеся отношения с мужем, неспособность радоваться общению с ребенком и нежелание что-либо делать, часто считают, что они беспричинны или даже противоестественны. Ведь материнство и дети — это прекрасно. Пары и женщины, мечтающие о ребенке, конечно, ожидают совершенно других чувств от рождения ребенка. В то время, как это событие приносит в жизнь мамы не только счастье, радость и восторг, но и новые тревоги, страхи, разочарования, усталость и грусть.

Психологических причин пребывать в таком состоянии у женщины тоже предостаточно.

Давайте разберемся почему. Любые изменения в нашей жизни, с плюсом или минусом, оказывают влияние на нашу жизнь и требуют от нас сил и времени, чтобы адаптироваться к ним. Чем значительнее событие, тем больше сил и времени мы потратим. Значимость и травматичность события также определит интенсивность и продолжительность переживаний, которые мы испытываем в процессе адаптации к новому в нашей жизни. Возьмем, к примеру, изменение места работы, или переезд в другой город. Даже если эти изменения несут в нашу жизнь лучшее новое, нам все равно необходимо проделать определенную внутреннюю работу, чтобы пережить утрату прежнего уклада (работы или жизни), и лучше познакомиться с этим новым.

Рождение ребенка — радостное и счастливое событие, но вместе с тем событие, требующее не только серьезных перемен во внешней жизни, но и значительных внутренних перемен. Это классическое состояние кризиса, для мамы и для семьи в целом. Период, когда-то, как я жила раньше закончился и возврат к прошлому невозможен, а как жить по-новому мне еще не известно.

Что происходит с партнерскими отношениями.

Они меняются однозначно. Неслучайно в классификациях кризисов семьи, один из самых значительных связан с появлением ребенка, а около 20 процентов пар распадаются, не сумев пройти этот кризис. Появление нового маленького члена семьи может обнаружить еще больше различий партнеров в представлениях, ценностях, установках и ожиданиях друг от друга. «Кто такой хороший папа/мама», «Кто должен быть ответственным за те или иные обязательства», «Как правильно воспитывать ребенка?». Столкновение этих различных ценностей и концепций становится причиной участившихся конфликтов. Хорошо, если у партнеров было время до рождения ребенка уже завести правильные традиции разрешения конфликтов. Если партнеры уже умеют говорить о своих чувствах и ожиданиях, способны услышать другого и объединиться вокруг общих сложностей.

Кроме этого, появление ребенка предполагает новые нагрузки, ответственность, обязательства. Об их распределении нужно как-то уметь договориться. Необходимы силы, не только физические, но и эмоциональные. И чтобы их высвободить, каждому из партнеров необходимо отказаться от чего-то привычного и, возможно, любимого в своей собственной жизни. Попытки же сохранить прежний уклад жизни и совместить это с заботой о ребенке и о своих меняющихся партнерских отношениях часто приводят к эмоциональному истощению, усталости, ощущению, что ничего не получается.

Еще одна сложность, которая встречается в парах молодых родителей — это смешение ролей супружеских и родительских. Когда вопросы отношений между нами, как любящими друг друга людьми, хронически переносятся на задний план. Очень важно находить возможности и организовывать время, которое вы посвящаете друг другу, говорите о своих переживаниях, интересуетесь жизнью друг друга, проводите время с удовольствием, обсуждайте как каждый из вас переживает изменения в вашей семье.

Несмотря на то, что партнерские отношения проходят непростое испытание в период появления ребенка, хочется сказать о том, что любой кризис – это возможность развития и перехода на другой этап, который может сделать отношения зрелее и сильнее.

