Как пророчества реализуют сами себя?

Как пророчества реализуют сами себя?

18 мая, 2023 Выкл. Автор ewermind

 

Однажды в 1968 году в одной из школ Сан-Франциско психологи из Гарвардского университета Роберт Розенталь и Ленора Якобсон проводили исследование интеллекта учащихся. Психологи провели тестирование и дали заключение: способности вот этих десяти учащихся — потенциально выше, чем у других, так что в этом году стоит ожидать от них успехов.

И не ошиблись: действительно, к концу года указанные школьники обошли товарищей. Только вот «способных» детей Розенталь выбрал совершенно случайным образом, просто тыкая в список учеников.

Что произошло? Дети показали высокие результаты просто потому, что на них сделали ставкуДети показали высокие результаты просто потому, что на них сделали ставку
Фото: по лицензии PxHere

Розенталь создал вокруг «избранных» учеников ореол, сквозь который педагоги «видели» то, что «предписал» им исследователь: перспективность, хорошие способности, высокий интеллект. Как античный Пигмалион, чья любовь оживила статую… Причем это сравнение вдвойне прекрасно: здесь человек влюбился в им же созданную иллюзию, которая благодаря этому стала реальностью!

Итак, знакомимся: эффект Пигмалиона, он же эффект Розенталя.

До детей тот же Розенталь, что называется, тренировался на кошках. Точнее, на лабораторных крысах. Еще точнее — на студентах, обучавших крыс проходить лабиринт и решать другие задачи. Одним студентам он дал особо обученных крыс, другим — не очень способных.

Закономерно, что более способные животные показали лучшие результаты. Только крысы на самом деле были одинаковыми, а вот отношение работавших с ними людей отличалось. Отличие субъективное, а эффект-то, успехи в прохождении лабиринта, вполне реальны!

Эффект Розенталя еще описывается как самореализующееся пророчество:

ожидания личностью реализации пророчества влияют на характер её действий, что и может приводить именно к тому развитию ситуации, которое и предполагалось, провоцируя самоосуществление пророчества.

Нет, конечно, если ждать исполнения предполагаемого, сидя на пятой точке и никак ни в чем не участвуя — эффект Розенталя может и не проявиться. А вот если мы включаемся и участвуем в ситуации, то априори влияем на нее. В особенности — в ситуациях, связанных с социальным взаимодействием. И совсем не обязательно осознанно.
Эффект Розенталя начнет работать, если включаться в ситуацию. Подобно тому, как Пигмалион ваял свою ГалатеюЭффект Розенталя начнет работать, если включаться в ситуацию. Подобно тому, как Пигмалион ваял свою Галатею
Картина Аньоло Бронзино, «Пигмалион и Галатея», общественное достояние

Еще один классический эксперимент проводился с парами студентов (незнакомых между собой). Если один из них знал, что он симпатичен собеседнику — он, как правило, и сам начинал вести себя более располагающе. Работало и обратное убеждение: «зная», что собеседник настроен к нему негативно, испытуемый, в свою очередь, проявлял ответную антипатию.

Читать статью  Как предотвратить кризис семейных отношений

Третий эксперимент проводился с военнослужащими. Их разделили на три группы для марш-броска. Одна группа должна была пройти 30 км, вторая — 40, третья — 60.

  • Логично, что группы преодолели свои дистанции за разное время и что третья группа пришла последней.
  • Не логично, что на самом деле они проходили… одинаковую дистанцию…

Строго говоря, эффектом Розенталя, или Пигмалиона, называется положительный аспект этого явления… Вот как в эксперименте Розенталя со школьниками, которых он объявил особо способными.
Только лишь знание того, что их группе предстоит пройти на 10-20 км больше, снизило скорость прохождения дистанцииТолько лишь знание того, что их группе предстоит пройти на 10−20 км больше, снизило скорость прохождения дистанции
Фото: по лицензии PxHere

А что было бы, объяви он часть класса отсталыми, неспособными, склонными игнорировать учебу и требования учителей? С немалой вероятностью, вскоре так оно и оказалось бы. Эта негативная сторона самореализующегося пророчества называется эффектом Голема.

Да ведь все мы недавно наблюдали, как граждане, испугавшись дефицита некоторых продуктов, стали лихорадочно скупать гречку, соль и сахар. Да так, что ажиотаж и привел к временному дефициту, торговые сети вынуждены были ограничить продажи, «подтвердив» тем самым негативные «прогнозы».

И так эффект Голема тоже работает, так что стоит быть осторожными в своих страхах. И помнить, что социальные (и не только) ожидания склонны так или иначе становиться реальностью.

Название еще одного эффекта хорошо известно и находится на слуху. Это — когнитивный диссонанс.

И по-моему, обычно мы понимаем под этим внутреннее противоречие, связанное с одновременным присутствием некоей противоречивой информации или взаимоисключающих установок. Или дискомфорт, вызванный противоречием между ожидаемым и действительным. Что и следует из самого термина: cognitio — «мысль», dissonantia — «несозвучность».

А как это придумали? Понятие когнитивного диссонанса ввел в 1957 году Леон Фестингер, в тот момент — профессор Стэнфордского университета. Леон ФестингерЛеон Фестингер
Фото: на условиях добросовестного использования

Фестингер считал, что когнитивный диссонанс вызывает у нас дискомфорт, от которого мы стараемся избавиться. Как? Например, изменив один из противоречащих друг другу факторов… или изменив его восприятие либо отношение к нему.