Что происходит с жизнью мамы и с отношениями с собой

Кроме переживаний и адаптации к внешним изменениям жизни, рождение ребенка часто требует серьезных внутренних перемен личности мамы. Перемен прежних ценностей и представлений о себе, о жизни, об отношениях. У каждой мамы есть ожидания от себя. Например: «Я буду точно такой же хорошей мамой как. », или «Я ни за что не буду такой мамой как. ». Возможно, наблюдая за материнством других, женщина сложила представление о том, какой мамой ей хочется быть. Но понять это в теории невозможно. Также как невозможно научиться водить автомобиль по книжкам. Проживание опыта необходимо нам для того, чтобы научиться чему-то новому. Никто не учит нас быть родителями, мы учимся сами, набивая свои шишки и синяки. Поэтому столкновение представлений о том, как должно быть (как правильно поступить маме, что должна или не должна мама) с тем, как женщина поступает в реальности (злится на ребенка, устает от ребенка, не испытывает достаточно радости), могут стать причиной серьезного внутреннего конфликта, и заставлять женщину испытывать разочарование от себя самой, чувство вины за неприемлемые, по ее представлениям, чувства и поведение, тревогу за то, что она не сможет быть хорошей мамой и навредит ребенку.

Кроме этого, появление ребенка может обратить к вопросам будущего, смысла жизни, уязвимости и безопасности, доверия к жизни.

Все мамы очень разные. И в принятии своего материнства наша индивидуальность также играет роль. Например, если работа и карьера в жизни мамы до рождения ребенка играли большую роль и занимали достаточно место в ее жизни, а достижения всегда были возможностью такой мамы быть довольной собой, то отсутствие таковых может зацепить ее отношение к самой себе и своей ценности. Такой маме будет необходимо время на то, чтобы научиться быть довольной собой при других условиях, в новой роли и новой изменившейся жизни.

Или если раньше, когда вы поругались с мужем, вам помогала встреча с подругами или шопинг, то сейчас, будучи привязанной к ребенку, вы можете просто не иметь возможности воспользоваться привычными способами «спустить пар». Вы вынуждены ходить по дому с ребенком на руках, и еще находить силы успокаивать его или играть с ним..

Эмоциональное выгорание мам

Один из самых частых поводов для конфликтов партнеров это столкновение представлений о том, кто и от чего больше устает: «Сидишь дома целый день, ничего не делаешь, от чего ты устала?»

Термин эмоциональное выгорание чаще применяют к людям помогающих профессий и профессий, в которых содержание работы связано с переживанием трудных или интенсивных эмоций и требующих соответственного уровня эмоциональной компетентности. (Врачи, психологи, социальные работники). Работа мамы – это не только физический труд. Она также требует значительных душевных, эмоциональных сил. Для того, чтобы пережить и управиться со всеми возникающими в течение дня, недели эмоциями, мамы зачастую тратят больше сил и энергии, чем если бы каждый день вкапывали по 6 соток, расходуя физические силы. Действительно легче понять, что усталость может быть вызвана физическим или интеллектуальным трудом. Однако зачастую эмоциональный труд расходует большие силы. А возможности восстанавливать их у мамы немного. Капризничающий целый день ребенок может вызывать целую кучу чувств, например, злость: «Да сколько можно?, тревогу: «Может у него что-то болит?». Маме необходимо сдерживать и как то справляться со своим напряжением, тревогой, раздражением. И иногда все это накопленное добро достается мужу, который приходит с работы и не выражает понимания к эмоциональному труду жены.

Читать статью  Клипарт семья (67 фото)

От труда мамы нужно уметь отдыхать. Часто мамы испытывают чувство вины или тревоги, потому что оставили ребенка и вообще за желание побыть без него. В этом смысле вам следует помнить, что лучше ребенок на пару часов меньше будет проводить с довольной, отдохнувшей и спокойной мамой, чем 24 с уставшей, изможденной и несчастной.

Влияние эмоционального состояния мамы на ребенка

Если говорить о последствиях и влиянии маминого эмоционального состояния на ребенка, безусловно, оно значительное. Нередко на консультациях удается понять, что причины беспокойства ребенка, нарушения сна или пищеварения, сложности или изменения с процессом грудного вскармливания, а также появление психосоматических расстройств у совсем маленького ребенка (дерматиты), являются не столько причиной маминого эмоционального состояния, сколько следствием. Т.е. мама тревожится, устала и раздражена не потому, что у ребенка сложности со сном. Наоборот — сложности со сном у ребенка ПОТОМУ, что мама тревожна, раздражена и напряжена. Малыши очень зависимы от мамы и возможностей сообщить окружающим о своих потребностях у них не много. Они не могут сказать: «Мне страшно», «Мне это не нравится». Часто тело является их единственным способом отреагировать на происходящее вокруг. Перинатальная психология считает важным психологическое состояние пары (не только мамы) на течение беременности. Что уж тут говорить о значимости и связи психологического состояния мамы и малыша. Фраза «Лучшее, что можно сделать для того, чтобы ребенок был счастлив — быть счастливыми родителями» начинает работать с момента зачатия. Тревожность, напряжение, раздражительность мамы, конечно, не может пройти бесследно для малыша.

Что со всем этим делать?

Обо всех своих переживаниях, и изменениях, свалившихся на женщину, она зачастую не может разобраться в одиночку. Понять откуда все эти мысли и чувства и что они означают про нее совсем не просто. Часто женщины могут опасаться говорить о своих переживаниях с родными. Не хотят напугать своих родных, бояться быть непонятыми. Могут стыдиться и бояться признаться в своих чувствах даже самой себе, не то, что близким.

Психотерапия индивидуальная или семейная является несомненным ресурсом для молодой мамы и семьи в целом. Возможность поделиться своими переживаниями, поговорить об этом в безопасной для себя обстановке, быть услышанной, успокоиться и понять, что такие чувства нормальны, помогает женщине принять себя и свою новую роль мамы.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в , или заполнив форму ниже.

Социологический анализ проблемы рождаемости в современной Российской семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сметанина Елена Сергеевна

Рассматриваются основные причины депопуляции в современной России. Предлагаются меры по реализации государственной демографической политики.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сметанина Елена Сергеевна

Sociological Analysis of the Birth Rate Problem in a Modern Russian Family

Basic causes of depopulation in modern Russia are considered. Measures to implement the state demographical policy are proposed.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ проблемы рождаемости в современной Российской семье»

Sociological Analysis of the Birth Rate Problem in a Modern Russian Family

Basic causes of depopulation in modern Russia are considered. Measures to implement the state demographical policy are proposed.

Key words and word-combinations: family, birth rate, causes of depopulation.

Рассматриваются основные причины депопуляции в современной России. Предлагаются меры по реализации государственной демографической политики.

Ключевые слова и словосочетания: семья, уровень рождаемости, причины депопуляции.

УДК 316.356.2 ББК 60.561.5

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РОЖДАЕМОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ Р

I оссия в последние годы пережила революционные преобразования практически во всех сферах социальной, политической и экономической жизни. В подобных условиях благополучие и социальное самочувствие семьи претерпевали серьезные изменения, причем далеко не всегда позитивные. Многие исследователи утверждают: статус и престиж семьи неуклонно снижаются; происходит размывание социальных норм, определяющих жизненные ориентации; меняется отношение современных людей к семье, браку и рождению детей.

В процессе исторического развития менялись условия жизни, становились иными формы семьи. Современную семью принято называть малой или нуклеарной (от лат. nucleus — ядро). Считается, что нуклеарная семья получила широкое распространение в 30-е годы ХХ в. Молодые люди стали проживать, как правило, отдельно от родителей, а дети оказались главным богатством такой «стандартной» семьи [1, с. 11]. Процесс развития и изменения семьи как социального института чаще всего связывают с вопросами стабильности общества, видя в ней основное условие трансляции социальных ценностей от поколения к поколению и / или единственную легитимную социальную норму организации сексуальных практик и воспроизводства [2, с. 167].