  • Можно «не замечать» того, что противоречит имеющейся информации или установке, «отфильтровывая» неприемлемую информацию.
  • Или можно разрешить диссонанс конструктивно: принять существование противоречия, изменив представление о предмете так, что противоречие исчезает. По сути, речь идет о выработке нового, более адекватного взгляда на реальность.

Началась эта история в начале 1950-х с… пророчества. Нет, не самореализовавшегося…

Читать статью  Семейная психология

Если в двух словах, то некая американская домохозяйка Дороти Мартин получила от неких пришельцев откровение, что 21 декабря 1954 года мир постигнет конец с новым всемирным потопом и прочими неприятностями. И так ее сильно накрыло, что Дороти взялась проповедовать, собрав вокруг себя таких же неадекватов.

История попала в прессу, ее прочел Фестингер и вместе с несколькими коллегами радостно побежал вступать в новую секту. Нет, не потому, что верил в конец света. Просто представилась возможность понаблюдать за происходящим изнутри.

В назначенный день группа собралась дома у пророчицы в ожидании пришельцев, которые должны были спасти избранных. Как несложно догадаться, не дождались… И это смешно, но неинтересно. А интересно, что секта в целом сохранилась, удовлетворившись объяснением, что означенные пришельцы решили не уничтожать Землю, впечатлившись верой и стойкостью группы избранных. Пришельцы не прилетели, но люди, их ожидающие, не разуверились, а тут же сложили удобную версию развития событийПришельцы не прилетели, но люди, их ожидающие, не разуверились, а тут же сложили удобную версию развития событий
Фото: по лицензии PxHere

Это было бы действительно смешно, если бы фишка с «отменившимся» концом света не повторялась в истории человечества неоднократно. И обычно люди как-то ухитрялись объяснять себе, почему все произошло (или не произошло?) именно так. И сами себе поверить.

Но вернемся к Фестингеру. Наука проверяется экспериментами. И один из критериев научного познания — воспроизводимость, то есть аналогичные действия в аналогичных условиях должны давать аналогичный же результат.

В эксперименте Фестингера студенты в течение получаса выполняли различные задания, типа вращения рычагов и перекладывания мелких предметов с одного места на другое. Главное, чтобы задания были скучными и монотонными. Но испытуемым этого не сказали, а напротив, в комнате находился психолог, демонстративно наблюдавший и делавший записи.

Затем испытуемых разделили на три группы… ах да, за участие им платили. Одной группе — двадцать долларов, другой — один, третья группа была контрольной и ей вообще не платили.

После эксперимента (это испытуемые думали, что после, тогда как в реальности эксперимент только начинался) участников попросили рассказать о предстоящей работе следующей группе студентов, причем охарактеризовать предстоящую работу как приятную и интересную.

А завершили опросом на тему: понравился ли эксперимент, был ли он важен и хотели ли бы они продолжить участие в подобных исследованиях?

И тут оценки разделились.

  • Большинство контрольной группы ожидаемо сочли эксперимент скучным.
  • В группе, получившей по 20 долларов, задания оценили либо как скучные, либо как нейтральные.
  • А вот те, кому платили по доллару, ответили, что задания оказались интересными.
Читать статью  ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

На самом деле, шкала оценок градуировалась от -5 до +5, но тенденция была именно такой. Влияют ли деньги на результат эксперимента? Да. Но не совсем ожидаемоВлияют ли деньги на результат эксперимента? Да. Но не совсем ожидаемо
Фото: по лицензии PxHere

Что вывели отсюда психологи?

Они исходили из того, что большинство людей не склонны ко лжи и тем более к сознательному обману других. Таким образом, у студентов сформировали внутреннее противоречие: тем пришлось убеждать других, что скучное в действительности задание было увлекательным. При этом контрольная группа (те, кто ничего за обман не получил) прямо говорила, что было скучно выполнять задания.

Вторая группа сознательно лгала за неплохую в то время плату в 20 долларов, что сильно сглаживало внутреннее противоречие. Люди знали, ради чего обманывали.

А вот те, кто получили один доллар, сделали нечто, противоречащее их убеждениям (ввели в заблуждение), ни за что. У них не было и того оправдания, что им за это заплатили. Внутреннее противоречие вызывало дискомфорт и требовало разрешения, возникал тот самый когнитивный диссонанс. И человек убеждал себя, что задание было вполне интересным — так что не очень-то он и соврал.

И можно смеяться над выводами Фестингера, можно сколько угодно доказывать, что люди лгут с легкостью и что вот так взять и с ходу поверить, что скучное было веселым, невозможно, но… Вот только когнитивный диссонанс существует и возникает, и требует разрешения у самых обычных людей в реальной жизни. Человек будет стремиться ослабить когнитивный диссонанс и искать удобное объяснениеЧеловек будет стремиться ослабить когнитивный диссонанс и искать удобное объяснение
Фото: по лицензии PxHere

Например, когда курильщик получает от курения удовольствие, но одновременно осознает, что он вредит себе — он может разрешить противоречие самым простым способом: бросить курить.

Можно ослабить диссонанс иначе: стараться не замечать информации о вреде курения, переключать канал, если об этом говорят по ТВ, и избегать разговоров на эту тему.

А можно «убедиться», что курение помогает вам успокоиться, расслабиться или яснее мыслить.

И все это куда естественнее, нежели находиться в состоянии когнитивного диссонанса, одновременно куря и осознавая, что медленно себя убиваешь.

Источник