В последние десятилетия как отечествен-

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 107

ные, так и зарубежные исследователи зафиксировали трансформацию устоявшихся представлений о семье, деградацию этических норм, нестабильность и уменьшение численности браков, рост числа нерегистрируемых союзов и неполных семей, преобладание малодетных семей и распространение добровольной бездетности, снижение роли семьи в социализации детей [3; 4, с. 65]. Европейский демограф Дирк ван де Каа, рассуждая о втором демографическом переходе (Second Demographics Transition), сформулировал перечень важнейших изменений в состоянии семьи: переход от «золотого века» брака к конку-бинативному (от лат. roncubinatus — внебрачное сожительство, конкубинат) союзу; переход от пары «ребенок-король с родителями» к паре «королей с ребенком»; переход от контрацепции в целях предохранения к контрацепции как самовыражению; переход от однородного хозяйства к плюралистическим типам семьи и домашнего хозяйства [5].

В научной литературе широкое распространение получил термин «кризис семьи». Как правило, кризис семьи связывают с ухудшением социально-экономической ситуации в стране, материальной необеспеченностью, плохими жилищными условиями, отсутствием развитой семейной инфраструктуры. Но на практике уже давно было замечено: чем выше уровень социально-экономического развития страны, тем больше семейных проблем возникает в обществе. Так, высокий уровень материального благосостояния не всегда способствует высокой рождаемости. А. Смит и другие представители классической школы в экономике сформулировали закон обратной связи: с увеличением дохода семьи уменьшается число детей [6, с. 266.]. Таким образом, проблемы семьи не всегда следует связывать с трудными социально-экономическими условиями; актуальным становится вопрос изменения ценностных установок и нравственных ориентиров современного человека.

Система ценностей в современном обществе выделяет прежде всего личные достижения, индивидуальную свободу, право на самореализацию, профессиональный рост. По этой причине создание семьи и рождение детей молодежь сегодня откладывает, как правило, на более поздний период. В сложившихся условиях приемлемыми становятся так называемые альтернативные формы семьи (гостевой брак, пробный брак, открытый брак, сожительство, фиктивный брак), которые получают все большее распространение. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., из общего числа супружеских пар 13% (4,4 млн) состоят в незарегистрированном браке, тогда как в 2002 г. этот показатель был равен 9,7% (3,3 млн) [7, с. 5].

В России, в отличие от развитых стран Западной Европы и США, речь идет скорее об откладывании официального брака, чем о полном его игнорировании. Проводимые исследования свидетельствуют о том, что свыше половины опрошенных в возрасте до 25 лет полагают, что перед регистрацией первого брака следует «пожить вместе» год-два и проверить свои чувства [8, с. 3].

Широкое распространение альтернативных форм семьи и лояльное отношение к ним в обществе приводят к сокращению числа браков, легкости их расторжения, падению рождаемости, малодетности, росту внебрачной рождаемости -все это оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию в стране.

Современная семья становится все чаще однодетной, что приводит к паде-

108 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

нию простого воспроизводства населения. С 1992 г. в России началась депопуляция (преобладание смертности над рождаемостью), наиболее выраженная в центральных и западных областях [9, с. 58]. По данным Росстата, суммарный коэффициент рождаемости? — число детей в расчете на одну женщину — в 2011 г. составил 1,61, что значительно ниже уровня простого воспроизводства населения (2,15) [10].

Читать статью  Сценарий родительского «круглого стола» «Семейные проблемы – как их решать? »методическая разработка (6 класс)

Т радиционно низкий уровень рождаемости связывают с тяжелыми материальными условиями жизни современной семьи. Казалось бы, создав необходимые условия (льготы, пособия, единовременные выплаты и пр.), государство обеспечит тем самым естественный прирост населения. Но меры экономического стимулирования не принесли ожидаемых результатов ни в одной стране. Падение рождаемости происходит не только в условиях экономического кризиса, но и в условиях экономического подъема. В 2006 г. заведующий сектором Института социологии РАН В. Мукомель высказал мнение, что «и зарубежный, и советский опыт демонстрирует: попытки материально стимулировать рождаемость вызывают отклик либо у маргинальных групп населения, либо у представителей этнических групп, которые и так образуют многодетные семьи; для среднего класса это не мотивация. » [11].

Таким образом, результатом экономического стимулирования становится лишь непродолжительный эффект от увеличения рождаемости, что не в состоянии изменить демографическую ситуацию в долгосрочной перспективе. По мнению британского демографа М. Саттеруэйт, «меры вроде единовременных постановлений правительства по стимулированию рождаемости подвигнут женщин, откладывающих рождение одного или двоих детей по причинам финансовой неустроенности, завести их уже завтра, но это вряд ли как-то отразится на конечном количестве детей, ими рожденных» [12].

Распространена точка зрения, что уровень рождаемости связан с особенностями культуры в обществе, где на первое место ставят семейные ценности. Вместе с тем на практике это мнение не получило весомого подтверждения. Исследователи отмечают, что чрезвычайно низкий уровень рождаемости может сочетаться с чрезвычайно сильной ориентацией на крепкую семью [13].

Большое значение в оценке репродуктивного поведения современной семьи имеет социально-психологический показатель потребности в детях. Если раньше потребность в детях была достаточно высокой и помимо социально-психологической мотивации имела экономическую, то сегодня система пенсионного обеспечения возложила на себя функцию обеспечения старости, что уменьшает заинтересованность семьи в наличии большого количества потомков. Таким образом, из экономической «прибыли» большая семья превращается в экономические «потери». Подавляющее большинство многодетных семей имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, обременены существенными жилищными проблемами. Отношение общества к многодетным семьям зачастую негативное, а попытки государства повысить престиж многодетности сводятся на нет. За последние десятилетия желаемое количество детей в семье сильно сократилось сначала

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 109

до двух детей; позже во многих семьях стал желателен только один ребенок, а некоторые семьи не хотят иметь детей (сообщества чайлдфри от англ. d’lildfree -свободный от детей, бездетный; childless by choice — добровольная бездетность). В целом малодетную семью в качестве идеальной для себя модели определяют сегодня 70,2% городских семей и 57,1% — сельских [14, c. 96].

Количественное несоответствие между мужчинами и женщинами представляется одной из причин низкой рождаемости в России и Западной Европе. В странах, где численность мужчин выше, чем численность женщин (Китай, Индия, Республика Корея, Узбекистан, Таджикистан), наблюдается стабильный положительный прирост населения [15]. В России, по данным переписи 2010 г., на 1000 мужчин приходится 1162 женщин [10]. Множество женщин репродуктивного возраста (15-49 лет) обречены на одиночество; их возможности завести семью, рожать детей и воспитывать их в полной семье резко снижены. Численное преобладание женщин увеличивает вероятность развода, ведет к росту числа внебрачных рождений, неполных семей.

Существует определенная зависимость рождаемости от уровня образования женщин. Все страны с высоким образовательным уровнем у женщин имеют низкие показатели рождаемости, и наоборот, в странах — лидерах по рождаемости живет в большинстве своем неграмотное население.

Одной из косвенных причин низкой рождаемости называется распространение доступных средств контрацепции. Существует точка зрения, согласно которой сегодня ведется своеобразная война против населения с целью отстаивания геополитических и экономических интересов. Еще в 1974 г. госсекретарь США Г. Киссинджер направил в силовые и другие ведомства США запрос о влиянии роста мирового народонаселения на безопасность и международные интересы США. В появившемся секретном (ныне преданном гласности) меморандуме Совета по национальной безопасности США утверждалось: «Быстрый рост населения в развивающихся странах. создаст политические проблемы или даже угрозу национальной безопасности США. Нужно распространение служб планирования семьи для продвижения простых, дешевых, эффективных, безопасных и продолжительно действующих и приемлемых методов предупреждения беременности. Это жизненно важный аспект для любой программы по контролю за мировым народонаселением» [16].

Вызывает опасение ухудшение экологической ситуации и рост числа бесплодных пар. Ежегодно в России увеличивается число бесплодных женщин.

Проблема падения престижа традиционного брака также не способствует увеличению количества детей в семье. Антисемейная идеология «живет и побеждает», потому что она проще и легче усваивается на животно-инстинктивном уровне; когда подрастающему поколению пропагандируется «свободная любовь» без обязательств, когда брак рассматривается как нечто обременительное, а рождение детей — материально и морально затруднительное. Данная информация ежедневно рекламирует с экранов телевизоров, в сети Интернет и других СМИ все «прелести» гедонистического образа жизни, в рамках которого семья с ее сложностями представляется второсте-

1 10 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

пенным, а порой и ненужным элементом. Многие рекламные кампании нацелены на холостяцкий образ жизни. Приобретение дорогой одежды, новейших технических достижений, посещение дорогостоящих клубов — все это может позволить себе свободный от семейных забот человек.

Дети, особенно подростки, впитывают демонстрируемые современными СМИ ценности на подсознательном уровне и воспринимают их как норму жизни. Вот почему родители, а в определенной степени и общественность, должны оградить подрастающее поколение от пагубного влияния. С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому нежелательные для просмотра детей телевизионные передачи должны отмечаться специальным знаком, но одного этого явно недостаточно [17, с. 48]. Главная ответственность ложится все-таки на родителей за то, какие духовные ценности они прививают своим детям.

Таким образом, причин низкой рождаемости существует достаточно много. Разовых мер по стимулированию рождаемости явно недостаточно — необходим комплексный подход и разработка мер социальной политики, в том числе создание необходимых условий для рождения и воспитания здорового поколения. У молодой семьи должны быть потребность, желание и возможности для рождения детей. Затраты, связанные с реализацией политики, направленной на поддержку семьи, будут компенсированы в будущем, поскольку затраты, связанные с депопуляцией и старением населения, значительно снизятся.

В настоящее время отмечаются устойчивые тенденции вырождения населения страны, тогда как для решения государственных задач необходима обратная тенденция. Такая тенденция может возникнуть и прогрессировать только в условиях социально здорового общества, в котором институт семьи занимает особое место и служит важнейшим приоритетом в стратегических планах реализации государственной идеологии.

1. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в ХХ веке // Общественные науки и современность. 2001. № 1. С. 5-26.

2. Рабжаева М.В. Семейная политика в России ХХ в.: историко-социальный аспект // Общественные науки и современность. 2004. № 2. С. 166-176.

3. Дармодехин С.В. Семья и государство // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. 2000. № 3.

4. Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социс. 2004. № 5. С. 65-73.

5. Dirk J. van de Kaa. Europe’s Second Demographic Transition // Population Bulletin. Washington D.C., 1987. Vol. 42, № 1.

6. Медков В.М. Демография. М., 2004.

7. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года // Вопросы статистики. 2012. № 2. С. 3-9.

8. Архангельский В.Н., Антонова О.И., Никитин С.Ю. Основные результаты пилотажного обследования «Семья и рождаемость» // Вопросы статистики. 2006. № 10. С. 3-5.

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 111

9. Гундаров И.А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа // Общественные науки и современность. 2GG1. № 5. С. 58-б5.

1G. URL: http://www.gks.ru

11. Профессия — мать // Итоги. 2GG6. 9 окт.

12. Саттеруэйт М. Россия, застрявшая в переходе // Эксперт. 2GG6. № З5.

13. CastlesF.G. The world turned upside down: below replacement fertility, changing preferences and family-friendly public policy in 21 OECD countries // Journal of European Social Policy. 2GG2. Vol. 1З (З).

14. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социс. 2003. № 7. С. 92-1GG.

15. Москаленко А.С., Белогуров Д.Д. Причины демографического кризиса в России и пути его преодоления // Экономическая наука и практика: мат-лы междунар. заоч. науч. конф. Чита, 2G12. С.18G-182.

16. Медведева Н.Я., Шишова Т.Л. Спецмиссия антихриста. М., 2GG9.

17. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федер. закон от 29 дек. 2G1G г. № 4Зб-ФЗ // СЗ РФ. 2G11. № 1.

Источник https://studref.com/354093/sotsiologiya/rebenok_molodoy_seme

Источник https://fidem.spb.ru/teoriya_uspeha/lichnostnyy-i-semeynyy-krizis-posle-rozhdeniya-rebenka/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskiy-analiz-problemy-rozhdaemosti-v-sovremennoy-rossiyskoy-semie